Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси

Дата рождения:
19 февраля 1952 г.
Дата хиротонии:
22 марта 1992 г.
День ангела:
12 июля

В миру — Георгий Васильевич Пономарёв. Родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской Армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.

В 1973-1976 гг.

Павел (Пономарёв)

учился в Московской духовной семинарии. В 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 гг. — слушатель аспирантуры при МДА.

В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; †1982) пострижен в мантию.

В марте 1978 г. рукоположен во иеродиакона, в мае — в иеромонаха.

В 1979-1981 гг. — референт Отдела внешних церковных сношений.

С сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля 1982 г. — заместитель начальника Миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена. С июля 1986 г. по июль 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита.

В 1988-1992 гг. — наместник Псково-Печерского монастыря.

Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 г. определено быть епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 21 марта 1992 г. чин наречения в Богоявленском кафедральном соборе совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Псковский и Великолукский Владимир, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор. 22 марта 1992 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

В 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским.

В 2001 г. возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский.

С 7 мая 2003 г. — архиепископ Рязанский и Касимовский.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен (журнал № 132) главой новообразованной Рязанской митрополии.

8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) присвоен титул Минский и Заславский, назначен главой новообразованной Минской митрополии.

Награжден орденами святителя Иннокентия Московского, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и преподобного Серафима Саровского (все II степени). 

Имеет награды Антиохийской, Иерусалимской и Американской Православных Церквей.

Епископ Павел (Ивановский) – в миру Николай Иванович – родился в 1894 году в с. Сергиевском Крапивенского уезда Тульской губернии.

Митрополит Минский и Заславский Павел

Отец его, служивший протоиереем в храмах Тульской епархии, был для него образцом служения Богу и людям. Мать учила его страху Божию: учила ходить перед Богом и никогда не забывать Его присутствия. Дороги были юному Николаю и от многого зла всю жизнь охраняли его добрые материнские советы.

Будучи от природы тихого и кроткого нрава, он еще более усовершенствовал эти драгоценные качества сначала под родительским кровом, а потом в Тульской духовной семинарии. Двадцати лет (после окончания семинарии) он стал работать в народной школе учителем. Однако искреннее благочестие, постоянная скромность и молчаливость, любовь к уединенной жизни обнаруживали в молодом преподавателе наклонность к монашескому бытию. Душа его стремилась не к земному, а к высшему, горнему богатству. И в 1896 году, согласно прошению, молодой человек был пострижен в монашество с наречением ему имени Павел. И всю свою дальнейшую жизнь о. Павел мог служить образцом монашеского жития.

Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и назначен миссионером-священником в Иргенский стан Забайкальской епархии. Здесь, среди полудиких монгольских племен начал благовестник Христов свою просветительскую деятельность.

В 1900 г. его переводят на служение во Владивостокский архиерейский дом Владивостокско-Камчатской епархии. Одновременно он был зачислен студентом в Восточный Институт на китайско-корейское отделение и стал первым епархиальным стипендиатом.

По окончании Восточного института в 1904 году о. Павел был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Корейской духовной Миссии в Сеуле.

Отцу Павлу удалось продолжить дело своего предшественника архимандрита Хрисанфа – перевод ряда богослужебных книг на корейский язык. Вместе с корейским переводчиком И. Каном они проделали большую работу, переведя молитвослов, часослов, паримийник, служебник, требник, избранные службы из Октоиха, Триоди и праздничной Минеи, а также краткую историю Ветхого и Нового Завета, Катехизис, последование ко Святому Причащению и чин панихиды. Многие переведенные книги были вскоре отпечатаны в типографии, часть переводов так и осталась в рукописях. По благословению отца Павла рясофорный послушник Феодор Перевалов с помощью М.Г. Кима положил на ноты многие песнопения на корейском языке, сохранив при этом основы русских церковных мелодий. За 6 лет своего пребывания в Корее архимандрит Павел широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, а также ряд молитвенных домов. С великою мудростию умел он убедить в истине Православия и немало язычников привел к Таинству Святого Крещения.

Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. деятельность миссии подверглась серьезным испытаниям. Ее сотрудники были высланы из Сеула японской военной администрацией и нашли временный приют в Шанхае в отделении Пекинской Православной миссии.

Нелегко было исполнять послушание Матери нашей Святой Церкви, будучи начальником Духовной Миссии в Сеуле после окончания русско-японской войны «. Япония открыто развивала в Корее напряженную деятельность, обращая страну в базу военных предприятий против России.

Дело духовного окормления корейцев осложнялось также и тем, что после окончания русско-японской войны на территорию епархии под видом книгонош все чаще стали проникать пресвитерианские проповедники. Поэтому архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий горячо ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о назначении в его епархию викарного епископа с возложением на него специальной задачи заведования делами епархиальной православной миссии среди корейцев.

В 1910 году в Иркутске состоялся общесибирский миссионерский съезд, в работе которого приняли участие архиепископ Евсевий и архимандрит Павел. Съезд рекомендовал для улучшения работы корейской миссии назначить ее начальником самостоятельного епископа. В 1912 году Святейшим Синодом с Высочайшего соизволения было учреждено новое викаприатство во Владивостокско-Камчатской епархии с наименованием нового епископа Никольск-Уссурийским и с назначением ему местопребывания во Владивостоке. Тогда же 14 июня 1912 года Государь Император Высочайше утвердил доклад Святейшего Синода о бытии епископом Никольск-Уссурийским, викарием Владивостокской епархии начальнику Сеульской Духовной Миссии в Корее архимандриту Павлу, (Ивановскому), а 22 июня того же года в зале заседаний Синода был совершен чин наречения его во епископа.

В 1913 году по инициативе епископа Павла во Владивостоке прошел первый епархиальный миссионерский съезд, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской деятельности в епархии. Кроме того, был создан переводческий комитет, в число членов которого вошел известный востоковед профессор Восточного института Г.В. Подставин. Комитет перевел и издал почти полный Служебник и Требник, пересмотрел прежние издания, составил духовные листки с проповедями.

Уделял большое внимание развитию школьного образования. В некоторых школах был введен урок церковного пения. Полный курс обучения в одноклассной миссионерской школе составлял 4 года, в двуклассной – шесть лет. Если дети не знали или плохо знали русский язык, преподавание в первые годы обучения велось на их родном языке.

Деятельными помощниками Владыки Павла были его ученики-катехизаторы ставшие впоследствии священниками-миссионерами, корейцы по национальности Роман Ким, Василий Огай, Василий Лян, Мефодий Хван, Николай Цой и другие. Об успехах миссионерской деятельности Владыки Павла не раз писали «Владивостокские епархиальные ведомости». Вот одно из таких свидетельств: «…Присоединен к Православию глава местных корейцев-пресвитериан г-н Цой с наречением имени Иннокентия. Результатом его деятельности (до принятия крещения -авт.) стало основание в крае общины пресвитериан . Здесь он встретился с молодым, энергичным, православным катехизатором, ныне миссионером-священником о. Василием Огай. Встреча их и беседы привели к полной перемене религиозных воззрений пресвитера Цоя . Посещение богослужения Православной Церкви в Светлое Воскресенье произвело на него такое впечатление, что он решил перейти в Православие. Чин присоединения к Православию совершал Преосвященный епископ Павел. Цой почти не говорил по-русски, и Владыка задавал ему вопросы и читал положенные молитвы на корейском языке».

Архимандрит Павел лично принял участие в сборе пожертвований и сам много личных средств вложил в строительство церкви-школы «Всех скорбящих радость». И 9 декабря 1907 года правящий архиерей,– архиепископ Евсевий, освятил двухэтажное здание с домовым храмом, над главным входом которого по предложению о.Павла была сделана надпись: «Памяти убиенных русских воинов 1904 – 1905гг». С 1913г. в здании этой церкви – школы вместо первоначально располагавшегося здесь городского училища начала действовать школа Духовной миссии и Катехизаторское училище.

Стремясь увековечить память героев русско-японской войны, архимандрит Павел договорился с японской администрацией о перенесении из Кореи во Владивосток праха погибших моряков со знаменитого крейсера «Варяг». Их погребение предполагалось поначалу произвести в склепе под храмом, а в садике при храме поставить обелиск. Однако исполниться мечтам священника-патриота было не суждено: когда 17 декабря 1911 г. прах моряков был привезен во Владивосток, захоронение произвели в братской могиле на Морском кладбище.

До 1918 года епископ Павел оставался деятельным помощником и сподвижником архиепископа Владивостокского и Камчатского Евсевия.

Митрополит Павел: Много раз меня спасала божественная сила

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской Армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.

В 1973-1976 гг. учился в Московской духовной семинарии.

В 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 гг. — слушатель аспиратуры при МДА.

В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; †1982) пострижен в мантию.

В марте 1978 г. рукоположен во иеродиакона, в мае — в иеромонаха.

В 1979-1981 гг. — референт Отдела внешних церковных сношений.

С сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля 1982 г. — заместитель начальника Миссии.

В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена.

С июля 1986 г. по июль 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В августе 1986 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита.

В 1988-1992 гг. — наместник Псково-Печерского монастыря.

Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 г. определено быть епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде.

21 марта 1992 г. чин наречения в Богоявленском кафедральном соборе совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Псковский и Великолукский Владимир, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор.

22 марта 1992 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

В 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским.

В 2001 г. возведен в сан архиепископа с титулом «Венский и Будапештский».

С 7 мая 2003 г. — архиепископ Рязанский и Касимовский.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) присвоен титул «Рязанский и Михайловский», назначен (журнал № 132) главой новообразованной Рязанской митрополии.

8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси.

22 сентября 2014 г. на расширенном заседании Совета Института теологии Белорусского государственного университета в Минске избран ректором Института теологии БГУ.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) присвоен титул «Минский и Заславский» (в связи с образованием Слуцкой епархии); назначен главой Минской митрополии.

Митрополит Минский и Слуцкий Павел: Недовольным властью надо меняться самим

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *