Блаженой памяти старец Паисий Святогорец

СЛОВА. ТОМ VI

О МОЛИТВЕ

Перевод с греческого

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «СВЯТАЯ ГОРА». МОСКВА

УДК Паисий Святогорец ББК 86.372.33 — 43 + 86.372 — 503.1 П12

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

№ ИС 13–316–2259

Перевод на русский язык выполнен Издательским Домом «Святая Гора» с издания:

ΓΕΡΟΝΤΟΣ ΠΑΪΣΙΟΥ ΑΓΙΟΡΕΙΤΟΥ LOGOI

ζ’

ΠΕΡΙ ΠΡΟΣΕΥΧΗΣ

ΙΕΡΟΝ ΗΣΥΧΑΣΤΗΡΙΟΝ

«ΕΥΑΓΓΕΛΙΣΤΗΣ ΙΩΑΝΝΗΣ Ο ΘΕΟΛΟΓΟΣ»

ΣΟΥΡΩΤΗ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗΣ

Паисий Святогорец

Π12 Слова Τ. 6: О молитве / блаженной памяти старец Паисий Святогорец; пер. с греч. — М.: Святая Гора, 2013. — 288 с., илл.

ISBN 978–5-902315–09–4

Агенство CIP РГБ

© Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Суроти, Салоники, 2012

© Издательский Дом «Святая Гора», Москва, перевод, 2013

© Закрытое акционерное общество «Аксиома», 2013

Запрещается полное или частичное воспроизведение настоящего издания (текста, элементов оформления, макета) каким бы то ни было способом (графическим, электронным, механическим) без письменного разрешения издателей.

ОТ РЕДАКЦИИ

Предлагаем вниманию читателя новую книгу из серии «Старец Паисий Святогорец. Слова». Настоящий том посвящён молитве. Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. Молитва — дар Божий человеку, возможность, данная нам нашим Творцом, в любое время и во всякой нужде обращаться к Нему, зная несомненно, что будем Им услышаны. Необходимые предпосылки для чистой молитвы — это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва — искусство, требующая труда, понуждения себя, терпения, настойчивости. Искусством этим Старец Паисий владел в совершенстве. В настоящей книге в сохранившихся выдержках из бесед с монахами и мирянами собраны крупицы бесценного духовного опыта Старца.

Афонский Старец Паисий давно известен православному народу России. Напомним, что будущий Святогорец (мирское имя Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Малой Азии, в Каппадокии, в селении Фарасы в семье, где было ещё девять детей. Крестил будущего монаха, нарёк в крещении своим именем и предрёк его постриг святой Арсений Каппадокийский (41924, пам. 10 ноября).

Из Каппадокии семья Эзнепидисов в 1924 году переселилась в Грецию. В 1945 году Арсений был призван в армию. В Греции в это время шла гражданская война (1944–1948). На все самые опасные задания Арсений всегда шёл первым, не боясь подвергать свою жизнь опасности, когда речь шла о спасении ближнего. Первый раз на Афоне Арсений побывал в 1950 году, а уже в 1954 году он принимает рясофорный постриг в афонском монастыре Есфигмен и, спустя два года, в монастыре Филофей его постригают в малую схиму с именем Паисий.

Два года, с 1962 по 1964–й, монах Паисий подвизается на Синае и вновь возвращается на Афон. В 1979 году он поселяется неподалёку от афонской «столицы» Карей в келье Рождества Пресвятой Богородицы «Панагуда», где Старца во множестве навещают люди. С восхода солнца и до самого вечера он принимает приходящих, утешает, прогоняет уныние, наполняя души любовью, верой и надеждой, а по ночам читает письма И’молится Богу о страждущих.

В 1988 году здоровье старца резко ухудшилось, ему было сделано несколько операций, последняя — в феврале 1994 года длилась пять часов. 12 июля 1994 года в одиннадцать часов дня Старец Паисий отошёл ко Господу. Честные останки его почивают в Иоанно–Богословском монастыре в Суроти (окрестности Салоник) — в обители, некогда основанной по благословению Старца Паисия, где он же был духовником всех её насельниц. Старец немало беседовал со своими духовными чадами, поддерживая и назидая; записи этих бесед легли в основу настоящего издания.

Чада называют своего духовника «геронда», что в переводе на русский означает «старец». В наставлениях Старца Паисия очень часто встречается такое понятие как любочестие. В современном русском языке это понятие не в ходу, оно существовало в славянском языке. Любочестие в употребляемом здесь Святогорцем смысле — это и ревность, и духовное благородство, и жертвенность, и прямота, и искренность перед самим собой и перед Богом, — всё вместе и одновременно. Подробнее об этом понемногу говорится в предыдущих томах «Слов» Старца.

Главная цель, к которой идёт человек, это соединение с Богом — обожение, чему всячески препятствует враг человеческого рода диавол. Сатана настолько гнусен, что Старец избегает произносить даже само его имя, называя «тангалашка» (от турецкого dangalak — недалёкий, необразованный, некультурный, неразвитый, грубый, невоспитанный, невежда, слабоумный, тупой).

Для соединения с Богом требуется изменение ума, изменение образа мысли. Человек духовный следует иной логике, которая для людей мира сего часто непонятна. Это и есть то священное безумие, о котором говорит и к которому призывает Старец Паисий. Соединение с Богом — это не внешняя формальная связь, это связь без условностей, когда душа человека горит, это связь любви, когда человек забывает себя и живёт только желанием и жаждой любимого. Божественный эрос — так называет Старец Паисий это состояние, повторяя за много веков до него сказанное такими византийскими богословами–мистиками как святой Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов.

Мы надеемся, что давно ожидаемое издание шестого тома «Слов» Старца Паисия на русском языке несомненно станет вкладом в сокровищницу духовной мудрости и послужит духовной пользе читателей наряду с прежними изданиями предыдущих пяти томов мудрых суждений святогорского подвижника.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В первых пяти томах серии «Слова старца Паисия» много говорится о молитве, так как старец, будучи монахом «по всему совершенным», главным своим деланием имел молитву. Но и в общении с людьми, монахами и мирянами, он всегда указывал на то, что необходимо вверять жизнь свою Богу посредством молитвы. В этом томе, издаваемом по благословению нашего архипастыря, преосвященного митрополита Кассандрийского Никодима, собраны слова старца Паисия собственно о молитве.

Для старца Паисия молитва есть великая возможность, предоставленная нам Богом, общаться с Ним и испрашивать Его помощи. Старцу больно было видеть людей, которые изнемогали, борясь лишь «своими слабыми человеческими силами», в то время как могли бы вполне попросить помощи у Бога, а Он «способен послать в помощь не просто силу божественную, но много божественных сил; и тогда помощь Его будет не просто божественной помощью, но Божиим чудом». Поэтому он настаивал на том, чтобы люди почувствовали, что молитва для них это необходимость, и старался помочь тем, кто не научился молиться, «положить начало работе сердца в молитве». Тех же, кто приобрёл добрый навык молитвы, укреплял, чтобы молились с большей ревностью и теплотой. Всем же особо подчёркивал, что главное условие в общении с Богом это покаяние и смирение. «Брат, — писал он в одном письме, — ничего не проси в молитве, кроме покаяния… Покаяние даст тебе смирение, смирение — благодать Божию, а в благодати Божией будет заключено всё необходимое тебе для спасения, и то, что нужно другому человеку, если вдруг кому‑то нужно будет помочь». В другом письме он пишет: «Стараюсь сокрушать себя перед Богом, раскрывая свои грехи и неблагодарность; прошу смиренно Его милости и благодарю в славословии».

Конда́к 1.

Избрáннаго Панагýды подви́жника/ и аромáтницу благоухáнную, Каппадоки́йское прозябéние и предстáтеля неусы́пнаго, да воспои́м соглáсно. Áнгельскому бо житию́ подражáя, Тро́ице Святéй благоугоди́, те́м и зовéм:/ ра́дуйся, преподóбне Паи́сие,// ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

И́кос 1.

А́нгел показáлся еси́ во удéле Богорóдицы избрáннем, и на́м ходáтай теплéйший пред Бо́гом, Паи́сие о́тче, тéмже тáко тя́ воспевáем:

Ра́дуйся, Каппадоки́и добровóнное ми́ро,

ра́дуйся, вы́шняго жи́тельства о́браз яви́вый,

ра́дуйся, Аси́и Мáлыя процветéние,

ра́дуйся, святáго Арсéния похвалéние,

ра́дуйся, в фарасиóтех приснопевáемый,

ра́дуйся, инокýющих прáвило,

ра́дуйся, вéлие Элла́ды и ве́ры храни́ло,

ра́дуйся, Каппадоки́йскаго ро́да свети́ло,

ра́дуйся, Византи́и божéственная óтрасле,

ра́дуйся, добрóто Афо́на и óрле,

ра́дуйся, земны́й áнгеле, вéстниче на земли́,

ра́дуйся, человéче небéсный, пребывáяй на Небеси́.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 2.

Ви́дяще, я́ко от руки́ свящéннаго Арсéния в Фарáсе Каппадоки́йстей, роди́тельнице святы́х, Креще́ние прия́л еси́, и я́ко сегó моли́тва многоплóдну тя́ óтрасль Мáлыя Аси́и и Эллáды яви́, тя́ прославля́ем по достоя́нию, Бóгови плéщуще: Аллилу́ия.

И́кос 2.

Разумéя и познавáя страдáния из отéчествия произгнáнных, стрáнствуя и печáля о до́ма роди́тельскаго разорéнии, в вéре укрепи́лся еси́ и богоразýмия прия́л еси́ све́т от благодáти Бо́жия, Паи́сие свя́те. Сего́ рáди и мы́, взирáюще на чудеса́ твоя́, восклицáем ти́ таковáя:

Ра́дуйся, Иисýсовых благослове́ний стяжáтелю,

ра́дуйся, удéла Богомáтерняго божéственный светодáтелю,

ра́дуйся, ве́трило многомýдрых благодея́ний,

ра́дуйся, аромáтнице Вы́шняго даровáний,

ра́дуйся, Бо́жия Ду́ха блажéннейшее сия́ние,

ра́дуйся, добродéтелей несказáнное благоухáние,

ра́дуйся, Афóнская лéторасле прекрáсная,

ра́дуйся, áки купе́ль Силоáмская, врачýяй вся́кия стрáсти,

ра́дуйся, Пресвяты́я служи́телю преблажéнный,

ра́дуйся, Святы́я Го́ры вождю́ и кли́че побéдный,

ра́дуйся, поста́ и моли́твы дéлателю неусыпáемый,

ра́дуйся, застýпниче стрáждущих и опечáленных.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 3.

Си́лою Вы́шняго укрепля́емых мýчеников чтя́ жития́ и разумéя, ты́ душе́ю блажéнною к непрестáнному славослóвию Всетворцá восходи́л еси́. Мы́ же сиé воспоминáюще, вопиéм: Аллилу́ия.

И́кос 3.

«А́з е́смь Воскресéние и Живóт. Вéруяй в Мя́ не ýмрет во вéки». Си́и словесá от Небе́снаго Жениха́ услы́шав и испóлнь сы́й све́та божéственна, невéрия прéлесть низвéргл еси́. Сегó ра́ди благодáрственно вопиéм ти́ тáко:

Ра́дуйся, во óтрочестве безбóжия се́ти препрéвый,

ра́дуйся, я́ве Христа́ узрéвый,

ра́дуйся, оби́тели Стомиóнския устрои́телю,

ра́дуйся, Кони́тских еретикóв победи́телю,

ра́дуйся, ми́лостыни потóче неисчерпáемый,

ра́дуйся, нéбесным сия́нием укрепля́емый,

ра́дуйся, Синáйския горы́ подви́жниче,

ра́дуйся, оби́тели великомýченицы Екатери́ны моли́твенниче,

ра́дуйся, мýдростию дéве се́й подражáтелю,

ра́дуйся, святы́м Галактиóну и Еписти́мии соседáтелю,

ра́дуйся, сáде, прозябы́й от горы́ Моисéевы кáмене,

ра́дуйся, моли́твы áнгельския на земли́ воспевáние.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 4.

Рачéние боже́ственное к Богомáтери, чистéйший óтче, понéже имéя, Сию́ Предстáтельницу неусы́пную и Храни́тельницу стяжá. Сегó ра́ди и мы́, даровáний твои́х желáюще приобщи́тися, о тебе́ поéм: Аллилу́ия.

И́кос 4.

Слы́шаша и́мя твое́ земни́и концы́, Паи́сие свя́тче, ты́ бо, я́ко сóлнце блистáяй во времена́ послéдняя и Правослáвие утверждáяй и́менем Го́спода Иису́са Христа́, показáлся еси́. Мы́ же, единомы́сленне памятýюще боже́ственная уче́ния твоя́, приношáем ти́ речéния таковáя:

Ра́дуйся, люби́мче изря́днейший Пресвяты́я,

ра́дуйся, ны́ ущедря́яй Ма́тере Бо́жия кри́не,

ра́дуйся, сомоли́твенниче Херуви́мом,

ра́дуйся, единонрáвниче Серафи́мом,

ра́дуйся, укреплéние Правослáвия,

ра́дуйся, ýтваре преизбрáнная,

ра́дуйся, чернори́зцев огрáдо и отéчествия хранéние,

ра́дуйся, Кóницы óтрасле, Стомиóна же заступлéние,

ра́дуйся, я́ко лозá Богома́тере, благоврéменный пло́д принося́й,

ра́дуйся, вертогрáде покая́ния благоухáяй,

ра́дуйся, бесéдуяй Бóжиими словесы́,

ра́дуйся, умащéние я́звам грéшничим.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 5.

Богоприя́тну любóвь я́ко стяжáвый, жéртву ся́ брáтиям возложи́ и благословéнием Пречи́стыя оделя́ше все́х. Таковáго ся́ отвержéния рáди ны́не со А́нгелы Христá прославля́еши, мы́ же, в па́мять твою́ призывáемии, вопие́м: Аллилу́ия.

И́кос 5.

Ви́девше тя́ ду́шу за бли́жняго полагáюща, блажéнне Паи́сие, к тебе́ прибегáем: ми́лостив бýди на́м и, Влады́це Христу́ предстоя́, Тогó умоли́, да отженéт у́м помрачáющую грехо́вную тьму́ от молéбными пéсньми хвáлящих тя́ сицевы́ми:

Ра́дуйся, Панагýды дóблественный ратобóрче,

ра́дуйся, Богорóдицы песнослóвче,

ра́дуйся, путевóдная заблýждшим звездó,

ра́дуйся, Афóнская зовýщая к Бо́гу трубó,

ра́дуйся, утешéние плáчущих,

ра́дуйся, помóщниче стрáждущих,

ра́дуйся, печáльных божéственное укреплéние,

ра́дуйся, не оставля́яй и́ноков попечéнием,

ра́дуйся, у Ми́лостивыя за ны́ предстáтелю,

ра́дуйся, недýжных безмéзднейший врачевáтелю,

ра́дуйся, подвизáющихся направля́яй,

ра́дуйся, изря́дне Врата́рницу Богоро́дицу восхваля́яй.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 6.

Проповéдник богонóсен еси́ и сто́лп ве́ры, дáры Ду́ха Свята́го на́м испрошáяй, тéм и мы́ тебе́ рáди, ста́рче преди́вный, немóлчно пое́м: Аллилу́ия.

И́кос 6.

Возсия́в я́ко лампа́да неугаси́мая све́том Трисо́лнечнаго Божества́, покая́ния наста́вник яви́ся, Паи́сие свя́те. Мы́ же, твои́ми предстáтельствы свы́шнее утешéние и благодáти познáние приéмлющии, хвáлим тя́, вопию́ще:

Ра́дуйся, ковчéже себе́ отвержéния и воздержáния,

ра́дуйся, Утéшителя благодáть на на́с изливáяй,

ра́дуйся, Со́лнца-Христа́ маловéрным провозвести́вый,

ра́дуйся, ми́лостию Человеколю́бца все́х удовли́вый,

ра́дуйся, о ми́ре моли́твою вы́ну благоухáяй,

ра́дуйся, я́ко вино́ сла́дкое, дýши рáдостию исполня́яй,

ра́дуйся, Богомáтере слáвие избрáнный,

ра́дуйся, приношáяй слéзы Христý я́ко ши́пок доброухáнный,

ра́дуйся, Фовéры предстáтельство и могýчее возглашéние,

ра́дуйся, откровéния громоглáсное возвещéние,

ра́дуйся, Та́йней Ве́чери чи́стою душéю приобщáвыйся,

ра́дуйся, помыслóв исповéданию прилежáвый.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 7.

Хотя́щу тебé Спа́су послéдовати, мýченическаго жития́ ревни́тель показáлся еси́, душéю несквéрною же и те́лом, и любóвию божéственною ко Христу́. Сего́ ра́ди тя́ величáем, всесоглáсно пою́ще Бóгови: Аллилу́ия.

И́кос 7.

Нóвое одолéние на неви́димыя и ви́димыя враги́ показáвый, егóже моли́твою и любóвию стяжá, и всеорýжие смирéния взе́м, истреби́л еси́ бесóвския кóвы и тщáния, Бóгови же благодáрственная возопи́. Те́м и мы́ принóсим ти́ сицевáя:

Ра́дуйся, све́та божéственное храни́лище,

ра́дуйся, благоутрóбия Христо́ва вмести́лище,

ра́дуйся, псалти́ри Дави́довы пéние,

ра́дуйся, свята́го Арсéния умолéние,

ра́дуйся, грéшников исправля́яй и ободря́яй,

ра́дуйся, ми́лование у Богоро́дицы испрошáяй,

ра́дуйся, главó подви́жников венценóсная,

ра́дуйся, сéне стрáждущим росонóсная,

ра́дуйся, водó живи́тельная претыкáющимся,

ра́дуйся, мóсте, в жи́знь изводя́й утопáющих,

ра́дуйся, стóлпе гре́шником пáдшим и укреплéние,

ра́дуйся, разслáбленным ти́хий óдре и упокоéние.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 8.

Стрáнен бы́в в ми́ре, Паи́сие, Го́спода возлюби́в и стра́сти твоя́ укроти́в Бо́жиею благодáтию, ны́не же я́ко зарни́ца облиставáеши о тебé вопию́щих немóлчное: Аллилу́ия.

И́кос 8.

Вся́к, к тебе́ притекáяй, николи́же, óтче Паи́сие, неутéшен оты́де. Но прося́й благодáти даровáние приимáше. Сегó рáди и мы́ воспевáем ти́ сицевáя:

Ра́дуйся, лученóсная омрачéнным звездó,

ра́дуйся, кáющихся настáвниче и главó,

ра́дуйся, афóнския брáтии тяготы́ взéмляй,

ра́дуйся, Всесвяты́я сáда цвéте преукрашéнный,

ра́дуйся, о благосты́ни Христóве сладковещáние,

ра́дуйся, моли́твы небéсныя мироухáние,

ра́дуйся, ми́рови Месси́ю провозвещáяй,

ра́дуйся, пе́снь архáнгелову ко Пресвяте́й воспевáяй,

ра́дуйся, надéждою, ми́лостию и любóвию пламенéяй,

ра́дуйся, во врáжией брáни божéственное омовéние,

ра́дуйся, прия́вый даровáние прорóческое,

ра́дуйся, благоутрóбием Отцу́ Небéсному подóбниче.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 9.

Вся́кому естествý проповéдал еси́ слóво, апóстолом уподобля́яся, рачéнием же и любóвию к бли́жним просия́л еси́ я́ко сóлнце на земли́, прославля́я Святу́ю Тро́ицу: Аллилу́ия.

И́кос 9.

Сле́з потóки от души́ мироточá, сéрдцем о человéцех, стрáждущих душе́ю и тéлом, боля́ше. Сегó рáди ны́не и мы́ от ду́ш на́ших песнопéния ти́ возсылáем, в смирéнии вопию́ще прилéжно:

Ра́дуйся, Евáнгелия служи́телю неутоми́мый,

ра́дуйся, свéщниче Трисóлнечнаго Божествá неугаси́мый,

ра́дуйся, я́ко пóстничества ристáлище соверши́вый,

ра́дуйся, я́ко смирéнием крáйним ины́х предвари́вый,

ра́дуйся, во Афóне вéры сия́ние,

ра́дуйся, Всесвяты́я слáдкое воспевáние,

ра́дуйся, учи́телю слáвный дея́ния же и зрéния,

ра́дуйся, я́ко велемýдре пости́же божéственное видéние,

ра́дуйся, Пречи́стыя вертогрáда неусыпáемый дéлателю,

ра́дуйся, святы́м Лукиллиáну, Пантелеи́мону и Евфи́мии собесéдателю,

ра́дуйся, я́ко гла́с Богоотрокови́цы слýхом услы́шал еси́,

ра́дуйся, я́ко Ту́ я́ве, áки на Иерусали́мстей икóне, узрéл еси́.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 10.

Вели́чествие со Эллáдою Каппадоки́и и те́плый засту́пник еси́, Паи́сие свя́те. Добродéтелей бо лéствицу богоугóдно соверши́, к Тро́ице Святе́й непрестáнно поя́: Аллилу́ия.

И́кос 10.

Стена́ еси́ ве́рным, о́тче Паи́сие, áнгельское бо житие́ возлюби́в, пóдвиги свои́ми Святе́й Трóице неустáннаго предстоя́ния скóро дости́же. Сегó рáди пéния благодáрственная возсылáюще из глубины́ сердéц и ду́ш нáших, смирéнно взывáем:

Ра́дуйся, от Афо́на богоявлéнно ми́ру сия́яй,

ра́дуйся, краснопéснивый глáсе, Сло́во провозвещáяй,

ра́дуйся, многочáдне, ми́луяй человéческая болéния,

ра́дуйся, ослеплéнным стезéй исправлéние,

ра́дуйся, Неневéстней Невéсте рáдование принося́й,

ра́дуйся, к Цáрству Небéсному пу́ть удовля́яй,

ра́дуйся, кади́лу Ду́ха Бо́жия соимéнне,

ра́дуйся, я́ко и зра́к тво́й на́м подаéт утешéние,

ра́дуйся, я́ко в ми́ра концéх вещáнием предвари́вый,

ра́дуйся, зми́я главý моли́твою сокрýшивый,

ра́дуйся, молéния и́менем Иисýсовым и среди́ ми́ра дéлателю неустáнный,

ра́дуйся, к Бо́жией Мáтери стяжáвый любóвь несказáнну.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 11.

Пéние Зижди́телю и Приснодéве к борéнием я́же в нощи́ и во дни́ соплетáше смирéнно, те́м ся́ Бóжия Ду́ха сосýд показýя. Мы́ же, Тро́ице Святе́й припáдающе, тебе́ ра́ди поéм и вопиéм: Аллилу́ия.

И́кос 11.

Све́т и мироухáние благочéстия, и любвé, и самоотвержéния неисчéтнаго, и исцелéний тóчит святáя па́мять твоя́, преподóбне. Сегó рáди потщáхомся вси́ молéбными гла́сы тебе́ возопи́ти:

Ра́дуйся, я́ко вся́кому указýяй пу́ть на небесá,

ра́дуйся, я́ко рáдости все́х исполня́ют медотóчная твоя́ словесá,

ра́дуйся, изоби́льная от Афо́на рекó искипáющая,

ра́дуйся, звездó от Святы́я Го́ры, вéрным пу́ть озаря́ющая,

ра́дуйся, при́сное за ны́ у Богоотрокови́цы ходáтайство,

ра́дуйся, áнгельскому житию́ прилежáщим предстáтельство,

ра́дуйся, добродéтелей плодонóснейшая лозó,

ра́дуйся, о ми́ре к Престо́лу достигáющая слезó,

ра́дуйся, но́вый апóстоле, к ве́ре Христо́ве вся́ призывáяй,

ра́дуйся, Правослáвия глáсе, мнóзи возсозидáяй,

ра́дуйся, дре́во всеплóдное, Ма́терию Небéсною напоя́емое,

ра́дуйся, элли́нов знáмя, в подсóлнечней распростирáемое.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 12.

Благодáти Бо́жия истóк тя́ познáхом, о́тче, по успéнии твое́м, в нéмже ли́цы áнгельстии весéлия исполня́хуся. Те́м и мы́, ходáтая о спасéнии на́шем улучи́ти сподóбльшиися, рáдуемся, взывáюще: Аллилу́ия.

И́кос 12.

Пою́ще бе́здну чуде́с твои́х и терпели́вныя твоя́ пóдвиги, свя́те, от серде́ц ти́ сплетáем áнгельская песнопéния, пáмять твою́ почитáем благоговéйно и вопиéм таковáя:

Ра́дуйся, надéжды отéчествию забвéнному вéстниче,

ра́дуйся, о свобожде́нии Святы́я Софи́и и гра́да Вели́каго проповéдниче,

ра́дуйся, Царьгра́д во уповáние нóвое ди́вно предуказáвый,

ра́дуйся, ходáтаю удéла слáвнаго от стра́н свои́х произгнáнным,

ра́дуйся, не тóкмо единоплемéнных путеводя́й, но и от ины́х язы́к приходя́щих,

ра́дуйся, я́ко сынóв Росси́йския Цéркве зелó любя́, благоувéтливо приимáше,

ра́дуйся, пленéнных óтчин прореки́й обновлéние,

ра́дуйся, ми́ру блистáние, вéры немóлчное возглашéние,

ра́дуйся, я́ко знáмения времéн разумéвый,

ра́дуйся, Откровéния Иоáннова таи́нниче богодухновéнный,

ра́дуйся, я́ко апо́стол, явлéй обетовáния,

ра́дуйся, избавлéния Аси́и Мáлыя уповáние.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 13.

О преподóбне о́тче Паи́сие, новоцвéте благоухáнный, изрáстший во временá послéдняя, умоли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душáм о тебе́ воспевáющих: Аллилу́ия.

Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.

И́кос 1.

А́нгел показáлся еси́ во удéле Богорóдицы избрáннем, и на́м ходáтай теплéйший пред Бо́гом, Паи́сие о́тче, тéмже тáко тя́ воспевáем:

Ра́дуйся, Каппадоки́и добровóнное ми́ро,

ра́дуйся, вы́шняго жи́тельства о́браз яви́вый,

ра́дуйся, Аси́и Мáлыя процветéние,

ра́дуйся, святáго Арсéния похвалéние,

ра́дуйся, в фарасиóтех приснопевáемый,

ра́дуйся, инокýющих прáвило,

ра́дуйся, вéлие Элла́ды и ве́ры храни́ло,

ра́дуйся, Каппадоки́йскаго ро́да свети́ло,

ра́дуйся, Византи́и божéственная óтрасле,

ра́дуйся, добрóто Афо́на и óрле,

ра́дуйся, земны́й áнгеле, вéстниче на земли́,

ра́дуйся, человéче небéсный, пребывáяй на Небеси́.

Ра́дуйся, преподо́бне Паи́сие, ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Конда́к 1.

Избрáннаго Панагýды подви́жника/ и аромáтницу благоухáнную, Каппадоки́йское прозябéние и предстáтеля неусы́пнаго, да воспои́м соглáсно. Áнгельскому бо житию́ подражáя, Тро́ице Святéй благоугоди́, те́м и зовéм:/ ра́дуйся, преподóбне Паи́сие,// ди́вный наро́да Бóжия утéшителю.

Моли́тва

О святы́й преподóбный и богоно́сный о́тче на́ш Паи́сие, возлю́бленный на́ш покрови́телю и богому́дрый наста́вниче, ле́ствицею доброде́телей от земли́ в Небе́сное Ца́рство восшéдый и благода́ть прия́вый во е́же хода́тайствовати о на́с пред Престо́лом Всеми́лостиваго Го́спода на́шего. Мо́лим тя́ отврати́ти ны́ от пути́ грехо́внаго и научи́ти ны́ Го́сподеви соверше́нны плоды́ покая́ния и обновлéния во Христе́ ду́ш на́ших приноси́ти.

Ты́, святы́й о́тче, во дни́ жития́ земна́го мно́зи тя́жки боле́зни и неду́ги неисцéльныя уврачева́вый и души́ грехми́ и скорбми́ стра́ждущих исцели́вый, ны́не предстоя́ Бо́гу, Того́ милосе́рдие к на́м приклони́, да твоего́ предста́тельства ра́ди любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́ исцели́т, да́рует кре́пость во искуше́ниих, му́жество в борьбе́ с ду́хом зло́бы, и́щущим вéчней поги́бели на́шей, да да́рует на́м проще́ние все́х на́ших грехо́в, и́хже от ю́ности на́шея да́же до настоя́щаго дне́ по́мыслом, сло́вом и де́лом соверши́хом, да научи́т ны́, я́же на́м подоба́ет твори́ти, я́ко да вы́ну Ему́ и бли́жним с любо́вию и смире́нием послу́жим.

Е́й, о́тче святы́й, наста́ви на́с, во о́браз жития́ твоего́, и́же любве́ и милосе́рдия испо́лнено бы́сть, у́з грехо́внаго жи́тельства разреши́вшеся, к Небе́сным Чертогам взы́ти, идéже да восхва́лим Всемилосéрдаго Триипоста́снаго Го́спода на́шего во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Канон преподобному Паисию Великому, глас 6.

Песнь 1

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его, славно бо прославися.

Припев (при келейном чтении): Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас.

Иже вся умудряющему Богу молися, преподобне отче, о рабе своем, да отверзет ми устне недостойнии и двигнет ми язык недоуменный, тесноту же и худогласие, отче, разверзи благодатию, иже в тебе Святаго Духа к пению чудес твоих.

Начну убо достохвальное и душеполезное житие твое от младенства, иже древле Египет великаго во пророцех произнесе Моисея, иже к Богу присвоением и великими чудесы прославися, тако и ныне вторицею прославлен показася Египет тебе ради, отче Паисие, честным именем твоим и многими добродетельми обогатися, еже дарова тебе Господь, Егоже моли, да спасет души наша.

В Царство Небесное вшед узким путем и прискорбным по заповеди Владыки своего Христа, преподобне отче Паисие, широкий и пространный путь возненавидев, распространьшийся мрак ума моего отжени, да возмогу малое мое моление принести в пречестную память твою.

Богородичен: Дух сокрушен подаждь ми, Благая, смиренно сердце, уму же чистоту и житию исправление, и прегрешением оставление.

Песнь 3

Ирмос: Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь.

Каменю веры – Петру апостолу – уподобился еси, распятся мирови во всей жизни своей, преподобне Паисие, и нозе свои невозвратно к Небесному шествию управил еси, и Горняго Иерусалима достигл еси, со святыми предстоя Святей Троице, моли о мне единаго Благаго Человеколюбца.

Благочестиваго корене пресветлая отрасль, тебе избра Господь, Ангел рече матери твоей: сей Богу угоден. Ты же от младенства крест свой взем, невозвратным путем Тому последова и возрасташе леты и разумом, купно и благодатию Божиею. Моли дати ми отпущение грехов.

О, Владыко Господи Иисусе Христе, кто не удивится Твоему человеколюбию, егда прииде желание преподобному иноческое житие получити к деланию заповедий Твоих, Твоею благодатию, яко агнец непорочен, изведеся в пустыню, и достиже словесных овец, и введеся к пастырю, блаженному Памве, и облечеся в иноческий образ, в немже утверди и мене, Господи, молитвами преподобнаго Паисия, к деланию заповедий Твоих.

Богородичен: Лютых мя мук, и тьмы кромешныя и геенны Твоими молитвами свободи, Дево, имаши бо волю и силу, Господа рождшая, Единаго Преблагаго.

Седален

Душу связав любовию Христовою и земная возненавидев вся, мудре, водворился еси, отче преподобне, в пустынях и горах, разумнаго древа вкусив еси, славне, ангельски просиял еси. Темже и мрак прошед плоти своея, тьму отгнал еси бесов, Паисие, инокующим первый, моли Христа Бога грехов оставление подати чтущым любовию святую память твою.

Песнь 4

Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.

Законострадальческое житие от мягких ногтей восприем, Богомудре Паисие, даже до конца пребыл еси Божественен доблественник, венец приял еси победы от всех Царствующаго молитвами своими избавляти от муки грешники, от них же первый есмь аз, не забуди мене.

Имуще тя молитвенника крепка, блаженне Паисие, и обещника печальным, предстателя и поборника, и ходатая благочестна, от всяких спасаемся бед, напастей и обстояний.

Велию судеб бездну имеяй, Той тебе рече: се бо даю ти дар, да вся, еже просиши от Отца Моего во имя Мое, дастся тебе, о коем-либо грешнице помолишися, оставятся греси того; сего ради припадаю ти, отче Паисие, имея бездну согрешений, да отпустит твоими молитвами иже тебе обетова, яко Благ и Человеколюбец.

Богородичен: Глагол провещай, егда право имам судитися, Богородительнице, к Сыну Твоему, Пренепорочная, да обрящу Тя тогда прибежище и заступление, мук всех избавляющи.

Песнь 5

Ирмос: Из нощи утреннююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави мя на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

Постом удручая тело свое отче Паисие, иногда по причащении Тела и Крови Христовы, яко Ангел седмьдесят дней без пищи телесныя пребыл еси, Божественную державу неизреченную имея, и возмог в себе животную содержати силу благодатию, паче пищнаго укрепления, слава державе Твоей, Господи.

Яко Иоанн Креститель узким и прискорбным путем ходити произволил еси, но той на Иордане, узрев Зиждителя своего, устрашися и вопияше: не смею приступити, сено, Огню; ты же, отче Паисие, в пустыне иногда явльшагося Господа не могий пречистаго лица Его зрети, паде, трепетом одержим. Он же ти рече: не устрашайся, сию пустыню наполню спостники тебе. С нимиже молим тя, отче: не забуди нас, молитвенник твоих, помилованным быти.

Аз бо в начале моя пред Тобою зрю согрешения и о моих беззакониих молю Твое милосердие, да простиши и покрыеши благоутробием Твоим множество грехов моих и даждь ми прочее жизни сея время безгрешно проводити, да, удобь на спасения стезю потек, безпреткновенно к доброму концу достигну Твоею помощию, кроме бо Твоея помощи и наставления ничтоже благо совершити, и милость у Тебе получити кто может.

Богородичен: Рабское приношу Ти моление, неразумный аз, и к Твоему прибегаю благоутробному милосердию, не отврати мене, Чистая, посрамлена.

Песнь 6

Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго и возведе от тли живот мой.

Бездушная тварь, Иордан, своего Творца устыдеся, вопияше: не могу Безгрешнаго омыти. Святый же виде Господа, прием воду, прикоснуся Неприкосновенному, умы нозе Его, и, пив воду, прия дар целити недуги и прогоняти от человек бесы; сего ради и мы припадаем ти, отче: молитвами твоими помилуй нас от всяких бесовских наведений.

По слову Господа нашего Иисуса Христа, обретохом тя, отче Паисие, великое прибежище, и заступника, и тепла молитвенника о гресех наших, якоже первее не отверже инока преставльшася и христианства отчуждишася, и во глубину адову пагубным безверием низведся, и, егда ощутився. притекша к тебе, да умолиши Всемилостиваго. Щедрый же Господь явися тебе и глагола: угодниче Мой, добро есть Моей любви подобяся, печешися о грешных, изволяяй муки прияти за их избавление.

Принесеся молитва твоя и слезы к Богу, яко благовонный фимиам и жертва непорочна и благоприятна, и мене не забуди ходатайством твоим ко Пресвятей Богородице, слезы умиления дати ми, омый грехов моих бездну, избави мя от смертныя глубины, и не надеющимся подаждь велию милость, и прости им согрешения.

Весь недоумением одержим есмь, егда прииму во уме той час страшный испытания Судии и Бога, и плачуся, и сетую, и рыдаю, поминая бездну зол моих. Темже спаси, Человеколюбче, молитвами Твоего угодника преподобнаго Паисия и избави мя муки, яко Благоутробен.

Богородичен: От сердца стенания приношаю Ти, Пренепорочная, Твое прося благопребытное заступление. Помилуй всестрастную мою душу, умилосердися, Мати Многомилостиваго Бога, избавити мя Суда и езера огненнаго.

Кондак, глас 2

Житейских молв оставль, безмолвное житие возлюбил еси, Крестителю подобяся всеми образы, с нимже тя почитаем, отче отцев Паисие.

Икос

Христов глас услышав, шествовал еси во след Того заповедей, наг жития быв, отверг попечения, и вся стяжания, и имения, и братий своих, и любве матере, Богоносне Паисие, един в пустынях Богови беседуя разумом, дарования приял еси, еже ми посли в песнех поющему, отцев начальниче, Паисие.

Песнь 7

Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Многих грехов исполнен аз, и твоя молитва, яко кадило благовонно исправися, отче, бездну грехов моих потреби, и буяющее море злаго жития изсуши, и напоение гневное отжени, и целомудренный ум молитвами твоими утверди, отче Паисие.

Наставника тя и молитвенника тепла имуще, и скораго помощника, яко стену тверду и забрало недвижимо, и воеводу крепка и непобедима, молим тя: не забуди молитвенник твоих, избавляя от всякия печали и навет вражиих.

О, чудо велие, во един от дней седящу ти, отче Паисие, в пещере, бысть ти глас глаголяй: мир тебе, возлюбленному Моему угоднику.Ты же, возстав со страхом и трепетом одержим, паде, поклонися и рече: се раб Твой, Господи. Сего ради молим тя: моли Человеколюбца, да спасет души наша.

Даждь ми, Христе, разум и терпение, еже не осуждати согрешающих с кичением фарисейским, но, яко мытарево покаяние, приими, и яко блуднаго сына, Боже, вечери Твоея достойна мя яви, молитвами преподобнаго Паисия, и грехов прощение ми даруй.

Богородичен: Возникни, о, страстная душе, возстани окаянная, бий из глубины в перси и испусти слез источники, да тя помилует, окаянную, Милосердая Мати Христа Бога.

Песнь 8

Ирмос: Егоже воинства небесная славят и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.

Благодарно приносимое тебе пение сие не презри, отче Паисие, но паче приими и радости духовныя исполни, да без закоснения поклонюся твоему образу, идеже есть написан, исцеления всем подавающ.

Всепреподобному житию поревновав Богоугодных отец, иже от века поживших, отче Паисие, во смирении и постничестве Христа ради всю жизнь свою мученически скончал еси, и от бесов нападения много претерпел еси, и сих победив. Сего ради молю тя, отче: буйство, ярость и небрежение молитвами твоими отрини от мене.

Владыко Христе Боже Всещедрый, имиже веси судьбами, даждь ми ненавидети деяния лукаваго, Ты бо еси Бог наш, рекий: просите и приимете. Даждь любовь от всея души моея, молитвами преподобнаго отца Паисия, творити волю Твою спасительную.

Молютися: на мне, грешнем, долготерпи, Владыко, и не посецы мене, яко неплодное древо, посечением смертным, во огнь отсылая, но плодоносна мя сотвори, молитвами преподобнаго умолен бывая, время покаяния ми даждь, яко Человеколюбец.

Богородичен: Струи низпосли слез и стенания от души сотвори ми, Чистая, внегда припадати Твоему покрову, яко да обрящу разрешение грехов моих Твоею милостию.

Песнь 9

Ирмос: Еже радуйся от Ангела приимшая, и рождшая Создателя Своего, Дево, спасай, Тя величающия.

Скорый помощник был еси, преподобне, еще в жизни сей, иногда у преподобнаго старца ученику в преслушании умершу и ведену во ад, он же припадаше, прося, да умолиши Всещедраго о ученице его. Ты же, яко скорый послушник и любве хранитель, надежду возложи ко Всещедрому Богу простреся на молитву, и Той Многомилостив и во обетех неложный, волю к боящимся Его сотвори и, молитву твою услышав, изведе душу от ада. Того ради и аз, недостойный, припадая, молю тя: отче преподобне, молитвами твоими избави мя муки и огня негасимаго.

Бывша мя бесом смех, человеком уничижение, праведным рыдание, Ангелом плач, осквернение воздуху, и земли, и водам, тело окалях и ум оскверних паче слова деяньми, аз враг Богу бых. Увы мне, согреших! Молитвами преподобнаго Паисия прости мя.

Яко впадый в разбойники и уязвен, так и аз впадох от многих грехов, и уязвена ми есть душа, к кому прибегну повинный аз, токмо к Тебе, Милосердному душам Врачу, приими молебника тепла преподобнаго Паисия и молитвами его излей на мя великую Твою милость.

Богородичен: Прегрешения моя умножишася, прещению и Суду достоин, Чистая, припадая зову Ти: прежде конца подаждь ми очищение, и умиление, и нравом исправление.

25 июля 1924 года в Каппадокии (Малая Азия) в многодетной семье у Продромоса и Евлампии Езнепидис родился сын. Крестивший ребёнка, ныне прославленный, св. Арсений Каппадакийский назвал младенца Арсением, сказав при этом: «Хочу оставить после себе монаха». Пройдёт много лет и монах, которого «оставил после себя» святой старец напишет о нём: «Жизнь отца была святой, и подобно духовному генератору, который приводила в движение великая и всеобъемлющая любовь Божия, всегда чудесным образом сообщала благодать Божию не только христианам, но и туркам, и верующим, и неверующим… Правую веру он проповедовал праведной жизнью. Плоть его истаяла в подвиге от теплой любви к Богу, и он изменял души божественной благодатью. Он имел глубокую веру и исцелял многих, верующих и неверующих. Мало слов, много чудес. Он переживал многое, и скрывал многое. Под твердой внешней оболочкой он скрывал свой сладкий духовный плод. Очень строгий по отношению к самому себе, он был самым нежным отцом для своих чад. Он приучал их не к букве закона, а к его смыслу, к усердию. Как служитель Вышнего, он не касался земли, и как Его сослужитель он сиял миру. Его прославил Бог, Которого он прославлял своей жизнью».
В то время православные семьи в Каппадокии испытывали притеснение со стороны турецких мусульман, многие были вынуждены покинуть родину. В сентябре 1924 года беженцы прибыли в Грецию. Семья поселилась г. Конице. Маленький Арсений с детства мечтал стать монахом, он убегал в лес и там самозабвенно молился. После окончания школы Арсений устроился работать плотником. В 1945 году он был призван в армию, где большую часть службы прослужил радистом, проявив во время войны необычайную смелость. Часто он сам просил назначить его на самые опасные задания на передовой, чтобы занять место сослуживцев, ссылаясь на то, что он свободный, а у них жены и дети, которые их ждут. После окончания службы в 1949 году Арсений, выбрав иноческий путь, отправился на Святую Гору Афон. В 1950 году он становится послушником старца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш. Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Он любил уединение, непрестанно молился, любил читать жития святых. Очень нравилось м. Аверкию посещать благодатных старцев.
В 1956 г. старец Симеон постриг м. Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита Кессарийского Паисия II. Живя в монастыре, отец Паисий не терял духовной связи со своим духовным отцом, он часто приходил в скит к старцу Кириллу. Случалось, что ответ на волнующий вопрос отец Паисий находил в книге, которую сразу же протягивал ему прозорливый старец: нужные слова в ней были заранее подчёркнуты карандашом. Старец, провидя духовным зрение нужду духовного чада, знал заранее о времени, когда он придёт. По молитве духовника отец Арсений возрастал духовно. Обозначив для себя главную цель – «очищение души и совершенное покорение ума Божественной благодати», он старался достичь её всеми средствами. Он считал, что всем проблемам нужно противостоять «терпением, добрым помыслом и смирением, чтобы могла помогать благодать Божия». Стяжав мудрость святых Отцов, он всей своей смиренной жизнью в дальнейшем показал, что «пожелания души упраздняются, когда ее целью является единение с благостью Божией». Не смотря на то, что он с детства любил уединение, он доверился промыслу Божиему, и по велению Свыше стал принимать паломников.
С 1958 года по 1962 год отец Паисий жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, где, по промыслу Божиему, ему пришлось духовно помогать тысячам людей, приходившим со своими нуждами в обитель. С 1962 года старец Паисий живёт на Синае в келии святых Галактиона и Епистимии. В 1964 году старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.
В 1966 году старец тяжело заболел, и ему отняли часть легкого. В больнице за старцем ухаживали сестры, желающие основать монастырь св. Иоанна Богослова. После выздоровления старец помог им отыскать место для его построения и до конца жизни помогал им духовно.
В 1967 г. о. Паисий пошел в Катунаки и поселился в Лавриотской келии Ипатия.
Из воспоминаний старца Паисия: «Когда я жил в Катунаках, однажды во время ночной молитвы мною начала овладевать небесная радость. Одновременно моя келия, чью тьму лишь слегка освещал дрожащий свет свечи, начала мало-помалу наполняться прекрасным голубоватым светом. Этот таинственный свет был чрезвычайно сильным, однако, я чувствовал, что мои глаза выдерживают его яркость. Это был Нетварный Божественный Свет, который видели многие старцы Афона! Много часов я пребывал в озарении этого дивного света, не ощущая земные предметы, и находясь в духовном мире, совсем отличным от здешнего, физического. Находясь в этом состоянии и принимая посредством того Нетварного Света небесные ощущения, я провёл многие часы, не ощущая времени, с ним солнечный свет казался как ночь в полнолуние! Тем не менее, мои глаза получили способность выдержать яркость того света».
С 1968 г. старец поселился в обители «Ставроникита». Узнав о новом месте пребывания старца, паломники устремились в эту обитель.
Любовь старца к людям была безгранична, он старался никого не обличать публично, для каждого у него находился кусочек сладкого лукума и кружка холодной воды, добрый совет и молитвенная поддержка. Весь день он утешал страждущих, и наполнял души надеждой и любовью к Богу, а ночами молился, позволяя себе отдохнуть лишь 3-4 часа. Когда духовные дети старца просили его пожалеть себя — отдохнуть, он отвечал: «Я когда хочу отдохнуть, молюсь. Познал, что только молитва правильно освобождает от усталости человека. Поэтому молитесь и учитесь». Он говорил: «Всегда стараюсь не заниматься своей болью. На уме у меня боль других людей, и эту боль делаю своей. Так мы обязаны всегда вставать на место других… Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным, потому и сказал Христос: «…от лишения своего…» (Лк.21,4). Когда я делаю добро, отдохнув, оно не дорого стоит… Устав, и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость… Мой собственный покой рождается от того, что я доставляю покой другому».
Старец читал Псалтирь ежедневно целиком. По ночам старец молился за весь мир. Отдельно он возносил молитвы за тех, кто находится в больницах, за поссорившиеся супружеские пары, молился за всех, кто кончает поздно работу, за всех путешествующих ночью…
Однажды ночью, когда старец молился, ему было открыто, что в этот момент в опасности находится человек по имени Иоанн. Старец зажёг свечу и начал молиться об Иоанне. На следующий день к старцу пришёл тот самый юноша, о котором он молился. Иоанн рассказал ему, что именно в тот час, когда старец начал молиться о спасении его души, он от отчаяния решил покончить собой. Сев на мотоцикл он помчался из города, чтобы, съехав в обрыв, разбиться. Внезапно его посетила мысль: «Столько говорят об этом Паисии на Святой Горе, не сходить ли и мне к нему». Встретив старца, Иоанн обрёл любящего духовного отца, по молитвам которого встал на путь истинный.
По молитвам старца Паисия многие верующие получали исцеления. Однажды к старцу обратился за помощью отец глухонемой девочки. Он рассказал, что несколько лет назад, до рождения ребёнка, он чинил препятствия родному брату, который хотел стать монахом. Видя искреннее раскаяние мужчины, старец Паисий помолился об исцелении девочки, пообещал: «Твоя дочь не только заговорит, но и оглушит вас!»
Через некоторое время девочка начала говорить.
Нередко случалось, что люди, испытывающие трудности при ходьбе, страдающие ревматическими заболеваниями, инвалиды, к всеобщему удивлению, уходили от старца исцеленными. Одной отчаявшейся после многих лет безуспешного лечения супружеской паре, желавшей усыновить ребёнка, он посоветовал подождать с усыновлением, при этом пообещал: «Теперь, с помощью Божией будет у вас ребёнок!» В скором времени, по молитвам старца, родился долгожданный ребёнок.
Однажды к старцу пришёл отец девочки, болевшей раком, он попросил старца помолиться об исцелении дочери. Старец ответил:
— Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести Богу какую-нибудь жертву, потому что жертва любви сильно «располагает» Бога к помощи… Брось курить по любви к своей дочери, и тогда Бог вылечит ее. По молитве старца девочка выздоровела. Однако, спустя некоторое время, отец девочки, забыв про свой обет, снова начал курить — внезапно вернулась и болезнь. Когда мужчина вновь приехал на Святую гору и обратился к старцу за помощью, старец сказал:
— Если ты, будучи отцом, не имеешь достаточно благочестия, чтобы пожертвовать своей страстью и спасти жизнь своего ребёнка, то я ничем не могу помочь тебе.
Старец Паисий говорил: «Оттого, что никто не желает контролировать себя, каждый хочет жить бесконтрольно, по своей воле. Но это ведет к полной катастрофе, потому что, да, Бог даровал человеку свободу поступать, как он хочет, однако даровал ему и разум, чтобы он понимал свою ограниченность и границу, между правильным и неправильным. Когда человек поступает самонадеянно, не учитывая своей немощи, тогда он делает ошибки».
Часто к старцу обращались за помощью близкие тех, кому, по словам врачей, не суждено было выжить после тяжёлых операция и неизлечимых болезней. Имеется немало свидетельств о чудесном исцелении безнадежно больных людей, по молитвам старца. Однако здоровье самого старца катастрофически ухудшалось год от года.
Ещё в 1966 году после легочное заболевание, в результате приема сильных антибиотиков у старца образовался ложно-перепончатый колит с резкими болями в животе. Несмотря на боль, он часами стоял, принимая людей, желавших взять у него благословение. Старец считал, что боль очень помогает душе и смиряет её, и чем сильнее болеет человек, «тем больше пользы извлекает».
С 1988 г. у старца появилось дополнительное осложнение в кишечнике, сопровождаемое кровотечениями. К 1993 г. состояние старца стало очень тяжелым, но старец Паисий не прекращал принимать паломников. Когда духовные дети умоляли его обратиться к врачам, он ответил, что «в духовной жизни очень помогает такое состояние, поэтому невыгодно его изгонять». Старец мужественно переносил выпавшие на его долю страдания, никогда не просил ничего для себя, молился лишь об исцелении других. По настоянию духовных чад он всё же лег на лечение в больницу, врачи установили наличие раковой опухоли. В 1994 году старец перенёс две операции, но здоровье его продолжало ухудшаться: 11 июля он причастился в последний раз. 12 июля 1994 г. старец предал свою душу Господу и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской.
Господи, упокой душу старца Паисия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас.
Высказывания старца Паисия:
Главнейшая обязанность человека — любить Бога и потом своего ближнего, и более всего — своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком? Все интересуются только самими собой, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним.
Истинный христианин не должен ни осуждать, ни ссориться, ни судиться с другими… Людская правда — ничтожна перед правдой Божией. Господь наш Иисус Христос первый осуществил Божественную правду. Когда Его обвиняли, Он не оправдывался, когда плевали на Него, не протестовал, когда Его мучили, не угрожал, но всё переносил терпеливо и молча… Оправдывал Своих гонителей пред Своим Небесным Отцом и молился за них, говоря: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!» (Лк. 23:34).К нашему стыду, мы не берем пример с нашего Спасителя, Бога воплотившегося, и не перестаём осуждать других, а также ссориться из-за всяких мелочей. А результат тот, что наша человеческая «правда» приводит к великой неправде. И то, что утверждают некоторые, что, мол, неправильно позволять бессовестным людям расхищать нашу собственность, — это ничто иное, как выгодный предлог свое благо ставить выше блага ближнего. Если мы, оставив молитву и заботу об очищении сердца, начнём ссориться с людьми и таскать их по судам, то отсюда ясным становится, что житейские предметы мы ставим выше своего спасения, а, что еще ужаснее, ставим выше самой заповеди Христовой (Лук. 6:26-29).
Как сено и пламя не могут пребывать вместе, так не могут в одной душе одновременно находится Божественная и человеческая правда. Кто во всём доверяется Божественной правде, тот не смущается, когда его обижают, и не ищет оправдания в деле, за которое его осудили, но ложные обвинения против себя принимает, как истинные, и не заботится о переубеждении людей, что его оклеветали, но еще сам попросит прощения.
Кто живёт просто, тот смиренно думает о себе и чувствует необходимость в отеческой заботе Бога, предоставляя Ему все заботы о себе. В этом случае благой Бог, видя, что эта душа во всём доверяется Ему, а не самой себе, покрывает её промыслом и милостью. Тогда душа ясно видит помощь Божию и радуется.
Во всём, что собираешься сделать, обдумывай, хочет ли того Христос; и поступай соответственно с ответом на этот вопрос; старайся быть смиренным и послушным; всегда заботься о том, как сделать доброе для ближнего твоего, а не для себя; не смотри, что делают другие и не испытывай, чтобы не впасть в осуждение.
Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем.
О молитве
Прежде молитвы читайте несколько строчек из Евангелия или Патерика. Так согреется ваша мысль и перенесется в духовную страну.
Нужно молиться за других с сокрушением и с душевной болью. И этого душа может достичь тогда, когда по смиренномудрию будет себя считать виновной в том, что случается с ближними…
Человек должен постоянно творить молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Молитва должна быть простой… Мы произносим молитву, и согревается наша душа.
Чтобы помолиться от сердца, надо ощутить боль. В молитве должно быть усилие, самопожертвование. Чем больше страдает человек, тем больше получает утешение от Бога… Особенно утешает Бог тогда, когда болеешь за других… Самую большую радость человек обретает посредством жертвы…
Предатели, ослабляющие молитву — это духовная сухость и холодность. Против них нужно использовать краткие молитвы, а главным образом — молитву Иисусову, прилежное чтение Священного Писания и духовных книг. Также предохраняют нас от греха и помогают нам мысли о смерти, суде, рае, аде и благодеяниях Божиих… От этого придет страх Божий, зрение самого себя, отвержение плохих помыслов и чувств, и соблюдение нравственной чистоты. Будем всегда проверять самих себя: каемся ли мы в прошлых согрешениях и боимся ли своих немощей. Но не будем терять надежды спасения.
Молитва — это кислород души, ее настоятельная потребность, и она не должна считаться тяжелой повинностью. Чтобы молитва была услышана Богом, нужно, чтобы она исходила из сердца, совершалась со смирением и в глубоком чувстве нашей греховности. Если молитва не от сердца — нет в ней пользы.
Убегай от сильного врага — болтовни с людьми. Как облако закрывает солнце, так болтовня омрачает душу. Молитва должна быть радостью и благодарением, а не вынужденной и сухой формальностью. Молитва — это отдых. Душа не устает в молитве, ибо, беседуя с Богом, она отдыхает.
Молясь, вы должны стоять со смирением и простотою маленького ребенка, дабы удостоиться отеческой заботы. Признавайте свою немощь и ничтожество, чтобы вас покрыла милость Божия, потому что как тень следует за предметом, так и милость Божия — за простотою и смиренномудрием… Кто достиг познания своей духовной немощи, тот достиг совершенного смирения.
Только отсекая свои страсти, мы можем помочь и другим, чтобы и они их отсекли. Молитва должна совершаться и сердцем, а не одними только устами.
Будем молиться за нуждающихся в молитве и за весь мир. Разделим свою молитву на три части: одна — за нас самих, вторая — за живых, и третья — за усопших. Будем регулярно подавать на проскомидию свои имена, чтобы иерей поминал их у святого жертвенника. Не будем доверять самим себе. Самоуверенность есть большое препятствие для Божественной благодати. Когда мы все возлагаем на Бога, тогда Он непременно нам поможет.
Не ограничивайте молитву только словами. Сделайте всю свою жизнь молитвою к Богу.
Подвиги в духовной жизни
Избегайте поводов к греху… Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в жизни. Величайшая радость — это служение другому человеку и прощение ему ошибок. Принимающий благодеяние чувствует человеческую радость, а творящий его — радость божественную.
Наше духовное преуспеяние, как и спасение, зависит от нас. Никто другой спасти нас не может.
Когда человек делает что-либо от всего сердца, то есть, любит то, что делает, тогда он душевно не устает.
Не будем оправдывать себя, чтобы не препятствовать Божественной Благодати.
Сердце очищается слезами и воздыханиями… Будем плакать о своих грехах, надеясь всегда на любовь и милость Божию.
Тот, кто долго подвизается и не видит духовного преуспеяния, горд и эгоистичен. Духовное преуспеяние там, где много смирения, которое восполняет все. Духовное преуспеяние имеет тот человек, который чувствует, что внутри него все мерзко и непотребно. Усердный и ревностный подвиг с чувством своего убожества и надеждою на Бога — это духовный кислород. Все это придает надежность духовному подвигу.
О смиренномудрии и терпении
То, что случается с человеком, абсолютно связано со смирением… Человек может ненавидеть конкретные страсти и не желать их, и даже проливать кровь, ради удаления их, — однако у него нечего не получится, ибо Бог не помогает ему; и не будет помогать ему — пока тот не смирится. (Потому что, хотя он ненавидит конкретные страсти, однако он — раб гордости, которая вводит во все остальные страсти).
Чтобы духовно преуспеть человек может просить у Бога любви, молитвы, мудрости, послушания и других добродетелей. Однако Бог… не даст нам ничего из просимого, сколько бы мы не подвизались, — если мы прежде не смиримся. Когда же имеем единственною целью — смирение, тогда Бог всё даст нам даром. Бог одного хочет от нас — смирения, ничего больше.
Те, кто родились калеками, или стали калеками по вине других, или по своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут причтены Богом к исповедникам.
Есть в мире великое зло, не замечаемое нами: это не понимание путей промысла Божия и в результате этого — ропот. Бог не попускает испытаний, из которых не вышло бы чего-нибудь хорошего. Когда калека примет с радостью посланное ему испытание, тогда Бог причислит его к праведникам.
Да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас — смирения. Все остальное потом дает Божественная благодать.
Бог попускает человеку претерпевать различные испытания, болезни, вред и многое другое, клевету со стороны окружающих нас людей, оскорбления, несправедливости. Мы должны принимать их терпеливо, без расстройства, как благословение Божие. Когда кто-нибудь поступает с нами несправедливо, мы должны радоваться и считать того, кто несправедлив по отношению к нам, своим великим благодетелем.
Только смирением можно прийти в себя и спастись. Только смирение спасает.
О помыслах
Когда брат имеет дурной помысел, нам нужно постараться его исправить своей добротой и смирением. Это — наш долг. К сожалению, сегодня многие люди и даже духовные лица не борются со своими порченными помыслами. Они или соглашаются с теми, кто думает плохо, или ещё хуже портят их помыслы.
Моя работа исправлять помыслы, и эту работу все мы должны делать…
В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы, и чувствуется некая пустота, и затем приходит к человеку Божественное просвещение.
Почти все мы считаем, что помыслы есть нечто простое и естественное, и потому наивно им вверяемся. Однако не следует им ни вверяться, ни принимать их. В уме и сердце не должно быть абсолютно никакого помысла, ни злого, ни доброго, ибо место сие принадлежит только благодати Божией. Так и мы должны хранить его чистым, и не только от помыслов, но и от малейшего беглого парения. Этого, однако, мы не можем добиться иначе, как только когда от многого любочестия полюбим Христа и вверямся Ему во всем без малейшего колебания! И так смиряемся естественно. И после того, как мы смиримся, естественным является восстановление внутри нас Божественной благодати, которая дается только смиренным.
Если наш помысел утвержден в вере, никто не может его переменить…
Мы будем иметь благие помыслы тогда, когда все будем видеть чистым. Чистое сердце и чистые благие помыслы приносят душевное здоровье. Плохой помысел препятствует Божественной благодати.
Те, кто имеет добрые помыслы, и думают и видят хорошее…
О воспитании детей
Многие родители, неправильно любя своих детей, причиняют им духовный вред. Например, мать по чрезмерной плотской любви к своему ребёнку, обнимая и целуя его, говорит: «Какой ты у меня чудный ребёнок», или: «Ты — самый лучший в мире мальчик» и т.п. От этого малыш весьма рано (в возрасте, когда не может ещё этого осознавать и возражать), усваивает высокое мнение о себе, что именно он самый лучший и умный. По этой причине он, естественно, не чувствует надобности в благодати Божией и не умеет просить Бога о помощи. Так с раннего детства в душе ребёнка утверждается каменное самомнение, которое он никогда не сможет преодолеть и унесет с собой в гроб. Зло еще в том, что первые, кто страдают от этого высокомудрия — это сами родители. Действительно, будут ли дети родителей спокойно сидеть и слушать наставления своих родителей, когда они уверенны, что они — самые лучшие и сами всё знают? Поэтому родители должны быть очень внимательными к духовному развитию своих детей, ибо они несут ответственность не только за себя, но и за них.
Об осуждении
Никогда не будем осуждать. Когда мы видим кого-нибудь впадающим в грех, будем плакать и просить Бога его простить. Если мы судим ошибки других, значит, наше душевное зрение еще не очистилось. Помогающий своему ближнему получает помощь от Бога. Осуждающий своего ближнего с завистью и злобой имеет своим судьей Бога. Никого не будем осуждать. Всех будем считать святыми, и только самих себя — грешниками. Осуждение бывает не только словом, но и умом, и внутренним расположением сердца. Внутреннее расположение задает тон нашим мыслям и словам. Во всяком случае, для нас выгоднее быть сдержанными в своих суждениях, чтобы не впасть в осуждение; иными словами, будем избегать приближения к огню, иначе же мы либо обожжемся, либо закоптимся. Лучше всего осуждать всегда самих себя.

Святой Паисий — один из любимых и почитаемых старцев ХХ века, схимонах Афонской горы, подвижник, молитвенник. Венцом его подвигов стала любовь к людям, каждого из которых он ощущал братом или сестрой.

Святому Паисию Святогорцу молятся, читают акафист и заказывают молебен:

  • о здравии;
  • при семейных неурядицах;
  • о детях, о здоровье детей;
  • при неверии, маловерии;
  • в случае дурных помыслов;
  • в унынии;
  • об избавление от аварий;
  • для возвращение духовного здоровья.

Тропарь, глас 5

Божественныя любве огнь приемый, превосход­ящим подвигом вдался еси весь Богови, и уте­ше­ние многим людем был еси, словесы божественными наказуяй, молитвами чудотворяй, Паисие Богоносе, и ныне молишися непрестанно о всем мире, преподобне.

Кондак, глас 8

Ангельски на земли поживый, любовию просиял еси, преподобне Паисие, монахов великое утверждение, верных к житию святому вождь, вселенныя же утешение сладчайшее показался еси, сего ради зовем ти: радуйся, отче всемирный.

Молитва

О, святый преподобне и богоносне отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наших и научи нас Господеви приносити совершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших. Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждующия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей, да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити. Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.

Житие

Будущий старец Паисий, в детстве нареченный Арсением, родился в 1924 году в благочестивой многодетной семье в Малой Азии (впоследствии переселившейся в Грецию). Вместо сказок детям здесь читали жития святых, малыши наблюдали, как помимо общих семейных молитв их родители ежечасно творят Иисусову молитву.

Арсений с детства стремился соблюдать посты и избегал шумных компаний и веселья. Среди сверстников подросток прославился добротой, открытостью и готовностью прийти на помощь.

Отлично закончив школу, Арсений овладел профессией плотника — по примеру Господа нашего Иисуса Христа. Работал он хорошо, что позволяло зарабатывать на жизнь и помогать ближним, часть работы делая бесплатно.

В 15-летнем возрасте Арсений длительно молился о вразумлении — как жить дальше — и сподобился лицезреть Иисуса Христа. Видение было настолько ярким, что юноша уже не сомневался в выборе монашества. Ожидая достижения возраста, когда он может быть пострижен в монахи, молодой человек ограничивал себя в еде, приучал к терпению физической боли. Подражая ему, несколько его друзей также вступили на путь монашества.

В 1940 году началась греко-итальянская, затем — Вторая Мировая война. Арсений был помещен в тюрьму, в тесные камеры, где заключенные содержались впроголодь. Главным обвинением было то, что брат Арсения сражался на стороне врага. Глумясь над набожным арестантом, тюремное начальство перевело его в одиночную камеру, где содержались полуобнаженные девушки. Но юноша горячей молитвой победил страстные помыслы и смог найти слова вразумления в отношении молодых блудниц.

Выйдя из тюрьмы, Арсений с равным состраданием помогал и коммунистам, и оппозиции, жалея всех и не осуждая. Однако, видя что его Родина в опасности, ушел добровольцем на войну.

Он стал радистом и очень скоро получил славу военного талисмана. Господь помогал Своему угоднику, благословляя тех, кто находился рядом. Он уступал сослуживцам безопасное место в окопе, выходил для молитвы под вражеские снаряды, на себе выносил раненых с поля боя.

Арсений переживал холод, зной, жажду, выкапывал из-под снега обмороженных солдат и лично спас 26 человек. При этом сам получил сильное обморожение, едва не закончившееся ампутацией. Всего Арсений отслужил в армии 5 лет.

Вернувшись домой, он потрудился еще некоторое время для помощи семье и удалился на святую гору Афон.

Еще будучи послушником по благословению игумена Арсений исполнял такие молитвенные правила, которые не всегда посильны тем, кто подвизается на Афоне всю жизнь. Послушник трудился плотником, спал на битых кирпичах, зимой ходил в тонком подряснике.

В возрасте 30 лет он был пострижен в монахи с именем Аверкий, а спустя 2 года — в мантию с именем Паисий.

Получив покой и возможность творить непрерывную молитву, подвижник не мог этого делать так, как того требовало его сердце — к нему непрерывно приходили люди. Были те, кто искал духовного наставления и утешения, и такие, которым старец возвращал физическое здоровье.

В возрасте 42 лет у святого Паисия отказала часть легких, поэтому пришлось прибегнуть к операции. Спустя четыре года он участвовал в организации миссии монастыря в Африке. Везде, где подвизался старец, отмечали его аскетичность, нестяжание и любовь к людям.

Записи, беседы и письма преподобного изданы большими тиражами и являются ценным духовным наследием.

Ко Господу преподобный Паисий отошел в 1994 году в возрасте 70 лет. В 2015 году был канонизирован решением Священного Синода.

Праздник

День памяти старца Паисия отмечают 12 июля, в день его преставления.

Заказать молебен[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *