Слава Богу за все!💙

У нас новое видео ! Июнь 2020 года.
В нем Игумения Афанасия рассказывает какие радостные изменения произошли в нашем Монастыре благодаря всем вам!
Сердечно благодарим каждого ,кто вносит свою лепту в восстановление нашей Обители! Еще много предстоит работы и кропотливого труда ,но мы верим ,что все получится!
🙏🏻🌻

Храни всех вас Господь и Пресвятая Богородица!

​С уважением,
Игумения Афанасия

Наш монастырь

Наш сайт о Богородице-Рождественской обители, основанной в конце XIV века в центре Ростова Великого святителем Ростовским Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского, и возрождающейся в наши дни.

Рождества Богородицы женский монастырь расположен за восточной стеной архитектурного ансамбля Кремля и кафедрального Успенского собора. Это первая женская обитель в Ростове, посвященная Пресвятой Богородице. Она основана между 1389 и 1394 годами. Первоначально архитектурный ансамбль был деревянным, первой каменной постройкой обители стал собор Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в камне во второй половине XVII века.

В советский период обитель была закрыта. В 1997 г. Рождественский монастырь возобновил свою деятельность, по сей день в нем ведутся реставрационные работы. Богослужения проводятся в храме Святителя Николая на Подозерке.

Монастырь представляет собой выдающийся памятник ростовского зодчества. Главными достопримечательностями обители остаются Тихвинская церковь с трапезной палатой и собор Рождества Пресвятой Богородицы, сохранились фрагменты крепостной ограды и ворот середины XIX века. В храме Рождества Богородицы чудом остались живы удивительные фрески 1715 года. Когда эти храмы будут восстановлены и в них возобновятся Богослужения, обители вернется слава одного из наиболее значимых святых мест Ростова Великого.

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы.

Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе — и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

Ростовский Богородице-Рождественский монастырь. Фото с официального сайта обители

Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Ростове Великом (Ярославская епархия)

Обитель в честь Рож­дества Пресвятой Богородицы была основана святителем Феодором III около 1390-1394 годов в самом центре Ростова Великого, в 200 метрах от Архиерейского дома (Кремля). Свт. Феодор сам написал для этой обители икону Богородицы.

Время не сохранило сведений об истории первых двух веков Рождественского монастыря. Обитель не раз приписывалась к Ростовскому архиерейскому дому и состояла на его содержании.

Первое известное описание Ростовской оби­тели Рождества Пресвятой Богородицы относится ко второй половине XVII века. В то время в ней были две церкви: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы и теплый храм неизвестного посвящения. В монастыре была игуменская келья и восемь келий сестринских. Рядом с теплой церковью находился скотный двор. Сено и солома для лошадей и коров хранились под папертью соборной церкви. Позади соборной церкви был разбит небольшой сад и огород. Монастырь был огорожен деревянной оградой.

Второе известное описание монастыря было составлено 11 июня 1702 года по указу великого государя Петра Алексеевича и по наказу стольника Василия Романовича Воейкова сыном боярским Иваном Паниным:

«В Ростове, внутри города Рождественский девич монастырь; а в нем церковь Рождества Богородицы — каменная с приделом, крыта тесом, главы обиты чешуею зеленою, кресты железные. В церкви Божией иконостас гладкой, золочен. В трапезе печь ценинная. Придел Космы и Дамиана. Длина церкви осмнадцать сажен, ширина восемь сажен. На колокольне пять колоколов. Под церковью хлебня, да три палатки. На монастыре шестнадцать келлий, крыты под одну кровлю тесом. На монастыре ж за церковью два сушила да погреб деревянные, да делают новую столовую деревянную. На монастыре пруд обрублен. Ограда деревянная, рублена клетки, крыта тесом, четыре башни. За монастырем двор скотный. На том дворе две избы, да сушило стойлами, два сарая».

Обитель находится в центре города, плотно обступающего ее со всех сторон, не оставляя ни малейшей возможности для расширения ее территории. Поэтому с увеличением количества сестер на месте стен монастыря, первоначально деревянных, а затем каменных, были построены каменные келейные корпуса. Они-то и стали своеобразным ограждением обители в XVIII-XX веках.

Цари Иоанн и Петр Алексеевичи в разное время пожаловали монастырю земельные угодья, в числе которых был и остров на озере Неро. Кроме того, обитель получала доход от сдачи в аренду двух каменных домов в Ростове, а также от аренды земель, мельницы и двух рыболовных озер. Главным средством содержания сестер были их занятия рукоделием. Многие насельницы занимались шитьем, белошвейным и золотным, вышивали по канве, гладью разноцветными шерстяными нитями, шелковыми. В обители можно было приобрести целое приданое. Монастырские рукодельницы вышивали ткани для украшения церковных предметов. При монастыре был приют для девочек-сирот, которых монахини обучали рукоделию.

Церковноприходская школа при Рож­дественской обители была одной из ста­рейших не только в Ростове, но и в уезде. Открытая в 1852 году как школа грамотности для девочек из бедных семей, в 1885 она была преобразована в церковноприходскую школу. Почти пятьдесят лет школа не имела своего здания, а размещалась на «квартирах». В 1903 году на средства Рождественской обители на городской земле было построено рядом с монастырем здание школы (сейчас в этом здании находится бюро записи актов гражданского состояния). Школа содержалась за счет монастыря. Здесь была хорошая библиотека. Игумении являлись попечительницами школы, они покупали школьные пособия и материалы на свои деньги. Школа была небольшая, поэтому атмосфера в ней была почти домашняя. В 1914/15 учебном году школу закончили 14 девочек.

В 1926 году монастырь был закрыт.

В Тихвинской церкви расположилась библиотека. Рождественский собор передали Ростовскому музею, позднее здесь располагался городской архив, но ввиду аварийного состояния здания в 1989 году архив срочно перевели в другое место. Находившееся на балансе Ростовского музея аварийное здание из-за полной заброшенности его пришло в плачевное состояние, и возникла серьезная угроза его падения. В 1960-е годы была разобрана колокольня собора, лишилась своих куполов Тихвинская церковь, кельи обители были обращены в квартиры для городских жителей. В 1992 году в помещениях бывших настоятельских келий разместился Центр занятости населения Ростова.

В 1997 году монастырь был возвращен Церкви, началось его восстановление.

Настоятельницы и наместницы

Использованные материалы

  • История обители на официальном сайте монастыря

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *