Наверняка каждому человеку знакомо то неприятное ощущение, когда лень учиться, работать, заниматься домашними делами и в целом выполнять те или иные (даже самые элементарные) поручения. Как правило, люди списывают такое состояние на переутомление, плохое самочувствие, перепады давления. Но, так или иначе, жизнь течёт своим чередом и приходится искать способы выполнения всех необходимых задач. Сегодня для этого есть самые разные тренинги и вариации самопоощрений.

Что такое лень и как она проявляется

Однако сначала стоит разобраться с тем, что такое лень сама по себе, механизмами её возникновения и причинами. Ощущение того, что поставленную задачу выполнить нереально, знакомо многим. Как правило, оно приходит внезапно, сопровождаясь физической слабостью и моральной опустошенностью. При необходимости что-то сделать у человека возникает апатия и колоссальный дискомфорт. Кажется, что тяжело даже просто поднять руку. Обычно в такие моменты и возникают мысли о том, что я – ленивый и безвольный. Чтобы не считать себя таковым, приходится максимально собраться, обратиться к потаённому ресурсу энергии, если он ещё не закончился, и выполнить необходимое дело. Кто-то придумывает себе различные мотивации и делает поощрения. Но, к сожалению, долго так протянуть нельзя.

Именно поэтому так важно разобраться в самой природе лени и понять, существует ли она на самом деле. Только тогда борьба с ленью может стать эффективной и продуктивной. Да, на самом деле есть такое понятие. Причём, бывает оно нескольких видов:

  • физическая лень;
  • умственная (психологическая) лень.

В обоих случаях чем старше становится человек, тем сильнее выражается это ощущение немощи и невозможности выполнить поставленную задачу.

В первом случае лень связана с атрофированием мышц. Если в молодые годы человек любил физическую нагрузку, был активным и постоянно находился в движении, то и с возрастом делать подобную работу ему будет не так сложно. Однако то же самое касается и выполнения умственных задач. Ведь мозг не менее мышц нуждается в постоянной нагрузке и работе.

Получается, что по своей сути лень – это ничто иное, как элементарная нехватка энергии.

Причины возникновения недостатка энергии

Чтобы понять, как справиться с ленью максимально продуктивно, стоит вникнуть в причины её возникновения. Что может лежать в основе подобных механизмов? Самые разные факторы, и вот только наиболее распространённые из них:

  • низкая самооценка и отсутствие веры в собственные силы, умения, способности;
  • страх;
  • физическая немощь, болезни;
  • боязнь осуждения со стороны и критики;
  • предыдущие неудачи;
  • физическая усталость;
  • умственное перенапряжение;
  • надуманная сложность выполнения предстоящей задачи;
  • самосаботаж и ненависть по отношению к самому себе;
  • особенности воспитания и наставления родственников, друзей, коллег в том духе, что «инициатива всегда наказуема» или «выделяться – это плохо».

Вот только несколько основных причин лени. Также подобные механизмы «запускают» обречённость и мысли о том, что всё предопределено и ничего изменить невозможно. Часто такие процессы порождаются чрезмерной ответственностью и загруженностью. Когда человек постоянно живёт под гнётом непрекращающихся «должен» и «надо», возникает внутренний протест. Именно он и мешает плодотворно работать.

Обычно лень вызывается не одной причиной, а целым комплексом таковых. Один факт вытекает из другого, из него – третий и т. д. В результате в мозгу накапливается настоящая груда мыслей, мешающих полноценно и продуктивно выполнять самые разные задачи. При этом редко человек чётко отказывается делать ту или иную работу. Как правило, необходимые дела он откладывает на завтра, на следующую неделю или неопределённый срок. Что интересно, постоянно переносятся только самые важные и сложные задачи. Причём, человек вовсе не ложится на диван и не ждёт, когда всё разрешится само собой, не отправляется на отдых и не перепоручает дела другому. Нет! Он продолжает работать, но замещает более важные дела менее ценными и максимально лёгкими.

В психологии этот процесс получил собственное название. Специалисты обозначают его термином «простакринация».

Способы выявления причин проблемы и методы борьбы с ней

Чтобы понять, как бороться с ленью, неорганизованностью и простакринацией наиболее продуктивно, стоит для начала выявить причины проблемы. Большинство ведущих психологов рекомендуют для этого обратиться к специалистам. Они помогут правильно и качественно обработать эпизоды из прошлого. Это помогает:

  • подсознательно «нащупать» проблему и вытянуть её на свет;
  • осознать источник механизма, который делает работу невозможной;
  • снять негативные эмоции;
  • избавиться от неприятных ощущений, апатии, депрессии.

Только на первый взгляд кажется, что вспомнить проблемные моменты прошлого проще простого. На самом деле это не всегда так бывает. Зачастую приходится планомерно и достаточно долго прорабатывать самые разные эпизоды, в которых кроется первопричина простакринации. Все старые неприятности необходимо переосмыслить или даже прожить заново. Только тогда можно понять, как бороться с ленью, работать без ощущения безысходности, упадка сил, апатии, раздражённости.

Дисциплинированность и организованность

Чтобы не сталкиваться с ленью (умственной и физической), нужно постоянно тренировать мозг и мышцы. Только в таком случае всегда будет работать ресурс энергии, и сил будет хватать на всё: учёбу, работу, спорт, домашние дела, прогулки, путешествия, встречи с друзьями.

Не нужно давать себе поблажек в виде просмотра ТВ или социальных сетей. Ведь лишь на первый взгляд кажется, что это займёт 10-15 минут. В реальности процесс затягивается на целые часы. В результате человек осознаёт, что он точно ничего не успевает сделать. Именно поэтому возникает лень.

На самом деле нужно приучить себя к составлению графика. Если чётко следовать ему, то можно успеть массу дел.

Как бороться с ленью и неорганизованностью?

Запишите всё на листочке или заведите отдельный блокнот. Но тут важно грамотно подойти к составлению расписания: в нём следует выделять время и на работу, и на отдых. Но не пренебрегайте временными рамками. Это позволит переключаться с одной деятельности на другую и отлично восстанавливаться.

Начинайте день с максимально трудных дел. Старайтесь не погружаться в рутину, а переключаться с одного вида деятельности на другой. Но самое главное – не бездельничать!

Поощрения

Есть и другой ответ на вопрос, как бороться с апатией и ленью. Это поощрения. Если работа совершенно не прельщает, кажется слишком трудной или неприятной, стоит пообещать себе вознаграждение за её выполнение. Это может быть чашка вкусного кофе, шоколадка, несколько минут прочтения увлекательной книги, шопинг и т. д.

Комфорт и порядок

Психологи уверяют, что нередко лень сопровождается мнимым недомоганием. В таких случаях речи о переутомлении не идёт. Человек просто раздражён и сам не знает, чего хочет. В данном случае всё просто. Чтобы понять, как бороться с ленью и неорганизованностью, нужно просто погрузиться в дело, и работа сама затянет человека. Но чтобы процесс начал приносить удовольствие, рекомендуется привести в порядок рабочее место. Тогда мысли и дела тоже станут более упорядоченными.

Также не стоит заставлять себя страдать от неудобной одежды. Пусть это будет что-то комфортное, тогда от работы ничего не будет отвлекать.

Рекомендуем прочитать

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Сокровищница духовной мудрости

Леность

Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную? (прп. авва Исаия, 59, 26).

***

…Душа ленивого… делается жилищем всякой постыдной страсти (прп. авва Исаия, 59, 65).

***

Леностью питается своеволие, рождается гордость и презрение своей обязанности (прп. авва Исаия, 59, 86).

***

Как познает <кто> порок лености, если не приведет своих чувств в правильное состояние и не узрит в себе света Божия? (прп. авва Исаия, 59, 115).

***

Горе нам! Ибо столько ослеплены сердца наши, что мы предаемся лености и праздности, тогда как должны бы были прилежать оплакиванию грехов своих (прп. авва Исаия, 59, 190).

***

Не люби лености, чтоб не пожалеть, когда достигнешь воскресения праведных (прп. авва Исаия, 89, 347).

***

Ленивый к исполнению заповедей каким образом может приобрести тщательность? — Несомненно уверившись в присутствии всевидящего Владыки Бога, в угрозах, какие изречены на ленивых и в надежде великого от Господа мздовоздалния… (свт. Василий Великий, 9, 196).

***

…Ленивый на хорошее осуждается с диаволом и ангелами его (свт. Василий Великий, 9, 206).

***

Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху… <а> леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению… (свт. Василий Великий, 9, 211).

***

Леность почти естественна старости, но не юности… <поэтому молодой> достоин тягчайшего обвинения… (свт. Василий Великий, 9, 217).

***

Горе ленивому! Взыщет он времени, которое потратил худо, и, поискав, не найдет (прп. Ефрем Сирин, 30, 72).

***

Будь… внимателен к себе, чтобы не вдаться тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености — начало погибели (прп. Ефрем Сирин, 30, 102).

***

Кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать, а леность мало-помалу рождает невольную бедность (прп. Ефрем Сирин, 30, 184).

***

…Леность разрушает благоговение и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Посему сопрягай благоговение с прилежанием и ведением, и будешь истинно благоговеен (прп. Ефрем Сирин, 30, 549).

***

Обременяющая нас леность не позволяет нам возвести очи к созерцанию совершеннейшего, но непременно влечет нас в ад и принуждает идти самым широким путем погибели (прп. Ефрем Сирин, 32, 291—292).

***

Леность без всякого предлога есть предвестник уклонения в худое, ибо нерадивость воли без какой-либо предшествующей причины, например иногда телесного недуга или какого неудобства, обнаруживает, что душа стремится к худшему. Не имеющую предлога и настоятельной какой-либо причины леность к деланию добродетелей называю унынием и беспечностью (прп. Ефрем Сирин, 32, 405).

***

Горе ленивым, которые предстанут <пред Богом> без добрых дел. Увы, день Суда близок! (прп. Ефрем Сирин, 33, 211).

***

Ленивые и робкие бегут от ига Твоего, Господи; нерадивых постыжает любовь Твоя (прп. Ефрем Сирин, 33, 233).

***

…Не будем ленивы на добро, но станем гореть духом, чтобы не уснуть мало-помалу в смерть или чтобы, во время нашего сна, враг не посеял худых семян (ибо леность сопряжена со сном)… "(свт. Григорий Богослов, 14, 138).

***

…Точно нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным… (свт. Иоанн Златоуст, 44, 141).

***

…Ленивого и беспечного не пробудят ни благорастворение воздуха, ни досуг и свобода, ни удобство и  легкость, — нет, он продолжает спать каким-то сном, достойным всякого осуждения (свт. Иоанн Златоуст, 46, 359).

***

<Леность> есть жестокий сон, узилище душ, собеседница, сожительница и наставница изнеженных (свт. Иоанн Златоуст, 52, 867).

***

…Для добродетели сама природа дала семена, пороки же противны природе, так что, если они более господствуют над нами, то это самое служит признаком большой с нашей стороны лености (свт. Иоанн Златоуст, 54, 19).

***

…Леность есть… повод ко злу и корень зла. Ведь всякому злу научила праздность (свт. Иоанн Златоуст, 54, 137&#8212;138).

***

…Человек ленивый, когда его (слишком много) наказывают, делается еще более ленивым (свт. Иоанн Златоуст, 55, 97).

***

Как человеку ревностному и с бодрой волей ничто не может воспрепятствовать, так, наоборот, беспечному и ленивому все может послужить препятствием (свт. Иоанн Златоуст, 55, 538).

***

Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему приводят (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1097).

***

…Если кто истребит в себе леность, тотчас увидит возникающими в себе правые помыслы, которыми утверждаются правда и суд (прп. Исидор Пелусиот, 60, 461).

***

Леность в ничто обращает предшествовавшие труды, как бы ни были они славны, а рачительность уничтожает и прежнюю леность (прп. Исидор Пелусиот, 61, 75).

***

Погрешности, допущенные по лености, необходимо уничтожать трудами, и после понесенных поражений снова бороться со многими опасностями (прп. Исидор Пелусиот, 61, 217).

***

Много себя обманываем и вводим в заблуждение, если, не делая ничего такого, что прилично делать желающим победить, надеемся превозмочь тех, которые делают все, что надлежит делать уготовляющимся к победе. Это значит то же, что сонным и спящим крепко препобедить бодрствующих и ревностно трудящихся, а также ленивым и пребывающим в праздности одержать верх над теми, которые ничем не пренебрегают (прп. Исидор Пелусиот, 62, 179).

***

…Отлагающие делать, что должно, объявляют тем желание вблизи увидеть неприятное; своею леностию оскорбляя добродетель, они навлекают на себя наказания, давно готовые преследовать постигнутых ими (прп. Исидор Пелусиот, 62, 212).

***

…Кто любит леность, тот праздностью питает страсти… (прп. Нил Синайский, 72, 132).

***

Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести (прп. Нил Синайский, 72, 240).

***

Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания (прп. Нил Синайский, 72, 247).

***

…Нечистые демоны имеют привычку при тех пребывать и тех более тревожить, которые расслабляют себя леностью и нерадят о молитве… (прп. Нил Синайский, 73, 328).

***

Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву, а если дела служения легки, то отбегают от молитвы как от огня (прп. Иоанн Лествичник, 57, 49).

***

Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою, и вместе с тобою да восстает; и леность никогда не будет обладать тобою во время псалмопения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 78).

***

Любящий Господа Иисуса предается трудам подвижническим; постоянство же в сих трудах прогоняет леность (авва Фалассий, 91, 330).

***

…Ленивый не только лишается венцов, но и душу свою бесценную губит и, отходя из сей жизни ни с чем, отсылается в муку вечную (прп. Феодор Студит, 92, 391).

***

Ведай… что эта болезнь лености и нерадения ядом своим невидимо мало-помалу растлевает не только начальные и малые еще корни, из которых могли со временем произрасти навыки добродетельные, но и те, которые давно уже углубились и служат основой всех порядков доброй жизни. Как червь мало-помалу истачивает дерево, так она, продолжаясь, нечувствительно снедает и истребляет самые нервы духовной жизни.

Как бороться с ленью у ребенка

Посредством ее диавол умеет расстилать сети и тенета искушений для всякого человека; что с особенною заботой и лукавою хитростью старается он устроять для ревнителей о духовной жизни, зная, что ленивый и нерадивый удобно поддается похотям и падает… (прп. Никодим Святогорец, 70, 80).

***

…Отнюдь не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: отдай мне ныне, а Богу отдашь завтра. Нет, нет, но все часы жизни твоей проводи так, чтобы это было благоугодно Богу, содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого, и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что, если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь. Почитай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий (прп. Никодим Святогорец, 70, 81).

***

А ведь эта сударыня <леность> одна не бывает. Она — запевальщица… и с нею хор (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 10).

***

Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 183).

***

Разленение и присвоение себе прав на льготы — се начальные враги, губители всего духовного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 197).

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Что такое лень и как с ней бороться

— Батюшка, грешен, лень одолевает.

— Так борись с ней.

— Не могу, отче, ленюсь.

Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» — всего лишь повседневное оправдание обыкновенной лени.

Лень: что это такое, её причины и методы борьбы с ней

Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной — нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела.

Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, ненавязчиво сверкали украшения, а в складках одежды обязательно проглядывали лейблы ведущих фирм, лень обычно отсутствует. Все будет сделано для очередного «ах!» подружки или «круто!» сослуживца.

Хватает сил, находятся средства, и в сутках не надобно добавлять лишнего часа.

Но как только священник посоветует купить молитвослов и неукоснительно ежедневно молиться, да и в храм иногда заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, и здоровья не хватает.

Интеллигентно-толстовская привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что нам, цивилизованным людям, посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться. Вот оно:

— Существует три самых тяжелых в жизни дела. Первое — долги отдавать. Второе — за престарелыми родителями ухаживать. Третье же — Богу молиться.

По сути, невыполнение этих трёх вещей — серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться.

Духовная лень — вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия — только красивая книга на полке, а икона — украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками.

Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года.

Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) — отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень.

Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9).

От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен:

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32).

Можно отыскать, конечно, и более радикальные, своего рода хирургические методы избавления от данного порока, но в связи с расцветом от духовной лени произошедшей ювенальной юстиции я их здесь подробно приводить не буду. Кто желает рецепты узнать, отсылаю к хорошей книге с очень добрым и практическим названием: «Домострой». Есть еще действенное средство: расспросите своих бабушек и дедушек, как и кто помог им от грехов лености избавиться…

Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и пьянство, часто — симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, нет ничего тайного, что не станет явным, говорит Писание, а оправдание лишь к распространению греха произведет и другие, отнюдь не Божьего происхождения, поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни личной и общественной, и есть следствия попыток оправдания духовной лени.

В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность.

Итог печален:

— Лень, отвори, сгоришь!

— Сгорю, но не отворю…

Назад к списку

Что Библия говорит о лени?

Вопрос: Что Библия говорит о лени?

Ответ: Первый закон движения Ньютона утверждает, что движущийся объект стремится оставаться в движении, а объект в состоянии спокойствия стремится оставаться в спокойствии. Этот закон относится и к людям. В то время как одни естественно стремятся осуществлять проекты, другие остаются апатичными, требуя мотивации, чтобы преодолеть инерцию. Лень – стиль жизни для некоторых людей – является искушением для всех. Но Библия непоколебима – так как Бог уготовил труд для человека, лень является грехом. «Лентяй! Ступай к муравью, поучись у него мудрости» (Притчи 6:6).

Библия много говорит о лени. Книга Притчи особенно наполнена мудростью относительно лени и предупреждениями ленивому человеку. Притчи говорят нам, что ленивый человек ненавидит работу: «Желания лодыря его погубят, ведь руки его не хотят работать» (21:25); он любит спать: «Как дверь на петлях болтается, так и лодырь в постели ворочается» (26:14); он ищет оправдания: «Лодырь говорит: "Лев на дороге! Зверь по улицам рыщет!"» (26:13); он растрачивает время и энергию: «Ленивый работник – все равно что разрушитель» (18:10); он считает себя мудрым, но является глупцом: «Лодырь мнит себя мудрей семерых, говорящих разумно» (26:16).

Притчи также говорят нам, какой конец ожидает ленивых: ленивый человек становится слугой (или должником): «Прилежной руке – править, ленивой руке – нести повинность» (12:24); его будущее гнетуще: «Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет» (20:4); он может дойти к бедности: «Лентяй все ждет, да не дождется, зато прилежный насытится» (13:4).

В жизни христианина не может быть места лени.

Новообращенных верующих верно учат, что: «Вы спасены – через веру – Его великой добротой! И не за ваши заслуги – это Божий дар! И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!» (Ефесянам 2:8–9). Но верующий может стать праздным, если ошибочно поверит, что Бог не ожидает плодов от измененной жизни. «Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить» (Ефесянам 2:10). Христиане не спасаются делами, но они демонстрируют ими свою веру (Иакова 2:18, 26). Бездеятельность нарушает Божью цель – добрые дела. Господь, тем не менее, дает силу христианам преодолеть склонность плоти к лени, даруя нам новую природу (2 Коринфянам 5:17).

В нашем новом естестве мы мотивируемы к прилежности и продуктивности из любви к нашему Спасителю, искупившему нас. Наша старая склонность к лени – и всем другим грехам – была заменена желанием вести праведную жизнь: «Кто воровал, пусть больше не ворует, а усердно работает собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде» (Ефесянам 4:28).

Мы несем обязанность обеспечивать свои семьи посредством нашего труда: «Кто не заботится о родных, и прежде всего о домашних, тот отрекся от веры и стал хуже неверующего» (1 Тимофею 5:8); и других в семье Божьей: «Вы сами знаете, вот этими руками я зарабатывал на жизнь и себе, и своим спутникам. Я тем самым показал вам пример: вам тоже следует так же трудиться и поддерживать слабых. Вы должны помнить слова Господа Иисуса, ведь это Он сказал: "Радостней давать, чем получать"» (Деяния 20:34–35).

Как христиане мы знаем, что наш труд будет вознагражден Господом, если мы будем упорными в прилежности: «Так не будем поддаваться усталости, делая добро, и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай. Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро, особенно тем, кого вера сделала одной семьей» (Галатам 6:9–10); «Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души – как если бы это было для Господа, а не для людей. Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие. Ваш Господин – Христос, вы служите Ему» (Колоссянам 3:23–24); «Бог справедлив и поэтому не может забыть ваши дела и ту любовь, которую вы проявили во Имя Его, служив и служа святому Его народу!» (Евреям 6:10).

Христиане должны трудиться с Божьей силой, чтобы евангелизировать и приводить людей ко Христу. Апостол Павел является нашим примером: «Это Его мы возвещаем, увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью, чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении с Христом.&#8239;Ради этой цели я тружусь не щадя сил, ведя битву всей мощной силой Христа, которая мощно действует во мне» (Колоссянам 1:28–29). Даже на небесах служение христиан Богу продолжится, хотя уже не будет обременено проклятием греха (Откровение 22:3). Свободные от болезней, печали и греха – даже лени – святые будут вечно прославлять Господа. «Так вот, братья мои любимые, будьте стойки, будьте неколебимы. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен» (1 Коринфянам 15:58).

English

Вернуться на русскую стартовую страницу

Что Библия говорит о лени?

навигация

ПоискЗадать вопросБлагая вестьВажные вопросыЧасто задаваемые вопросы

Откуда берется лень?

Татьяна Купер

Так откуда всё-таки берётся лень? Является ли она результатом нашей неадекватности и нашим недостатком, или проявлением нелюбви к себе и нежеланием расти и развиваться? Или это результат дисбаланса между нашим здоровым и нездоровым Я? Или это давление некой силы, которую нам нужно постоянно преодолевать?

Для того, чтобы найти корни нашей всеобщей и всепоглощающей лени, давайте ознакомимся с такими интересными и противоположными процессами, как эволюция и энтропия.

Второй закон термодинамики — один из фундаментальных естественных законов — гласит, что энергия естественным образом перетекает из состояния высшей организации в состояние низшей организации, из состояния высшей дифференциации в состояние низшей дифференциации. Другими словами, Вселенная пребывает в процессе "успокоения".

Согласно этому закону, через много миллиардов лет вся Вселенная должна полностью успокоиться, достичь своего низшего уровня как аморфная, совершенно дезорганизованная, однообразная "лепешка", в которой больше ничего не происходит. Такое состояние полной дезорганизации называют энтропией. А естественное стекание энергии к состоянию энтропии можно назвать силой энтропии.

В противоположность энтропии процесс эволюции – развитие организмов от низкого ко всё более и более высокому состоянию сложности, дифференциации и организации. Вирус — бактерия — инфузория-туфелька — губка — насекомые и рыбы, и так далее, вверх по лестнице эволюции — всё более высокой организации и дифференциации. На вершине этой лестницы находится человек с его огромной корой головного мозга и невероятно сложными механизмами поведения.

Для иллюстрации этих двух процессов часто используют пример ручья, стекающего с горы. Для того чтобы обратить этот процесс вспять, вернуть воду к источнику, на вершину горы, необходима энергия, или работа – насосы, плотины, люди с вёдрами или другие средства. И эта энергия должна откуда-то взяться, её необходимо отнять от какой-то другой системы.

И теперь мы можем понять, что "поток" эволюции направлен противоположно силе энтропии. Процесс эволюции есть чудо, ибо он совершается вопреки естественному закону. Его можно схематически изобразить в виде пирамиды, на вершине которой находится человек, самый сложный, но малочисленный организм, а основание образуют вирусы – самые многочисленные, но и самые простые организмы.

Вершина пирамиды всегда рвётся вовне, вверх, вперед — против силы энтропии. Это порыв эволюционной силы, то самое "нечто", которое в миллионах миллионов поколений столь упорно и успешно бросает вызов естественному закону и которое само представляет еще не познанный естественный закон.
 
Такой процесс духовного развития труден, так как он требует постоянных усилий.

Это объясняется тем, что он направлен против силы естественного сопротивления, против естественной склонности удерживать всё как есть, цепляться за старые карты и старые способы действия, избирать самые лёгкие пути. Чудо состоит в том, что это сопротивление преодолевается. Мы всё-таки развиваемся. Вопреки всему, что препятствует этому процессу, мы становимся лучше как человеческие существа. Не все. Не легко. Но значительное количество людей каким-то образом умудряются совершенствовать себя и свою культуру. Существует некая сила, заставляющая нас выбирать более трудный путь и вырываться из трясины нечистот, в которой мы так часто рождаемся.

Диаграмму процесса духовной эволюции можно применить и к жизни отдельного человека. У каждого из нас есть собственное желание развиваться, и каждый, осуществляя это желание, должен сам сражаться с собственным сопротивлением. Справедлива эта диаграмма и для человечества в целом. Развиваясь индивидуально, мы обусловливаем и развитие общества. Культура, которая питает нас в детстве, получает от нас питание как от лидеров, когда мы вырастаем. Тот, кто достиг зрелости, не только наслаждается её плодами, но и отдаёт эти плоды миру. Развиваясь индивидуально, мы несём на своих плечах человечество. Так оно и развивается.

Представление о том, что уровень духовного развития человечества постоянно поднимается, вряд ли разделяет поколение, разочарованное в своих идеалах прогресса. Повсюду войны, коррупция, загрязнение. Как тут можно всерьёз предполагать, что род человеческий духовно развивается? Но само наше чувство разочарования возникает из того, что мы от себя ожидаем больше, чем ожидали от себя наши предки. Человеческое поведение, которое мы сегодня считаем отвратительным и недопустимым, воспринималось вчера как обычное. Например, несколько столетий назад тема ответственности родителей за духовное развитие детей вообще редко кому приходила в голову. И хотя нынешнее состояние родительской культуры ужасающе низкое, но есть все основания считать, что несколько поколений назад оно было неизмеримо хуже.

Что же это за сила, которая понуждает нас как индивидуумов, так и весь род человеческий, расти и развиваться вопреки естественному сопротивлению собственной летаргии? Это сила любви. Причем тут нужно понимать любовь как "волю к расширению собственного Я — с тем, чтобы питать своё или чьё-то развитие". Если мы развиваемся, то только потому, что работаем над этим, а работаем только потому, что любим себя. Любовью мы себя выращиваем. Любовью к другим людям мы помогаем им взращивать себя. Любовь, расширение себя и есть самый настоящий акт эволюции. Это эволюция в движении. Человеческая любовь и есть та чудесная сила, которая бросает вызов естественному закону энтропии.

Для того чтобы объяснить чудо благодати и эволюции, мы принимаем гипотезу существования Бога, который любит нас и который хочет, чтобы мы развивались. Многим людям эта гипотеза кажется слишком простой или слишком легкой — она напоминает им наивную детскую фантазию. Но что же остаётся делать? Как бы ни была проста эта гипотеза, пока еще никто, наблюдая факты и задавая вопросы, не высказал лучшей гипотезы. И поэтому пока мы будем или придерживаться этой странной, почти детской концепции любящего Бога, или висеть в теоретическом вакууме.

Если верить в то, что нашу способность любить, наше стремление расти и развиваться каким-то образом "вдохнул" в нас Бог, то тогда мы должны себя спросить: зачем? Почему Бог хочет, чтобы мы развивались? И до какой степени? Где конечный пункт, цель эволюции? Чего хочет от нас Бог? Каждый, кто верит в любящего Бога и серьёзно задумывается над этим, приходит, в конце концов, к единственной и страшной идее: Бог хочет, чтобы мы стали Им, чтобы мы развивались в сторону божественности. Бог – это и есть цель эволюции, источник эволюционной силы и её предназначение.

Это очень древняя идея, но миллионы и миллионы людей бегут от неё прочь в полной панике. По своей требовательности эта идея в истории человечества уникальна и возлагает на нас огромную ношу. И причина вовсе не в том, что её трудно понять; наоборот, она предельно проста. Причина в том, что если мы поверим в неё, то она потребует от нас всё, на что мы способны! Одно дело верить в доброго Бога, который любовно заботится о нас с высоты своего могущества, достичь которого мы никогда и не помышляем. И совсем другое дело верить в Бога, который замыслил нас именно такими — достигшими Его положения, Его власти, Его мудрости, Его сущности.
 
Если мы поверим, что человек способен стать Богом, тогда эта вера, по самой своей природе, возлагает на нас обязанность стремиться к реализации этой способности. Но мы не желаем брать на себя эту обязанность. Мы не желаем так тяжело работать. Мы не хотим нести ответственность Бога. Мы не хотим обязывать себя всё время думать. И тут срабатывает внутренний защитный механизм. Если мы верим, что божественность для нас недостижима, то нет и нужды так сильно беспокоиться о своем духовном росте, взбираться на всё более высокие уровни сознания и любви; можно расслабиться и быть просто людьми.

Если Бог находится там, на своих небесах, а мы – здесь, внизу, и если нам никогда не суждено встретиться, то пусть на Нём лежит вся ответственность за эволюцию и управление Вселенной. Мы выполним свою долю работы, чтобы обеспечить себе приятную старость, желательно окруженные богатыми, счастливыми и благодарными детьми и внуками, а остальное не стоит труда. Хотя это тоже достаточно трудная цель, и пренебрегать ею, конечно же, нельзя. 

Но если мы начнём верить, что человек всё-таки может стать богоподобным, то мы уже никогда не сможем надолго предаться отдыху, или сказать себе: "Ну вот, я закончил свою работу, моя миссия выполнена". Мы будем постоянно стремиться к большей мудрости и к большей эффективности. Этой верой мы привязываем себя, по крайней мере до конца жизни, к тяжелому ежедневному труду самосовершенствования и духовного роста. И теперь ответственность Бога должна стать нашей ответственностью. Не удивительно, что вера в возможность быть богоподобным совершенно невыносима!

Представление о том, что Бог активно питает нас, чтобы мы развивались и становились подобными Ему, вынуждает нас взглянуть в лицо собственной лени. В конечном счете, существует только одно препятствие для духовного роста, и оно называется ленью. Если мы преодолеем лень, то будут преодолены и все остальные препятствия. Если мы не преодолеем лень, то нам не взять ни одного из жизненных барьеров.

Лень как попытка избежать неизбежного страдания или найти самый легкий выход является противоположностью любви. А нелюбовь, в свою очередь, — это нежелание расширять собственное Я. Ведь духовное развитие требует усилий. Поэтому лень – это и есть сила энтропии.

В какой-то степени ленивы все. Как бы энергичны, амбициозны и даже мудры мы ни были, стоит по-настоящему заглянуть в себя, и на каком-то уровне мы обнаружим притаившуюся лень. Ибо лень принимает и иные формы, не всегда связанные с арифметикой отработанных часов или выполненных обязательств. Это – сила энтропии внутри нас, которая тянет нас вниз и удерживает от духовной эволюции.

Одной из значительных форм лени является страх. Большинство наших страхов – это боязнь перемены. Мы думаем, что если сделаем шаг вперед, сдвинемся с места, то потеряем то, что имеем. Люди часто пугаются новой информации, потому что, если они ее примут, им придётся выполнять большую работу по пересмотру собственной действительности, а они инстинктивно хотят избежать этой работы.

Многие люди боятся риска расширения себя на новую территорию, на новую ответственность, на новые отношения и на новые уровни существования. Здесь  возникает опасность потери статус-кво и страх перед неизбежностью работы. Они предпочитают поддерживать прежний жалкий статус-кво, лишь бы избежать тех колоссальных усилий, которые, как они теперь понимают, потребуются для освобождения из ловушек, в которых они очутились.

Обычно на ранних стадиях духовного развития люди не осознают собственной лени. Дело в том, что ленивая часть души, подобно дьяволу, не брезгует никакими средствами и специализируется на притворстве и вероломстве. Она прикрывает свою леность всевозможными рациональными маскировками, увидеть или сорвать которые растущей части души еще не по силам.

Познать лень в ее подлинном обличье и признать её наличие в себе – это уже начало её искоренения. По этой же причине те, кто уже продвинулись по пути духовного развития, более отчетливо осознают собственную лень. Что интересно, что как раз наименее ленивые лучше понимают, что они лодыри. Но когда они ловят себя на том, что еле передвигают ноги, то вынуждены опять применять волевые усилия, чтобы ускорить движение именно по той дороге, которой они избегают. Борьба против энтропии никогда не заканчивается!

У каждого из нас есть больное Я и есть здоровое Я. Какими бы заядлыми невротиками или даже психопатами мы ни были, внутри нас всегда остается какая-то часть, пусть совсем маленькая, которая хочет расти и развиваться, которая любит перемены, которую привлекает новое и неизвестное, которая хочет делать работу и идти на риск, связанный с духовной эволюцией.

И какими бы здоровыми и духовно развитыми мы ни казались, всегда внутри нас остаётся какая-то часть, пусть тоже маленькая, которая не хочет, чтобы мы напрягались, которая цепляется за старое и привычное, которая боится любых перемен и усилий, и желает комфорта и отсутствия боли любой ценой — даже если наказанием за это будет бесполезность, застой и регресс.

И в этом отношении все человеческие существа равны. Каждый человек представляет всё человечество — в каждом живёт инстинкт движения к божественности и надежда рода людского, и в каждом живет первородный грех лености, вездесущая сила энтропии, влекущая нас обратно в детство, в материнскую утробу, в те топи, из которых мы вышли.

Именно наша пассивная неспособность любить выражается  ленью. Некоторые ленивые люди даже пальцем не пошевелят, чтобы расширить собственное Я, особенно если ничто их к этому не принуждает. Они так и говорят: «У меня нет времени на себя. Я себя не люблю. Мне лень». И действительно, трудно заботиться о человеке, которого вы не любите…

Но если к нелюбви еще добавить и зло, то получится лень, возведённая в крайнюю степень. Истинно злые люди не пассивно, а активно избегают расширения. Они используют любые доступные средства, чтобы защитить свою лень и сохранить целостность своего больного Я. И тогда вместо того, чтобы питать других, они предпочитают их разрушать. При необходимости, они готовы даже убить — лишь бы избежать напоминания о собственном духовном росте и связанной с ним боли.

Поскольку духовное здоровье окружающих представляет угрозу целостности их больного Я, они ищут любые средства и способы, чтобы подавить и уничтожить всякое проявление духовного здоровья в окружающих. Зло можно определить как применение власти – то есть скрытого или явного подавления воли других людей, – для того, чтобы избежать расширения собственного Я и питания духовного роста.

Таким образом, обычная лень – это не-любовь; а зло – это антилюбовь. Злые люди всеми способами сопротивляются осознанию собственного состояния. И наоборот — признаком развитой духовности человека является осознание им собственной лености и необходимости дисциплины. А существенной составляющей дисциплины является осознание ответственности и право выбора. Злые люди никогда ни за что не несут ответственности, всегда и во всём обвиняют других людей и обстоятельства, и заявляют, что у них нет или не было выбора.

У основной массы людей силы энтропии и эволюционного потока любви находятся в относительном равновесии; и только небольшое количество индивидов на одном полюсе демонстрирует почти чистую любовь, а на другом – чистую энтропию, или зло. Первые надежно контролируют свою лень, у других же она ничем не ограничена. Поскольку эти силы противостоят друг другу, то их носители неминуемо обречены на битву: для зла столь же естественно ненавидеть добро, как и для добра — ненавидеть зло.

При всей своей колоссальной силе, энтропия в самой крайней форме человеческого зла на удивление неэффективна как сила социальная. Например, это может быть злобная агрессия разврата, эффективно опустошающая умы и сердца десятков людей. Но в масштабе всей человеческой эволюции зло пожирает само себя, так как вызывает встречный огонь. Ибо каждая разрушенная душа становится орудием спасения для других, маяком, предостерегающим многих от неверного шага. Каждому из нас ниспослана благодать почти инстинктивного ужаса перед бесчеловечностью зла, и когда мы узнаем его присутствие, то оно служит тем камнем, на котором оттачивается наше осознание всегда существующей опасности. Осознание зла дается нам как сигнал к самоочищению. Зло подняло и распяло Христа, но тем самым оно раскрыло себя всему миру. Личное участие в борьбе против зла в мире – это одно из направлений нашего духовного роста.

Некоторые читатели, вероятно, уже сыты разговорами о дисциплине, и она ассоциируется у них со скучнейшим кальвинистским образом жизни. Вечная самодисциплина! Вечное самокопание! Долг! Ответственность! Неопуританство! Но как бы вы это ни называли, подлинная любовь и связанная с ней дисциплина – вот единственный путь к настоящей радости. Если вы изберёте другой путь, то, возможно, вас и ждут мгновения экстатической радости, но скорее всего они будут крайне редкими и скоротечными.

С другой стороны, подлинная любовь сама восполняет себя. Когда я люблю себя по-настоящему, я расширяю своё Я, а расширяя его, я расту сам. Чем больше я себя люблю, тем я становлюсь чем-то большим. Чем больше я питаю духовный рост других, тем больше питания получаю для собственного роста. И по мере того как я расту через любовь, растёт и моя радость, становясь всё более реальной и всё более устойчивой!

Итак, какая сила двигает вашим поведением и вашей жизнью? Сила эволюции или сила энтропии? Кто побеждал до сих пор? И кто победит в будущем? Выбор за вами… 

По материалам книги М.Пека «Непроторенные дороги».

© Copyright: Татьяна Купер, 2013
Свидетельство о публикации №213092301732

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Татьяна Купер

Рецензии

Написать рецензию

Лень — великое благо. Лодыри придумали всё хорошее, неленивые придумали всё отвратительное.
Неленивые придумали нарезное оружие и пулемет. Они же придумали отравляющие вещества и гильотину. Атомную бомбу и баллистические ракеты.

А лодыри придумали паровую машину и велосипед. И много-много других полезных вещей.

Юсуф Айбазов   21.02.2018 22:24   &#0149;   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Подход, конечно, интересный. И свежий…
Спасибо за внимание к моему опусу.

Татьяна Купер   23.02.2018 00:56   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Татьяна Купер

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *