Мирра – ароматическая смола рыжевато-коричневого цвета, получаемая от африканских и аравийских деревьев из семейства бурзеровые.
Род растений семейства бурзеровых включает не менее 185 видов. Деревья встречаются в в сухих тропических областях Африки и на острове Мадагаскар, в южной части Аравийского полуострова, в Западном Пакистане, на острове Сокотра и в Индии.
Ботаническое название: Commiphora Kua. Это растение произрастает только на острове Сокотра.

В русском языке наряду с миррой употребляется название смирна, однако это название не верно, так как смирна это камедь, подобная мирре, но получаемая совсем с другого растения, а именно со Smyrnium perfoliatum.
В наше время особенно ценятся сорта мирры из Сомали и Йемена. Мирра с острова Сокотра практически не встречается на рынке и отличается от материковых аналогов как по внешнему виду, так и по более насыщенныму аромату.
Как и ладан, мирра входит в состав большинства восточных, и особенно арабских, благовоний. Она также является фиксатором запахов, то есть позволяет другим ароматам проявиться в полной мере. Наиболее полно аромат мирры проявляется при сжигании.
Аромат: сладко-бальзамический, теплый, приятный, дымный, смолистый, обволакивающий, с легкими ванильными нотами, но слегка острый и горьковатый, в благовониях придает запаху земляные ноты.
Химический состав: 40-67 % камеди, 23-35 % смолы (миррин, a-, b-, g-коммифоровые кислоты, хеерабомиррол) и 2-1 % эфирного масла (миррол, в его составе эвгенол, куминовый альдегид, пинен, коричный альдегид, m-крезол, дипентен, лимонен, хеераболен), ацетат калия, зола, бензоаты, горечи, цитраты соли, сульфаты.

Мирра представляет собой куски разнообразной величины в виде отдельных зерен или слипшихся масс желтовато прозрачного или буроватого цвета с терпким запахом и горьким вкусом. Диаметр кусочков от 2 до 5 мм. с преобладанием мелких кусков. Стекловидная на изломе.

Мирра высокого качества определяется по более темному цвету.

На Сокотре мирру собирают обычно летом. Млечный сок, стекая с коры, подсыхает и становится серо-коричневым или желтовато-коричневым, блестящим или как бы пылеватым на вид. Отдельные кусочки размером с зерно накапливаются гроздьями. Поверхность на изломе кусочка блестящая, красновато-коричневого или янтарного цвета. Смолу собрают вручную и в ней могут попадаться небольшие кусочки коры дерева.
Целебное действие: Мирра с успехом применяется при лечении инфекционных заболеваний дыхательной системы: при простуде, ангине и хроническом бронхите. Она прекрасно выгоняет инфекцию из легких, обладает отхаркивающими и вяжущими свойствами. Обладает общеукрепляющим действием.
Считается, что мирра оказывает тонизирующие и стимулирующие воздействие на желудок и на пищеварительную систему в целом, может служить средством от диареи. Стимулирует лимфодренаж организма, устраняет лимфостаз и увеличение лимфатических узлов. Мирра очень хорошо излечивает язвы во рту и заболевания десен. Устраняет стоматиты, воспаления и кровоточивость десен. Эффективное средство при пародонтозе. Масло мирры устраняет болезненность менструаций, фригидность. Помогает обрести способность к зачатию ребенка. Благодаря противогрибковому действию, мирра может использоваться для спринцеваний при молочнице. Она эффективно устраняет зуд и выделения.
Мирра содержит мощный биофлавоноидный комплекс, известный под названием силимарин, который защищает печень от химических токсинов и способствует улучшению ее функции. Она ускоряет заживление слизистых оболочек, в том числе десен, горла, желудка и кишечника. Смола мирры находит разнообразное применение: как антибиотик, антисептик, средство против халитоза, диареи, расстройства желудка, инфекций, язвенной болезни, паразитных и дрожжевых инфекций. Может применяться в мазях от синяков, мышечных болей и растяжений.
Противовоспалительное действие мирры особенно полезно при лечении артрита, ревматизма и также подагры. Действует против бактерий и грибков в сдерживании инфекции и кандидоза (молочницы) в пищеварительной системе, а также помогает кишечнику избавиться от всех паразитов.
Многие врачи используют мирру во время рождения ребенка, так как она эффективно способствует сокращению матки, а также облегчает боль.

Косметическое применение: Мощное регенерирующее действие мирры предотвращает преждевременное старение кожи, способствует рассасыванию рубцов, помогает при незаживающих ранах, гнойничковых поражениях кожи, экземе, дерматитах и грибковых поражениях ступней, растрескиванию и воспалению кожи.
Способствует рубцеванию мелких ссадин, трещин. Предотвращает инфекции и способствует регенерации клеток и тканей. Устраняет аллергические, нейро-гуморальные, пищевые дерматиты. Оказывает противовоспалительное и рассасывающее действие при инфильтратах и сыпи. Способствует рассасыванию свежих рубцов и растяжек. Эфирное масло мирры укрепляет волосы, препятствует их выпадению и поредению. При наружном применении мирры ее вяжущие и антисептические свойства помогают в лечении акне и угрей. Порошок смолы мирры можно использовать в маски и скрабы для лица.
Противопоказания и меры предосторожности: Мирру нельзя назначать при беременности и кормлении грудью, при острых почечных инфекциях, заболеваниях печени, воспалительных состояниях кишечника и поносах. При диабете, сердечных заболеваниях или лихорадках также необходимо избегать использования мирры. Маточные кровотечения или операции, запланированные в течение следующих 2 недель.

Приготовление: Мирру лучше измельчать в ступке или ручной мельничке, при нагревании она частично плавится и поэтому не рекомендуется использовать электроприборы для измельчения мирры.
Из смолы мирры можно изготовить спиртовой раствор. Для этого необходимо смешать смолу мирры и спирт 60-70% в соотношении 1:1 и в темной стеклянной посуде оставить растворяться в теплом месте (например, на батарее) в течение 4-7 дней. Также смолу мирры можно растворять в любом эфирном масле. Смола мирры полностью не растворяется ни в спирте, ни в базовом масле, ни в другом эфирном масле, только в химических растворителях, поэтому, оставшиеся после растворения кусочки можно либо измельчить в порошок, либо использовать в другой порции растворителя.
В мыловарении используют обычно порошок из смолы мирры, который придает мылу розовато-коричневый оттенок. Примерный процент ввода порошка составляет 2-5 г на 100 г массы.
Для косметических целей рекомендуем смешать растворы мирры и натурального сокотрийского ладана, который, в отличие от мирры, легко расворяется в масле, например оливковом. Также в смесь можно добавить кровь дракона, которую нужно предварительно растворить в водне или 60-70% спирте.

Вот несколько случаев использования мирры (комментарии с сайта http://www.herbs2000.com/herbs/herbs_myrrh.htm )
— Моя мать была больна эмфиземой. Врачи сказали, что это убьет ее. Она кашляла так сильно, что, казалось, она сломает ребра. Народный целитель порекомендовал ей мирру. После двух месяцев приема мирры она вернулась к врачу без следа эмфиземы. Врачи были в шоке.
— Мой врач сказал мне, что у меня гангрена и я должен лечь в больницу. Я отказался, потому что они просто начнут ампутировать конечность. Я стал дважды в день делать компресс с миррой и на ночь капал миррой под язык. Через 3 недели гангрены не было. Мой врач не мог в это поверить. Мне было так плохо, что она думала, что я должен умереть через несколько дней.
— Мирра является прекрасным средствои от инфекции во рту. Я спас один зуб с использованием тампона с раствором мирры. Мой дантист был в восторге!
— Мой друг смешал мирру с ромом и использовал его, чтобы вылечить тяжелый случай кожной стафилококковой инфекции. Вылечить инфекцию удалось в течение трех дней.
— Самодельный экстрат мирры избавил меня от носовых отеков и открыл носовые проходы для улучшения дыхания.

Натуральную мирру с острова Сокотра можно купить в Москве или заказать почтой (отправка от 100 грамм)

Стоимость свежей мирры сбора 2-3-летней давности (янтарного цвета) — 200$ за килограмм.

Окаменелая мирра (темного цвета) стоит дороже — 250$ за килограмм. Она существенно легче обычной мирры и даже на Сокотре является редкостью. Ее запах более насыщенный и несколько отличается от более свежей смолы.

Benjamin BelenkyFollow May 31, 2019 · 5 min read

https://mitzvatemet.com — каталог еврейских захоронений и мемориалов Беларусь, Украина и др.

Древняя Иудея. Её земля наполнена благоухающими цветами и деревьями. И неудивительно, что еврейский народ всегда проявлял большую любовь к благовониям, которые использовались им в различных ритуалах и непосредственно в быту.

Долгое время иудеи находились в египетском рабстве, и из этой страны высокой цивилизации они переняли многие культурные достижения и ценности, среди которых было и искусство парфюмерии. Но о том, что ароматы древним евреям были знакомы не понаслышке, можно сказать с уверенностью. Священное Писание свидетельствует о широком использовании иудеями ароматических веществ.

«Вот идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет». Библия. Книга — Бытие — гл. 37–25

ми кустарниками, среди которых самым распространённым был амирис. Именно из него добывали ароматическую смолу, или «гилеадский бальзам».

«…Иорданом напоенная земля; Ливан холмистый, кедрами венчанный; Чудесный Гилеад благоуханный;…»

«И сделай жертвенник для приношения курений; из дерева ситтим сделай его». Библия — Исход гл. 30–1.

«Возьми себе самых лучших благовонных веществ; смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот, по сиклю священному, и масла оливкового гин. И сделай из сего миро для священного помазании…» Библия — Исход гл.30–23,24,25

Эти благовония использовались для помазания «скинии собрания», «ковчега откровения», «жертвенника всесожжения» и других священных атрибутов.

Благовонное масло и курение предназначались только для священного помазания, использование его запрещалось всем, кроме Аарона и его сыновей, и это правило передавалось в роду из поколения в поколение вместе со священным саном.

«Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, …Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа» Библия — Исход гл.30–34,37

По закону Моисея полагались суровые наказания каждому, кто осмелится употреблять священные масла или курения для собственных нужд, а также изготовлять самостоятельно.

Составы священных масел известны, но как их приготовляли, осталось загадкой. Под названиями, пришедшими к нам из древнего мира, неизвестными остались и некоторые компоненты.

«…Сливаясь, запах, ладана, цветов, Плодов и трав возносится к Престолу Воздать хвалу Творцу, подобно оде…»

Вместе с применением благовоний еврейский народ сохранил в своей культуре египетские способы соблюдения гигиены и применения при этом ароматических масел и притираний. Среди народа особенным употреблением благовоний пользовались женщины. В еврейских законах предписывались очистительные ритуалы для женщин, которые омывали своё тело водой и умащали благовониями.

Еврейские женщины отличались красотой и грацией. Прекрасные волосы, чуть смуглый цвет кожи, большие глаза, опушённые длинными густыми ресницами, — этот природный дар остался и многие века спустя. И сегодня красота евреек привлекает к себе внимание и достойна восхищения. Но какая женщина довольствуется красотой, данной только природой?

Каждая старается улучшить красоту и превзойти в этом отношении подруг. Конечно, древние еврейки использовали не только притирания для чистоты и благоухания собственного тела, но и стремились усилить красоту с помощью различного рода косметики.

«…они приходили, и ты для них умывалась, сюрмила глаза твои и украшалась нарядами». Иезекииль, гл.23–40

Благовония в те времена были весьма дороги, а потому их ценили настолько, что включали в число царских даров: золота, серебра, драгоценных камней. Упоминание ароматических веществ и составов сохранились в древнееврейских поэмах и легендах. А это означает, что они были известны издавна и, несомненно, ценились среди иудейского народа, и конечно, знати.

Наиболее известными в библейские времена были мирра, или смирна, ладан, алое, корица, нард, кипер, шафран, кассия. Некоторые из них ввозились в Иудею из Аравии и Индии. Их употребляли для курения, притирания тела и врачевания.

Кипер. Его цветы имеют сильный аромат, их носили на шее в виде венков, а также ставили в комнатах для ароматизации и украшения. Это растение было известно и у арабов.

Шафран получают из цветочных рылец Crocus sativus, или крокуса.

Корица представляет собой кору дерева Cinnamonum verum.

Ладан. Сок растения Boswellia thurifera, весьма распространенного в Аравии, в основном в Йемене. Издавна он поступал только из этой страны. Благовонный древесный сок ладана более всего использовался при обряде погребения, продавали его за дорогую цену. При обычной температуре воздуха ладан принимал твёрдую форму.

Мирра — драгоценная смола деревьев, называющихся Balsamodendron myrrha. В те времена она была одним из любимых ароматических веществ, преимущественно привозили её из Аравии и Абиссинии. Грамм мирры покупателям Иудеи обходился дорого — зачастую равным количеством золотого песка.

Получали мирру, надрезая стволы деревьев, а затем собирали смолу в ёмкости. Её использовали не только в притираниях как благовоние или в ритуальных обрядах. Остропряный горьковатый вкус мирры ценили и древние кулинары. Мирра придавала блюдам пикантность и необыкновенный аромат.

Алоэ. Это растение, упоминаемое в Библии, не следует путать с растением того же названия, которое используется в народной медицине. Алоэ в иудейской парфюмерии — это древесина дерева Aloexylum agallochum, имеющее очень острый благовонный запах. Именно это алоэ использовалось для бальзамирования и как ценный фимиам употреблялось для курения в домах.

Помимо курительных благовоний и ароматических притираний были у древних иудеев вещества, создававшие аромат одежды и постели.

«…спальню мою надушила смирною, алоем и корицею». Притчи Соломона, гл.7–17

Слова «смирна», «мирра», и «миро» часто упоминаются в Библии и имеют разные значения. Святое миро изготавливалось и изготавливается из нескольких разновидностей самых лучших масел. В наши дни миро — это смесь оливкового масла с добавлением вина и около 40 благовонных ароматов.

Смирна использовалась для помазания в момент погребения. Смесь смирны и алоэ всегда были в составе для бальзамирования.

В древности все благовония, в том числе мирру, привозили в город Смирну (Измир), находящийся на западном берегу Малой Азии. Скорее всего, поэтому мирру часто называли смирной. Смирной называют и камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).

Евреи так же, как и египтяне, бальзамировали умерших. В Евангелие от Иоанна читаем: «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. И так они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».Евангелие от Иоанна, гл.19–39,40

Нард. Под этим названием из древних посланий, а также в Священном Писании упоминаются разные ароматные растения. Одни из них родом из Гималайских гор, другие произрастали в Альпах. Разделяли нарды индийские, галльские, итальянские, арабские. Корневища этих растений и служили сырьём для получения нардового масла, которое всегда входило в состав мира.

Среди евреев был обычай, умащать благовониями голову почетного гостя. Читаем в Евангелие от Марка — гл.14–3 –»…пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного, и, разбивши сосуд, возлила Ему на голову». Евангелие от Марка, гл.14 –3

Народы стран Востока в течение веков более стабильно, чем европейские народы, соблюдают нравы и обычаи, предписанные из древности. Примеров для подтверждения множество. Их можно найти среди арабов, в Индии, Афганистане, а также на Святой Земле. Прочитайте Библию, узнаете в ней не только о иудейской парфюмерии…

Оригинал взят у:

Алексей С. Железнов

Говорят, что, масло, освященное у мощей святого, исцеляет разные болезни?

На самом деле:

Исцеление через такое масло получить, конечно, можно, и таких случаев в церкви много. Но важно понимать,
что исцеляет не масло само по себе, и даже не тот факт, что оно побывало на мощах. Исцеляет человека благодать, которую Бог таким образом подает нам в помощь, по молитвам святого. Это — действие Самого Бога, а не масла, которое здесь является лишь символом, поскольку в древности люди использовали его в качестве лекарства — смазывали им раны, ожоги. И это еще не самый удивительный символ. В Библии описаны случаи, когда люди получали исцеление через… тень святого человека: …выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян 5:15). Но тень — это всего лишь заслоненный от света участок поверхности, никакими целебными свойствами она обладать не может, даже если это тень апостола. Исцелял людей Бог, Которого проповедовал людям апостол Петр. Точно так же и через освященное на мощах святого масло Бог исцеляет людей, с верой и благоговением обращающихся к нему.

Освящение мира – одно из священнодействий Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы, – каждые три-четыре года.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. Торжественный чин варения мира в Русской Церкви совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря (до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая (Мироваренная) палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле).

Вхождение в Церковь по заповеди Спасителя со дня Пятидесятницы совершается через таинства крещения и Миропомазания. Первоначально, в апостольское время, когда число христиан было не столь велико, апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещенных, низводя на них Духа Святого. Для каждого нового христианина это был момент, сравнимый с тем, чем явился день Пятидесятницы для всей Церкви. Поэтому таинство это стали называть Таинством Духа Святого или Личной Пятидесятницей.

Со временем число христиан увеличивалось, и апостолы (а затем епископы) уже не в состоянии были совершить таинство через возложение рук над каждым новокрещенным. Тогда ученики Христовы обратились к тем обрядовым формам, которые уже прежде существовали в Ветхом Завете. Было решено использовать для совершения Личной Пятидесятницы святое миро. Его стали приготовлять по образцу того благовонного состава, который в ветхозаветную эпоху служил для посвящения священников Храма Иерусалимского, поставления царей и пророков. В книге Исхода перечислены некоторые вещества, входящие в состав мира: смирна, благовонная корица, благовонный тростник, кассия и оливковое масло.

Уже в книге мужа апостольского Ермы «Пастырь» мы находим указание на Таинство Мvропомазания. В творениях священномученика Иринея Лионского, ученика мужа апостольского святого Поликарпа Смирнского, говорится о сообщении крещаемым Святого Духа в Таинстве Миропомазания. Святитель Кирилл Иерусалимский в тайноводственном слове о Миропомазании свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мира через призывание Святого Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть миро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святого Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое миро сие».

Святое миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них миро получали священники, которые стали использовать его при совершении Таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Впоследствии право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за Предстоятелями автокефальных Поместных Православных Церквей. Русская Православная Церковь, обретя автокефалию в 1448 году, с этого времени самостоятельно приготовляет и освящает святое миро.

В Греческой и Русской Церквах не установлено определенное количество благовонных веществ, используемых для составления святого мира. Их главные качества – чистота и беспримесность каждого составного вещества в отдельности. В разное время в состав мира входило от сорока до семидесяти пяти составляющих. Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, мастику, богородичную траву, лепестки розы, фиалковый и имбирный корни, кардамон, мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла и многое другое. Священномученик Дионисий Ареопагит замечает, «что состав мира есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонные качества».

В 1683 году на Руси по приказу Патриарха Иоакима был переведен с греческого языка «Чин сочинения и освящения святаго мира, из киих же вещей составляется и како строится и в какое время и како святится оное предрагое великое миро». Напечатан был этот чин впервые лишь в 1767 году, и с того времени вошел в практику нашей Церкви.

В настоящее время предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества вновь заливаются виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе московского Донского ставропигиального мужского монастыря, где устроена специальная печь, в центре которой помещается котел из огнеупорного сплава.

В Великий Понедельник Святейший Патриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении духовенства полагает начало мироварению. Совершается водоосвящение. На «Бог Господь» поется тропарь Пятидесятницы, «Слава, и ныне» – тропарь Успения Пресвятой Богородицы. По освящении воды читается молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный…», в которой испрашивается помощь в совершении дела мироварения. По отпусте архиерей окропляет святой водой приготовленные к мироварению вещества и котел, в который наливается немного святой воды. Затем духовенство вливает в котел масло и вино, Патриарх благословляет котел десницей и возжигает трикирием огонь под котлом. Начинается чтение Святого Евангелия, которое непрерывно продолжается священниками в течение трех дней до конца мироварения. Во время мироварения диаконы в облачении перемешивают содержимое котлов особыми веслами.

В Великие Вторник и Среду в мироваренный котел добавляют виноградное вино, вместо испарившегося, и благовонные вещества, в том числе и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста. Вечером в Великую Среду мироварение заканчивается, и после остывания священного мира, по благословению присутствующего при окончании мироварения архиерея, в котел влагаются ароматы (благовонные масла), и все тщательно перемешивается. Приготовленное таким образом миро разливается в сосуды, которые ставятся на столе и запечатываются до Четвертка. Тут же на особом столе раньше поставлялся и алавастр с освященным миром. В современной практике алавастр привозится в Патриарший Богоявленский собор из Крестового храма Московской Патриархии непосредственно к литургии Великого Четвертка.

Существует предание, что алавастр для хранения мира был прислан в Россию из Греции при принятии христианства и перенесен из Киева в Москву митрополитом Фотием. В знак непрерывного преемства от апостолов в этом сосуде святое миро остается всегда неиссякаемо. Алавастр, круглый, без ручки, с узким длинным горлом сосуд, сделан из меди и покрыт снаружи чешуей из перламутра. Узкое горло завинчивалось медной пробкой, которая именуется шурупом.

Из Малого собора Донского монастыря сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в Патриарший Богоявленский собор и, при пении тропаря Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш…», поставляются в алтаре по сторонам жертвенника.

На Божественной литургии в Великий Четверг во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр с преждеосвященным миром несет первенствующий иерей, а сосуды с миром несут прочие священники в предшествии диаконов с рипидами, свечами и кадилами. Согласно «Чину мироварения», когда придут к святым дверям, «две рипиды входят по обычаю, иныя же спряжены стоят до святыя трапезы от святых дверей отсюду и отъонуду». Патриарх принимает алавастр в святых вратах и поставляет его на престол, остальные сосуды ставятся вокруг престола.

После преложения Даров по возгласе: «И да будут милости Великаго Бога…» совершается освящение мира. Патриарх открывает каждый сосуд с новоприготовленным миром и благословляет его трижды, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Протодиакон возглашает: «Вонмем». После возгласа диакона: «Господу помолимся», все священнослужители в алтаре поют: «Господи, помилуй», и Патриарх читает молитву: «Господи милости и Отче светов…», в которой просит о ниспослании Святого Духа на миро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых Ангелов и страшны были демонам, чтобы принявшие Крещение были людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным Таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы. По окончании первой молитвы Предстоятель преподает «Мир всем», и после слов диакона: «Главы ваша Господеви приклоните», – тайно читает молитву главопреклонения «Тебе, Богу всех и Царю…», в которой приносит благодарение Господу за то, что сподобился быть служителем сей великой тайны, и просит об излиянии и на него самого освящения, подобно святому миру, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. Окончив главопреклонную молитву, Предстоятель вновь троекратно благословляет каждый сосуд с новоосвященным миром и закрывает их. Далее, с ектении «Вся святыя помянувше…», литургия продолжается обыкновенным порядком. Согласно «Чину мироварения», по завершении литургии, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», первенствующий иерей с прочими священниками относит миро в сосудохранительницу, где в каждый сосуд с освященным миром вливается из алавастра по нескольку капель преждеосвященного мира, а алавастр дополняется из сосудов новоосвященным миром.

Освященное миро по благословению Святейшего Патриарха раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении таинства миропомазания, а также при освящении храмов.

«Дивеевская обитель» по статье С.А. Ванюкова «Освящение мира» (mepar.ru) и сообщениям пресс-службы Московской Патриархии

«На помазание пойдешь?» — такой вопрос часто можно услышать от прихожан наших храмов. Причем идти предполагается именно на помазание, а не на богослужение, посвященное тому или иному святому или празднику. Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения (соборования)? Об этом на уроке в нашей церковной школе рассказывает клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска священник Алексий Савин.

С древних времен елей считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен он знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, так, читаем у евангелиста Марка: и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13).
Блаженный Симеон Солунский дает определение: «Елей есть святой по силе священнодействия и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его».
По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески — Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

Освящается вещество

В настоящее время на богослужении употребляется освященное масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных — в Таинстве Елеосвящения, произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к Святому Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших.

Миро (греч. «благовонное масло») — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего 50 веществ). Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.
В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Христа именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле.

Миропомазание

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.
В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх, Митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в год и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.
Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни. Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ. В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, которая приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным его участие в других таинствах.

Таинство Соборования, или Елеосвящение

Это одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.
Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя.
Таинство Елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех болящих; в остальное время священника можно пригласить к больному домой. Мнение же, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики.
Не всегда можно видеть, что больной, приступивший к Елеосвящению, получает желаемое выздоровление. Этому можно дать несколько объяснений. Во-первых, здоровье является временным благом для человека, так как тленность самой человеческой природы предполагает неизбежность физической смерти. Всегда желать исцеления от болезней значило бы требовать себе возможность никогда не умирать. Такое желание является противным самому плану нашего восстановления, по которому нам необходимо сложить с себя это греховное, мертвенное тело, чтобы облечься в бессмертное.
Во-вторых, если действие таинства и не сказывается в полном выздоровлении, оно может облегчить страдания больного на время. Отсутствие исцеления может быть также следствием недостаточной веры приступающего к таинству или, напротив, особым действием промысла Божия о нем. Известны случаи, когда после Елеосвящения люди, находившиеся в мучительной и долгой болезни, избавлялись от своих страданий через тихую и светлую кончину, дарованную, несомненно, по действию таинства.
Но наиболее точным объяснением будет то, что телесное исцеление не является основным или важнейшим действием Таинства Елеосвящения. Благодатное действие сказывается и на нравственном состоянии души человека: «И если он соделал грехи, простятся ему». По мысли апостола, лежащий на одре болезни нуждается не только в физическом исцелении, но и в прощении грехов — болезнь и грех связаны между собой. Об этой связи сам апостол Иаков пишет в начале своего послания: Сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.
Есть обычай: сначала исповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин. Нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью.

Елеопомазание

Это не таинство, а обряд — начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.
Неправильно уходить со службы, получив елеопомазание, а также приходить на службу только к моменту его совершения. В это время начинается пение и чтение канона празднуемого события, раскрывающего смысл и суть праздника, поэтому, как только священник или епископ помазал маслом, нужно отойти в сторону, встать в храме на прежнее место и благоговейно слушать, что поют и читают.
К сожалению, порой прихожане заводят разговоры, объединившись по группам, шумно здороваются, прикладываются к иконам и совершенно упускают спасительные слова праздничного канона. Но ведь помазание маслом не является центральной частью богослужения, а раньше маслом помазывали только в алтаре и только священнослужителей.
Неправильно также требовать от священника помазывать маслом, когда служба уже закончилась. Опоздал на службу, не успел помазаться маслом — найди мужество смириться, попросить у Господа прощения и впредь стараться не опаздывать.

17 августа 2012 г.

Оставить комментарий Комментарии Алексей «Неправильно также требовать от священника помазывать маслом, когда служба уже закончилась. Опоздал на службу, не успел помазаться маслом — найди мужество смириться, попросить у Господа прощения и впредь стараться не опаздывать.» может не «требовать», а просить? с пастырской точки зрения, для привития более благоговейного отношения к службе — понятно. а вот вообще в сущности есть ли запрет помазывать елеем после службы? Поделиться в:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *