Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — не только древнейший в Пскове, но и один из древнейших на Руси. Основание монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Историографы обычно связывают основание Спасо-Мирожского монастыря с именем преподобного Нифонта, новгородского архиепископа, занимавшего владычную кафедру с 1130 по 1156 год.

В 1922 году Мирожский монастырь был упразднен советскими властями. Только в 1994 году под сводами монастырских стен вновь зазвучала молитва. Сегодня Мирожский монастырь действует, но вместе с тем он представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения и открыт для посещения.

В ансамбль монастыря входят:

Собор Спаса Преображения – древнейший монастырский храм, возведенный в середине XII века, центр христианского просвещения в Пскове. На стенах собора на 80% сохранились фрески домонгольского периода — всемирно известное достояние культуры. Фрески повествуют об основных сюжетах Священного Писания и задумывались как своеобразное Евангелие в красках, доступное любому, даже неграмотному человеку.

Основатель монастыря епископ Нифонт ставил перед собой задачу христианского просвещения псковской паствы, для которой зрительный образ был единственно доступным. От мирожских фресок на псковской земле стала развиваться местная изографическая школа. Первые псковские иконы писались здесь же — в междуречье Мирожки и Великой, в монастырской иконописной мастерской. Мирожская обитель была мощнейшим культурным центром средневекового Пскова и Северо-Запада. При монастыре и сейчас работает иконописная мастерская. Многие иконы, представленные в монастырской галерее, можно заказать и купить.

Стефановская церковь датируется XVII веком. Ее замечательным украшением и стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 1990-х годах.

Колокольня монастыря возведена в 1879 году. Увенчанная куполообразной кровлей, она примыкает к Святым воротам, а к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны. Настоятельский корпус постройки XVIII–XIX веков находится к западу от Преображенского собора.

В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма.

Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Не имея крепостных стен, монастырь часто становился легкой добычей врагов, шедших на Псков. При каждом вражеском набеге он становился первой жертвой, ибо неприятель, прежде всего, бросался на беззащитные посады и окраины. В 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л.А. Творогов связывал «Послание Есифа к детям» и считал его заказчиком псковского списка «Слова о полку Игореве». В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В период Ливонской войны ожидая прихода Стефана Батория летом 1581 года, псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе на Завеличье, из расположенных в них церквей вывести в город все имущество. Заняв Завеличье, Стефан Баторий поставил у Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Кроме того, Мирожская обитель не раз служила временной квартирой московской рати, приходившей на помощь Пскову в 1463 и 1471, а также новгородской в 1474 году.

Ранняя история монастыря была слабо освещена в летописях. Сведения о судьбе монастыря, быте монашествующей братии, участии обители в общественной жизни города в 14-15 веках в письменных источниках почти полностью отсутствуют. Не сохранилось ни одного графического или изобразительного материала, представлявшего территорию монастыря ранее 16 века.

Первоначальный облик монастыря неизвестен. Скорее всего, с начала ХV века определилась граница, отделившая территорию монастыря от мысовой части междуречья Великой и Мирожи. В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на высоком скалистом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана. Изображение Спасо-Преображенского собора и храма святого Стефана можно видеть на знаменитых псковских иконах, написанных в память о спасении Пскова во время Ливонской войны 16 века. На иконе 16 века Сретения Печерского монастыря был изображен Спасо-Мирожского монастырь. На рисунке в центре монастыря возле Спасо-Преображенского собора была изображена довольно высокая колокольня башенной формы. В ходе военных действий 1581 года колокольня была разрушена. В монастыре была возведена новая колокольня, которую пристроили к западной стене Спасо-Преображенского храма, фасадом была обращена на северную сторону. О времени ее строительства ничего неизвестно. Она состоит из стены в два яруса, в нижнем ярусе размещались три пролета для колоколов, на верхнем ярусе — два пролета. На этой колокольне были укреплены 8 колоколов, один из которых имел надпись о том, что данный колокол был отлит в городе Пскове при дьяке Мисюре Мунехине 8 января 1520 года для Мирожского монастыря повелением игумена монастыря Григория. Надпись на другом колоколе сообщала о том, что колокол был отлит 14 сентября 1521 года в славном городе Пскове в Спасо-Мирожской обители при дьяке великого князя Мисюре Мунехине повелением игумена Григория, а делали колокол мастера Андреевы — Михаил и Ануфрий.

Наряду с духовной миссией, Мирожский монастырь выполнял вполне светскую просветительную роль. Монастырь в раннюю пору своего существования был сосредоточием псковской культуры. В стенах монастыря велось летописание, переписывались церковные книги, делались списки «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». В монастыре была своя иконописная школа. Известно, что особо почитаемый псковичами святой преподобномученик Корнилий Псково-Печерский именно в Мирожском монастыре в начале 16 века делал свои первые шаги в иконописи. Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери «Знамение», что хранилась в монастыре с 1198 года. Она была прославлена в 1567 году в царствование Ивана Грозного, как икона исцеляющая. Икона была вывезена Иваном IУ в Москву, а в монастыре остался список с этой иконы, так называемая «Великая Панагия».

Со времени учреждения монастыря и до учреждения в России патриаршества настоятелями в Мирожском монастыре были игумены, которых выбирали сами монахи, а утверждал владыка. В монастыре каждый брат жил в отдельной келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий в обязательном порядке ввел в монастырях новгородской епархии общежительный устав. Эта монастырская реформа коснулась псковской земли и привела к изменению внутреннего облика многих монашеских обителей. Что касалось числа братии, то можно было предположить, что до 16 века в Мирожском монастыре было многолюдно, потому, что он считался вторым из числа 4-х больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим был Елиазаровский и четвертым Великопустынский). С конца 16 века, со времени учреждения Псковской епархии, Мирожским монастырем управляли архимандриты.

В 17 веке монастырь был владельцем крупных земельных вотчин, рыбных ловель, получал доходы с торговых рядов и водяных мельниц. Экономический расцвет отразился на строительной деятельности, результатами которой стало возникновение комплекса каменных построек вдоль берега реки Великой, южнее Спасо-Преображенского собора. Археологами были открыты руины большой каменной палаты и основание столпообразной постройки, возможно шатровой колокольни, запечатленные на псковской иконе из часовни Владычного Креста. Этим же периодом датировалось строительство каменных подклетов, расположенных напротив собора. К 1713 году была освящена построенная заново каменная Стефановская церковь с парадными воротами, выходящими к берегу Великой, а к середине 18 века, судя по описи 1766 кода, вся внутренняя территория была плотно застроена деревянными службами.

Согласно манифесту Екатерины II от 26 февраля 1764 года, монастырь был отписан к третьему классу. В Свято-Мирожском монастыре полагалось быть игумену, четырем иеромонахам, двум иеродьяконам, четырем послушникам, одному подьячему, восьми служителям. С изданием штатов послушание каждого было определено особенною должностью: казначея, ключника, чашника, просфорника и другие. В 1798 году в Мирожском монастыре проживали: игумен, три иеромонаха, вдовый священник, два иеродьякона, пономарь-ключник, чашник и просфорня. Число братии редко доходило до положенного штатами; кроме того, вместо монашествующих были в монастыре вдовые священники или другие церковнослужители, присланные в монастырь за какие-нибудь проступки. В конце 18 века было вменено в обязанность всей братией иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу только больным. По изданию штатов каждый брат располагал своими средствами на жизнь.

Согласно манифесту от 26 февраля 1764 года, на содержание монастыря 3-го класса полагались выплаты: игумену -150 рублей, казначею — 22 рубля, иеромонахам — по 13 рублей, иеродьяконам — по 13 рублей, пономарю -10 рублей, просвирнику — 8 рублей, ключнику — 8 рублей, чашнику — 8 рублей, подьячему — 19 рублей; служителям для настоятеля и для потребных служб по 8 рублей; на церковные потребы и на просфоры 40 рублей; на починку церквей монастыря; на содержание ризницы — 200 рублей; на конюшенные припасы, железо и уголь — 40 рублей; на дрова — 44 рубля; на праздники и рыбу — 50; на вино — 50 рублей; на пиво 15 рублей.

Высочайшим именным указом 1797 года было приказано архиерейским домам и монастырям приписать угодья. Мирожский монастырь имел выгонные земли, данные от коллегии экономии в 1781 году (пашни, сенокосы и прочие угодья) в районе реки Мирожки в Пскове, в Псковском уезде Лабутинской волости пустошь Гайкова, Гайдук, в Завелицкой волости Псковского уезда, пахотные земли — всего во всех пустошах 93 десятины 1437 сажен. Монастырь имел рыбные ловли на реке Великой и на Мироже, на озерах Березовом и Клины, на реках Пимже и Будовижской. Ловли эти по именному Высочайшему указу от 18 декабря 1797 года были отданы во владения Мирожского монастыря. Доход монастыря от рыболовства был незначителен. Согласно этому указу, по распоряжению Псковской казенной палаты в 1803 году назначена была Мирожскому монастырю каменная водяная мукомольная мельница, которая находилась в Кирилловой мызе Островского уезда, которую монастырь сдавал в аренду. Казна монастыря пополнялась добровольными пожертвований, продажей свечей.

В 1789 году игумен Мирожского монастыря Венедикт сообщил преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои в ветхом состоянии, он просил разрешение построить на их месте каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить у Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена трапеза для братии. На эту просьбу последовало архипастырское благословение. Указ духовной консистории, разрешавший это строительство, был подписан 3 декабря 1789 года. Согласно указу был возведен двухэтажный корпус, в нижнем этаже были кельи настоятеля. В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, поэтому настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья. Вскоре нижний этаж был переоборудован в кухню и трапезную. Братские кельи размещались в верхнем этаже.

В монастыре существовала ризница, которая была устроена на хорах в юго-западном углу храма Преображения и состояла из небольшой палатки с двумя маленькими окнами. Ризница монастыря была не богата утварью, главной ее реликвией считалась чаша Нифонта вырезанная из корня дерева, на дне чаши серебряная бляха с изображением распятия и надписью: «в лето 6664 (1156) апреля 8 дня в пречестную обитель Спаса Мирожского монастыря». Края чаши были украшены тонкой серебряною полосой, выполненной в 1707 году с надписью: «Святой епископ Нифонт рождение имея града Киева от благочестивых родителей принял монашество в Киевопечерской обители и на престоле епископском в великом Новгороде был 25 лет и будучи на престоле многие святые обители и церкви устроил, с благоверным князем Всеволодом Псковским и по преставлении князя Всеволода придя Святой Нифонт во Псков создал между рек Великою и Мирожею церковь Преображения Господня и обитель преславную украсил, и братию собрал, и игумена поставил, и дал села многие на устройство церкви и обители». Предание говорит, что Нифонт с этой самой чашей и посохом в руках ходил по Пскову и собирал пожертвования на монастырь. До 1805 года в ризнице хранился посох преподобного Нифонта. Он был деревянным, украшен серебряными пластинами с надписью «лета 6664 сей посох Святителя Нифонта епископа Новгородского чудотворца, создателя Мирожского монастыря обложен серебром Михаилом Сарпуковым».

При монастыре существовала библиотека, которая размещалась в ризнице. Библиотека была небольшой и состояла из богослужебных книг и рукописных богословских и философских трудов, некоторые были на латинском языке. Так, в середине 18 века за сохранностью библиотеки следил сам настоятель этой обители — архимандрит Иоасаф. Известно, что он собственноручно надписывал библиотечные книги. Так, 2 апреля 1753 года, просматривая монастырское книжное собрание, сделал надписи в книгах: «Сия книга боголепного Господня Преображения Мирожского монастыря. Подписал той же обители архимандрит Иоасоф 1753 года апреля 2 дня». На следующий день Иоасаф снова побывал в монастырской библиотеке и надписал Минею: «Сия Минея Псковского Мирожского, подарок господина подполковника Петра Михайловича Самородского. Подписал той обители архимандрит Иоасаф 1753 года апреля 3 дня».

Архив монастыря, который также размещался в ризнице, состоял из указов Псковской духовной консистории, приходно-расходных и метрических книг. Указы начали собирать только после настоятельного требования епархиального начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, когда было предписано полученные указы и другие документы переплести в книги, то обложки на них делали из указов 18 века, чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях 18 столетия. Документы 19 века были подобраны по годам и хранились в ризнице под присмотром казначея.

До 19 века монастырская ограда была деревянной, при архимандрите Иакове вокруг монастыря была возведена каменная ограда.

До 1824 года остаток денег от некомплекта служащих сдавался обратно в казначейство, но по докладу Святейшего Синода Высочайше утвержденному 6 августа 1824 года, остаток от штатной суммы оставался в пользу монастыря; о чем последовал указ от 25 августа 1824 года на имя Евгения архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского.

В 1826 году в Мирожском монастыре проживали: настоятель — архимандрит Афанасий; казначей — иеромонах Виталий, иеромонах Павел, диакон Григорий Васильев, послушники: Иван Григорьев, Михаил Петров, Иван Дементьев, Дмитрий Градов, Александр Бубнов. В 1841 году в Мирожском монастыре проживали: настоятель — архимандрит Митрофан, иеромонах Виталий; иеродьякон Никон, казначей-монах Варсонарий; послушники: Леонтий Бульновский, Александр Флоринский, Яков Куховский, Алексей Верхоустенский, Иван Куховский, Александр Смирнов, Михаил Вревский, Федор Светлов. В монастыре проживало 9 служителей монастыря с 8 сыновьями.

С 1842 года по переложению на серебро Мирожский монастырь получал штатного содержания 412 рублей 38 копеек. Со времени освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям были предоставлены права дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости помещика и вместо них Мирожскому монастырю назначено было содержание в 400 рублей из общественного сбора государственных крестьян. По распоряжению Псковской палаты уголовного суда, уездных земских судов, распоряжением епархиального начальства в Мирожском монастыре содержали мужчин нарушивших морально-этические законы. Так, в 1848 году на шесть месяцев под присмотр архимандрита Нифонта были присланы в монастырь: Николай Никифоров — дворовый человек помещицы Мягковой; Андрей Богданов — дворовый человек порховского помещика Ноинского.

В 1850 году монастырь был приписан к архиерейскому дому, архимандрит Нафанаил управлял монастырем в качестве архиерейского наместника, (в качестве настоятеля Нафанаил находился в монастыре с 1845 года). С 1864 года Мирожским монастырем вновь стали управлять архимандриты. 11 января Святейшим Синодом был определен на службу настоятелем Спасо-Мирожского монастыря архимандрит Николай (Трусковский). Одновременно он был назначен ректором Псковской духовной семинарии и членом Псковской духовной консистории. Архимандрит Николай окончил курс Литовской семинарии в 1841 году, окончил курс Киевской духовной академии. Обучался наукам богословским и философским, историческим и физико-математическим; языкам: греческому, латинскому, еврейскому и немецкому, был профессором богословия. С 1849 год являлся ректором Минской духовной семинарии, занимался составлением историко-статистического описания Минской епархии, которое было представлено в Святейший Синод, за что получил орден Св.Владимира 3-й степени и личную благодарность императора. Одновременно с архимандритом Николаем в Спасо-Мирожском монастыре находились: казначей — иеромонах Амвросий, священник Иоанн Бородинский, иеродиакон Гедеон, послушник Никандр Ульянов.

В середине 19 века монастырь переживал период хозяйственного упадка, резко сократилось число монашествующих. Монастырю угрожала судьба разорившихся обителей, если бы в 1858 году в соборном Спасо-Преображенском храме не были обнаружены под побелкой древние фрески. Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы. Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном.

В 1884 году на собранные монастырем пожертвования были проведены ремонтные работы в храме во имя Св.Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана. В 1884 году к нему была пристроена деревянная паперть со ступенями, ведущими в средний ярус, где находится собственно церковь, было устроено отдельное помещение для библиотеки. В храме потолок и полы переделали. Стены были оштукатурены, поставлены две новые кафельные печи и установлен новый иконостас. На ремонт было израсходовано 872 рубля.

21 октября 1884 года храм был освящен епископом Нафанаилом. Под храмом в нижнем ярусе размещалась кладовая, рядом с алтарем, в отдельной каменной палате размещалась ризница. Здесь находился широкий высокий проход в виде ворот, покрытый аркой, а рядом с ним такой же проход, но гораздо уже и ниже, в виде калитки для пешеходов. Это Святые ворота — парадный вход из города на центральный монастырский двор. Над воротами в 1884 году была построена колокольня из местной плиты и кирпича. На строительство колокольни было израсходовано 2214 рубля. Всего на ней висело 8 колоколов.

Здание Стефановской церкви, колокольни и братского корпуса образовали единый фасад, обращенный парадной частью к городу. 21 октября 1884 года Стефановский храм был освящен епископом Нафанаилом. В конце 19 века на старом каменном подклете 17 века, напротив Спасо-Преображенского храма был возведен деревянный дом настоятеля. В 1899 году ремонтные работы на территории монастыря были продолжены старанием и усердием самой братии во главе с настоятелем архимандритом — Николаем. Богослужение в храмах Спасо-Мирожского монастыря совершались в следующем порядке: в Преображенском храме, который не отапливался, службу вели от Пасхи до Воздвиженья, а в Стефановском теплом храме — от Воздвиженья до Пасхи.

Фрески храма Спасо-Преображения Мирожского монастыря до1890-х годов оставались под слоем штукатурки, когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. Работами по исследованию фресок руководил академик В.В.Суслов. 6 августа 1897 году по Высочайшему соизволению Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под председательством М.П.Боткина. Комиссия эта поручила работы по укреплению стен храма архитектору Ф.П. Нестурху, а реставрацию фресок суздальским живописцам под руководством Н.М. Сафронова. Профессор Н.В. Покровский в 1898 году писал: «Фрески Мирожского монастыря принадлежат к числу редких явлений в ряду памятников древнейшего искусства в России. Они замечательны как со стороны художественного стиля, так и со стороны иконографической, по разнообразию их внутреннего содержания. Фресками покрыты все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора. Церковных стенописей такой почтенной старины уцелело на православном востоке очень немного. По археологической важности и по художественному характеру фрески Мирожского монастыря стоят ближе к фрескам Спасо-Нередицким. Реставрационные работы в 1902 году были закончены, а 24 августа 1902 года преосвященный Сергий епископ Псковский и Порховский освятил храм Спасо-Преображения. Государем императором было пожаловано на окончание реставрационных работ 7000 рубля. На реставрационные работы были израсходованы 16890 рублей.

В 1902 году в храме Спасо-Преображения после проведения реставрационных работ и капитального ремонта на средства Святейшего Синода был поставлен мраморный иконостас итальянской работы.

В 1902 году в Мирожском монастыре находились: настоятель архимандрит Николай; казначей иеромонах Александр, иеромонахи: Иустин и Нафанаил, иеродиакон Власий и Серафим, монахи — Нифонт и Стефан, Алексий; послушники:Нил Лучинский, Павел Вавилов, Николай Павлов, Иван Соколов, Петр Суворов, Иван Коршунов, Владимир Васильев.

В 1907 году возглавлял Мирожский монастырь настоятель — архимандрит Амвросий, который окончил курс Костромской духовной семинарии, и Московской духовной академии, имел ученую степень кандидата богословия, в 1904 году был назначен ректором Благовещенской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. Указом Святейшего Синода от 14 июля 1906 года Архимандрит Амвросий был перемещен на должность настоятеля Спасо-Мирожского монастыря, был назначен членом духовной консистории. Резолюцией архиепископа Псковского и Порховского Арсения 26 марта 1907 года был утвержден в должности члена епархиального училищного совета, с 1907 года преподавал Закон Божий в старших классах Сергиевского реального училища. Согласно послужному списку монашествующих Мирожского монастыря 1907 года числились: казначей монастыря — иеромонах Александр, иеромонах Нил, иеродьяконы: Сергий, Василий, Серафим.

В 1914 году настоятелем Спасо-Мирожского монастыря являлся игумен Досифей, казначеем монастыря — иеромонах Александр; благочинным обители — иеромонах Корнилий; экономом монастыря — иеромонах Серафим; в монастыре находились иеродиаконы: Платон, Митрофан, Василий; иеромонах — Нафанаил и монах Нифонт.

В 1914 году при монастыре числилось удобной и неудобной земли — 93 десятины 1437 кв. сажень, в том числе: пустошь Ново-Степаново в Псковском уезде в 30 верстах от монастыря, подаренная Яковом Ивановичем Ларионовым; пустошь Перино в Лагозовской волости Псковского уезда в 7 верстах от монастыря; пустошь Гайково в 4 верстах от монастыря на территории Псковского уезда; пахотные земли монастыря рядом с монастырем у реки Мирожи. Земли Ново-Степанова и Перино с разрешения епархиального начальства сдавались в аренду. Землю у монастыря обрабатывали сами. Садоводством, огородничеством и пчеловодством братия обители не занималась. На территории монастыря размещался скотный двор, по недостатку собственного корма и выгона обитель содержала скота самое малое количество для питания братии. При скотном дворе находился одноэтажный дом из плиты для прислуги. На хозяйственном дворе были построены: житница, ледник, каретный сарай. В юго-западном углу монастырского двора была построена из плитняка баня с деревянным предбанником. В южной части монастырского двора стояли два деревянные сарая, один для дров, другой — для сена. В монастыре не было иконописной мастерской.

В 1918 году помещения монастыря были переданы для проживания в нем погорельцев. 8 марта 1921 года коллегией подотдела искусств губернского отдела народного образования было принято решение об открытии в Пскове экскурсионной станции. С 15 июня 1921 года экскурсионная станция была открыта на территории Мирожского монастыря, заведующим станцией был назначен В.А. Федоров. Только в 1921 году экскурсионная станция приняла более 700 человек из Петрограда, из уездов Псковской губернии, из Москвы. Общежитие при станции было оборудовано для приема и размещения на территории Мирожского монастыря 30 человек. Экскурсионная станция успешно прижилась в стенах древнего монастыря. Но монастырь официально не был закрыт. Местный журналист, присутствовавший 25 июня 1922 года на лекции В.А. Федорова на территории Мирожского монастыря, писал: «Раздается обычный монастырский звон, но только три монаха, живущие в этом историческом монастыре, пошли в церковь». 6 августа 1922 года был составлен акт об изъятии в пользу голодающих Поволжья ценностей Мирожского монастыря — серебряных риз, лампад, ковшей, блюд, и др.

Согласно протоколу за №41 заседания президиума Псковского губернского исполнительного комитета от 28 мая 1924 года, на заседании было принято постановление о закрытии Мирожского монастыря и Стефановской церкви. «Ввиду фактической передачи Мирожского монастыря экскурсионной станции и закрепления его за Губоно (постановление от 6.02.1922.), считать таковой закрытым». «Стефановскую церковь как являющуюся частью закрытого Мирожского монастыря и как безприходную при отсутствии заявлений граждан о желании пользоваться — закрыть».



Адрес: Мирожская наб., 2

Тел.: 8(8112) 56-73-02

Время работы:

— вторник-воскресенье с 11.00 до 17.00

Последний вторник месяца — санитарный день.

Билеты продаются до 16.30

Стоимость посещения:

— взрослые — 200 руб./чел.;

— школьники, студенты, пенсионеры — 100 руб.

— семейный билет — 400 руб.

Для иностранных граждан:

— взрослые — 350 руб./чел.

— школьники, студенты, пенсионеры — 250 руб.

Собор открыт для посещений только в сухую погоду.

Мирожский монастырь

На левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится комплекс одного из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-Западной Руси в целом. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311 гг.) в Пскове.

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.
Историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря включает также памятники более позднего времени. Среди них следует отметить теплую трапезную церковь Св. Стефана Архидьякона, поставленную в к. XVII — н. XVIII вв. на Св. Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII в. с колокольней 1879 г.; деревянный на каменной подклети XV в. настоятельский дом. Все эти постройки, окруженные ныне монастырской оградой, представляют собой свидетельства былой славы и величия этого древнего монастыря.

19 августа — Преображение Господне

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь — выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство. На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.

Собор Спаса-Преображения Мирожского монастыря знаменит фресками XII века

В презентации использованы фотографии Ивана Чистякова, фотографа.

Спасо-Мирожский монастырь. 1899 г. Фото Компрады

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь — выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство. На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.

фото 1882 года

Летописи сообщают, что святитель и епископ Новгородский Нифонт «повелел заложить каменный храм во имя Спаса Преображения в Мирожском монастыре» Самым ранним по происхождению источником является Новгородская Первая летопись старшего извода, представленная единственным Синодальным списком XIII- XVI вв.

В этом списке под 1156 г. находится сообщение о кончине новгородского архиепископа Нифонта, который в 1549 году был канонизирован: «Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21: шъл бяше Кыеву противу митрополита; инии же мнози глаголаху, яко полупив святую Софию, пошъл Цесарюграду; и много глаголаху на нъ, но собе на грех. О сем бы разумети комуждо нас: который епископ тако украси святую Софию, притворы испъся, кивот створи и всю извну украси; а Плескове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента».

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1899 год. Фото О. Парли

Эта древняя иноческая обитель была первой в древнем городе и воздвигнута была в живописнейшем уголке Пскова-града, на полуострове при впадении реки Мирожи в Великую. Временем её основания принято считать 1156 год. Первый настоятель Мирожского монастыря, преподобный Авраамий, скончался в 1158 году, и мощи его почивают под спудом Спасо-Преображенского собора.

По своему устройству обитель стала преемницей Византии в становлении православного зодчества и монументальной живописи. Фрески Спасо-Преображенского собора, хотя и дошли до наших дней в сильно измененном виде, но все же несут образец православной живописи XII века.

Нам известны их иконографические изводы: «Преображение Спаса нашего Иисуса Христа», «Тайная Вечеря», «Оплакивание», «Суд Пилата», «Сретение», «Неверие Фомы» и др.

Стефаниевская церковь, 1928 г. Фото Романова К.К.

В летописи значится, что в 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Позднее она была перестроена в стиле московского зодчества. Этот храм очень напоминает Пантелеимоновскую церковь во Бору (ныне Промежицы). Ныне в ней ведутся богослужения 3 дня в неделю и в праздничные дни.

После 72-х летнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь. Благодаря поддержке и усилиям управляющего с 1993 по 2018 год Псковской Епархией Митрополита Евсевия, в 1994 году, монастырь был открыт не только для туристов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников. Первыми насельниками возобновленной обители стали иноки и монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. *Когда-то игумен Псково-Печерской обители, св. преподобномученник Корнилий, был насельником Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.

В настоящее время братия и трудники обители живут по уставу строгой монашеской жизни. Их немного, около 7-10 человек. При монастыре в 90-е годы ХХ века была открыта школа русской иконописи. Сейчас в иконописных мастерских ведут реставрацию икон, исполняют иконописные заказы, совершенствуясь в этом высокодуховном творчестве и возрождая древние секреты иконописи. Здесь царит дух созидания — молитва, терпение и труд.

В монастыре действует и свой маленький свечной завод, отливающий свечи по старинной технологии XVII-XVIII веков. Не забывает братия и о благотворительном социальном служении: еженедельно в монастыре кормят паломников и малоимущих. Для паломников св. обители проводятся экскурсии в иконописные мастерские, с обязательным посещением древнего (еще под 1546 годом) Стефановского храма.

ОЦЕНКА НАСЛЕДИЯ

Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время является икона Богородицы «Мирожская», относящаяся к типу Знаменных икон. Это список с чудотворной иконы, которая храниться в Псковском музее-заповеднике. По церковному преданию икона Богоматери «Мирожская» явилась в 1198 году в Спасском Мирожском монастыре в основном одноименном храме обители. Но датировка иконы известна более поздняя: она относится к XVII столетию.

Заслуживают внимания фотографии ныне измененных временем или утраченных фрагментов архитектуры Мирожского монастыря, которые пришлось заимствовать в фотоархиве Института Истории Материальной культуры РАН г. Санкт-Петербурга, т.к. изображение Мирожского монастыря в конце XIX в.- нач.XX , имеющееся в Псковском музее-заповеднике, сохранилось только на открытках… На сегодняшний день без этих фотографий сюжетный ряд ансамбля Мирожского монастыря был бы ущербным.

Хочется надеяться, что Псковская Сокровищница русской архитектуры и монументальной живописи вновь возродится в своем прежнем облике.

Библиографический список литературы — ссылка

Материал подготовила Татьяна Лединина,
ведущий библиограф отдела краеведческой литературы

Иван Федорович Чистяков

(1865-1935гг.)

Родился в Тверской губернии, селе Константиновка Бежецкого уезда. Окончил сельскую начальную школу. В 1886 году переехал в Петербург. Служил в Новочеркасском полку до 1890 года. В 1890 году поступил работать сторожем в Императорскую Археологическую комиссию, где под руководством члена Археологической комиссии В.Г. Дружинина обучался фотографии. С 1894 года состоял фотографом ИАК до её ликвидации.

Фотограф Императорской Археологической комиссии с 1896 по 1918 гг. и Государственной Академии истории материальной культуры с 1919 по 1935 гг. После реорганизации в Российскую Археологическую комиссию в 1918 году продолжил работу фотографом.

Оставил большое собрание диапозитивных и негативных материалов, приобретенное ГАИМК.

Сопровождал сотрудников учреждений в экспедициях для фотофиксации памятников архитектуры.

В 1899 году фотографировал фрески Мирожского Спасо-Преображенского собора.

С архитектором П.П. Покрышкиным приезжал в Псков в 1912 г. Работал также для Русского Археологического общества в период с 1900 по 1903 гг. Одновременно производил фотосъемку для Эрмитажа, Русского музея, Академии наук и Академии художеств. Негативы на стекле и диапозитивы исполнялись им по заказам для разных лиц, преимущественно для членов ИАК.

Умер Иван Федорович Чистяков в Ленинграде в 1935 г.

Мирожский монастырь. Вид с востока, из-за р. Великой

Псковский Мирожский мужской монастырь в честь Преображения Господня Псковской епархии

Расположен на ближнем Завеличье, мысу, на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи.

Этот монастырь, древнейший во Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева. Вероятно был основан незадолго до 1156 года, в княжение Святополка Мстиславича, родного брата святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, святителем Нифонтом Новгородским и преподобным Авраамием. В 1155-1156 годах святителем Нифонтом была устроена здесь церковь в честь Преображения Господня. По преданию, Нифонт сам ходил по городу с посохом и чашей в руках для сбора пожертвований на строительство этого храма. На чаше преподобного Нифонта была надпись: «Святой епископ Нифонт… будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрой со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде… во Псков и созда… церковь Преображения Господня, и обитель преславную украси, и братию собра, и игумена постави». Преображенский собор был полностью расписан спустя два года после завершения строительства первоклассными греческими мастерами, приглашенными епископом Нифонтом.

Обитель скоро сделалась значительным центром книжности — здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись. Здесь было переписано и сохранено для потомков «Слово о полку Игореве». В обители существовала иконописная мастерская, было колокололитейное производство.

Так как монастырь находился вне городских стен в последующие века он часто подвергался разорению и служил для постоя вражеских войск. Так, 4 марта 1299 года монастырь подвергся разрушительному нашествию ливонских рыцарей-крестоносцев. Тогда погиб игумен обители преподобномученик Василий и другие монахи, а также укрывавшиеся женщины и дети.

Впоследствии монастырь был вновь благоустроен. В 1404 году, на месте более древней церкви, был воздвигнут надвратный храм святого архидиакона Стефана.

С XVI века монастырь был одним из богатейших среди обителей Пскова: он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В начале века насельником обители был преподобномученик Корнилий, будущий игумен Псково-Печерский. В обители находилась чудотворная Мирожская икона Божией Матери, прославившаяся чудесным знамением 24 сентября 1567 года. После этого царь Иоанн Грозный увез чудотворную икону в Москву, а в монастыре оставил список с неё — большую икону, называемую «Великая Панагия» .

В ходе Ливонской войны, во время осады Пскова польскими войсками в 1581-1582 годах монастырь был занят неприятелем. На колокольне были установлены вражеские пушки, из которых по городу стреляли калеными ядрами.

С 1589 года, со времени учреждения Псковской епархии, обителью вместо игуменов стали управлять архимандриты. С древних времён каждый брат монастыря жил в особой келье и исполнял возлагаемое на него послушание.

Синодальный период

Согласно изданным в 1764 году монастырским штатам Мирожский монастырь был отнесён к третьему классу, в нём было вновь положено игуменское настоятельство. Послушание каждого монаха определялось его должностью: казначей, ключник, чашник, просфорник и т. д., но при этом каждый монах по прежнему располагал своими средствами и имел отдельную трапезу. Лишь в конце XVIII века в обязанность всей братии монастыря вменена общая трапеза, а по кельям стали питаться только больные монахи. 16 мая 1780 года, находясь в Пскове, императрица Екатерина II повелела отпустить в Мирожский монастырь 150 рублей. Вскоре, в 1789 году, был построен новый двухэтажный келейный корпус. С 1798 года, по указу императора Павла I, монастырём снова управляли архимандриты. В 1799-1805 годах вокруг монастыря была построена каменная ограда, сузившая территорию обители.

В 1800 году монастырь подвергся сильному наводнению. Впоследствии для настоятеля был построен новый деревянный дом. В 1820 году братский корпус и Стефановский храм были соединены. С 1850 по 1864 год монастырь был приписан к архиерейскому дому и управлялся архиерейскими наместниками, но затем обителью стали вновь управлять архимандриты.

В 1858 году, при ремонте собора, были обнаружены древние фрески XII века, которые к 1893 году были полностью раскрыты. В 1879 году к братскому корпусу была пристроена колокольня. По повелению императора-страстотерпца Николая II от 6 августа 1897 года Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под руководством М. П. Боткина. Комиссия поручила псковскому архитектору Н. М. Нестурху провести работы по укреплению стен храма, а реставрация фресок была поручена суздальским живописцам под руководством Н. М. Сафонова. 27 августа 1902 года состоялось освящение собора после реставрации.

Закрытие и восстановление

8 июня 1920 года отделом управления Псковского уездно-городского исполкома был составлен акт передачи Мирожского монастыря религиозному обществу. 28 мая 1924 года монастырь закрыт решением Псковского губисполкома «ввиду передачи Мирожского монастыря экскурсионной станции и закрепления его за губоно» (губернский отдел народного образования). Святыни и ценности обители были изъяты. Некоторые из них оказались в Псковском музее-заповеднике — здесь был помещен чтимый первый список Мирожской иконы, а также деревянная чаша святителя Нифонта с которой он просил подаяние на строительство монастыря. 28 мая 1935 года было принято решение о передаче бывшего монастыря музею.

В ходе боевых действий в годы Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский собор получил разрушения и повреждения. Снарядом, попавшим в западную стену собора, была повреждена фресковая роспись, в арке западного портала нарушена кладка. Кровля собора была также значительно повреждена, разрушена часть окна в барабане главы. В послевоенные годы фрески собора, Стефановская церковь и келейный корпус реставрировались. 12 июня 1956 года у стен бывшего монастыря был организован пляж.

Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году. В то время архиепископ Псковский Евсевий (Саввин) совместно с областной администрации приняли соглашение по вопросу передачи храма Первомученика Стефана, братского корпуса и дома настоятеля Псковской епархии с целью устройства здесь мужского монастыря и иконописной школы. Первые иноки нового времени пришли сюда из Псково-Печерского монастыря. Постепенно силами братии монастырь, приведенный в советское время в состояние разрухи, стал возрождаться. 15 августа 1997 года была открыта иконописная школа, которую воглавил отец Алипий из Псково-Печерской обители.

Братия постепенно облагораживала запущенную обитель. Так, в 2007 году были проведены ремонтные работы монастырских зданий, стен и колокольни; подготовлены помещения для производства свечей и выставки икон. На конец 2000-х годов действовала иконописная и воскресная школы, малый свечной завод (с 2008 года), ежедневно в монастыре кормят паломников и малоимущих. По инициативе губернатора Псковской области Андрея Турчака, после его визита в обитель, в августе 2009 года был создан попечительский совет монастыря.

Всё время с 1994 года Псковская епархия арендовала у Псковского музея-заповедника монастырскую территорию, Стефановский храм с братским корпусом и настоятельским домом. Наконец, 6 мая 2010 года собственник монастырского ансамбля ТУ Росимущества в Псковской области и монастырь подписали договор о безвозмездном пользовании комплексом зданий и территории .

В апреле 2011 года монастырь подвергся сильному затоплению.

Статистика

Храмы, архитектура

Преображенский собор Мирожского монастыря. Фото Ярослава Блажина 5 января 2010 г.

Преображенский собор

Собор был построен в 1155-1156 годах, что делает его старейшим в России храмом посвященным Преображению Господню, первым каменным храмом Пскова и единственной в городе церковью византийского стиля. Мощный крестово-купольный храм с одним куполом на обширном световом барабане имеет пониженные боковые апсиды с западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении Климентовской церкви в Старой Ладоге и Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря. Реставрация собора, включавшая работы по укреплению стен, была проведена в 1897-1902 годах.

Уникальная роспись собора — наиболее полно (не менее чем на 80%) сохранившийся образец росписи русских церквей домонгольского периода. Фрески были выполнены греческими мастерами сразу после возведения храма. Крупномасштабные композиции — «Деисус», «Вознесение Господне», «Рождество Христово», «Успение Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие Господне», «Снятие с креста», «Воскресение Христово», «Сошествие Св. Духа на апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты при ремонте в 1858 году. По ходатайству Псковского археологического общества Императорская Академия художеств отпустила 10000 рублей на предварительные изыскания и обещала ежегодно отпускать такую же сумму на дальнейшую реставрацию храма. Исследование фресок было проведено в 1889-1893 годах академиком В. В. Сусловым. В ходе реставрации 1897-1902 годов под руководством Н. М. Сафонова несохранившиеся части фресок были дописаны в старом стиле. В советский период фрески собора были реставрированы в 1927-1947 и в 1973-1977 годах А. И. Анисимовым, Д. Е. Брагиным и Г. В. Алфёровым.

На 2009 год собор находился в ведении Псковского музея-заповедника и был открыт лишь как музей, в сухую погоду, за плату. Молебен здесь служился раз в году.

Стефановский храм Мирожского монастыря

Храм первомученика Стефана

Церковь во имя святого архидиакона Стефана была построена в 1404 году на севере от главного храма обители, на месте более древней церкви. Представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые врата. В архитектуре заметны московские черты.

После пожаров и разрушений церковь несколько раз перестраивалась (в частности, в 1564 году) и нынешняя церковь датируется концом XVII-началом XVIII веков. Стефановская церковь была реставрирована в 1977 году по проекту В. А. Лебедевой. В 1996 году закрытый ранее храм был восстановлен и вновь стал действующим. Очередной косметический ремонт храма был проведён в 2008 году .

В храме необычный каменный иконостас-темплон созданный архимандритом Зиноном (Теодором).

Звонница

С западной стороны собора в XV-XVI веках была пристроена двухъярусная звонница. Когда-то на ней висели восемь колоколов, древнейший из них датировался 1520 годом. С надписями были три колокола, на одном из них надписи были на шведском языке.

Братский корпус с колокольней

К Стефановской церкви примыкает построенный в 1789 году двухэтажный братский корпус. Корпус был воздвигнут на месте древних настоятельских келий. Вначале на первом этаже были кельи настоятеля, второй этаж оставался незанятым. В 1800 году во время наводнения вода на первом этаже здания поднялась до потолка, и настоятельские кельи оказались непригодными для жилья. Впоследствии на первом этаже устроили кухню и трапезную, а на втором разместили братские кельи. В 1820 году корпус и Стефановскую церковь соединили. Колокольня была построена в 1879 году. В 1947-1949 годах Г. Е. Гедике была проведена фрагментарная реставрация корпуса, а в 1972-1982 годах были проведены исследование и реставрация по проекту В. А. Лебедевой.

Прочие постройки

Сохраняются также деревянный на каменной подклети настоятельский корпус XV-XIX веков, каменная монастырская ограда 1799-1805 годов, а также банька начала XIX века.

Настоятели

Игумены

Архимандриты

Игумены

Архимандриты

Наместники

Святыни

  • Список Мирожской иконы Божией Матери (1998 года письма)
  • Мощи игуменов обители прп. Авраамия (под спудом соборного храма) и прмч. Василия
  • Древние иконы: св. Александра Свирского, свт. Николая и св. Нифонта

См. также

  • «Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь», архив Псковской области, 3 октября 2017:

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница календаря портала Православие.Ru:
  • Страницы официального сайта Псковской епархии (архив):
    • — «Спасо-Преображенский Мирожский монастырь»
    • — «Во всех случаях чувство негодования, вражды и мести должно в нас побеждаться чувством любви», 6 января 2009
    • — «Страницы истории Спасо-Преображенского Мирожского монастыря», 12 января 2009
    • — «История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь», 23 июня 2010
  • Страница сайта Псковского музея-заповедника:
  • Сайт Ярослава Блажина Золотые купола:
  • А. АЛ, «Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь», Псковские епархиальные ведомости, 1902, № 18:
    • — материал использован частично
    • — материал использован частично
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, с. 389-390, 396, 930.

Сохранилась до наших дней в областном историко-архитектурном музее.

«История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь», 23 июня 2010,

Памятная книжка Псковской губернии на 1869 и 1970 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1869, с. 51; 1870, с. 45.

Памятная книжка Псковской губернии на 1876 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1876, с. 49.

Памятная книжка Псковской губернии на 1886 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1886, с. 62. и Провинциальный некрополь. Мироновъ — Модестова, сайт «Исток»,

Памятная книжка Псковской губернии на 1888, 1889 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1888, с. 64; 1889, с. 44.

Памятная книжка Псковской губернии на 1913-14 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1913-14, с. 108.

Иоанн (Крестьянкин), Божий инок, гл. 9, сноска 86, сайт Азбука веры,

Соловьева Елена, Псков и его святые. Часть 2. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь,

Домонтович Евгения Георгиевна, Архимандрит Псково-Печерского монастыря отец Феодосий, «2007 год был самым необыкновенным годом всей моей жизни»,

«Митрополит Евсевий совершил Литургию в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре Псковской епархии», официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви,

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *