Говоря о природе острова Коневец, нельзя не сказать и о самом Ладожском озере, воды которого окружают остров.

Общая площадь Ладожского озера — 18 135 квадратных километров, 457 из них приходится на долю островов. Только островов, превышающих по площади 1 гектар, насчитывается свыше 650, из них около 500 расположены у северо-западного берега. Причудливые очертания скалистых островов, достигающих иной раз высоты 60-70 метров, сочетаются с изрезанным берегом материка, в который глубоко вдаются многочисленные заливы. Самые большие из них — Лехмалахти, Найсмери, Куркийокский; Якныварский, Сортавальский — имеют длину более 10 километров. С отвесных берегов открывается восхитительная панорама островков, возвышающихся над серебристой поверхностью озера. Об изрезанности берегов северной Ладоги красноречиво говорят цифры: из общей длины береговой линии озера в 1570 километров на долю шхерного района приходится 790 км.

Высокий северный берег понижается к югу и постепенно переходит в более спокойные западный и восточный берега. Восточный берег не отличается изрезанностью, в него вдаются только два крупных залива — Лункуланлахти и Уксунлахти, прикрытых со стороны озера одним из крупнейших островов Ладоги — Мантсинсари. Здесь встречаются широкие песчаные пляжи. Западный берег изрезан еще меньше. Он порос густым смешанным лесом и кустарником, подступающим вплотную к урезу воды, вдоль которого господствуют россыпи различных по форме и величине валунов. Гряды камней нередко уходят от мысов далеко в озеро, образуя опасные подводные мели.

Южный берег — низкий и болотистый — окаймлен, точно бордюром, зарослями водных растений. Побережье здесь изобилует мелями, каменистыми рифами и банками. Поэтому мелководная южная часть таит в себе много опасностей для судоходства.

Для рельефа дна Ладожского озера характерно увеличение глубины с юга на север. Дно северной части неровное, изборожденное впадинами. Здесь преобладают глубины, превышающие 100 метров. Именно на севере, у островов Кильписарет, отмечена максимальная глубина озера, равная 230 метрам. Глубина впадины против Куркийокских шхер достигает 220 метров. Недалеко от Приозерска, а также около Сортавальских шхер известны глубины до 150 метров. Рельеф дна южной части более спокойный и отличается большей сглаженностью. Глубины в этой части озера колеблются в пределах 20-50 метров и близки к средней глубине всего водоема — 51 метр.

Тридцать две реки несут свои воды в Ладогу. Это и таящая в себе огромный запас энергии полноводная Свирь, и маленькие, теряющиеся среди лесов и лугов, речки северного берега, и прямолинейный Волхов, и протекающая через множество озер Вуокса. Есть реки короткие, истоки которых лежат в 20-40 километрах от Ладоги. Другие же вытянулись не на одну сотню километров, и их воды преодолевают длинный путь, прежде чем вольются в озеро. Как бы ни отличались реки ладожского бассейна друг от друга своими размерами, все вместе они служат основным источником питания озера. Ежегодно реки приносят сюда около 68 кубических километров воды. В многоводные годы эта цифра может возрасти до 100. На долю дождя и снега, участвующих в пополнении запасов воды в озере, приходится 15 процентов, грунтовых вод — только 2 процента от общего притока.

Вытекает из Ладоги только полноводная Нева. Каждую секунду она забирает около 2500 кубических метров воды, которая меньше чем за сутки успевает проделать весь путь от истока до Финского залива. Длина Невы 74 километра. На всем протяжении дно реки лежит ниже поверхности Балтийского моря. Если бы в силу каких-то причин уровень воды в Ладоге упал на 4,5-5 метров ниже среднего, то Нева потекла бы вспять, и воды Финского залива вошли бы в озеро.

Ладога является одним из самых пресноводных озер мира. Все минеральные вещества и соли растворены в ладожской воде в ничтожно малом количестве. Общая минерализация ладожской воды в 2 раза меньше, чем в озере Байкал, в 3 раза меньше, чем в Чудском озере, почти в 10 раз меньше, чем в озере Севан и в 18 раз меньше того количества, что человек способен ощутить на вкус. Тем не менее, ладожская вода наделена высокими вкусовыми качествами. Вода относится к гидрокарбонатному классу (малое содержание кальция и магния, чуть больше никеля, алюминия).

Низкое содержание растворенных и взвешенных веществ делает воды Ладоги сравнительно прозрачными. Самая большая прозрачность воды — в центральной части озера. Здесь видны предметы, погруженные на глубину до 10 метров. У острова Коневец прозрачность воды достигает 3 и более метров и является более высокой, чем у о. Валаам. Самой высокой прозрачности ладожская вода достигает в июне — июле, в августе вода Ладоги уже начинает цвести. Цвет воды в Ладоге — желтоватый, принимающий иногда то зеленоватый, то голубоватый оттенки.

Запас воды в Ладоге 908 кубических километров, причем величина эта не остается постоянной — в одни периоды она растет, в другие — падает. Правда, такие колебания по отношению к общей массе воды в озере не превышали 6 процентов, по крайней мере, за последние 100 лет. Проявляются они в изменении уровня воды и иногда бывают настолько существенными, что вызывают маловодные и многоводные периоды в режиме Ладоги. Разница уровня воды в Ладоге в маловодный и многоводный периоды может достигать величины в 2,5 метра.

Погода на Ладоге отличается заметным непостоянством. Полный штиль может смениться ветреной штормовой погодой в течение буквально 20-40 минут. Высота волн достигает в это время 3-4 метров. Самая высокая волна, которую удалось измерить на Ладоге, была 5,8 метра. По теоретическим же расчетам, высота волны во время шторма здесь может быть и больше. Поэтому ещё издревле плавание по озеру было связано с большим риском. Тысячи судов погибли в его волнах. В XIX веке ни одно страховое общество России не страховало суда, идущие с грузом по Ладоге. Сказывались не только слабая оснащенность судов и отсутствие хороших навигационных карт, но и природные особенности Ладоги. «Озеро бурно и наполнено каменьями», — так писал известный исследователь А. П. Андреев.

Свойственны Ладожскому озеру и некоторые интересные природные явления.

Летом в ясную погоду на озере могут возникать миражи — появление в воздухе мнимых изображений отдаленных объектов (островов, береговых зданий и сооружений, плывущих вдалеке кораблей и т.д.). Обычно они существуют некоторое время, а затем сами собой исчезают, также внезапно, как и появляются.

Другое интересное явление — так называемые бронтиды. Это местное название, которое применяется для обозначения гула, доносящегося из вод озера и отчетливо слышимого на его поверхности. Нередко гул сопровождается слабым сотрясением почвы, как при землетрясении. Чаще всего бронтиды наблюдаются на о. Валаам, где они были замечены ещё валаамскими монахами и отражены в монастырских летописях. Описано много случаев возникновения на поверхности озера бурления воды и волнения. В 1858 г. на озере побывал знаменитый французский писатель Александр Дюма. Вот что он наблюдал в конце июня. Судно шло от о. Коневец к северу: «. . . все заволоклось таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле. Казалось, что гроза зародилась не в воздухе, а в глубинах бездонного озера. Туман все сгущался, раскаты гремели все оглушительнее, угасая в плотных сгустках пара, молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском; воды озера вздымались все выше и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания. Все это длилось часа два». Сегодня учёные нашли объяснение этим явлениям. Ладожское озеро лежит в зоне вулканической активности, и бронтиды и бурление воды являются следствием происходящих на дне озера небольшой силы землетрясений и тектонических подвижек. Экспедиция на о. Валаам обнаружила следы и более крупных землетрясений, очевидно имевших место несколько тысяч лет назад, ещё до заселения этой земли человеком. На берегу о. Валаам в некоторых местах видны массивные глыбы камня, отколовшиеся от основной породы под действием тектонических сил.

Подворье Коневского монастыря

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители — чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы.

Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе — и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

Храм Коневской иконы Божией Матери, подворье Коневского Рождества Богородицы мужского монастыря в Санкт-Петербурге

В 1393 году преподобный Арсений принес со Святой Горы Афонской Чудотворную Коневскую икону Божией Матери. Он вернулся в Новгород, на свою родину и Архиепископ Новгородский Иоанн благословил его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, преподобный Арсений прибыл на остров Коневец, где и основал монастырь.
В 1617 году по Столбовскому мирному договору Коневец отошел к Швеции, братия монастыря, взяв Коневскую икону, была переселилась в Новгород, в Деревяницкий монастырь. В 1718 году Император Петр I отвоевал эти земли обратно и повелел восстановить Коневский монастырь. В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель иеромонах Варфоломей получил дозволение возвратить святую икону в монастырь на остров Коневец.
В 1799 году по пути в монастырь чудотворная икона два месяца пребывала в Санкт-Петербурге, пока для неё изготовлялась позолоченная серебряная риза. Чудесные исцеления от святой иконы вызвали желание петербуржцев оставить икону в столице. Однако по распоряжению Священного Синода святыня должна была отплыть на Коневец, но с неё дозволено было сделать список, который решили поместить на петербургском подворье Коневского монастыря. Первоначально предполагалось устроить его на зимней Конной площади, но расположенная там часовня (между пл. Александра Невского, Лаврским и Чернорецким переулками) была невелика, на площади непрестанно проводились шумные ярмарки, что мешало молящимся.
В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли размером в 17,5 кв. саженей по Загородному проспекту для устройства подворья. 5 августа 1821 года, по личному ходатайству петербургского генерал-губернатора М.А. Милорадовича от Императора Александра I последовало разрешение на землевладение и на устройство часовни. Земля была дана «в собственность и вечное владение Коневской обители» (ЦГИА, ф.797, оп.2, д.5129, л.50, Историко-статистическое описание…, с. 75-77)
8 (28) сентября 1821 года строителем Коневского монастыря иеромонахом Илларионом (Кирилловым) была заложена каменная часовня на гранитном фундаменте и монашеские кельи.
Подворье простояло до 1862 года. Но 28 мая того года страшный пожар уничтожил все строения от Гостиного и Апраксина дворов до Загородного проспекта. Чудотворная икона в тот момент была укрыта во Владимирском храме. Во время пожара огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора, купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен.
В память об этом в 1864-1866 годах купцы собрали пожертвования на строительство нового каменного здания подворья. 28 марта 1863 года новый проект часовни с шатровой звонницей на месте сгоревшей был Высочайше утвержден. 15 декабря построенное здание было освящено настоятелем монастыря архимандритом Израилем (Андреевым) во имя Коневской иконы Божией Матери. Автор проекта академик архитектуры И.Б. Слупский (1826 — 1891) был автором и других проектов Коневского монастыря: скит, гостиница, хозяйственные постройки. Во дворе нового петербургского подворья был выстроен каменный трехэтажный флигель для жилья. Над храмом третьим этажом возвышалась восьмигранная башня с шатровым куполом и маковкой на вершине. Аттик представлял собой треугольный фронтон, продолжающий оформление второго этажа. Общий стиль архитектуры был выбран русско-византийский.
На первом этаже помещался храм с большим алтарем возле винтовой лестницы, ризница, комната рядом с клиросом и дежурная комната. Основную часть храма от алтаря отделял резной деревянный иконостас с иконами Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия митрополита Московского, архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Престол и жертвенник были мраморными. Чудотворная икона Коневской Божией Матери помещалась в храме в мраморном киоте. На втором этаже, где помещались хоры, среди многочисленных икон выделялись образа Божией Матери — Казанской, Смоленской и Спаса Нерукотворного. В главном храме подворья службы совершались ежедневно.
В верхнем этаже помещалась ныне утраченная домовая часовня с иконостасом, освящённая, предположительно, во Имя Вознесения Господня или Божией Матери. Этот домовый храм располагался в левой части здания над аркой с воротами и был обращен окнами во двор. Здесь служились требы совершались крестины, по непроверенной информации, совершались и венчания, хотя по правилам, венчания в монастырских храмах проводить не полагалось.
После революции, в 1919 году остров Коневец отошел Финляндии, а храм подворья стал приходской церковью, подчиненной Епархии.
11 июля 1932 года храм был закрыт и передан новой властью под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости — снести возвышавшийся над церковью барабан с шатровым завершием и крестом. Самому зданию был придан облик обычного двухэтажного дома, который ничем не выделялся среди других домов Загородного проспекта и на церковь никак не походил.
Чудотворный список Коневской иконы был перенесен в действующую церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы.
С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», затем — ТСО «Ленстройреконструкция» при районной администрации.
В 1993 одно здание подворья — корпус, выходящий на Загородный проспект — было возвращено монастырю, однако трест продолжал занимать здание более трёх лет и покинул его только 4 декабря 1996 года.
6 января 1997 года на подворье появились первые насельники. Первым управляющим подворья был протоиерей Сергий Бельков. Первая литургия была отслужена 19 сентября 1997 года. Храм теперь действует как церковь.
27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест, первоначально — деревянный. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.
Осенью 2013 года началось восстановление прежнего облика подворья по проекту ООО «Строительная компания «Подземстройреконструкция»». Деньги на это выделил городской бюджет через дирекцию КГИОПа. Подрядчиком выбрали ЗАО «Балтстрой», входящее в холдинг «Форум». В контракт с «Балтстроем» не входили фасады первого и второго этажей, поэтому новый объем выделяется более яркими цветами.
Подворье Коневецкого Монастыря — объект федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176).
Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на первом этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей и икона равноапостольной Марии Магдалины.
В здании подворья располагается Паломническая служба Коневского монастыря и иконная лавка.
Богослужения совершаются ежедневно с 8.00 и 18.00 ч., кроме понедельников. Ежедневно совершаются молебные пения и заупокойные литии о усопших.
Еженедельно кроме дней поста и попразднств совершается акафист перед Коневской иконой Божией Матери.
Тел (812) 571-71-94
Паломническая служба (812) 571-80-79
e-mail: spb.podvorie@gmail.com
Адрес 191002, Санкт-Петербург, Загородный пр., 7.
Проезд: метро — Достоевская (140 м); Владимирская (200 м); Звенигородская (740 м).

Подворье Коневецкого Монастыря, восстановление утраченной башни с шатровым куполом над храмом. Фото — май, 2014.

Фрагмент здания подворья во время ремонтных работ. «Звонница». Фото — май, 2014.

Восстановленный фронтон подворья. Фото — март, 2015.

Решетка на окне первого этажа и вывеска. Фото — март, 2015.

Фрагмент первого этажа здания. Фото — март, 2015.

Вход в Подворье Коневецкого Монастыря со стороны Загородного проспекта. Фото — март, 2015.

Фрагмент здания Подворья Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

Ворота и фрагмент внутреннего двора со стороны Загородного проспекта. Фото — март, 2015.

Загородный проспект и соседние с подворьем дома. Фото — март, 2015.

Подворье Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

Подворье Коневецкого Монастыря. Фото — март, 2015.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Вернуться на Главную

Коневский Рождество — Богородичный мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Санкт-Петербургская митрополия, Выборгская епархия, Приозерское благочиние

Контактная информация

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):6.00 — 9.00 полунощница, утренняя, часы, Литургия
    19.00 — 20.30 9-й час, вечерняя, повечерие
  • Наместник:игумен Александр (Арва)
  • Престольные праздники:15 февраля (Сретение Господне)
    25 июня (прп. Арсений Коневский)
    23 июля (день памяти Коневской иконы Божией Матери)
    21 сентября (Рождество Богородицы)
  • Святыни:Коневская икона Божией Матери
    мощи прп. Арсения Коневского
  • Деятельность:мужской монастырь
  • Краткая историческая справка:Коневский Рождество-Богородичный монастырь был основан в 1393-м году на острове Коневец, расположенном всего в 5 км от западного берега Ладожского озера. Основателем обители стал уроженец Великого Новгорода преподобный Арсений Коневский. Будучи ковщиком по меди, он уже в молодые годы принял монашеский постриг в новгородском Лисогорском монастыре, прожив там около десяти лет. Затем прожил три года на Афоне, откуда вернулся на родину, получив как благословение икону Пресвятой Богородицы, впоследствии прославленную как Коневская, и афонский монастырский Устав. Стремясь к уединенной жизни, он обратился за благословением к архиепископу Новгородскому Иоанну II. Отметим, что в конце XIV века Новгородская республика, состоявшая из 5 пятин вблизи самого города и отдаленных волостей, протягиваясь от Торжка и Руссы на юге до Кольского полуострова на севере и от реки Наровы на западе до Урала на востоке. Получив архипастырское благословение, Арсений отправился в Водскую пятину: спустившись в лодке вниз по Волхову, он начал выбирать место для поселения на одном из ладожских островов. После долгих колебаний его выбор пал на Коневец.
    Остров был необитаем, однако некогда использовался береговыми жителями в качестве пастбища для конского молодняка. Осенью, забирая лошадей на материк, одну из них оставляли в жертву на огромном валуне, формой напоминающим конский череп. В связи с этим валун получил наименование Конь-камень, по которому был назван и сам остров.
    Хотя еще в 1227 г. великий князь Ярослав Всеволодович «посла крестить множество карел, мало не вся люди», языческий дух сохранялся в Корельских землях. Решив поселиться на острове, Арсений провел всю ночь у языческого капища, со слезами молясь об очищении острова. Как гласит легенда, духи вырвались из Конь-камня и обратились в огромную стаю черных воронов, которые полетели прочь на Выборгский берег, в бухту, получившую наименование Сортанлахти (на современных картах бухта Владимирская). Преподобный Арсений установил крест и келью в глубине острова, а затем, когда к нему начали сходиться ученики, перенес обитель на берег Ладоги. Согласно новгородским летописям «в лето 6908 (1398) поставлена бысть церковь каменна и монастырь устроиша Пресвятой Богородицы на Ладожском езере, на острове Коневом при архиепископе Иоанне Великого Новаграда и Пскова». Таким образом, Коневский монастырь стал, видимо, первым центром каменного строительства на Карельском перешейке. После наводнения 1421 года обитель была перенесена на возвышенное место, где находится и по сей день.
    Дальнейшая история Коневского монастыря, как и судьба всего Карельского перешейка, связана с его пограничным положением. Еще в 1573-м году в ходе Ливонской войны шведы безуспешно пытались захватить Коневец. Примерно в это же время, 10 июля 1576 года, происходит некое чудесное событие от Коневской иконы Божией Матери, некогда принесенной преподобным Арсением с Афона. Однако в 1577 (возможно, в 1581-м) Коневец все же был занят шведскими войсками. Братии монастыря пришлось, сокрыв мощи основателя обители под спудом, искать убежища в новгородском Деревяницком монастыре. По Тявзинскому договору 1595 года Кексгольм с окрестными землями был возвращен России. Вернувшаяся братия начала возрождать монастырь. Однако мирный период оказался недолгим. В начале XVII века в России наступают Смутные времена. Василий Шуйский заключает со шведским королем Карлом IX договор, по которому Кексгольмские земли передаются Швеции, которая, в свою очередь, помогает России в изгнании поляков. Так в 1610-м году братии Коневского монастыря вновь приходится покидать остров и перейти в Деревяницкий монастырь. Изгнание для них продлилось до 1718 года. Впрочем, район Карельского перешейка был возвращен в состав России еще в 1709-м году, а в 1716-м году остров Коневец вместе с окрестным Пюхаярвским погостом был передан во владение тайному советнику Якову Федоровичу Долгорукову. 6 мая 1718 года последовал Высочайший указ о передаче острова Деревяницкому монастырю для возрождения обители. В 1719-м году была освящена деревянная церковь во имя Святителя Николая Мирликийского. В 1760-м году Коневский монастырь был признан самостоятельным, однако был оставлен за штатом. Период активного строительства монастыря пришелся на конец XVIII – начало XIX века, когда в обитель была полностью перестроена в камне, в ней возникли три формы монашеской жизни (общежительная, скитская и отшельническая), и Коневец, благодаря отцам Василиску Сибирскому и Зосиме (Верховскому) стал центром старчества на северо-западе России.
    Отдавая должное древности Коневского монастыря и его благоустройству, в 1825 году по ходатайству Синода император Николай I возвел его в число штатных монастырей третьего класса. Таким образом, были созданы условия для дальнейшего расцвета обители в конце XIX – начале XX веков. Тогда в монастыре проживал 321 человек, на острове действовало два скита, а в Санкт-Петербурге – два монастырских подворья, одно на Загородном пр. (сохранилось), другое – на Большой Охте (уничтожено в 1930-е гг.). Однако в начале ХХ века политическая жизнь страны затронула и удаленный монашеский остров в Ладожском озере.
    Еще в 1811-м году в связи с образованием Великого княжества Финляндского Коневец вместе со значительной частью Карельского перешейка (так называемой Старой Финляндией) вошел в его состав. Однако если до Октябрьской революции такое административное отношение не составляло для монастыря существенной разницы, то сразу после нее Финляндия реализовала свое право на самоопределение. Коневец вошел в состав независимой республики Финляндия, причем монастырь продолжил свое существование. С 20-х гг. ХХ века на Коневце воздвигались финские оборонительные сооружения, располагались две огневые точки. Однако непосредственно на территории острова боевые действия не велись, братия оставалась в монастыре вплоть до окончания Зимней войны и эвакуировалась вглубь Финляндии лишь 13 марта 1940-года (мирный договор был подписан 12 марта в Москве). Коневский монастырь продолжил свое существование в усадьбе Хиекка в провинции Северный Саво. В годы Великой Отечественной войны, когда остров был занят финскими военными, несколько монахов возвращались на остров. В 1956-м году, когда из братии в живых осталось только девять человек, было принято решение об объединении Коневского и Валаамского монастырей, и братия вместе с Коневской иконой Божией Матери перешла в принадлежащую Новому Валааму усадьбу Папинниеми.
    На острове Коневец со времени окончания войны расположилась советская военно-морская часть. В 1991-м году было принято решение о передаче острова Ленинградской епархии и началось возрождение Коневского Рождество-Богородичного монастыря. В ноябре 1991-го года были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, а в 1993-м году, когда праздновалось 600-летие монастыря, был написан и доставлен на Коневец список Коневской иконы Божией Матери. За два десятка лет возрождающаяся обитель снова стала местом паломничества и одним из духовных центров Карельского перешейка.

Вот уже более 600 лет сияет своей славой обитель во имя Рождества Богородицы, основанная преподобным Арсением. Коневский монастырь был и остается доныне одним из главных оплотов православной веры в Ладожской земле. История обители полна славных и героических страниц, являя собой пример молитвенной и подвижнической жизни монашеской братии.

Об основателе Коневского монастыря преподобном Арсении Коневском мы знаем довольно немного. Житие преподобного говорит, что Арсений был уроженцем Великого Новгорода. Ни точная дата его рождения, ни его родители, ни даже его мирское имя нам неизвестны. Арсений был искусным ремесленником и немало преуспел в ковке медных сосудов. В возрасте примерно 20 лет он уходит в новгородский Лисогорский монастырь, где в 1379 году принимает монашеский постриг с именем Арсений.

Преподобному еще предстоит побывать на Афоне и получить величественное благословение: «Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий»

Прибыв на остров, Арсений построил себе небольшую келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой) и поселился в ней…

На майские праздники мы традиционно отправляемся в многодневный поход в те «далекие» края, куда обычно за два выходных добираться не успеваем. В этом году была запланирована поездка на остров Коневец! Очень давно собирались – и решились!

Коневец – остров, расположенный в западной части Ладожского озера, вытянулся с юго-запада на север. Наибольшая протяженность в длину составляет 5 км, а в ширину 2 км. Коневец – остров наносного типа: песок намыли и продолжают намывать воды Ладожского озера. На острове расположен Коневский мужской монастырь.

Понимая, что остров Коневец относительно небольшой, на знакомство с ним мы выделили два дня, а третий день планировали провести на материке, неподалеку от пос. Владимировка. Соотнося километраж предстоящего пути и выделенное на него время, осознали, что поход получится достаточно пассивным. Впрочем, после зимнего перерыва это даже лучше!

Как добраться до острова Коневец самостоятельно

На самой первой электричке, битком набитой туристами и дачниками, мы отправились до ж/д ст. Отрадное. От Отрадного до Владимирской бухты, откуда идут катера на Коневец, можно доехать местным рейсовым автобусом, расписание которого висит тут же, на остановке. Но мы решили не терять времени — и сняли машину (таксисты всегда стоят здесь же, на остановке). И вот уже через 15 минут нашему взору открылся вид на уютную тихую Владимирскую бухту, спрятанную от пронизывающих ладожских ветров.

Здесь по предварительной договоренности нас уже ждал Сергей (телефон +7 921 433 32 22, +7 952 395 73 73), хозяин катера, на котором мы через несколько минут домчимся на остров. Со слов Сергея, до нас туристов в этом сезоне на острове Коневец еще не было, и как обстоят дела с пирсом на острове в этом году – неизвестно!

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .

Погрузились в катер, уютно сели в крытой каюте и начали движение по тихой воде Владимирской бухты. А вот открытая Ладога встретила нас сильным порывистым ветром. Катер то и дело подбрасывало на волнах. Казалось, что мы двигаемся не по воде, а по бетону, — настолько жесткими были удары катера о воду. К слову, катер у Сергея очень комфортабельный и современный. Рассекали по Ладоге почти как на «мерседесе», и никакие погодные условия не омрачали нашего водного путешествия!

Через минут 20 подошли к острову и увидели, что из-за малой воды старый пирс целиком стоит на суше. Как я уже писала ранее, Коневец – остров наносного типа. Ежегодно глубины вокруг острова уменьшаются из-за подъема дна, отчего кораблям и катерам подходить к острову затруднительно. Оставался вариант с центральным пирсом, но и до него надо было доползти в буквальном смысле слова. Тем не менее, мы справились с этим!

И вот мы на острове!!! Здравствуй-здравствуй, Коневец!

На пирсе задувал сильнейший ледяной ветер, и единственным желанием было куда-то спрятаться от него. По совету Сергея, мы двинули на западную часть острова. И действительно, там было тихо и тепло, а главное – очень живописно! Обрывистый берег, песчаный пляж, высокие сосны с витиеватыми корнями, тихая вода и даже редкие лучи солнца. Лес был по-весеннему свеж! На полянах яркими красками светились первоцветы.

На острове Коневец везде была перерыта земля. Почему? Версии звучали самые разные, вплоть до того, что это «монахи сучки и коренья собирают»… Впрочем, мы еще вернемся к этому вопросу и его очень простому ответу.

Вскоре мы определились с местом стоянки: выбрали уютное местечко на берегу под соснами, на случай если придется натягивать тент от дождя. Разбили лагерь, перекусили, перевели дыхание и отправились вдоль берега на изучение косы Стрелка.

Песчаная коса Стрелка – юго-западная оконечность острова. Длина косы – около километра.

Как только вышли на косу – сразу завыл сильный восточный ветер. Упаковались в капюшоны, застегнулись на все молнии и двинули вопреки порывам ветра! Коса Стрелка произвела неизгладимое впечатление: с востока на косу бежала волна за волной, а в это время на западной части косы — тишь да гладь. И только на самом остром конце косы эти волны встречаются друг с другом, переливаясь под яркими лучами майского солнца!

На Коневце нас очень впечатлили красивые красно-коричневые полосатые камни. Честно признаться, видим такое впервые здесь, на севере. Впрочем, судите сами:

Вдоволь налюбовавшись видами, мы двинули обратно, в сторону лагеря. Чувствовалась накопившаяся усталость, обилие кислорода – откровенно клонило в сон. Понимая, что в этом походе спешить никуда не нужно – мы в этой радости себе не отказали. После небольшого, но крепкого сна, мы сидели на берегу, слушали, как курлычут лебеди, смотрели на неспешно проплывающую мимо нерпу, любовались видом на озеро, угасающим закатом и уплетали вкусный туристический ужин! А в 9 часов вечера мы мирно засопели в палатке.

Достопримечательности на острове Коневец.

Ночью пошел дождь. Он так мягко-убаюкивающее «касался» палатки, что проснулись мы аж в 9 утра! Пока вставали, натягивали тент – морось прекратилась. И после позднего завтрака, в районе 11 часов дня мы вышли на маршрут. Планировалось за этот день познакомиться с восточным побережьем острова, его достопримечательностями и Коневским мужским монастырем.

Оказалось, наша стоянка находилась совсем неподалеку от Конь-камня и Коневского скита, спрятанного в густых елочках.

Конь — камень – одна из главных достопримечательностей острова Коневец. Это самый большой камень на острове, высотой более 4 метров. В древности этот камень был местом языческих ритуалов. Местные жители, использовавшие остров в качестве летнего пастбища для своих лошадей, ежегодно приносили в жертву на этом камне коня, в благодарность местным духам. Кстати, именно поэтому камень и был назван Конь-камнем, а сам остров — Коневцом. «Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце 14 века, нашел это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провел Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня и иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня… Вместе с бесами исчезли и змеи. Коневец – единственный остров на Ладоге, где нет змей!”. В честь этого события на валуне была сооружена часовня, которая до наших дней не сохранилась. Нынешняя часовня относится к 1895 году.

Отсюда идет крутая тропинка в гору, куда мы и направились. Вскоре тропа привела к монастырским полям и церковным строениям. Отсюда было слышно, как гудит ветер на восточном побережье, куда мы и двигались далее сквозь лес. К нашему удивлению, возвышенность острова оказалась какой-то заболоченной, и пришлось все-таки почавкать немного в грязюке. А лес меж тем просыпался и преображался прямо на глазах!

Наконец-то вышли к Змеиной горе (29 м) – самой высокой точке острова. По своей форме гора напоминает тело змеи, отсюда и название – Змеиная. Правда, гора заросла буйным еловым лесом, и поэтому увидеть что-то особенное с горы не получилось. На горе стоит поклонный крест.

Недалеко от Змеиной горы есть дорога на восток, по ней и пошли далее. Однако вскоре эта дорога превратилась в сплошное болото. Ну что делать? Не возвращаться же! Нас с Димоном от воды в очередной раз спасли любимые белорусские берцы-вездеходы!

Восточное побережье острова Коневец совсем не впечатлило: почти везде камышовые заросли. Плюс ко всему задувал ледяной ветер, и срывалась противная морось.

Вдоль берега идет грунтовая дорога, по которой мы и продолжили движение. И тут по пути нам встретился мужчина с ружьем. Нас это несколько смутило: вроде остров, да и сезон охоты еще закрыт… Тут-то и случилась разгадка тайны перерытой везде земли! На острове развелось очень много кабанов. Даже слишком много. Они перестали бояться людей, спокойно выходят к ним. В общем, настоятельно нам посоветовали быть осторожнее. И с этого момента нам везде стали чудиться хрюканья, топот копыт и сверкающие глазки. Теперь мы держались кучненько, да и я со своими фотографиями более не отставала от группы. Сразу успокою: кабанов мы не встретили. Правда, местность около нашей палатки в последнюю ночь все же была перерыта!..

Но вернемся к нашей дороге. Вскоре мы вышли к территории Коневского скита и рядом расположенного детского лагеря. Коневский скит видно уже, когда подплываешь к острову с материка. Он стоит почти на самом берегу, на месте первого монастыря, основанного преподобным Арсением. Только сперва это была маленькая часовня, а в 19 веке здесь был возведен величественный храм.

Рядом со скитом – детский лагерь. Очень уютный и ухоженный. Но пока здесь тихо, безлюдно. Только местные собаки лениво рявкали.

Совсем недалеко расположен и Коневский мужской монастырь. Иногда этот монастырь называют двойником Валаамского монастыря. Позволю себе совсем вкратце рассказать об истории монастыря, чтобы вы понимали масштабы происходящего.

Монастырь был основан Арсением Коневским в 1393 году. Как я только что писала: первый монастырь был построен на месте Коневского скита, в бухте Владычная лахта. Но после того, как сильное наводнение затопило эту постройку – Арсений принял решение возвести храм на возвышенности. Так в 1421 году был воздвигнут собор Рождества Богородицы, которая является основной святыней Коневского монастыря.

В годы русско-шведских войн в 1614-1617 годах после того, как остров был захвачен шведами, монахов вынудили покинуть остров. Но с возвращением этих территорий России – обитель была восстановлена. Правда, уже в 1812 году, после Финской войны 1808-1809 годов, монастырь административно стал частью Финляндского княжества.

В 19 веке монастырь был широко известен в русской имперской столице. В это время на территории монастыря велись все обширные строительные работы. В 1858 году Коневский монастырь посетил Александр II со своей семьей и видными гостями: Александром Дюма, Федором Тютчевым, Николаем Лесковым.

После 1917 года Коневский монастырь оказался на территории независимой Финляндии и был укреплен финскими военными. В годы Первой Мировой Войны монахи эвакуировались и, примкнув к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, вскоре основали Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

В советский период монастырь занимали военные. Следы их присутствия, увы, на острове до сих пор повсюду.

В 1990 году монастырь вернули Русской Православной Церкви. И на сегодня Коневский мужской монастырь является популярным местом для паломников и простых туристов.

У монастыря есть очень информативный и полезный сайт. Для более детального знакомства с монастырем и всеми церковными постройками острова рекомендую зайти на их сайт.

А мы вернемся к нашему путешествию… Познакомились с архитектурой монастыря, погуляли в округе. В общем-то, за этот день мы успели обойти почти весь остров. Здесь очень тихо и спокойно, абсолютное умиротворение.

Выполнив всю программу дня и окончательно замерзнув, мы двинули в сторону лагеря. Здесь попытались как-то согреться, укутавшись в спальник и попивая горячий чай. И жизнь вроде как сразу наладилась, и настроение улучшилось! Но вдруг ветер буквально за секунды сменил направление, словно кто-то на небе нажал какую-то кнопку. Теперь наше некогда такое тихое побережье продувалось насквозь холодным ветром с озера. И снова срывалась морось.

Но пока мы были заняты в этих новых погодных условиях приготовлением ужина, ветер потихоньку стих и выглянуло солнышко.

Вечером мы снова сидели и любовались закатом, строили туры в воде, уплетали вкусный ужин и делились впечатлениями за день.

Прощание с Коневцом

Утро встретило нас очередной порцией ветра и мороси. Было очень холодно и промозгло. Но надо было активно собираться, т.к. планировали в это утро покинуть остров Коневец и продолжить поход на материке вдоль Ладожского озера. В районе 11 часов дня за нам и приплыл Сергей. Уплывали уже со старого пирса. Вода в этот раз был тише, и добрались до Владимирской бухты мы еще быстрее.

В бухте, пока мы смачно точили местные пирожки, снова налетели тучи и принесли с собой дождь. Был великий соблазн свернуть в сторону дома. Но победили сила воли и желание продолжения отдыха на природе. Пройдя сквозь поселок Владмировка, мы вышли на лесную дорогу вдоль побережья Ладоги. Вскоре нашли очень уютную бухту, которую заприметили еще с Коневца. Собственно, главный козырь этой бухты – это шикарный вид на Коневец, откуда мы только что приплыли! Судя по большому количеству стоянок, летом здесь очень много людей, но в майские мы были здесь одни. Только иногда мимо по берегу прогуливались редкие дачники.

Радуясь закончившемуся дождю и выглянувшему солнцу, мы поспешили поставить палатку и натянуть тент.

А после как истинные туристы поели, поспали, снова поели… В общем, такой вот полный релакс случился у нас в последний день похода. Много гуляли по бухте и фотографировались. А вечером наблюдали какие-то чудеса: на глазах буквально над Коневцом выросла радуга! Да не просто радуга, а как на картинках, всех цветов! Чудеса эти происходили достаточно долго – так что успели не только запечатлеть на объектив, но и просто посидеть-полюбоваться картиной происходящего!

Дорога домой

Подъем был достаточно ранним — в половину шестого утра. Очень хотелось успеть на утреннюю электричку.

Снова моросил дождик, срывался ветер. Но Коневец был прекрасен во всех этих состояниях. И на прощание мы сделал еще одну дивную фотокартчоку, ну а уже в 9 утра мы ехали в электричке в сторону дома!

Такой вот замечательный получился этот майский выход. В общем-то, как и планировалось, поход был рассчитан больше на созерцание, чем на активное движение. Погода, хоть и не была самой приветливой, все же никак не омрачила наших впечатлений и даже дала вволю выспаться! Экстрима добавили коневецкие кабанчики, которых мы на свое счастье не встретили. Ну а перед глазами до сих пор видится та чудесная радуга над Коневцом! Остров, который оставил после себя очень приятное послевкусие. И почему-то так сильно хочется побывать там вновь! Радужный Коневец!

Видео отчет с посещения острова Коневец:

Одна из древних обителей Русского Севера — Коневский монастырь расположен на острове Коневец в 7 километрах от западного берега Ладожского озера. Благодатна сама природа небольшого (максимальная длина 5,3 км, максимальная ширина 3,5 км) острова. Песчаное побережье и отмели со скоплениями валунов переходят в светлый сосновый, а в глубине острова — еловый лес. Монастырь основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским в южной части острова. Уроженец Великого Новгорода, он в юности покинул родительский дом и ушел в пригородный Лисогоpский монастырь. Там, близ Хутынской обители, принял ангельский образ; оттуда, познакомившись с афонскими иноками, удалился на Святую Гору. На Афоне преподобному был явлен дальнейший путь — вернуться на родной Север и основать монастырь во имя Пресвятой Богородицы. В благословение на основание обители игумен Иоанн Зидон напутствовал его Акафистной, иначе Святогорской, иконой Божией Матери, впоследствии прославленной на Руси как икона Божией Матери Коневская. Из новгородских пределов, получив благословение архиепископа Иоанна, преподобный отправился по Волхову в Ладожское озеро в поисках уединенного места для основания обители. Оказавшись на Коневце, преподобный пытался покинуть остров, но его судно дважды возвращалось к острову. Приняв это как Божие указание, преподобный Арсений воздвиг здесь деревянный крест и изгнал духов, по преданию, обитавших в Конь-камне. Так было положено начало Коневскому монастырю. В 1398-м году на острове был воздвигнут первый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а с 1421-го года обитель была перенесена преподобным Арсением на ее нынешнее место.
Пресвятая Богородица содействовала преподобному Арсению в устроении монастыря — сохранилось предание о явлении Пречистой старцу-иноку Иоакиму. Место явления и по сей день называется Святой горой, где была установлена часовня и устроен скит во имя Казанской иконы Божией Матери.
После кончины преподобного Арсения (†1444 или 1447 г., память 12/25 июня), обитель, расположенная близ границы новгородских и шведских владений, неоднократно подвергалась разорениям. Возрождалась она попечением государей Василия III, Иоанна IV, Федора Иоанновича и Бориса Феодоровича. Дважды, в 1577 и 1610 гг., шведы захватывали остров, не имевший оборонительных укреплений. Коневские иноки вынуждены были покидать свою обитель и обосновываться в Деревяницком монастыре под Новгородом. С 1610 года до победоносного для России окончания Северной войны Коневец находился под шведским владычеством, собор был разрушен. Только в 1718 году Петр I, отвоевавший Приладожье у шведов, издал указ о возобновлении монастыря.

Вот уже более 600 лет сияет своей славой обитель во имя Рождества Богородицы, основанная преподобным Арсением. Коневский монастырь был и остается доныне одним из главных оплотов православной веры в Ладожской земле. История обители полна славных и героических страниц, являя собой пример молитвенной и подвижнической жизни монашеской братии.

Об основателе Коневского монастыря преподобном Арсении Коневском мы знаем довольно немного. Житие преподобного говорит, что Арсений был уроженцем Великого Новгорода. Ни точная дата его рождения, ни его родители, ни даже его мирское имя нам неизвестны. Арсений был искусным ремесленником и немало преуспел в ковке медных сосудов. В возрасте примерно 20 лет он уходит в новгородский Лисогорский монастырь, где в 1379 году принимает монашеский постриг с именем Арсений.

Преподобному еще предстоит побывать на Афоне и получить величественное благословение: «Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий»

Прибыв на остров, Арсений построил себе небольшую келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой) и поселился в ней…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *