Смирна вместе с ладаном упоминается среди даров волхвов и встречается не единожды на страницах Священного Писания, однако, в отличие от ладана, она имеет несколько иное символическое значение.

Прежде чем говорить о символике смирны, расскажем об этом благовонном ингредиенте. Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя – мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). И, собственно, под этим именем более известна в источниках вплоть до нашего времени, а потому мы будем оперировать именно этим названием.

Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький». В арамейском и арабском языках это слово звучит как murr, в иврите – mor.
Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.

Интересно также отметить, что в древнегреческом языке родственное слово μῠρον (мюрон) стало общим термином для обозначения духόв и вообще благовоний.

Коммифора мирровая

Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).

На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок, застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.

Как видим, область произрастания коммифоры мирровой и способ добычи ее благовонной смолы во многом совпадают с территорией произрастания и методом обработки ладанного дерева (тем более что это растения-родственники, как мы уже говорили), но коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.

Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.

И действительно, древесный, теплый запах мирровой смолы, в отличие от ладана, более горький (напомним происхождение самого слова: мирра = горький), да и на вкус мирра горьковата.

Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.

В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)» . Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.

В Библии мирра упоминается в Книге Исход среди других веществ, из которых Господь велел Моисею составить священное миро для помазания (об этом составе мы расскажем отдельно в одном из следующих очерков).

Поклонение волхвов. Мозаика. Византия. XI век.Греция. Афины, монастырь Дафни

Также мирра (смирна) была одним из даров волхвов Младенцу Христу (Мф. 2:11), и если золото, согласно ряду толкований, означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому, кто готовится к погребению. Очевидно, что древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.

Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.

Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).

И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).

Положение во гроб. Плащаница. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки

В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).

Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным. В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года.

Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому, но позволят хотя бы ощутить строгий и непростой аромат.

Дмитрий Марченко

Примечание:

1. Цитируется по: Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Под общей редакцией С. Л. Утченко. М., 1972.

Смотрите также: Библейские ароматы. Ладан

Латинское название: Commiphora molmol, Commiphora mukul, Commiphora myrrha.

Синонимы: горькая мирра, коммифора гуггул, опопанакс.

• Морфологическое описание

Мирра — это маленькое деревце, еле достигающее в высоту трех метров, с мелкими часто скрученными листьями и цветками, собранными в метелковидные соцветия.

• Местообитание

Гуггул или мирровое (бальзамовое) дерево растет в северной части Индии, засушливых лесах Северо-Восточной Африки, на побережье и островах Красного моря и Индийского океана, а также в южной части Аравийского полуострова.

• Сбор лекарственного сырья и используемые части

Для получения мирры кору дерева надрезают, и из надрезов коры, без внешнего давления, вытекает млечный сок, который, высыхая, становится серо-коричневым или желтовато-коричневым, блестящим или матовым на вид. Отдельные такие кусочки размером с зерно накапливаются гроздьями, которые собирают. Мирра благоуханна, а на вкус пряная, горькая, острая. При жевании скрипит на зубах, с водой образует беловато-желтую эмульсию. Горит светящимся пламенем, не плавится.

• Химический состав

Важнейшие компоненты — эфирное масло, смола (гуггулстероны), слизь, пектиновые вещества. Смола состоит из резенов и смоляных эфиров. В состав эфирного масла входят L-пинен, лимонен, эвгенол, сесквитерпены.

• Фармакологическое действие

Древнейшее целебное растение. Ее упоминание встречается во времена фараона Тутмоса III и при жизни Христа. Таинственный, чарующий аромат мирры издавна используется в религиозной практике для создания в храмах особой торжественной атмосферы. Всем известна поговорка: «Одним мирром мазаны». Запах мирры устраняв нервозность, раздраженное состояние, бессонницу. Прекрасный аромат для размышлений, медитации. Однако не менее ценными являются ее целебные свойства.

Мирра обладает антибактериальными, антигрибковыми и противовирусными свойствами, улучшает пищеварение, регулирует кислотность желудочного сока, устраняет неприятный запах изо рта, укрепляет иммунную систему.

Мирра используется в стоматологии при воспалениях, стоматитах и кровоточивости десен. Это эффективное средство при парадонтозе. Стимулирует лимфодренаж организма. Спазмолитическое, противосудорожное средство. Активизирует периферический кровоток, способствует быстрой регенерации тканей при трофических язвах, свищах, вяло рубцующихся ранах. Устраняет различного рода воспаления кожи, в том числе нервного, аллергического и пищевого происхождения.

Одно из лучших реабилитационных средств, ускоряющих выздоровление и обеспечивающих быструю реабилитацию после травм, болезней и операций. Для женщин: устраняет болезненность менструаций, фригидность. Стимулирует сексуальное влечение, чувственность. Устраняет половое бессилие и холодность. Мирра имеет идеальный аромат для зачатия одаренных и красивых детей.

А теперь более прозаическая тема. Так, индийскую мирру или гуггул рекомендуется принимать внутрь при угревой сыпи (акне), келоидных рубцах, папулах, пустулах и т.д. Также можно применять мирру наружно при сухой потресканной коже, при ранах, ожогах, лишаях и нарывах. Она обладает вяжущим действием, стягивает поры. Для увядающей, морщинистой кожи: разглаживает морщины, восстанавливает кожу. Гуггул применяется при нарушениях липидного обмена, атеросклерозе, ишемической болезни сердца, гипертонии, метаболическом синдроме, ожирении, сахарном диабете, синдроме раздраженного кишечника. Мирра уменьшает агрегацию тромбоцитов, препятствуя тромбообразованию и всасыванию жиров в кишечнике, то есть является средством для продления жизни.

• Применение

Мирру (гуггул) не рекомендуется назначать при беременности.

Продукты, содержащие МИРРУ:

  • • Boswellia Plus (Босвелия Плюс) RU 1296
  • • Herbasaurus Chewable Multiple Vitamins (Витазаврики) RU 1622
  • • Defence Maintenance (Защитная формула) RU 1654
  • • CC-A NSP (Си Си-Эй НСП) RU 896

Читать дальше >>>
<<< Предыдущий препарат

Те, кто читал эту статью, также читали:

Ягоды ГОДЖИ — кому нужно похудеть СРОЧНО

Форевер Фридом — революция в борьбе с артритом.

ТРАНСФЕР ФАКТОР ЭДВЕНСД. Активная защита иммунной системы

Биодоступный Кальций Магний Хелат НСП

Мирра — это кустарниковое растение вида Commiphora, произрастающее в Аравии. Знаменито это растение своей одноименной смолой. «На рынках Йемена янтарные комочки ладана соседствуют с коричневатыми, поблескивающими на сколе камнями, напоминающими точильные. Это не камни, а много раз уже упомянутая «сестра ладана» — мирра. Деревья рода коммифора из общего с ладаносными деревьями семейства бурзеровых сочатся бурой смолой с приятным запахом и приятным вкусом. Говоря о химическом составе мирры (камедь, смола-миррин, эфирное масло-миррол), энциклопедия упоминает и «горечь неопределенного состава». Эта горечь дала название мирре, ведь «мурр» по –арабски значит «горький».

Мирру получают из надрезов коры — это застывший древесный сок. Однако лучшим сортом мирры считалась «самоточная», та что сама вытекала из растения естественно, а та что собиралась из специально нанесенных надрезов считалась худшей. Теофраст писал: «Ветви этого дерева очень душисты. Чистая камедь ценится вдвое дороже серебра: смешанная в зависимости от количества подмены». В Элладу камедь поступала всегда в смешанном с каким-либо веществом виде.

Египтяне использовали мирру для мумифицирования, что в некоторой степени объясняет понимание ее как символа смерти. Евангелие от Матфея повествует о волхвах, пришедших поклониться новорожденному Иисусу и подаривших младенцу золото, ладан и смирну мирру: «мирра означала его грядущую смерть». Мирра же была поднесена Христу на кресте (Мк. 15:23). Высказывалось также предположение, что терновый венец Христа был также сплетен из колючих ветвей миррового дерева.

Впервые мирра или в русском переводе «смирна» упоминается в Библии в книге Исход глава XXX. 23: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот сиклей, по сиклю священному и масла оливкового пятьсот гин. И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания».

Мирра часто упоминается в описании обрядов Адониса «спасителя» нехристианской традиции, отдавшего миру свою кровь. Обе матери — Адониса и Христа — были связаны с мирровым деревом: мать Адониса называли Миррой (мирровым деревом), а непорочную мать Христа ранние христиане именовали Миррой моря.

Адонис, божество умирающей и воскресающей растительности, родился, если верить преданию, от миррового дерева: после девятимесячной беременности кора дерева лопнула, и на свет появился прекрасный младенец. Согласно позднейшей версии Адониса родила Мирра, царская дочь, с которой собственный отец вступил в кровосмесительную связь. Боги превратили Мирру в дерево, из которого в положенный срок родился младенец. Д. Фрэзер предполагает, что возникновение этого мифа связано с использованием мирры в качестве благовония на празднике Адониса.

» С точки зрения древнего символизма рождения и смерти понятна и даже неизбежна двойная роль матери, дающей и отбирающей жизнь». Трех Марий у распятия называют также, как языческих жриц смерти — мироносицами (myrrhophores), т.е. носительницами мирры.

Мирровые деревья были доставлены в Египет из Пунта при царице Хатшепсут. Их высадили в роскошном парке около храма в Дейр-эль-Бахри.

Использованные материалы:

  1. М. Родионов. Голубая бусина на медной ладони;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства:
  3. Дж Д. Фрэзер. Золотая ветвь.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *