История

Челтер-Коба был основан иконопочитателями в VIII–IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви располагалась купель. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, возможно, детская, еще пять могил находятся в западной части храма. Такое количество могил дает повод думать, что в монастыре хоронили не только монахов, но и защитников Сюйреньской крепости, находившейся рядом. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, всего 14–16 человек. Поэтому в огромном храме Челтер-Кобы молились и монахи, и воины Сюйреньской крепости, и жители окрестных деревень.

Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров — Стратилата, Тирона или Студита — назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Студит.

В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» — »пещера»).

Если от храма пройти дальше по краю обрыва, можно увидеть длинный грот, ведущий к источнику. В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены».

Не сидите дома!

Из Севастополя мы проложили путь через села Черноречье и Терновку. Живописная дорога петляет между гор, спускается и стремительно поднимается на перевал. После Красного Мака мы выехали на трассу Бахчисарай – Ялта. Дорога в хорошем состоянии, да и погода в то утро удалась на славу. Но ехали не спеша, пытаясь впитать весь колорит крымского леса на границе лета и осени. У дорожного указателя и автобусной остановки общественного транспорта свернули в село Большое Садовое и узкими улочками поднялись на его южную околицу. Прямо над головой – мыс Куле-бурун, правее – Ай-Тодор. Здесь, на краю села, машину лучше оставить и следовать далее пешком. Конечно, некоторые водители даже на паркетниках могут подняться в лес по склону горы. Но если пойдет дождь, то спуститься обратно без проблем не удастся. Начало пути

Наша ближайшая цель – Челтер-Коба. Название тюрское и переводится как пещера-решетка. Это далеко не первое название пещерного комплекса, как и сами носители языка далеко не первое население Крыма. Но это самое древнее из дошедших до нас названий. Отсутствие каких либо письменных документов или настенных надписей оставляет нам возможность только гадать, как первообитатели пещер называли свою обитель. Точно так же и ученые не пришли к единому мнению о времени поселения здесь людей. Кто-то склоняется к отметке раннего средневековья, периода иконоборчества, кто-то считает объект более поздним. Можно остановиться на датировке VIII-IX века. К такой версии пришел исследователь В. Даниленко, найдя в ущелье под монастырем посуду V-VIII веков. В округе мыса Ай-Тодор было обнаружены следы нескольких древних поселений. Но сроки их существования никак нельзя увязать с монастырем. Одни исследователи насчитали в комплексе 22 пещеры, другие пишут о 55. Ближе к достоверности первая цифра. Но для среднестатистического туриста абсолютное количество пещер особого значения не имеет. Важно впечатление от одной-двух искусственно вырубленных полостей. Даже сама церковь лишь частично разместилась в вырубке правильной прямоугольной формы, используя большей частью пространство грота. Сегодня здесь – мужской монастырь святого Великомученика Феодора Стратилата. Святой Феодор Стратилат почитается покровителем христианского воинства. Да и само слово «стратилат» переводится, как военноначальник. Жизнеописание Феодора говорят о периоде правления императора Ликиния, гонителя почитателей икон. Император истреблял высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу мучеников из числа окружения императора. Монастырский двор

Чьи имена носят наши монастыри?

Феодор родился в малой Азии в городе Евхаит и служил в императорской армии. Он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам. Император и 8 тысяч солдат прибыли по приглашению и привезли серебряные и золотые статуи эллинских богов. Но Феодор, проповедовавший христианство, ночью разбил все эти статуи и осколки золота раздал бедным. Мотивировал свои действия верой в Христа. Император был возмущен, заточил Феодора в темницу, пытал его и распял. Но ночью Ангел снял казненного с креста и возродил его. Весь город поверил в Христа. По преданию Феодор добровольно ради веры пошел на казнь и был усечен мечом в феврале 319 года. А как там было на самом деле, кто его знает! В храме

Тропа среди кизильника

Тропа от села Большого Садового имеет многочтения. Но в любом случае она приведет в ущелье между Куле-буруном и Ай-Тодором. Смело идите 500-600 метров по тропе. Это 1000-1200 шагов неспешного хода. Если мелким шагом – больше. Попадутся на пути вырубленные в глине ступеньки. Потом – справа под сенью деревьев появится православный крест и деревянные нетесаные перила лестницы к монастырю. Смело ступайте вправо, отдыхайте на скамейках и выходите на открытую поляну уже западного склона мыса Ай-Тодор. Слева – природный грот, каким его увидели разведчики иконопочитателей. От оставленной машины до ворот монастыря вам придется топать 20-40 минут. Спешить не стоит. Кто понял жизнь – тот не спешит! Иконостас

В западной стене скального мыса Ай-Тадор есть и естественные гроты и искусственные пещеры. Гигантский грот предоставил людям естественное укрытие от дождей и снегов. Оставалось только поработать киркой, что бы в стене этого грота вырубить помещения для относительно комфортной жизни. Попробуйте пофантазировать. Как первые монахи нашли этот грот? Был более чем длинный и тяжелый путь. Были попытки разведать крымские ущелья и горы. Были разведчики, которые бежали впереди обоза, что бы узнать дороги и перевалы. Случайно ли, или по наводке местного населения, путники вошли в ущелье, где журчал ручей. Источник бил прямо из скалы, а в 200 метрах было естественное, хотя и скромное убежище от непогоды. А какой была та погода, или непогода? Наверное были споры среди старшин похода. Лишь малая часть колоны осталась в этом ущелье обживать грот. Остальные ушли искать лучшей доли. Было ли то знойным летом, или морозной зимой? Тема для большого исторического романа.

Тайна имен не имеет ответов

Мы уже никогда не узнаем первое название мыса Ай-Тодор. Нынешний топоним с точки зрения ортодоксальной археологии очень спорен. Но иного варианта никто и не предлагает. Хорошо еще, что не «мыс имени 50-летия Октябрьской Революции», или «Мыс товарища Троцкого». Флаг на мысу установить было бы куда проще, чем на зубцах Ай-Петри.

Были ли аскетами жители этого пещерного дома? Вряд ли. Обилие в полу и наклонном своде грота квадратных и круглых гнезд говорит о масштабном строительстве с использованием деревянных столбов и балок перекрытий. Можно предположить, что в гроте было несколько очень уютных деревянных домов, фасады которых выходили на ущелье. А противоположной стеной являлась известняковая скала с вырубленными пещерами. Искусственные вырубки располагаются сегодня в четыре яруса. С этажа на этаж вели каменные лестницы и деревянные трапы. Без деревянных помостов работу по рубке верхних пещер проводить было невозможно. Большая часть каменных лестниц обрушилась при выветривании мягкой породы. Время не сохранило деревянные конструкции. Столбы, балки, брусья и лестницы, оконные блоки и деревянные внешние стены, скорее всего, были уничтожены огнем большого пожара, когда турки осаждали и брали с боем крепости и города Крыма, сжигали их дотла. Вот эту дату все археологи указывают с точностью до года – 1475 год. Грот с источником в тисовом ущелье

Напротив монастыря, через глубокое ущелье под названием Хор-хор, виден массив другого скального мыса Джаниче-бурун (душевный, добрый). Мой спутник, служивший в Балаклаве на подводных лодках, в очертании скалы признал контур подводной лодки, всплывающей в волнах леса с дифферентом на корму. Есть рубка, есть первый отсек с торпедными аппаратами, есть даже якорные клюзы. У основания мыса можно увидеть тарапаны, на котором давили виноград. В лесу – множество одичавшего винограда. Но связь их с монастырем далеко не очевидна.

Есть одна особенность монастыря. Он не перестраивался потомками или правоприемниками первых зодчих. Это может говорить либо о позднем строительстве объекта, либо о его не привлекательности для потомков. Для ученых-археологов такое развитие событий дает уникальную возможность взглянуть глазами современника на итог строительства более чем десятивековой давности.

Возрождение пещерного монастыря в новейшей истории началось в 2005 году. Храм освящается в честь великомученика Феодора Стратилата. Установлены солнечные электрические батареи. Есть свой бензогенератор, снабжающий при необходимости электроэнергией (централизованного снабжения электроэнергией нет). Чуть выше по склону ущелья благоустраивается родник и купель. И источник, и купель уже довольно популярны. Сюда приходят не только туристические группы по руководством многоопытных гидов, но и паломники, одинокие путники в поисках спокойствия, исцеления, созерцания живой природы. В праздничные и воскресные дни в церкви совершаются богослужения. Престольный праздник в монастыре 21 июня – день памяти великомученика Феодора. Проводит богослужение иеромонах Даниил при сослужении священнослужителей разных храмов Крымской епархии.

Пройдя освящены источник, путник попадает на склон ущелья в волшебное царство леса. Отсюда начинается тропа, а потом и лесная дорога к Сюйереньской крепости, или на обрывы массива утюг.

Загадки древней крепости.

Крепость называют сейчас Сюйереньской. Есть варианты и вариации. Спорить с ними бессмысленно. Настоящего названия крепости мы не знаем и уже не узнаем. Парадоксы истории. Крепость относительно молода. Намного моложе тех археологических объектов, о которых мы знаем почти все, до размеров обуви правителей и их домочадцев. Доподлинно археологи уверены в том, что Сюйереньская крепость была северным форпостом готского княжества Феодоро. Письменных документов нет. Рисунков наскальных то же нет. Средневековье? А где турецкие воспоминания о взятии крепости? У турок то были полковые летописцы и историки. Кто-то победы описывал. Придется признать, что наша история не имеет никаких фактических подтверждений событий после Рождества Христова. Ни прямых, ни косвенных.

Ярчайшим примером «неизученности» археологических объектов Крыма может служить Сюйренская крепость. Княжество Феодоро имело выход к морю и порт Авлита под прикрытием крепости Каламита. Сейчас здесь располагаются Инкерман и Свято-Климентский монастырь в глубине Севастопольской северной бухты на месте впадения в неё Черной речки. Столица княжества Феодоро находилась на вершине горы Мангуп. Некоторое время феодориты контролировали и Балаклаву и Алушту. Но вернемся к одинокой башне на вершине скального мыса над левым орографическим бортом долины реки Бельбек. Значение крепостей на вершинах гор сводилось, в период отсутствия авиации и артиллерии, к сохранению гарнизона и защиты местных жителей для последующей атаки на вторгшегося на родовые поля и луга противника. Сюйереньская крепость и закрытые ею площади слишком малы для решения каких либо стратегических задач. Наблюдательный пункт, форпост княжества? Может быть. А само название крепости выводится от готского названия Шиварин — «Обломок скалы».

Кто же строил лесную дорогу?

От источника монастыря тропа за 15 минут выводит на плато, заросшее лесом. Интересно уже то, что под корнями деревьев всего 10-20 сантиметров плодородной почвы. А дальше — скала. Тропа выбегает на дорогу, которая идет в обход оврага между двумя скальными мысами. Идем на юго-восток минут 20. Дорога делает поворот и раздваивается. Направо пойдешь – на Утюг прейдешь. К крепости – налево. Под ногами сплошные глыбы известняка. Чем ближе к крепости, тем больше вопросам к нашим современным дорожным строителям. Как на вершине горы можно было построить (а она построена!) дорогу без единого шва, без раздолбанных ям, без зловредной колеи? Как наши коммунальные службы, вооруженные самой передовой техникой, ухитряются создавать участки, которые в народе называют «хитровыдолбаеными»? Дорога постепенно спускается на северо-запад и временами пересекает причудливые поляны. По сторонам – кизил и дуб. Под ногами – совершенно ровная поверхность. Разворотный круг? Площадь адмирала имярек? Посадочная площадка для космической тарелки? Взлетная полоса для «кукурузника» Ан-2? Вид на «подводную лодку» с крепостной площадки

Дорога имеет абсолютно правильную геометрическую форму со всеми необходимыми закруглениями и съездами. Перед главной башней крепости – площадь. Возможно, что сюда торговцы свой товар привозили. Отсутствие колеи говорит о верховом и вьючном сообщении крепости с внешним миром.

Крепостная стена простирается на сто метров от восточной кромки обрыва до западной. Посредине – башня восьми метров в диаметре. На своде башни видны следы росписи. Не исключено, что там была крепостная церковь. Стена выложена с внешней стороны крупными квадрами (тесанный блок прямоугольного сечения), с внутренней стороны блоки чуть меньшего размера. А между этими двумя панцирями стена забутована диким камнем на известняковом растворе. Камень добывали где-то рядом, но следов карьера мы не видели. Башня построена таким образом, что любая попытка штурмующих пробиться к калитке в стене давала возможность обстреливать их из бойниц в правую руку, несущую меч, но не щит. Не оставались без внимания и нападающие на восточном фланге. Башня располагала бойницами с дополнительными этажами, с деревянными настилами для отражения атак. Крепость можно было бы считать непреступной, если бы не артиллерия, которую под её стены прикатили турки. Наши современники пытались отреставрировать башню. Четко видна новая камена кладка на цементном растворе. Но работа так и не была завершена. Сильно разрушены ворота в крепость. Камни буквально висят над головой. Монастырская купель

Вызывает вопросы наличие вырубленных в скале могил прямо за главной стеной башни. Какая в том была необходимость? А может башню строили уже после использования гробниц, через 2-3 века? В 10 метрах от тыльной стороны башни отчетливо видны крупные квадры, оставшиеся от какого-то солидного здания. Либо от храма, либо от частного дома состоятельного «сюйренца». Идем дальше на северо-запад. В зарослях кустарника, дуба, фисташки, кизила, тиса, можжевельника видны горы строительного мусора, кучи камня, оставшегося после разрушения жилых домов. На этом мысу люди жили только в каменных и деревянных домах. До пещер здесь руки не доходили. Плодородного слоя здесь не более 10 сантиметров. Но мысль скалы рубить никому и в голову не приходила. За крепостной стеной могло укрыться какое-то количество воинов и жителей прилежащих селений. Но едва ли более 200. Воды на плато нет. Следов осадных колодцев и родников никто никогда не видел. Такую крепость измором взять можно было за неделю. Возможно, что так она и была взята.

Для современного туриста куда важнее виды, открывающиеся с вершины мыса на долину Бельбека. Напротив крепости, по правому орографическому берегу, возвышаются отвесные стены. Кажется, что они были вылеплены и выпечены в идеальной гладкой форме. Много лет спустя эти стены подверглись выветриванию. Появились промоины, гроты, расщелины. Но весь этот «новодел» не изменил общего и основательного облика скальных массивов.

Немного ботаники

На вершине крепостного утеса есть несколько удивительных растений. В августе бросается в глаза рясная гроздь фисташки туполистой. Растение эндемично и занесено в Красную Книгу. Рощи фисташки встречаются в Батилимане, в урочище Инжир, на мысе Феолент. Эти яркие плоды скоро станут синими. Лакомство для птиц. Самая древняя фисташка на территории Крыма была обнаружена в 2010 году за околицей деревни Камышлы (Дальнее). Дерево получило официальный паспорт и должно охраняться законом. Рядом с фисташкой растет тис ягодный и несколько видов можжевельника.

А выключил ли я Утюг?

Насладившись видами с вершины, пора подумать и обратной дороге. Здесь пути раздваиваются. Первый вариант прижимает нас прямо от калитки в крепостной стене к западному обрыву в поисках спуска в ущелье. От площади у башни тропа уходит на юг в лес. Без потери и набора высоты она через 150-250 метров выводит на череду каменных монолитных ступеней. Это естественные образования и в дождливую погоду они могут быть сколькими. Десять минут неспешного спуска по каменной лестнице приводят туристов на дно ущелья между двумя мысами. Тенистая тропа пробегает мимо пещеры-источника. Вода есть в любое время года, но для питья она едва ли пригодна. Еще 10 минут спуска, и путник выходит на развилку тропы к монастырю. Отсюда до машины еще 10 минут хода. Утюг

Второй вариант куда более интересен и заманчив. От крепости предстоит идти на юго-восток. По лесной дороге пройти нужно около трех километров до выхода на восточные обрывы массива Утюг. Название современное, но этот выступ скалы над долиной реки Бельбек всегда использовался для целей наблюдения. Разведчик мог видеть людей в долине на десятки километров в обе стороны, оставаясь совершенно незамеченным. Скальный утес наши современники назвали из-за сходства мыса с формой старого угольного утюга. На современные бытовые приборы он совершенно не похож. Прогулка на видовую площадку с лихвой окупает мускульные и временные затраты. С вершины скального обрыва хорошо виден сектор гор и долин от села Высокого до Орлиного Залета. Гора Бойко как будто на ладони. Долина Бельбека читается ясно и не двусмысленно. На востоке доминирует на фоне неба массив Чатыр-Дага.

От видовой площадки Утюга нужно вернуться на юг метров на сто. Четкая тропа уводит путника вправо и вниз. Она полегает по дну тенистого ущелья, заросшего тисом. Это одна из самых больших крымских рощ тиса ягодного. Почти в начале спуска есть небольшой грот, из стены которого сочится вода. Спуск очень крутой. Нужно быть готовым к такому приключению. Не лишне будет в преддверии этого маршрута запастись трекинговыми палками. Тисовое ущелье оканчивается лесной опушкой на окраине села Куйбышево. В село Большое Садовое можно пройти вдоль Бельбека вниз по течению около трех километров.

Такой маршрут похода выходного дня займет 4-5 часов. На тропе можно встретить и спортсменов, и пенсионеров, и семейные группы с маленькими детьми. Вот только воду и перекус нужно брать из расчета всего похода. По пути пополнить запасы питьевой воды можно только у монастырского источника.

Монастырь Феодора Стратилата в Крыму – далеко не самый известный, почитаемый и посещаемый из великого множества себе подобных. Но все же есть в нем что-то притягательное и прекрасное, как магнит действующее на посетителей. В большинстве это паломники, приезжающие поклониться святым мощам и ощутить благодать веками намоленного места. Немалую часть приезжих составляют люди, для которых религия не является основополагающей, для них гораздо важнее немеркнущая, захватывающая красота, окружающая православную памятку со всех сторон.

Нечасто доводится увидеть нечто подобное на своем веку. Тем не менее, когда это происходит, вся неземная прелесть и величественность поселяются и растворяются в душе зрителя и его сознании. За века существования пещерной обители Челтер-Коба многое изменилось, рождались и рушились империи, приходили все новые и новые завоеватели, падали и снова возводились стены самого комплекса. Неизменной оставалась только красота окружающего мира и благословенный дух, реющий над древней святыней!

  • Где находится пещерный монастырь в Крыму?
  • История Ай-Тодорской святыни
  • Монастырь Феодора Стратилата в наши дни
  • Чем интересен Челтер-Коба для посещения?
  • Как добраться до монастыря?

Где находится пещерный монастырь в Крыму?

Находится монастырь Челтер-Коба в южной части полуострова, на территории Бахчисарайского района, недалеко от бывшей ханской столицы. Расположен он в Бельбекской долине, окружающей мыс Ай-Тодор, где в обрывистом склоне и высечены его помещения.

Челтер-Коба на карте Крыма

История Ай-Тодорской святыни

Как и большинство других пещерных монастырей Крымского полуострова, возник Челтер-Коба в период Иконоборческого движения в конце VIII столетия. Как и сам входивший в состав Византийской империи Крым, Пещерный монастырь Феодора Стратилата стал оплотом иконопочитателей в частности и православной веры в целом. Но первоначально находился он на территории Сюйреньской крепости, стоящей на соседнем мысе Куле-Бурун. Впрочем, данная версия спорная, да и доказательств нет – это всего лишь теория.

Возникновение обители на нынешнем месте археологи относят к началу IX века, к большому сожалению, почти ничего неизвестно о его ранней истории. Что уж говорить, когда даже название святыни является условным. Сейчас нет сомнений, что названа она в честь Феодора, но вот какого именно – Тирона, Студита или Стратилата – точно неизвестно. Из трех святых никто не имеет к ней прямого отношения. Отчего преподобный Лазарь отдал предпочтение последнему при восстановлении комплекса – непонятно, даже сегодня это загадка.

Период расцвета пещерного монастыря связан с возвышением княжества Феодоро, пришелся он на XIV-XV вв., но благоденствие это было недолгим. Находясь в северной приграничной области государства, он часто страдал от вражеских нападений, а феодориты, вынужденные отбиваться на всех направлениях, попросту не могли его защитить. Но зато насельники, монахи, монастырские послушники и жители окрестных деревень всегда находили убежище за толстыми стенами Сюйреньской крепости или даже столичного Феодоро.

Однако в 1475 г., во время масштабного османского вторжения на полуостров, ничто не могло защитить ни сам монастырь Челтер-Коба в Крыму, ни его обитателей. После захвата генуэзской Феодосии огромная турецкая армия под командованием Кедук-Ахмет-паши устремилась на запад, покорять границы княжества Гаврасов, по пути она захватила и полностью разорила обитель в пещере.

Монастырь Феодора Стратилата в наши дни

После османского завоевания он был разрушен, заброшен и больше 500 лет находился в полнейшем запустении – о его возрождении и не помышляли. В 2001 г. сюда приехал преподобный Лазарь – митрополит Симферопольский и Крымский, осмотревший пещерные церкви и кельи иноков. Помолившись, он благословил место на возведение новой обители. Восстановительные работы начались весной 2003 г., продлившись немногим более года – уже в 2004 г. был освящен главный храм. С этого момента в Крыму Монастырь Феодора Стратилата считается официально восстановленным.

Чем интересен Челтер-Коба для посещения?

Кроме сказочно красивой долины Бельбека, раскинувшейся во все стороны, особо стоит выделить несколько основных монастырских достопримечательностей. Прежде всего, это сам пещерный Храм имени великомученика Феодора Стратилата, зияющий в нижней части скалы и похожий на нору гигантского змея. Его заложили одним из первых в естественном гроте, площадью около 150 кв. м, в нем высекли алтарь, ниши в стенах и скамьи, прекрасно сохранившиеся до сегодня. В полу церкви до сих пор виднеются четыре могилы – они пусты, сейчас это только углубления, а в северо-восточной части можно обнаружить следы полуразрушенной купели.

Не менее значим, почитаем и посещаем на территории святыни источник, находящийся подле пещерного храма. Чтобы попасть к нему, нужно пройти по самой кромке обрыва вдоль небольших и неглубоких келий – их тут насчитывается 22, но обжито меньше половины, в монастыре проживают лишь 5 человек. Дальше на 140 м в длину тянется самый большой в мире пещерный грот, глубоко врезающийся в недра скалы, он и приводит к ключу, сочащемуся из камня. Хотя источник нельзя назвать чудодейственным – никаких сведений об этом нет, но вода тут свежа и кристально чиста, а само расположение уже делает его священным.

Как добраться до монастыря?

Добраться до Челтер-Коба несложно, сделать это можно на любом виде общественного транспорта, движущемся из Бахчисарая в сторону Ялты. Доехать следует до села Малое Садовое, пересечь его и по грунтовой дороге, через рощу кизила, пройти сквозь ущелье, ориентируясь на три возвышающиеся скалы и метки на деревьях, служащих указателями. Не лишней в этой ситуации будет карта.

На машине доехать до обители из Бахчисарая можно так:

Туристу на заметку

Отзывы о пещерном Монастыре Феодора Стратилата в интернете немногочисленны и немногословны. Все потому, что о его существовании знают немногие гости Крыма. Гораздо чаще встречаются фото с его изображением, но на них также немногое можно рассмотреть. Как следствие, чтобы составить мнение об этом удивительном и чарующем месте, нужно посетить его самому – тогда всякие вопросы отпадут сами собой! В завершении предлагаем небольшое видео об этой памятке православия на земле Крыма.

Городок Вадстена считается одним из самых красивейших мест в Швеции, и чтобы оспорить (или подтвердить, почему бы и нет) его на то право, наша маленькая туристическая группа вызвалась посетить его лично, несмотря на дождь и общее утомление. Результат порадовал, и это тот редкий случай, когда я подпишусь под каждым сочащимся медом словом из рекламного буклета.

Здесь всего две основных достопримечательности, но они с лихвой оправдывают визит в город. Первая из них — Вадстенский замок, задуманный и созданный в эпоху Возрождения как королевская резиденция.

В 1545-м году Густав Ваза ожидал, что датчане вот-вот нанесут удар, и стремился укрепить рубежи государства.

Однако, помимо оборонительной функции, замок решал еще и жилищную проблему — здесь проводил свои бессмысленные дни один из сыновей короля, умственно отсталый Магнус.

В XVII веке шведско-датские конфликты поутихли, и основные фортификационные сооружения были срыты за ненадобностью.

Еще веком позже замок утратил свой важный статус, а его помещения, не перестраивавшиеся с 1620-го года, были отданы под зернохранилище.

В 80-х XX века в Вадстенском замке, где то хранили архивы, то оружие, наконец, с государственной помощью провели масштабные реставрационные работы, призванные вернуть ему прежний блеск. Успех данного мероприятия налицо.

Внутри бережно восстановлены интерьеры эпохи Возрождения. Если сильно присмотреться и абстрагироваться от реальности, можно увидеть дух того времени.

В покоях собрана аутентичная мебель, местами весьма занятная.

Замков без мрачных подвалов не бывает.

Помимо замка, в Вадстене есть действующий монастырь Св. Бригитты.

Она родилась в 1303-м году в аристократической семье, вышла замуж за судью, и нарожала ему тьму детишек.

Ее особый путь начался после смерти мужа; она сначала отправилась в монастырь Альвастр в Эстерготланде, а затем основала свой собственный, в Вадстене, заодно организовав орден бригитток.

Наверное, детям знатных граждан в то время обещали: «Будешь себя хорошо вести, похороним тебя в церкви».

Указания о том, где что основывать и как действовать дальше, Св. Бригитта получала из видений. Именно там ей и наказали построить новый монастырь. Шведский король был не прочь пойти навстречу этой уверенной в своих показаниях женщине, а вот Папа Римский, проживавший тогда в Авиньоне, наотрез отказался.

Св. Бригитта отправилась в Рим, где и жила до самой смерти, где снискала славу добродетельной и милосердной женщины. В конце концов, она добилась разрешения, но результатов его так и не увидела — монастырь был построен уже после ее кончины, в 1384-м году.

Многие помещения монастыря теперь можно осмотреть. Поскольку смотреть особенно не на что, некоторые комнаты оборудованы манекенами для пущей наглядности.

Кое-где сохранилась оригинальная роспись, подкупающая своей простотой.

Свет в конце туннеля.

В Вадстене, впрочем, есть и другие отголоски давних времен.

Например, сохранилась больничка, столь крохотная, что ее можно было бы установить внутри любой современной дачи под Питером.

Сам городок Вадстена тоже мил, и достоин прогулки.

Солнышко выглянуло.

Рыночная площадь.

Настенная деталь.

В общем, хорошо тут.

Мне трудно назвать Швецию безумно красивой, или страной, способной потрясти своей архитектурой — слишком уж она суровая и нарочито простая. Но, тем не менее, встречаются интересные исключения, и Вадстена как раз одно из них. И потому призываю смело включать этот город в свои маршруты, вы вряд ли об этом пожалеете.

В долине реки Бельбек над селом Малое Садовое возвышаются три скалистых мыса. На восточном мысу Куле-Бурун (в переводе с крымскотат. «Башенный Мыс») стоит Сюйреньская крепость. От нее сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведенные примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых остались лишь фрагменты.

Справа от укрепления, в обрыве мыса Ай-Тодор (мыс св. Феодора), в средневековье возник небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, рядом проходила северная граница княжества Феодоро, которую и защищала Сюйреньская крепость. За ее толстыми стенами в случае опасности могли укрыться жители окрестных деревень и монахи.

Чтобы попасть сюда, нужно через заросли кизила дойти по грунтовой дороге вверх по ущелью, разделяющему Куле-Бурун и мыс св. Феодора. Ущелье предстает перед посетителями по-разному. Одни считают его сумрачным и пугающим, даже скалу, нависающую всей своей мощью над обителью, местные жители прозвали Гроб-скала, а близлежащее ущелье татары нарекли странным именем Хор-Хор, что дословно переводится, как «плохой-плохой». Но у благочестивых паломников ущелье внушает состояние душевного покоя, безмолвного уединения, возвышенной мысли. Оно прекрасно и в сочной зелени лета, и в разноцветье красок осени, и в немного грустном зимнем пейзаже.

Православные всегда трепетно относились к выбору места для монастыря. Не показная суровость условий, а гармония с природой и ее Творцом, красота внутренняя и внешняя были и остаются идеалами монастырской обители.

Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы.

Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров — Стратилата, Тирона или Студита — назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Стратилат.

Феодор Стратилат родом из Евхаит, в начале IV-го столетия прославился добродетелью, мудростью и храбростью. Императором Констанином он был назначен воеводой и правителем города Гераклея близ Черного моря. За свои добрые дела, кротость, правосудие, за веру Христову Федор подвергся гонениям и был распят на кресте. После снятия с креста и чудесного излечения по приказу царя Ликиния он принял мученическую смерть от рук палачей.

Нас встречает самая крайняя очень маленькая пещера-келия всего 4×2 метра, с низким, высотой не более полутора метров, потолком. Кому принадлежала она? Может, благочестивому старцу, подвизавшемуся в обители, аскету и молитвеннику, имя которого известно ныне только Творцу, служению которому он всецело посвятил краткий миг земного бытия?..

Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, не более полутора десятка человек. Всего здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.

Это наиболее значительный пещерный храм в Крыму. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви следы разрушенной купели. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, поэтому ее часто принимают за детскую. Навряд ли это так, скорее, в нее был помещен ковчежец с частицей мощей святого подвижника. Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Еще пять могил находятся в западной части храма.

Следует сознавать, что до нас дошли лишь следы былого величия обители, лишь скальные стены пещер. В древности же пещеры были перегорожены снаружи каменными кладками, защищавшими иноков от непогоды и вторжения непрошеных «гостей», бродивших в окрестностях с целью наживы. Пещеры соединялись целой цепочкой деревянных балок и переходов, балкончиков. Татары, заметив их следы, дали этому месту название Челтер-Коба (челтер означает «решетка», «кружево»; коба — «пещера»).

Проходя далее по краю обрыва, мы видим следы пещерных келий и глубокий, длинный 140-метровый грот, ведущий к живительному водному источнику. Приступать к нему, питавшему много веков назад иноков, следует с большим благоговением, ибо через него мы соединяемся со святостью подвижников Церкви прежних времен.

Надо думать, монастырь существовал долго, по крайней мере, вплоть до 1475 года, когда турецкая армия Кедук-Ахмет-паши, захватив Феодосию, двинулась покорять княжество Феодоро и по пути разорила обитель.

В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены».

С 2003 года начались восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *