Обычные прихожане не всегда разбираются в иерархии Русской православной церкви, поэтому многие не знают кто такой митрофорный протоиерей – что это за должность и чем отличается от обычного протоиерея. Попробуем разобраться в некоторых церковных наградах: какие из них получают священнослужители и за что.

Протоиереем в простонародье называют старшего священника, а точнее, первосвященника. Так вот митрофорный протоиерей – это первосвященник, награжденный правом носить митру. Слово «митрофорный» так и расшифровывается – «носитель митры».

Поощрения православного духовенства

У первосвященников не только митра является поощрительным знаком. Давайте разберемся, какие еще бывают вознаграждения для первосвященников.

  • В должности протоиерея священнослужитель получает первую награду – палицу (епигонатий). Это плат в форме ромба, который крепится на ленту за остроугольный конец. Изначально палица была обязательным атрибутом облачения архиерея, но со временем стала выдаваться как награда, носиться под фелонью, через правое плечо, набедренник же перенесся влево. Протоиереи со стажем священной службы не менее пяти лет награждаются палицей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • По истечении пяти лет, после получения первой награды, первосвященник получает следующую награду – крест с украшениями, который тоже раньше относился только к архиерейскому сану. С 20-х годов позапрошлого столетия заслуженных протоиереев стали поощрять золотыми крестами, обрамленными бриллиантами и драгоценностями из Кабинета Его Величества, их называли «кабинетными крестами».
  • Честное и непорочное служение Божьей Церкви в течение 30 лет, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, награждается митрой. Митра протоиерея тоже относится к архиерейскому сану, только без креста, как у митры архиерейской. По сравнению с другими частями облачения митра более всего претерпела изменения за долгий срок своего существования. Повязка, изначально представляющая собой кидар (или чалму), в настоящее время – это высокая шапка, украшенная шитьем, бархатом, драгоценностями и иконами, мягко и плавно сужающаяся по периметру головы. Митра протоиереем одевается практически на все торжественные богослужения, например литургии Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия и с Великим славословием, молебны. А вот служить литургию с открытыми царскими вратами митрофорный протоиерей не имеет права.

Историческая справка

В истории есть данные, что первое награждение митрой произошло еще во времена Екатерины II. Награжден был ее духовник Иоанн Панфилов, и произошло это в 1786 году.

До революции митру в награду получили всего несколько священнослужителей, зато в настоящее время практически каждый город имеет своего митрофорного протоиерея, и даже не одного. Награждение митрой приобрело настолько широкий размах, что перестало цениться так, как ценилось раньше. Дошло до того, что митрой стали награждать всех, кто достиг почтенного возраста, например в Пензенском Митрофановском храме так поощрили всех протоиереев, причем отметили их наградой за то, что за все время служения они жили между собой дружно, в согласии и мире.

Патриарх Кирилл считает, что награждение митрами несколько обесценилось, поэтому он старается сильно сократить поощрения священнослужителей. Есть данные о том, что готовится новое положение, которым будет резко ограничено вознаграждение всеми видами духовных наград, поскольку в последнее столетие их раздавали «по максимуму». На получение награды будет влиять не только продолжительный период служения православной церкви протоиерея, но и правильный образ жизни священнослужителя в «миру», который должен быть примером для прихожан.

Митрофорный протоиерей – что это за звание в церковных чинах, мы немного разобрали. Также узнали о некоторых других поощрениях белого духовенства, хотя их гораздо больше, чем мы рассмотрели, – это панагия, набедренник, камилавка, наперсный золотой крест и еще много разных орденов.

Ми́тра (греч.: повязка, носимая на голове) – в нынешнем употреблении Православной Церкви принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы, близкой к сферической. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы – Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху – Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.

Известная с глубокой древности, митра претерпела значительные видоизменения. Первоначально это была повязка, изображавшая кидар ветхозаветного первосвященника и символизировавшая терновый венец Спасителя.

В России митра, бывшая ранее особой наградой, сделалась с 1667 года непременной частью облачения архиереев и архимандритов.

Первоначально в России крестом увенчивались только две митры: Московского митрополита святителя Филарета и Санкт-Петербургского — Исидора. Затем митры с крестами в навершии стали надевать все митрополиты в отличие от епископов и архиепископов. Крест появился на митрах всех архиереев без исключения лишь конце XX столетия в Московском Патриархате, а в Русской Православной Церкви Заграницей — после ее воссоединения с Церковью в Отечестве в 2007 году.

Согласно действующему «Положению о наградах Русской Православной Церкви», для протоиереев награда митрой производится указом патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах миссии носит митру с крестом.

Использованные материалы

  • Воробьев, Михаил, свящ., «О церковных наградах», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность:
  • Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви, II.3:

В послевоенные годы Воскресенский собор являлся единственным действующим храмом в Арзамасе. В памяти многих старожилов остался светлый образ соборного митрофорного протоиерея Иоанна Лебедева (1896-1979). Его служение Богу начиналось в селе Селеме Арзамасского уезда в мятежные революционные годы. С самого начала отец Иоанн показал себя «пастырем добрым», заботившимся о вверенном ему «словесном стаде». 3 апреля 1924 года Арзамасский епископ Михаил Кудрявцев к празднику Пасхи наградил иерея Иоанна Дмитриевича Лебедева набедренником, «за шестилетнюю и весьма усердную службу».

Потом начались годы репрессий: тюрьмы и лагеря… По возвращении из мест заключения отец Иоанн поселился в окрестностях Арзамаса и устроился работать в бригаду плотников. Поначалу те над ним посмеивались. Дадут, бывало бревно и говорят: «На, теши́!». А он не знает, с чего начать и подолгу стоит с топором в руке. К счастью, скоро последовало потепление отношений властей к религии, и батюшка вернулся к пастырскому служению.

В 1947 г.оду Иоанн Дмитриевич поступил на службу в церковь села Выездное Арзамасского района, а оттуда был переведен в Воскресенский собор, где и служил до конца своих дней. За доброту, отзывчивость, ласковость в обращении, прихожане сразу полюбили нового батюшку.

Во время одной из своих пространных проповедей батюшка рассказал прихожанам знаменательный случай, приключившийся с ним в предреволюционные годы:

«Однажды зимой, я, еще будучи молодым человеком, пошел в лесную пустыньку к отцу Софронию. Пока шел, началась сильная метель, дорогу замело, и я сбился с пути. Скоро стемнело. Выбившись из сил, не чуя окоченевших рук и ног, я опустился на снег. Глаза сами собой закрывались, стало как будто тепло и я понял, что замерзаю. «Это конец!» — пронеслось в мыслях. Вдруг кто-то меня окликнул: «Ты что спишь, ну-ка вставай, вставай! Руки-то потри, потри!» Сквозь дремоту я увидел перед собой седовласого старца. Какой-то трепет охватил меня. Я вскочил на ноги, оглянулся вокруг. Старец исчез, но в том направлении, где он стоял, вдалеке мерцал огонек. Обрадовавшись, я пошел на свет и скоро увидел деревню. Постучался в окно дома, дверь открыла женщина. Оказалось, что у нее ночью заплакал маленький ребенок, поэтому она встала и зажгла керосиновую лампу, огонь которой я и увидел. Женщина приютила меня на ночь, напоила горячим чаем, ноги растерла керосином. Так я был спасен. А старца, разбудившего меня, я уже после узнал на иконе – это был святитель Николай Чудотворец!»

Прихожане часто приходили на квартиру к отцу Иоанну. В своих беседах он иногда вспоминал время, проведенное в тюрьме. Рассказывал, как зимой их, священников, выводили босыми на лед и требовали отречения от Христа. Последствием этих пыток стала болезнь ног у батюшки. Ему тяжело было выстаивать долгие службы, но он не подавал вида. Никто, кроме ближайших знакомых, не догадывался, каким трудом ему давались многочасовые бдения. Многие арзамасцы знали священника Иоанна Лебедева. Завидев его идущим в церковь, водители машин останавливались, и непременно подвозили к храму во славу Божию.

За свою долгую и плодотворную деятельность, отец Иоанн Лебедев был назначен настоятелем Воскресенского собора, награжден митрой и протоиерейством. Скончался он в 1979 году и был похоронен на Тихвинском кладбище города Арзамаса.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *