Монахиня Иулиания (Ирина Денисова) родилась в 1957 году в Минске. Отец был инженером, мама — кандидат сельскохозяйственных наук. В 1980 году окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории как музыковед, по классу проф. Бершадской Т. С., затем 27 лет преподавала сольфеджио и гармонию в Колледже при Белорусской академии музыки. Господь даровал троих детей, двое из них музыканты. В 1992 году пришла к вере, начала петь в церковном хоре. С 1997 по 2007 год была регентом Первого хора минского Свято-Петро-Павловского собора. «За усердные труды» во славу Святой Церкви награждена медалью свт. Кирилла Туровского.

В 2007 году пришла в монастырь, по благословению духовника отца Андрея Лемешонка, вскоре была назначена старшим регентом. Руководит Праздничным хором и хором сестер минского Свято-Елисаветинского монастыря.

Монашеский постриг был совершен 3 января 2011 года митрополитом Филаретом (Вахромеевым).

Мать Иулиания — автор около 200 церковных песнопений, обработок и гармонизаций. Издательством Свято-Елисаветинского монастыря выпущен нотный сборник ее сочинений «Пение всеумиленное», а в монастырский период — четыре сборника из Полного собрания песнопений. Под руководством монахини Иулиании вышло в разные годы более 20 дисков с записями хоров (Праздничного и монашеского). В 2006 году Информационное агентство Белорусской Православной Церкви выпустило о ней видеофильм «Регент», а монастырская видеостудия во имя святого Иоанна Воина — документальную киноленту «Инокиня» (2010). В 2010 году вышла в свет ее книга «Две повести о Любви».

Монахиня Иулиания осуществляет большую просветительскую деятельность, проводя лекции по гармонизации, беседы о клиросном пении и открытые спевки в разных городах Беларуси, России, Украины, Сербии, Канады. Является руководителем Международного фестиваля православных песнопений «Державный глас» и фестиваля «Великопостные концерты» в Минске.

  • За служение делу духовного возрождения Отечества награждена медалью «За заслуги» (2014).
  • За усердные труды во славу Святой Церкви награждена медалью свт. Афанасия, Патриарха Цареградского, Харьковского Чудотворца (2017).
  • Лауреат польской премии имени князя Константина Острожского (2017).

Корреспондент «СОЮЗа» встретилась с руководителем хора монахиней Иулианией (в миру — Ирина Денисова) и попросила рассказать об этом удивительном коллективе.

Насколько я знаю, матушка, Северная столица вам не чужая, бывали здесь в юности, это так?

Иулиания: Не просто бывала, а училась здесь добрых пять лет в консерватории! Окончила теоретико-композиторский факультет. После чего вернулась домой, в Минск. Я всегда хотела жить и трудиться в родной Беларуси. Хотя в нашей семье у всех корни русские, но именно Беларусь считаем своей истинной родиной. Несколько лет я преподавала сольфеджио и гармонию в музыкальном колледже при минской консерватории, которую сама когда-то оканчивала. Время от времени пела в церкви. А потом так сложилось, что Петропавловскому храму, в котором я пела, потребовался новый хор. Настоятель знал меня, пригласил. Давайте, сказал, попробуем создать хор из профессиональных музыкантов. Стала работать с коллегами из разных минских коллективов, с учениками из колледжа. Постепенно образовался круг единомышленников.

Церковное пение — это ведь достаточно узкий жанр…

Иулиания: Да, именно поэтому заниматься им, не испытывая, скажем так, морального ограничения или скуки, может в основном человек верующий. Профессионалам, далеким от церкви, хочется объять весь мировой репертуар, исполнять классику Баха, Шуберта, а это не православная музыка. В храмах достаточно редко исполняются даже писавшие для церкви Чайковский, Танеев, Рахманинов, Гречанинов. Поэтому очень важно было, чтобы те, кто пришел к нам в хор, понимали, что от них требуется, были искренни в своем стремлении посвятить свободное время именно духовному песнопению. Сейчас в нашем Праздничном хоре 22 человека, поровну мужчин и женщин, все — профессионалы, многие окончили консерваторию, кто-то еще учится там. Средний возраст — 35 лет. Собираемся на репетиции раз в неделю. Чаще не получается. Хористы — люди мирские, у всех работа или учеба. Да и у меня, как у монахини, хватает послушаний.

Вы ведь старший регент Минского Свято-Елисаветинского монастыря Русской православной церкви. Мне сказали, что под вашим началом там еще два музыкальных коллектива — любительский сестринский монашеский и братский…

Иулиания: Расскажу о братском. Это не совсем хор, хотя, случается, выступает и в таком качестве. Скорее, вокально-инструментальный ансамбль. Он возник несколько лет назад, в нем около десятка человек, все мужчины, из числа тех, кто живет при нашем монастыре, работает в мастерских. А у нас более сорока мастерских: керамическая, каменно-резная, иконописная, швейная и т.д. Наш наставник протоиерей Андрей когда-то давно взялся окормлять обитателей туберкулезного диспансера, расположенного рядом с обителью. Это в основном неустроенные люди. С теми из них, кто когда-то на чем-то играл или хочет теперь научиться, я и занимаюсь. Монастырю подарили несколько музыкальных инструментов, какие-то мы купили. На Пасху и Рождество ансамбль «Подворские братья», как мы его назвали, дает концерты для прихожан. Естественно, бесплатные. Собирается немало слушателей. Артисты подобрались в братском ансамбле весьма талантливые!

Вы пишите для них мелодии, как делаете это для Праздничного и сестринского хоров?

Иулиания: Ансамбль исполняет в основном современную эстрадную музыку. Это выбор самих участников. Записываем и выпускаем с ними диски. Они пользуются спросом у прихожан.

Можно узнать, матушка Иулиания, о судьбе троих ваших детей после того, как в 40 с небольшим лет вы приняли постриг и ушли в монастырь?

Иулиания: В начале 1990-х годов я узнала, что мой младший сын четырехлетний Игнатий тяжело заболел — онкология. Врачи только грустно качали головами. С последней надеждой я пошла в церковь, обратились к Богу. Дала обет уйти в монастырь, если выздоровеет мой мальчик. Сейчас Игнатию 24 года. Он полностью излечился. Окончил Московскую консерваторию. Стажируется в настоящий момент в Амстердаме. Дочери Ксении 31 год, она замужем, у нее ребенок, в свободное время поет в Праздничном хоре. Не стал музыкантом только средний сын Клементий. Он рано женился, в 18 лет. Семья для него главное.

Общаетесь и как часто с коллегами из российских хоров?

Иулиания: В Беларуси с недавних пор проводится фестиваль пяти хоров «Державный глаз» — в честь одного из монастырских храмов, именуемого храмом Державной иконы Божьей Матери. Приезжают исполнители из Питера, с которыми мы подружились, — вот сейчас мы сами приехали к ним на берега Невы. Был у нас небольшой прекрасный хор Александро-Свирского монастыря, что на Ладоге в Ленинградской области. Обмениваемся впечатлениями, репертуаром.

Признайтесь, часто, занимаясь каким-то делом, напеваете что-то вполголоса?

Иулиания: У меня музыка всегда в душе. Это то, чем я живу.

Прп. Иоанн Лествичник. Икона. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва)
Прп. Иоанн Лествичник. Икона. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва)

(Соколова Мария Николаевна) (8(21).11.1899, Москва — 16.02.1981, г. Загорск, ныне Сергиев Посад), мон., выдающийся иконописец, педагог, художник-реставратор. На протяжении 60 лет подвижнически занималась иконописанием, сохраняя и возрождая традиции древнерус. иконы в советские годы. И. род. в семье свящ. Николая Соколова, выпускника МДА, настоятеля ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, художественно одаренного человека, который постарался привить любовь к искусству своим детям. Его брат Александр Александрович окончил АХ, др. брат Владимир был священником московского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря. Мать И. Лидия Петровна, дочь свящ. Петра Некрасова, получила образование в московском Филаретовском епархиальном жен. уч-ще. И. и ее 2 сестры были воспитаны в глубокой вере и любви к Церкви.

И. с ранних лет любила читать Свящ. Писание, жития святых, посещать богослужения, с большим желанием много рисовала. В 9 лет поступила в 5-ю московскую женскую гимназию, относившуюся к ведомству имп. Марии Феодоровны. В 12-летнем возрасте И. осталась без отца, который во многом был для нее учителем. Вскоре она почувствовала необходимость духовного руководства. Ее наставником стал московский старец прот. прав. Алексий Мечёв, служивший в ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках (ул. Маросейка). Окормление прав. Алексия определило дальнейший духовный, творческий и жизненный путь И. С 1-й исповеди она начала заносить в дневник его слова и вела записи почти 10 лет, до смерти старца. Впоследствии она составила наиболее полное его жизнеописание (Жизнеописание московского старца о. Алексия Мечева. М., 1992).

Свт. Николай Чудотворец (Можайский) с моделью храма свт. Николая в Клённиках. Икона. 20-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, Москва)
Свт. Николай Чудотворец (Можайский) с моделью храма свт. Николая в Клённиках. Икона. 20-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, Москва)

В 1917 г. И. успешно закончила гимназию, в 1917-1920 гг. занималась в студиях художников Ф. И. Рерберга и А. П. Хотулёва. С 1920 по 1929 г. преподавала рисование в школе 1-й ступени Рогожско-Симоновского р-на Москвы. В 1929 г. поступила в Объединение научно-технических издательств и работала в Горном, Геологическом и Энергетическом издательствах художником-графиком до 1954 г.

И. почти ежедневно посещала ц. свт. Николая, где под рук. прав. Алексия увеличивалась община верующих, искавших духовного утешения и совета. В 1919 г. Патриарх Тихон благословил создание маросейского братства (общины), между духовными детьми старца были распределены послушания. И. была поручена ризница, в ее обязанности входило следить за порядком во время исповеди. Прав. Алексий благословил И. писать иконы. В это время ею были созданы: «Св. Троица» (1921, ц. свт. Николая в Клённиках), «Мц. Павла» (1920) и «Прп. Досифей» (1923) из частного собрания, Феодоровская икона Божией Матери, с избранными святыми, чтимыми в ц. свт. Николая в Клённиках (1922, известна по фотографии из частного собрания), и др.

После смерти прав. Алексия в 1923 г. попечение о пастве и храме перешло к его сыну сщмч. иерею Сергию Мечёву, богословски образованному человеку, знатоку иконы. В сер. 20-х гг. он познакомил И. с реставратором и копиистом В. О. Кириковым, который консультировал ее по технике иконописи. В это время И. выполнила, напр., копию древней Владимирской иконы Божией Матери (местонахождение неизв.). В 1928 и 1929 гг. она сделала многочисленные зарисовки, изучая древние иконы и фрески уже закрытых храмов и мон-рей: в Новгороде — в ц. Спаса Преображения на Нередице, ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, ц. Спаса Преображения на Ильине ул., ц. Успения Богородицы на Волотовом поле, ц. Рождества Христова на кладбище, ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре; в Пскове — в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря. И. делала копии росписей Дионисия (1502) в Ферапонтовом мон-ре (с 2010 хранятся в ЦМиАР; одна в частном собрании).

И. понимала, что необходимо сохранять и развивать древние иконописные традиции. В письме «Об иконописи» 1930 г., адресованном художником и иконописцем гр. В. А. Комаровским сщмч. Сергию Мечёву, упоминается И., к-рая «прекрасно усвоила технические приемы иконописания… стремится не только копировать, но и войти в сферу свободной композиции» (Алдошина. 2001. С. 9). Эти годы были для И. периодом творческого становления как иконописца. Возрастая духовно, она обратилась к сщмч. Сергию за благословением на монашеский постриг. Он ответил, что сейчас время особого служения ближним: «Заживите по-настоящему для Господа и Его жизнью и почувствуете, что идете тем же путем, что и иноки…» (Булгакова Е. А. Воспоминания о М. Н. Соколовой. 1994. Ркп. Частное собр.).

В 1930 г., незадолго до закрытия ц. свт. Николая в Клённиках, И. выполнила 13 акварелей интерьера храма (архив ц. свт. Николая в Клённиках) и копию с храмовой Казанской иконы Божией Матери (ц. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове). 28 сент. 1933 г. И. вместе с С. А. Никитиным (впосл. епископ Стефан) участвовала в перенесении св. мощей прав. Алексия Мечёва с ликвидировавшегося Лазаревского на Введенское (Немецкое) кладбище и была свидетельницей того, что мощи пребывали нетленными.

В кон. 20-х — 30-х гг., когда начались преследования духовенства и прихожан храма, жизнь И. находилась в постоянной опасности, т. к. сосланный сщмч. Сергий благословил нуждающимся в духовной поддержке обращаться к ней. В это время она написала много миниатюрных (10×7 см) икон праздников и избранных святых для тайных богослужений на квартирах. В 30-40-х гг. И. продолжала накапливать знания и материалы в области иконописания, выполняя многочисленные копии с древних икон из частных собраний и создавая на их основе новые образы. Копирование стало для нее и ступенью познания иконописного дела, и вдохновенным творчеством. В 1928-1939 гг. И. преподавала в организованном ею иконописном кружке при маросейской общине.

«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)
«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры)Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание)
Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание)

Особое место в творчестве И. занимала тема рус. святых. В кон. 20-х — нач. 30-х гг. по благословению священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, она работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие». И. создавала новую иконографию, разыскивая в источниках «подобия» лика каждого святого, подробно изучая житийный материал. В 1934 г. 1-я икона нового извода была освящена свт. Афанасием после малой вечерни в канун Недели Всех святых, в земле Российской просиявших; служба проходила с участием хора ц. свт. Николая в Клённиках в домовом храме иером. Троице-Сергиевой лавры Иеракса (Бочарова) в г. Лосиноостровском Московской обл. Этот образ стал келейной иконой свт. Афанасия, которую он завещал передать в ТСЛ (в наст. время в Троицком соборе лавры). В 1954 г. икона участвовала в первом престольном празднике (по составленной свт. Афанасием Службе русским святым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, устроенном в крипте под Успенским собором ТСЛ (ок. 1955 для этого придела И. написала творческую копию первообраза; хранится в ризнице ТСЛ).

В кон. 30-х гг. И. выполнила еще один список Собора русских святых для архим. Гурия (Егорова) (до 80-х гг. образ находился у митр. Иоанна (Вендланда)), а в сер. 50-х гг. по ходатайству свт. Афанасия и по просьбе старосты исп. Георгия Седова — для Воскресенского собора в Тутаеве (в наст. время образ хранится в соборе). В нач. 60-х гг. подобная икона написана для митр. Нестора (Анисимова) (ц. Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции на территории Данилова мон-ря в Москве). Впосл. И. создала иконы «Святые первосвятители всея Руси» и «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (митрополичьи палаты ТСЛ), «Ярославские чудотворцы», «Радонежские чудотворцы», «Собор святых града Владимира и области его» с подписью: «В Успенский собор града Владимира в память юбилейного торжества по случаю 800-летия со времени его основания — смиренное приношение епископа Афанасия». В 1959-1962 гг. И. разрабатывала лицевые святцы рус. святых (частное собрание; см.: Russian Saints. 2000).

Перед началом Великой Отечественной войны И. вместе с семьей сестры переселилась в пос. Семхоз (ныне в черте Сергиева Посада) недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Она писала иконы на бумажных, картонных и грунтованных с обеих сторон холстиках-таблетках (досок для икон достать было невозможно).

В 1946 г., когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, И. как опытный иконописец получила приглашение от наместника архим. Гурия (Егорова) к участию в восстановлении древней обители. С этого времени начался основной период творческой жизни И. Роспись Серапионовой палаты в Троицком соборе, посвященная житию прп. Сергия Радонежского, выполнена в авг.-сент. 1949 г.; для этой же палаты была написана икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому». Для придела во имя прп. Никона Радонежского Троицкого собора созданы иконы «Прп. Сергий Радонежский» и «Свт. Алексий, митр. Московский», небольшие образы для сени над ракой со св. мощами прп. Никона (в т. ч. 18 изображений учеников прп. Сергия), икона нового извода «Явление Божией Матери прп. Никону Радонежскому, с 20 клеймами его жития» (215×200 см). Тогда же И. написала житийную икону прп. Сергия с 19 клеймами (список иконы кон. XV в. письма Дионисия из местного ряда Троицкого собора), которая находится у раки преподобного.

«Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва)
«Всея России чудотворцы». Икона. 1952 – 1953 гг. (ц. прор. Илии в Обыденском пер., Москва)

В 1949-1954 гг., во время реставрации стенописи Троицкого собора, И. сделала списки с икон (ок. 1425) праздничного ряда иконостаса. Входившие в группу реставраторов молодые художники Е. С. Чуракова и И. В. Ватагина стали учиться у нее иконописи. В 1952-1953 гг. вместе с ними И. выполнила 17 икон для иконостасов 2 приделов и 12 икон для царских врат в московскую ц. прор. Илии в Обыденском пер. Наиболее интересны в иконографическом отношении 4 работы И.: «Московские чудотворцы», «Вселенские святители» и 2 образа «Всея России чудотворцы».

В 1951-1952 гг. по просьбе еп. Ташкентского Гурия (Егорова) и настоятеля храма свящ. Бориса (Холчева) И. создала иконостас для ц. прп. Сергия Радонежского в Фергане (Узбекистан). По желанию заказчиков он напоминал иконостас Троицкого собора ТСЛ. Иконы писались в лавре на холстах для удобства доставки их в Фергану.

Явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому. Икона. 1955-1957 гг. (придел прп. Серафима Саровского ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре)
Явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому. Икона. 1955-1957 гг. (придел прп. Серафима Саровского ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре)

В 1955 г. по эскизам и под рук. И. группа молодых художников расписала праздничную братскую трапезную лавры, затем ц. Покрова Богородицы МДА (роспись утрачена во время пожара 27 сент. 1986). В храме сохранилась выполненная И. стенопись оборотной стороны иконостаса; запрестольный образ Воскресения Христова и икона Покрова Пресв. Богородицы (на стекле) находятся в МДА. Для иконостаса 60-х гг. XVII в. она написала 11 недостающих икон, а также иконы для царских врат. В 70-х гг. для храма были созданы иконы прп. Серафима Саровского и равноап. Марии Магдалины. В 1955-1957 гг. И. выполнила проект иконостасов и иконы для устроенных наместником архим. Пименом (Извековым) боковых приделов прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского в трапезном храме прп. Сергия Радонежского ТСЛ.

С 1957 г. в течение 23 лет И. руководила в МДА иконописным кружком. Для И. было важно раскрыть будущему духовенству красоту образов и языка древней иконописи и ее отличие от распространенных тогда изображений в академическом стиле. Поскольку студенты в основном не имели художественной подготовки, И. постепенно составила программу занятий и применяла свой метод обучения иконописанию. Она написала работу по технике иконописи, в к-рой последовательно изложила этапы создания иконы, сделала много учебных образцов — отдельных изображений горок, палат, деревьев, одежд святых с детальной проработкой пробелов и ассиста. Образцы для обучения личнoму письму иллюстрировали последовательность наложения плавей на ликах (хранятся в фондах иконописной школы МДА). Основой изучения иконописи И. считала копирование древних икон, а не репродукций. Она читала студентам лекции: «Смысл и содержание иконы», «Икона — свидетельство Боговоплощения», «Картина и икона», «Православная икона», «История иконографии образа «Воскресения Христова»», «Иконография изображения «Сошествия Святого Духа на апостолов»» и др. Когда в 1990 г. при МДА была открыта первая в стране иконописная школа, образцы и методика И. легли в основу учебной программы.

Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва)
Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва)

В 1970 г. И. тайно приняла монашеский постриг с именем в честь мц. Иулиании Птолемаидской. В 1971 г., ко дню интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена, она написала копию в размер подлинника с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (по разрешению икона копировалась в ГТГ).

До 1980 г. все реставрационные работы в лавре осуществлялись при непосредственном участии И. В 1965-1967 гг. проводилась реставрация стенной живописи (1883?) в трапезной палате ц. прп. Сергия Радонежского. В 1970-1972 гг. под рук. Кирикова И. выполняла ответственную работу по укреплению икон древнего иконостаса Троицкого собора. В 1973-1974 гг. вместе с учениками она отреставрировала (укрепление, расчистка) иконы главного иконостаса (80-е гг. XVII в.) храма прп. Сергия. В 1969 г. И. организовала реставрационно-иконописную мастерскую в ЦАК МДА. В 1976 г. по благословению Патриарха Пимена в лавре была создана реставрационная мастерская во главе с И.

До последних дней жизни И. неустанно трудилась. Чин отпевания, проходивший в ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ, возглавил наместник архим. Иероним (Зиновьев). Проститься с И. приехал Патриарх Пимен. Она погребена на кладбище в микрорайоне Семхоз Сергиева Посада. По словам архим. Иоанна (Крестьянкина), об И. «должно вспоминать не как о иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси» (письмо от 27 апр. 1998; частное собрание).

Соч.: О древней иконописи // ЖМП. 1975. № 6. С. 72-78; Картина и икона // Там же. 1981. № 7. С. 73-78; Жизнеописание моск. старца о. Алексея Мечева. М., 1992, 19992, 20023; Труд иконописца / Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 1998, 20082; Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. , 2000; Слово иконописца мон. Иулиании (Соколовой): Смысл и содержание иконы / Сост.: Н. Е. Алдошина. М., 2005.

Лит.: Патриаршая награда старейшей сотруднице МДА // ЖМП. 1975. № 5. С. 25-27; // Там же. 1981. № 7. С. 16-19; Алдошина Н. Е. Памяти иконописца мон. Иулиании // «Охраняется государством»: 3-я науч.-практ. конф. С.-Петербургский фонд культуры: Программа «Храм»: К 150-летию со дня рожд. Н. П. Кондакова: Сб. мат-лов (нояб. 1993 — июнь 1994). СПб., 1994. Вып. 5. Ч. 2. С. 9-17; она же. Благословенный труд. М., 2001; она же. Мон. Иулиания, преподаватель иконописи // Ikoni. Helsinki, 2009. N 1. P. 38-45; Кутейникова Н. С. Искусство России 2-й пол. XX в. (иконопись): Учеб. пособие. СПб., 2001. С. 4; Она же. Иконописание России вт. пол. XX в. СПб., 2005; Быков В. В. Иконописец Мария // Моск. ж. 2002. № 3. С. 31-37; Лука (Головков), игум., Языкова И. К. Икона XX в. // История иконописи, VI-XX вв.: Истоки. Традиции. Современность. М., 2002. С. 235-237, 241; Языкова И. К. «Се творю все новое»: Икона в XX в. Милан; М., 2002. С. 62-82; eadem (Jazykova I. K.). Hidden and Triumphant: The Underground Struggle to Save Russian Iconography. Brewster (Mass.), 2010. P. 107-118; Храм свт. Николая в Кленниках в акварелях М. Н. Соколовой (мон. Иулиании) / Под общ. ред. А. Ф. Грушиной. М., 2008; Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 14-22.

Н. Е. Алдошина

Иулиания Александровна (Ульяна, Юлиания, ин. Марина, Марфа, ок. 1325, вероятно, Псков — 17 марта 1399) — дочь великого князя тверского Александра Михайловича, вторая жена великого князя литовского Ольгерда; мать великого князя литовского и короля польского Ягайло — основателя династии Ягеллонов, и великого князя литовского Свидригайло.

Биография

Ранние годы

Иулиания родилась в период, когда её отец, Александр Михайлович, находился с семьёй в изгнании в Пскове. Причиной изгнания было преследование великого князя тверского со стороны Золотой Орды. Великое княжество Тверское, как и другие земли Восточной Руси, находились в то время под властью Орды.

Когда возникла угроза для Пскова из-за присутствия там тверского князя, Александр Михайлович перебрался в расположенное рядом Великое Княжество Литовское. В ВКЛ ближайшим соседом Псковской земли было Витебское княжество, в котором правил Ольгерд Гедиминович — будущий великий князь литовский, со своей первой женой Марией Ярославной (?—1346?, из рода витебских князей).

В 1338 году хан Золотой Орды разрешил Александру Михайловичу и его семье возвратиться на великое княжение в Тверь. Однако в 1339 году Александр Михайлович и его старший сын Фёдор были убиты в Орде по приказу хана. Опека над Иулианией перешла к великому князю московскому.

Жизнь в Великом княжестве Литовском

В 1349 году великий князь Московский Симеон Иванович Гордый не воспрепятствовал браку тверской княжны с пришедшим к власти в Литве Ольгердом Гедиминовичем. В 1368—1372 годах брат Ульяны великий князь Тверской Михаил Александрович использовал династические узы для военного союза Твери и Литвы против великого князя Московского Димитрия Ивановича.

В 1323 году Великий князь Ольгерд приехал в Витебск и повелел обнести Нижний город каменной стеной, заменить деревянные укрепления в Верхнем замке на каменные, построить два храма, Благовещенский и Святого Духа. В 1335 году большой пожар уничтожил весь Нижний замок.

Когда в Витебск около 1350 года приехала бывшая тверская княжна, она решительно взялась за укрепление и украшение города. Замки, что должны были возводить по указу Ольгерда, были построены уже в 1351 году, и в течение трёхсот лет верно служили защите Витебска. Под прикрытием стен в Нижнем замке начали мостить улицы, строить первые, ещё деревянные дворцы — в частности, дворец Огинского.

В XIV веке каменные церкви, как наиболее укреплённые здания, служили горожанам укрытием в случае военной угрозы; в монастырях, ввиду отсутствия светских школ, священники и дьячки учили грамоте. Храмы и церкви были центрами не только духовного воспитания, но и культурной жизни, развития искусства.

Всё в том же 1351 году была закончена вторая каменная церковь города — церковь Святого Духа. Юлианья основала первый женский монастырь, церковь Богоявления, обновила Михайловскую, самую старую княжескую церковь города, обновила и украсила Благовещенскую церковь, в которой, утверждают историки, хранились портреты Ольгерда и Юлианьи. На месте языческого капища Макоши, на высоком берегу Витьбы в месте слияния её с Двиной было начато строительство первой посвященной Богородице церкви в Витебске — церкви Пречистой Божьей Матери; в 1406 году, уже после смерти Юлианьи, была достроена, а гора, прежде носившая название Лысой, стала Пречистинской.

Ульяна перестроила деревянную Никольскую церковь в Вильно в каменный храм, построила храм во имя Святой живоначальной Троицы, на месте которой позднее возник Троицкий монастырь в Вильно. Основала Свято-Духов монастырь в Витебске.

После смерти мужа (1377) и второго прихода к власти Ягайло в Великом княжестве Литовском (1382) участвовала в организации литовско-московского союза и планировании династического брака Ягайло и дочери Дмитрия Донского. В 1383 году Иулиания постриглась в монахини в основанном ею монастыре под именем Марины (Марфы).

Дети Иулиании и Ольгерда

Лицевой летописный свод: «В том же году великий князь Литовский Ольгерд Гедиминович прислал на Москву к великому князю Семену Ивановичу, прося отдать за себя сестру его жены, то есть его свояченицу, дочь великого князя Александра Михайловича Тверского именем Ульяна. Он же, посоветовавшись с духовным отцом своим преосвященным Феогностом, митрополитом Киевским и всея Руси, отдал за него свояченицу свою Ульяну»

Ян Тенговский предлагает следующий список детей Ольгерда и Иулиании:

Предки

Ярослав Всеволодович (князь владимирский)
Ярослав Ярославич Тверской
Ростислава Мстиславна, княжна смоленская, дочь Мстислава Мстиславича Удатного
Михаил Ярославич (князь владимирский)
Юрий Михайлович
Ксения Юрьевна, боярыня новгородская
Александр Михайлович Тверской
Борис Василькович Ростовский
Дмитрий Борисович Ростовский
Мария Ярославна, княжна муромская, дочь Ярослава Юрьевича
Анна Кашинская
Иулиания Александровна Тверская

Примечания

  1. Ныне Витебская область, Республика Беларусь.
  2. Полоцк. Установлена дата смерти княгини Ульяны.
  3. Tęgowski J. Pierwsze pokolenia Giedyminowiczów — Poznań-Wrocław, 1999. — S. 308—311.
  4. Т. Василевский считал её дочерью Кейстута. См. Войтович Л. Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1. (укр.)
  5. K. Jasiński, Rodowód Piastów śląskich, s. 630

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *