Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14) — эти слова, которые впервые услышали пастухи в ночь, когда в мир родился Спаситель, с особой силой звучат в Церкви в ночь Рождества Христова. Для всех нас, живущих близко к линии фронта и разделённых войной, эти слова становятся молитвой о мире, которую мы сегодня обращаем к Богу.

Когда эти слова услышали пастухи в Вифлееме, они прозвучали отнюдь не в самом уютном и спокойном месте на земле, где не было войн, зла, насилия, несправедливости и неправды. Палестина была раздираема междоусобной враждой: противоречия между Иродом и римлянами, иудеями и самарянами, теми, кто соглашался с римской оккупацией, и теми, кто был против неё, чем-то напоминают нашу сегодняшнюю жизнь.

В то время, когда прозвучали эти слова, точно так же были бедные и богатые, больные и здоровые, умные и невежды. И так же людям хотелось справедливости, мира, любви, благополучной жизни, процветания — всего того, чего в любую эпоху хочется каждому нормальному человеку.

Слова о мире от Бога звучат сегодня, в Рождественскую ночь, как наша надежда и цель. Наверное, никогда эти слова не воспринимались так близко к сердцу, как сейчас, когда каждую ночь за окном слышны залпы артиллерии и звуки стрельбы из автоматического оружия. Эти слова — послание Бога нашему миру. Он как бы говорит нам: «Я пришёл к вам с миром, с любовью, и принёс вам то, чего нет у вас — самое главное, то, без чего вы страдаете, мучитесь, воюете». По сути, христианами стали те люди, которым это оказалось близким, для которых эти слова не остались пустым звуком.

Именно об этих словах хочется говорить в Рождественскую ночь, потому что о мире сейчас говорят все: о том, что он необходим и важен, что без него нельзя созидать. Его желают друг другу утром и вечером, его хотят получить как вожделенное сокровище и самое главное благо.

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан

Но почему при таком количестве слов о мире мира нет? Почему он не наступает? Почему, если все хотят мира, уже второй год длится война?

Епархия разделена войной на две части. Мы всё время находимся в ожидании — и на той, и на этой стороне, — что придёт кто-то третий и сделает нашу жизнь благополучной и счастливой, радостной и мирной, тихой и спокойной. Но мы забываем, что больше всего мир нужен нам самим, и что мир приближают не слова о мире, от повторения которых мы уже устали, а каждый из нас — своими делами, которые мы совершаем ради того, чтобы этот мир был.

Каким образом простые люди, которые сегодня ночью стоят в храмах и молятся, радуются о пришествии в мир Христа Спасителя, могут повлиять на скорейшее наступление мира? Нам кажется, что это невозможно, что это зависит от президентов и главнокомандующих, что это решается в Москве, Вашингтоне или Киеве. Но мир начинается не там.

Мир начинается с простых, конкретных вещей в жизни каждого из нас: с готовности жить по совести в самом простом, бытовом понимании этого слова. С того, что мы не лицемерим, а говорим друг другу правду, не пытаясь скрыть её за многими пустыми словами, в которые мы сами не верим.

Мир начинается с того, что мы не других призываем к этому миру, а сами делаем всё для того, чтобы был мир в наших душах и вокруг нас — в наших семьях, в отношениях с детьми, ведь количество разводов сейчас больше, чем количество браков, и число одиноких людей, у которых есть взрослые дети, катастрофически велико.

Мир начинается с честных, порядочных и справедливых отношений между людьми, с ответственного отношения к своему делу. Война — это как раз следствие того, что в личной и общественной жизни такие категории, как честность, порядочность, справедливость, мораль, ответственность, ушли на второй план, стали только словами, за которыми нет никакого смысла. О них принято говорить, но не принято так жить. Мы разучились жить по правде, по совести, быть порядочными людьми по отношению друг к другу. Разучились просто быть честными в тех отношениях, которые мы между собой строим. Без этого невозможно никакого мира.

Мир — это не то, что приносят нам извне, а то, что становится следствием нашей собственной жизни, выстроенной по определённой иерархии ценностей, когда правда — на первом месте, когда совесть и ответственность — не пустой звук, когда любовь — это не то, о чём говорят, а то, что являют ежедневно самоотверженным и жертвенным служением. Именно этого нам не хватает, чтобы наступил настоящий мир, о котором возвестили ангелы в ночь Рождества, ради которого и пришёл на землю Сын Божий и создал Церковь, и учиться которому приходим в храм Божий все мы.

Нам сегодня хочется, чтобы кто-то всё сделал вместо нас, но так не будет. Делать придётся всё самим. И начинать каждому нужно будет с самого себя. Именно об этом надо задуматься, когда мы сегодня после службы будем возвращаться домой: о том, есть ли мир у меня в душе, в мире или во вражде я живу со своими родными и близкими, нет ли у меня ошибок в отношениях людьми, боль я им приношу или радость. Иначе все слова о мире окажутся пустыми и невостребованными. Мы их просто услышим, и ничего не изменится.

Так было и в ночь Рождества Христова. Одни услышали в словах ангела надежду, радость встречи с Богом, начало новой жизни, а для других эти слова остались пустым, ненужным звуком. Мы каждый год празднуем Рождество для того, чтобы можно было почувствовать, что жизнь обновилась, стала другой. Но это не произойдёт само собой, без наших усилий, без нашего желания что-то менять в нашей собственной жизни.

Война — это горькое лекарство, и очень не хотелось бы, чтобы оно было выпито нами зря. Если мы не поменяем своё отношение к жизни, война не закончится. А если и закончится, то начнётся какая-нибудь другая, третья, четвёртая, и так будет продолжаться бесконечно. Можно поменять Ирода на Ирода, Пилата на Пилата, изменить границы государств, валюту, часовой пояс, но от этого наша жизнь не станет лучше. В день Рождества Господь показывает нам альтернативу, выход из этого бесконечного круга. Радикально изменить жизнь может только Христос — и только для тех, кто сам захочет меняться, кто выйдет навстречу Ему.

Рождественское послание Митрополита Горловского и Славянского Митрофана.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • 17 июля | Редакция сайта

    священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга…

  • 14 апреля | Протоиерей Тимофей Пелех

    Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • 30 ноября | Протоиерей Иоанн Желиховский

    "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан, чья епархия разделена на две части — в Славянске находятся украинские войска, а в Горловке донецкие ополченцы, считает, что верующим и духовенству канонической Украинской Православной Церкви ни при каких обстоятельствах нельзя участвовать в этой братоубийственной войне, поскольку вокруг этого противостояния много неправды. Об этом владыка заявил в интервью газете «Православная жизнь».

«Миссия Церкви всегда была одна — приводить людей к Богу. Соединять людей с Богом — это миссия Церкви на все времена и во всех обстоятельствах. Во время войны люди как никогда задумываются над тем, что они в любой момент могут предстать перед Богом, обостряется религиозное чувство. Не следует использовать это религиозное чувство для того, чтобы вести людей непонятно куда, навязывать какие-то собственные идеи», — заявил архиепископ Митрофан, отметив, что «задача Церкви — свидетельствовать о том, что все мы люди, не умножать вражду, не распространять злобу».

&#171;Рано или поздно любая война заканчивается, &#8212; продолжил архипастырь. &#8212; И как бы там ни было, чтобы ни происходило, мы должны отдавать себе отчёт, что нам всё равно дальше нужно будет продолжать жить вместе. То ли в одном государстве, то ли соседями &#8212; это не от Церкви зависит, потому что не Церковь эту войну начала. <&#8230;> Свидетельствовать людям о Боге. Напоминать о том, что всё не заканчивается одним днём, что даже в таких экстремальных ситуациях нельзя позволять себе совершать поступки, о которых ты потом будешь жалеть всю свою жизнь, если ты останешься жить. А если престанешь пред Богом, тебе стыдно будет перед Ним стоять с этими поступками. Вот этим Церковь должна заниматься&#187;.

Отвечая на вопрос о допустимости оказания материальной помощи враждующим сторонам, владыка Митрофан отметил, что &#171;сегодня есть достаточно общественных организаций и структур, которые поддерживают вооруженные силы&#187;, и &#171;Церкви не следовало бы здесь, на мой взгляд, принимать участие&#187;. &#171;И не потому, что там нет духовных чад, которые в этой поддержке нуждаются, дело не в этом. Дело в том, что в этой войне много неправды. В этой войне много такого, прикоснувшись к чему Церковь потом это будет нести на себе. Не дело Церкви вооружать армию&#187;, &#8212; отметил архипастырь.

В то же время верующие Украинской Православной Церкви, по словам правящего архиерея Горловской епархии, могут &#171;оказывать помощь и поддержку раненым в госпиталях и в тылу, обездоленным и нуждающимся людям продуктами, медикаментами&#187;. &#171;Церковь может и должна духовно окормлять тех людей, которые берут в руки оружие, чтобы они не использовали это оружие так, как им заблагорассудится, а помнили, что они христиане, что у них должна быть совесть. Это всё, что может делать Церковь&#187;, &#8212; выразил уверенность владыка.

При этом он добавил, что просто не понимает, когда &#171;духовенство или некоторые иерархи покупают бронежилеты, или каски, или что-либо из оружия, или какие-то автомобили и отправляют в зону боевых действий&#187;. &#171;Я думаю, ко всему, что связано с войной, Церковь не должна прикасаться. Если сегодня те приходы, которые находятся в зоне так называемой АТО, начнут покупать каски и бронежилеты для ополчения, то Церковь обвинят в поддержке &#8222;терроризма&#8220;. Сразу.

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан (Никитин): Времена не выбирают

Никто даже не задумается ни на секунду. Но мы имеем две воюющие стороны, с двух сторон наши духовные чада, и там, и там есть христиане, православные Украинской Православной Церкви. И если мы одним покупаем бронежилеты, тогда и другим надо бронежилеты покупать&#187;, &#8212; заключил архипастырь.

Русская линия\ www.klikovo.ru

12 ноября 2014 г.

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: «Мы не понимали, что такое мир»

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этого праздника в Горловке.

По окончании богослужения и крестного хода архиепископ Митрофан обратился со словом к собравшимся.

«Есть вещи, которые невозможно понять, пока их не переживешь.

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан был возведен в сан митрополита

Когда у нас был мир, мы его не ценили — точнее, думали, что так и должно быть. Мы праздновали 9 Мая, еще со школьных лет говорили, что мир — это самое главное, но мы не понимали, что такое мир, потому что он у нас был всегда, с самого рождения, и никто у нас его не забирал. Сегодня, когда мира нет, мы понимаем, какими мы были счастливыми тогда, когда он у нас был.

У нас не было все хорошо, были проблемы, были трудности, были разные недостатки нашей жизни — и личные, и общественные. Но было самое главное: люди друг друга не убивали. Сегодня, когда этого нет, мы снова хотим, чтобы оно было. Мы молимся: «Господи, пошли нам мир, а мы уже дальше как-то будем и строиться, и окна вставлять, и жить нормально научимся — лишь бы мир был, лишь бы войны не было».

Представьте, как люди ждали, чтобы в мир пришел Спаситель. До грехопадения они не знали, как это — жить без Бога. А когда они Бога потеряли, когда их из Рая выгнали, когда они увидели, что вокруг не все так просто — и бури бывают, и животные дикие есть, и вражда между людьми появилась, и прочие «прелести» жизни без Бога, из-за которых люди теряют ориентиры и смысл жизни — им очень хотелось, чтобы кто-нибудь смог вернуть все обратно.

У них было такое обещание, Господь им сказал, что наступит время, когда от жены родится Тот, Кто вернет все обратно — «Семя Жены сотрет главу змия». И вся история Ветхого Завета с его пророками, Законом, необычными событиями — это история того, как люди ждали исполнения этого обещания, как они ждали рассвета, как ждали появления солнца, как они ждали того, что вновь будет тепло. И предвестником этого рассвета стало рождение Девы Марии».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *