Бог в Священном Писании множество раз говорит о том, как Его детям нужно относиться к людям. Не только к братьям и сестрам, не только к ближним, но также и к врагам, к тем, кто причинил зло и нанес обиду. К тем, к кому совершенно никак не хочется относиться.

Мы можем читать эти библейские цитаты об отношении к людям и просить, чтобы Дух Святой обличал нас, указывая на то в наших взаимоотношениях с другими людьми, что не соответствует Писанию, и исправлял наши сердца. Чтобы мы преображались Словом Его в Его образ и подобие.

Цитаты из Библии об отношении к людям:

1. «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)

2. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)

3. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак. 5:16)

4. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1 Пет.1:22-23)

5. «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:8-9)

6. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)

7. «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Прит. 11:12)

8. «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Прит. 14:21)

9. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:17)

10. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор. 5:20)

11. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10)

12. «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9)

13. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)

14. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25)

15. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35-36, 40)

16. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)

17. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)

18. «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс. 100:5)

19. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14)

Подготовила Елена Петибская

Последнее: 07.09 (Украина). Спасибо!

Мы подошли к шестой заповеди – «Не убий». Эта заповедь объемлет целый комплекс нравственных вопросов: насильственное убийство, самоубийство, аборт, эйтаназию, войну и другие. Поэтому шестой заповеди мы посвятим больше место, чем обычно.

В шестой заповеди Декалога запрещено причинять другому человеку смерть каким бы то ни было способом. Бог создал человека по Своему образу и Богом дарована человеку жизнь. Тот, кто совершает убийство, покушается на образ Божий и на собственность Творца, на что никто не имеет права. «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукой человека; ибо человек создан по образу Божию», — читаем мы в девятой главе книги Бытия.

Убийство есть предельная противоположность любви. Любить — значит желать полноты всякого блага любимому и, прежде всего, полноты жизни, следовательно, и вечного бытия.

Побуждения и состояния души, противоположные любви, которые доводят до убийства — это ненависть, зависть, месть, корысть, своеволие, себялюбие и небрежение к ближнему. В книге пророка Иеремии Бог говорит: «И вот Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя» (Иер. 22: 13). В послании апостола Павла к Римлянам мы читаем: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям…» (Рим. 1: 28-30). Таким образом и в Ветхом и Новом Заветах убийство поставлено в ряд со злобой, завистью, корыстолюбием тех, кто, как сказано в Библии, «не заботились иметь Бога в разуме».

Первый и природный убийца людей, постоянный вдохновитель убийства — диавол. О нем Христос сказал: «Он (т.е. диавол) был человекоубийца от начала…» (Ин. 8: 44). Диавол поражен завистью и ненавистью, ибо знает, что человек предназначен наследовать Царство Божие. Человек, совершающий убийство, есть покорное орудие диавола. Убийство есть и самоубийство, так как оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни — любовь.

Прямое самоубийство есть тягчайший грех. В нем отрицание всякого доверия к Богу и надежды на Него, а также отказ от возможности покаяния. Это практическое безбожие и самое противоестественное, что может совершить человек. Церковь лишает христианского погребения тех самоубийц, которые вполне сознательно наложили на себя руки. Самоубийство есть полная измена самому духу христианства, нежелание нести свой жизненный крест. Самоубийство есть позорная смерть законченного эгоиста, думающего только о себе, но никак не о других людях, о своей семье и друзьях, о своих обязанностях по отношению к ним. Самоубийца перестаёт быть верным сыном своей Церкви. И потому-то Церковь лишает его церковного отпевания. Да и как отпевать самоубийцу церковным чином? Ведь главная мысль отпевание заключена в словах: «Упокой Господи душу раба Твоего — на Тя бо упование возложи…» (ибо он на тебя возложил надежду…) Но произнесенные над самоубийцей слова эти будут звучать неправдой. Церковь не может утверждать неправду.

Способы убийства и самоубийства неисчислимы, в особенности если принять во внимание косвенное убийство. Убить можно не только физически — оружием и руками, но и словом и молчанием, и взглядом — нежеланием взглянуть на человека.

Всякое совращение ближнего в грех, всякое влияние, искажающее его веру, всякое внушение, отделяющее человека от Бога, — есть убиение души ближнего. О таком духовном убийстве Спаситель сказал: «…А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Мф. 18: 6).

К убийству можно отнести и хранение в себе злого чувства к ближнему, хотя бы оно и не вылилось в действие. Апостол любви Иоанн Богослов пишет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что ни какой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3: 15).

Всякое действие или поступок против ближнего, которые повлекут его смерть или немедленную или впоследствии, одинаково являются убийством. Если подчиненного человека кто-либо ставит в такие условия жизни или труда, что его здоровье и жизнь находятся под угрозой; если судья осудит заведомо невинного; если путем обмана кто-либо разрушит благополучие ближнего; если не предупредим опасность или беду другого, когда нам известно об этой опасности; если не потрудимся вызвать врачебную помощь и вообще не предотвратим несчастье ближнего.

К нарушению шестой заповеди Церковь относит уклонение от материнства умерщвлением зачатого плода, а равно и внушение такого деяния или соучастие в совершении аборта. «Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!» (Втор. 27: 24) — говорит Писание.

В конце концов, всякий грех, как нарушение законов истинной жизни, есть косвенное убийство. Убийством является и нежелание защитить или спасти другого. Защита же может потребовать не только самопожертвования, но и насилия, иногда и убийства. Этим оправдывается, в значительной мере, солдат, убивающий на войне, но только если он убивает не по ненависти, или из жажды крови. Но этим далеко не всегда оправдывается война, которая сама по себе есть зло. Главная ответственность за войну лежит на правителях и вождях народов. Политика и способы ведения войны подлежат нравственной оценке, что всё больше и больше забывается в наш век.

Об отношении Церкви к войне в своё время писал митрополит Филарет Вознесенский. Мысли покойного первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, опубликованы в 24-ой главе его небольшой книги «Конспект по Закону Божию»:

«Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему отечеству у нас признается смерть за родину, главным образом — на войне. Христианин-воин, защитник родины и ее святынь, явно исполняет заповедь Христову: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих».

«Конечно, война сама по себе есть, безусловно, зло, — продолжает автор, — крайне печальное явление, глубоко противное самым основам христианства. Нечего и говорить о том, как было бы отрадно, если бы люди перестали воевать друг с другом, и на земле воцарился бы мир. Но печальная действительность говорит совсем иное. И только разные мечтатели, далекие от действительности, и узко-односторонние сектанты могут отрицать войну, так сказать, не допускать ее в действительности. Вне всякого сомнения — те, кто указывает на заповедь «не убий», справедливо говорят о том, что война есть нарушение этой заповеди. Никто против этого и не спорит, — пишет митр. Филарет. — Однако, мы видим из св. Библии, что в самое ветхозаветное время, когда была дана эта заповедь, Израильский народ воевал по Божьему повелению, и с помощью Божией — побеждал врагов. Кроме того, мы уже приводили из Ветхого Завета заповедь о том, что человек, злословящий своих родителей, должен быть предан смерти. Следовательно — заповедь «не убий» не распространялась безусловно на всякий случай отнятия жизни у человека. Этой заповедью запрещается только личная расправа одного человека с другим по его личному решению и произволу. Когда Господь в Новом Завете разъяснял глубокий смысл этой заповеди, Он указал, что ею запрещается не только убийство, но и вообще — нехристианский, напрасный гнев. Но Он же, Господь, в беседе с апостолами о последних днях, говорил им: «Услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть». Этими словами Его о неизбежности войны опровергаются все заявления отрицателей войны о том, что христианство отрицает войну безусловно — до полного непризнания ее, и отказа участвовать в ней. Да, уже говорили мы о том, что война — отрицательное явление в человечестве, — пишет митр. Филарет. — Однако, она будет существовать — как иногда единственное на земле средство защиты правды, защиты попираемых святынь и прав народа — от захвата, от грубого вторжения и насилия. И только такие войны — во имя справедливости и восстановления порядка и правды — берутся христианским учением под свою защиту. Недаром читаем мы в Апокалипсисе о том, что война была даже на небе (Апок. 12: 7) — когда Архистратиг Михаил и ангелы свергли с неба Божия изменника-диавола с его единомышленниками — падшими ангелами…»

Конечно, участвуя в войне, человек может и грешить, и сильно грешить. Это бывает тогда, когда он вкладывает в своё участие в войне чувство личной ненависти и мести, или же тщеславия и горделивых личных стремлений. И наоборот — чем меньше мысли о себе и больше готовности положить голову свою за других — тем ближе к мученическому венцу такой воин-христианин.

Исход 20 дает нам десять заповедей, которые Бог дал людям Израиля. Пятая из них (Исход 20:12) – о родителях:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Бог приказал людям Израиля ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей. Что значит «ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей»? Вот как определяет это один толкователь:

«Это обычная Божия заповедь, написанная Его собственной рукой и переданная людям Моисеем; она содержит моральное наставление и является вечной обязанностью; ее смысл заключается не только в почитании, которое дети должны иметь по отношению к родителям, а также в послушании, которое они им показывают; a также необходимо почитать их имуществом, пищей, одеждой и снабжать всем необходимым для жизни, когда у них возникает нужда в этом; это справедливая услуга, воздаяние за всю заботу, затраты и беды, которые они испытали, воспитывая детей своих для мира.» (John Gill’s Exposition of the Entire Bible, Dr. John Gill 1690-1771)

Почитание родителей включает в себя глубокое уважение, почтительность и помощь. Это значит, что ты – вместе с ними, ты заботишься о них. В отличие от других заповедей, где Бог не дает особенных обещаний, в этой заповеди Он их дает. Господь говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» Но на этом Он не останавливается. Второзаконие 5:16 вещает ту же заповедь, но с добавлением дополнительного обещания:

Второзаконие 5:16
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. »

Павел повторяет эту же заповедь в Послании к Ефесянам 6:2-3:

«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

Павел говорит, что это «первая заповедь с обетованием (обещанием)». Первая Божия заповедь с обещанием – это заповедь о почитании родителей! И какое это обещание! Ты будешь долголетен на земле и будет тебе благо! Ты хочешь жить долго на земле? Хочешь ли ты блага? Это все для тебя: почитай родителей своих, и оно обязательно случится.

Как и в случае с иными заповедями, здесь Бог говорит о том, что произойдет, если кто-то не будет соблюдать этот Его наказ. В Евангелии от Марка 7 Иисус соединил саму заповедь и описание того, что может произойти, если не будешь ее соблюдать:

Евангелие от Марка 7:10
«Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.»

Слово «злословящий» здесь – это глагол «какологео» в греческом тексте, который значит «говорить зло». Тот, кто говорит зло о своем отце или матери, умрет смертью.

Чтобы найти пример не почитания родителей, давайте продолжим чтение вышеприведенного отрывка из Евангелия от Марка:

Евангелие от Марка 7:11-13
«А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.»

Слово «корван» – еврейское, оно значит «дар, данный Господу». Это слово, к примеру, встречается в книге Левит 1:2, где говорится:

Левит 1:2
«объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого.»

Слово «жертву» здесь – в еврейском тексте слово «корван» – его использует Бог, говоря о тех евреях, кто не почитает своих родителей. По существу, эти евреи говорят своим родителям: «Всё, чем я могу помочь тебе — моё имущество, мои доходы – это корван, то есть, все это посвящено Господу, и я не могу дать это тебе». Это обет, который они использовали, чтобы не отдавать ничего своим родителям. Они давали обет, посвящая все Господу, и поэтому могли заявлять, что у них нет ничего, чтобы обеспечить поддержку родителям и, следовательно, они не обязаны это делать. Как объясняет Barnes:

«Если кто-то однажды посвятил все свое имущество Богу (это и есть «корван», или дар Господу), – оно уже не может быть предназначено для поддержки родителям. Если бы его родитель был беден и в нужде, и если бы он обратился к сыну за помощью, сын ответил бы в гневе: «То имущество, которое ты просишь и благодаря которому я могу быть тебе полезен, уже посвящено Богу, – это «корван» – я отдал Богу все.» Евреи считали, что собственность нельзя забрать назад, и сын не обязан помогать ею своему родителю. Он сделал более важную вещь, отдав ее Богу. Сын был свободен. От него больше не требовалось, чтобы он делал что-нибудь для своих родителей. Таким образом, в один момент он мог освободить себя от обязательства чтить и повиноваться своему отцу и матери. (Albert Barnes’ Notes on the Bible, Albert Barnes (1798-1870))

Наш Господь Иисус Христос порицал отговорку «корваном» – даром Богу, – используемую, чтобы не помогать родителям.

Подытожим: Бог заповедовал нам почитать наших родителей всем. Заповедь почитания – это первая заповедь с обетованием, и обетование действительно великое: долголетие и благо на земле! Многие люди не желали бы ничего большего! Итак, у нас есть обещание. Но это не аксиома! Оно оговорено определенными условиями, и будет даровано тем, кто почитает своих родителей. Заповедь почитания родителей настолько важна, что те, кто говорит зло против своих родителей, смертью должны умереть. Да, мы все сейчас живем в век благодати, но вот – заповедь Божия и Его обещание и еще – приглашение для нас:

Послание к Ефесянам 6:2-3
«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Имя пробуждает и сформировывает в человеке понятие! Тот, кто обесчестит имя или осмелится его обесценить, тем самым обесценит понятие! Помните об этом всегда!

Но из всех десяти Заповедей эту ясную Заповедь Господа меньше всего соблюдают, то есть чаще всего нарушают. Тысячекратны виды такого несоблюдения. Если человек и считает, что многие из них совершенно безобидны и являются лишь поверхностными оборотами речи, тем не менее, они остаются нарушениями этой строго данной Заповеди!

Именно эти тысячекратные, якобы безобидные несоблюдения унижают Святое Имя Божье, а тем самым и понятие о Боге, которое всегда тесно связано с именем, лишают Его святости перед людьми и даже перед детьми, оскверняют Его неприкосновенность из-за повседневного употребления и низведения до обычного оборота речи!

Людей не останавливает даже то, что при этом они выставляют себя на посмешище. Я не хочу приводить ни одного из многочисленных выражений, так как это Имя слишком возвышенно и священно! Но любому человеку следует хотя бы в течение одного дня проследить за этим, и он, вероятно, будет потрясён чрезвычайно большим количеством нарушений второй Заповеди людьми обоего пола, от мала до велика, вплоть до детей, едва способных построить правильную фразу. Ибо как поют старики, так вторит и молодёжь!

По этой причине именно умаление Бога часто оказывается первым, чему учится молодёжь в лишь кажущихся такими безобидными нарушениях Божьих Законов!

Но воздействие этого является наихудшим из всех нарушений! Оно просто опустошительно распространилось среди всего человечества, не только среди христиан, но и среди мусульман, иудеев и буддистов. Всюду слышится одно и то же, до отвращения!

Тогда что же для человека может ещё означать имя «Бог»! Оно обесценено, на него обращают меньше внимания, чем на самую мелкую монету! Гораздо меньше, чем на изношенное платье. И этот человек Земли, обычно мнящий себя таким умным, считает это безобидным и грешит в этом отношении более сотни раз в течение одного дня!

Где же рассудительность, где малейшее проявление ощущения? И вы тоже относитесь к этому совершенно безучастно, спокойно слушая, когда самое святое из всех понятий так втаптывается в грязь повседневности!

Но не заблуждайтесь! Тем самым счёт долгов в потустороннем мире безжалостно увеличен для каждого, кто грешил в этом отношении! И не так легко искупить именно этот грех, потому что он влечёт за собой далеко идущие скверные последствия, которые будут сказываться до третьего и четвёртого поколения, пока среди этого ряда поколений не появится человек, который придёт к познанию и положит конец этому злоупотреблению.

Поэтому старайтесь бороться против этой вредной привычки среди близких вам людей. Но прежде всего со всей ещё имеющейся у вас энергией обрежьте сначала ваши собственные нити кармы, чтобы счёт долгов не становился больше, чем уже есть. Не рассчитывайте на лёгкое искупление на том основании, что до сих пор вы ничего плохого при этом не думали! Тем не менее вред от этого точно такой же! И грех против Заповеди безусловно остаётся! Ведь вы её хорошо знали.

Если вы не старались как следует уяснить себе её значение, то это ваша вина! Поэтому вам и не может быть сделано никакой скидки! Слушайте и поступайте так, чтобы ещё на земле вы смогли многое искупить.

Иначе ужасающим будет болото, которое вас ожидает, когда вы придёте в потусторонний мир, и которое будет препятствием на пути, ведущем ввысь.

Однако не только отдельный человек, но и власти в течение столетий проявляли своё неповиновение этой Заповеди тем, что в принудительном порядке требовали принесения клятвы от людей, насильственно толкая их на нарушение этой Заповеди под угрозой тяжких земных наказаний, когда те сопротивлялись их требованиям. Потустороннее же наказание гораздо тяжелее, и оно падает на всех тех, кто требовал принесения клятвы, а не на тех, кто под давлением должен был её приносить. Ведь и Христос сказал совершенно ясно:

«Да будет слово ваше: да или нет, а что сверх того, то от лукавого!»

А ведь власти имели силу придать нужный вес этому «да» или «нет», наказывая за лжесвидетельство, даваемое на суде, так же, как и за клятвопреступление! Этим они могли повысить ценность слов перед судом до того уровня, который был нужен им для вынесения решения. Поэтому не было необходимости принуждать людей нарушать Заповедь Божью!

Но ещё хуже поступали церкви и их представители, которые, призывая Бога, подвергали страшнейшим пыткам своих ближних, призывая Бога, сжигали их, если те не погибали раньше от пыток.

Всем хорошо известный и прославившийся своей жестокостью римский император Нерон в своём гонении на христиан не был таким скверным, таким достойным осуждения, как многие церкви со своим огромным списком грехов против Законов Божьих! Во-первых, он не столь многих подверг пыткам и убил, а во-вторых, не с такими лицемерными обращениями к Богу, которые в таком виде должны считаться одним из величайших богохульств, что в состоянии совершить человек.

Нет никакой пользы, когда те же самые церкви сегодня осуждают то, что в своё время, к сожалению, совершалось ими слишком долго; ведь прекратили они это не добровольно!

Да и в настоящее время они поступают не иначе во взаимной, лишь более скрытой вражде и в другой, более современной форме! И здесь со временем изменилась лишь форма, но не живое ядро! А ведь только это ядро, которое так охотно скрывают, имеет значение перед Судом Божьим, внешняя форма — никогда!

И эта современная, лишь кажущаяся безобидной форма была порождена тем же невыразимым духовным высокомерием представителей всех церквей, каким оно было до сих пор. Где же нет высокомерия, достойного осуждения, там встречается пустое самомнение, опирающееся на земную власть церквей. Эти пороки довольно часто порождают самую неподобающую вражду, которая переплетается ещё и с земными расчётами на распространение своего влияния, вплоть до стремления к большому политическому значению.

И всё это с именем «Бог» на устах, так что мне хотелось бы подобно Сыну Божьему ещё раз крикнуть: «Своим поведением вы превратили дома Отца Моего в вертепы разбойников, считая, что они должны быть вам на славу! Вы называете себя служителями Слова Божьего, а стали служителями своей гордыни!»

Всякий католик считает себя перед Богом гораздо лучше протестанта, хотя для этого нет никакого основания, а всякий протестант считает себя более знающим, более продвинувшимся вперёд и тем самым более близким к Богу, чем католик! И это все те, кто утверждает, что является последователем Христа, что строит свою жизнь по Его Слову.

Безумны обе стороны, опирающиеся на то, что пред Волей Божьей вообще никакого значения не имеет! Именно они все грешат против второй Заповеди намного больше, чем последователи других религий; ведь они злоупотребляют Именем Божьим не только на словах, но и на деле, всем своим образом жизни, даже в своём так называемом богослужении.

Они дают всякому мыслящему и внимательно наблюдающему человеку лишь устрашающий пример бессодержательных форм и пустого мышления. Именно безграничным высокомерием, заставляя поверить себя и своё окружение в то, что они уже обладают местом на небесах прежде иноверцев, они позорят понятие о Боге сильнее всего!

Внешние церковные обряды, крещение и многое другое тут ни при чём! Только внутренняя суть человека должна предстать перед Судом! Заметьте это себе вы, высокомерные, кому уже предсказано, что в день Суда, много о себе воображая, они будут гордо шествовать со знамёнами, в парадном облачении, чтобы радостно получить свою награду. Но они никогда не достигнут Царства Духа у подножия Престола Божьего, потому что награду, которая полагается им, они получат прежде, чем придут гуда. Ледяное дуновение сметёт их как шелуху, не имеющую никакой ценности, так как внутри у них нет чистого смирения и настоящей любви к ближнему!

Своим поведением они сильнейшим образом злоупотребляют именем «Бог», являясь величайшими нарушителями второй Заповеди!

Все они служат Люциферу, а не Богу! И тем самым глумятся над всеми Заповедями Бога! От первой до последней! Но главным образом над этой второй, нарушение которой в данном случае является самым низким осквернением понятия о Боге в Имени Его!

Остерегайтесь впредь легкомысленно относиться к этой Заповеди! Отныне строго следите за собой и своим окружением! Помните, что если вы точно выполняете девять Заповедей, а одну не соблюдаете, то в конце концов вы всё-таки погибнете!

Если Заповедь даётся Богом, то это уже доказательство того, что к ней нельзя относиться легкомысленно, что она должна выполняться во что бы то ни стало! Иначе она не была бы дана вам.

Не осмеливайтесь молиться, если вы не способны всей душой вибрировать вместе со словами, и остерегайтесь предстать перед вашим Богом бездумными болтунами, ибо тогда вы будете виновны перед Ним в злоупотреблении Именем Божьим.

Прежде чем просить Его о чём-нибудь, обдумайте серьёзно, действительно ли это крайне необходимо! Не запутывайтесь в формальных молитвах, тараторить которые в определённое время стало дурной привычкой в практике всех религий. Это является не только злоупотреблением, но и поношением Имени Бога!

В радости или горе горячее ощущение без слов имеет гораздо большую ценность, чем тысяча словесных молитв, даже если это внутреннее ощущение длится лишь долю секунды. Ведь такое внутреннее ощущение всегда искренне и нелицемерно! Поэтому оно никогда не является злоупотреблением понятия о Боге.

Это священный момент, когда человеческий дух, прося или благодаря, готов пасть ниц перед ступенями Божьего Престола! Это никогда не должно становиться бормотанием по привычке! Так же и у служителей церкви!

Человек, который способен употреблять Имя Божье во всех возможных и невозможных повседневных случаях, не имеет ни малейшего представления о понятии «Бог»! Как человеческий дух, он должен обладать способностью предощутить Бога хотя бы один раз в своей земной жизни! Но этого одного раза было бы достаточно, чтобы у него пропала всякая охота к легкомысленному нарушению второй Заповеди! Тогда он вечно будет нести в себе потребность произносить имя «Бог» только в высшей чистоте всей своей внутренней сути!

Кто этим не обладает, тот очень далёк от того, чтобы быть достойным даже Слова Божьего, и ещё менее — войти в Царство Божье, наслаждаться Его близостью, дарующей блаженство! По этой причине и запрещено изготавливать образ Бога-Отца по человеческому разумению! Всякая попытка такого рода приведёт лишь к жалкому умалению, так как ни человеческий дух, ни человеческая рука не способны узреть в видении даже малейшую часть действительности и закрепить её в земном образе! В этом отношении величайшее произведение искусства будет лишь глубочайшим умалением. Одно только Око в своём невыразимом сиянии даёт намёк на всё. —

Вот как велико то непостижимое для вас величие, которое вы сосредотачиваете в слове «Бог» и которое с легкомысленной дерзостью часто осмеливаетесь употреблять как самое обыденное из пустых и необдуманных выражений! Вы должны буде­те дать отчёт за это ваше поведение!

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся.

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему…

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего…

Смысл заповедей (мицвот)

Тайна заповедей, поиск их сокровенного смысла всегда привлекали внимание великих мудрецов и учителей нашего народа. Обширная литература объясняет суть всех законов Торы, а так же многих правил и обычаев, возникших на протяжении еврейской истории. Сама Тора не содержит специальных обоснований большинства заповедей. Рациональные объяснения мицвот предлагали и ранние и поздние комментаторы, но их точка зрения принималась не всеми евреями. Чем авторитетней был ученый, тем больший вес имели его толкования. Мудрецы, жившие в разные времена, и в разных условиях могли по-разному объяснять один и тот же закон. Но эти различия в объяснениях не только не уменьшали его значения, но и служили дополнительными доказательствами того, что Тора дана на все времена: «…для всех поколений закон вечный». Несмотря на стремительные изменения, происходящие в мире, Тора всегда была полна смысла и современна для тех, кто берет на себя труд вникнуть в нее и попытаться ее понять.

Для верующего еврея единственная причина соблюдения заповедей — как бы их не классифицировали — то, что они отражают волю Всевышнего. И долг еврея как покорного слуги Б-га — выполнять их. Однако это не означает, что нельзя пытаться понять смысл законов и повелений. В поисках истины еврей приближается к Б-жественному Разуму, растет духовно. Только встречаясь с законом, суть которого совершенно непонятна нам (такие законы в Торе называются хуким), мы смиренно соглашаемся с неоспоримым: так хочет Всевышний.

Неспособность понять сокровенный смысл заповеди никогда не была для верующего причиной отказа от ее соблюдения или отрицания существования в ней такого смысла. Одни оставляли попытки постичь ею, признавая ограниченность своего понимания, другие же, напротив, становились еще настойчивее в своих поисках.

В нашей истории бывали моменты, особенно в период жизни в гетто, в изоляции от посторонних влияний, когда массы не считали нужным искать ответы на вопрос почему и были совершенно удовлетворены тем, что знали как. Эти времена прошли. Сегодня (как уже бывало в прошлом) сыны Израиля вступили в контакт с различными культурами и сталкиваются с конкурирующими идеологиями и движениями. И для них особенно важно обоснование и объяснение наших законов. Не только для того, чтобы укрепить веру, но и для того, чтобы овладеть необходимыми аргументами против тех, кто высмеивает нашу религию и образ жизни. Надо уметь представить иудаизм не как застывшее учение, но как путь жизни, современную философию, способную противостоять различным «измам» и модным увлечениям.

Чтобы прийти к пониманию смысла многих еврейских законов, необходимо изучать иудаизм в полном объеме. Некоторые заповеди, например, связанные с моралью и этикой, не требуют особых комментариев и ясны независимо от остальных мицвот. Другие же трудно понять изолированно. Так, сама идея о дне отдыха вполне доступна, но для постижения глубокого смысла еврейской субботы — шабата — требуется знание некоторых основных принципов философии иудаизма. Чтобы осмыслить законы кашрута, необходимо связать в единое целое множество галахических принципов. Это придаст соответствующее значение непонятным ранее деталям. Пытаться объяснить смысл кашрута безотносительно к другим частям учения совершенно бесполезно. Тут те, кто знаком с иудаизмом поверхностно, обычно попадают впросак.

В данном случае можно сравнить наше учение с гигантской деревянной головоломкой: собранная, она представляет собой гармоническое зрелище. Но любая изъятая часть не только нарушает всю картину, но и сама не имеет никакого значения. Это просто кусок дерева причудливой формы. Но стоит вставить его на место, и не только восстановится гармония, но и сама эта деталь приобретает смысл, ее линии образуют красивый и четкий узор. То же и с кашрутом, и другими законами: взятые отдельно, они кажутся бессмысленными, но заняв свое место в мозаике религиозных предписаний, предназначенных научить человека управлять своими страстями и желаниями, становятся понятными.

Прежде, чем познакомиться с конкретными законами, остановимся на том, что их объединяет. Еврей должен соблюдать все заповеди Торы, чтобы освятиться: «Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я. Всевышний, Б-г ваш» (Вайикра. 19:2).

И еще: «Вы будете для Меня царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6). Этот наказ стремиться к святости, ради которой должны соблюдаться заповеди, повторяется в Торе снова и снова в связи с тем или иным определенным законом или группой законов.

Итак, цель заповедей — освящение. Эта мысль пронизывает все еврейское учение. Можно сказать, что иудаизм заботится: 1) о святости личности; 2) о святости времени: 3) о святости места. Любой еврейский закон относится к одной из этих категорий.

Забота о святости личности проявляется в законах, касающихся кашрута, социальной и профессиональной этики, семейных отношений, одежды, манер, личной гигиены и здоровья.

Освящение времени связано с законами о субботе и праздниках.

Святость места утверждается в законах о Храме (на иврите бейт-hамикдаш означает «Дом святости»), синагоге и йешиве.

В представлении других народов, приверженцев иных религий, святой — это тот, кто ушел от мира, презрел земные радости и желания, отстранился от будничных проблем. Иудаизму же аскетизм чужд. Хотя он и не запрещен, отстранение от мирского и принятие на себя дополнительных ограничений не одобряются еврейским учением. Уход от жизни, уклонение от удовольствий, подавление человеческих желаний еще не гарантируют святости. Она проявляется не в том, чтобы отстраняться от радостей и печалей, которые посылает жизнь, отказывая себе в дозволенных удовольствиях, но в умении отличать правильное от неправильного, истину от лжи, непорочное от порочного и чистое от нечистого — это чувство этической проницательности, тем больше святости в человеке.

Общее в еврейском и нееврейском понимании святости выражено в основополагающей концепции об отстраненном.

Великий комментатор Торы Раши трактует слова Торы кдошим тигью («будьте святы») как прушим тигю («будьте отделенными», «отстранитесь»). Различие в еврейском и нееврейском подходе начинается с вопроса о том, от чего именно следует отстраняться. Для неевреев это означает отстранение от жизни, для евреев — отход от идолопоклонства, неверия, от всего грубого и нечестивого.

Тора призывает евреев освятить себя, ведя освященный Всевышним образ жизни. Таким образом, цель соблюдения законов Торы — духовное совершенствование личности и общества, стремление к святости. Это совсем не простая задача. Люди есть люди, и евреи слишком часто пытались избавиться от «почетных привилегий». «Сделай нас такими, как все другие народы!» — взывали они ко Всевышнему на протяжении многих веков еврейской истории. Порой эта мольба была понятна, ибо евреи уставали быть вечным козлом отпущения для тех народов, среди которых жили. Они мечтали избавиться от дискриминации и получить гражданские права. Но слишком часто это был бунт против Торы, ее дисциплины и ограничений, против долга.

Моше предвидел такое развитие событий еще 3200 лет назад, когда обратился к евреям со своим последним наказом. «Ибо заповедь эта, которую я даю тебе сегодня, не недоступна и не далека. Она не на небе, чтобы можно было сказать: «Кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее». И не за морем она, чтобы можно было сказать: «Кто сходил бы для наc за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее». Но совсем недалеко от тебя слово это: оно на устах твоих и в сердце твоем,чтобы исполнить его» (Дварим,30:11-14).

Другими словами, Моше сказал своему народу : «Это зависит от вас! Если есть воля и убеждения, если есть желание и вера, чтобы исполнять, — этого можно достичь».

Прощальные слова Моше не потеряли своей силы и через тысячи лет. Они актуальны и сегодня, потому что ничего, в сущности, за это время не изменилось в характере людей. Теперь часто прибегают к термину «потребности», оправдывая и узаконивая всякого рода аморальные и антисоциальные поступки, утверждая печально известный принцип «все дозволено».

Еще в XII веке Рамбам обозначил проблему, с которой встречается даже благонамеренный человек, живущий в нерелигиозном окружении: «Естественное побуждение человека — вести себя подобно окружающим и следовать обычаям своих соседей». Совет Рамбама сегодня полезен так же, как и тогда: «Объединяйся с хорошими и мудрыми… и избегай грешников, чтобы не попасть под их влияние».

Приближаясь к практической части книги, мы хотим напомнить снова Моше-рабейну: «Итак, я научил вас установлениям и законам, как повелел мне Г-сподь, Б-г мой… Храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред лицом народов, которые, услышав о всех этих правилах, скажут: «Только этот великий народ — народ мудрый и разумный…» И есть ли какой другой великий народ, у которого были бы такие справедливые установления и законы, как Тора, которую я предлагаю вам сегодня» (Дварим, 4:5-8).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *