(1)Люди говорят о протестантских общинах, конфессиях, людях, идеях и т. д.Во время коронации британский монарх присягает: "Я верный" />

Преподобный Стюарт

(1)

Люди говорят о протестантских общинах, конфессиях, людях, идеях и т. д.

Во время коронации британский монарх присягает: «Я верный протестант». Учитывая разные идеи относительно протестантизма, и в связи с празднованием в 2017 году 500-летия протестантской Реформации, особенно важен вопрос «Кто такие протестанты?».

На этот вопрос будет дан ответ; исторически: где и когда возник термин «протестант»? Что это говорит нам о его значении? теологически: каковы основные доктрины протестантизма? и этически: каковы важнейшие аспекты нравственности и жизни протестантов? Наш ответ поможет вникнуть в саму суть идентичности протестантизма, поэтому мы не будем заниматься второстепенными или несущественными вопросами.

Итак, каково историческое происхождение слова «протестант»? В какой стране возник термин протестант ? Германия (не Британия). В каком городе? Шпейер, на юго-западе Германии. В каком веке? В щестнадцатом веке. В каком году? В 1529, через двенадцать лет после того, как Мартин Лютер прибил девяносто пять тезисов к двери церкви в Виттенберге.

Остановимся здесь поподробнее. В 1529 году Имперский Сейм (или общее собрание) Священной Римской империи собрался в Шпейере . Римско-католическое большинство решило, что Мартин Лютер должен быть по праву под императорским запретом (то есть, он считался вне закона, так что любому было разрешено ограбить, ранить или убить его без каких-либо судебных последствий). Труды и учения Лютера были запрещены, Реформации было запрещено распространяться.

Однако шесть князей и четырнадцать имперских городов протестовали против этого решения:” мы должны следовать нашей совести, подчиняясь Слову Божьему! Проповедь Священного Писания не может быть запрещена!”

У этих протестантов был тот же дух, что и у Мартина Лютера, который объявил в 1521 году в городе Вормс, где проходил еще один Имперский Сейм, за восемь лет до Шпейера: «Опровергните меня доводами из Священного Писания или другими ясными и истинными аргументами (поскольку я не верю ни в Папу , ни в его советы, поскольку известно, что они часто ошибались и противоречат самим себе); я связан Писанием, моя совесть в плену у Слова Божьего.

Я не могу и не хочу отрекаться, ибо поступать против своей совести небезопасно и неблагоразумно. Да поможет мне Бог. Аминь «. В этом знаменитом заявлении вы заметите, что Лютер трижды ссылается на Слово Божье или Писание и дважды на свою совесть, поскольку его совесть связана со Словом.

Первые протестанты в 1529 году и Мартин Лютер имели тот же дух, что и «Петр и другие апостолы» в Деяниях 5:29, которые свидетельствовали: «Мы должны повиноваться Богу, а не людям». Все эти верующие в Иисуса Христа высказались за Божью истину перед враждебными властями, проявляя духовную храбрость с риском для жизни.

(2)

Важно отметить, что слово Протестант как первоначально, так и позднее имело две смыловых нагрузки. Одна в виде протеста против ложных доктрин Римск. Кат. Церкви и пр., а другая в виде свидетельства.

Это очевидно из самого значения слова Протестант – Protestant с точки зрения его латинской этимологии. Оно происходит либо от слов pro (за) + testari (свидетельствовать), либо от protestatio (опротестование – протест). Таким образом, слово ПРОТЕСТ (протестант) глубоко отображает конкретную позицию.

Так, протестанты в Сейме Шпейера в 1529 году провозгласили, что «они должны протестовать и публично засвидетельствовать перед Богом, что они не могут согласиться ни с чем, что противоречит его Слову».

У Протестантов 1529 года было послание двухстороннего характера, так же, как у Петра и Иоанна в Деяниях 4. С одной стороны, по отношению к враждебным религиозным властям они протестовали: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (19). Но с другой стороны, свидетельствовали, что: «Мы не можем не говорить того, что мы видели и слышали» (20).

Короче говоря, протестанты – за правду и, следовательно, против лжи. Если сказать несколько иначе, мы против ошибок, потому что держимся за непогрешимое Слово Божье.

Но чему же учит Слово Божье: во что верят Протестанты? Одним из полезных документов протестантского богословия является «5Solas» ( Пять Тезисов); sola c латинского : «только» или «один».

Sola Scriptura или Только Писание есть Слово Божье. Библия является Богодуховенной ​​(2 Тим. 3:16), непогрешимой (Иоанна 10:35), авторитетной (как голос живого Бога), самодостаточной (не нуждающейся в дополнениях со стороны церкви или во мнимых (чьих-то) личных откровениях) и ясной. Эта последняя характеристика Слова не означает, что каждый стих в Библии легко понимается всеми людьми. Ясность Писания означает, что Его основные истины, сосредоточенные в спасении Иисусом Христом, воспринимаются всеми верующими через Духа Святого. Для этого, молясь о даре просветления к пониманию Писания, они могут воспользоваться простыми средствами (изучать и сравнивать тексты Писания между собой, пользоваться вспомогательной литературой и т.д.)

Следуя своему, верному Писанию исповеданию, протестанты, в отличие от католиков, занимались переводом Библии (с оригинального иврита и греческого на языки Европы) и её распространению, стимулировали чтение Библии и её проповедование (изложение стихов, глав и книг Писания) , а также катехизацию (наставление) Библии так, что даже дети знали содержание и доктрины Слова.

Библейская истина Sola Scriptura – Только Писание раскрыла суть учения Рима (Рим. Кат. Церковь.) Рим нелегально использует Апокрифальные тексты, как будто они являются частью Слова Божьего. Рим приравнял свои традиции к авторитету Библии. Это сопровождалось небиблейскими и антибиблейскими учениями: Мариолатрия (идолопоклонническое почитание Девы Марии), чистилище (якобы место огня, где верующие несут временное наказание за свои грехи), пресуществление (превращение хлеба и вина в буквальные тело, кровь и божественность Христа), месса (бескровная жертва, принесенная священником за грехи живых и мертвых), папство и его иерархия (в противоположность установленным Библией служениям в церкви Нового Завета: пасторы, старейшины и дьяконы), пять дополнительных таинств (конфирмация, брак, рукоположение, покаяние и последние обряды) и т. д.

Сегодня Sola Scriptura необходима против Рима так же, как и в шестнадцатом веке. Рим по-прежнему придерживается тех же ересей, что и при Реформации, поскольку он не отказался ни от одной из них, а заново их все переподтвердил (например, в Ватикане II и в Катехизисе Католической Церкви). Фактически, начиная с Реформации, Рим добавил еще больше ересей таких, как папская непогрешимость в 1870 году (папа не может ошибаться в вопросах веры или морали, говоря с кафедры) и телесное успение Девы Марии в 1950 году (ее физическое вознесение на небо в конце ее земной жизни). Если сравнить Рим сегодняшний с Римом 500 лет назад, что касается его ересей, то он не стал лучше и даже не остался прежним; Рим стал еще хуже!

Мало того, что сегодня как и тогда Sola Scriptura так необходима против Рима, она имеет решающее значение и против других еретических движений, которые появились, особенно против усиливающейся критики Библии и модернистской теологии. Они атакуют непогрешимость Слова Божьего, считая, что в Писании и его учениях есть ошибки. Но Верный (Писаниям) Протестантизм заявляет: «Твое слово истинно с самого начала» (Пс. 118:160).

Sola Scriptura также выступает против пятидесятничества, харизматизма и неохаризматизма. Все эти группы обновителей добавляют (от себя) к Божьему словесному откровению в Библии. Таким образом, они особенно отрицают самодостаточность Божьего Слова, вопреки 2 Тимофею 3:16-17: «Все Писание богодуховенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Протестантская Реформация шестнадцатого века выступала против харизматов или обновителей своего времени среди анабаптистов.

Sola Scriptura – наш лозунг против политической корректности двадцать первого века. Не морализация либеральных СМИ, и не опросы общественного мнения, и не мнение знаменитостей, но Божье Святое Слово определяет истину и мораль. Здесь мы подтверждаем авторитет Писания как Слова Божьего, чтобы судить всех падших и глупые гуманистические стандарты. «Так говорит Господь!» Это и есть Протестантизм! В знаменитом изречении Уильяма Чиллингворта (William Chillingworth): «Только Библия – религия Протестантов».

Как гласит Вестминстерское исповедание 1:10,»Дух Святой, говорящий в Писании, есть единственный высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, Которым проверяются все постановления соборов, мнения писателей, учения человеческие и личные откровения, и на Чей приговор мы должны всецело полагаться».

(3)

Как Слово Божье – только Библия (Sola Scriptura), так и спасение – только через Христа (solus Christus), верят протестанты.

Господь Иисус обладает двумя природами — Он одновременно и полностью Бог и полностью человек, в одной Божественной Личности. Он является Вечным и Единородным Сыном Божьим, Второе Лицо Святой Троицы, явившийся во плоти. Как Христос, Он – помазанник Божий, как и было обещано в Ветхом Завете. Как Иисус, Он – единственный и совершенный Спаситель. Как Господь, Он является суверенным правителем всех.

Мы, протестанты, верим в непорочное зачатие Христа, Его безгрешную жизнь, жертвенную смерть, победное воскресение, славное вознесение и всемогущее правление по правую руку Бога.

На кресте наш Господь умер за все грехи всех Его избранных людей. Все наши беззакония были «возложены», вменены и причислены Ему (Исаия 53:6). И Он понес наказание, которое было предназначено для нас. Как наш единственный Первосвященник, Он постоянно молится за нас, «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр.7:25).

Крест и ходатайство Христа абсолютно необходимы для того, чтобы Бог спас грешников. Этого вполне достаточно для нашего полного спасения. Нам не нужен папа римский, земные священники, Мария или Святые, чтобы привести нас к Богу (от Иоанна 14:6, Ефесянам 2:18, Евреям 10:19-22).

Битва протестантизма с Римом (и другими) по существу такая же, как в и Деяниях 4 между апостолами и неверующими еврейскими религиозными лидерами. Апостолы заявили о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. » Деян.4:11,12

Только Писание учит спасению только Христом и только по вере (sola fide). Протестантизм провозглашает, что наше спасение и совершенная праведность в Иисусе Христе получены только по вере. Прощение грехов в крови Христа и вмененная праведность Бога (пожизненное и совершенное послушание Иисуса) являются нашими по вере, и только по вере! Поэтому наше оправдание и законное положение перед Богом не нуждаются ни в каких дополнительных делах святых, земной матери Господа, церкви или же нас самих.

Как и в шестнадцатом веке, сегодня эта библейская и протестантская истина вновь необходима против Рима а также, к сожалению, против большинства современных евангелистов, которые, говоря об оправдании только верой, на самом деле имеют ввиду оправдание свободной волей человека! Они учат, что спасение грешника определяется решением его предполагаемой собственной свободной воли, что противоречит истине Слова Божьего (Римлянам 3:11, 7:18, 8:7) и единому свидетельству Реформации, включая Великий протестантский манифест Мартина Лютера, «Рабство воли» (1525).

Тезис Sola fide жизненно важен для ежедневного утешения христианина и его жизнестойкости. Будучи оправданным только верой, мы имеем «мир с Богом» (Римлянам 5:1) и блаженство (4:6-9, Псалом 32:1-2)!

Движемся дальше. Только Писание учит спасению только Христом, только через веру и только благодатью (sola gratia). Наше спасение – это Божий дар, абсолютно безвозмездный и милостивый, согласно суверенной милости нашего милосердного Бога в Иисусе Христе, потому что мы были «избраны … в Нем до основания мира» (Еф.1:4).

Только благодатью, как во времени (через Святого Духа Иисуса Христа), так и в вечности (избрание) – это Протестантизм, потому что это учение Слова Божьего: «Ибо благодатью вы спасены через веру; и это не от вас: Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Еф.2:8-9).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.»(Рим.9: 16) Ни от того, кто бежит (т. е. от действия человека), но от Бога, который проявляет милосердие.

Пятый тезис 5-ти Solas – это только Богу слава (soli Deo gloria). Слава не человеку (даже в наименьшей степени), будь-то, по его свободной воле или его добрым делам, потому что все, что действительно есть хорошего в делах верующего, полностью исполнено Божьей благодатью (Иоанна 15:5, Еф.2:10) ). Слава, даже частично, не церкви, особенно фальшивой церкви Рима, и не какой-либо другой ложной или отступнической церкви.

Спасение целиком принадлежит Отцу, через Сына и Духом Святым. Поэтому слава принадлежит только Триединому Богу: избирающему Отцу, искупляющему Сыну и призывающему Духу.Soli Deo gloria – это послание Реформации, потому что «Бог наш на небесах; творит все, что хочет. » Пс.113:11

Филипп Шафф Philip Schaff, историк церкви, хорошо подводит итог вышесказанному: «Католицизм сначала ставит Церковь, а затем Христа; Протестантизм меняет этот порядок. Католицизм говорит: «Где Церковь (имея в виду, таким образом, папскую организацию), там и Христос; Протестантизм говорит: «Где Христос, там и Церковь. Католицизм говорит: «Где есть католическая традиция , там и есть Библия и непогрешимое правило веры; Протестантизм говорит: «Где Библия, там и есть истинная традиция и непогрешимое правило веры. Католицизм говорит: «Где добрые дела, там и есть вера и оправдание; Протестантизм говорит: «Где есть вера, там и есть оправдание и добрые дела. Католицизм ставит Марию и святых между Христом и верующим; Протестантизм идет прямо к Спасителю. Католицизм исходит из видимой Церкви (папства) в невидимую Церковь; Протестантизм – от невидимой Церкви (истинного тела Христова) к видимой … Протестантизм – это протест против тирании человека, на основе авторитета Бога. Он провозглашает Библию единственным непогрешимым принципом христианской веры и практики, и учит оправданию только по благодати, воспринятой верой живой. Он держится всего Христа, Чье слово является самодостаточным для изучения, Чьей благодати вполне достаточно для спасения.

(4)

Подводя итог происхождению и значению слова Протестант в первых трех статьях и, вкратце, объясняя библейскую и реформатскую истину о том, что спасение только верой, только Христом, только по благодати, только для славы Божьей и согласно одному только Писанию (Пять Solas), нам теперь необходимо разъяснить другие важные аспекты Протестантизма.

Во-первых, протестантизм – это вероучение, о чем мало знают многие в наши дни. Популярное заблуждение состоит в том, будто если протестанты верят в sola Scriptura (только Писание), то они вообще не придерживаются никакого вероучения. Но это ошибочно! На самом деле анабаптисты считали, что принцип сола Scriptura означает отсутствие любого вероучения. Протестанты же выступали против них, также как и против римских католиков.

Первые протестанты на Сейме Шпейера в 1529 году протестовали (отсюда их название) против нечестивых решений римско-католического большинства, беря за основу принцип «только Писание». В 1530 году, всего лишь год спустя, они признали вероучением Аугсбургское исповедание веры!

Именно, в реформатской (а не столько лютеранской) ветви протестантов было разработано и изложено много других принципов веры теми, кто придерживался sola Scriptura. Фактически, четыре тома собрания реформатских вероисповедных документов 16-го и 17-го веков изд. Джеймса Т. Деннисона мл. в английском переводе содержат 127 принципов веры, написанных за 173-летний период с 1523 по 1695 год. То есть, каждый новый принцип появлялся в среднем каждые 16 месяцев!

Для периода становления Протестантизма характерны два факта. Первый, в этот период были сделаны самые ясные изложения Писания за всю историю церкви. И второй, за этот период было создано максимальное количество вероисповедных документов, излагающих Протестанское Богословие (Каноны Дортского Синода, 1 Гельветическое Исповедание, Короткий Вестминстерский Катехизм и т. д.) за всю историю церкви. Как правильно понять и согласовать эти два момента?

Это не так трудно. Термин Sola Scriptura означает, что только Библия является письменным Словом Божьим и поэтому является высшим судьей веры и морали. Выработанные протестантами принципы веры излагают то, чему учит богодухновенное, непогрешимое и абсолютно авторитетное Слово Божье.

Сегодня верные Писаниям Протестанты продолжают изучать библейские доктрины, изложенные в вероисповедных документах.

Во-вторых, протестанты – это ещё и люди, преданные церкви, любящие церковь Христову. Мы – не индивидуалисты, которые живут сами по себе и занимаются только своими делами.

Протестантская Реформация явилась переформатированием устройства церкви, как собрания верующих. Это была реформация доктрин церкви (включая 5 Sola), ее вероучения, а также проповедей, таинств, церковной дисциплины, церковного управления и церковного богослужения. Стремление, цель и плоды благочестивого Протестантизма – это создание библейских Протестантских церквей, управляемых на основе библейских Протестантских принципов, и с членами церкви, убежденными в библейской Протестантской истине, где вся слава воздается одному Триединому Богу в Иисусе Христе!

В-третьих, протестанты и их церкви выступают против лжи и стоят за истину. История верного Писаниям Протестантизма – это история церкви воинствующей в последние 500 лет, возвращаясь к Сейму Шпейера (1529), и к выступлению Мартина Лютера в Вормсе «На том стою» (1521) и его «Девяносто пяти тезисам» (1517).

На самом деле, верное Протестантское свидетельство восходит (хотя и не по терминологии) еще к Яну Гусу в Богемии, к Джону Уиклифу в Англии, к Вальденсам в Альпах и их окрестностях, к Готтшалку в разных частях Европы, к Августину в Северной Африке и т. д.

Та же борьба за истинную веру описана на страницах Библии в битвах апостолов против Саддукеев и Иудействующих в Деяниях и посланиях апостолов, в служении Господа Иисуса против Книжников и Фарисеев, в евангельских повествованиях и трудах верных пророков, подобно Илии, в Ветхом Завете.

В наши дни верные Протестанты и их церкви, из любви к истине и чтобы обрести других для нее по благодати Бога, протестуют против отступничества: либерального богословия, Арминианства, женщин в церковном служении, ложного экуменизма (с римским католицизмом и другими ложными или отступническими церквями и культами), содомии и лесбиянства среди церковных служащих и членов церкви, слияния с языческими религиями и т. д.

Дитя Божье имеет право и призвание также протестовать против небиблейских учения и практики в своей собственной церкви, исполняя служение верующего. Поскольку он является пророком, священником и царем, будучи причастником духовного помазания Иисуса Христа. Его протест должен совершаться упорядоченным, благочестивым образом, в соответствии с Реформатским вероисповеданием и церковным кодексом или церковным порядком. Такой протест должен быть смиренным, но смелым, со многими молитвами и подкрепляемый Священным Писанием для Божией славы.

Псалом 119 великолепно подытоживает дух библейского Протестантизма: «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи». (ст. 104); «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. «(ст. 127-128).

В следующий раз мы завершим рассмотрение некоторых основных этических доктрин Протестантизма, ДВ.

(5)

Дав определение протестантам в свете истории, богословия, убеждений и церковного устройства, приступим к следующему вопросу: какова этика детей Реформации?

Как влияет протестантизм на образ жизни? Здесь можно многое сказать, но я остановлюсь только на двух моментах.

Во-первых, протестант любит правду и говорит ее. Отчасти для этого есть историческая предпосылка. Иезуит учит, что хорошо и даже добродетельно сказать ложь, если она служит Римско-католической церкви. Градус моральной двусмысленности римского католицизма в отношении девятой заповеди зашкаливает уже на протяжении веков. Подумайте о лжи и о сокрытии правды в римской церкви. Особенно это касается их священников-гомосексуалистов, которые надругались над маленькими мальчиками, о чем недавно стало известно.

Отношение протестантизма к истине базируется на его Sola’s или «только». Sola Scriptura заявляет: «Твое слово есть истина» (Иоанна 17:17). Спасение – только Христом, потому что Он есть «путь, истина и жизнь» (Иоанна 14: 6). Только Иегове слава (soli Deo gloria)- «Богу истины» (Второзаконие 32: 4), соблюдение девятой заповеди: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Также Евангельская истина – оправдание только верой (sola fide), способствует честности. В Псалме 32 Давид радуется прощению и отпущению своих грехов: » Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»(1-2). Для верующих невменение грехов и вменение праведности Христа всегда идут рука об руку (Рим.4: 6-8). Теперь обратите внимание на то, что добавляет стих 2 этого Псалма: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства». Тот, кто по-настоящему благословлен прощением грехов и получением праведности Христа только по вере, является честным перед Богом, через действие Святого Духа. Если падший человек инстинктивно и нечестиво скрывает свои грехи, то истинный верующий исповедует свои грехи, как в момент первого покаяния, так и всю свою христианскую жизнь. Поэтому дитя Божье честно говорит правду как себе, так и другим, потому что в его «духе нет лукавства».

Во-вторых, существует, так называемая, протестантская трудовая этика. Она также берет начало из Пяти Sola’sРеформации. Согласно sola Scriptura, мы должны хранить четвертую заповедь из благодарности. Поэтому мы работаем шесть дней и отдыхаем в христианскую субботу, которая названа Днем Господа (Отк. 1:10), проводя день в личном и совместном поклонении Богу. Мы подражаем нашему Спасителю, только Христу (solus Christus), Совершившему порученное Ему Отцом (Иоанна 4:34, 17: 4). Мы оправданы только верой (sola fide) через вмененную праведность Бога, не просто мертвой верой во Христа, но это вера живая и действенная. Мы спасены только благодатью (sola gratia). Поэтому мы трудимся с благодарностью за абсолютно милосердное спасение. В соответствии с принципом Реформацииsoli Deo gloria мы работаем, чтобы почтить Триединого Бога и служить Ему, а не просто человеку.

Истинные протестанты считают, что они должны трудиться честно, не избегая трудностей, так они и делают. Вспомните французских гугенотов и ​​о страшно негативном влиянии войны на экономику Франции, когда их преследовали и изгоняли из страны, особенно по причине злобного отказа короля Людовика XIV от Нантского Указа (1685).

Протестантская трудовая этика основана на двух других библейских, протестантских истинах. Первое – это священство всех верующих. Дело не в том, что только верная работа христианского служителя имеет ценность в глазах Бога; работа всех Его людей свята, когда она совершается на основании веры и для угождения Ему, во Христе Иисусе. Вторая библейская и реформатская истина, поддерживающая протестантскую трудовую этику, – это призвание. Оно касается не только проповедников, старейшин или дьяконов, которые призваны служить в поместных церквях. Также все христиане призваны Богом для работы во всяком законном занятии, которое Он дал им в Своем провидении. Таким образом, для Господа не имеет значения, насколько низкооплачиваемой или неприглядной, а может быть даже и скромной, является ваша работа. Никакая работа не «ниже» вас, если она делается для славы Бога. Наш Спаситель трудился руками в течение многих лет как плотник! Это важный момент, особенно в наши дни, когда идеи западного секуляризма унижают доброе постановление о труде, данное от сотворения мира. Многие люди глупо считают, что больше достоинства быть безработным, чем выполнять низкооплачиваемую работу.

Прислушайтесь к освежающему библейскому учению в послании к Колоссянам 3: 22-24: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». Девизом протестантской трудовой этики являются, по сути, слова: » все, что может рука твоя делать, по силам делай»(Eккл. 9:10).

Протестант ли вы? Если вы придерживаетесь принципов 5 Sola’s Реформации (только Писание, только Христос, только вера, только благодать и только слава Богу) и великих протестантских символов веры, если говорите правду, веруете и проявляете усердие в труде, поддерживаете вероучение протестантской реформации шестнадцатого века, которое является чистым, апостольским христианством, тогда продолжайте свидетельствовать о Божьей правде, принимая участие в непрерывным реформирование церкви и подвязаясь добрым подвигом веры!

Ответ священника:

Здравствуйте Анастасия. Термин «Православие» можно интерпретировать как правильное, спасительное прославление Бога. Это прославление, прежде всего, осуществляется в молитве. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18.22) — говорит Спаситель. Значит, Православие с одной стороны — это опыт, правила верной, спасительной молитвы. Этот опыт выработан и отточен в многовековой подвижнической жизни ее святых. С другой стороны, сама молитва в Православии воспринимается как выражение истины Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Глава которой — Христос. Он говорит о Себе: «Я есмь путь, истина и жизнь». Значит молитва — это единство верующих в Истине, которая есть Иисус Христос. Вот почему каноническими правилами Церкви православному христианину запрещается совместная молитва с инославными (католиками, протестантами, сектантами) и иновенцами (мусульманами, иудеями и пр.). В инославных исповеданиях молитва имеет другое направление, интонацию, акценты. Например, новейшие католические святые (Франциск Асизский, Тереза Авильская, Игнатий Лойола и др.), признанные современным католичеством в качестве вселенских учителей, практиковали молитвенную медитацию, или т. н. воображательную молитву, которая, по единодушному мнению как древних так и современных православных святых, является недопустимой и приводит человека в состояние прелести (самообмана). Протестантизм — же, вообще не знает законов правильной молитвы, поскольку отверг Предание — опыт жизни Церкви в Духе Святом. Здесь не признаются и не используются образцы молитвы, которыми являются молитвы святых и каждый рядовой протестант молится экспромтом (своими словами). Тем более, правильной молитвы не знают иноверцы, ибо они находятся за границами Церкви и не знают ее Богооткровенного учения. И поэтому, что — бы православный христианин, молясь с инославными или с иноверными, не заразился от них духом неправильной молитвы, 10 правило святых Апостолов гласит: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (τ. 2, σσ. 81-82 ППЦ, с. 142, правило 65). Тем более, недопустимым для православных является участие в еретических богослужениях и совместное участие в главном Таинстве — Евхаристии (совместное причащение).45 правило святых Апостолов гласят следующее: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да буде извержен». В Вашем случае, Анастасия, греха совместной молитвы с протестантами не было, ибо Вы молились не вместе с ними, а в их присутствии, но про себя и своими словами. Господь Вам в помощь! С уважением, священник Димитрий Шушпанов

Дорогой друг!

Добро пожаловать в семью Божью! Если Вы еще не приняли Иисуса Христа Своим Господом и Спасителем, призываем Вас прямо сейчас обратиться к Нему с молитвой. Бог даст Вашей душе истинную радость, мир и счастье. Только в Боге Вы найдете ответы на все вопросы, только Он решит все Ваши проблемы. Жить с Богом, верить Богу – это истинное счастье. Бог любит и ждет Вас. Вы нужны Ему.

МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ

Я прихожу к Тебе в молитве, сознавая всю свою греховность. Я вер Твоему

Господи, прости все мои грехи, будь милостив ко мне. Я не хочу жить

Войди в мое сердце, очисти меня. Будь моим Спасителем и Пастырем.

Я исповедую Тебя, Иисус Христос, своим Господом. Я благодарю Тебя за

Благодарю Тебя, мой Спаситель, за то, что Ты принял меня таким, какой

я есть. Аминь».

Если Вы искренне молились, то Бог услышал Вас и простил все Ваши грехи. Теперь Бог – Ваш Отец, а Иисус – Ваш друг. Читайте Слово, живите с Богом, молитесь.

Святой Дух – это третья личность Божественной Троицы. Он Тот, Кого Отец послал быть с Его детьми. Святой Дух говорит с нами, когда мы поступаем неверно. Он возвращает нас на правильный путь. Нередко мы причиняем Ему огорчения. Когда же мы оказываемся в затруднении, пытаясь разобраться, что правильно, а что нет, Он помогает нам рассеять туман сомнений, если мы внимательно прислушиваемся к Нему. Святой Дух научит и вас отличать правильные учения от ложных. Он поможет вам найти церковь, в которой Иисус Христос является главой христиан.

МОЛИТВА О КРЕЩЕНИИ СВЯТЫМ ДУХОМ

«Теперь я рожден свыше! Я – христианин, дитя Всемогущего Бога! Я спасен! Господь, Ты сказал в Своем слове:

«Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа святого просящим у Него» (Луки 11:13).

Я прошу тебя, Господь, наполнить меня святым Духом.

Дух Святой, поднимись во мне, когда я буду хвалить Бога. Я верю, что заговорю на иных языках. Аминь».

Православных и протестантов разделяет вопрос о молитве за умерших. Протестанты стоят на том, что нет заповеди молиться о них и нет апостольского примера такой молитвы. Протестанты в этом вопросе очень формалистичны – нет заповеди, и всё, точка. Странно только, что они подобным образом не формалистичны в вопросе о каноне Нового Завета, который тоже не определён никакой заповедью. Ну, что тут скажешь – никто не может быть последовательным формалистом, не получается это у людей.
Впрочем, формализм в вопросе о молитве за умерших не совсем уж на протестантской стороне. И мы можем тут порассуждать формалистично, придерживаясь буквы инструкций закона.
Когда протестанты просят нас показать им заповедь, прямым образом предписывающую молиться об умерших, следует с той же формалистичной настойчивостью попросить их показать заповедь, запрещающую молиться об умерших. Где такая заповедь? Нет её.
А если нет заповеди, что-то прямым образом запрещающей, то что мы должны думать по данному вопросу? В этом случае следует руководствоваться апостольской логикой: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим. 7:7). Всё очень просто: нет запрета, данного в заповеди, – нет и греха. И не надо усложнять, придумывая запреты, которых Бог нам не дал.
Пример такого запретительного творчества мы уже имеем – в книге Бытия. Когда Бог запретил вкушать плоды с одного дерева в раю, то некто очень умный попробовал расширить число запретов по числу деревьев и произнёс: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Вот откуда она пошла – традиция запрещать то, что Бог не запрещал, самовольно перенося запрет с одного на другое.
Подобным образом, запрет поклоняться изображениям языческих богов самовольно перенесли на поклонение изображениям Христа. Вот так и в случае с молитвой. Есть апостольский совет не молиться о том, кто согрешает грехом к смерти (1Ин. 5:16), да и то, это даже не заповедь, повелевающая «не молись», а просто слова: «не о том говорю, чтоб молился», т.е. «я не заставляю вас молиться о таковых». А протестанты раздули этот совет в запрет молиться об умерших. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, и они вовсе не из этого совета вывели свой запрет, – ну, тогда всё ещё хуже, потому что, в таком случае, их запрет полностью самодельный. Нельзя молиться за умерших – и всё. А кто запретил? Бог запретил? Да нет, мы запретили… и подписи внизу – тех, кто запрещал.
Запрет молиться об умерших исходит не из заповеди, а из рассуждений; но, знаете ли, человеческие рассуждения – это такой лабиринт, в котором легко пойти в совершенно любом направлении.
Я ведь тоже рассуждать могу – не хуже протестантов, тоже могу делать далеко идущие выводы. Вот сейчас немого и порассуждаю.
Есть заповедь «молитесь друг за друга» (Иак. 5:16), – и вот вопрос: а где-то сказано, что если твой друг умер, то ты имеешь право нарушить эту заповедь и перестать молиться о нём?
Сопоставим с другой, очень похожей по звучанию заповедью: «Да любите друг друга» (Ин. 13:34). Не правда ли, похоже звучат:

«молитесь друг за друга»
«любите друг друга»

И вопрос: заповедь «любите друг друга» означает ли, что если твой друг умер, то любовь к нему должна тут же прекратиться? Нет, не означает? А почему же заповедь о молитве означает именно это? С каких это пор смерть начала вмешиваться в христианские заповеди и диктовать нам условия – дескать, стоп, эту заповедь уже не исполняем, а ну быстро прекратить молитву!.. Что это такое? Мы кому верим, кому повинуемся – Богу или смерти?
Вот в этом вся суть нашего спора с протестантами по данному вопросу. Наша позиция означает: «Мы повинуемся Богу, Который через Своего апостола заповедал молиться о друзьях, и нам без разницы – живы они или умерли, – смерть для нас не препятствие на пути исполнения заповеди». А протестантская позиция означает: «Мы повиновение Богу ограничиваем фактором смерти: жив друг – мы молимся о нём, пришла смерть – мы складываем оружие и сдаёмся в плен, от исполнения заповеди отказываемся».
А ведь прекратить молиться о друзьях своих – это грех. О чём прямо в Писании сказано: «Не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» (1Цар. 12:23). Протестанты, конечно, скажут, что это только за живых перестать молиться – грех, но чем они подтвердят такой свой вывод? Может быть, вот этим: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38)? Отсюда это следует? Или, может быть, отсюда: «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9)?
Владычество Христа означает, кроме прочего, и то, что Он посылает Свои блага одним людям по молитве за них других людей, – подобно тому как мирской правитель может благодетельствовать одним своим подданным по ходатайству других подданных. Если бы Христос не мог посылать Свою благодать умершим по молитве живых, то это означало бы, что умершие находятся не в Его власти. Так мирской правитель не способен благодетельствовать подданным чужого государства.
Надо ещё заметить, что заповедь о молитве не говорит: «молитесь о живых», а: «молитесь друг за друга». Что из этого следует? Следует то, что пока человек тебе друг – то молись о нём; а разве умерший друг превращается во врага? Разве он перестаёт быть другом? Неужели так у протестантов и происходит? Был у меня друг, но умер – и всё, как отрезало, я его уже другом не считаю… Так, что ли? Не знаю, как там у протестантов, но для меня лично умерший друг продолжает оставаться таким же другом, а значит, заповедь «молитесь друг за друга» распространяется, в том числе, и на него. Если жизнь сделала нас друзьями, то смерть уже не имеет власти над нашей дружбой (что бы там ни говорили протестанты).
Когда же протестанты в оправдание своего запрета молиться об умерших ссылаются на притчу о богаче и Лазаре и цитируют слова Авраама, сказанные умершему богачу: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук. 16:26), – вот, мол, видите, говорят они, пропасть, и перейти через неё невозможно, – то мне хочется спросить: а вы и ваши умершие братья во Христе по какую сторону этой пропасти находитесь? Вы что, считаете, что ваши умершие братья во Христе оказываются там, где этот богач? В том же безнадёжном положении, что и он? Ну, тогда, конечно, наверное, бесполезно молиться… А я бы и в этом случае помолился.
Мало ли что – хотящие перейти через пропасть не могут этого сделать, – человек, вообще, не может спастись сам: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мар. 10:27). А раз Бог может сделать то, чего не может человек, то, значит, и перевести через эту пропасть, Он тоже сможет. Тем более что Ему, вообще, свойственно такими делами заниматься – переводить умерших через адскую пропасть: «Господь… низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар. 2:6). Что значит «возводит»? То самое и значит, что выводит из ада. А нам говорят: «Пропасть… перейти нельзя», – с Богом всё можно.
И надо учесть: в притче о богаче и Лазаре совершенно нет этой мысли, что за умерших молиться бесполезно. Ведь там за богача никто не молился, но он сам просил о себе Авраама, – и показано, что такая его просьба о самом себе не была исполнена. А если бы о нём молился кто-то другой? Кто-то облагодетельствованный им при жизни? (Допустим, богач кому-нибудь да подал бы милостыню, и этот кто-то помянул бы его добрым словом в своей молитве.) Вот ЭТОЙ ситуации в притче не описано. Поэтому привлекать данную притчу как критерий для ТАКОЙ ситуации, не очень-то логично. Притча совсем о другом. Для нашей ситуации больше подходит другая притча – записанная в Лук. 16:1-9 («…приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»).
И вообще, решать в соответствии с притчей о богаче и Лазаре вопрос – молиться ли нам за умерших христиан? – значит, делать вид, что оная непроходимая пропасть входит в состав Тела Христова, в состав Его Церкви. Или, может быть, Тело Христово разрублено пополам, и одна половина лежит на одном краю пропасти, а другая – на другом? Своеобразная экклезиология.
Ещё одно протестантское рассуждение, оправдывающее запрет молиться об умерших, исходит из мысли, что умершие, мол, уже осуждены, уже получили своё, и поэтому молиться о них бессмысленно.
То, что это совершенно не так, легко убедиться, открыв Писание и прочитав: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5). Не было ещё суда, поэтому умершие ещё не осуждены, а кто судит до суда Христова, тот нарушает заповедь.
И получается, что заповедь «молитесь друг за друга» протестанты нарушают не потому, что им другая заповедь повелевает «умер твой друг – прекращай о нём молиться», а потому что они позволяют себе судить умерших и выносить вердикт, что им будто бы уже ничто не поможет. В общем, нарушение заповеди «молитесь друг за друга» оправдывают нарушением заповеди «не судите никак прежде времени». Одно нарушение строят на фундаменте другого нарушения.
Понятна ситуация, когда одна заповедь нарушается на основании другой заповеди, исполнение которой более уместно в данной ситуации; так, например, заповедь «просящему у тебя дай» иногда может и даже просто должна быть нарушена на основании заповедей «возлюби ближнего своего» и «не участвуйте в бесплодных делах тьмы». Мало ли о чём меня могут попросить – «дай»… Подходят, например, сопливые пацаны и просят: «Дядя, купи нам пива – нам не продают, 18-ти лет ещё нет», – вот тут и приходится нарушать «просящему у тебя дай». Это понятно. Здесь одна заповедь входит в конфликт с другой, и более важная должна уступить менее важной. Ну, а заповедь «молитесь друг за друга» на основании какой заповеди должна быть нарушена в случае, если мой друг умер?
На основании притчи о богаче и Лазаре? На основании рассуждений, что умершие, мол, уже осуждены или оправданы и молиться нет смысла? Подведение подобных рассуждений под нарушение заповеди о молитве – это ведь как раз то самое, о чём в Евангелии сказано: «Вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:6).[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *