Островок византийской культуры в мусульманском мире Стамбула – это как раз о монастыре Хора. Его церковь декорирована потрясающими мозаиками, и считается самым богато украшенным византийским храмом, сохранившимся до наших дней.

Мифы и факты

Неизвестно, кто и когда построил монастырь. Впервые он упоминается в летописях в IV веке – тогда еще небольшая часовня находилась за пределами города. Это отражено уже в самом ее названии: в переводе с греческого «Хора» означает «пригород или дальняя местность».

Во времена Византийской империи святыня была популярна среди знатных лиц, ей покровительствовали даже императоры.

Мозаики и фрески Кахрие-джами (+ФОТО)

Так, после разрушительного землетрясения в 557 году император Юстиниан проспонсировал восстановление обители.

История монастыря неразрывно связана с непростой историей города. А ему – больше двух тысяч лет! Он назывался и Византием, и Константинополем, и Стамбулом, прославился как столица Византийской, Латинской, а затем Османской империи, был главным торговым центром средневековья.

Естественно, что за свою историю монастырь не раз разрушался, восстанавливался и перестраивался. Нынешнее сооружение датируют концом XI века. В 1453 году турецкие войска осадили и захватили Константинополь, и в церковь Христа Спасителя в Хоре (официальное название храма) была перенесена икона небесной заступницы города – Богоматери Одигитрии. Святыня была христианской еще полвека, а в 1500 году турки заштукатурили все ее фрески и сделали из нее мечеть Кахрие-Джами.

В 1948-1958 годах в мечети в ходе реставрационных работ были очищены старые фрески. Ныне монастырь не действующий, с 1945 года он открыт для посещения как музей Карие.

Что посмотреть

От монастыря сохранилась лишь церковь Хора. Неказистая снаружи, внутри она завораживает оригинальным интерьером раннехристианской эпохи: по редчайшим мозаикам и фрескам можно проследить историю византийского искусства.

В числе других уникальных шедевров — мозаики «Сон Иосифа и бегство в Египет», «Рождество», фрески «Сошествие в ад», «Страшный суд», датированные 1302-1320 годами. Они были написаны по заказу Феодора Метохита, ктитора монастыря и министра императора Андроника II Палеолога. Сохранился также портрет Метохита, по традиции ктитор держит в руках храм, которому он покровительствовал.

Купол церкви Хора украшен фреской с ликом Христа в окружении апостолов. Частично в интерьере сохранились элементы каменной резьбы и мраморная отделка.

Что еще посмотреть в Стамбуле: средневековые крепости — Румельской и Анатолийской, мечети Сулеймание, Айя-София и Голубая мечеть.

Монастырь Хора (Chora) открыт ежедневно кроме среды, с 16 апреля по 31 сентября с 9.00 до 19.00, с 1 октября по 15 апреля 9.00 до 17.00.
Стоимость: 15 ₤ (около 6,5 $).
Как добраться: автобусами №31E, 37E, 38E, 36KE до остановки Edirnekapi, дальше пешком 5 мин.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2015-06-14

Видео:

Мозаика Древней Руси.

 В Древней Руси мозаика появилась в 10 веке, а именно после того, как государство приняло христианство. При этом данный вид монументального искусства в тот период времени развивался медленно. Объяснялось это тем, что материал для составления мозаики стоил достаточно дорого, смальту изготавливать не умели, и ее приходилось привозить из заморских стран.

Искусство мозаики эпохи 10 – 13 веков можно условно классифицировать на два вида – это декорирование пола в церквях, соборах и храмах целого ряда древнерусских городов, таких как Чернигов, Ростов Великий, Киев и украшение стен, сводов и куполов памятников архитектуры.

На данный момент уникальные по красоте мозаичные картины периода 10 – 13 веков находятся в Киевском соборе Святой Софии и Михайловском Златоверхом монастыре.

Что касается мозаик собора Святой Софии, то следует подчеркнуть, что они отличаются ярким колоритом и богатством цветовой гаммы. Краски настолько насыщены, что просто удивительно, насколько четко и изящно средневековые мастера смогли передать натурализм и естественность своих произведений.

Мозаики церкви Хора в Стамбуле

В киевском соборе основная часть мозаичных композиций располагается в районе алтаря и под сводом купола. Они декорируют стены апсиды, вимы, конху, паруса и подпружные арки. Используя мозаику таким способом, мастера хотели подчеркнуть главные части собора, в котором происходили религиозные обряды и богослужения, что им, собственно, и удалось.

При входе в собор Святой Софии, посетитель, в первую очередь, акцентирует внимание на крупногабаритной мозаике, находящейся в алтарной апсиде. На золотом фоне изогнутой поверхности конхи перед зрителем предстает образ Богоматери Оранты с воздетыми вверх руками. Мозаичная картина «Богоматерь Оранта» является ключевым звеном интерьера собора. Голову Марии, слегка склоненной в сторону сына Божьего, венчает мафорий пурпурного цвета, декорированный золотом, на котором отчетливо просматриваются звезды на лбу и плечах. Мозаичисту, создавшему картину Богоматерь Оранта в 1040-е годы, удалось настолько мастерски подойти к работе, что практически не заметно, когда ряды кубиков смальты с одного направления переходят в другое.

Под мозаикой «Богоматерь Оранта» располагается не менее колоритная мозаичная картина «Евхаристия», на которой изображен сюжет причащения апостолов. Работа была создана в 11 веке. В центре композиции – престол, вдоль которого находятся ангелы с рипидами. Рядом с ними дважды изображена фигура Христа, который совершает обряд причастия апостолов, угощая их хлебом и вином. В своей композиции мозаичист использовал материалы различной цветовой гаммы, что подтверждает малиновый престол, пурпурный хитон с золотистыми складками и синий плащ Христа.

Мозаики собора Архангела Михаила были созданы на несколько десятилетий позже композиций мозаичистов, которые декорировали собор Святой Софии в Киеве.

Создание мозаичных картин для собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве приходится на 1112 год. Интерьер храма имел определенное сходство с внутренним обустройством собора Святой Софии, однако художественный стиль в работах прослеживался иной. В частности, в сюжете «Евхаристии» образы не имеют той тяжеловесности, которая отчетливо проявляется в мозаиках софийского собора. Фигуры святых кажутся стройнее, выше, их движения раскованнее, позы непринужденнее, взор спокойнее.

Мозаика «Дмитрий Солунский», принадлежащая к числу работ, украшавших стены Михайловского Златоверхого монастыря, на данный момент находится в Третьяковской галерее. Данное произведение было создано в период с 1108 по 1113 годы.

Святой Дмитрий Солунский изображен молодым воином, держащим меч. Роскошь одеяния и поза властителя создает впечатление того, что Дмитрий — это энергичный и бесстрашный киевский князь – воин. Он был убит во времена правления императора Диоклетиана за то, что придерживался идей христианства. Святой Дмитрий Солунский отстаивал интересы воинов и был покровителем славян. На мозаичном полотне Дмитрий восседает на троне, держа в руках меч. На троне имеется знак Всеволода Большое Гнездо. Своим изображением святой символизирует «третейского судью» и защитника русского народа. Данная мозаика отличается огромным разнообразием палитры смальт, что подтверждает комбинация светло-розового и зеленого оттенков одежд с золотыми доспехами.

Мозаичные произведения собора Архангела Михаила можно считать последними памятниками данного вида монументальной живописи, изготовленными в Древней Руси. Впоследствии храмы и соборы перестанут декорировать мозаикой, ее заменит фреска.

Мозаичное искусство начнет возрождать в России известный ученый М.В. Ломоносов.

Подробнее можно рассмотреть примеры мозаики Древней Руси в разделе Библиотека дизайнера.

Монастырь Хора

Кахрие Джами, монастырь Хора, Стамбул (Константинополь), Турция

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *