О национальности И. в источниках и научной литературе высказывались различные мнения: русские источники называют его итальянцем, славянином, огречившимся болгарином, в лат. и греч. текстах И. назван «природным греком» (обзор мнений см.: Шпаков. Государство и Церковь. С. 34-35). Первоначальное образование, вероятно, И. получил в интеллектуальном центре Пелопоннеса — Мистре, бывшей значительным центром в Византийской империи по переписке рукописей (возможно, здесь сформировался красивый характерный почерк И.). Ок. 1403-1405 гг. И. перебрался в К-поль, возможно, учился у философа и ритора Мануила Хрисолора. В последние годы пребывания в столице империи И. стал близок к имп. Мануилу II Палеологу, поскольку уже в 1409 г. правитель поручил И. ответственное задание — переписать составленную императором речь (эпитафию) на смерть его брата Феодора Палеолога и в 1411 г.- торжественно произнести ее в день памяти царского родственника. Осенью 1410 — весной 1411 г. И. вернулся в Монемвасию и в монастыре арх. Михаила и всех ангелов принял монашество. Возможно, И. нек-рое время посещал философский лекторий Георгия Гемиста Плифона — именно этим можно объяснить особое отношение И. к философии Платона и пренебрежение трудами Аристотеля. В философской школе Плифона И. мог познакомиться с буд. митрополитами Виссарионом Никейским и свт. Марком Евгеником, митр. Эфесским. В 20-х гг. XV в. И. неск. раз произносил в честь имп. Иоанна VIII Палеолога энкомии и панегирики, что может свидетельствовать о его неофиц. статусе панегириста. В 1428-1429 гг. в связи со спором митрополитов Коринфского и Монемвасийского о церковной принадлежности п-ова Майны (Мани) И. было поручено составить 2 записки об истории этой общины и представить их императору. Спор был решен в пользу Монемвасийского архиерея. В 30-х гг. XV в. И. стал игуменом монастыря св. Димитрия в К-поле, находившегося под патронатом Палеологов.

Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.)
Киевский митр. Исидор в «немецкой земле» воздает почитание лат. кресту. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 477 об.) В нояб. 1433 г. И. был отправлен в составе греч. делегации на Базельский Собор католич. Церкви для обсуждения вопроса о месте и времени созыва Собора о соединении католич. и правосл. Церквей. Посольство было сформировано имп. Иоанном VIII из сторонников унии: очевидно, уже в то время И. принадлежал к их числу. По дороге на Собор делегация заехала в г. Ульм к имп. Сигизмунду Люксембургскому, которому передала 2 письма имп. Иоанна VIII. И. произнес перед Сигизмундом похвальную речь, в которой коснулся проблемы разделения Церквей и призвал императора приложить все силы к преодолению разделения. В Базель делегация прибыла 12 июля 1434 г., ее офиц. прием на Соборе состоялся 24 июля. С приветственной речью к послам обратился председатель Собора кард. Юлиано Чезарини, в ответ прозвучало обращение И. Его речь содержала сожаление о разделении христ. Церкви и размышление о путях достижения единства. В апр. 1435 г. послы дали согласие на приезд греч. духовенства для переговоров о соединении Церквей в Базель либо в один из городов Европы. Находившийся в 1436-1437 гг. в К-поле посол Базельского Собора Иоанн Стойкович назвал И. одним из главных защитников интересов папы среди греков. В процессе подготовки к созыву объединительного Собора император добился того, что И. был назначен присутствовать на Соборе в качестве представителя Антиохийского патриарха, к-рому османы не разрешили участвовать в заседаниях. Сделано это было без консультации с К-польским патриархом.

В 1436 г. И. был поставлен на Киевскую кафедру, вакантную после гибели в 1435 г. митр. Герасима. Т. о. были обеспечены участие Киевской митрополии в объединительном Соборе и высокий духовный ранг И., на чье активное содействие в деле заключения унии рассчитывал визант. император. И. прибыл в Москву 2 апр. 1437 г. и стал готовиться к отъезду на Собор, куда он отправился 5 сент. в сопровождении большой свиты из духовных и светских лиц митрополичьего двора, в т. ч. Суздальского еп. Авраамия и архим. Вассиана. С вел. кн. Литовским Сигизмундом Кейстутовичем были переговоры о присоединении к митрополиту представителей духовенства «литовской» части митрополии, но они оказались безрезультатными.

И. поехал к Балтийскому м. через Тверь и Новгород, в обоих городах ему был оказан торжественный прием. К Рождеству И. приехал в Псков, где находился 7 недель. Митрополит назначил своим наместником в Пскове архим. Геласия, фактически изъяв Псковскую землю из подчинения Новгородскому архиепископу (к-рым тогда был свт. Евфимий II Вяжицкий). 14 мая 1438 г. митрополит прибыл в Любек. Оттуда он намерен был отправиться в Базель, но узнал, что папа вопреки мнению членов Базельского Собора перенес место работы Собора в Италию, куда уехало греч. духовенство. В авг. 1438 г. рус. делегация во главе с И. прибыла в Феррару — место заседаний Собора (см. Ферраро-Флорентийский Собор), где часть спутников И. умерла от чумы. И. был назначен одним из 6 ораторов греч. стороны во время соборных дискуссий, составил ряд речей догматического содержания, однако произнести их ему не удалось.

Участники Собора в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 481)
Участники Собора в Ферраре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 481) Когда к дек. 1438 г. выяснилась бесплодность споров о правомочности Римской Церкви вносить дополнения в Символ веры, большая группа греческих участников Собора предложила прервать его работу, но император при поддержке И. и Никейского митр. Виссариона настоял на ее продолжении. Дискуссии возобновились после переезда участников Собора во Флоренцию в нач. 1439 г. Начиная с 30 марта на совещаниях греч. делегатов Собора Виссарион, И. и протосинкелл Григорий Мамма (см. ст. Григорий III Мамма) выступили за скорейшее заключение унии и допустимость прибавки Filioque к Символу веры. И. лично убеждал нек-рых епископов согласиться на это. 1 июня по поручению имп. Иоанна VIII И. вел переговоры с папой о посылке войск для защиты К-поля.

И. входил в состав делегации 4 прелатов, которые обсуждали с папой вопросы о совершении Евхаристии, о чистилище, об эпиклезе, о примате папы. Во время дискуссий И. отстаивал греч. т. зр. в вопросе об эпиклезе, в др. случаях он выступал за уступки латинянам. По настоянию митр. Виссариона и И. в готовившийся текст декрета было внесено постановление о наказаниях для тех, кто будет им противодействовать. 6 июля вместе с др. греч. участниками Собора И. подписал акт унии («с любовью соглашаясь и одобряя, подписываю»).

17 авг. И. был назначен папским легатом в Литве, Ливонии, России и «Лехии» (Польше): он, очевидно, должен был воплотить решения Флорентийского Собора в этой части Европы. 18 дек. 1439 г. И. был возведен в кардинальское достоинство. 6 сент. из Флоренции И. отправился в Венецию, оттуда на восток — через Венгрию в Польшу. В кон. марта 1440 г. И. приехал в польск. столицу Краков. В его присутствии в ун-те один из советников Краковского епископа произнес речь, в к-рой приветствовал заключение унии Церквей. Из Кракова митрополит направился в те епархии митрополии, к-рые находились в пределах Польского королевства (Холмскую и Перемышльскую). По-видимому, тогда же он поставил новых епископов на Холмскую и Перемышльскую кафедры. В авг. 1440 г. И. посетил столицу Великого княжества Литовского Вильно и ряд др. городов в «Литовской земле». Затем он, вероятно, поехал в юж. земли Великого княжества Литовского, т. к. 5 февр. 1441 г. киевский кн. Александр (Олелько) Владимирович выдал митрополиту грамоту, в к-рой подтвердил права митрополичьего дома на все принадлежавшие ему земли и доходы, а также пожаловал митрополичьей кафедре доходы от «мыта конского» и половину осмничего. Вместе с тем «митрополичьи люди» должны были нести лежавшие на них ранее повинности, в частности ремонтировать часть городских укреплений Киева.

Взгляды И. на положение православных на землях Киевской митрополии после заключения унии нашли отражение в его послании из Буды, написанном в марте 1440 г. и обращенном ко всем, кто должен был подчиняться его власти как папского легата. И. писал, что отныне «греки» и «латиняне» должны иметь между собой евхаристическое общение и быть равноправными. Обращаясь к «латинянам», И. подчеркивал истинность правосл. крещения. Эти утверждения И. вызвали враждебную реакцию Польской католич. Церкви, к-рая до Тридентского Собора не признавала правосл. крещение и отвергала решения Ферраро-Флорентийского Собора, в соответствии с к-рыми, подчинившись папе, православные сохраняли свои обряды и иерархическую структуру; Польская Церковь выступала за растворение православных в латинском мире. Это было одно из важных обстоятельств, почему в конфликте между организатором Флорентийской унии папой Евгением IV и Базельским Собором Польская Церковь встала на сторону Собора, отцы к-рого придерживались аналогичной позиции. По-видимому, уже в авг. 1440 г. католич. Виленский еп. Матфей препятствовал И. выполнять его полномочия папского легата, т. к. не имел на этот счет указаний от Базельского Собора.

И. прислал в Псков свое «благословение и грамоты», а в янв. 1441 г.- своего наместника Григория. Вероятно, к этому времени условия унии не были известны в Сев.-Вост. Руси. В марте 1441 г. И. прибыл в Москву, и в Успенском соборе была торжественно зачитана булла Евгения IV с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора. Вел. кн. Московский Василий II Васильевич передал «папино писание» на рассмотрение Собора рус. епископов, к-рые его отвергли. Между ними и И. завязался длительный спор, затем И. был помещен «за приставы» в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ре до получения вел. князем сведений из К-поля. По сообщению московских летописей, 15 сент. 1441 г. И. бежал из Москвы. Возможно, ему позволили уехать, т. к. не знали, как с ним поступить: в К-поле утвердился униат. патриарх Митрофан II, к-рый вряд ли осудил бы И. Уезжая, И., по-видимому, взял с собой из митрополичьей б-ки ряд рукописей, этим обстоятельством можно объяснить присутствие в Ватиканском собрании греч. книг, вложенных Киевским митр. св. Фотием (1408-1431) в б-ку Московской митрополичьей кафедры.

В нач. 1442 г. И. направился в Новогрудок к Литовскому вел. кн. Казимиру, но к тому времени и литов. правитель, и католич. Виленский еп. Матфей официально признали избранного Базельским Собором антипапу Феликса V, и И. был вынужден покинуть литов. земли. В марте 1443 г. И. находился в венг. столице Буде, где при его участии польск. и венг. кор. Владислав III издал привилей, по к-рому правосл. духовенству, принявшему унию, был предоставлен ряд прав и привилегий: гос. чиновникам запрещалось вмешиваться в дела, подлежавшие суду духовенства, предписывалось не нарушать существующие обычаи, даже если они не соответствуют принятым в католич. мире порядкам, король должен вернуть униат. Церкви утраченные ею земли. Владислав III был сторонником папы Евгения IV, но польская церковная и светская знать стояла на стороне Базельского Собора. По-видимому понимая это, И. из Буды направился к папскому двору в Италию и больше не вернулся на территорию Киевской митрополии, даже после того, как в 1447 г. Польша и Литва подчинились власти папы Николая V, преемника Евгения IV.

Вел. кн. Василий Васильевич отправляет Исидора в Чудов мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 546)
Вел. кн. Василий Васильевич отправляет Исидора в Чудов мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 546) В последующие годы деятельность И. была связана с борьбой за утверждение унии на территории Византийской империи, прежде всего в К-поле. Здесь уже в нач. 40-х гг. XV в. имелось много противников унии, опиравшихся на поддержку 3 вост. патриархов. Первую поездку с целью насаждения унии И. совершил в 1443 г., после смерти 1-го униат. К-польского патриарха Митрофана. После поставления в 1445 г. нового униат. К-польского патриарха — Григория Маммы — была предпринята 2-я поездка. И. выехал из Рима 22 дек. 1445 г. и вернулся туда 12 февр. 1448 г. Помимо пропаганды унии И. собирал и копировал древние рукописи, содержащие творения св. отцов и деяния Вселенских Соборов. Цитаты из этих текстов он использовал для аргументации в полемике с православными по вопросам исхождения Св. Духа, примата папы и др. К 1446-1448 гг. относится единственный сохранившийся след контактов И. с духовенством Киевской митрополии. Кандидат на Владимиро-Волынскую кафедру Даниил совершил путешествие в К-поль, где И. поставил его в епископы, а Даниил дал ему свое «исповедание». Связи прервались, когда в янв. 1451 г. вел. кн. Литовский Казимир и его рада передали Киевскую митрополичью кафедру поставленному в Москве митр. св. Ионе.

После того как в 1450 г. униат. патриарх Григорий Мамма, будучи не в состоянии победить противников, покинул К-поль, И. был направлен туда в мае 1452 г. как папский легат и в кон. окт. прибыл в столицу Византии с небольшим вооруженным отрядом. Имп. Константину XI и его окружению дали т. о. понять, что, лишь приняв унию, они могут рассчитывать на помощь зап. стран. 12 дек. 1452 г. в Софии Св. соборе в Константинополе была совершена служба с поминанием папы и отсутствовавшего патриарха, затем были зачитаны решения Флорентийского Собора. Софийский собор был передан сторонникам унии. И. находился в городе до его взятия османами, совершил последнее христ. богослужение в Софийском соборе. И. попал в плен и, как известный человек, был выкуплен знавшим его генуэзским купцом.

В 1458 г. по согласованию с папой Каллистом III было принято решение о разделе Киевской митрополии путем выделения из ее состава особой митрополии — «Киевской, Литовской и всея Руси», охватывающей епархии на территории Великого княжества Литовского и Польши. 15 окт. 1458 г. патриарх Григорий Мамма поставил на эту кафедру Григория, ученика И. и его преемника на посту настоятеля мон-ря св. Димитрия в К-поле. В пользу Григория И. отказался от своих прав на польско-литов. часть Киевской митрополии. В янв. 1459 г. он отказался в пользу Григория и от своих прав на московскую часть митрополии. В эти годы И. занимал архиепископскую кафедру Керкиры (Τσίτσας ᾿Α. Χ., πρωτοπρεσβύτερος. Βενετοκρατομενη Κέρκυρα: Θεσμοί. Κέρκυρα, 1989. Σ. 31). Папа Пий II поставил И. деканом коллегии кардиналов, патриархом К-польским и архиепископом Кипрским, но в действительности в ведении И. была только греч. колония в Венеции. В 1459 г. И. принял участие в работе Мантуанского Собора, созванного для организации крестового похода против турок. В дек. 1462 г. Виссарион Никейский был назначен администратором при И., к-рый был уже не в состоянии исполнять свои обязанности. И. был похоронен в базилике св. Петра в Риме.

Приняли мы монаха Исидора к себе. Очень по нраву пришелся монах Исидор батальону. Внес в нашу бивачную жизнь что-то такое, о чем мы уже и забывать стали. Вечером, натруженные походом, падаем по лежанкам, по соломенным тюфякам, а он тут как тут:
— Живы-здоровы, оспода офицеры? Туточки мазилку сварил, для мозолев крепко помогает. Ежели у кого натерто али волдырь какой!

И впрямь помогало. Ведал отец Исидор секреты трав и корешков, знал всякие молитовки, а особенно полюбили его офицеры и юнкера за рассказы о старой ещё Царской службе. Как брал он крепость Геок-Тепе, как сардары пленным русским головы рубили и на пики насаживали, что ныне те же большевики творят, как полковник Извольский, попав в плен, бежал голый, как есть, закутавшись в едино одеяло из верблюжьей шерсти, и так шел ажно тыщу верст по пустыни, как отряд их на сто человек, с двумя пушками, громил пять тысяч туркмен, и стояли белым плотным рядом, ощетинившись штыками, на ревущую орду…

— Восемьдесят штыков против пяти тысяч конников?ї — восхищенно-недоверчиво тянул взводный Кулебякин. — Это ты, батюшко, загнул.
— А Господь наш на что? — отзывался тут же отец Исидор. — С верой скажешь горе: перейди, гора, с одного места на другое — и передвинется. А нам, православному Воинству, под покровом Пресвятыя Богородицы, и говорить неча было: разогнали энтих абреков, яко горний ветер кизячный дым разгоняет!

С моим Матвеичем столковались они быстро. Очень зауважал Матвеича, когда заметил, как тот из сундучка своего достает старинное Евангелие, как торжественно садится под образа и начинает читать. На третью же ночь, едва расположились в селе Белесково, пришел к моему Матвеичу, вместе читали, вместе молились…
В этом селе у нас казус вышел. Уже под вечер вошли мы с одной стороны села, не поинтересовавшись, куда подевалась наша разведка. Так и думали, что раз впереди тихо, никто не стреляет, значит, Вика Крестовский проскочил село. Позже пришлет кого-нибудь с донесением. И преспокойненько входим в село, топаем по главному порядку, выбираем на взгляд домишки, где нам встать.

А конная разведка наша в это время свернула чуток влево, ушла на две версты, по большаку попала на пивоваренный завод. Понятно, что заняли этот завод в стратегических целях, о чем батальону решили пока не сообщать. Была такая особенность у наших разведчиков. Им перинки, нам сенники. Им сливки, нам снятое молочко. Им ядрышки от орешков, нам скорлупки. Но война на то и свои законы полагает: кто смел, тот и съел.
Зато и Красные, видать, такие же недотепы. Нет, чтобы хоть разъезд вперед выслать. Нет, сами пехом-самоходом. Ни сном, ни духом, что мы в селе — идут себе с другой стороны, тоже колонной, нам навстречу.

Так и натолкнулись друг на друга. Двумя колоннами. Тут нам военное счастье не изменило. Впереди была пулеметная команда поручика Лепешинского. Глазастые оказались пулеметчики, сразу усмотрели краснюков. Развернули свои коляски да шарабаны, и пока те очухивались, что это за часть в сумерках появилась, врезали по ним из трех пулеметов.

За пулеметной командой тянулась первая рота штабс-капитана Шишкова. Они прямо с подвод и в атаку: не хотели уступать ночлег красным! А там и гаубицы штабс-капитана Соловьева выставили свои доводы. Быстро и слажено снялись с передков. Номера прокричали свою готовность. Как рявкнут посреди деревенской заспанности, да прямо по их основной колонне, позади, так и побежали красные. Оставили нам большую часть обоза, патронные двуколки, два пулемета, до сотни винтовок. Да еще человек семьдесят в плен сдались. У нас только один легко раненый, прапорщик Ручкин. В строю остался.

Несмотря на успех боя, подполковник Волховской устроил разнос Вике. Вызвал через ординарца, и когда тот явился, обрушился на него:
— Вам что, капитан Крестовский, приказ командира — любовная записочка от институтки?
Обычно наш подполковник выдержан. Редко на кого голос поднимет. Но тут просто изничтожил Крестовского цуком и сарказмом. Мы, командиры рот да батарей, помалкиваем да в рукава попрыскиваем. Что помалкиваем, так потому как Вика один из самых уважаемых в Офицерском батальоне. А что попрыскиваем, так потому что бой-то за нами остался. В-третьих же, приказ командира — все-таки не любовная записочка.

— Вам, Крестовский, серьезное предупреждение. Повторится такое еще раз, отстраню от командования!
Вика вскинулся. Разведку в батальоне он создавал, собирал охотников, отбирал лучших из лучших, не всякий казак или кавалерист мог попасть к нему. Это тебе не Академия Генштаба. Протекции сановных дядюшек не помогут. У них в разведке особый быт и традиции. Они дышали одним вздохом, в бою друг за друга жизнь отдать — как крестом себя осенить. Держались все вместе, просто не подходи. Сам же Василий Сергеевич иной раз благодушно отмечал: пора вводить в обиход «орден Крестовского”!

Однако и батальонный наш был совершенно прав. Прокопошись Лепешинский, прожди добровольцы шишковской роты у подвод, пока взводные сообразят что делать, замешкайся Соловьев с первыми выстрелами — так против нас, как сообщили пленные, тысячесильный полк шел. Он бы нас в порошок стер.
— Разрешите идти, господин подполковник? — только и обронил Крестовский.
Потом резко повернулся и вышел.

Как бы там ни было, а в эту ночь мы разместились в добротных домах селян. Завечерний бой их перепугал, не без этого, конечно. Однако и наша победа воодушевила. И потому доставали хозяйки съестное из погребов да из печей, стелили нам постели мягкие, а кое-кому и пуховые перины взбивали.
Мы же с Матвеичем в ту ночь разместились у дьяконессы-вдовы, женщины пожилой, одинокой. После миски наваристого украинского борща и ломтя свежего ситного мне ничего так не хотелось, как лечь в постель и заснуть. Но вдруг раздался стук в дверь. Хозяйка отворила, вошел наш монах Исидор, перекрестился на Образа, поприветствовал хозяйку, от борща отказался, зато мне сказал:
— Дозвольте, ваш-бла-родие, с вашим денщиком перетолковать…

Я их толковище из-за перегородки слышал. Точно два брата встретились после долгой разлуки. До глубокой ночи лилась их тихая беседа. Говорили о людях, которых я никогда не знал. О богомольях, куда кто ходил. Где лучше на Афоне остановиться и у какого монаха просить благоловения. Какие цветы растут в Гефсиманском саду и какие сны посещают паломников под Мамврийским Дубом. О встречах на пути в Оптину Пустынь и старцах ея. О Казанской Божьей Матери и кто исцелялся, прикоснувшись или даже только увидев ея. Об юродивом Варфоломеюшке, что из камня «слезки жал”, да губернатору провозвестил, что будет он убит «бонбой”.

Губернатор тот приказал Варфоломеюшку оделить нарядом, во все новое одели юродивого, дали денег ему, в церкви пели ему «многая лета”. Как губернатор из церкви выходил, террорист бросил ему бомбу под ноги… И плакал губернатор слезами счастия.
— Рад отдать жизнь за Государя Императора, — говорил. — Варфоломеюшку не оставьте, заботой окружите…

О других случаях чудесных, кто каким стал свидетелем или слышал о том, говорили два старика. Об исцелениях, о мучениях и крепости в вере христианской в самых древнейших времен.

— А вот святой Мамант был приведен на допрос к игемону, — подхватывал монах. — Но исповедовал свою веру без страха, говоря: ни устами, ни делами, ни сердцем не отрекусь от Господа моего и Царя моего Иисуса Христа. Жестоким истязаниям подверг юношу игемон. Улыбался только святой Мамант, оставался невредим. Тогда приказал игемон бросить его в цирк, к диким зверям страшным. Но и звери не вредили ему, леопард облизывал пот с рук и чела его, мырлыча, аки кошка в избе. Устрашился игемон. Приказал избить до смерти святого. Стали побивать его камнями, и один идолопоклонник ударил Маманта трезубцем в самое чрево. Выпали внутренности мученика. Тогда подхватил святой Мамант свои внутренности, возблагодарив Бога, что дал ему пасть за Него, и пошел за стены городские. Мучители же его, в ужасе от силы такой, не препятствовали ему. И пошел он в пещеру, где жил и Богу допрежь молился. И в пещере же предал Господу душу свою — с радостью… «Ах, Ты, Господи, слава Тебе в пецялех и скорбех наших…”

Странное дело, сон как рукой сняло. Не тревога, напротив — какое-то растворенное в воздухе спокойствие охватило меня.
Меняли друг друга старики в своей беседе. То один, то другой что-то рассказывал, но виделась мне наша судьба. Второй год бьемся, кровью истекаем, тиф косит, тает наш Офицерский батальон, снова силой наполняется, опять тает, гибнут офицеры, гибнут юнкера, гибнут мальчики-гимназисты, гибнут молодые парни, рабочие с шахт, крестьянские дети. Но духом только крепнем, вот же какое чудо…

И может быть завтра буду сбит и я красной пулей. Или разорвет меня снарядом из большевицкой шестидюймовки. Так что ж? Надо готовым быть.
Потянуло меня на письмо. Сел у подоконника, вздув семилинейную керосиновую лампу, начал свою беседу с Варенькой, моей ненаглядной.

Рассказал ей, что за окном теплая летняя ночь, квакают лягушки, сверчки стрекочут в темноте, а в соседнем закуте сидят двое, читают Евангелие, и чудится мне, что в эту самую минуту и она, душа моя, думает обо мне, чает нашей встречи, а может, тоже пишет мне…
На следующий день капитан Сергиевский проводил «смотр добру”, как он это называл. Бывших пленных красноармейцев муштровал, затем заставлял показывать, как они знают рукопашный бой. Встанет перед солдатом, сильное неуловимое тело словно на шарнирах так и ходит, так и ходит. Команда: «Комиссара – коли!”

Потом окрик: «Плохо! Повторить. Комиссара — коли!” Сам в роли Комиссара, неуловимым движением обходит выброшенный вперед штык. Промахнулся боец — получи оплеуху. И опять: «Комиссара – коли!”
И опять сыпались оплеухи новообращенным добровольцам. Потом резкий окрик Сергиевского на весь двор:
— Я тебе опущу винтовку, обрубок!

Монах Исидор стоял возле меня. Ветерок развевал его бороду. Скуфейку свою он нашлепнул поглубже. Было видно, что учения солдат — его стихия. Он похмыкивал, покряхтывал, бубнил что-то, а то вдруг плечом поводил. Но всякий раз чувствовалось, что штыковой бой ему очень знаком. Когда же добровольцы стали набегать группами на «противника”, на соломенные чучела, обтянутые старым тряпьем, он даже закричал, не выдержав:
— Удара нет, едрена вошь! Удар, удар должон быть! Пятеро против двадцати ударом беруть!

Сергиевский, жестко сверкнув глазами, посмотрел назад. Увидел, кто автор этой ремарки. Покрутил недовольно головой. В руках у него была деревянная палка. Ею он помахивал, норовя задеть добровольца, если тот не успевал отклониться. Капитан еще раз оценивающе вглянул на то, как набегали солдаты на чучела. Закричал:
— Вам что, слово отца святого не в урок? Единым порывом, единым ударом! Комиссаров – бей!
И вспотевшие, покрасневшие хлопцы снова и снова разбегались, били чучела штыками, уворачивались от оглобельки капитана Сергиевского, снова били чучело.
О! — Уже лучше!

***
Белизна – угроза Черноте.
Белый храм грозит гробам и грому.
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом – а лилией в щите!

Белизна! Нерукотворный круг!
Чан крестильный! Вещие седины!
Червь и чернь узнают Господина
По цветку, цветущему из рук.

Только агнца убоится – волк,
Только ангелу сдается крепость.
Торжество – в подвалах и в вертепах!
И взойдет в Столицу – Белый полк!
25 мая 1918 г.

***

===============

Николай Туроверов (1899-1972, Париж):
***
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл изнемогая
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою…
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо,
Покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.
«Уходили мы из Крыма… «, 1940

Монашеский постриг принял около 1410. Входил в окружение византийского императора Иоанна VIII Палеолога. Участвовал в Базельском соборе (1433), выказав себя сторонником церковной унии (объединения Православных церквей с Римско-католической церковью). После казни великим князем Литовским Свидригайло митрополита Киевского и всея Руси Герасима (1435), И. был рукоположен в епископы и поставлен на русскую митрополию (ок. 1436). По прибытии в Москву сумел добиться от великого князя Василия II согласия на свою поездку на Ферраро-Флорентийский собор 1438—1439. Подписался под соборным определением, вводившим церковную унию, добавив: «Подписуюсь с любовью и одобрением». Был возведен в сан кардинала. По возвращении в Москву (март 1441) И. совершил литургию в Успенском соборе с преднесением перед собой католического Распятия, поминанием папы Римского Евгения IV, объявил себя легатом папы в провинциях Литвы, Ливонии, Руси и Польши (Галиции). Иерархи Русской церкви и Василий II не поддержали униональной позиции митрополита. Через 3 дня после богослужения И. был арестован, заключен в Чудове монастыре. В сентябре 1441 бежал из Москвы.

Жил в Константинополе, после захвата его османами (1453) — в Риме. Свое низложение собором русских епископов, равно как и избрание ими митрополитом всея Руси Ионы (1448) не признал; став титулярным патриархом Константинопольским (1458), передал сан митрополита Киевского и всея Руси своему доверенному помощнику Григорию II (Болгарину). Действия И. стали одной из основных причин фактического провозглашения автокефалии Московской митрополии.

По теме:

В России коронавирус за сутки выявлен у 6148 человекСкончался ведущий «Русского лото» Михаил БорисовГубернатор Саратовской области заболел COVID-19В России за сутки подтвердилось 6065 новых случаев COVID-19Главный инфекционист Минздрава высказался за обязательную вакцинацию туристов от COVID-19РПЦ ждет покаяния от кавказцев, помывших обувь в святом источнике в КалининградеНовосибирского священника после критики храма Минобороны попросили уехать из регионаВ России число больных коронавирусом за сутки выросло на 5449 человекЧисло больных коронавирусом в России за сутки выросло на 5488 человекВ Роспотребнадзоре заявили, что школы не вправе требовать от учеников ношения масокОбвиненного в изнасиловании детей российского священника отдали под судВ России за сутки выявлено 5195 новых случаев COVID-19Шойгу рассказал, как привился от коронавируса: «Повышения температуры не было»Собянин заявил, что вакцина от COVID-19 станет доступна населению не раньше 2021 годаЧисло случаев коронавируса в России превысило 1 млнЧисло больных коронавирусом в России за сутки выросло на 4980 человекАктер Дмитрий Певцов госпитализирован с воспалением легких️В России за сутки выявлен 4941 новый случай коронавирусаЧитинская епархия просит следствие проявить милосердие к подростку, прикурившему в храмеПротоиерея Димитрия Смирнова отправили в отставкуСвященный синод РПЦ перевел главу белорусской церкви на КубаньВ России за сутки подтвердились 4852 случая COVID-19Больше половины опрошенных россиян не планируют прививаться от COVID-19Число больных коронавирусом в России за сутки выросло на 4921 человекаВ Югре для прихожан разрешили посещение храмовМинистр энергетики РФ Александр Новак заразился коронавирусомДепутат Николай Губенко, который переболел коронавирусом, скончался в МосквеЧисло больных коронавирусом в России выросло на 4969 человекВ России началось производство вакцины от COVID-19В России за сутки выявлен 5061 случай COVID-19В России число больных коронавирусом за сутки выросло на 5189 человекИзгонявший бесов архимандрит Герман скончался от СOVID-19В России число заболевших COVID-19 за сутки выросло на 5212 человекПолитолог Глеб Кузнецов — о том, куда вынесет Россию мировая волна антиковидных протестовПопова: в пяти регионах России продолжается рост заболеваемости коронавирусомЧисло случаев коронавируса в России превысило 850 тыс.В России вакцина от коронавируса будет бесплатнойВ России за сутки зарегистрировано 5 462 новых случая COVID-19В России завершились клинические испытания вакцины от COVID-19Челябинская епархия предупредила о распространении опасных оккультно-неоязыческих практикВ России за сутки выявлено 5765 новых больных COVID-19Настоятельницу столичного монастыря обязали продать Mercedes, купленный за ₽10 млнЧисло случаев коронавируса в России достигло 806 тысячМинздрав не ожидает второй волны коронавируса в России осеньюПравительство инициировало антиэкстремистские поправки в закон о религиозных объединенияхВ России с начала пандемии коронавирусом заболела 771 тыс. человекВ России от COVID-19 предлагают в первую очередь прививать учителей и пенсионеровВ России за сутки COVID-19 выявлен у 6234 человекЕпархия и схиигумен Сергий провели два крестных хода в Екатеринбурге во время вспышки COVID-19. Репортаж Znak.comАвтобус, который должен был везти к схиигумену Сергию его поклонников, сняли с маршрутаКрасноярскому 11-класснику не согласовали митинг против плохого образования на удаленкеНастоятельница столичного монастыря купила Mercedes-Benz S-класса почти за ₽10 млнГлавного редактора «Царьграда» оштрафовали за фейки о коронавирусеВ России за сутки коронавирусом заболели 6615 человекВ России за сутки коронавирусом заболели 6611 человекМатвиенко заявила, что власти РФ не заинтересованы в «надуманных ограничениях» на выездКоличество зараженных коронавирусом в России превысило 700 тыс.В РПЦ прокомментировали ответ схиигумена Сергия на открытое письмо митрополита КириллаВ Алтайском крае накажут священников за крестный ход в разгар пандемии коронавирусаForbes назвал губернаторов, чей имидж пострадал из-за пандемии коронавирусаВ Красноярском крае проверяют гибель врача от COVID-19Число больных коронавирусом в России за сутки выросло на 6736 человекВОЗ прекратила тестирование трех препаратов от COVID-19. Они не снижают смертностьМИД просит россиян, самостоятельно вернувшихся на родину, вернуть деньги️В России число больных коронавирусом за сутки выросло на 6632 человекаСхиигумен Сергий призвал не голосовать за поправки в КонституциюПутин заявил, что инфляция в России по итогам года не превысит 4%Роспотребнадзор отменил обязательный тест на COVID-19 для отдыхающих в санаторияхНа Ставрополье у 50 членов избиркомов подтвердился коронавирусВ Уфе наградили главврача, уволенного после вспышки коронавируса в больницеВ России за сутки подтвердилось 6852 случая COVID-19В РПЦ приветствуют увеличение налога на высокие доходы. Это «нравственно оправданная мера»В Туве от коронавируса скончался верховный лама республики. Ему было 45 летРаскритиковавшего храм Вооруженных сил священника запретили в служенииКадыров отменил режим самоизоляции в ЧечнеВ России за сутки коронавирус подтвердился у 7728 человекКадыров заявил, что получил отрицательный тест на антитела к COVID-19В России выплаты медикам, работающим с коронавирусом, продлят до осениМинэкономразвития заявил о снижении ВВП с начала года на 3,7%В России за сутки выявлено 7889 новых случаев COVID-19Тест на антитела к COVID-19 предлагают включить в программу диспансеризации»Это вариант из выдуманной реальности». В епархии заявили, что Сергий не готов к диалогуСхиигумен Сергий дал первое интервью и объяснил свой конфликт с РПЦПротодиакон Андрей Кураев раскритиковал главный храм Минобороны России. Интервью Znak.comПутин высказался о беспорядках и коронавирусе в СШАВ России за сутки подтвердились 8835 новых случаев коронавируса. Скончались 119 человекКадыров анонсировал третий этап отмены ограничений в Чечне после 20 июняИммунитет к коронавирусу выявлен у 14% прошедших тестирование россиянЧисло случаев коронавируса в России выросло до 520 тысячЧленов избиркомов предложили страховать от COVID-19 из-за голосования во время пандемииВ России за сутки подтвердились 8987 случаев COVID-19Сотрудники Кремля переведены на обычный режим работы после карантинаГлавный раввин России Берл Лазар заразился коронавирусомРосавиация предлагает открыть полеты из России за рубеж с 15 июляВ России за сутки подтвердилось 8984 новых случая коронавирусаВ Тыве вводят карантин из-за роста случаев заражения коронавирусомЗрителям могут раздать ваучеры вместо возврата денег за билетыПутин заявил о стремлении как можно быстрее отменить все ограничения по COVID-19[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *