А знаете ли вы что в Армении есть село с необычным названием Фиолетово, где с 1820 года живут ссыльные молокане из Тамбовской губерни? А кто такие молокане? До поездки в Армению я тоже не знал о существовании такой христианской секты. Молокане это особая этнографическая группа русских и представители одного из направлений так называемого Духовного христианства. В царское время молокане считались чуть ли не самыми опасными для веры еретиками. Нельзя сказать, что молокане это секта с едиными правилами, среди них выделяют тоже различные группы: «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие. Самые необычные на мой взгляд это молокане-прыгуны. Цитирую Википедию:
Основателем и идейным вдохновителем данной секты являлся крестьянин Лукьян Петрович Соколов, который, неправильно истолковав слова псалма «окропиши мя иссопом», ввёл обычай сопеть друг на друга при богослужениях, чтобы «очистить и облагодатствовать», а также другие обряды, например такие, как «воскрешение дев» и «обряд, пробуждающий дух».
Обряд воскресения дев заключался в том, что во время моления одна из участвующих девушек во время исступления падала на пол и притворялась мёртвой. По указанию Соколова кто-нибудь из присутствующих дул и сопел на неё, целовал, после чего девушка «оживала», что убеждало присутствующих в её «воскрешении». Обряд, «возбуждающий дух», состоял из скакания и прыганья (что и явилось поводом для названия секты). Прыгуны объясняли свои действия во время данного обряда ссылкой на Библию, которая гласила о том, что библейский царь Давид «пред сенным ковчегом скакаше, играя». Исходя из этого прыгуны считали что Святой Дух может снизойти к избранным людям только во время прыжков, сопровождаемых пением молитв, и только это якобы поможет им достичь Бога. В совершении своих обрядов и празднований прыгуны, чаще всего, придерживались Торы. Вместо воскресенья, в отличие от православных и подобно иудеям, праздновали субботу, а также праздновали еврейскую пятидесятницу и прочие еврейские праздники. Пасху прыгуны праздновали точно так же, как иудейский Песах, однако во время празднования всё же упоминали о Христовом воскресенье, в которое веровали.
1. На дорогах Армении встречаются поистине удивительные экспонаты. Кажется, что скоро этот мотоцикл развалится, но я уверен, то еще мои дети, когда будут путешествовать по Армении лет через двадцать увидят этот же мотоцикл.

2. Даже в небольшом селе, дедушка одевается со вкусом.

3. А вот и указатель в то самое Фиолетово.

4. Дома отличаются от армянских. Больше похоже на украинские мазанки, разве что крыши не из сена.

5. В чем их основное отличие от традиционных православных? Они по своему толкуют Библию и не признают креста, икон, священническую иерархию, не совершают крестного хода. Ну и самое позитивное на мой взгляд отличие — это отказ от свинины, табака, алкоголя и наркотиков.

6. Откуда пошел термин «молокане» так точно и неизвестно. С одной стороны считается что их так прозвали православные из-за привычки пить молоко даже в пост. По другой версии из-за их предпочтений употреблять в армии и тюрьмах молочные продукты, т.к. в них точно не может быть свинины.

7. Молокане не ругаются матом, стараются жить своей общиной.

8. В седе Фиолетово живет около 750 жителей. Почти все русские.

9. Деревня находится в низине, в стороне от трассы. Дороги убитые. Как и мы смотрели на местных, так и они смотрели на нас с любопытством. Особо сюда никто не ездит. Было бы больше времени — можно было бы напроситься в гости. Наш гид по Армении — Ваге джан, сказал что так уже не раз делали его туристы. Молокане очень гостепреимные люди.
10. Старшее поколение исключительно с бородами. Молодежь кто как.
11. Местная социальная сеть 🙂
12. Вокруг поселения много засаженных полей. Удивительно насколько наш мир многообразен. Какие армяне молодцы, что не выгнали этих людей со своих земель и мирно сосуществуют все вместе. Ваге джан рассказал нам, что у армян считается крутым нанять молокан к себе на работу. Они очень трудолюбивы, честны и по полной программе вкладываются в то, что делают.
13. Летом здесь спокойно можно снимать рекламу для Альпийского шоколада 🙂
14. Таких старичков на ходу еще можно встретить
15. И их не мало!
16. В этой фотографии всё прекрасно: и сотрудник ГАИ, который остановился посреди дороги и автомобилист, который через две сплошные обгоняет его по встречке.
17. А это город Ванадзор. Город сильно пострадал во время землятрясения 1988 года. Как видите, в городе не заморачиваются вопросами визуального мусора. Глаза реально разбегаются от обилия рекламы.
18. Мужик похожий на Луи де Фюнеса 🙂
19. Центральная площадь Ванадзора. Чем-то отдаленно напоминает центральную площадь в Ереване.
20. Маша и медведь на армянском
21. А внутри магазина ящики с водкой, на которых просто суровейший креатив 🙂
22. Извиняюсь за качество фото, снимал на ходу от пояса. Сотрудница полиции.
23. В Армении через каждые 5-10 минут на дороге попадаются различные автомастерские.
24. Так неестественно выглядят эти домики на фоне гор.
25. В такие моменты всегда вспоминаю фильм Пункт Назначения.
26. А это Пушкинский перевал. 11 июня 1829 года Александр Пушкин по его собственным словам, здесь встретил арбу, на которой переправляли в Тбилиси тело убитого в Тегеране Александра Грибоедова.
27. Современное искусство.
28. А это Одзунский монастырь VI века! Последняя реставрация была сделана в 2014 году итальянцами.
29. Очень спокойное место.
30. Внутри храма.
31. А это памятник надгробие, который виден слева от храма на 28 фото. Четырехметровые столбы с еще сохранившимся древним орнаментом.
32. Могили священников. Это не меч, это посох.
33. Не только старые мотоциклы и автобусы можно встретить на дорогах, но и Победу!
34. Трудолюбивый народ.
В следующем отчете мы с вами побываем ещё в одном древнем монастыре, переберемся в Грузию и узнаем, что означает красная ленточка на заборе у азебрайджанцев.
На связи! 🙂

Молокан ( русский : молокан , IPA: или молоканин , «молочно-людоед») является членом различных духовных христианских сект , которые произошли от восточного христианства в восточнославянских землях. Их традиции — особенно потребление молочных продуктов во время христианских постов — не соответствовали традициям Русской Православной Церкви , и они считались еретиками ( сектантами ). Термин » молокан» — это экзоним, используемый их православными соседями; они склонны идентифицировать себя как духовные христиане (духовные христиане: духовные христиане ).

Среди молокан почти столько же разных путей, сколько и среди молокан. Некоторые построили часовни для поклонения, соблюдали таинства и почитали святых и иконы, в то время как другие (например, Иконоборцы , » иконоборцы «) отказались от этих практик в поисках индивидуального подхода к Священному Писанию . В целом, они отвергли институционализированный формализм Православия и деноминаций с похожими доктринами в пользу большего акцента на «изначальном христианстве», как они его понимали. Они подчеркивали духовность и духовную практику; такие сакраментальные практики, как водное крещение, разрешены только как материальные знаки и символы более важных духовных истин.

Подобно пресвитерианам среди протестантов и считается еретическими в Православной церкви, они избирают совет доминирующих старейшин , сохраняющих своего рода апостольскую преемственность . Молокане имели некоторые обычаи, похожие на европейских квакеров и меннонитов , такие как пацифизм , общинная организация, духовные собрания и подгруппы. Но они возникли в России вместе с духоборами и субботниками (также известными как субботники ) и аналогичными духовно-христианскими движениями Духовных Кристянов и Иконоборцев. Они мигрировали в центральную Россию и Украину примерно в одно время.

АРМЯНСКИЕ МОЛОКАНЕ

В контексте сохранения аутентичности в условиях все усиливающегося пресса информационной цивилизации резко актуализируется национальный вопрос. Особый интерес представляют те работы по классификации факторов, способствующих сохранению идентичности, в которых, когда речь идет об армянском типаже, отмечается, безусловно, и роль религии. Мы не намерены обсуждать, какая форма религии была бы наиболее благоприятствующей для армянской общности с точки зрения самосохранения нации. Полагаем, что в данных обстоятельствах проблема макисмально субъективна в связи с целевым выбором исходных точек.

Так или иначе, в контексте сказанного, обратимся к небольшой армянской религиозной группе, некоторые дискретные исследования о которой были проведены лишь в США. Речь идет об армянах-молоканах.

На первый взгляд кажется, что отделившееся от Русской Православной церкви и характерное для русского этнического элемента религиозное течение под названием «молоканство» не может иметь ничего общего с базовыми проблемами армянской идентичности. Однако факты говорят о другом.

В результате религиозной политики, проводимой царской властью с 1800-х годов молокане были переселены на Кавказ, и таким образом на южном рубеже империи возникли русские колонии. В тот же период многие из них обосновались в Карской области. После русско-турецкой войны 1877-78гг. царская власть расширила в Карсе присутствие разных русских религиозных групп, в числе которых были молокане, духоборы, субботники, баптисты и другие.

Имеются факты, что в то время в селе Кара-кала («Черный замок») Карской области жили армяне-молокане. Четких сведений — когда именно армяне обосновались в Кара-кале, или когда русские построили в этом селе свои военные опорные пункты, — мы не имеем. Из числа современников самую достоверную информацию дал Сиракан Калоян в своей книге «Иммиграция армян Ширака в США». Он пишет, что Кара-кала — это современная деревня с красивыми строениями и широкими улицами, основанная после русско-турецкой войны 1877-78гг. До того, как переселиться в Кара-калу, армяне жили в Гезеачхларе (более точное произношение топонима и местонахождение села неизвестно) и из-за своей протестантской веры периодически подвергались гонениям со стороны своих односельчан. Интересные сведения об этом со слов священника Перумяна записал М.Мушегян, отмечая, что деревенские хулиганы притесняли, оскорбляли и ругали протестантов, раскапывая могилы, оскверняли тела их усопших, вешая их на деревьях. Потому с письмом-жалобой они обращаются к Николаю Второму, который предлагает им переселиться на территорию российского военного опорного пункта. Вследствие такого решения вопроса армянские протестанты обосновываются в Кара-кале.

Кстати, сохранилась фотография довольно крупного плана, на которой селяне в черных и белых одеждах стоят перед своими бараками. Существует точка зрения, что белую одежду носили армяне-молокане, а черную — инородные. Эта фотография сегодня является одним из тех свидетельств, основываясь на которых посещающие Турцию эмигранты-молокане пытаются уточнить местонахождение села. Дело в том, что село находится на холмистой местности, и эти холмы на сегодня являются основным ориентиром, т.к. после Первой мировой войны оставшееся в селе население было выдворено, и всю деревню сравняли с землей. Несмотря на это, крестьяне окрестных деревень до сих пор помнят, что в недалеком прошлом на этой территории были российский военный опорный пункт и село. В этом плане интересны проведенные в Турции исследования одного из потомков армянских молокан — Джойса Кеосабабаян-Бивина, в которых он, в поисках корней своего рода, выяснил, что после сдачи Карса туркам часть армян-молокан в целях самосохранения, отуречила свои фамилии.

Кроме всего этого, с Кара-калой связан ряд интересных сказаний. Согласно одному из них, в 1855г. одного 11-летнего ребенка посещает видение, и ему сообщается, что турки организуют погромы армян, и, дабы избежать этого, армяне должны эмигрировать с этих земель. В дальнейшем это пророчество повторяется в 1900г., после чего армянские и русские молокане эмигрируют из Карской области. Звали мальчика-пророка Демос Шакарян; его семья сначала обосновалась в Нью-Йорке, а потом переехала в Лос-Анджелес. Здесь также семья Шакарянов становится самой известной среди армян-молокан, благодаря накопленному состоянию и консолидирующей роли в общине. Вот таким пророческим видением многие из армян-молокан объясняют свою эмиграцию из Кара-калы и спасение от турецких погромов, хотя их до сих пор осуждают в измене, т.к., спасаясь от грозящей опасности, они не предупредили остальных соотечественников.

В 1900-е годы (особенно в период 1905-12гг.) примерно 3000 армянских и русских молокан, чтобы уклониться от военной службы и в надежде найти работу, эмигрировали в США. В квартале «Флэтс», находящемся в восточной части Лос-Анджелеса, вблизи других молоканских сел, армяне-молокане основали свою церковь, сохранив свойственные армянской идентичности языковые и культурные элементы и культовые обряды молоканства. Интересно, что историческая память у них свежа до сих пор, т.к., даже обосновавшись в Лос-Анджелесе, они называли свое поселение «Кара-кала», или «Крик-кала».

В 1926г. многим из оставшихся в Карсе и Ардагане армянских и русских молокан советская власть предложила поселиться в «Сальской степи» — свободной территории под Ростовом, в результате чего 90% из них (как и все духоборы) эмигрировали в Россию. В Ростовской области молокане и духоборы были переселены в 34 деревни, многие из которых были названы так же, как и оставленные ими селения.

Националистическое движение, начавшееся в Турции в 1930-х гг., заставило молокан переименовать свои 3 основные селения на турецкий лад: они были названы Ялинчаир, Атчилар и Чалкавур. В свою очередь, советские власти, заинтересовав большую часть оставшихся в Турции молокан программой обеспечения жильем на родине, в 1962г. поселили их в Ставропольском крае.

Нужно отметить, что религиозная трансформация армян-молокан продолжается и в настоящее время. Армянские прыгуны-молокане с улицы Азуса в Лос-Анджелесе поменяли свою идентичность, став армянскими пентекосталами, или пятидесятниками. Несмотря на то, что в своей вере они сохранили основные элементы молоканских обрядов, тем не менее, произошел переход от теологических идей М.Рудометкина к исповедальным принципам пятидесятников.

Кстати, в последние годы эта церковь, трансформировавшаяся из молоканской в пятидесятническую, убрала из своего названия слово «армянская», как они объясняют, для того, чтобы создать более общинную и привлекательную атмосферу. Однако истинные причины подобной трансформации, пожалуй, в ином, но их анализ уже из другой области.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин. 1:1

Дорогие братья и сестры! Уважаемые посетители сайта!

Община духовных христиан — молокан в городе Москве рада приветствовать вас на нашем сайте и предлагает вам знакомство с исконно русским вероучением духовных христиан — молокан.

Духовным христианством в открытых источниках обычно называют течение русского религиозного разномыслия (сектантства), отделившееся от православия, а сектантство определяют которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Молоканство в русской истории никогда не противостояло иным учениям и не было образовано в результате выделения от иного основного направления в христианстве. Молоканство — результат осмысления русским народом учения Христа и выработанная на основе русской песенной традиции форма богослужения. Именно поэтому сегодня молокане не определяют себя как секту и считают себя наследниками первых христианских общин, которые появлялись на территории будущего российского государства после проповедей Андрея Первозванного.

«Но при выдаче документов в графе «национальность» значилось не «русский», а «молоканин»». (Келехсаев Р. К. Протестантские течения и секты в республике Северная Осетия — Алания: история и современность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (46): в 2-х ч. Ч. II. C. 62-65) .
«Поскольку в XVIII и XIX вв. слово «православные» воспринималось как синоним слова «русские», духоборцы и молокане, разорвавшие с православной церковью, осознавали себя не русскими, а особыми народами Божьими… Осознание своей культурной и религиозной особенности, богоизбранности, общего исторического прошлого и позитивная этноконфессиональная идентичность (высокая, если не сказать завышенная, оценка «своего народа») в сочетании с негативным восприятием культуры и религии русского народа и соседей кавказцев — все это являлось сущностью того механизма, благодаря которому они консолидировались и смогли на протяжении длительного времени существовать и сохранять свою уникальную культуру». (Светлана Иникова. Проблемы этноконфессиональных групп духоборцев и молокан // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе / под ред. М. Б. Олкотт, А. Малашенко. — Москва: Моск. Центр Карнеги, 1998. — С. 84-104) http://www.doukhobor.ru/literatura/problem/index.html .
В 90-е годы я учился на химфаке Киевского университета имени Тараса Шевченко, сначала в качестве студента, потом аспиранта. Тогда ректором был Скопенко, сам химик. Каждого 1-го сентября ректор приходил на химфак на посвящение в студенты и читал доклад о том, сколько в этом году человек поступило в университет, сколько из них мужчин и сколько женщин, сколько украинцев, сколько русских, евреев и т.д. Тогда у людей были паспорта советского образца с графой «национальность», и при поступлении в университет эта национальность указывалась. Так вот среди перечисляемых национальностей упоминались и молокане. 1-2 молоканина по национальности поступало в Киевский университет. Так что молокане — это не только вероисповедание, но и национальность, признававшаяся даже в Советском Союзе. Потомственных молокан не корректно называть русскими. Это, конечно, может не касаться людей, перешедших в молоканскую религию и не имеющих предков молокан (я встречал таких людей, в частности, украинцев). Человек может быть молоканином по религии, но не быть молоканином по национальности. И наоборот, может быть молоканином по происхождению, но не быть молоканином по вероисповеданию.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *