Правила для родственников

Когда в семье есть человек, страдающий от психического расстройства, меняется уклад жизни. За ним нужен постоянный уход, особенно если это ребенок. Чтобы наладить лучший контакт и помочь, необходимо придерживаться несложных правил.

  1. Не нужно искать причины, по которым это заболевание развилось. Все то, что случается с человеком — это Божья воля.
  2. Не переубеждайте человека, у которого психическое расстройство. Он не может отличить реальность от галлюцинаций. Лучше молиться, чтобы это состояние у него прошло как можно быстрее.
  3. Нужно внимательно следить за состоянием больного и улавливать малейшие колебания в его настроении.
  4. Стоит постоянно посещать одного и того же врача-психиатра. Не пренебрегайте лечением, даже в случае терапии молитвами. Лучше подыскать верующего врача, который сможет контролировать терапию, соотнося ее с молитвами.

Во время молитвы за больного человека необходимо искренне просить у Бога его исцеления. Нужно каждый день быть терпеливым, т. к. это поможет выздороветь больному.

Чтобы ежедневная молитва была более эффективной, необходимо проводить мероприятия по ее усилению. Для этого заказывают в церкви молебны.

Молитва Тихону

Если в семье есть родственник, ум которого замутнен заболеванием, необходимо молиться Тихону Задонскому. Этот святой был автором многих книг, которые несут мудрость и сегодня. Он обладал даром исцеления и ясновидения. Люди приходили к нему за помощью в самых разных случаях:

  • чтобы избавиться от вредных привычек — курения или алкоголизма;
  • попросить об исцелении души и тела;
  • чтобы вернуть психическое здоровье.

Тихон никому не отказывал в помощи, поэтому даже после его смерти люди продолжали возносить к нему молитвы. Для исцеления душевнобольного человека необходимо читать такую молитву каждый день:

Лучше читать эту молитву на помощь в исцелении каждое утро, до того как солнце взойдет. Перед этим нужно умыться святой водой, обтереть лицо душевнобольного человека. Молитву можно читать, держа больного родственника за руку. Молиться нужно искренне, чтобы каждое слово было пропитано просьбой. Без этого можно не рассчитывать на то, что здоровье восстановится.

Тихон Задонский может помочь и людям, которые нуждаются в:

  • восстановлении душевных сил;
  • помощи при депрессии и апатии;
  • деньгах при бедности и нищете.

Слова святому Николаю

Святой Николай Угодник может исцелять людей. О здоровье ему молятся уже несколько веков. Если в семье есть мужчина или женщина, которые имеют проблемы с психическим здоровьем, можно за них молиться Угоднику. Он всегда приходит на помощь.

Просят Святого Николая, когда надежды уже практически не осталось, а все методы традиционной и нетрадиционной медицины не помогают. Тогда нужно идти в церковь и молиться перед ликом святого.

Чтобы ускорить исцеление душевных болезней, священники рекомендуют читать молитвы не только в храме или церкви, но и у постели больного. Делать это нужно минимум раз в сутки. При болезнях нервной системы рекомендовано чтение молитвы трижды в день. После каждого прочтения необходимо умывать лицо больного святой водой.

Читается молитва для Николая Угодника так:

Когда над постелью больного начинают читать молитвы, маленькие лампадки должны гореть все время. Это поможет Святому духу найти дорогу к нуждающемуся. Этот огонь нужно разместить перед ликом святого Николая. Если дома нет такой иконы, ее нужно приобрести в ближайшем храме.

Священнослужители рекомендуют подать имя душевнобольного в 4 разные церкви. Они должны располагаться соответственно сторон света. Так молитва, которая в них произносится, сможет концентрироваться в теле человека. При болезнях, которые затрагивают разум и душу, необходима помощь других прихожан. Чем больше людей молятся за здоровье тела и души несчастного, тем выше шанс на исцеление его от этого недуга, но даже самые сильные молитвы могут не помочь, если в их силу не верят. Нужно искренне попросить у святого, к которому обращается просьба, здоровья для близкого. Если больной может ходить и не ведет себя буйно, можно во время прогулок читать с ним молитвы — это ускорит процесс его исцеления.

Кому молиться

Не каждый человек знает, к какому святому следует обращаться с просьбой вылечить шизофрению. С такой молитвой рекомендуется идти к иконам целителей, которые при жизни и после своей смерти помогали обычным людям справляться с различными болезнями, в том числе и душевными.

Молитва Матроне Московской

Прося помощи небесных сил, нужно искренне верить в их силу исцеления

Молитва мамы за больного сына может быть обращена к Матроне Московской. Она еще при жизни сотворила немало чудес, о которых в народе ходило множество историй. Святая прожила тяжелую жизнь, которая не смогла сломить ее дух. Она с достоинством выдержала все испытания, посланные ей Всевышним.

Обращение к иконе Матроны Московской разрешено при многих проблемах. Целительница помогает добиться выздоровления от разных заболеваний. Шизофрения не является исключением.

Часто к святой обращаются именно с просьбами об исцелении. Также Матрона помогает справиться с сильными скандалами в семье и финансовыми трудностями, которые тоже имеют свое влияние на развитие психических расстройств.

Матрона приходит на помощь к каждому верующему человеку, который действительно в ней нуждается. Самое главное, чтобы слова, обращенные к целительнице, были пропитаны искренней верой в чудо и надеждой на спасение.

Священнослужители рекомендуют нуждающимся в излечении или их близким людям посетить Покровский монастырь. Здесь находится особая икона святой. О ней ходит немало слухов, в которых рассказывается о чудодейственных свойствах лика. Сюда принято приходить с букетом свежих цветов. В этом же храме располагаются мощи целительницы. На них освящаются букеты, которые в дальнейшем попадают в руки к прихожанам. Каждый цветок, который оказывается в нем, наделяется исцеляющими способностями.

К Матроне Московской необходимо обращаться такими словами:

«О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе,навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи;да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь».

Молитву, помогающую устранить заболевание, которое диагностировано у больного шизофренией, необходимо читать с чистым сердцем. В этот момент требуется выбросить из головы все лишние мысли. Особенно важно избавиться от негатива и других отрицательных эмоций, так как они могут отрицательно сказаться на эффективности церковного ритуала.

Сильная молитва Святому Николаю

Чтобы молитва имела успех, читать его нужно не один раз

Традиционное лечение шизофрении у мужчин и женщин дополняется молитвами, которые обращены Святому Николаю.

Как правило, молитвы Николаю Угоднику читаются родителями больных шизофренией. Они просят помощи в лечении своих детей, которые не в силах самостоятельно справиться с психическим заболеванием.

Чтобы повысить эффективность молитвы матери о дочери или сыне, следует выполнить ряд ритуальных действий перед ее прочтением. Необходимо совершить следующие манипуляции:

  1. Посетить церковь.
  2. Приобрести в храме иконку Николая Угодника, святую воду и свечи. Их должно быть 36 штук.
  3. По приходу домой следует поставить в уютный угол купленную икону. Вокруг нее нужно расположить ровно 12 церковных свечей.
  4. Свечи необходимо зажечь и рядом с ними разместить емкость со святой водой.

После выполнения вышеуказанных действий можно приступать к прочтению молитвенных слов, адресованных Святому Николаю:

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Одного прочтения молитвы недостаточно. Следует время от времени повторять ритуальные действия с иконой и святой водой. Произнесением исцеляющих молитв можно заниматься ежедневно до того момента, пока больному не станет лучше.

Молитва Пантелеймону целителю

Сильная молитва о сыне или дочери, которые страдают от шизофрении, читается целителю Пантелеймону.

Целитель Пантелеймон является покровителем верующих, которые страдают от многих заболеваний. К нему обращаются нуждающиеся перед сложными операциями. Такие молитвы имеют свою силу, даже если человеку требуется излечение страшного недуга, с которым не справляется традиционная медицина.

Святой может уберечь человека от большой беды и отвести от него любые заболевания, если будет читаться ему такая молитва:

«О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне! Умилосердись надо мной, грешным рабом Божиим (имя), услыши стенание и вопль мой, умилостиви Небеснаго, Верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от жестокаго гнетущаго мя недуга. Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением. Не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоей и исцели мя; да здрав сущи душею и телом, остаток дней моих, при помощи благодати Божией, возмогу провести в покаянии и угождении Богу, и сподоблюся восприяти благий конец живота моего. Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да дарует ми предстательством твоим здравие тела и спасение души моей. Аминь».

Усилить действие молитвы помогает образ Пантелеймона. Его рекомендуется размещать возле кровати больного.

Как правильно молиться

Молиться нужно в полной тишине, ни на что не отвлекаясь

Многие люди нуждаются в помощи высших сил. Поэтому они так часто обращаются с просьбами о выздоровлении и защите от опасных болезней к святым. Молитвы действительно имеют большую силу, если они произносятся с большой верой в сердце и душе.

Категорически запрещается пытаться справиться с психическим расстройством исключительно молитвами. Они не будут иметь никакого действия, если человек лишится традиционной терапии. Молитвы должны восприниматься как один из вспомогательных методов борьбы с шизофренией, который усиливает веру человека в скорейшее выздоровление.

Верующие люди убеждены, что исцеляющая молитва Матроне Блаженной и другим святым творит настоящие чудеса. Чтобы усилить ее действие, необходимо соблюдать правила чтения молитвенных слов и обращения к святым образам:

  • Лучше всего заниматься прочтением молитвенных слов истинно верующему человеку. Его просьбы точно будут услышаны высшими силами. Не запрещается это делать и тем, кому до этого момента ни разу не приходилось молиться. Главное, открыть себя вере и искренне надеяться на чудо.
  • Нужно проследить за тем, чтобы молитва была постоянной и последовательной. Ее одного прочтения будет недостаточно для получения результата.
  • Необходимо понимать, что просьбы верующих о выздоровлении выполняются не сразу. Поэтому человеку следует запастись терпением и смиренно ожидать момента, когда молитва начнет приносить результаты.
  • Рекомендуется молиться за здоровье человека с шизофренией в любой благоприятный для этого момент.

В момент обращения за помощью к Всевышнему и святым необходимо вникать в смысл каждого произнесенного молитвенного слова. Не стоит пытаться скорее прочитать их. Лучше всего делать это неторопливо и внимательно. Отсутствие суеты и спешки покажет высшим силам, что человек серьезно относится к молитвам и принимает правила обращения к святым.

В те моменты, когда человек молится о здоровье близкого родственника или друга с шизофренией, его не должны отвлекать никакие посторонние факторы. Это важное условие. Поэтому рекомендуется заранее позаботиться об изоляции от лишних шумов. Следует отключить мобильный телефон, будильник, телевизор и другие приборы, которые издают звуки и выступают отвлекающими факторами.

Обращение к Всевышнему может занимать немало времени. Не стоит в такие моменты пытаться его контролировать путем постоянного поглядывания на часы.

Настоятельно рекомендуется произносить заученную наизусть молитву. Ее чтение с листа будет иметь меньший эффект. В самом конце желательно обратиться к Богу и святым своими словами. Они должны быть искренними и идти от самого сердца.

Отвергать эффективность молитв при лечении шизофрении нет смысла. История знает немало случаев, когда пациенты чудесным образом шли на поправку, даже когда традиционные методы терапии давали незначительные результаты. Эти чудеса многие объясняют вмешательством в судьбу пациента высших сил, к которым была обращена молитва о его здоровье.

Шиза.нeт : Шизофрения форум — лечение общением

Православное лечение шизофрении и депрессии.
Привет Всем.
Когда то я выставлял материал на эту тему и думал что забыл про нее, но прошлое всплывает неожиданно и негаданно и напоминает о себе. Я решил что должен подкорректировать старый материал и опять поставить в интернете. Боже Благослови и помоги.
Мои проблемы родом из прошлого и выражаются они в повышенной эмоциональности или тонкости ума. Это мне досталось от моих родителей . Сама по себе чувствительность не есть плохое свойство но она является риском при неумелом обращении . В общем умный парень и все такое.
Я жил с этим худо бедно 34 года. Но где то в 1999 году я увлекся Православием и прочитал где то о самодвижной молитве. Недолго думая полез в это, стал молится «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас» в цикле. Полезли мысли, я тогда не знал о прелести и о возможности повреждения, когда молишься за друзей. Где то через пол года вошел в депрессию, понятное дело алкоголь, из депрессии вышел в манию и конечно кризис и больничка.
И так 2000 год больничка раз. 2003 больничка два. 2006 больничка три. Диагноз параноидальная шизофрения. Надо ли говорить какая это боль и какой шок? Не дай Бог никому такого.
Ну вот опять вспомнил аж слезу пустил ))).
Ну а здесь уже начинаются приятные воспоминания. 2007 год попалась книга Игнатия Брянчанинова о прелести, читаю что от Иисусовой молитвы могут быть повреждения если человек входит в прелесть. Я тогда уже забыл о самодвижной молитве и для меня Иисусова молитва была откровением, я тогда подумал что клин клином вышибают. Не дает официальная медицина никаких шансов, но что то делать надо искать выход.
Была осень, для меня пора депрессии когда понимаешь смысл слов Высоцкого «устал бороться с притяжением земли, лежу так больше растояние до петли «.
Начинаю Иисусову молитву, ничего себе сложного просто повторяй «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя» да и все. Когда читал со словом «грешного» шел сильный негатив и я решил читать молитву в этом варианте. У Брянчанинова еще прочитал что никаких ощущений физических быть не должно. Потому когда возникали давления в голове теплота свист и другие ощущения я стучал по голове иногда кулаком иногда теннисной ракеткой. Больше времени были ощущения и редко была чистая голова. И вот через недели три депрессия от которой я не мог подняться с постели и ничего не мог делать прошла как будто тиски сняли с головы. Какая у меня была радость, Дай Бог всем такую пережить.
Но здесь надо быть осторожным я на горьком опыте убедился как опасно впадение в манию.
Здесь надо сказать что такое прелесть, это сладкие мысли. Тонкость ума дает повышенную эмоциональность, и если ты думаешь и тебе приятно от мыслей, то происходит постепенное увеличение эмоциональности и тонкости ума. Постепенно поток мысли нарастает и мозг просто не выдерживает . Происходит повреждение.
Само повреждение есть вхождение беса в голову и здесь происходит раздвоение сознания. Развитие прелести обычно у меня происходило за 2-3 месяца в этот период еще что то можно сделать. Когда происходит повреждение и раздвоение без медикаментов выйти для меня не представлялось возможным. Обычно у человека в хорошем настроении может быть два потока мышления. Это как Вы думаете и в мозгу крутится песня. Или когда читаете молитву и параллельно идут другие мысли. Разделение на два потока обусловлена личной греховностью. При плохом настроении, можно напрячься и силой себя туда ввести, один поток мышления. Но если здесь есть два потока, то повреждение произошло и если ничего не делать то до кризиса а значит и до больнички остается максимум 2 недели. Плохое настроение хорошо влияет на мозг и при борьбе с прелестью я довольно часто это использую. Хорошо влияет стремление к безэмоциональности и ненависть к мечтам еще есть прием опускание ума, не обязательно к сердцу, достаточно ниже головы и голова отдыхает, можно сознательно изменять скорость мышления путем его замедления, хорошо помогает отвлечение на ерунду, например чтение ерундовых газет. Надо уделять особое внимание отдыху, еде, сну. Аскеза противопоказана, так как она приводит к еще большему истончению ума и увеличивает риск повреждения.
Хорошо помогает «Алилуя, алилуя слава тебе Боже «, а вот моя собственная молитва к себе «я гавно тупое» ))) Очень хорошо помогает от прелести, гордости, тщеславия, високоумия. Просто капитально.
А вот при развитии мании человек постоянно в позитиве, он теряет связь с реальностью потому что живет в мечтах. Происходит постепенный разгон мозга как в скорости мышления так и мощности самого потока мышления. Постепенно происходит быстрое изменение эмоциональной окраски. Только что смеялся уже плачет и потом обратно. Очень опасны в эти периоды стрессы и страхи.
Обычно у меня мания зима весна и здесь когда я видел что пришел к тому что в негативе у меня два потока мышления я колол модитен депо. Была неусидчивость и медицина объясняет это тем, что препарат начинает действовать. Природа этой неусидчивости в раздвоении сознания. Модитен замедляет работу мозга и мысли становятся медленней а вот на работу сознания беса он не влияет и его мысли остаются быстрыми. Происходит разрыв мышления и при постепенном замедлении бес не выдерживает этого и выходит. Если стараться внимательно читать Иисусову молитву то можно выйти из неусидчивости дня за три. И надо сказать если повреждение еще не произошло и вколоть модитен депо то неусидчивости нет. Вот именно присутствие беса есть дефектом шизофрении.
Ремиссия в 2-3 года объясняется тем, что человек после больнички не доверяет своим помыслам на второй год забывает об этом, а на третий отрывается по полной.
Я конечно не хочу расписываться за все формы шизофрении, этот диагноз включает в себя и одержимость, думаю это бес в сердце, когда человек и Иисусову молитву прочесть не может. Но то что это беснование в разных формах для меня, вне всякого сомнения. А слова Иисуса Христа, что этот род выводится постом и молитвой я не стал бы применять ко всему беснованию а к определенному его виду.
Без греха нет болезни и лечение, прежде всего в покаянии. Один из видов которого и есть Иисусова молитва.
На сегодняшний день последний раз я колол модитен депо 9 месяцев назад. Я не строю свою жизнь вокруг этого укола, хотя понятное дело я хотел бы жить вообще без него. Я к этому стремлюсь и знаю, как это сделать. И здесь надо сказать о Иисусовой молитве как о пути покаяния и о тех вехах, которые мне на этом пути встретились. Через год, в течении месяца, сильная боль в сердце, думаю это выход сильного зло. Через три года я стал способен внимательно читать молитву( мышление в один поток). Сейчас я вплотную подошел к внутреннему молчанию когда мыслей кроме Иисусовой молитвы нет вообще.
Паисий Афонский говорит что после этого периода происходи Просвящение. Посмотрим.
Простота заключается в том, что человек вообще не думает и Силуан Афонский говорит, что если бы, не привычка и прежние навыки, то не смог бы и делать повседневные дела.
Конечно, Иисусовой молитвы здесь я только коснулся, кому интересна эта тема приглашаю к нам домой http://www.hesychasm.ru/forum/index.php там я Михаил. Много конечно там ерунды, но там можно пообщаться с теми, кто это дело не только обсуждает, но и практикует.
Вот, например, мое, сжатое в несколько строк.
Гнев, да и любой другой грех где присутствует другой человек или люди (осуждение, ревность, похоть, и т.д.) можно победить молитвой за него или за них.
Я молюсь в цикле «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй …» Вместо … Имя или его или их или имена. Несмотря на мысли которые возникают параллельно молитве. Здесь идет прощение как себя так и за кого молишься. Конечно молитва не чиста из за посторонних мыслей, как и любое добро человека грешного.
В Мир сердца можно придти из
Уныния, отчаяния, обиды, прелести и т.д. когда поешь в цикле «Алилуя, алилуя, Слава тебе Боже».
Из осуждения, гнева, ревности, и т.д. когда в цикле молишься за него или них «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй их».
Из прелести, тщеславия, гордости, высокоумия и т.д. когда поешь в цикле «Я гавно тупое».
И из всего этого и всего остального, когда молишься Иисусовой молитвой.
Написав это, я пошел против молчания, но Симеон Афонский говорит, что самая лучшая молитва это помощь и сострадание к человеку, который к тебе обратился. Есть промысел Божий и если по нему к тебе обращается человек, то ты, если в силах помочь, брось все и помоги. Вот я и сделал что в моих силах, а за одно, и другим людям у кого подобные проблемы. Конечно, будет еще неделя две разговоров по этому делу, но потом про меня забудут и я снова займусь своим любимым и безопасным делом, молчанием.
Ну а вот viewtopic.php?f=193&t=9366 другой человек, но все о том же, о связи прелести и шизофрении.

Врач-психиатр Дмитрий Авдеев: «Вера никогда не приведет к шизофрении»

Наступает осень – «унылая пора», время сезонного обострения у психически нестабильных людей. Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид – симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом – беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым.

— «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности человеческой природы», — сказано в «Основах социальной концепции РПЦ». Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?
— Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, иллюзиями и проч. — ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.

Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

— Излечимы ли психические заболевания?
— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.

Большие психозы, к которым относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни — ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.

Например, шизофрения — это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: «язвенная болезнь: состояние ремиссии». Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.

Недавно ко мне пришел один больной и сказал: «Доктор, я — алкоголик, и 20 лет уже не пью». Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость, — огромный.

Главная проблема — адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?
— Порой приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»! Она оказывает своему сыну медвежью услугу.

Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.

Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критическое отношение к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.

Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

— Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека? Что такое соматизация?
— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно «психосоматика». Согласно статистике, 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия «артритическая личность», «язвенная личность», «коронарная личность». Последних называют «амбициозные персоны» и пишут о них, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.

В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер — болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть — характер — болезнь.

Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

— Ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются «синдром хронической усталости»?
— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? «Радость моя, Христос воскресе!» — встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.

Безусловно, я не отрицаю таких факторов, как «депрессия истощения», усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

— Между понятиями «уныние» и «депрессия» можно ли поставить знак равенства?
— Нет, нельзя. Уныние — это греховная страсть, а депрессия — это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.

Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.
Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

— Что такое истерия? Какова ее природа?
— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.

Истерия — это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? «Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!» У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.

Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.

Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.
Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ — вот духовная составляющая истерического поведения.

— В вашей практике вам приходилось встречаться со случаями одержимости?
— Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.

Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.

В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывает у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?
— Да, бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то, естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет  — Церковь никогда не приведет к шизофрении.

Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.
Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: «Спасибо вам, доктор, что вы из года в год повышаете наш статус в Церкви».

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался «пастырская психиатрия». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

— Нам иногда приходят вопросы по вашей теме, я прочитаю несколько.
«Можно ли использовать гипноз и кодирование для лечения алкоголизма и других зависимостей? Не опасно ли это для души?»
— Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.

Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту «процедуру»: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает. Разве это исцеление?!

Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.
Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (от лат. abstinens (abstinentis) воздерживающийся — комплекс психических и физических расстройств, возникающих в первое время после отказа от употребления наркотических препаратов, «ломка» — ред.). И все наркологические центры разнятся лишь сервисом, больше ничем! Лечение, зачастую, не приносит желаемого результата. Стремясь исцелить грех, Церковь зрит в корень этой проблемы.

Никогда не забуду одного юношу, который сказал: «Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни».

— «Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например, боязнь темноты, что это такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?»
— Да, фобий огромное количество. Кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых, кто-то еще чего-то боится…

Сразу вспоминаются слова праведного Иоанна Кронштадтского о том, что величайшим заблуждением нашего сердца является тайный помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения. То есть каждый человек живет в потоке святого промысла Божьего. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.

Святые отцы четко описали, как развивается помысел в душе, когда человек сочетается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, в конце концов, в сознании возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в мозге доминирует какая-то идея, и все мысли кружатся по кругу.

Какие методы борьбы со страхами? Первое: нужно не верить содержанию этого страха. Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». Если верить в то, что я выключу сейчас свет — и будет очень плохо, если я на это настроен, то так и случится.
И второе: с этими страхами не нужно сочетаться, так как они могут иметь демоническое происхождение. Главное, помнить о силе благодати Божией.

— «Слышал, что самоубийство совершают те, у кого, как говорится, крыша поехала. Правда ли это? Почему же это считается тяжким грехом?»
— Вообще, проблема суицидов перестает быть только медицинской. Это проблема — социальная, государственная. В России, например, ежегодно 70 000 самоубийств — 39-40 человек на каждые 100 000 населения страны. Это целый город самоубийц ежегодно! Но, по данным исследователей, лишь 10% людей, которые совершают этот страшный, непоправимый шаг, действительно психически больны. То есть это люди, которые страдали неизлечимой болезнью, и их рассудок был помрачен. А 90% — это душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. Они не знают Бога и, оказавшись в тисках обстоятельств, полагают, что самоубийство решит все проблемы.

Вдумайтесь в эти цифры — 10% и 90%. То есть, еще вчера человек жил спокойно, а сегодня какая-то боль, клевета, предательство… — и он считает, что жизнь закончилась, выхода нет.

Конечно, есть телефоны доверия, есть срочная психологическая помощь, но ведь надо еще захотеть в нее позвонить, надо знать номер телефона… Те факты и те цифры, которые я сегодня назвал, разве они широко известны? Разве люди об этом знают? Все привыкли, что если человек совершил самоубийство, то он психически больной. А очень часто это не так.

А проблема детских суицидов? Ведь их количество увеличивается. А у детей есть особенность: у них нет концепции смерти. Совершает школьница попытку суицида и думает: я буду лежать в гробу в белом платьице, а одноклассник будет переживать и думать о том, как он меня обижал, дергал за косичку и вел себя непристойно.

Есть незавершенные суициды. Их примерно в 10-20 раз больше, чем завершенных. Когда я беседую с людьми, которые совершали эти попытки, то говорю, что нет принципиального уничтожения — человек живет вечно…

Душа человека свободна. Человек решает сам — принять совет священника или нет, обратиться за помощью к врачу или нет. Здесь как в школе: не все зависит от педагога. Учитель объясняет всем одинаково, но один ученик решает контрольную на «отлично», а другой — еле-еле или совсем не может ее решить.

— «Один мой друг очень азартный, он за один день может проиграть огромные деньги. Это болезнь или грех? Чем ему можно помочь?»
— И в прессе порой сообщают о каких-то леденящих душу фактах: то пенсионер проигрывает всю пенсию, то какую-то бабушку с инфарктом увозят на скорой из зала игровых автоматов, то почтальон в деревне не выдал старикам пенсию, а всю ее проиграл на игральных автоматах. Этот недуг явно можно назвать греховным. Это страсть, тяжелейшая страсть!

В некоторых очень тяжелых случаях пациенту рекомендуют госпитализацию, чтобы как-то оградить его от предмета пристрастия. Но госпитализация, кроме изоляции, ничего не дает. Есть люди, которые наиболее подвержены формированию этой страсти. Но таблеток от игры нет, точно так же, как нет таблеток от скупости… Здесь нужны личная решимость и помощь Божия — больше ничего.

Беседовала Елена НАСЛЕДЫШЕВА

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *