Спасо-Преображенский монастырь — древнейший памятник архитектуры Старой Руссы. Он был основан в 1192 году неподалеку от правого берега реки Полисти. Тогда же был выстроен первый деревянный храм. Основателем монастыря стал Мартирий, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся.

В 1198 году монастырь сгорел, а на его месте, всего за 70 дней, был построен новый, уже каменный, Спасский собор. Впоследствии храм дважды подвергался перестройке (в XV и XVII веках), в 1630 году к северной его стене была пристроена колокольня, примерно в то же время появляется небольшой храм Рождества Христова, объединенный с упомянутыми зданиями особой пристройкой.

Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя ( Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.

Комплекс монастырских строений, сформировавшийся в целом к XVII веку, дошел до наших дней. В настоящее время все сооружения монастыря отреставрированы, в соборе экспонируются фрагменты фресок XV-XVII веков, в помещениях монастыря разместилась экспозиция старорусского краеведческого музея.

Храмы монастыря

  • Собор Спаса Преображения. Дата постройки: 1198.
  • Церковь Рождества Христова. Дата постройки: приблизительно не позже 1630.
  • Церковь Сретения Господня. Дата постройки: приблизительно не позже 1630.

Один из древнейших на русской земле памятников древнего зодчества Старой Руссы. Монастырь основан монахом Мартирием в конце ХII века‚ освящен владыкой новгородским, архиепископом Григорием в августе 1192 года. В 1198 году построена первая каменная церковь во имя Спаса Преображения. Мартирий становится сначала игуменом основанной им обители, а затем избирается епископом Новгородским. Известен как усердный строитель храмов на новгородской земле.

Монастырь неоднократно подвергался нападению со стороны соседей. Всего за три года 1628-1630 были проведены масштабные строительные работы: главный храм монастыря капитально перестроен, а ещё три каменные церкви возведены вновь.

В начале ХIX веке к Спаcо-Преображенскому монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, а в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. Монастырь вёл обширное хозяйство. При учреждении духовных штатов в причислен к третьему, самому низкому классу.

По Росписи 1768 года, кроме храмов и колокольни, все остальные постройки попрежнему оставались деревянными. Стена ограды в это время имела протяжённость 309 саженей, из трёх ворот западные и южные были каменными, причём на западных воротах упоминается деревянная неосвящённая церковь «с главою чешуйчатою». Первое каменное жилое здание (одноэтажный настоятельный корпус) появилось в конце 178О-х годов.

В XIX веке активизируется строительная деятельность монастыря. К 1830 году повышен статус обители: она причислена ко второму классу. В 188О-1890-х годах возведён новый храм специально для возвращённой из Тихвина чудотворной иконы Божией Матери (освящён в 1891 году о. Иоанном Кронштадским), несколько каменных корпусов. При монастыре открывается Духовное училище. И вновь — повышение статуса обители: в 1892 году он причислен к первому классу. В начале ХХ века Спасо-Преображенский монастырь является одним из самых известных в епархии.

Вскоре после революции монастырь был закрыт, но большинство его зданий до Великой Отечественной войны оставались целы. В годы оккупации в монастыре и «Офицерском городке» разместилась немецкая комендатура. Храмы сильно пострадали. В 1960-х годах все древние храмы Спасо-Преображенского монастыря за короткое время были отреставрированы. С 1974 года после завершения реставрационных работ под руководством Т.В. Гладенко в зданиях были размещены экспозиции Старорусского филиала Новгородского государственного историко-архитектурного заповедника.

В настоящее время ансамбль монастыря составляют три храма: Преображения Иисуса Христа, Рождества Иисуса Христа, Сретения Господня и колокольня. Располагается в них экспозиция краеведческого музея. Уцелел и стоящий южнее собор Старорусской иконы Богоматери, до неузнаваемости перестроенный под спортивную школу и два каменных корпуса ХIХ века.

1) В этой части мы познакомимся с богатым наследием Старой Руссы на предмет храмового строительства, из которых дошедшие до нашего времени памятники архитектуры датированы и XII, и XV веками, участием в реставрациях ряда их них «мэтра русско-византийского стиля» К. Тона, одного из зачинателей классицизма В. Стасова.
Итак, полетели!

2)Воскресенский Собор, построен в 1692-1696 гг., расположен на стрелке двух рек Полисти и Порусьи в самом историческом центре города. Храм возведён на месте острога возле одной из башен, на которой стоял Покровский Собор, который со временем сильно обветшал. Тогда в 1690-х гг. на деньги соборного старосты Михаила Фёдоровича Сомрова и прихожан был выстроен ныне существующий Собор.
В 1833 г. под руководством архитектора Василия Стасова храм был перестроен с галереей и колоннами.в 1801 году возведена четырёхъярусная колокольня в стиле классицизм (на средства соборного старосты И. П. Красильникова). На третьем его ярусе располагались часы (с 1811 года), бьющие в восемь колоколов каждые четверть часа и каждый час.

3) Церковь Николая Чудотворца построена в 1371 году и переделана в XVIII веке, когда к одноглавому новгородскому храму с зубчатой крышей были добавлены четыре маленьких купола, а позднее колокольня в стиле классицизм. Церковь действует и принадлежит Старообрядческой беспоповской Древлеправославной Поморской Церкви.

4) Храм, называемый «Николы в городу»или » Николы на Торгу», был выстроен в честь Николая Мир Ликийского (Николая Чудотворца) рядом с торговой площадью древнего городища.После разорения в 1614 году церковь была восстановлена в 1710 году, колокольня пристроена в 1750-х гг.

5) Храм расположен на первоначальном фундаменте, кладка которого сохранилась на высоту 2-2,5 метра.
6) Георгиевская церковь относится к XV веку (1410), однако перестройки XVIII века сильно изменили облик здания, которое сейчас больше напоминает неорусские стилизации Константина Тона нежели древнерусскую архитектуру. Георгиевскую церковь регулярно посещал Достоевский, о чём напоминает расположенный неподалёку памятник, показанный в первой части рассказа о городе.
7) Интересно, что писатель предпочитал эту церковь маленькой и гораздо более симпатичной церкви великомученика Мины, которая к тому же располагалась по соседству с его домом: возможно, Достоевского интересовала икона Старорусской Богоматери, одно из крупнейших выносных изображений Богородицы, с которым связана длинная и скандальная история.
8) Первоначальный образ то ли привезён из Византии, то ли в написан в Новгороде в XIII веке. В XVI веке икону на время отвезли в Тихвин для спасения тамошних жителей от моровой язвы. Тихвинцы так впечатлились чудотворным действием иконы, что не стали её возвращать, а в конце XVIII века после длительных уговоров позволили рушанам сделать хотя бы копию. Впрочем, копия оказалась не совсем точной — Христос на ней почему-то отвернулся от Богородицы — и это, наверное, повлияло на чудотворные свойства: продолжив борьбу, к концу XIX века рушане всё-таки завладели оригинальной иконой, которая была потом утеряна в годы войны. «Неправильная» копия с отвернувшимся Христом выставлена сейчас в Георгиевской церкви.
9)Церковь Великомученика Мины является второй древнейшей постройкой Старой Руссы и ориентировочно датируется началом XV века (между 1300 и 1400 годами), но на данный момент возраст сооружения точно не установлен.Почти во всю высоту стен сохранилась древняя кладка из красного ракушечника.По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь, вероятно, относится к XV веку, а возможно к 30-40 годам XV века. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. В XV веке церковь была перекрыта позакомарно (с использованием кокошников), что достаточно редко в Новгородской земле в этот период.
10) По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах.
В 1751 году храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан.
11) В стенах можно увидеть фрагменты старинной кладки и характерные для Западной Руси вмурованные каменные кресты. К сожалению, церкви не повезло с реставрацией: стройное здание испорчено непропорционально маленьким куполом на тонком барабане и огромным деревянным крыльцом с жестяной крышей. Возможно, со временем церковь приведут в порядок, но пока она не действует и всё больше зарастает травой. Ныне там расположена мастерская реставраторов. Правда, когда я туда поднялся, едва не упав с лестницы, дверь была закрыта на замок. Печалька, однако.
12) Церковь Святой Троицы на улице Фрунзе является образцом посадского храма 2 половины XVII века, выстроена на средства купца Якова Тверева в 1676 году. В 1759 году в Старой Руссе случился пожар, из чего церковь сильно пострадала, а в 1836 году после бури сорвался купол.
13) в 1854 году начался с высочайшего соизволения императора Николая I ремонт церкви с сохранением древней архитектуры под руководством К. Тона (автора Храма Христа Спасителя, Ленинградского и Московского вокзалов в Москве и Петербурге, Елецкой Вознесенского Собора, Большого Кремлёвского Дворца и Петропавловской церкви в моём родном городе Клинцы). Содействие в реконструкции оказывал староста церкви Яков Булин, священник Отец П. Лавровский, в результате чего были укреплены своды, пробиты дополнительные окна и перенесён придел из сгоревшей рядом Златоустовской церкви в 1759 году. Вместо древней палаточной сделана 4-скатная кровля.
14) После революции действовавшую при храме приходскую школу заменили на четырёхгодичную. в 1980 году там размещался рушанский краеведческий музей. Возвращена РПЦ в 1996.
15) в одной из последующих частях рассказа о поездке в Старую Руссу я расскажу также о древнейшем в городе и территории бывшего Древнерусского государства Спасо-Преображенском монастыре, а также прогуляемся по улицам города.

Каждый год в весенне-летний период в Старой Руссе общественностью поднимается одна и та же проблема – кто должен содержать территорию у церкви великомученика Мины?

В этот раз вопрос подняли местные экскурсоводы, которым стыдно рассказывать туристам о памятнике культуры федерального значения, заросшем травой настолько, что его заброшенность не вяжется со статусом.

Порою, мы не понимаем, какими раритетами владеем, как трепетно нужно беречь их, не перекидывая на плечи друг другу обязанности по их содержанию. Но амбициозно заявляем: «Мы гордимся Старой Руссой!»

Судите сами, памятник зодчества настолько древний, что специалисты разошлись во мнении о его датировке – от XIII до XV века. В стенах храма как нигде лучше просматривается и древний строительный материал — ракушечник и известняк, и мастерство новгородских реставраторов, сумевших максимально восполнить первозданную кладку после разрушений во время Великой Отечественной войны.

Проблема содержания церкви недавно была вынесена на общественную платформу сетевого ресурса «ЧП Старая Русса» с надеждой, что ею заинтересуются чиновники, от которых зависит состояние городского объекта, являющегося частью исторического поселения. Но, к сожалению, быстрого реагирования не произошло. А вот участники группы ЧПэшников разделились на сочувствующих, вопрошающих и осуждающих. Причем последние осудили экскурсоводов, которые, по абсурдному убеждению, должны сами обихаживать объекты, входящие в экскурсионную программу. Вот им-то позволю себе напомнить, что на территории Старой Руссы 64 памятника культурного наследия, каждый из которых закреплен за соответствующими структурами. И если так вышло, что один из восьми сохранившихся старорусских храмов – церковь великомученика Мины – находится в ведении управления Росимущества Новгородской области, которое не может или не в силах обеспечить должного ухода за памятником культурного наследия, то почему бы не заявить об этом во всеуслышание, чтобы проблема решилась раз и навсегда?

Однако, среди посетителей указанного сетевого ресурса, активных и воинствующих, умничающих и обличающих, нашлись люди, которые, не вступая в дебаты, не дожидаясь призыва из вне, не афишируя свои христианские воззрения, никому не говоря ни слова, просто взяли инструменты и приехали к заброшенному храму.

Супруги Александр и Марина Квач, призвав на помощь своего внука Дмитрия, вместе с подоспевшими к ним сотрудниками дома-музея Ф.М. Достоевского в три бензокосы жарким воскресным вечером три с половиной часа обкашивали мининские заросли, сгребали их и выносили «на задний двор». Оставили нетронутым лишь островок с ромашками – уж очень красиво они смотрятся на фоне древнего известняка. То, что не успели вынести они, убрали на следующий день Екатерина Алексеева с внучкой – еще одни энтузиасты.

В прошлый раз в одиночку с этой работой справился Олег Долгих, сотрудник комитета культуры. В следующий раз найдутся другие патриоты… Но хотелось бы, чтобы у церкви Мины был настоящий хозяин – в лице ли представителя Росимущества, которого нет в Старой Руссе, или в лице руководителя МБУ «Административное управление городским хозяйством», которого тоже как будто бы нет…

Меж тем, сейчас объект разрушается от вандалов. Во время обкоса территории по периметру церкви рушане нашли надписи маркером на северной стене, выбитые ступени и разрушенные перила крыльца. Детали конструкции валяются там же. И если ступени удалось общими усилиями поднять и установить на место, то для монтажа перил и балясин требуется мастер-специалист. Кроме того, утрачена секция металлической ограды, об установке которой, как выяснилось, никто в администрации муниципалитета не помнит.

Справедливости ради надо сказать, что там, в администрации Старорусского района, давно думают, как решить проблему с содержанием памятника зодчества. Епархия церковью не занимется – не ее это собственность. Из федерального бюджета деньги на обеспечение поддержки состояния храма не поступают. Из муниципального направлять хотя бы незначительные суммы нельзя по законодательству – наказуемо. Думы продолжаются.

Поскольку знаю, что скоро только сказка сказывается, надеюсь на внимание к старорусской церкви великомученика Мины со стороны представителей торговли, которым будет интересно узнать, что Мина Котуанский являлся покровителем купечества. Ведь не случайно ж храм построен именно в те времена, когда в Руссе развивались торговые отношения… Кроме того святой Мина известен и как помощник в исцелениях от разнообразных заболеваний — по молитвам…

Напомню, что египтянин Мина, такой же воин, как Федор Стратилат или Георгий Победоносец, пострадал за веру во Христа в конце III века. Согласно жития святого, он был замучен в пытках, обезглавлен и сожжен. Но его останки сберегли, рискуя жизнью, православные, и до сих пор они покоятся в Александрии, в соборе, посвященном великомученику. Его глубоко почитают в Греции и на Кипре, куда ежегодно в день его памяти 11 ноября стекаются паломники со всего мира. Они поклоняются перенесенным частичкам мощей великомученика и иконе, на которой святой Мина изображен с Христом на груди — он ни разу в жизни не изменил своей вере и словам: «Я со Христом был, есть и буду». Особо чтят святого и в египетском Луксоре, в коптской церкви, что на восточном берегу Нила.

Незримой, исторически необъяснимой пока связующей нитью между северо-восточной Африкой, средиземноморским побережьем и новгородской Руссой является небольшой древний храм. И хотя ему давно посвящены стихи и романсы, он в Старой Руссе остается пока забытым.

Есть в Старой Руссе церковь Мины.
Там, у заросшего пруда
Стоит она, тиха, пустынна,
Забыта всеми навсегда.
В нелепом этом запустенье
Камней, столпов, крутых апсид
Витает благовест терпенья
И всепрощения обид…
Не знаю, молятся ли храмам
Заброшенным, но только здесь
Я был овеян ветром странным,
Как бы ниспосланным с небес.
И ощутил не на мгновенье,
Что от всего остались нам
Вот этот благовест терпенья
Да, словно Русь, забытый храм, —
Которые в безмолвной стыни
Вот-вот исчезнут в никуда…
Есть в Старой Руссе церковь Мины,
Там у заросшего пруда.

Евгений Курдаков.

Фото автора.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *