Введение

1. Богословие миссии 1.1. Предмет и задачи православной миссиологии 1.2. Место православной миссиологии в системе богословских и исторических дисциплин 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.4. Миссионерский императив Евангелия 1.5. Цели и задачи православной миссии 1.6. Миссия и прозелитизм 1.7. Библиография к 1-й части 2. Принципы и методы миссионерской деятельности 2.1. Методология Православной миссии 2.2. Образ и качества современного миссионера 2.3. Внешние средства благовестия 2.4. Миссионерские вызовы современной церковной жизни 2.5. Особенности современного «миссионерского поля» Русской Православной Церкви 2.6. Практические рекомендации по тематике и методике проведения духовно-просветительских бесед 2.7. Миссионерское служение мирян 2.8. Миссионерский приход 2.9. Миссионерский стан 2.10. Миссионерское богослужение 2.11. Миссионерские экспедиции 2.12. Миссия и катехизация 2.13. Основные принципы планирования и организации миссионерской деятельности на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровне 2.14. Перспективные направления миссионерского служения 2.15. Библиография ко 2-й части

По благословению и под общей редакцией

Высокопреосвященнейшего ИОАННА,

архиепископа Белгородского и Старооскольского,

председателя Синодального миссионерского отдела

Русской Православной Церкви

Ответственный редактор – священник Александр Гинкель, кандидат богословия

Введение

Необходимость возрождения миссии в Русской Православной Церкви вызвана сегодня не только внутренней потребностью «церковного организма», но и состоянием общественной жизни, в которой (применительно к данной теме) необходимо выделить два аспекта.

Во-первых, это сложное духовно-нравственное состояние нынешнего общества, разделяемого как финансово-экономическими и политическими нестроениями, так и питаемого антихристианскими мировоззренческими принципами гедонизма и нигилизма. Вторым аспектом является прозелитическая деятельность некоторых неправославных конфессий, религиозных сект и движений, которые на общем фоне недостаточной осведомленности населения, пользуясь религиозной жаждой людей, привлекают в свои ряды все новых и новых членов.

Оставаясь верной традиции Древней Неразделенной Церкви и продолжая дело апостольского служения, Русская Православная Церковь свидетельствовала о Христе на протяжении всей истории ее благовестнического делания, видя для себя смысл миссии прежде всего в просвещении светом веры Христовой людей, живущих на географической территории государства, называемого Святая Русь. С другой стороны, дело миссии Церкви мыслилось и в плане воцерковления того народа, который был крещен в Православной вере, составляя большинство христианского населения современных славянских стран, окормляемых Русской Православной Церковью.

В ваших руках находится уникальный учебник по Миссиологии, в котором отражен опыт многолетних трудов миссионеров Русской Православной Церкви на ниве благовестия. Уникальность учебника заключена в рецепции огромного количества материала, переработанного, осмысленного, дополненного и изложенного доступным языком. В составлении первого издания учебника принимало участие двадцать три автора, известных своей активной миссионерской и преподавательской деятельностью, которые специально изложили свой опыт в виде статей, отчетов и материалов, вошедших практически целиком в данный учебник. Сюда же вошли материалы, которые использовались для преподавания в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) на протяжении ряда лет. В силу этого данный учебник должен рассматриваться как коллективный труд людей, занимающихся делом возвещения Христовой истины и передающих знание об этом «деле» всем тем, кто желает стать «соработником у Бога» (1Кор. 3.9).

Миссиология призвана приоткрыть тайну священноапостольства, тайну распространения благодатного света в непросвещенном мире. Для этого нужно дать представление о мире, спасаемом и просвещаемом благодатью Божией, описать человека и то, как он становится членом Церкви, строит свою жизнь в отношении и к Богу, и к другим людям, и к миру. Необходимо понять, как человек может в свою меру – меру образа и подобия Божия – быть сотрудником Богу в Его благодатном просвещении другого человека. Следует приоткрыть тайны границ Церкви, соотношение Церкви и мира. Тогда на основании православных антропологии, экклесиологии и сотериологии приоткрывается тайна священноапостольства, возникает богословие миссии – миссиология.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во втором издании учебника была изменена структура. Было решено опустить историческую часть, так как по истории миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в настоящее время написано большое количество работ, среди которых можно выделить таких современных православных авторов, как игум. Пантелеимон (Бердников), свящ. Сергий Широков, А. Б. Ефимов, и другие. Основное внимание было обращено на методологическую часть учебника, которая в настоящем издании более расширена, исправлена и дополнена.

Учебник создается с целью заполнения образовавшегося вакуума в области преподавания Миссиологии. При этом необходимо отметить, что это первый труд, удовлетворяющий учебным запросам духовных школ Русской Православной Церкви. Многая информация публикуется впервые и носит характер «миссионерских записок» людей, делящихся своим личным опытом проповеди Евангелия в современных условиях секуляризованного мира и общества.

Второе издание учебника составляют две части: богословие миссии (необходимое для знания основ, целей и задач миссионерства), принципы и методы миссионерской деятельности (как базовый практический ориентир для православных миссионеров).

Данный труд рекомендуется в качестве учебного пособия для преподавания предмета «Миссиология» в Духовных семинариях и училищах Русской Православной Церкви, и в частности, Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), для нужд которой издается. Книга может быть интересна и полезна всем православным христианам, желающим следовать за Господом Иисусом Христом и Его апостолами в деле домостроительства Царствия Божия в сердцах человеческих.

Руководствуясь стремлением проповедовать Евангелие всем людям, Русская православная Церковь развернула широкую миссионерскую деятельность, создав для этой цели внутреннюю и внешнюю миссии. Внешняя миссия действовала главным образом среди иноверцев, то есть нехристиан, как внутри, так и вне государства, а внутренняя была направлена против старообрядцев и сектантов. Синодом разрабатывались правила, положения и уставы миссионерских организаций, проводились всероссийские и местные миссионерские съезды, рассылались всякого рода указания, предусматривавшие различные формы работы миссионеров — церковную проповедь, увещевательные беседы, устройство школ и библиотек.

В 1865 году в Петербурге было основано «Миссионерское Общество для содействия распространению христианства между язычниками». Через 3 года резиденция Общества была перенесена в Москву, а в 1870 году оно было переименовано в «Православное миссионерское Общество». Его председателем состоял митрополит Московский Иннокентий.

В 1859 году в России насчитывалось более 50 миллионов православных христиан. К концу 19 века православная паства в России увеличилась более чем на 28 миллионов. Этому способствовала и миссионерская деятельность Русской Православной Церкви.

В 1913 году были приняты меры по активизации деятельности миссий. Руководство всей миссионерской деятельностью теперь осуществлялось из нового постоянного центра — Миссионерского Совета при Святейшем Синоде, возглавляемого одним из его членов. Этот Совет был обязан содействовать епархиальным архиереям в надзоре за миссионерскими учреждениями и руководить ими; в его компетенцию входили созыв местных и всероссийских миссионерских съездов, устройство миссионерских курсов и школ и обсуждение всех вопросов, относящихся к миссиям. Совету поручался подбор руководящих миссионеров и ведение статистической отчетности по работе миссий. Совет был призван разрабатывать методику борьбы с пропагандой различных противоцерковных учений. Совет обязан был ежегодно представлять Синоду отчет о положении миссионерского дела.

В 1913 году, а затем и в 1917 году председателем миссионерского Совета был назначен член Синода архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) — будущий патриарх, а сам Совет стал именоваться Советом по укреплению и распространению православной веры при Святейшем Синоде.

Важное место в миссионерской деятельности по-прежнему принадлежало православным братствам. Так, устав православного миссионерского братства при Матвеевской церкви в Петербурге, созданного в 1914 году, вменял ему в обязанность «миссионерское просвещение и назидание чад Церкви в отражении лжеучений сектантства, раскола и различных видов неверия, как то: социализма, атеизма, материализма и прочее».

К 1914 году в стране насчитывалось 700 церковных братств. Они обладали значительными средствами, которые употребляли на дело духовного просвещения, миссионерства; издавали книги и журналы, а также содержали миссионерские школы, благотворительные заведения, певческие хоры и пр. В 1914 году церковные братства отмечали 50-летие своего существования. В этой связи в мае была опубликована высочайшая грамота на имя Синода, в которой говорилось, что император «с отрадой останавливает свой взор на деятельности православных церковных братств». Отметив, что эти братства, сообразуясь с условиями современной жизни, в истекшие 50 лет «несли достойную службу отечеству, содействуя укреплению, охранению и распространению православной веры и устроению доброго порядка христианской жизни», грамота подчеркивала, что «вера охраняет государство от разрушительных влияний, а братства охраняют чад Православной Церкви от совращения, заботятся о воспитании юношества в правилах доброй жизни, об устроении семейного и общественного быта на извечных основах учения Христа».

Руководство миссионерством со стороны Синода выражалось и в проведении миссионерских съездов, как местных (епархиальных), так и всероссийских. В период с 1887 по 1917 год были созваны 5 всероссийских съездов. Для выработки общих организационных мероприятий и для обмена опытом миссионерской работы в 1887 году в Москве состоялся всероссийский миссионерский съезд. Главной задачей внутренней миссии была объявлена «охрана Православия и всего народа от религиозных заблуждений и возвращение на путь истинной веры отпадших».

В 1891 году в Москве был созван второй всероссийский миссионерский съезд, перед которым была поставлена задача разобраться в сущности учения отдельных сект, с тем, чтобы «спасти православный народ от погибельного пути» и защитить Церковь и православную веру. Съезд предложил ускорить издание Библии и Евангелия с подстрочным толкованием текста и подбором полемических материалов для обличения сект. Было принято решение об издании противомусульманских книг и журналов.

3-й всероссийский миссионерский съезд проходил в Казани в 1897 году. К этому времени в целом ряде епархий уже действовали епархиальные миссионерские комитеты, занимавшиеся противораскольнической и противосектантской деятельностью в местных приходах.

В той же Казани в 1910 году был проведен миссионерский епархиальный съезд. Его участники признали необходимым оживить миссионерскую деятельность в мусульманских регионах. Съезд потребовал, чтобы в Туркестане были значительно увеличены кадры миссионеров и был поставлен вопрос об особой Туркестанской духовной миссии. Одновременно было решено привлечь в миссию женщин для работы среди коренных жительниц, — подобно тому, как это практиковалось в Казани, где началась подготовка женских миссионерских кадров в кружках братства святого Гурия и на женских богословских курсах, открытых в 1909 году. В то же время было признано целесообразным распространять Православие через женские монастыри. Было решено издавать в Казани специальный журнал для ведения полемики с местными изданиями по религиозным вопросам.

Обстановка, складывавшаяся в России после революционных событий 1905 года, требовала усилить миссионерскую деятельность, привлечь способных и опытных миссионеров для выработки новых приемов полемического и апологетического воздействия. В такой обстановке в 1908 году был созван в Киеве 4-й всероссийский миссионерский съезд, на котором присутствовали свыше 600 делегатов. В отличие от предыдущих съездов, на нем особенно широко было представлено черное (монашеское) духовенство. Съезд должен был наметить пути возрождения Православия. На съезде были подробно охарактеризованы почти все существовавшие тогда секты и выработаны рекомендации для противодействия их влиянию. Съезд прошел под лозунгом обороны Православия от наступающего сектантства и неверия. Был поднят вопрос о потере благочестия в народе и необходимости противодействовать распространению социализма среди учащейся молодежи, рабочих и крестьян. Было принято несколько практических рекомендаций, в том числе об организации миссий при монастырях и в войсковых частях.

Синод утвердил почти все пожелания съезда, разрешив допускать светских лиц к званию миссионера. Миссиям разрешалось иметь соответствующие курсы, типографии, склады книг и брошюр духовно-нравственного содержания. Рекомендовалось широко привлекать на миссионерские курсы мелких торговцев книгами, обучать книгонош-миссионеров, устраивать киоски с миссионерской литературой на вокзалах и пристанях. Было предложено организовать при церквах братства и кружки ревнителей Православия, создавать народные миссии на основе благотворительности. В семинарский курс богословия вводился особый раздел: «Разбор и опровержение социализма».

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война не могла способствовать миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Но, тем не менее, в 1917 году в Херсонской епархии в Григорье-Бизюковском монастыре был проведен 5-й всероссийский миссионерский съезд. Однако его решения не смогли быть реализованы. Свержение в России самодержавия и образование Временного правительства, наступившее затем двоевластие, усилившаяся роль партии большевиков, всколыхнули народные массы. Под влиянием антицерковной пропаганды изменилось их отношение к религии и к духовенству.

Перед Русской Православной Церковью встала новая проблема: сохранить свое бытие в атмосфере новых социальных изменений, направленных на ограничение ее деятельности и даже на уничтожение…

В настоящее время, когда Русская Православная Церковь получила возможность осуществлять свою деятельность не только в стенах храмов, но и в миру, встает задача возрождения миссионерской работы. Стремясь возродить миссию в новых условиях, представители Русской Православной Церкви заявляют о прочности старых миссионерских позиций. Еще в начале 1960-х годов, в период хрущевского гонения на Церковь, Московский Патриархат устами одного из своих иерархов заявил: «Глубокие перемены, происшедшие на протяжении последних десятилетий, не вызвали никаких кризисов ни в понимании нами миссионерского долга, ни в деятельности Церкви».

Русская Православная Церковь никогда не ставила своей целью русификацию народов, а, наоборот, способствовала их национальному культурному развитию, в частности, развитию национальной письменности. И сегодня, возрождая миссионерское служение, она призвана внести свой вклад в дело развития и гуманизации межнациональных отношений между народами нашей страны.

На сайте Синодального миссионерского отдела размещена электронная версия второго издания учебника «Миссиология».

Структура и содержание учебного пособия были разработаны и одобрены на международном семинаре преподавателей миссиологии «Методология преподавания миссиологии. Концепция учебного пособия», который прошел в Белгороде в апреле 2008 года.

Первое издание (2009 г.) состояло из 3-х частей: исторической, богословской и методологической, и являлось, по сути, сборником авторских статей, присланных для публикации. Также были представлены материалы, которые использовались для преподавания в Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) на протяжении ряда лет.

В 2010 году по благословению и под общей редакцией председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна было выпущено 2-е издание учебника «Миссиология», исправленное и дополненное, рекомендованное в качестве учебного пособия для преподавания предмета «Миссиология» в духовных семинариях и училищах Русской Православной Церкви.

Выход нового издания был приурочен к проведению IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (Москва, 14-16 ноября 2010 г.), на котором состоялась и его презентация.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во втором издании была изменена структура учебного пособия. Было решено опустить историческую часть, т.к. по истории миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в настоящее время написано большое количество работ. Основное внимание было обращено на методологическую часть учебника.

Теперь новое издание состоит из двух частей: богословие миссии (необходимое для знания основ, целей и задач миссионерства) и принципы и методы миссионерской деятельности (как базовый практический ориентир для православных миссионеров). По сравнению с первым изданием, в котором эти части занимали 235 стр., во 2-м их объем увеличен до 400 стр. Более 10 глав были дополнены и расширены, при этом появилось 9 новых глав, написанных специально для 2-го издания.

Ответственный редактор второго издания ― преподаватель Белгородской духовной семинарии, кандидат богословия священник Александр Гинкель.

Источник: Патриархия.ru

Скачать учебник «Миссиология» и ознакомиться с отзывами на него можно на сайте Синодального миссионерского отдела

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *