Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев; 8 января 1926, Козлов, Тамбовская губерния — 4 ноября 2003, Москва) — епископ Русской Церкви, митрополит Волоколамский и Юрьевский.

С 1963 года по 1994 возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, в 1980-е бывший наиболее влиятельным и профессионально укомплектованным структурным подразделением Патриархии и выполнявший, наряду с Отделом внешних церковных сношений, внешнеполитические функции. Как Председатель Издательского отдела, совершал многочисленные зарубежные поездки; владел английским языком на уровне, достаточном для частного общения и неофициального выступления перед публикой, хотя предпочитал обращаться к помощи переводчиков.

С Крещения 1972 года до конца жизни регулярно служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок № 15/2).

Митрополит Питирим

В конце 1980-х был заметной фигурой в московских интеллектуальных и музыкальных кругах. Никогда не был постоянным членом Священного Синода, но в 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов РПЦ.

Детство и образование

Родился в семье священника.

После окончания средней школы в 1943 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

В 1944 году стал одним из студентов первого набора открывшихся 14 июня в московском Новодевичьем монастыре Богословского института и Богословско-пастырских курсов, в 1946 году преобразованных в Московскую Духовную Академию и Семинарию.

В 1945 году был замечен патриархом Алексием I и стал его иподиаконом.

В 1951 окончил Академию со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий. С 1951 преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в МДА.

15 февраля 1952 года Патриархом Алексием рукоположён во диакона.

В 1953 году получил звание доцента; 4 декабря 1954 года рукоположён во священника. Проходил пастырское служение в крестовом патриаршем храме.

С 1957 года — преподаватель Священного Писания Нового Завета.

Монашество

13 апреля 1959 года в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Питирим. 8 октября того же года Святейшим Патриархом Алексием возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Московской Духовной Академии и Семинарии.

2 января 1962 года был назначен ответственным редактором Журнала Московской Патриархии, официального органа РПЦ.

Постановлением Патриарха и Священного Синода от 14 мая 1963 года определено быть епископом Волоколамским, викарием Московской епархии, с назначением председателем Издательского Отдела Московской Патриархии. 22 мая в Синодальном зале Патриархии состоялось наречение во епископа.

Был духовным сыном преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского.

Архиерейство

23 мая 1963 года, в Вознесение, хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии за литургией в Богоявленском Патриаршем соборе. Хиротонию совершали: Патриарх Алексий I, архиепископы: Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), Можайский Леонид (Поляков), Калужский и Боровский Леонид (Лобачёв), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов) и епископы: Киприан (Зёрнов) Дмитровский и Донат (Щёголев).

23 мая 1963 года одновременно с хиротонией во епископа, был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата и оставался на этом посту более 30 лет — до 3 декабря 1994 года, когда в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет был освобождён от должности его председателя. За этот период численность сотрудников выросла с 20 до 173 штатных и более 300 внештатных сотрудников.

В 1964—1965 годы временно управлял Смоленской епархией.

В ноябре 1971 года была образована английская редакция Журнала Московской Патриархии, имевшая подписчиков в более чем 50 странах.

9 сентября 1971 года возведён в сан архиепископа.

Заботами архиепископа Питирима Издательский Отдел, ранее ютившийся под одной крышей с трапезным Успенским храмом Новодевичьего монастыря, получил в аренду здание на Погодинской ул., 20, с правом его реконструкции. Переезд состоялся осенью 1981 года. В новом здании помимо чисто издательской деятельности митрополит Питирим организовал работу отдела фотовыставок, киносъёмочной группы, отдела слайдфильмов, видеофильмов, звукозаписи, справочно-библиографического отдела, отдела переводов и мн. др.

Преподобный Севастиан и Владыка Питирим

Господь по Своему неизреченному Промыслу соединяет людей, связывая незримой нитью их жизненные пути. Так случилось, что преподобный Севастиан Карагандинский, ученик великих оптинских старцев, узнал будущего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), когда тот был еще совсем маленьким мальчиком. А спустя многие годы именно от него принял постриг в Великий ангельский образ — схиму — и получил последнее напутствие в жизнь Вечную.

Их знакомство состоялось еще в конце 20-х годов XIX века. Отец будущего Владыки служил настоятелем в Ильинском храме города Козлова, позднее переименованного в Мичуринск.

После закрытия Оптиной Пустыни отец Владимир пригласил служить в свой храм бывшего келейника преподобных оптинских старцев Иосифа и Нектария иеромонаха Севастиана, которого почитал за духовную рассудительность и опытность.

В 1930 году отца Владимира арестовали. Его младший сын Константин, которому в ту пору было всего четыре с половиной года, на всю жизнь запомнил этот день: «Я запомнил, что пришли за ним ночью, и что небо было звездное. Тогда я твердо решил, что буду монахом. Это решение было моим ответом на случившееся. Я понял тогда, что тоже буду священником, как папа, но мне не хотелось кого-то за собой тащить и заставлять переживать те трудности, которые выпали на долю нашей семьи».

Отец Севастиан, который и сам находился в ту пору в нелегком положении, взял на себя заботу о многодетной семье священника, которую выгнали из дома. Матушку вместе с детьми никто не решался пустить к себе. С трудом удалось найти крохотную комнату у двух сестер-старушек.

Отец Севастиан помогал семье, пока Нечаевы не уехали в Москву, где обосновались старшие дети. После их отъезда 25 февраля 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах следователь выяснял его отношение к советской власти, на что батюшка отвечал:

— На все мероприятия советской власти я смотрю, как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся.

Он получил семь лет лагерей в Казахстане, где и остался после освобождения.

Прошли годы. Константин продолжил духовное служение своих предков, принял монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского, возглавил Издательский отдел Московской Патриархии и стал одним из самых авторитетных иерархов своего времени.

Со старцем Севастианом Владыка встретился только в 1955 году, когда в Караганде был освящен храм. Духовная связь между продолжателем оптинской традиции и Владыкой Питиримом сохранялась до самой кончины старца, это были очень теплые отношения — отношения отца и сына.

Господь привел Владыку Питирима принять последнюю исповедь старца, постричь его в схиму и возглавить отпевание.

Как позднее вспоминал Владыка, «в 1966 году я был включен в состав паломнической группы, следовавшей на Святую Землю. Возглавлял нашу группу тогдашний Председатель Отдела внешних церковных сношений, ныне покойный уже митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим. Поездка предполагалась очень ответственной — мы должны были решить множество вопросов относительно нашей Духовной миссии в Иерусалиме.

Накануне отъезда, в первых числах апреля я позвонил в Караганду отцу архимандриту Севастиану, попросил его святых молитв и благословения в дорогу. А он вдруг сказал, что ехать не надо. Я был ошеломлен. “Так надо, потом поймешь”, — сказал он по телефону. В полной растерянности я думал: с одной стороны, нельзя не послушать благословения старца, но с другой, что мне сказать митрополиту Никодиму?

Решение пришло совершенно неожиданно. Перед самым отъездом, буквально накануне вечером у меня появился сильнейший жар — температура поднялась до сорока градусов. Было очевидно, что поехать я не смогу. Я позвонил Владыке Никодиму и сообщил ему о случившемся. Кажется, митрополит тогда был очень расстроен, что моя поездка не состоится. Мы поговорили с ним по телефону, обсудили наши дела, он пожелал мне скорейшего выздоровления.

Прошло несколько дней и вдруг раздается звонок из Караганды — от о. Севастиана — меня просят, чтобы я немедленно вылетал к нему. Как же я был удивлен тогда: старец буквально “отговаривал” меня от такой ответственной поездки на Святую Землю, а тут вдруг: “Срочно вылетай”. Но я поспешил исполнить благословение о. Севастиана, к тому же и чувствовал я себя уже гораздо лучше.

16 апреля, в субботу, я прилетел в Караганду и сразу же с аэродрома поехал к cтарцу. — Выглядел он очень плохо. Был совершенно слаб. — Таким, наверное, я никогда, ни при какой болезни его не видел… Он просил меня постричь его в схиму… Сразу же начались приготовления, откладывать далее было уже нельзя — cтарец был очень слаб.

Благодарение Господу, все удалось очень успешно: несмотря на изнеможение и слабость, о. Севастиан был в полной памяти, и нам удалось тогда же совершить пострижение его в великий ангельский образ.

Я был около cтарца буквально до последних часов его жизни. Той же ночью, после пострижения в схиму, ему стало очень плохо, он поисповедывался, причастился. Жаловался, что испытывает томление духа и тела».

Как вспоминали духовные чада старца Севастиана, «После пострига Батюшка говорил очень мало. Удивительно преобразилось его лицо, и весь его вид. Он был преисполнен такой благодати, что при взгляде на него трепетала душа. И остро ощущалась собственная греховность. Это был величественный старец, и уже не здешнего мира житель».

19 апреля 1966 года старца Севастиана не стало… Это было на Радоницу, в день «вселенского», общецерковного поминовения усопших.

Святейший Патриарх Алексий I отправил в Караганду телеграмму, в которой выразил соболезнование по случаю кончины о. Севастиана и благословил Владыку Питирима совершить погребение cтарца.

21 апреля было совершено заупокойное богослужение, которое возглавил Владыка Питирим. До Михайловского кладбища старца Севастиана провожал весь город. Как свидетельствует его жизнеописание, «на катафалке гроб везли только небольшой отрезок пути до шоссе. Свернув на шоссе, гроб понесли до кладбища на вытянутых вверх руках. Он плыл над огромной толпой народа и был отовсюду виден. Все движение на шоссе было остановлено, народ шел сплошной стеной по шоссе и по тротуарам. Окна домов были раскрыты — из них глядели люди. Многие стояли у ворот своих домиков и на скамейках.

«Мне все нравилось во владыке»

Хор девушек с пением “Христос Воскресе” шел за гробом. ”Христос Воскресе”, — пела вся многотысячная толпа».

Преподобный Севастиан Карагандинский был прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии, а в 2000 году причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Святые мощи подвижника были обретены 4 ноября 1997 года.

Вечная и благая память!

Родился 2 февраля 1961 года на хуторе Нижний Кореновского р-на Краснодарского края в семье рабочих, окончил общеобразовательную школу. Иподиакон и келейник архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена (Орехова).

В 1980-1982 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1982 г. поступил на службу в Архангельскую епархию. 22 ноября 1982 г. епископом Архангельским Исидором рукоположен во диакона с назначением в Республику Коми.

С 24 декабря 1982 г. по 27 февраля 1984 г. — диакон Преображенского храма с. Айкино Республики Коми.

В 1984 г. принял монашеский постриг в честь святителя Питирима, Усть-Вымского чудотворца. Поступил на заочный сектор Московских духовных школ.

С 27 февраля 1984 г. по 3 марта 1987 г. — диакон Казанского храма г. Сыктывкара.

27 февраля 1987 г. в храме Всех святых г. Архангельска епископом Исидором рукоположен во иеромонаха. Организовал в г. Печора Республики Коми новый приход и женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

С 3 марта 1987 г. по 15 августа 1987 г. — второй священник Преображенского храма с. Айкино Республики Коми. С 15 августа 1987 г. по 20 декабря 1988 г. — настоятель Лазаревского храма г. Онега Архангельской обл. С 21 декабря 1988 г. по 20 апреля 1989 г. — второй священник храма Всех святых г. Архангельска. С 21 апреля 1989 г. — настоятель молитвенного дома в г. Печоры Республики Коми.

С 20 сентября 1994 г. — настоятель Свято-Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря.

7 апреля 1994 г. возведен в сан игумена. Выполнял послушание члена ревизионной комиссии Сыктывкарского благочиния и епархиального миссионера в Республики Коми.

6 октября 1995 г. возведен в сан архимандрита.

8 октября 1995 г. избран епископом Сыктывкарским и Воркутинским.

Митрополит Питирим (Нечаев)

Наречение состоялось 18 декабря, хиротония — 19 декабря 1995 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.

В декабре 2005 г. защитил в Киевской духовной академии кандидатскую работу по новейшей истории Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 6) в связи с образованием Воркутинской епархии присвоен титул «Сыктывкарский и Коми-Зырянский». Также решением Синода возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 г. (журнал № 130) утвержден в должности священноархимандрита Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря в с. Ульяново Усть-Куломского р-на Республики Коми и Усть-Вымского Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на Республики Коми.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *