Наиболее распространённый и популярный вид четок – это шнурок с нанизанными на него бусинами. Четки, как не трудно догадаться из названия, — это инструмент, используемый для счета. Здесь как у страх деревянных счет — бусинки передвигают по нитке. Другой вариант — зерна или узлы просто считают на ощупь. Четки тесно связаны с религией. Известны они в индуизме, исламе, христианстве и буддизме. Используются для счета прочитанных молитв, концентрации внимания и других ритуальных действиях.

Субха

Чётки в исламе, или мусульманские чётки, называются «субха», что означает «раннее утро», «свет». Основным назначением является отсчет молитв. Обычно состоят из 99 бусин (по числу имен Аллаха). Известны как «плеть для шайтана» или «плетка для сатаны».

Лестовка

Разновидность четок, которую используют старообрядцы. Происходит от древне-русского «лествица» — лестница. Внешне похожа на лестницу и символизирует для старообрядцев их духовное восхождение с земли на небо.

Розарий

Католические четки. Бусы-розарий известны еще с девятого века. Использовались они в католических храмах и монастырях для удобства чтения молитв. Согласно легенде Дева Мария явилась Святому Доминику и научила его данному обряду. Сначала каждой бусине соответствовало чтение одного псалма (всего 150), но впоследствии каждые десять бусин разделили крупными бусинами и на каждый такой десяток читались молитвы Отче наш или Аве Мария. Очень популярны в наши дни. Редкие бусины на звеньях цепи и простой католический крест выглядят очень эффектно.

Ирландский розарий

Это католические четки, появившиеся в Ирландии в шестнадцатом веке, во времена запрета католичества. Четки предназначались для скрытого ношения, поэтому в отличии от полного розария не замкнуты в окружность и содержат одну декаду бусин. С одной стороны находится крест, а с другой — кольцо, чтобы надевать на палец. Небольшие размеры позволяли использовать розарий скрытно, и он полностью скрывался в ладонях верующего.

Баскский розарий

Еще один уменьшенный вариант розария. Также появился в условиях гонения на католиков. Представляет собой кольцо. А вместо бусин – округлые выступы по всей окружности.

Джапа-мала

Индуистские чётки-ожерелье (рудракша) обычно содержат 108, 54 или 50 (по числу букв индийского алфавита) зёрен. Чётки являются непременным атрибутом богини Сарасвати, Брахмы, Шивы, Ганеши и так далее. Чётки носят в мешочке с отверстием для указательного пальца. Повторяют мантру на чётках только правой рукой. Помимо этого есть ряд других строгих правил. Нельзя ходить с четками в туалет или в ванную, нельзя касаться грязными руками и нельзя, чтобы они касались пола. Чётки должны содержаться в чистоте.

Жемчужины жизни

Необычные яркие четки авторства шведского епископа Мартина Леннебо. Изобретены сравнительно недавно, в 1995 году. Перед созданием автор четко продумал значения каждой бусины и лишь затем изготовил образец. Полный круг чёток из 18 зёрен символизирует жизненный путь.

Комболои

Вид четок популярный в Греции. Само слово означает бусина или костяшка. Состоят из двадцати бусин. Причем бусины нанизаны только на половину нити. Эти четки лишены религиозной подоплеки и используются просто для перекидывания в руке. Игры с четками настолько популярны, что в городе Нафплион открыт музей посвящённый комболои. Кроме того, это символ мужественности и непременный атрибут мангаса — «крутого».

Брояница

Православные четки. В отличие от обычных четок, брояница не представляет собой подобие бус, нанизанных на веревку, а является плетеным браслетом из овечьей шерсти (все мы стадо Иисуса Христа, доброго пастыря нашего). Обычную брояницу, которую еще называют малой, носят, как правило, на запястье левой руки, как браслет. Она состоит из 33 узлов по числу лет земной жизни Христа. При молитве брояница снимается и держится в левой руке, правой рукой производится крестное знамение. Есть и большие брояницы, которые можно носить на шее или как четки – в руке (50, 100 или 300 узлов). Они бывают самых разных цветов, но наиболее классическими, устоявшимися считаются черные, голубые, красные и синие.
Считается, что приобретать брояницу можно только в качестве подарка. И дарить только тем людям, к которым действительно испытываешь особое уважение. Крайне популярное украшение в Балканских странах.

Веревица

Тоже относится к православным четкам. Произошло от старославянского «врьвь» -веревка. Как и в броянице вместо бусин плетеные узлы. Согласно преданию изобрел веревицу писатель и богослов Василий Великий. Изначально состояла из 103 узлов и предназначалась для отсчета молитв малограмотными монахами. Позже традиционной стала считаться веревица, состоящая из 100 узлов разделённая на четверти (по 25 узлов) или декады (по 10) более крупными узлами или нанизанными бусинами.

Очень часто люди задают вопрос: «как молится по православным четкам?». Молится по православным четкам (не важно, какой конфигурации и из какого материала они созданы) очень и очень просто. Произнеся одну молитву нужно просто передвинуть одну бусину. Т.к. практически всегда православные четки это окружность увенчанная крестом, то молящийся рано или поздно придет к началу четок, т.е. к тому месту с которого он начинал молится.

Какие молитвы произносятся при молитве на четках? Как правило, это короткая Иисусова молитва – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (грешную)», на церковно-славянском она будет звучать практически неизменно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)»,
Есть и более краткие варианты: Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)
Или просто: «Господи помилуй»

Итак, эта молитва произносится, когда молящийся передвигает бусины в одной декаде (как мы знаем, православные четки разделены на десятки, т.е. «декады») Каждые десять бусин следует бусина-разделитель (это может быть так же и крест) Когда молящийся доходит до нее, то можно произнести молитву «Отче наш», «Богородица Дева, радуйся», хотя каких-то строгих канонических правил здесь нет – можно так же прочитать «50 псалом», «Достойно есть» или обратится к своему Ангелу-хранителю либо, святому покровителю.

Ну и самое главное, что необходимо отметить — молитва по четкам должна быть вдумчивой, внимательной и неспешной. Молитвенное обращение к Богу должно совершатся с благоговением, искренностью и надеждой.

Призывая на помощь имя Божие, мы призываем благодать света Христова, вытесняем дурные и мысли и соблазны, и таким образом получаем от молитвы по четкам пользу для нашей души.

Всего Вам самого доброго, и храни Вас Господь.

Читать другие статьи о православных четках:

Значение православных четок

Сколько бусин в православных четках?

Уместны ли православные четки в автомобиле?

Обладают ли православные четки какой либо силой?

Православные четки и знаки зодиака.

Православные четки по цвету. Есть ли различие?

Порвались четки, в чем причина, что делать, и что это значит?

Немного ­истории
Как минимум две трети людей пользуются молитвенными четками. Эта практика началась в древние времена. У четок огромное количество форм и значений, но главное их предназначение — помогать читать молитвы. Перебирая бусинку за бусинкой, звучание молитв, псалмов или мантр приобретает ритм, помогает сконцентрироваться и медитировать.
Исследователи считают, что первыми, кто начал использовать гирлянды из бусинок для чтения молитв, были индуисты в Индии несколько столетий до нашей эры. Потом эту практику ввели и в буддизме, который около 5 века до н. э. отделился от индуизма, как отдельное направление, и распространился в Китае, Корее, Японии, Тибете, Шри-Ланке и других местах Азии. Ислам, благодаря связи с буддизмом и индуизмом, тоже перенял молитвенные четки.
Четки в индуизме называют džapa māla. В переводе džapa — мантра или повторение имени божьего, а māla — гирлянда. И в буддизме четки называют māla — чаще всего они состоят из 108 жемчужин, что свидетельствует о близости с индуизмом. Четки буддистов часто сделаны на нитях пяти цветов — белой, синей, желтой, красной, зеленой, которые символизируют пять аспектов освещения.
Первые сведения о христианских четках относятся к 3-5-м столетиям, и они связаны с так называемыми пустынными отцами, которые искали Бога в изолированности и в условиях горькой жизни, использовали крупную гальку и веревку с узлами, чтобы читать молитвы Богу. А католический Розарий появился только в 13 веке. У каждой религии — символическое количество бусинок. Из-за древнего происхождения у этого религиозного аксессуара имеется не только историческое значение, но и важное место в искусстве и культуре.
Жемчужины жизни — нововведение лютеран
В 90-е годы 20 века шведский лютеранский епископ Мартин Леннебо пережил в путешествии ураган и попал на какой-то маленький греческий остров, где был вынужден провести несколько дней. Наблюдая за виртуозной игрой пальцами с традиционными четками греческих рыбаков, у епископа родилось вдохновение создать гирлянду Христа или жемчужины жизни. Вернувшись в Швецию, он изготовил четки, которые использовал в своих молитвах и богослужениях. Вскоре их переняли многие лютеране во всем мире.
Жемчужины жизни состоят из 18 разноцветных жемчужин — 12 круглых и 6 продолговатых. Каждая имеет свое символическое значение, каждая что-то сообщает о Христе и нас самих. Самая большая — золотая жемчужина, которая напоминает о Боге и о том, что мы не одни. Шесть продолговатых жемчужин символизируют тишину, что епископ особенно хотел подчеркнуть: молитва — это не только слова, это нахождение перед Богом — с пустыми руками, слушая. Маленькая, сверкающе-белая жемчужина напоминает, что мы рождены по подобию Божьему, а две большие белые — что мы прощены (крещение и возрождение). Две красные жемчужины — любовь, синяя — жизнь, черная — ночь. Есть жемчужина, символизирующая пустыню, а еще три — тайну. В целом гирлянда Христа сообщает о жизненном пути. У нее нет сформулированной, определенной, механической молитвы — каждый на выбор может читать их или медитировать над каждой жемчужиной.
Католический розарий
Считают, что за рождение католического розария следует благодарить св. Доминика и сформированный им в начале 13-го века Доминиканский орден. Этот орден стал главным популяризатором розария. Официально католическая Церковь в лице папы Леона Х санкционировала розарий только в 1520 году, чтобы «противостоять еретикам и их защитникам».
Суть Розария в молитве медитировать жизнь Иисуса Христа, одновременно прося заступничества Его Матери Девы Марии. Традиционный розарий состоит из 59 жемчужин — шести больших и 53 маленьких, которые размещены в пяти декадах — десять маленьких и одна большая. Еще есть подвеска из одной большой и трех маленьких бусинок, которая заканчивается распятием.
Розарий читают, многократно повторяя одни и те же формы молитвы, из которых чаще всего получается повторять «Радуйся, Мария». Пять деканатов символизируют пять таинств, в каждой из них один раз читают «Отче Наш», десять раз «Радуйся, Мария» и один раз «Хвала Отцу».
Православные узлы
Достаточно сильно отличаются православные четки для молитв, которые используют фактически только монахи и монашки в монастырях. В России их называют четками, в Греции комбоскини. Обычно это черные шерстяные или шелковые петли, в которых вместо бусин вплетены сложные узлы. Петлю завершает связанный крест, за которым находится кисть. Шерсть обозначает стадо Христа, черный цвет — сожаление о грехах, кисть — Царство Божье, в которое можно попасть только через крест.
Традиционно православные четки сделаны из 100 узлов. Обычно через каждые 10 или 25 узлов вставлена одна бисеринка, чтобы было легче считать. При молитве четки держат в левой руке, чтобы правой можно было креститься. В другое время их обычно наматывают на ладонь левой руки, чтобы не забыть о молитве. Их можно положить и в левый карман, но не принято вешать на шею или на пояс.
Староверческая лестовка
Еще более особенны староверческие бусы для молитв — лестовка (от слова лестница). Лестовка — это сплетенная или сшитая в виде петель кожаная или тканевая лента с 102 ступенями, которые объединены в неодинаковые по количеству группы, чтобы можно было определить число молитв и поклонов. Их завершают треугольные кусочка — лапостки — символ евангелий, которые всегда обшиты и украшены. Круг молитвенных бус символически обозначает непрерывную молитву, знак духовного вознесения от земли в небеса. Молитвенные четки — это обязательный элемент для каждого верующего, молящегося дома или в храме. Также — обязательная часть одежды духовного отца.
Геновефа КАЛВИША
Использована информация из журнала «Leģendas» и духовной литературы.
Читай «Эзерземе” также в электронной версии!
В редакции «Эзерземе” (ул. Лачплеша, 20, Краслава) газету можно приобрести всего за 36 центов!

Название «четки» происходит от слова считать, обозначая, таким образом, приспособление для счета молитв и поклонов — нитку бус или ремень с узлами. Кожаные четки называются — лествица, или лестовка. Она представляет из себя круглый ремень с плетеными ступеньками, внутрь которых обычно закладывают свиток с написанной Иисусовой молитвой. Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов. Сохранению лестовки мы обязаны старообрядцам и единоверам, в обиходе которых старинная русская лестовка осталась до сего времени.

По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица — веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для счета числа Иисусовых молитв. Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по другим источникам — Пахомием Великим и даже Антонием Великим), но в любом случае — очень давно, в первые века христианства. Приспособление это было сделано для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения — ни практического, ни символического — они в то время не имели.
У нас же, на Руси, не просто считали молитвы. Русские молитвенники поднимались от земли на небо по ступеням символической лестницы, навыкая ум свой всегда держать высоко в небе, у престола Вседержителя. Так на Руси вервица превратилась в лествицу — лестницу на небо -, все части которой получили важное символическое значение. Из простого приспособления для счета — вервицы — лестовка превратилась в важнейший инструмент молитвы, предназначенный, по словам свт. Игнатия Брянчанинова, для несовершенных. Совершенным же это не нужно — их молитва соединена с дыханием. Хотя старец Серафим, великий подвижник и делатель непрестанной молитвы, все же носил всегда с собою четки, чаще именно лестовку.

Лествица представляет из себя плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Хотя вначале, видимо, делались и лествицы, концы которых не соединяли и они представляли из себя просто полоску кожи со ступеньками. Образец такой лестовки мы можем видеть на старинной иконе св. прав. Иулиании Лазаревской, мощи которой находятся в древнерусском городе Муроме. Но замкнутый круг — образ вечной и непрестанной молитвы — более подходит для этого символического предмета. Лестовка знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на небо. Постоянно поднимаясь вверх по ступеням лестницы, человек научался пребывать умом рядом с Богом, иметь память Божию, поэтому каждый русский имел свою лестницу на небо. Она сопровождала русского человека всю земную жизнь, и, не случайно, ее вкладывали ему в руки, когда он отходил ко Господу.
Устройство лествицы глубоко символично. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих», которые располагают по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Они все вместе означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка: от «земли» — 12 ступеней, что означает 12 апостолов, далее — 38 ступеней, означающие 38 недель, которые Богородица носила во чреве Младенца, а также считают с первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40- дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Спасителя. В конце до «неба» идут 17 ступенек, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка», которые символизировали четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.
Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».

Интересно, что назначение лестовок было самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у молодых в руках обязательно должны были быть лестовки, обычно белого цвета, украшенные дорогой вышивкой. Богатые люди, в основном купцы, которые на Руси отличались благочестием, всегда держали лестовку в левой руке, перебирая ее ступени. Были также траурные лестовки. Их подавали как милостыню, вместе с продуктами и вещами. Кожаная лестовка в руках суровой бабушки вызывала трепет у непослушных внуков. Богато украшенная лествица была желанным подарком для любого верующего человека.
Центром лестовочного промысла была Нижегородская область. Сейчас с этим забытым промыслом можно познакомиться в Семёновском государственном историко-художественном музее.

К сожалению, после раскола на Руси лестовка, в основном, осталась в обиходе старообрядцев и единоверцев, хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей церкви. Это незаслуженно забытый атрибут древнерусского благочестия. Используя глубокий символизм мысленного восхождения на небо с помощью тонкой плетеной лестнички (ведь именно так можно перевести слово «лестовка») наши предки, ступенька за ступенькой, многажды в день восходили от земли на небо. Вновь вернув лествицу в нашу жизнь, мы сможем прикоснуться к духовным тайникам наших предков, почувствовать глубину их духовных возможностей, обрести и прильнуть к нашим духовным истокам, кладезь которых неисчерпаем. Многие русские святые использовали для молитв именно лествицу. Всем известно, что по лестовке молился Светильник Земли Русской — преп. Серафим Саровский. На многих иконах в руке батюшки Серафима видна именно лестовка. Все старцы Саровской пустыни пользовались ею для выполнения монашеского правила. На старинных иконах преподобного Сергия Радонежский,портрете матушки Александры, первоначальницы Дивеевской, Ильи Муромца, Еразма Киево-Печерского, Марка Молчальника Саровского, праведной Иулиании, Анны Кашинской. На прижизненных фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого, мы также видим лестовку — символ духовного восхождения от земли на небо.

В духовной практике современной Православной Церкви нет строгого правила как молится на чётках. Основная молитва- Иисусова: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или более короткие формы, самая короткая из которых- «Господи, помилуй». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и прошений, и благодарений, и воздыханий. Четки напоминают нам о непрестанной молитве, о как можно более частом призывании имени Божьего. Лестовку издавна перебирали левой рукой, что способствовало сосредоточению ума и помогало иметь постоянную память о Боге. Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определённого количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению духовника, потому что в противном случае можно серьёзно навредить своему духовному деланию. Молитва на четках не исключает также возможных вставок других молитв, например на каждой большой ступени или промежутке можно читать » Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку. Или можно молиться своими словами, которые изливаются из самого сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.
Теперь понятно, почему четки, изначально предназначенные просто для счета молитв, на Руси стали «духовным мечом», используя слова ап. Павла из Св. Писания. Это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол относил эти слова к силе христианской проповеди. Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Действительно, четки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом знают, что в молитве мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной жизни, но и в момент духовной брани поражаем ею невидимых врагов, как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врага нашего спасения.
Четки напоминают нам и о притче Спасителя о сеятеле. Неправильная, неразумная молитва уподобляется растению, выросшему на каменистой почве, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием. От такой молитвы человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная Иисусова молитва) можно сравнить со стократным плодоношением. Не случайно древнерусская лествица имела 100 ступеней. Это символ того, что, если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, какое приложим.
Все эти символы, связанные с внешним видом четок, нужны для того, чтобы возбудить в нас ревность к занятию молитвой Иисусовой и понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, истоки которого лежат в недрах русской души. Это памятник русского духовного делания и символ русского национального самосознания.

В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *