Свято-Троицкий монастырь возник во второй половине VII ст. В исторической преемственности он является наследником соименного ему Троицкого монастыря, бывшего на реке Кловке, в 3 верстах от Смоленска, вниз по течению Днепра. Ныне существующий монастырь возник на месте Бернардинского кляштора, устроенного поляками при завоевании Смоленска.

После окончательного присоединения Смоленска к Москве, с дозволения царя Алексея Михайловича, архиепископ Варсонофий в 1674 г. начал строить каменную церковь в два этажа во славу Св. Троицы и заводить монастырь. В дальнейшем своем существовании Троицкий монастырь своим благосостоянием и благоустройством обязан смоленским владыкам – митрополитам Симеону Милюкову и Сильвестру Черницкому, избравшим его своею резиденцией за неимением помещения на Соборной горе. Для сообщения с Соборною горою были сделаны отсюда через сухой ров крытые переходы. При Петре I Троицкий монастырь был видоизменен: Петр повелел провести главную улицу города, шедшую ранее в Резницком рву, через Соборную гору и Троицкий монастырь. От этого монастырская колокольня оказалась отделенною от монастыря дорогою, а через сухой ров перекинут был мост, существовавший в 1812 г.; в таком разобщенном виде она остается и до сих пор.

В настоящее время в Троицком монастыре два храма: большой каменный в два этажа, в верхнем — престол во славу Св. Троицы, а в нижнем – во имя Рождества Христова и св. Митрофана, епископа Воронежского. Снаружи к нижней церкви с южной стороны примыкает часовня над гробами митрополитов, в ней придел во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости»; Анно-Зачатьевская церковь, каменная, в настоящее время она передана в пользование военному ведомству.

Святыни монастыря: Иверская икона Божией Матери древнего письма. При ней находится благословенная грамота митрополита Сильвестра Черницкого, установившего в 1700 г. ежесубботнее пред ней акафистное служение; гробы четырех Смоленских митрополитов в общей усыпальнице под Скорбященской церковью: Симеона, Сильвестра III, Сильвестра IV и Дорофея.

Митрополит Симеон Милюков правил Смоленскою епархиею с 1675 по 1699 гг. Пользовался особенным благоволением царя Федора Алексеевича и его супруги Агафьи Семеновны Грушецкой, урожденной смолянки. При нем по указу и плану самого царя 2 августа 1677 г. был заложен Успенский кафедральный собор.

Митрополит Сильвестр Черницкий — с 1699 по 1706 гг., из архимандритов Саввина Звенигородского монастыря. В истории известен тем, что во время бунта стрельцов в 1862 г. приютил у себя малолетнего Петра с матерью и препроводил их затем в Троицкую Лавру. Принимал участие в короновании царей Федора и Петра с Иоанном, а в 1701 г. погребал последнего патриарха Адриана и был даже намечен в кандидаты на патриаршество. В Смоленске устроил церковь св. Иоанна Предтечи на архиерейском дворе и при ней здание для помещения архиереев; им приобретена архиерейскому дому загородная дача «Новый Двор» в 7 верстах от города.

Митрополит Сильвестр Крайский с 1707 по 1712 гг., один из ученейших мужей своего времени: любил заниматься математическими, астрономическими и естественными науками. Им отстроен деревянный Богоявленский собор и церковь Рождества Богородицы на Новом Дворе. Приложил много забот по учреждению в Смоленске школ согласно указа Петра Великого 1708 г.

Митрополит Дорофей Короткевич – с 1713 по 1718 гг. из архимандритов Симонова монастыря. По прибытии на епархию освятил отстроенный его предшественником Богоявленский собор и возобновил было прервавшиеся работы по постройке Успенского собора.

На кладбище Троицкого монастыря в 1708 г. Петром Великим здесь был погребен князь Гессен Дармштадтский, один из предков государыни императрицы Александры Федоровны, умерший от ран в Чаусах. Настоятелями монастыря состоят епископы Смоленские.

Петр Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г.

Уже в 1542 году трудами монастырской братии и боголюбивых поселян преподобный Герасим построил деревянный храм клетского типа с трапезной и келарской во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С тех пор обитель по имени престольного храма называется Предтечевой, по городу — Вяземской. Позднее преподобный Герасим начал строительство в монастыре храма во имя Вознесения Господня.
Пробыв около семи лет в Вязьме, устроив монастырь и поставив по благословению митрополита Макария, игуменом своего ученика Симеона, преподобный возвратился в Болдинскую обитель, где и скончался в 1554 году.
В первые годы игуменства Симеона в обители было более 30 человек братии. Заботился игумен Симеон более всего о духовной жизни братии, многие из насельников монастыря впоследствии сами основали новые монастыри в Смоленском крае и других землях.
Постепенно монастырь рос и приобретал известность. В 1566 году Вяземскую обитель посещал царь Иоанн IV Грозный. В конце XVI века благотворительные вклады в монастырь делал Борис Годунов, имевший в Вязьме свой дом и в ее окрестностях земельные угодья. В 1598 году во время поездки в Смоленск для осмотра строящейся там крепости Борис Годунов останавливался в Вязьме и посещал собор и монастырь. В 1598 году он пожаловал обители пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме: «…рыбные ловли на реке Вязьме, 10 лавок в разных местах нижнего острога (крепости), обширный дом в верхнем остроге, близ соборной церкви». Монастырь имел также много «…служек, крестьян и даточников».
Щедро жертвовали в обитель и вязьмичи, занимавшиеся торговлей и различными ремеслами. Когда Вязьму и ее окрестности посетил голод в 1602 году, обитель «открыла приют и житницы для голодающих и спасла многих от смерти».
В начале XVII века в «смутное время» монастырь неоднократно подвергался разграблению и разорению.
По восшествии на престол царя Михаила Федоровича, основоположника династии Романовых, война на вяземской земле еще продолжалась, поэтому обитель не могла возродиться сразу. После заключения Деулинского перемирия с Польшей в 1618 году Вязьма торжественно встречала возвращавшегося из плена митрополита Ростовского Филарета (Федора Никитича Романова), который через несколько дней был поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.
В разоренный Предтечев монастырь был поставлен игуменом Даниил, при котором было 14 человек братии. Игумен Даниил обратился в 1621 году к царю за помощью. По решению царя Михаила Федоровича, обители были пожалованы вотчины взамен отнятых во времена польского владычества и подтверждены прежние права, данные монастырю Борисом Годуновым.
В XVII столетии на территории монастыря возводится соборный трехшатровый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Общепринятой датой постройки храма считаются 1635-1638 гг. Однако, изучение архивных источников и архитектурных особенностей храма сегодня позволяет весьма аргументированно предполагать, что храм Одигитрии, представляющий собой яркий и совершенный образец развитой фазы русского узорочья и завершающей стадии стиля Алексея Михайловича был возведен в более позднее время – 1650-70-е гг.
Первым из настоятелей монастыря возведенным в сан архимандрита стал Пахомий — «по общему согласию братии и при значительном содействии жителей Подмонастырской слободы». В 1650 году при нем поставлен над монастырскими вратами вместо деревянного теплый каменный храм во имя Вознесения Господня с общей трапезной для братии.
В 1676 году настоятелем обители был избран братией игумен Питирим, впоследствии епископ, Святитель Тамбовский. Богоугодная жизнь святого Питирима была образцом для других иноков обители. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. В период с 1686-го по 1704 годы настоятелями обители были архимандриты Феодосий и Варсанофий. К началу XVIII века образовался особый приход из 204 дворов — Подмонастырская слобода. По приказу царя Петра I всем монастырям давать приют раненым воинам и неспособным к работе мирянам в обители была устроена больничная палата, с отдельным помещением для высших чинов.
Иноки прислуживали, готовили пищу и делали все для спокойной жизни больных и раненых.
Благодаря такой благотворительной деятельности правительство наделило обитель новыми вотчинами, и сами больные, особенно бездетные, завещали монастырю свое движимое и недвижимое имущество. Приток новых средств позволил еще больше украсить обитель.
По высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны от 10 мая 1739 года, преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, учредил в монастыре Крутицкую семинарию. Настоятелем в это время был архимандрит Макарий. Семинария просуществовала при монастыре 5 лет. 21 июня 1744 года последовал именной указ императрицы Елизаветы Петровны с повелением «Вяземскую семинарию перевести в Москву в Покровский монастырь и именовать впредь Крутицкой». В обители с этого времени устроено училище для детей духовенства. Много пастырей церкви и тружеников земли русской получили в стенах Вяземского духовного училища первоначальное образование и воспитание. В разное время в Вяземском духовном училище обучались преподобный Макарий Алтайский, святой праведный Алексий Южинский, епископы Иларион (Юшенов), Арсений (Брянцев) и Иоасаф (Лелюхин), писатель и богослов М.А. Соколов, основоположник научного почвоведения В. В. Докучаев и др.
В 1750 году на средства архимандрита Венедикта (Коптева) был выстроен каменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца.
В Отечественную войну 1812 года Вяземская обитель претерпела такое же страшное опустошение, как и при нашествии поляков. Многие здания были сожжены и разрушены. Ризница с хранящимися в ней царскими грамотами, библиотека с древними книгами и документами, утварь, иконы были уничтожены или разграблены. От богатой обители после ухода неприятеля остались одни обгорелые стены. Разорение было настолько велико, что до начала 30-х годов XIX века обитель не могла оправиться.
С трудом братия исправила Никольский, а затем Вознесенский храмы. Соборная же церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года, когда назначенный настоятелем архимандрит Вениамин на пожертвования прихожан и купцов за несколько лет восстановил ее, и в 1837 году этот храм был освящен.
При архимандрите Вениамине были возобновлены настоятельские и братские кельи.
По благоустройству монастыря много и плодотворно потрудился архимандрит Назарий, умерший в 1890 году. При нем поставлен каменный двухэтажный гостиничный корпус, на Духовской улице — две каменные лавки для торговли, часовня, исправлена ограда.
В 1909 году 5 декабря из-за неисправности дымовых труб в духовном училище произошел пожар, в котором пострадали богослужебный зал и помещение 1-го класса, но уже в 1910 году здание было отстроено.
В 1912 году в монастыре были проведены исследования известным русским архитектором-реставратором П. Д. Барановским, материалы которого легли в основу восстановительных работ в 1960-1980 годы.
С 1910 по 1917 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Дионисий. С лета 1917 г. монастырем на правах настоятеля управлял бывший епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев), при котором в обители возобновились регулярные службы и был воссоздан церковный хор. 12 августа 1918 г. Макарий был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 4 сентября 1918 г. обвиненный в контрреволюционном заговоре епископ был расстрелян. В 1993 г. владыка Макарий был реабилитирован, а в 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Монастырь был закрыт в 1918 г., но храмы оставались действующими в качестве приходских. В марте 1930 года решением исполкома горсовета храмы были отобраны у верующих, договора на аренду расторгнуты, имущество разграблено и уничтожено. С храмов сняты кресты и главы. Колокола вывезены на металлолом. Все здания переданы спичечной фабрике.
В Великую Отечественную войну в ходе боев за Вязьму сильно пострадали все постройки обители. В 1946 г. трапезная храма Одигитрии была передана городскому архиву, а зимний Знаменский (Никольский) храм по постановлению местных властей был разобран «как не представляющий художественной ценности». В начале 1960-х гг. была восстановлена кровля храма Одигитрии и только в 1976 году к Олимпиаде-80 вяземским участком реставрации, под руководством прораба А. И. Степочкина, по проекту архитектора Д. С. Соколова, начата реставрация монастыря. До 1989 года отреставрированы фасады храмов Божией Матери Одигитрии и Вознесения Господня, палаты казначея с хозяйственными постройками, воссозданы часть ограды и первый этаж гостиницы, проведены раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов.
В конце 1980-х годов верующие и интеллигенция города неоднократно обращались к церковным и светским властям всех уровней с предложением восстановить Иоанно-Предтечев монастырь. Были собраны тысячи подписей вязьмичей с просьбой открыть в городе мужской монастырь на его историческом месте, проводился специальный опрос жителей через местную газету, но верующим были возвращены храмы монастыря только 26 мая 1989 года. В июне 1990 года последовало решение Синода Русской Православной Церкви об открытии Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, а 28 июля этого же года назначен настоятель, им стал игумен Аркадий. Первый, после семидесяти лет забвения, настоятель обители положил много трудов на восстановление монастыря.
11 августа 1991 года, на второй день празднования иконы во имя Смоленской Божией Матери — Одигитрии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил освящение монастырского Вознесенского храма. В 1993-1994 годах проведены работы по реставрации Вознесенского храма, отремонтированы казначейские и 4 братские кельи. Поставлен второй этаж гостиницы, срублена баня и жилой дом-просфорная, заведено подсобное хозяйство. 3 мая 1993 года монастырь посетил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Вознесенском храме монастыря им был совершен краткий молебен и передана в дар обители икона Спаса Нерукотворного. Предстоятель церкви посадил молодой дуб за алтарем церкви Одигитрии.
В августе 1995 года по предложению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Синодом Русской Православной Церкви монастырь переведен в разряд женского. Первыми насельницами женского Иоанно–Предтеченского монастыря были 6 послушниц во главе со старшей сестрой монахиней Людмилой.
24 мая 1996 года настоятельницей монастыря назначена монахиня Лаврентия.
Чтобы достроить сестринский корпус (бывшую гостиницу), сестры разбирали разрушенные здания, и кирпич шел на постройку его внутренних стен. К 4 ноября 1998 года, ко дню празднования иконы Казанской Божией Матери, строительство было завершено, и корпус был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
С весны 1999 года начались работы по восстановлению «жемчужины» монастыря – церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Трехшатровая каменная церковь Одигитрии – выдающийся памятник русского зодчества, созданный неизвестными нам московскими мастерами высокого класса в XVII столетии.
30 ноября 2003 года освящена колокольная звонница. Колокола были отлиты на пожертвования благотворителей обители в уральском городе Усть-Каменске. Это событие привлекло к себе внимание жителей города и очень обрадовало сестер и прихожан.
Одним из важных событий в жизни обители и города Вязьмы явилось принесение частиц мощей Преподобного Герасима Болдинского и Святителя Питирима, епископа Тамбовского, которое произошло 15 мая 2004 года.
6 июня 2009 г. епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом был освящен северный придел храма Одигитрии во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
6 июня 2010 г. Иоанно-Предтечев монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, передавший в дар обители икону Божией Матери «Владимирская». Во время визита Святейшего Патриарха в Вязьму настоятельница обители монахиня Лаврентия была возведена в сан игумении.
В канун празднования дня Святой Троицы 2 июня 2012 г. после всенощного бдения епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон совершил освящение установленного во дворе монастыря перед храмом скульптурного образа основателя обители преподобного Герасима Болдинского.
6 октября 2012 г. в монастыре состоялось освящение главного престола храма Одигитрии. Чин освящения храма совершил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
В день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля 2014 г. епископ Смоленский и Вяземский Исидор освятил южный придел храма Одигитрии, посвященный святому праведному Симеону Богоприимцу.
Службы в монастыре совершаются ежедневно. Сестринское правило состоит из утренних и вечерних молитв, полунощницы, акафистов, чтения Евангелия, жития и поучений святых отцов. Повседневная жизнь сестер проходит в молитве и труде на послушаниях в церкви, в трапезной, на просфорне… В монастыре работает швейная мастерская, где сестры занимаются рукоделием. При монастыре есть также подсобное хозяйство: коровы, кролики, куры, огород, фруктовый сад, монастырский двор украшают цветочные клумбы.
С 2013 года силами Иоанно-Предтеченского монастыря близ села Исаково Вяземского района благоустраивается святой источник во имя святителя Николая Чудотворца, устроена купель. В самом Исакове находится домашняя церковь монастыря, также освященная во имя святителя Николая Чудотворца.
В монастыре действует воскресная детская школа и женский клуб, монастырь участвует в проводимом ежегодно в Смоленске фестивале-конкурсе постных блюд.
Иоанно-Предтечев монастырь всегда оказывал посильную помощь нуждающимся. Многие годы монастырь принимал деятельное участие в жизни детского приюта г. Вязьмы «Дом милосердия». Сегодня монастырь продолжает традицию благотворительности, оказывая поддержку малообеспеченным и многодетным семьям, а также заключенным.

Конкретных исторических данных о монастыре вплоть до XVII века практически не сохранилось. Можно предположить, что на протяжении ряда веков он являлся значительным духовно-просветительским центром Смоленска. Архивные данные свидетельствуют, что уже в конце XII века смоленские монастыри располагали колоссальным книгохранилищем рукописных книг.
Известно, что в 1609–1611 годах монахи монастыря активно участвовали в обороне Смоленска от польского войска. После падения города поляки подвергли монастырь разграблению. Во время тех страшных событий бесследно исчезла главная святыня монастыря – мощи преподобного Авраамия. Сам монастырь был передан доминиканскому католическому ордену, а в 1634 году и вовсе закрыт. Его возрождение началось лишь после освобождения Смоленска. Особой грамотой царь Алексей Михайлович учредил в монастыре архимандритию и закрепил за монастырем сто крестьянских дворов.

Постепенно к монастырю возвращалась роль духовно-просветительского центра. Особенно возросла она после размещения на его территории основанной в 1728 году Смоленской духовной семинарии. Было возведено несколько каменных корпусов, в которых разместили учебные классы, библиотеку и т.д. Архимандрит монастыря стал одновременно занимать должность ректора духовной семинарии. Она располагалась здесь вплоть до 1891 года.
Монастырь, между тем, продолжал благоустраиваться. Примерно в середине XVIII века на пожертвования купца Бориса Пискарева здесь был возведен двухэтажный каменный храм. В нем находились престолы во имя Преображения Господня, в память преподобного Авраамия и Меркурия Смоленского. Храм получил название Преображенского, а монастырь стал называться Спасо-Авраамиевым. В 1773 году недалеко от главного храма была построена каменная Введенская церковь. Вокруг монастыря возвели каменную ограду с главными воротами в стиле барокко, имевшими оригинальное трехглавое завершение.

С захватом в 1812 году французами Смоленска монастырь, как и за двести лет до того, при поляках, подвергся разграблению. Все ценности были вывезены, в Преображенском храме оккупанты разместили хлебный магазин, а в самом монастыре – лазарет. После изгнания французов жизнь в обители постепенно, хотя и очень медленно, входила в свое русло. К концу XIX века здесь проживали три иеромонаха, два иеродиакона и два монаха.

В начале ХХ века монастырь относился к первоклассным. В обители было два храма с пятью престолами. Соборный храм Преображения Господня и Введенский храм. Главной святыней монастыря были мощи прп. Авраамия Смоленского. При монастыре находилось духовное училище, больница, работал свечной завод. Управлял монастырем архимандрит, проживали более пятидесяти насельников.
Вскоре после революции монастырь как таковой был закрыт, власти открыли в нем концентрационный лагерь. Все, кто жил в монастыре, были уничтожены. Мощи преподобного Авраамия бесследно утрачены. Позже монастырские здания передали военному ведомству.
В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений подверглась разрушению. В том числе Введенская церковь. Ничего не осталось и от каменной ограды. А после войны были ликвидированы остатки монастырского кладбища.
В 2000 г. решением Священного Синода Смоленский Спасо-Авраамиев монастырь был открыт. 28 августа 2008 года Смоленской епархии были переданы здания обители. 16 ноября 2008 г. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освятил престол и совершил первую литургию в нижней церкви Спасо-Преображенского собора. В храме сейчас хранятся чтимые иконы с частицами мощей смоленских и общецерковных святых. Недалеко от монастыря находится святой источник, выкопанный, по преданию, самим преподобным Авраамием Смоленским.
Сейчас в одном из монастырских зданий расположено медицинское учреждение, в другом городские квартиры. А в главном храме до недавнего времени располагалось книгохранилище областной библиотеки.
Чествование святого Авррамия Смоленского продолжается и теперь. Одним из самых значимых событий стало освящение памятного Креста у Авраамиева кургана, места подвижничества преподобного. Здесь когда-то стоял Успенский монастырь, в котором совершал монашеский подвиг преподобный Авраамий. В память об утраченной обители недалеко от кургана в 2008 году митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, был заложен камень в основание новой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Монастырь попал под федеральную программу, по которой он был частично отреставрирован к 2013 году, когда праздновалось 1150-летие Смоленска.

Чем славен Смоленск Православный? Что привлекает взоры гостей нашего города? Сегодня в Смоленске 18 действующих приходских храмов.

Главный из них – Свято-Успенский кафедральный собор, который строился долгое время (с конца XVII в. до середины XVIII в.), выдержал многие войны и был не раз реставрирован. Жемчужина Смоленского края, он хранит многие святыни: иконы Божией Матери (Одигитрия и Казанская), сандалии святого мученика Меркурия Смоленского, пострадавшего в XIII в., плащаницу «Погребение Господа Иисуса Христа» и другие.

Почувствовать память времен, восхититься великолепием убранства, можно посетив один самых величественных храмов России – Свято-Успенский собор, побывать на престольных праздниках.

Рядом с Успенским собором находится Богоявленский собор.

Успенский собор вместе с Богоявленским (1787 г.), церковью Иоанна-Предтечи (1703-1780 гг.) и архиерейским домом (1770 г.) составляет основу ансамбля Соборной горы. В настоящее время в Богоявленском соборе совершается таинство Крещения.

Храм Новомучеников и исповедников Российских построен в новом микрорайоне города в 2000 году на улице 25 сентября. Сюда на Престольный праздник – первое воскресенье после 7 февраля День памяти святых Новомучеников и исповедников Российских приезжает много паломников.

В Смоленске создана система православного образования, опорой которого являются детский сад (1992 г.), гимназии в Смоленске и Рославле, а также Духовное училище и Духовная семинария.

Духовная семинария, основанная в 1728 году, разместилась рядом с Церковью Покрова Пресвятой Богородицы, возведенной во второй половине XVIII века.

Смоленское межъепархиальное Духовное училище готовит катехизаторов, регентов, иконописцев и сестер милосердия.

Духовное училище находится на Соборном холме, рядом с храмом святого Иоанна Предтечи,

На живописном берегу Днепра расположился храм святителя Николая Чудотворца, в котором находятся старшие классы Православной гимназии. Церковь святителя Николая Чудотворца была построена в XIX веке. Храм имеет декоративное убранство и является одним их лучших памятников барокко.

Самый древний из сохранившихся памятников – церковь Петра и Павла. Построена она в середине ХII в. в Киево-византийских традициях. По своей сохранности (здание не было разрушено) и по точности реставрации (единственный памятник ХII в., восстановленный без позднейшей штукатурки) это один из наиболее значительных памятников древнерусского зодчества домонгольской поры. Неподалеку находится храм святой великомученицы Варвары (1757 г.), при котором располагается Молодежный епархиальный центр, который ведет разнообразную духовно-просветительскую и воспитательную работу (справочную информацию можно получить по тел. 21-88-33).

Также при храме действует паломнический центр «НИКОСИЯ», осуществляющий поездки по святыням Смоленска и Смоленской области, многих других городов России. Приглашаем к сотрудничеству (адрес: г. Смоленск, ул. Кашена 20А, тел. 27-89-76).

Храм святых апостолов Петра и Павла, храм святого Иоанна Богослова, храм Архангела Михаила (Свирская) были построены в начале или в середине 12 века и являются столпами истории Смоленска на протяжении веков. По сей день их двери открыты для смолян и гостей города.

И мы поистине можем гордиться мастерством наших предков и любоваться красотой и своеобразием архитектурных форм древних храмов.

Храм святого Иоанна Богослова был построен в 60-х годах XII века по приказу смоленского князя Романа Ростиславича. Претерпев реконструкцию в XVIII веке и утратив в 1941-43 гг. некоторые примыкающие постройки, храм был реконструирован и вновь функционирует.

Церковь во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия (Верхне-Георгиевская церковь) была заложена в в 1782 году. Этот храм представляет собой памятник архитектуры классицизма.

На территории бывшего Авраамиевского монастыря находится Спасо-Преображенский Собор. Некогда действующий Монастырь был основан в XIII веке преподобным Авраамием — выдающимся церковным деятелем, проповедником, писателем, книгоиздателем, иконописцем. В 1549 году Авраамий был канонизирован на Московском Соборе, став первым смоленским святым. Сам Спасо-Преображенский Собор, возведенный в 1765 году, до сих пор остается лучшим памятником барокко в Смоленске.

Икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии

По преданию икона была написана евангелистом Лукой для Антиохийского правителя Феофила. Когда первописанные образы представили Божией Матери, она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня да будет с сими иконами».

По смерти Феофила святая икона была перенесена из Антиохии в Иерусалим, а оттуда, в середине V века, греческой императрицею Евдокией перенесена в Константинополь к сестре Императора Пульхерии и установлена в новоустроенном Влахернском храме. Здесь многие, приходившие к Царице Небесной, получали от Нее помощь и исцеление.

В 1046 году греческий император заключил мир с руссами, он обязался выдать свою дочь Анну за одного из сыновей великого князя Ярослава — Всеволода Ярославича, княжившего в Чернигове. Император Константин, отпуская дочь свою в Русские земли, благословил ее этою иконою. Княгиня Анна до конца своей жизни хранила святой образ в Чернигове, перед смертью же благословила им своего сына Владимира Всеволодовича Мономаха, а Владимир, став Смоленским князем в 1097 году, принес икону Одигитрии в Смоленск и поставил в 1103 году в специально для нее выстроенном соборе Успения Богородицы. С тех пор эта икона стала именоваться Смоленской. В течение трехсот лет она находилась в этом храме.

Находящаяся сегодня в соборе икона — список середины XVI века со чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. Икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым в 1602 году для установки над главными, Фроловскими, воротами крепостной стены, у Днепровского моста. Списана эта икона при царе Иоанне Грозном художником постником Ростовцем. Список сделан в увеличенном размере, чтобы священное изображение Богоматери было видно издали. Вышина иконы 2 метра 43 см., ширина — 1 м. 30 см. Верх ее имеет овальное завершение, подходившее по форме и размерам нише в надворотной Фроловской башне.

Данная икона во время Отечественной войны 1812 года успела с торжественностью покочевать по России и вернуться назад в Смоленск.

До 1941 года икона находилась в Богоматерской надвратной церкви, но когда был утрачен первописанный образ, икону перенесли в Успенский собор, где она и находится до сего времени.

СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ СМОЛЕНСКОЙ

Святой благоверный великий князь Ростислав (Михаил) Смоленский, прозванный набожным, был чрезвычайно любим и уважаем людьми за христианскую жизнь, хоть судьбой ему было предопределено вести междуусобную борьбу. Он прославляем народом, Церковью и как заступник государственности. Про таких князей складывали песни, предания и жития.

С именем князя Ростислава, сына князя Киевского Мстислава-Феодора Великого, связано укрепление и возвышение Смоленского княжества и Смоленской епархии в XII веке. Князь Ростислав унаследовал Смоленское княжество от своего отца и правил в нем более сорока лет. Благодаря его деятельности Смоленская земля застраивалась городами, украшалась храмами и монастырями.

В 1136 году Ростислав добился создания отдельной Смоленской епархии и издания ее Устава. Хлопотами князя был перестроен и расширен большой Успенский собор, заложенный его дедом Владимиром Мономахом, построен Смоленский кремль и Спасский собор Смедыньского Борисо-Глебского монастыря.

В 1159 году Ростислав занял Киевский престол и оставался великим князем до конца жизни. Много лет он поддерживал тесные отношения с монахами Киево-Печерского монастыря, особенно с архимандридом Поликарпом, который был ему близким человеком.

Среди государственных деятелей Ростислав выделялся своей мудростью, справедливостью, безукоризненным послушанием и уважением к Церкви. Для потомков он — воплощение честности и праведности.

Умер князь 14 марта 1167 года. К концу жизни, тяжело заболев, благоверный князь высказал давнишнее свое пожелание: «Если Бог даст мне от этой болезни свободу, то постригусь в Печерский монастырь». Предчувствуя скорую смерть, на пути в Киев, он еще раз вознамеревается постричься, но от этого поступка отговаривает духовник его Симеон: «Княже! Для чего хочешь сне сотворить! Бог тебя учинил князем, определил тебе правду делать и праведно подданных судить, все свои обещания и клятвы твердо и нерушимо держать, а не как чернецу уединиться от людей. Какая тебе благость и добродетель будут, если Богу и людям отречешься?» Но князь уже предчувствовал кончину. В селе Гордино, позвав к ложу священника Симеона, своего постельничего Иванку Флоровича и смоленского боярина Бориса Захарьинича, «воздев руки, начал молиться и, воззрев на икону Господа Иисуса Христа, тихо говорил со слезами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по Глаголу твоему, с миром! — и так предал дух свой Господу марта 14 дня». Случилось это 1167 году. Через неделю тело его было погребено в Киево-Феодоровском монастыре, где и покоится до сих пор.

Преподобный Авраамий Смоленский проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине 12 века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 доче­рей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, цер­квам и бедным, преподобный ходил по городам в рубище, моля Бога указать путь спасения.

Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смо­ленска, на селе Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера.

Святой Авраамий был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходившим в его келью, беседуя равно с богатыми и бедными.

Святитель Игнатий, епископ Смоленский (память 29 января), построил монастырь в честь положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем на­стоятельство преподобному Авраамию, а сам, ос­тавив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце 13 века ему было составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа.

Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя. Святой воин тайно вел подвижни­ческую жизнь — был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. В 1239 году полчища татар, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед чудотворным образом Божией Матери, услышал глас Небесной Владычицы, повелевший ему разыскать святого воина и сказать ему: «Меркурий! Иди к брани военной, Владычица зовет тебя». Воин пришел в собор и сам услышал глас Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь.

Воин Христов той же ночью отправился в татар­ский стан в Долгомостье. Там он сразился с предводителем татарского войска — великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Сам святой Меркурий принял смерть в бою от сына убитого им татарского исполина.

Жители Смоленска, спасенные чудесным зас­туплением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ныне в Смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. Празднование ему установлено в конце 16 века, уже в 1509 году жители Смоленска называли его своим главным заступником. Память его празднуется 24 ноября.

Преподобный Герасим Болдинский в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами про­сил старца принять его к себе. Старец принял мальчика послушником и в скором времени постриг его с именем Герасим. После 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу. Здесь его учеником стал преподобный Аркадий.

Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где в 1530 году воздвиг храм во имя Святой Троицы и построил келий для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, — обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 года.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте Вельского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. После окончания Вельского Духовного училища и Смоленс­кой Духовной Семинарии, в 1857 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 24 июня 1860 года он был пострижен в монашество с именем Николай, 29 июня рукоположен в иеродиакона, 30 — в сан иеромонаха. Затем иеромонах Николай был назначен в Японию, настояте­лем консульского храма города Хакодате.

В течение нескольких лет отец Николай изучал историю, язык и культуру японцев. Благодаря его трудам была образована Российская Духовная Миссия в Японии. Отец Николай был возведен в сан архимандрита, а 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге состоялась его хиротония во епископа.

Святитель Николай организовывал строительство православных храмов, Духовных школ и училищ, издавал журнал «Церковный вестник». Глубоко изучив японский язык, он осуществлял переводы Богослужебных и других книг на японский язык. В начале 20 века в Японии было 266 православных общин, насчитывавших более 30 тысяч христиан. 3 февраля 1912 года на 76-м году жизни апостол и просветитель Японский архиепископ Николай мирно отошел ко Господу и погребен в Токио. 10 апреля 1970 года святитель Николай причислен к лику святых Русской Православной Церкви Память его совершается 3 февраля.

Собор Смоленских святых

История Смоленской епархии начинается в глубокой древности. На Смоленской земле просияли многие святые, а также подвижники благочестия, про­славленные и непрославленные Матерью-Церковью.

В 1983 году было установлено празднование Собора Смоленских святых. По благословению Святейшего Патриарха Пимена, празднование определено совершать в воскресенье перед праздником в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). В 1986 году день памяти Собора Смоленских святых впервые включен в Православный календарь Русской Церкви.

В Соборе Смоленских святых прославляются угодники Божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего Отечества.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *