ВАЛЕНТИНА МОСКАЛЕНКО Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости

ВВЕДЕНИЕ

ПОСПЕШНОЕ ЗАМУЖЕСТВО

ПЕРВЫЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ

ЖЕРТВЫ ПОРОЖДАЮТ ЖЕРТВ

ПРАВДА ИЛИ ЗАБЛУЖДЕНИЕ?

ЛЮБОВЬ ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ?

КРУГИ ИНТИМНОСТИ

ТАК ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ЗДОРОВЫЕ ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?

СТАДИИ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

БРАКИ СОВЕРШАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ

ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

КАКОВА ЖЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ?

БЕСЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ТОЛЬКО ЧТО РОДИВШИХСЯ ДЕТЕЙ

ЕЩЕ НЕМНОГО О ГРАНИЦАХ ЛИЧНОСТИ

«ДА ИЛИ НЕТ, МОЯ ДОРОГАЯ?»

СЕМЬЯ – ЗОНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА

ЗАДАНИЕ НА СЕГОДНЯ

МЕСТО СЕКСА В ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ВЕЗЕНИЕ В ЛЮБВИ

ИТАК, ВЫ СТРОИТЕ ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

КАК ДЕТСКИЕ ЧУВСТВА ПРОЯВЛЯЮТСЯ В СУПРУЖЕСТВЕ?

ТРАВМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ДЕТСТВА

КОРНИ И ВЕТВИ ДРЕВА ЗАВИСИМОСТЕЙ

БРАВО, ВИКТОРИЯ!

ПРИНЦИП БУМЕРАНГА

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ПОЗИТИВНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В СЕБЕ И ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ББК88

УДК 159.9.072

Москаленко В.Д. М 82 КОГДА ЛЮБВИ СЛИШКОМ МНОГО: Профилактика любовной зависимости. – М.: Психотерапия, 2006. – 224 с. («Семейная психология»)

Когда любви слишком много, велика опасность любовной зависимости.

Основа счастливой любви – здоровые интимные отношения, которые не сводятся к физической близости. Интимность – это разделенная любовь, радость взаимопонимания, сотрудничество, доверие, надежность, духовный рост.

Интимные отношения не образуются за одни сутки. Может мешать прежний опыт, травматические события детства, неустойчивая самооценка, психологические заблуждения.

Избавиться от ложных представлений, ненужных страхов, найти верные ориентиры в поисках любви поможет вам эта книга.

Для широкого круга читателей.

ISBN 5-903182-02-Х

© Валентина Москаленко, 2006 © ПСИХОТЕРАПИЯ, 2006

ОРИГИНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение… 5

Поспешное замужество… 7

Какова же функциональная семья?… 94

Бесценные качества только что родившихся детей… 100

Важнейшие потребности души… ИЗ

Выживание… ИЗ

Прикосновение… П4

Внимание… 116

Руководство… 118

Принятие и одобрение… 119

Умение хоронить свои потери… 123

Поддержка… 124

Преданность и доверие… 125

Достижения… 126

Развлечения, побег от обыденности… 128

Сексуальность… 130

Свобода… 135

Забота… 137

Любовь без всяких условий… 138

Еще немного о границах личности… 140

«Да или нет, моядорогая?»… 148

Семья – зона психологического комфорта… 154

Задание на сегодня… 160

Место секса в интимных отношениях… 162

Везение в любви… 168

Итак, вы строите здоровые отношения… 173

Чувство гнева… 173

Чувство вины… 177

Чувство стыда… 178

Слезливость… 179

Страхи… 180

Как детские чувства проявляются в супружестве?… 184

Травматические события детства… 188

Корни и ветви древа зависимостей… 195

«Браво, Виктория!»… 200

Принцип бумеранга… 204

Некоторые упражнения, помогающие позитивным

изменениям в себе и во взаимоотношениях с другими… 208

Заключение… 214

Литература… 216

Приложение. Семинары В.Москаленко… 218

ВВЕДЕНИЕ

Если вы никогда не испытывали трудностей во взаимоотношениях с близкими людьми, отложите эту книгу. Она не для вас. Я пишу для тех, кто любит и страдает, кому не всегда везет. Особенно симпатизирую и хочу помочь женщинам, и молодым, и умудренным опытом семейной жизни, которые, казалось бы, все делают для своих любимых, но почему-то не очень счастливы. Возможно, эти женщины любят слишком сильно.

Ситуация: любви слишком много, а результат не удовлетворяет вас, – что же делать? Один из ответов – искать выход из возможных заблуждений. В области любви, как и в других областях жизни, есть свои мифы и есть реальность. Мы будем говорить об интимных взаимоотношениях. Давайте условимся, что мы будем понимать под интимными взаимоотношениями. В современной жизни это понятие сузилось – в представлении некоторых до содержания магазина «Интим». Сексуальные отношения – лишь малая часть интимных взаимоотношений, лишь частный случай, одно из слагаемых таких взаимоотношений. То, о чем мы будем говорить в данной книге, гораздо шире, многообразнее и интереснее.

Интимность – это праздник разделения всех чувств, а не только хороший секс. Значит, интимность – больше, чем секс. Обратимся к значениям и к происхождению слова.

Валентина Москаленко

Когда любви «слишком много». Как стать счастливой в любви и браке

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р16–612–0481

© Издательский дом «Никея», 2017

Слово к читателю

Книга, которую вы держите в руках, открывает тайну несбывшихся надежд и разочарований в любви. И как полезно завладеть этим секретом в самом начале пути!

Мечтая о браке, девушки обычно готовятся к осуществлению одной из двух жизненных стратегий: либо найти человека, с помощью которого реализуются их собственные мечты о счастье; либо стать героиней, кладущей себя на алтарь семьи – целиком принадлежать мужу, детям, забыть о себе (кстати, русский фольклор сохранил эту традицию оплакивания себя и своей молодости перед свадьбой). Выбор, как мы видим, невелик. И часто он определяется принятым в родительской семье сценарием, недаром молодые люди часто получают от умудренных жизнью родных или друзей такой совет: посмотри внимательно на маму своей невесты – это портрет твоей супруги в будущем; посмотри внимательно на ее отца – это твой портрет. Если увидишь робкого, забитого, боящегося слово сказать человека, беги скорее из этого дома. А если увидишь грозного, властного отца семейства, слово которого – закон для всех, смело сватайся. Будет тебе кроткая, тихая, нежная супруга.

Из этих расхожих стереотипов и предлагается выбирать будущим невестам и женихам.

Но действительно ли существуют только два варианта сценария совместной жизни – либо «счастье для меня», либо «счастье для других»? Ведь мы видим их ущербность. Книга Валентины Москаленко обозначает третий путь развития – путь к гармоничным отношениям в будущей семье. Она рассказывает о том, как не потерять свою личность, не стать жертвой, но и не превратиться в деспота, как создать то, что мы называем атмосферой в семье, «погодой в доме». И, наконец, о том, как в этой атмосфере живется будущим женихам и невестам – нашим детям.

Очень часто молодые люди воспринимают отношения как что-то само собой развивающееся, когда главное – найти себе пару, а отношения с партнером выстроятся сами, потому что другого варианта, кажется, просто нет. И это заблуждение – одно из очень опасных, ведь на самом деле отношения именно строятся. Взаимный интерес, симпатия в паре не гарантируют, что сложится сам союз: для этого нужны волевые усилия.

Бывают случаи, когда люди много лет живут в браке и даже в венчанном браке, у них есть дети, а отношений – нет. И нет даже мысли о том, что их надо выстраивать, как-то над ними работать:

Мы снова встретились, И нас везла машина грузовая. Влюбились мы в который раз, Но ты меня не узнавала. Меня ты привела домой, Любила и любовь давала. Мы годы прожили с тобой, Но ты меня не узнавала.

В верующих семьях мы часто видим, как православный этикет заменяет настоящие отношения между людьми. Если глава семьи, который пропивает семейные деньги и поднимает руку на жену, будет требовать от детей почтения на том основании, что существует заповедь о почитании родителей, возможно, он получит от них какие-то знаки такого отношения, но настоящего взаимопонимания и любви вряд ли когда-нибудь дождется. Этикет появляется там, где кончается любовь и исчезает дух христианских отношений. Апостол Павел писал: буква убивает, Дух животворит (2 Кор 3:6), дела любви… на таковых нет закона (Гал. 5:22–23). Никакие правила и действия не заменят любовь, и молодым людям нужно учиться не столько следовать правилу, сколько учиться любить.

«Домострой» – один из самых известных сводов таких правил, и он как раз свидетельствует о глубоком кризисе веры – в нем нет ни слова о любви. Иначе как нам понимать такую жестокосердную «рекомендацию»: «Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою, и даст красоту души твоеи, и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет, но здравие будет, ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти». Сколько людей с покалеченной психикой жили в детстве в постоянном страхе и ожидании побоев, в атмосфере непонимания и отсутствия поддержки со стороны самых близких людей – родителей.

Хотя само по себе выполнение правил может восприниматься со стороны как наличие глубоких и серьезных отношений. Однажды я был свидетелем такой ситуации. В купе поезда, в котором я ехал, вошел мужчина, а следом за ним – женщина. Они что-то коротко выяснили друг у друга и стали действовать удивительно слаженно: сняли верхнюю одежду, подняли нижнюю полку, уложили туда вещи, потом мужчина снял с верхней полки матрац и вышел в тамбур. Женщина, постелив постели, отправилась за чаем… Под конец поездки они точно так же быстро справились с тем, чтобы сложить все свои вещи: что-то сделал мужчина, что-то – женщина. Чувствовалось, что они понимают друг друга с полуслова! Пожилая дама, которая ехала с нами в купе, даже воскликнула: «Вот ведь, когда супруги долго живут вместе, им даже разговаривать не надо. Они уже мысли друг друга читают, и как ладно все у них получается». Пара в ответ очень удивилась: как оказалось, они не были супругами – просто возвращались каждый из своей командировки. В этот момент я понял, что вижу перед собой людей, которые всего-навсего хорошо знакомы с «купейным этикетом», поскольку им приходится часто ездить. На самом деле, у них не было общих интересов, но со стороны их отношения напоминали удивительную гармонию.

То же самое может происходить в семье – красивый очаг, но без огня. Люди сосуществуют параллельно, привыкают к такой жизни, притираются, потому что есть правила общежития, есть общие заботы, но отношения не возникают. Это горькое, но удобное соседство с оказанием друг другу каких-то услуг, во-первых, лишает человека подлинного чувства, подлинной любви, подлинных отношений, а во-вторых, самое главное – лишает детей настоящей семьи.

Многие молодые люди вступают в брак, имея опыт жизни либо в неполных семьях, которые часто состоят из вечно занятой на работе мамы и бабушки, или в семьях, основанных на «принципах соседства», лишенных примера теплых, выстроенных отношений между супругами. И книга Валентины Москаленко может восполнить этот дефицит опыта детства, дав счастливую возможность построить гармоничную семью и передать хороший пример детям, чтобы облегчить им в будущем ту же задачу и прервать трансляцию семейных проблем из поколения в поколение.

Вы спросите, так ли необходимы эти знания людям верующим? Ведь на пути создания семьи мы опираемся на помощь Божию и верные ориентиры – духовные истины и те идеалы отношений, которые дает нам наша вера. Но очень часто мы не можем разумно ими распорядиться и попытка следовать им заводит нас в тупик. Как священник я вижу, что людям не хватает знания себя, ясного понимания причин своих поступков и реакций, а еще – понимания того, как, собственно говоря, нужно выстраивать отношения. И тогда на помощь нам приходит знание психологии человека.

Например, один из важных христианских ориентиров – идея жертвенности. И как же трудно разобраться с этой жертвенностью в семейной жизни! В своей книге Валентина Дмитриевна рассказывает о людях, которые не чувствуют, в чем заключается ее христианский принцип, и их жертвенность переходит в другое качество – они отказываются от самих себя. Таким людям кажется, что они идут правильным, духовным путем решения проблем. Однако Господь говорит о жертве как о жертве во имя Мое, которая не должна приноситься на алтарь порока, греха, не должна служить чьей-то гордыне, уступать или потакать пороку. Часто жертвенное поведение лишь помогает греху разрастаться еще больше и больше. И Господь повторяет нам, что по плодам познаются наши устремления. Если мы от чего-то отказываемся, то ради достойной, благой цели! Вспомним Его слова о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Господь призывает нас к жертвенному служению, но нам нужно всегда помнить, что искупительная жертва у христиан одна – Сам Христос.

О киноактере и иконописце Вадиме Урюпине рассказывает подольский писатель Сергей Грачев.

МЕДИАЦЕНТР — 7 июня, ПОДОЛЬСК — Двадцать лет назад в «Подольском альманахе» был опубликован литературный сценарий «Покаянные дни – Три истории к прославлению новомученников». Автор – артист театра и кино, каскадер, иконописец Вадим Алексеевич Урюпин, увлекшийся в преклонные годы литературным творчеством. «Опыт литературного сценария», как определил жанр автор, был больше похож на пейзажное эссе – в нем есть и красочные описания Саровского бора, и утонувшая в сугробах монашеская обитель, и пробуждение природы весной, и лики святых в лучах восходящего солнца – во всем этом много света и добрых чувств.

Вадим Урюпин родился в Магнитогорске в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны, в шестилетнем возрасте, он выступал в госпиталях, пел песни на стихи поэта Николая Букина «Прощайте, скалистые горы», «Три танкиста» Бориса Ласкина, частушки… Отец, Алексей Иванович Урюпин, вернулся с фронта израненным. В годовщину Победы, на празднике в Магнитогорском театре драмы им. Пушкина, Вадим громко спросил отца: «Папа, а где Фадеев?», и сидящий перед ними знаменитый писатель обернулся и пожал мальчику руку: «Это я Фадеев».

Окончив семилетку, Вадим поступил в ремесленное училище, стал сталеваром. В свободное время занимался гимнастикой, боксом, акробатикой.

В юности любимым фильмом Вадима Урюпина стала картина «Весна на Заречной улице». Он посмотрел этот фильм около двадцати раз, и однажды решил бесповоротно: «Стану актером. Если Рыбников играет меня, сталевара, почему бы и мне не стать актером?»

Мама Вадима, Татьяна Антоновна, в юности мечтала стать актрисой, она и привела его на Мосфильм для участия в массовке. Вскоре Вадим становится актером второстепенных, эпизодических ролей…

Некоторые считают, что у Вадима Урюпина была очень фактурная и запоминающаяся внешность. В кадрах у него то «цинковая» физиономия обывателя, то гротескное лицо идиота. Все познается в сравнении: например, подольчанин Анатолий Калабулин – «советский Фернандель», снявшийся вместе с Урюпиным в роли другого шахматиста в «12 стульях», обладал более комичной и фактурной внешностью. Но так или иначе, Вадим Алексеевич сыграл более ста эпизодических персонажей, а если вспомнить его в массовках, киножурналах и телепередачах, то экранных воплощений было гораздо больше. Только в 1970-е годы Урюпин снялся в десяти фильмах, именно тогда, находясь на съемочной площадке вместе с Николаем Рыбниковым, он понял: мечта сталеварской юности сбылась! Впоследствии ему довелось работать рядом с Андреем Мироновым, Евгением Леоновым, Екатериной Васильевой, Александром Калягиным, Майей Плесецкой, Натальей Гундаревой, Леонидом Куравлевым, Михаилом Пуговкиным, Людмилой Целиковской. И, конечно, был знаком с известнейшими режиссерами: А. Миттой, В. Мотылем, А. Прошкиным, С. Герасимовым.

Впервые Урюпин снялся в эпизодах фильмов «Вечный зов» и «Красный чернозём». Увы, в титрах его фамилию не указали. В картине «Риск – благородное дело» он – зритель на трибуне, в «Смешных людях» – арестант, в «Усатом няне» – член комиссии по трудным подросткам, в «Смотри в оба» и «Подданых революции» – красноармеец, в «Лесе» – господин с письмом, в «Набате на рассвете» – мужик, в «Лавке Рубинчик и…» – обитатель свалки, в «Чужой стороне» – пассажир в шубе, в «Прямой трансляции» – работник котельной Вадик и плешивый тип с ножницами из сна героя… Были еще фильмы, в которых В.А. Урюпина далеко не всегда указывали в титрах: «Мой ласковый и нежный зверь», «Аленький цветочек», «Прощальная гастроль «Артиста», «Юность Петра», «Берегите мужчин», «Срочно… секретно… губчека», «Не стреляйте в белых лебедей», «Цыганка Аза», «Убить скорпиона», «Собачий пир», «Человек-невидимка»…
С особенной радостью вспоминал Вадим Алексеевич свою работу на съемках фильмов «Похождения графа Невзорова», «Лев Толстой», «Звезда пленительного счастья», «Двенадцать стульев» (шахматист в Васюках), «Дом, который построил Свифт». И особенно ему нравилась роль горбатого монаха в фильме «Михайло Ломоносов»; накануне дня, когда Урюпина пригласили в этот фильм, Вадиму Алексеевичу приснился сон, в котором патриарх Пимен благословил его, сказав: «Жди чуда!».

Какое-то время Вадим Алексеевич работал в цирке, поэтому в кино бывал и каскадером, например, в телесериале «Вечный зов», иногда дрессировщиком, помогал набирать актеров, был дублером Катина-Ярцева, Ролана Быкова, Льва Дурова, на которого Вадим был очень похож и ростом, и комплекцией, и даже лицом. В качестве каскадера-дублера Л. Дурова, в 1998 году Вадим Урюпин снялся в фильме «Не послать ли нам… гонца?». Когда Юрий Соломин, параллельно с «Хождением по мукам», снимался в фильме «Дерсу Узала» и подолгу пропадал на Дальнем Востоке, Урюпин подменял его в эпизоде, когда Ирине Алферовой нужно было «прикрыть мужа от пуль». А в фильме по новелле Льва Толстого «Филиппок» Урюпину пришлось танцевать с медведицей.

На «Мосфильме» он встретился со своей будущей женой Еленой, актрисой, певицей. Семья вскоре полностью стала актерской: сын снимался в кино, в рекламе, в музыкальных видеоклипах. Даже домашние животные выступали на широкой публике: петух, к примеру, снимался вместе с Вадимом Алексеевичем в политической рекламе.

Вспоминая роли священников, преступников, гробокопателей, мошенников, актер говорил: «Богатый натюрморт. Пришла пора отмаливать грехи лицедейства». По ночам его мучили кошмары о тех временах, когда он жил в безверии. Он считал, что поэтому и посланы ему Богом испытания: болезни, смерть жены, искушения… «И приходит человек в храм, и глядит в себя, в глубину. Созревает внутренне, молится, успокаивается и душа чище становится, – рассказывает Вадим Урюпин в небольшом телеочерке «Божий человек». – Где Бог, там и любовь. Терпение, смирение, и тогда дорожка к храму ведет, и потихонечку будем исправляться. Грехов много в актерском деле, это пережить надо. Да Господь не оставит… И приведет, как меня привел – к иконописи, самому древнему искусству». Он жалел, что не пришел к вере раньше. Но на все воля Божия.

Самой известной стала для Вадима Урюпина эпизодическая роль придворного в фильме «Обыкновенное чудо». Король (Евгений Леонов) «весело тиранит» придворного, выливая липкое кофе на голову Урюпину, который преданно смотрит на монарха и со всем соглашается. И презрение, и сострадание вызывает этот персонаж. Потом Леонов даже извинился перед ним за такие киношные шутки. А еще Вадим Алексеевич любил рассказывать, что в «Обыкновенном чуде» вырезали очень потешный эпизод, где он вываливался из окна, оставив штаны на подоконнике

В начале 2000-х годов в нашем небольшом издательстве, располагавшемся на Большой Грузинской улице, недалеко от Дома кино, бывал в гостях и Вадим Урюпин. Он очень хорошо к нам относился, ему нравилось сидеть в редакции, пить чай, вспоминать интересные случаи из актерской жизни. Запомнилось, как однажды Вадим Алексеевич принес с собой «Экспресс-газету». Со свойственной желтой прессе запальчивостью газета назвала Урюпина королем эпизода. Вадиму Алексеевичу, с одной стороны, было лестно показать публикацию друзьям, с другой – эта статья его раздражала. И вдруг сказал, что многие его эпизодические роли – это сатира на человеческие пороки: «Человек всегда на сцене, даже когда один. Его видит Бог». А потом успокоился, вновь впал в свое обычное благодушие, принялся рассказывать о необычных случаях из актерской жизни…

К Вадиму Урюпину не часто обращались за автографом, поэтому та надпись, которую он сделал мне на память на газете со статьей о нем, можно считать редкостью.

Последние съемки, в которых принимал участие Вадим Алексеевич, были в 2004 году: это эпизоды в детективном фильме «Тайный знак-3. Формула счастья» и в сериале «Виола Тараканова». Его жизнь к тому времени полностью изменилась: он сочинял сценарии, писал иконы, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» нес послушание. Некоторые иконы его кисти висят в Петровском и Хотьковском монастырях, храме Пресвятой Богородицы в Путинках. Почивший 1 августа 2006 года Вадим Алексеевич Урюпин похоронен на Востряковском кладбище.

Газета «Местные вести» № 21 от 5 июня 2020
Сергей Грачев
Фото из архива автора

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *