Скрижали Завета (на иврите — «Лухот а-Брит») — две каменные плиты, в которых были вырезаны 10 Заповедей — Десять Речений, заповеданных Всевышним еврейскому народу во время Синайского откровения. Пять из этих речений были записаны на одной скрижали, а пять других — на второй. На одной скрижали были высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним, например, запрет идолопоклонства или заповедь соблюдать Шаббат. На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним: почитание родителей, запрет вожделеть имущество ближнего и другие. Вместе с этим, скрижали были абсолютно одинаковые по форме и размерам. Скрижали Завета были помещены в Ковчег Завета, который находился в переносном Святилище (Мишкане), а позже — в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Первые и Вторые Скрижали

Согласно Торе, было две пары Скрижалей Завета.

Первые скрижали пророк Моисей (Моше) осознано разбил, когда 17-го Тамуза, спустившись с горы Синай, чтобы передать их еврейскому народу, он обнаружил, что народ совершил грех Золотого Тельца («Таанит», 4:6).

В Талмуде («Ивамот», 62:1; «Шабат», 87а) говорится, что Моше из законов пасхальной жертвы заключил, что он не имел права передать скрижали еврейскому народу. Если чужаку не позволено исполнить даже одиночную заповедь вкушения пасхальной жертвы, тем более скрижали, в которых заключена вся Тора, не могут быть дарованы тем, кто, сделав изваяние, отмежевался тем самым от Творца и стал ему «чужим» — ведь все 613 заповедей Торы включены в десять речений (как это приводится в мидраше «Бэмибар Раба», «Насо», 13:15; см. также: Раши, Шмот 24:12; «Мишна Брура», 494:12). В том же месте Талмуда сказано, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.

После того, как зачинщики нарушения были наказаны и народ, осознав тяжесть преступления, совершенного против Творца, раскаялся в нем, Моше вновь взошел на гору. Это произошло 18-го Тамуза. В течение сорока дней и ночей он упрашивал Всевышнего простить народ, в результате чего Всевышний заповедовал Моше высечь вторые скрижали, подобные первым. 28-го Ава Моше спустился с горы и высек две новые скрижали. На следующий день рано утром он вновь поднялся на гору, где в третий раз провел сорок дней и сорок ночей. Всевышний прощает еврейский народ и вторично пишет на скрижалях десять речений. Эти скрижали Моше передал еврейскому народу в Йом Кипур, 10-го Тишрея. Первые скрижали были полностью изготовлены Творцом, а вторые изготовил Моше.

Текст был вырезан в скрижалях таким образом, что его можно было прочитать с любого ракурса (Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 6:1). Буква «самех» Святого языка имеет форму замкнутой окружности и, будучи насквозь вырезанной в скрижалях, ее сердцевина (внутренний круг) «висела» в воздухе. Аналогично этому, буква «мэм-софит», имеющая квадратную форму с полой сердцевиной, держалась внутри скрижалей с помощью чуда. Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Шмот 32:15) объясняет необходимость этого чуда вот как. Если текст был бы виден только Моше, еврейский народ ощущал бы зависимость от посредника и необходимость в нем. Всевышний желал показать, что для связи с Ним, с Его Торой не нужен посредник: связь между Царем и его народом прямая и непосредственная — любой представитель народа может прочитать текст с любого ракурса.

Если бы Первые Скрижали Завета не были разбиты, изучаемая нами Тора никогда бы не забывалась («Ирувин», 54а; «Зкеним ми-Баалей Тосафот», Шмот 32:15).

Вторые скрижали и обломки первых, как самые великие драгоценности еврейского народа, хранились в Ковчеге Завета, который находился в Святая Святых. (Обломки первых скрижалей лежали в ковчеге под вторыми скрижалями). Предчувствуя разрушение Первого Иерусалимского Храма, царь Яшияу заблаговременно спрятал Ковчег Завета в глубоких подземных лабиринтах, подготовленными царем Шломо под фундаментом храмового помещения.

Места в Писании, рассказывающие о Скрижалях Завета

О Скрижалях Завета в Торе рассказывается следующее:

«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими» (Шмот 24:12). «И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (там же, 18). «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (там же, 31:18).

«И повернулся, и сошел Моше с горы, и две скрижали откровения в руке его, скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано. И скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в скрижалях» (там же, 32:15, 16). «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горой» (там же, 19).

«И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш» (там же, 30). «И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» (там же, 34:1). «И высек он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две скрижали каменные» (там же, 4).

«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десять речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним» (там же, 28, 29).

«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десять речений, и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим 4:13). «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух скрижалях каменных, и дал мне» (там же, 5:19).

«Когда я взошел на гору, чтобы получить скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И дал мне Г-сподь те две каменные скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания. И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две скрижали каменные, скрижали завета» (там же, 9:9-11).

«И повернулся я, и сошел с горы, а гора горела огнем, две скрижали завета на обеих руках моих. И увидел я, что вот согрешили вы перед Г-сподом, Б-гом вашим, сделали литого тельца… И схватил я обе скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их перед глазами вашими» (там же, 9:15-17).

«В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на скрижалях те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти скрижали в руке моей. И написал Он на скрижалях, как первый текст, десять речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне. И повернулся я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь» (там же, 10:1-5).

Внешний вид и размеры Скрижалей Завета

Мудрецы свидетельствуют: камень снапринон (или сапир), из которого были вытесаны скрижали, был вырублен из самого престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «скрижали» на Святом языке («лухот») аналогично слову «престол» («кисэ»). В мидраше («Шир а-Ширим Раба», 5:12) приводится, что скрижали были высечены из солнца.

Первые скрижали, форма букв, высеченных в них, и возможность их прочтения с любого ракурса были созданы Всевышним в шесть дней творения в сумерки кануна субботы («Авот», 5:6; «Авот дэ-Раби Натан», 2:3). Текст на скрижалях был записан на «ашурите» (Ритва, «Мегила», 2б; Радбаз, респонсы, ч. 3, п. 443)

Длина каждой из скрижалей была 6 тфахим (порядка 60-ти см), ширина — аналогичного размера, толщина — 3 тэфаха («Недарим», 38а). В трактате «Шкалим» 6:1 Иерусалимского Талмуда подробно рассказывается, как скрижали размещались в Ковчеге Завета.

В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331.5 литров.

Скрижали имели форму квадрата. Все их углы были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин (рабейну Бхайе, Шмот 31:18). Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных скрижалей.

Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке? Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».

В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим.

Образ Скрижалей Завета в еврейской традиции

Образ двух Скрижалей Завета в еврейской традиции сравнивается с такими значительными и возвышенными образами, как жених и невеста, небеса и земля, свита жениха, сопровождающая его под хупу, Нынешний и Грядущий Миры («Шмот Раба», «Ки Тиса», 41:6).

Сегодня образ Скрижалей Завета — один из популярных еврейских религиозных символов. символическое изображение Скрижалей можно увидеть во многих синагогах над Арон а-кодешом, в виде барельефа — на фасадах зданий ешив и бейт-мидрашей (Домов Учения) и т.д. При этом, во многих местах скрижали изображены со скругленными углами (см. об этом выше), а во многих других — показаны скрижали в форме прямоугольника или квадрата, как и было на самом деле согласно описанию Устной Торы.

17 ноября 2016 года

<dynamicpagelist>

category = Опубликовано category = История notcategory = Не публиковать notcategory = Ожидаемые события по датам notcategory = Архивные новости notcategory=Викиновости коротко count = 8 stablepages = only suppresserrors = true namespace = Main addfirstcategorydate = true ordermethod = created

</dynamicpagelist><dynamicpagelist>

category = Опубликовано category = Экономика notcategory = Не публиковать notcategory = Викиновости коротко notcategory = Ожидаемые события по датам notcategory = Архивные новости count = 8 stablepages = only suppresserrors = true namespace = Main addfirstcategorydate = true ordermethod = created </dynamicpagelist>

Древняя мраморная плита с высеченным на ней текстом Десяти заповедей Ветхого Завета продана на аукционе в Беверли-Хиллз (штат Калифорния) за 850 тысяч долларов США.

Реликвия продана с условием, поставленным в 2005 году властями Израиля при её вывозе из этой страны: она должна находиться в музее, библиотеке или ином публичном месте.

Плита датируется приблизительно 3–8 веками нашей эры и считается древнейшей каменной скрижалью с заповедями, сохранившейся до наших дней. Текст заповедей высечен на плите на языке древних самаритян, причём третья заповедь — «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе» — заменена другой, бывшей в ходу в той секте, которой принадлежал камень.

«Продажа плиты не означает, что она не будет доступна для широкой аудитории. Новый владелец обязан представлять её публике», — отметил Дэвид Майклс, директор техасской фирмы Heritage Auctions, которая выступала организатором аукциона.

Имя нового обладателя скрижали пока не обнародовано.

Мраморная плита была обнаружена в 1913 году во время строительства железнодорожной станции близ города Явне, который находится в Центральном округе Израиля немного южнее Тель-Авива. В Ветхом Завете этот населённый пункт упоминается как Явниэль. Ранее реликвия хранилась в Нью-Йорке в бруклинском музее Живой Торы.

Эта статья содержит материалы из статьи «Древнейшая каменная скрижаль с Десятью заповедями ушла с молотка за $850.000 на аукционе в США», опубликованной PanARMENIAN.Net и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported (CC-BY 3.0 Unported). Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.Пожалуйста, прочтите правила общения и оформления реплик на портале Викиновости

Если вы хотите сообщить о проблеме в статье (например, фактическая ошибка и т. д.), пожалуйста, используйте обычную страницу обсуждения.

Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения, однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом.

Несколько советов по оформлению реплик:

  • Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
  • Используйте символ звёздочки «*» в начале строки для начала новой темы. Далее пишите свой текст.
  • Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
  • Пожалуйста, подписывайте все свои сообщения, используя четыре тильды (~~~~). При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату.

Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником. Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.

Мнение критической школы. Некоторые библейские критики подвергают сомнению существование С. З., на которых были написаны «десять заповедей», не приводя, однако, убедительных доказательств (см. Десять заповедей). Из библейского рассказа, по их мнению, можно с исторической достоверностью вывести только: 1) что законы и другие акты публичного характера писались в древности на камне и 2) что известного рода камень представлял собою национальный (или родовой) палладиум, переносимый с места на место (главным образом, во время войн) в специально для этого изготовленном ящике. Хотя такие палладиумы обыкновенно помещались на видном месте, a не скрывались от взоров людей в ковчеге, но С. З. сохранялись в скрытом месте именно с целью предохранить их от злонамеренной или случайной порчи. В более ранних повествованиях ο ковчеге в кн. Самуила не упоминается вовсе ο находившихся там С. З., хотя это, может быть, случайно. Традиция расходится в установлении текста, начертанного на С. З. (см. Десять заповедей). Это и вызвало, по мнению критиков, предположение ο том, что С. З. с более древним текстом были разбиты. Ввиду того, что С. З. были скрыты от взоров людей, нет ничего удивительного, как рассуждают критики, что создалось разногласие относительно их текста. Следует отметить, что слова Иеремии ο «Законе, написанном на сердце», при новом союзе Бога с Израилем (Иер., 31, 32) представляют как бы противоположность старому союзу, который был написан на камне; ср. также Притч., 3, 3; 7, 3. .

Скрижали Завета в агаде. Ввиду важного значения С. З. они, естественно, вызывали большой интерес y агадистов. В Талмуде и мидрашим находим много изречений, касающихся С. З. Порою в дебаты ο них вплетены и народные легенды. Две скрижали соответствуют другим естественным парным предметам в природе и жизни: жениху и невесте, небу и земле, настоящему и грядущему миру. Первые С. З. были получены Моисеем без всяких усилий с его стороны, a вторые лишь после 40 дней самоуничижения и лишений (ib.). Ангелы запротестовали, когда Бог повелел Моисею самому написать вторые С. З., опасаясь, что он станет приписывать себе авторство и даже изменит их текст и содержание, но Господь, тем не менее, вверил эту обязанность Моисею (со ссылкою на Числ., 12, 7; Schem. r., l. c.). Повеление Моисею написать самому вторые С. З. Мидраш (l. c.; Debar r., III) объясняет притчею ο царе, составившем лично письменный брачный договор с своей супругой, но, когда она ему впоследствии изменила, царь ее простил, но просил ее уже на этот раз, чтобы она сама написала брачное условие. Слово חרות‎ («вырезанный») в Исх., 32, 16, следует читать חירות‎ («свобода»), что указывает, что над израильтянами, получившими С. З., не имеют власти ни смерть, ни земные цари и никакие страдания (Waj. r., XVIII; Пирке р. Элиез., XLVI). Моисей высек вторые С. З. из специально для этого добытого из солнечного диска куска сапфира (Пирке р. Элиез., l. c.; Schir. r., V, 12). Моисей разбогател от продажи обломков сапфира, отлетавших во время обтесывания сапфира для С. З. (Нед., 38а), который притом был таким гибким, что С. З. можно было свертывать (Schir. r., V, 12). Число букв Декалога было 613, в соответствии с 613 предписаниями Торы (Bam. r., XVIII). Талмудисты расходятся в определении порядка заповедей на С. З.; по мнению одних, на каждой скрижали было написано по пяти заповедей, другие же полагают, что каждая из С. З. в отдельности содержала весь Декалог (Schir. r., V, 12). Господь помог Моисею носить тяжелые С. З.; заметив, однако, что народ поклоняется золотому тельцу, Он лишил Моисея поддержки, что заставило последнего бросить С. З. По другой версии, буквы поддерживали самих себя и камень, но, когда израильтяне лишились благоволения Божия, они (буквы) вознеслись на небо, так что Моисей изнемог под тяжестью камней (Иер. Таан., IV). Первые С. З. были написаны рукою самого Бога. Ввиду того, что первые С. З. были даны при торжественной обстановке, Сатана завистливо наблюдал за ними и толкнул народ на грех; поэтому вторые С. З. даны были при совершенно тихой и скромной обстановке (ib.). M. разбил первые С. З. 17 Таммуза (Пирке р. Элиез., XLVI). — Камень, из которого были высечены С. З., существовал испокон веков, также и резец, которым они были начертаны (ib.). Каббала использовала для разных мистических и оккультных целей числовое значение текста и отдельных слов С. З. (см. Гематрия). Вторые С. З. и обломки первых были помещены в ковчеге (Баба Бат., 14б); в связи с этим выражение «обломки скрижалей» (שנרי לוחות‎) стало применяться к престарелым и дряхлым ученым, которым память стала изменять, но которые, тем не менее, не переставали пользоваться должным уважением. Выражение לוחות הנרית‎ (Скрижали Завета) употреблялось в аллегорическом смысле для обозначения патриарха р. Иуды I (Иер. Кил., IX, 32б). .

Да, именно так: в ту ночь я жалел, что согласился на это, я был готов сказать гиду, что остаюсь, а они меня могут забрать на обратном пути. При этом я был такого мнения ещё года два после восхождения, но сейчас я вспоминаю это с улыбкой и даже рискнул бы повторить )
Забегая вперёд, предлагаю ознакомиться с ещё одной экскурсией Иерусалим из Шарма-Эль-Шейха автобусом и Вифлеем.
Теперь по порядку:
Жили мы в прекрасном отеле с аквапарком Мой отзыв об отеле Альбатрос Аквапарк, фирма, которая организовала экскурсию — ТезТур. Выезд был назначен на 10 часов вечера. Кстати, внимательно смотрите, в какой автобус садитесь, в нашем случае у отеля стояло 3 тезтуровских автобуса, мы сели в который, как нам показалось, указали и чуть не уехали не на ту экскурсию, благо нас начали искать по всем автобусам )))

НАЧАЛО:
Около 12 ночи мы были уже у подножья горы Моисея, темень неимоверная, толстый слой туч, ни звёзд, ни луны, н-и-ч-е-г-о, хоть как-то напоминающего свет. Нам выдали фонарики, НО они были все почти севшие и не дотянули даже полпути. Так как их изначальные возможности были весьма предсказуемы, мы с приятелем светили сначала одним, когда он сел, включили другой. Но на всякий случай были фонари на мобильных, которые намного мощнее чем то, что нам выдали для галочки.
ВОСХОЖДЕНИЕ:
Мы выдвинулись в путь! Ещё раз хочу отметить — такой темноты я никогда не видел, не было видно даже верблюдов, которые проносились мимо нас вдоль узкой и обрывистой тропинке. Я даже не понял, кто был верхом на них — если туристы, то позже мне показалось хорошей идеей такое восхождение, потому как то, через что я прошёл, не передать словами )))
В период восхождения было 4 или 5 остановок в стоянках бедуинов, где можно было погреться, попить чай, который дороже с каждой остановкой, и купить сувениры.
Уточню, на дворе февраль, то есть зима, я в футболке с длинным рукавом и ветровке (ну Египет же, жарко должно быть), но чем выше, тем становилось холоднее. Уже на 3-ей остановке я был вынужден купить шарф, чтобы замотать грудь и шею, так как температура заметно упала, а мои попутчики из других отелей к этому времени были уже одеты в зимние куртки и шапки.
После последней остановке меня трясло от холода, нос замёрз, в груди лёд от холодного ветра.
И вот — мы на вершине. Время — 5.45 утра. То есть взбирались ровно 5 часов 45 минут !!!!! А летом нужно успеть ещё быстрее до восхода солнца. Зуб на зуб не попадает, я уже ничего не хочу, я психую, всё раздражает, но предприимчивые бедуины предлагают взять в аренду верблюжий плед за 5 долларов! Тогда я был готов на всё!!!!! Я закутался в него, благо, он очень большой, примерно 2м*2м, не продуваемый.
Светает, я пью чай, забившись в уголок и дрожа, как осиновый кол, нас зовут на гору встречать рассвет, где с первыми лучами солнца нам должны проститься все наши грехи! АГА, столько скверных слов, сколько я произнёс при восхождении, я не произносил никогда, в связи с чем после такого подъёма даже самому правильному будет что прощать ))
Пытаюсь встать на камень, но ветер очень сильный, телефон показывает -1, мороз, вершина немного припорошена снегом. Поступил, как многие — лёг на камень в этом верблюжьем одеяле, укутался, оставил только дырочку, чтобы смотреть за восходом.
Первые лучи солнца мы пропустили, так как были тучи, увидели его, когда оно вышло полностью.

Посмотрели, пофотографировались, отдали одеяла, начали спуск, НО уже другой дорогой — очень крутой, но красивой! На ней можно фотографировать каждые 10 минут спуска.

Спустились к Екатерининской церкви 4-го века постройки, как нам объяснили, это самый старый христианский храм в мире. Именно здесь была найдена рукопись Библии, 3 страницы которой, кстати, хранятся в Спб!
Тут же Неопалимая Купина (тот самый горящий куст (а точнее его корни и новые побеги), который видел Моисей перед тем, как ему было велено вывести Народ Божий из рабства Египта), рядом с ней расположена часовня, это место Бог назвал Моисею, как святое и сказал снимать обувь. Поэтому все входящие также должны снимать обувь при входе.

Более подробно Вам всё расскажет гид, но мой большой совет — перед этой экскурсией почитайте в интернет всё сами, чтобы задавать интересные вопросы гиду, а не озадачиться ими уже дома.
Вся история этой Церкви, возможность прикоснуться к вечному и быть на месте, где происходили такие важные Библейские события — это дорого стоит, ради этого обязательно нужно сюда приехать, это оставило впечатлений больше, чем ночной подъём. Само же восхождение можно пропустить, как по мне, оно смысла не имеет. Есть экскурсии, в которых значится только эта церковь, это куда более интереснее и дельнее!
Кстати, купил там камень — «слёзы Моисея» очень красивый камень: в виде большого яйца с размером в кулак, разделённый на двое, а внутри полость вся в мелкой бело-синей крошке, очень красиво, дома стоит на полочке.
И одевайтесь тепло, особенно, если это зима!
Счастья и здоровья всем! )

Поделиться

Поль Гюстав Доре. Моисей со скрижалями Завета.

Изложенная в Священном писании история израильского народа полна драматических моментов. Один из таких эпизодов — обретение десяти заповедей. В Книге Исход рассказано, как пророк Моисей взошел на гору Синай и получил от Бога две каменные доски — скрижали, на которых были изложены те самые предписания, что стали нравственной основой жизни на земле. Библия описывает, как происходило общение пророка со Творцом. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии. Голос Создателя, покрывая шум разбушевавшейся стихии, произносил заповеди, а Его невидимый перст отображал их на камне.

Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках, он увидел, что народ, выведенный им из египетского плена, поклоняется идолу — золотому тельцу, забыв о Боге. Гнев охватил пророка при виде разнузданного языческого разгула, и он разбил о скалу каменные доски с заповедями. Когда же израильтяне покаялись, Господь повелел Моисею изготовить новые скрижали, и вновь нанес на них те же письмена. И воссозданные доски, и осколки разбитых стали святыней иудеев. В течение многих лет они хранились в специально созданном золочёном сундуке — Ковчеге Завета, который был центром сначала скинии — походного храма-шатра, а затем храма величественного, выстроенного царем Соломоном.

В шестом веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и Ковчег Завета был утрачен. Каменные доски с десятью заповедями также бесследно исчезли. Однако, современные американские ученые — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес, сопоставив данные целого ряда археологических исследований на Ближнем Востоке, предложили неожиданный ключ к прочтению библейского рассказа о скрижалях. Свою концепцию они опубликовали в 2005 году в научной работе с названием «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта:

До наших дней уцелело немало правовых материалов древнейших времен — это шумерские, вавилонские, хеттские, ассирийские своды законов. Из них особенно известен кодекс Хаммурапи — начертанный клинописью на стеле за несколько веков до событий Исхода, он был открыт французами в 1901 году на территории Персии. Кодекс Хаммурапи состоит главным образом из примерных решений различных проблем и конфликтов. Как и прочие языческие законодательства, он основан на прецедентном праве — предлагает наказания, предусмотренные за различные преступления, но не формулирует нравственные нормы и не указывает на недопустимость определенных поступков. Право, представленное в Десяти заповедях, называется аподиктическим — оно запрещает одни формы поведения и призывает к другим. Таких предписаний не встретишь ни в одном законе древнего Ближнего Востока. А вот международные договоры того времени, наоборот, изобилуют категорическими требованиями. То есть, сама аподиктическая форма Декалога определяет его не как правовой документ, не как закон, а как договор между Богом и человеком.

Из Библии известно, что Декалог и в первый, и во второй раз Господь начертал на двух досках. В связи с этим ученые издавна пытаются ответить на вопрос — скрижали дублировали одна другую, или же заповеди были распределены на них, по пять на каждой? Почётный профессор израильского университета Бар-Илана Мешулам Маргалиот, разделяя взгляды американских коллег на Декалог, как на образец договора, предлагает в поиске ответа на этот вопрос опираться также на археологические данные.

Комментарий эксперта:

Договоры на древнем Ближнем Востоке составлялись в двух экземплярах. В качестве самого известного примера здесь можно привести соглашение между египетским фараоном Рамзесом Вторым и царём хеттов Хаттусили Третьим — одна копия договора между этими правителями была обнаружена археологами на раскопках в Египте, а другая — в хеттском архиве в деревеньке Богазкёй на севере современной Турции. Логично предположить, что и Синайское соглашение между Богом и еврейским народом было продублировано на двух скрижалях, поскольку один его экземпляр предназначался Творцу, а второй — иудеям. Образец, принадлежащий Господу, мог быть помещен только в месте Его присутствия — в скинии, в Святом ковчеге. Но почему и вторая скрижаль хранилась там же? Здесь опять следует проанализировать практику заключения договоров на древнем Ближнем Востоке. Если соглашение принимали стороны с неравным статусом, например, правитель и вассал, то последний оставлял свою копию в храме своего бога — это считалось присягой, священной клятвой. Таким образом, помещая свой экземпляр договора с Создателем в скинии, евреи не только принимали данные Им заповеди, но присягали Ему на верность.

Гипотеза о Декалоге как договоре позволяет также объяснить причину, по которой Моисей разбил скрижали. На Ближнем Востоке существовала еще одна традиция — расторгая соглашение, и хетты, и шумеры, и ассирийцы разбивали таблички, чаще всего глиняные, на которых оно было составлено. Вероятнее всего, увидев горькую картину уклонения израильского народа в язычество, пророк, названный в Библии кротчайшим, не просто предался справедливому гневу, но, руководствуемый Духом Божиим, указал, что вершится трагедия — человек вновь теряет связь с Создателем, лишается завета с Ним. И потом, когда после покаяния договор с Богом был восстановлен, разбитые скрижали хранились в Ковчеге завета, как предостережение от измены Творцу.

Исследуя законы мира, в который был погружен богоизбранный израильский народ, ученые воссоздают, казалось бы, навсегда утраченные детали событий, происходивших десятки веков назад. И помогают своим современникам постигнуть глубины Священного Писания!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *