Содержание

Каково влияние религии на больных шизофренией?

Как и все люди, больные шизофренией также испытывают потребность обратиться к Богу и религии, чтобы иметь возможность рассматривать себя и свою жизнь в более ши- роком философском контексте. По разным причинам для больных шизофренией это представляет определенные труд- ности. С одной стороны, часто начало заболевания совпадает по времени с ростом религиозности данного человека и его повышенным вниманием к философским аспектам бытия. Кроме того, многие больные на ранних стадиях заболевания испытывают то, что в предыдущих главах мы описывали как экзальтацию, то есть необычно приподнятое состояние, ощущение того, что находишься на вершине жизни, в высшей точке блаженства (смотри главу 2), вследствие чего они делают вывод, что являются «избранниками» Бога. Подобную веру еще более поддерживают слуховые галлюцинации. К трудностям в отправлении религиозных обрядов относится также и то, что больной часто не может мыслить метафорично и воспринимать сложную символику, что требуется в большинстве формализованных религиозных систем.

Учитывая все вышесказанное, не удивительно, что во- просы религии очень важны для многих больных шизофре- нией и продолжают интересовать их на всем протяжении их заболевания.

Среди таких больных широко распространен бред с ре­лигиозной окраской, его можно обнаружить почти у полови­ны всех пациентов с шизофренией. Известно также, что больные шизофренией часто консультируются со священни­ками — в ходе одного исследования было обнаружено, что «священники воспринимаются обществом подобно специа­листам по психическому здоровью, которых ищут больные с серьезными заболеваниями психики». Многие священники в подобных ситуациях оказывают больным существенную помощь, однако в большей своей части они, к сожалению, не принимают во внимание все то, что известно сегодня о психических заболеваниях, и начинают убеждать больного и членов его семьи, что причиной болезни является грех.

Вопросы, задаваемые больными и их близкими375

Это, естественно, еще более усугубляет и без того тяжелую ситуацию. В рамках Национального союза помощи душев­нобольным в настоящее время предпринимаются попытки просвещать священнослужителей по поводу психических за­болеваний.

Иногда больные шизофренией вступают в разного рода религиозные объединения (секты). Таких культовых и ре­лигиозных объединений очень много: Единая церковь (пос­ледователи Муна), Общество сознания Кришны, Миссия Божественного света, Люди Христа, Сайентологическая церковь и другие. Как показывают исследования, шесть процентов членов Единой церкви и девять процентов членов Миссии Божественного света ранее госпитализировались по причине психиатрических заболеваний, хотя некоторые спе­циалисты считают большинство из них просто невротичес­кими личностями. Нужно сказать, что эти секты сами по себе пытаются исключать из числа своих членов лиц с острыми психическими заболеваниями, так как они являют­ся помехой при совместном проживании и отправлении культа.

Вступление больных шизофренией в подобные секты мо­жет иметь для них некоторые выгоды. Таким объединениям свойственна четко структурированная система верований и образа жизни, что, в свою очередь, приводит к повышению самооценки члена такого сообщества.

Здравница.ru

В некоторых сектах очень ценится «необычный религиозный опыт», и там чело­век со слуховыми и/или зрительными галлюцинациями и опытом экзальтации может чувствовать себя гораздо более комфортно.

Вместе с тем подобные секты несут в себе и потенциаль­ную опасность. Во многих из них запрещено принимать какие бы то ни было лекарства. Пациентам, отлично себя чувствовавшим после приема, например, галоперидола, может быть приказано прекратить уколы, после чего насту­пает обострение заболевания. В таких религиозных объеди­нениях могут настаивать, чтобы больной отрицал сам факт своей болезни и относил бред и галлюцинации к духовной сфере, а не к заболеванию головного мозга. В некоторых сектах поощряется бред преследования у уже предрасполо­женных к этому пациентов как часть общей схемы «мы— они», где данная секта выступает в качестве преследуемой

376_____________________________________ Глава 10

всем остальным миром. И наконец, в некоторых подобных религиозных объединениях часто присваивается собствен­ность и денежные средства больных, как это делается и по отношению к другим членам данной секты.

Проблема врачебной тайны

Необходимость соблюдать врачебную тайну относитель- но содержания бесед специалистов по психическим заболе­ваниям с больными шизофренией, включая конфиденциаль­ность их историй болезни, периодически создает этические проблемы как для специалистов, так и для родственников больных. Например, когда больной шизофренией (или дру­гим психическим расстройством) наедине сообщал психиат­ру о своем желании и планах причинить вред другому человеку, то в недавнем прошлом подобные беседы счита­лись конфиденциальными и не подлежали разглашению. В 1976 году, однако, суд штата Калифорния постановил, что врачи и другие медицинские работники в подобных ситуа­циях обязаны предупредить потенциальную жертву. Это постановление, известное как решение по делу Тарасоффа, получило распространение также во многих других штатах.

Самую большую проблему для родственников больных шизофренией конфиденциальность представляет тогда, когда врач не хочет давать им информацию о характере заболевания пациента из страха нарушить врачебную тайну. Законы отдельных штатов в этом отношении весьма отлича­ются друг от друга, но иногда подобная конфиденциаль­ность доводится врачами до абсурда. Ниже, например, приведен рассказ одной матери о том, как она в течение полугода не могла получить информацию о болезни своего сына, помещенного в психиатрическую клинику Бостона:

Мне никогда не говорили, как у него идут дела. Я совершенно ничего не знала о течении заболевания, ни хорошего, ни плохого. Когда бы я ни спросила об этом, мне отвечали: «Дэнни не давал нам сегодня разрешения сообщать вам о состоянии его здоровья» . Такой ответ я постоянно получала в течение первого месяца или около того. Однажды, может, из жалости ко мне и видя мое беспокойство, мне ответили: «Дэнни и сегодня не разрешил ниче-

Вопросы, задаваемые больными и их близкими 377

го вам сообщать, но у всех пациентов из той палаты сегодня все нормально».

Даже эта закодированная информация принесла мне огромное облегчение. Однако, прослушав эту фразу еще несколько месяцев подряд, вплоть до выписки сына из больницы, я поняла, что вся эта система так же больна, как и мой сын, и тоже нуждается в помощи.

Это конфиденциальность, доведенная до абсурда. К со­жалению, подобное нежелание делиться информацией с родственниками больного часто отражает незаинтересован­ность врачей и медицинского персонала в общении с близ­кими своего пациента. Иногда это бывает вызвано уко­ренившейся в этих специалистах психоаналитической ориентацией, косвенно выражающейся в невысказанном от­вете: «Именно эта семейка и послужила причиной шизо­френии у моего пациента, так пусть теперь в качестве нака­зания у них не будет права что-либо знать о нем!»

Что же делать в этом случае близким? Прежде всего — познакомиться с существующими правовыми аспектами кон­фиденциальности. Бороться за изменение законов, если они, как вам кажется, слишком ограничивают ваши права. В отдельном случае можно пожаловаться в вышестоящую инстанцию и действовать совместно с организациями, объ­единяющими в своих рядах родственников душевноболь­ных. Особое внимание уделяйте самой неожиданной инфор­мации, например, что у вашего родственника оказалось другое заболевание головного мозга, такое, как рассеянный склероз или болезнь Альцгеймера.

О» помощи психически больным

Вестник, Актуально, 2012

Помощь психически больным должна быть многообразной. Уповая на милосердие Господне, в ряде случаев надлежит лечиться медикаментозно. Не нужно противопоставлять лечение у врача и духовную помощь. «…Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 12). Надо и молиться, и лечиться. По возможности, в психиатрических больницах следует формировать православную среду. Крещеных больных с сохранной критикой надо призывать к покаянию. Делать это лучше в периоды между приступами заболевания или во время ремиссии…

Хорошо, если в лечебницах будет больше верующих врачей, медсестер. В таком случае, убежден, те же лекарства будут действовать эффективнее. Страдания больных нужно облегчать не только таблетками и уколами, но и молитвой о здравии сих болящих рабов Божиих. Они очень нуждаются в молитве за них, так как их душевные силы расстроены, ослаблены тяготами болезни. Следует приглашать в клиники священников, служить молебны, распространять православную литературу. Опыт подобной деятельности уже есть.

Приведу еще примеры. Вот строки из письма верующего, православного человека, страдающего психическим заболеванием:
«Мне очень помогают молитвы – "Трисвятое", "Отче наш", "Иисусова молитва", "Богородице Дево".

В чем причина психических заболеваний?

Когда я читаю молитвы, они как будто сшивают разорванную ткань моего рассудка (между прочим, есть русская сказка про то, как мужик штопал небо). А небо – это разум в человеке. Так что, возможно, мое ощущение, что молитва "сшивает" разум, правильно. Молитва, постоянно повторяемая, восстанавливает здравый рассудок…

Еще – о бредовых идеях и навязчивых мыслях. Их очень трудно победить "в лоб", но можно в обход. Когда я была в больнице в бредовом состоянии, моя мама исповедовалась и заказала отслужить молебен с водосвятием Божией Матери перед иконою "Скоропослушница", и бред оставил меня.

И опять же, когда находят навязчивые идеи, сколько им ни противоречь, хотя и видно, что они безумны, отогнать их невозможно. В них какая-то сила от диавола, они волнуют сердце, действуют не только на ум, но возбуждают и чувство. Но их также можно победить в обход. Я, например, просила помолиться обо мне, и мысли, постоянно вращавшиеся в уме, покинули меня, а это были вопросы, на которые я тщетно искала ответы. Диавол умеет задавать такие вопросы…

Еще помогает вот что. Надо убрать из дома греховные, соблазнительные предметы, картины, книги. Как говорил кто-то из святых, борющимся с грехом винопития не надо держать в доме винных бутылок…».

В одном из писем, полученных от больных, было написано следующее: «Я бы назвал душевную болезнь (имеется в виду одна из форм психозов – авт.) спасительной прелестью. Но если «обычная» прелесть губительна, так как является грехом, то психическая болезнь может быть спасительна, ибо не дает возможности совершить сознательных грехов. И если даже людской суд прощает душевнобольных, признавая их невменяемыми, что уж тут говорить о Суде Божием».

Еще одно письмо: «Я состою на учете по психическому заболеванию уже 15 лет, но началось все намного раньше, когда мне было 14 лет. Я принимаю свою болезнь как крест от Господа. Это мой путь к Богу. Как долго я шла к нему, пока не осознала это. Благодарю Бога за все, и слава Богу за все. Н., 43 года».

Если попытаться мысленно, условно разделить на две группы всех болящих, которым за годы работы довелось оказывать лечебную помощь, и в одну группу поместить верующих больных, а в другую – отрицающих Бога и Его Церковь, то даже клиническое течение заболеваний в этих группах значительно отличается. Приведу лишь один пример. Как-то я беседовал с одним больным, страдающим весьма тяжелым психическим заболеванием, и когда я было попытался утешить его, то мой подопечный мне спокойно и серьезно ответил: «Доктор! То положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня». Я был тронут таким его ответом до самого сердца. Конечно, бывают разные заболевания и разные больные, но, повторяю, тенденция, на мой взгляд, именно такова. Да и другой не может быть. Господь милостив.
Помоги, Господи, страждущим психическими недугами рабам Твоим!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ (ПСИХОЗЫ)

  1. Не ищите психологических причин, оправдывающих поведение и самочувствие больных. Их недуг развивается по другим механизмам и мало связан с ситуационными факторами.
  2. Запомните, что бред – это болезненное, ложное умозаключение, не поддающееся логическому переубеждению.
  3. Учитесь улавливать предвестники ухудшения психического состояния больных (например: стойкая бессонница, агрессия, усиление замкнутости и др.).
  4. Не меняйте без особых причин лечащего врача. Стремитесь к тому, чтобы больной регулярно встречался с психиатром.
  5. В периоды возможных ухудшений психического состояния обязательно информируйте духовника (если он есть) или приходского священника и решите с ним вопросы духовного окормления болящего (дома или в стационаре).
  6. Усильте молитву за болящих. Подавайте их имена для поминовения на Божественную Литургию, молебны. Окружайте больных святынями.
  7. Помните, что от Господа равную мзду иметь будут – болящий, терпя скорби безропотно, и усердно служащий ему.

Дмитрий Авдеев

26.07.2012"Эгоизм и эгоцентризм — помешательство, ставящее себя в центр вселенной"
Н. Бердяев

В прошлый раз мы говорили с вами об эгоизме и пришли к выводу, что определенная доля любви к себе должна быть присуща человеку. В любви нет ничего плохого, в том числе в любви к себе. Особенно уместно любить себя как Божье творение. А нам, христианам, стоить любить себя еще и потому, что пребывает в нас Дух Святой.

Конечно, это трудно назвать эгоизмом, поскольку этот термин имеет ярко выраженные негативные коннотации. В прошлый раз я сознательно его использовал в несколько положительном смысле, чтобы призвать читателей к размышлениям.

Теперь пришло время таки разобраться в понятиях

Итак, по мысли Бердяева, эгоизм – это помешательство на самом себе. Если угодно, это – гипертрофированная форма любви к себе. Это жизнь ради себя, ради удовлетворения своих нужд.

Я бы сказал, что эгоизм – это плотская любовь к самому себе. По-сути, и в плотской любви нет ничего плохого, это естественная часть нашей жизни. Плохо только то, если это станет самоцелью и единственным устремлением. Когда плотская любовь выдается за подлинную любовь. Плотская любовь к своему Я – это постоянное желание удовлетворять свои желания, когда другие люди выступают для тебя лишь средством достижения желаемого.

Еще более сильное слово, которое выражает крайнюю форму себялюбия – это эгоцентризм. Это когда человек считает себя пупом земли и что все вращается вокруг него, что он находится в центре Вселенной. Эгоцентризм присущ всем маленьким детям, которым кажется, что все существует ради них. Когда своим капризом ты готов перевернуть весь мир. Многие люди так и не выходят из этого детского состояния. Вследствие эгоцентризма рождается нетерпимость и ксенофобия. Эгоцентрика не интересует чужое мнение, его интересует только его собственное мнение. Только с ним он считается. Такие люди не умеют слушать других, они слушают только себя любимых. И в духовной сфере много таких людей. Которые любят учить, но не любят учиться. А надо бы… Тем более им…

Такая вот, плотская любовь к самому себе приводит человека ко греху. Ибо грешит человек вследствие непомерной любви к самому себе. Обманывает ради себя любимого. Клевещет на других, чтобы самому чище выглядеть. Дает взятки, чтобы облегчить себе жизнь. Берет взятки из тех же соображений. Желает жену ближнего и прелюбодействует, тоже не от любви к человечеству.

Плотская любовь к своему Я приводит человека к гордыне, к превознесению над другими людьми. Нравится человеку ощущать свою исключительность и эксклюзивность, особенно, когда этой исключительности и эксклюзивности нет, но нужно сделать вид.

Плотски любящий себя человек свободолюбив, такому человеку Бог не нужен, ибо это ограничивает его свободу. Да и поклоняться кому-то там как-то не с руки. Нет, верить в Бога, конечно, можно, это красиво, даже как-то культурно, но только без тени раболепия. Бог — сам по себе, моя личная нравственность – сама по себе. И они не пересекаются.

Такие люди могут быть вполне порядочными с точки зрения общественной морали людьми, более того, они могут быть куда более честными и нравственными людьми, чем практикующие христиане. Но христианство не сводится к нравственности. Вся проблема состоит в том, что у таких людей часто возникает иллюзия того, что они и только они являются хозяевами своей жизни. Но еще в «Мастере и Маргарите», такой известный персонаж как Воланд четко продемонстрировал, что человек не является никаким хозяином жизни… Смирение – вот добродетель №1 в христианстве. Казалось, нужно такое малое усилия, чтобы примириться с Богом.

Причины психических заболеваний: православный взгляд

Ведь и жизнь такая правильная, особо и отказываться не от чего, нечего терять… Ан нет…

Когда Христос приходит в нашу жизнь, Он ломает наше Я, и уже тогда мы можем сказать «уже не я живу, а живет во мне Христос». Уже не мое Я является единственным мерилом истины, указывает мне путь, но я соотношу свою жизнь с волей Бога. Как я уже говорил, Я никуда не исчезает, оно просто уступаем место на троне жизни Иисусу Христу.

И вот здесь мы сталкиваемся с самой главной проблемой. Я это называю христианской шизофренией. Это когда мы место Христу вроде и уступаем, но с какими-то негласными оговорками. Ты хозяин моей жизни, НО… Я желаю во всем исполнять Твою волю, НО… Есть же личная жизнь, в которую мы и Бога то не особенно пускаем. Есть цели и устремления, где Бог немного лишний: В воскресенье, дорогой Иисус, Ты на троне, а остальные дни Я, уж не обессудь. Или мое Я пытается потеснить Христа на троне и поехать по жизни, как говорится, «за пол билета». Но так не бывает.

Да и меняем ли мы до конца свою сущность? Не остается ли многое от того, ветхого человека. Ведь часто мы меняем только внешние привычки, видимые, но сущность остается все той же. Раньше любил быть в центре внимание, и — на тебе, ничего не изменилось, только раньше учил плохому, а теперь вроде хорошему, но слова то никому не дашь сказать. Раньше любил командовать, не без обидного прикрикивания, надо же — и теперь командуешь, не без того же прикрикивания.

Ладно бы, если мы бы отдавали себе в этом отчет и признавались в своем несовершенстве. Но ведь лозунги то какие красивые. Сколько елейных слов, которые стали исключительно штампами.

Я уже неоднократно говорил, что нам, христианам, катастрофически недостает честности. Мы говорим о жизни в Духе, тогда как внутреннее состояние бывает настолько отвратительно, что Дух просто не может там пребывать. В этом и заключается шизофрения от христианства или самый большой самообман в мире, когда утверждая спасительную веру во Христа распятого и воскресшего, я тот час распинаю Его в своей душе своим состоянием души.

Многие почему-то думают, что исполнение Духом – это однажды и навсегда. Но не зря апостол Павел пишет "Духа не угашайте". Или давайте вспомним что ждет человека хулящего Духа Святого…

Это постоянная пропасть между Божьей благодатью, которая нам дана Свыше и реальным состоянием человека. Когда я на словах уступаю свое Я Христу, и тут же, простите, держу кукиш в кармане. Христос не может быть номинальным хозяином, временно исполняющим обязанности. Он или твой Господин или посторонний Бог.

А сколько у нас духовного гонора? Как часто христианин принимает вид благочестия? Как скоры многие христиане на суд других христиан. Как много христиан уверены, что являются держателями Истины и готовы каждому несогласному выписывать анафемы просто пачками. Думаете Христос в такие минуты время сидит на троне моего сердца?

Но как достичь стопроцентного подчинения Богу? Это всегда цель, которую мы никогда не можем достичь в этой жизни. Мы никогда не бываем достойны Христа и Его Царства. Благодать Божья – это «рубашка на вырост» на всю жизнь.

Не надо кичиться своей мнимой праведностью, пускай праведностью кичатся далекие от Бога люди, ибо праведностью они заменили Бога.

Жизнь христианина – это постоянное пребывание на грани и в этом вся жизнь. Тут не расслабишься, не вздохнешь облегченно: ну все, вот он финиш! Цель всегда впереди, где-то там — на горизонте.
Плотская часть Я пытается удержать тебя на месте: куда спешить, и так все хорошо.

Но разве остановить влюбленного в Бога христианина?

Андрей Рябенко, специально для словодлятебя.рф

Теги: церковь, жизнь, человек, вера

Назад в статьи

Автор этой книги – православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям.

В доступной форме в книге повествуется о взаимоотношениях психиатрии и духовности. С православной точки зрения анализируются различные психопатологические состояния: депрессии, неврозы, психозы, алкоголизм, наркомания и др.

Дмитрий Александрович Авдеев
Душевные болезни: православный взгляд.

Психиатрия: страницы истории

Из истории медицины известно, что становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих неразрывно связано с проникновением в быт и нравы людей христианства. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви.

Еще святой равноапостольный князь Владимир в своем Уставе объявлял "лечцов" (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и "лишенные разума". По постановлению Стоглавого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.

Процесс отделения психиатрии от Церкви начался примерно с конца XVIII века. Психиатрия предпочла стать более "объективной", а ученые и практики – опереться только на факты, данные клинических и лабораторных наблюдений. Не удалось удержаться именитым профессорам от искушения всему найти рациональный ответ и поставить точки над "i".

Вот что об этом пишет известный православный писатель Сергей Нилус в книге "Великое в малом": "Случайность, известное стечение обстоятельств, психическая реакция, нервы, дряблость разнузданного барича, атавизм и много другого, одинаково мало объясняющего, приведут мудрецы века сего в объяснение психологии данного момента. Но они даже и не дадут себе труда объяснить его: им дорога не истина, а усвоенная ими их псевдонаучная точка зрения. Отказаться от нее – значит признать свою несостоятельность, а у кого из них на это хватит мужества? В жизни аристократизма мысли, в котором они узурпировали себе первое место, им дела нет до погибающего в созданных ими заблуждениях человечества, – сохранено было бы за ними их первенство, их руководящее влияние над легкомысленной толпой.

Внезапную болезнь здорового организма они умеют объяснить заразным началом, находящимся вне организма и извне в него проникающим, но микроба духовной заразы, – открытого давно и известного врачам духовным, великим молитвенникам Церкви, единственным духовным врачевателям мятущейся человеческой души, – не дано открыть вновь современным лжецелителям. Закрыты отступничеством и неверием их духовные очи – и "видя не видят, и слыша не разумеют".

Октябрь 1917 года и коммунистическое учение, краеугольным камнем которого является атеизм, принесли известные миру драматические последствия. Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться с физиологически ориентированных точек зрения. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто. А взамен ему пришло биологическое.

Человек стал восприниматься "винтиком" большой машины (государства). В сталинские времена исследователи и врачи с большой осторожностью произносили такие слова, как душа, внутренний мир, личность, опасаясь преследований.

Лечение психических расстройств. Помогает церковь или вредит?

Изгонялось и уничтожалось все, что могло помешать партийцам и их власти. С детских лет людям внушалось, что маленький отрезок времени длиною в 60-70 лет – единственное богатство человека, и, соответственно, карьера, деньги, власть становились критериями благополучия.

От внутренней жизни и искания Бога был сделан решительный поворот к жизни внешней, к порокам, грехам и стяжательству. Коммунистическая философия, провозгласившая основной задачей рост материального благосостояния, зашла в тупик, попутно искалечив судьбы миллионов людей.

Обстановка в зарубежной психиатрии как бы способствовала формированию "обновленческих взглядов". В Европе психиатрия развивалась на основе рационалистических идей. Душевные проблемы и болезни стали составлять исключительно компетенцию психиатрии. Священник и церковные Таинства оказывались как бы и не нужны. Известные профессора наперебой пытались выразить свое негативное отношение к религии.

Вот лишь несколько примеров. Шнайдер: "Проявления религиозной жизни – психическая болезнь"; Рейн: "Религиозные идеи – это навязчивости". Для Фрейда религия была массовым безумием.

Шло время, десятилетие сменяло десятилетие, и к тридцатым-сороковым годам в среде психиатров, да и ученых других специальностей, за редким исключением, складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшие пронести глубокую веру в Бога и христианское благочестие через всю жизнь. Это, к примеру, профессор-психиатр Д. Е. Мелехов, хирурги С. С. Юдин и ныне прославленный в лике святых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), академик-офтальмолог В. П. Филатов и другие. Их молитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь.

В последние годы по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории ММА им. И. М. Сеченова. Освящен храм в институте им. В. П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в больничных церквах клиник им. П. П. Кащенко, им. О. В. Кербикова, Научном Центре Психического Здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя св. мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице. Теперь нередко проводятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. Этой проблеме был посвящен ряд очень полезных встреч в издательском отделе Московской Патриархии. В декабре 1995 года состоялся первый семинар по монастырской медицине с приглашением психиатров. Этой теме был посвящен пастырский семинар, проходивший в Свято-Даниловом монастыре в начале 1997 года.

В психотерапевтической энциклопедии, вышедшей в свет в 1999 году, помещена солидного объема статья под названием "Православная психотерапия".

В 1996 году начал свою деятельность Душепопечительский центр во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Опубликован ряд книг, брошюр и статей, освещающих проблемы духовности в психиатрии, психотерапии, психологии. Словом, работа в этом важном направлении началась, но многое еще предстоит сделать.

Современный этап психиатрии создается сегодня и зависит от нас, уважаемые коллеги, от нашей веры и духовности. Господь наш Иисус Христос спросит нас за каждый день, за каждого пациента. Во славу ли Божию работаем или нет? Вопрос этот остается пока открытым.

Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.

По словам преп. Никодима Святогорца, "Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь". В этом единстве – здоровье, норма человеческого бытия.

По утверждению святителя Феофана Затворника, духовную сферу в человеке составляют: благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога.

"Дух есть, прежде всего, способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку" (Православный Катехизис).

Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу.

Духовный подход, а для меня это православный подход к больному человеку, не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

Лечение душевнобольных

03.04.2011 09:05

Лечение душевнобольных
Кто не сталкивался, не знает, как много душевнобольных.
По многочисленным просьбам учеников, мастеров и просто читателей мы будем уделять должное место в рассмотрении лечения таких больных.
Грех отказывать в помощи и не попытаться как-то помочь людям, чей разум помутнен. Но порой даже зрелые мастера, хорошие знахари, опасаются связываться с такой работой, так как эти больные могут быть агрессивны, злы, мстительны и коварны. И даже если на первый взгляд все нормально, могут последовать совершенно неожиданные события, которые способны, как говорится, отбить желание работать.
Следует помнить, что обиду нужно убирать очень далеко, хотя, конечно, обстоятельства тоже могут быть очень сложными.
Мне много пишут мастера о разных случаях. Приведу некоторые примеры. Старая женщина упросила и умолила прийти на консультацию с внучкой семнадцати лет, по поводу шизофрении. По телефону ей объяснили, что девушку везти не нужно, что должна приехать только ее мать с фотографией, чтобы посмотреть и отчитать через материнскую кровь. Был определен час приема, договорились на десять часов утра. В 12 часов ночи раздался звонок в дверь, к мастеру пришла бабушка, за ее спиной стояла, видимо, ее внучка. Объяснив, где гостиница, мастер закрыла дверь.
На другой день приходит бабушка и говорит:
— Вы что-то сделали, она кидалась под поезд.
Мастер стала отказываться, что не могла повлиять на девушку, так как даже не разговаривала с ней, а только объяснила бабушке, как найти гостиницу. При всем желании в темном подъезде невозможно было девушку разглядеть.
Тогда бабушка стала говорить, что, значит, еще кто-то из окружения мастера повлиял на девушку. Мастер спросила, почему приехали они, а не мать с фото, как была договоренность. Она объяснила, что бабушка слишком стара, чтобы читать через ее кровь, ведь у нее нет уже менструации. Но бабушка твердила, что матери некогда, она работает.
— Какая вам разница, читайте через меня, — твердила она.
Мастер ответила:
— Я не буду лечить вашу внучку по двум причинам. Во-первых, я ее даже
еще не осмотрела, а вы уже объявили мне, что ей стало плохо. Во-вторых,
нельзя отчитывать шизофрению через кровь бабушки.
И тут бабуся показала себя во всем блеске: она стала орать, требовать приема и оказания помощи, так как заплатила деньги за проезд. Стала шантажировать мастера, что если та не возьмется лечить, то она будет заходить в каждый подъезд и квартиру и говорить, что мастер колдунья и аферистка.
Наговорив гадостей, вновь стала уговаривать лечить: что, мол, с меня, старой дуры, взять, прости и т.д.
Когда же мастер наотрез отказалась, то бабка и впрямь стала звонить в соседние квартиры и говорить гадости. По счастью, люди, живущие рядом с мастером, давно знали ее и стали заступаться.
Соседка снизу Нина Никель сказала:
— Видишь, мне она помогла. Я не могла нормально ходить.
Когда соседи ее выпроводили из подъезда, одна из старушек неожиданно принесла подарок, чтобы морально поддержать зря обиженного человека и как-то выразить участие и солидарность.
Ну, а та бабушка, выйдя из подъезда, еще долго хватала людей за рукава и тыкала пальцем на подъезд.
Что говорить, не только руки опускаются, но и желание пропадает помогать людям в их беде.
Только мастеру возможно понять обиду мастера. Вся жизнь тратится на людей. Конечно, люди все разные и психика у всех разная. Не следует в таких случаях мстить больным — они сами себя наказывают дважды. Во-первых, тем, что сами перед собой дверь захлопнули и лишили себя помощи. Во-вторых, Господь наделяет избранных способностью помочь другим, значит, он им защитник во всем.
А теперь остается лечение. Перед лечением шизофрении следует снять с человека напряжение, очень помогает этому свекольный сок, смешанный с медом. Обычно хватает десяти дней. Пить нужно по полстакана, но не менее 3—4 раз в день.
Хорошо высвобождает тело и сознание питье из свежих побегов молодой крапивы или мелиссы с геранью.
Перед сеансами лечения не следует давать больному кофе.

Сильная молитва от шизофрении

Он не должен смотреть фильмы.
В день, когда будете заговаривать, у мастера не должно быть порезов на руках, менструации. Заговаривать нужно в третий день полнолуния.
Застелите три скатерти на один стол. Поставьте три иконы: икону Спасителя, икону Святой Богородицы и икону с именем больного. Возле каждой иконы положите по яблоку, после отчета мать больного должна отдать яблоки у церкви.
Мать душевнобольного садят лицом к иконам, в руке ее горит свечка (большая). Мастер покрывает голову матери платком, который она принесла с собой и будет приносить еще два раза, так как отчитывают всего три раза, после чего она отдаст этот платок у церкви.
Читают тихо, почти шепотом:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
Во черном дому, по черному двору
идол черный идет, три головы на одной шее
несет. Одна голова плачет, вторая молчит,
третья молитвы говорит.
Ты, первая голова, не плачь,
вторая голова, говори,
а третья на разум (имя больного) молитвой
благослови.                                                                                    ‘
Обойди, луна, обойди, солнце, обойди, красная
зорюшка, забери с рабы (имя) горюшко.
Слепи, сотвори, Господи, благослови.
Дай рабу (имя) здравия и покоя.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Лекарственные сборы, из которых следует заваривать питье и давать утром и на ночь.

  1. ст.ложка — Донник лекарственный (корень),
  2. ст.ложки — Валериана лекарственная (корень),
  1. ст.ложки — Рута душистая (трава),
  2. ст.ложки — Копытень европейский (трава), 2 ст.ложки — Вероника лекарственная (трава), 2 ст.ложки!— Кровяк скипетровидный (цветы).

Все компоненты перемешать, заварить на пол-литра и дать выпить за три дня. Через два дня повторить, а затем через день. Неделю пропустить и повторить все снова.
Еще один рецепт:
Листья розмарина — 60 г
Листья и цветы боярышника — 50 г
Плоды боярышника и листья мяты — по 30 г
Фенхель обыкновенный — 24 г
Цветов арники — 60 г

Ложку смеси залить кипятком и настаивать 5 минут. Пить три раза в день   по 1 ст. ложке.
Уже через две недели наблюдается улучшение самочувствия.

лечение от душевных болезней

Спасибо, если добавите эту статью в:

Это должен знать каждый: правдивые факты о психических расстройствах

Большинство из нас сегодня знают мало о природе психических расстройств, о том, какое место они занимают в жизни миллионов людей по всему миру, почему они возникают и как лечатся. Из-за недостатка информации возникает стигма, часто проявляемая как дискриминация людей, страдающих психическими расстройствами. Отторжение обществом заболевших людей, их изоляция, жестокость и ирония в их адрес, — все это способно нарушить права этих людей, бросая вызов уровню гуманности и развития социума в целом.

Ниже приводятся базовые факты о психических расстройствах и тех, кто заболел. Они помогут изменить свой взгляд на данную тему и, мы надеемся, поменять отношение и поведение по отношению к этим людям в лучшую сторону.

1 из 4

Мнение о том, что психические расстройства — явление редкое, неверное. Сегодня 1 из 4 взрослых и 1 из 5 детей и подростков сталкивается с тем или иным психическим расстройством.

Психические расстройства, среди которых депрессия, шизофрения, аутизм, страхи и фобии, гиперактивность и др., встречаются не реже многих распространенных соматических заболеваний (диабет, сердечнососудистые заболевания, гастриты и др.) и затрагивают жизни миллионов людей.

Депрессией страдает 1 из 10. Шизофренией и биполярный расстройством 1 из 100 человек. Это миллионы людей по всему миру. Это 3-4 человека в обычном окружении любого человека, среди коллег, друзей, родственников, соседей.

Любой человек может заболеть

Никто не застрахован от психического расстройства. Не обязательно быть неблагополучным, опустившимся на дно человеком, чтобы внезапно заболеть. Ни успешная карьера, ни образование, ни финансовое и семейное благополучие, не могут уберечь человека от возникновения психического расстройства. Как и любое общее заболевание, психические расстройства не знают границ, возраста, цвета кожи, социального статуса.

Все возрасты покорны

Человек в любом возрасте может заболеть психическим расстройством. Есть отдельные возрастные группы, где риск заболеть больше. Например, подростки и пожилые люди особенно уязвимы.

Дети тоже уязвимы

Каждый пятый ребенок в мире испытывает серьезные психические нарушения. Кардинальные перемены в настроении и поведении ребенка могут сигнализировать о наличии у него психического расстройства, например, синдрома дефицита внимания (гиперактивности).

Никто не виноват

В возникновении психического расстройства вины человека нет. Наличие силы воли и жесткого, решительного характера, не гарантируют человеку безопасности от психического заболевания.

Причины возникновения психических расстройств многообразны, главные из них – наследственность и сильный стресс. Вместе с другими причинами, они могут наслаиваться друг на друга и, в итоге, привести к заболеванию.

Психические расстройства излечимы

Несмотря на то, что психические расстройства и их природа – одна из наиболее противоречивых и сложных тем за всю историю науки, сегодня существует довольно много знаний и опыта для понимания того, как психические расстройства возникают и лечатся.

Психическое расстройство вовсе не обязательно означает приговор на всю жизнь. Даже при тяжелых формах психических расстройств человек имеет шансы на выздоровление и возвращение к полноценной, наполненной радостью и смыслом жизни.

Не только гены виноваты

Единой причины, универсального вируса или одного единственного гена нет. Чаще всего возникновение психического расстройства – следствие наложения нескольких факторов друг на друга.

Наследственность

Одни люди родились с большей наследственной расположенностью к психическим расстройствам, другие — с меньшей. Однако наличие родных с психическими расстройствами не означает, что человек точно заболеет.

Скажите, как православие понимает болезнь — шизофрения?

Стресс

Часто толчком к возникновению расстройства становится стресс – внезапный и сильный или же длительный, ежедневный хронический стресс.

То, что ежеминутно окружает человека, может дать импульс для возникновения психического расстройства: дом, работа, друзья, отдых, — психическое здоровье человека находится в прямой зависимости от них.

Физическое здоровье

Среди других причин могут быть травмы головного мозга, неправильное внутриутробное развитие, нехватка некоторых витаминов (витамин D) и микроэлементов (цинк), тяжелая хроническая или трудноизлечимая болезнь.

Употребление, даже не систематическое, наркотических веществ, например марихуаны, может привести к возникновению серьезных психических расстройств у юношей и девушек в подростковом возрасте.

Психические расстройства — это серьезно

Психические расстройства – реальные, серьезные медицинские заболевания, влияющие на психическое и физическое здоровье человека. Это не минутная слабость, не временная, быстро проходящая печаль или хандра. Они не являются следствием слабого характера человека и не вылечиваются только усилием воли, уровнем образованности или просьбой окружающих «взять себя в руки».

1 из 10 человек в мире без своевременной квалифицированной помощи и лечения утрачивает трудоспособность и возможность жить полноценной радостной жизнью по причине психических расстройств.

Лечение необходимо

Какие бы не были причины у человека не обращаться за помощью к специалисту, игнорирование симптомов психического расстройства угрожает его собственной жизни и здоровью и благополучию его семьи.

По причине ряда психических расстройств человек может стать инвалидом, потерять работу, оказаться подвергнутым насилию и жестокости, потерять семью и дом, совершить самоубийство.

Ранее обнаружение заболевания и своевременное начало лечения существенно минимизируют проявление и последствия заболевания. Психиатрическое лечение помогает больным справляться с депрессиями, страхами, тревогой, психозами и др. заболеваниями.

Помощь существует

Многие люди, страдающие психическими расстройствами, предпочитают не обращаться за помощью. Это происходит из-за страха быть осужденными и осмеянными, страха получить инвалидность, иметь соответствующую запись в медицинской книжке (хотя у этого страха есть и практические недостатки, например, получение водительских прав), стереотипов о врачах и психиатрических клиниках. Часто человек сам не понимает, что он болен или не понимает, куда ему обратиться.

Квалифицированное лечение – лучшее средство, чтобы избежать дальнейшего обострения болезни.

"Электрошок" и не только…

Мнение о том, что как только человек попадет на порог психиатрической клиники, его тут же свяжут и подвергнут "электрошоку", — давно устаревшее и не соответствующее действительности.

Электросудорожная терапия (ЭСТ) применяется сегодня нередко и в России, и в западных странах, особенно при тяжелых формах депрессии и некоторых других расстройствах. Тем не менее, основными методами лечения  остаются медикаменты и психотерапия. Роль медикаментов – не «свести человека с ума» и не изменить его личность, а предупредить развитие заболевания и устранить его симптомы. Психотерапия направлена на изменение эмоций и мыслей человека, способствовавших возникновению заболевания.

Одиночество — плохое лекарство

Большинство людей, страдающих психическими расстройствами, хотят испытывать заботу и любовь близких и семьи, иметь рядом поддержку друзей, сохранять привычных круг общения и социальные контакты. Изоляция и пренебрежение только усугубляют воздействие болезни на здоровье человека.

Депрессия тоже психическое расстройство

Депрессия — серьезное психическое расстройство, требующее внимания и своевременного лечения. В легких формах депрессия может со временем пройти сама. Но она может приобрести и более серьезные формы, стать хронической и даже подтолкнуть человека к совершению суицида.

И эти заболевания тоже

Тревожные и панические расстройства, шизофрения, биполярное расстройство, наркотическая и алкогольная зависимость, различные фобии и страхи, посттравматический стресс, детская гиперактивность, анорексия и булимия, аутизм, зависимое личностное расстройство и многие другие, — все они являются психическими расстройствами.

Жизнь не заканчивается

Главное помнить: жизнь человека, внезапно заболевшего психическим расстройством, не заканчивается на заболевании. Большинство, а это около 90% людей, с психическими заболеваниями ведут нормальную, привычную жизнь – работают, воспитывают детей, учатся, любят, отдыхают и т.п. Правда,  в их жизнь чуть больше стресса и тревоги, чем у остальных людей. Около 8% серьезно психически больных теряют трудоспособность, но живут дома, с семьей, получая необходимое лечение. Лишь малая часть, около 2%, наиболее тяжелых больных вынуждены проходить лечение в специализированных учреждениях.

Не повод для…

Психические расстройства – это не повод дискриминации и социальной изоляции человека. Его вины в случившемся нет. Он не заразен и в подавляющем большинстве случаев не опасен для окружающих. Но он заслуживает такого же уважения и понимания, как и любой психически здоровый человек.

Заключительное слово

Наравне со здоровьем физическим, у каждого из нас есть здоровье психическое. Об этом важно помнить каждому из нас. Мы не можем быть уверены в том, что то количество стресса, ежедневно окружающее нас в повседневной жизни, не даст импульс к возникновению психического расстройства. Важно понимать такую угрозу и следить за своим психическим здоровьем с не меньшей заботой, чем за здоровьем тела. И очень важно оставаться разумными и гуманными по отношению к тем, кто столкнулся с психическим расстройством. Им приходится нелегко, поверьте.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *