Кто такие миротворцы?

Миротворцы — это люди, которые поддерживают мир на нашей планете и участвуют в урегулировании военных конфликтов. Это необязательно военные — это также врачи, учителя, полицейские, которые защищают ущемленных в правах людей. Сейчас миротворческие части ООН находятся во многих странах, где необходимо поддерживать мир и оказывать гуманитарную и медицинскую помощь.

29 мая — День миротворца ООН

Во всем мире 29 мая отмечают День миротворца ООН. По данным новостного портала rambler.ru, этот праздник утвердили по решению Генеральной Ассамблеи. В этот день в 1948 года Совет Безопасности ООН учредил первую миссию по поддержанию мира между Израилем и арабскими странами.

Цель этого праздника — напомнить о миротворцах, которые умерли ради поддержания мира, и отдать дань уважения тем, кто когда-либо служил в военных, гражданских и гуманитарных частях ООН.

В этом году тема праздника — женщины-миротворцы. Начиная с 2000 года, женщины все больше участвуют в военно-полевых, а также в гражданских и гуманитарных операциях. Они помогают делу мира расти и привлекать новых соратников, поощряют соблюдение прав человека и защищают мирное население.

Несмотря на пандемию торжественное мероприятие состоится. В Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке на церемонии возложения венков в честь всех миротворцев, которые отдали свои жизни ради мира во всем мире, будет присутствовать Генеральный секретарь ООН.

Миротворцы, погибшие в 2019 году будут посмертно награждены медалью Дага Хаммаршельда (шведский государственный деятель). Мероприятие можно посмотреть онлайн, во время него Генеральный секретарь ООН вручит ежегодную премию «Лучший активист по привлечению внимания военных к гендерной проблематике».

Можно ли самому стать миротворцем ООН и волонтером?

Да, миротворцем можно стать самому, как в своей стране, так и в другом государстве, кстати и в режиме онлайн. В любом случае для этого нужно высшее образование. Если ты хочешь стать волонтером за границей, то тебе нужно:

Быть старше 25 лет; Иметь отличные навыки общения и желания коммуникации;
Быть здоровым (необходима медицинская проверка);
Иметь высшее образование и как минимум пять лет опыта работы по специальности; Знать английский и еще один язык из основных языков ООН.

А вот требования к волонтерам, работающим в формате онлайн или на территории своей страны менее жесткие.

Кстати, ими могут стать люди почти всех профессий: журналисты, копирайтеры, инженеры, врачи и многие другие. Одно из главных требований для всех — желание помочь. Всем волонтерам за границей предоставляют жилье и еду. Заявку можно отправить на сайте unvolunteers.org.

Миротворчество — это вид общественной деятельности, направленной на уничтожение угрозы войны или же на её прекращение. Лицо, занимающееся миротворческой деятельностью, называется миротворцем .

В истории человечества было много случаев, когда войны удавалось остановить или предотвратить с помощью вмешательства третьей силы. Важным шагом в проблеме мира стало образование в 1919 году по инициативе президента США Вудро Вильсона Лиги Наций. Лиге Наций удалось урегулировать — в той или иной степени успешно — более 40 политических конфликтов, но она не смогла предотвратить Вторую мировую войну.

С использованием опыта Лиги Наций в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. В этой организации представлены большинство стран мира.

Хотя в Уставе ООН и нет термина «миротворчество», ООН разработала определенную систему приемов, методов и средств, направленных на разрешение споров, прекращение войн и урегулирование вооруженных конфликтов. Эта система включает три основных компонента:

  1. мирные средства (по гл. VI Устава ООН), куда входят переговоры, посредничество, установление фактов, добрые услуги, арбитраж и т. п.;
  2. полувоенные или квазивоенные средства, представленные, главным образом, традиционными операциями по поддержанию мира;
  3. принудительносиловые средства (по главе VII Устава ООН) — как невоенные (экономические, политико-дипломатические, юридические и финансовые санкции), так и военные — с использованием вооруженных сил ООН.

Юридическим основанием миротворческих операций первого поколения выступали положения гл. VI Устава ООН. При них миссии, состоящие в основном из военных наблюдателей или военного персонала, ведут наблюдение за прекращением огня или разъединяют стороны конфликта после заключения соглашения о прекращении огня (примерами являются Миссия военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане, Контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре). Такие операции оказались и самыми продолжительными по времени, поскольку они ориентированы на регистрацию нарушений прекращения огня или недопущение рецидивов, а не на ликвидацию источников конфликта.

К операциям второго поколения относят операции ООН, проводимые с 1990-х годов, нередко с применением силы в соответствии с VII Устава ООН. Иногда в таких операциях использовались тяжелое вооружение и авиация (примерами являются миротворческая операция ООН в Сомали, UNPROFOR на территории стран бывшей Югославии). Такие операции включали поддержание правопорядка, возвращение беженцев и внутренне перемещенных лиц, организацию и проведение выборов.

Операции третьего поколения, проводимые с конца 1990-х годов, предполагают создание временных гражданских администраций как, например, в Косове (операция МООНК, осуществляемая с 1999 года), в Восточном Тиморе (операция Временная администрация ООН в Восточном Тиморе(англ.)русск. в 2002—2005 годах), на которые были возложены задачи разработки законодательства и обеспечения его соблюдения, создания таможенных служб, установления и взимания налогов, создания банковской системы и т.п.

К настоящему времени сложились две модели международного вмешательства в конфликты:

  • Миротворческие операции на основании решений Совета Безопасности ООН .
  • Вмешательство в конфликты со стороны региональных организаций (НАТО, Африканский союз), коалиций стран, отдельных государств (например, вмешательство России в конфликты в Приднестровье и в Южной Осетии).

В отличие от «классических» межгосударственных войн, все большее количество современных конфликтов происходит внутри государств, поэтому миротворческие операции очень часто связаны с вмешательством мирового сообщества (или его членов) во внутренние дела государств.

См. также

  • Миротворческие войска ООН
  • Принуждение к миру
  • Гуманитарная интервенция
  • Wider peacekeeping
  1. Орфографический словарь русского языка. Изд. 9-е. М. «Сов энциклопедия», 1969.520 с.
  2. Там же
  3. Лига Наций: история создания и результаты работы
  4. Наталья Шепова. Миротворчество как способ предотвращения и урегулирования современных вооруженных конфликтов
  5. Александр КУТЕЙНИКОВ, Алеся МАСЛЯК. ОТ СТРОИТЕЛЬСТВА МИРА К ГОСУДАРСТВОСТРОИТЕЛЬСТВУ. ОПЫТ ООН В РАЗРЕШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ
  6. Миротворчество в современном мире
Статья недели 13/2007.

Русский

В Викиданных есть лексема миротворец (L128438).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. миротво́рец миротво́рцы
Р. миротво́рца миротво́рцев
Д. миротво́рцу миротво́рцам
В. миротво́рца миротво́рцев
Тв. миротво́рцем миротво́рцами
Пр. миротво́рце миротво́рцах

ми-ро-тво́-рец

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 5*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мир-; интерфикс: -о-; корень: -твор-; суффикс: -ец .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. тот, кто способствует примирению, устанавливает мир ◆ Счастливы миротворцы, потому что они будут названы сыновьями Бога. (Матф.5:9)(Н.М.

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: умиротворение
  • прилагательные: миротворческий

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • блаженны миротворцы
  • миротворческая операция
  • миротворческие силы

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: peacemaker, peacekeeper
  • Немецкийde: Friedensstifter м. -s, =

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

Миротво́рец — 1) Бог; 2) Богочеловек Иисус Христос; 3) религиозный, политический или общественный деятель, прославившийся в истории борьбой за мир или устроением мира; 4) всякий миролюбивый человек, старающийся избегать ссор и раздоров; стремящийся, по мере уместности и возможности, примирять конфликтующих, бранящихся, враждующих людей; 5) человек, способствующий стабилизации мира.

***

Может ли миротворец опираться в своей миротворческой деятельности на военную силу? Может ли миротворец творить мир с мечом в руке?

Первым Миротворцем в самом точном и исключительном смысле этого слова является Бог, всегда действующий на основании побуждений к добру и никогда — из побуждений вражды. Он и назван в Писании Богом мира (1Кор.14:33).

Господь Иисус Христос, исполняя волю Отца, примирил между собою «земное и небесное». Когда Он совершал Свое общественное служение, Он призывал всех людей к мирному сосуществованию и взаимной любви, независимо от их национальных, социальных, половых, возрастных отличий. В Евангельских заповедях блаженства миротворцам обещана вечная жизнь с Богом (Мф.5:9). Апостол Павел, опираясь на учение Христа, также призывал людей жить в мире между собой (1Фес.5:13).

Но мыслимо ли, чтобы миротворцы, осуществляя миротворческую деятельность, прибегали к силе оружия? Не противоречит ли это Божественному Домостроительству? — Вопрос сложный. Здесь многое зависит от текущих обстоятельств, ближайших целей применения оружия и условий его использования.

Священное Писание предоставляет нам примеры, когда Бог, заботясь о мире, использовал в качестве орудия Своего Промысла вооруженных людей. Например, установлению мира при Гедеоне предшествовало вооруженное нападение его войска на стан врага. В итоге враг потерпел сокрушительное поражение, а после победы наступил мир, в результате которого земля «покоилась» долгих сорок лет (Суд.8:28). Но ведь Гедеона призвал к брани именно Господь (Суд.6:12).

Держа это в уме, важно отметить и другое. Несмотря на подобные библейские примеры, мы всё же должны сознавать, что в целях достижения мира оружие можно использоваться лишь как крайнее средство: тогда, когда другие способы исчерпаны или же бесполезны, бессмысленны.

В этом отношении характерны слова предостережения, адресованные Господом ученику вместе с требованием вернуть меч на своё место: «взявшие меч, мечом и погибнут» (Мф.26:52).

Как представляется, лучший метод использования оружия в миротворческих целях — демонстративный, тот, посредством которого у потенциального противника даже и не возникает желания нападать.

***

А.И. Исаенко, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.

Beati pacifici quoniam fili Dei vocabuutur (Mt 5,9).

Слова «миротворец», «миротворческая деятельность» часто упоминаются в настоящее время в светской прессе. Что они означают с теологической точки зрения?

Обратимся к Церковно-Славянскому словарю. В нем говорится, что миротворец — тот, кто и сам не подает никаких поводов к раздору и несогласию, и других враждующих между собою примиряет и соглашает, уподобляясь по деятельности сыну Божию, примирившему небо с землею, Бога с человеком, он и называется сыном Божиим.

Рассматриваемая заповедь блаженства считается седьмой. Евангельские блаженства — девять заповедей, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:3-12 и Лк. 6:20-23) и содержащих в себе существенные черты христианского учения. Блаженствами эти изречения Иисуса Христа названы потому, что в них содержаться не категорические повеления, а лишь указание тех наград-блаженств, которые даны будут от Бога обладающим тою или иною добродетелью. Подробные толкования евангельских блаженств даны отцами церкви: Григорием Нисским, Златоустом, блаженным Августином и другими.

В книге Толкование Евангелия за 1870 год даются некоторые экзегетические пояснения. Миротворцы: те, которые, живя в мире со всеми, употребляют свои средства, свое влияние, свои усилия для умиротворения людей в каких бы то ни было отношениях, предотвращают распри, раздоры, мирят противников и тому подобное. Сыны Божии все верующие суть дети одного отца небесного (Рим. 8:17; Гал. 4:5), — но особенно миротворцы. Бог есть Бог мира (1Кор. 14:33); то есть, кто производит мир между людьми, особенно в сем уподобляется Богу и в особенности достойны быть названы сынами Божиими. Они особенно уподобляются и Богочеловеку, пришедшему на землю именно для того, чтобы примирить Бога и людей и — в этом случае суть истинные чада Богочеловека (ср. Златоуст). Нарекутся: то есть будут действительно таковыми.

«Блаженны миротворцы», — сказал Господь. Поэтому желающие быть блаженными, счастливыми, войти в царство небесное, должны быть миротворцами, то есть должны творить мир и, прежде всего, в душе своей. Мы должны умиротворить самих себя, то есть привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Мы должны совершенно спокойно относиться к лишениям, обидам и вообще ко всему тому, что может нарушить душевное равновесие, мир души.

Установить постоянный, ничем невозмутимый мир внутри себя; мы должны всеми силами стремиться к тому, чтобы мир был и внутри нас, среди ближних наших; для этого мы должны подавать пример другим, должны со всеми поступать дружелюбно, не подавать повода к несогласию, предотвращать его всеми мерами и мирить враждующих; а если не можем сами помирить их, то молить Бога о их примирении.

Будьте в мире между собою, и Бог любви и мира будет с вами. Так учил Апостол Павел (1Фес. 5:13; 2Кор. 13:11).

Св. Григорий Нисский говорил: «Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты не назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, но не будет мира, — что пользы в том? Ты сам рассуди, что за жизнь тех, кто враждует между собою и подозревает друг друга? Посему, кто предотвращает других от этого порока, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой зло. Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем Истинному Богу».

Блаженный Августин писал в «Исповеди» о своей матери Монике: «Где только не ладили между собой и ссорились, там она появлялась — где могла умиротворительницей».

Посмотрим, как излагается данный вопрос в Толковой Библии А.П.Лопухина за 1913 год.

Что под миротворцами разумеются не одни только мирные, спокойные люди, которые и сами никого не трогают, и их никто не трогает, но и люди трудящиеся в целях достижения и водворения мира на земле, в этом едва ли можно сомневаться.

Иероним под миротворцами разумеет таких «которые сперва в сердце своем, а потом и среди несогласных между собою братьев водворяют мир. Что пользы, если ты умиротворяешь чужих, а в душе твоей борятся пороки?» Но Иероним не объясняет, почему миротворцы назовутся сынами Божиими. Какая связь между миротворением и сыновством? Почему назовутся сынами Божиими только миротворцы? Что такое сыны Божии? Когда миротворцы назовутся сынами Божиими?

Нужно признать, что выражение Христа оригинально и сочетание «миротворства» с сыновством принадлежит только Ему. Что он сказал и хотел сказать, объяснить трудно. Воспользуемся теми объяснениями, какие дают Златоуст и Феофилакт. Первый говорит: «Дело Единородного Сына Божия заключалось в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее». Следовательно, миротворцы назовутся сынами Божиими потому, что подражают Сыну Божию.

Феофилакт говорит, что здесь «не только разумеются живущие в мире с другими, но и примеряющие других сорящихся. Миротворцы суть и те, которые своим учением врагов Божиих приводят к Богу. Они суть сыны Божий. Ибо и Единородный примирил нас с Отцом».

Блаженство соединения людей вместе.

Рассмотрение седьмого блаженства мы можем начать с выяснения некоторых проблем значения.

Во-первых, слово «мир». В греческом это слово «эйрене», а в древнееврейском — «шалом». В древнееврейском мире никогда не значит отсутствие неприятностей и волнений; он всегда значит все то, что способствует высшему благу человека. Когда на Востоке один человек говорит другому «селям», он не только желает человеку, чтобы у него не было никаких неприятностей, а он желает ему действительно всего хорошего.

В Библии мир значит не только отсутствие неприятностей; это значит пользоваться всем добрым.

Во-вторых, надо особо указать, что выражает это блаженство. Блаженны миротворцы, а не обязательно миролюбивые. Человек часто неправильно проявляет свое миролюбие, способствуя больше возникновению неприятностей, чем мира. Многие полагают, что любят мир, тогда как сами нагромождают проблемы для будущего.

Библия считает блаженным не тот мир, что является результатом ухода от проблемы, а тот, что является результатом оценки действительности и ее проблем, их решения и преодоления. Это блаженство требует не пассивного принятия проблем из страха перед трудностями, оно требует активного преодоления проблем и миротворчества даже в том случае, когда путь к миру лежит в борьбе.

В русской Библии, как и в греческом тексте, сказано, что миротворцы будут названы сынами Божиими. Это типично древнееврейское выражение. В древнееврейском не очень много прилагательных, и потому в нем часто употребляется не прилагательное, а выражение «сын» и родительный падеж абстрактного существительного. И поэтому человек может быть назван «сын мира» вместо «мирный (миролюбивый) человек». Так, имя Варнава значит «сын утешения», а не утешающий человек. Это блаженство звучит так: блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Смысл этого блаженства искали по трем главным направлениям.

Было высказано предположение, что если слово «шалом» значит все, что способствует высшему благу человека, то это блаженство значит: блаженны те, которые делают мир лучше для жизни людей, кто поднял мир на ступеньку выше.

Многие богословы ранней церкви понимали это блаженство в чисто духовном смысле и считали, что оно имеет такое значение: блажен человек, установивший мир в своем сердце и в своей душе. В каждом из нас идет внутренняя борьба между добром и злом, и нас всегда тянет сразу в две стороны. Счастлив человек, добившийся внутреннего мира, в котором прекратилась внутренняя борьба и который отдал свое сердце Богу.

Слово мир имеет ещё одно значение. О нем рассуждали раввины, и Иисус, возможно, имел в виду именно это значение. Высшая цель, которую может достичь человек, — это установить правильные отношения между людьми.

Некоторые люди часто являются источником неприятностей, обид, раздоров. С другой стороны, есть люди, которые наводят мосты между враждующими, могут утешать в горе. Такие люди делают Божье дело, ибо великая цель Божья заключается в том, чтобы установить мир между людьми и Богом, а также между самими людьми. Человек, соединяющий людей, выполняет Божье дело.

Литература

Российский император (1881-1894), сын Александра II, отец Николая II.

Юные годы, семья

Александр Александрович был вторым сыном в семье, так что престол должен был наследовать его старший брат Николай, но он скончался в 1865 году и новым наследником стал Александр. Среди его учителей был С.М. Соловьев, преподававший русскую историю, а также К.П. Победоносцев, преподававший право и ставший для будущего царя наставником и советчиком.

28 октября (9 ноября) 1866 года состоялось бракосочетание великого князя Александра Александровича и датской принцессы Дагмары (в православии Марии Федоровны). У них родилось шесть детей: Николай (1868-1918), будущий император, Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). Вскоре после свадьбы наследник престола начал приобщаться к государственным делам.

После трагической смерти Александра II 1 марта 1881 года на престол взошел Александр III – немногословный, решительный, очень уверенный в себе человек самых консервативных убеждений. Начало его правления прошло под знаком борьбы с революционным движением. Достаточно сказать, что коронация нового государя прошла лишь в мае 1883 года, когда стало ясно, что разгромленная «Народная воля» не способна уже на серьезные действия. Стремление максимально укрепить самодержавный строй вообще определяло во многом внутреннюю политику этого царствования. В то же время правительство Александра III, учитывая объективные потребности времени, принимало серьезные меры для развития российской экономики. Внешняя политика Александра III, именуемого в официальной литературе «Миротворцем», отличалась сдержанностью, осторожностью, стремлением избегать войн.

Внутренняя политика

Свои убеждения по поводу того, каким должно быть управляемое им государство, Александр III очень ясно выразил сразу же после восшествия на престол в манифесте «О незыблемости самодержавия», опубликованном в апреле 1881 года: в нем было заявлено, что царь будет решительно охранять свою власть «от всяких на нее поползновений». В разработке конкретной политики в этом охранительном направлении большую роль сыграл близкий к царю обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и консервативно настроенный журналист, издатель «Русского вестника» М.Н. Катков. Непосредственным же проводником этой политики стал Д.А. Толстой, занявший в 1882 году пост министра внутренних дел. Узостью и в то же время непоколебимостью своих взглядов, настойчивостью и сильной волей он был похож на самого царя.

Охранительное направление царского правительства выражалось двояко. С одной стороны, власть стремилась укрепить свои позиции, расширить свои и без того, казалось бы, необъятные полномочия. С другой – максимально поддержать свою главную, если не единственную, надежную социальную опору – поместное дворянство, переживавшее после реформ тяжелые времена. И в том, и в другом случае правительство стремилось «подкорректировать», а по сути, нейтрализовать последствия реформ предыдущего царствования. Определение этого курса как «политики контрреформ» представляется достаточно точным.

Одной из первых мер в духе этой политики было «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», утвержденное Александром III в августе 1881 года. В соответствии с ним правительство в любой губернии по представлению местных властей могло ввести чрезвычайное положение. В результате, полномочия этих властей значительно возрастали; в губернии практически переставали действовать обычные законы, хотя бы отчасти сдерживавшие административный произвол. Так, губернатор получал возможность арестовывать всех, кого считал нужным, ссылать без суда на срок до 5 лет в любую часть империи, предавать военному суду. Ему было дано право закрывать любые учебные заведения и органы печати, распускать общественные организации и приостанавливать деятельность земств – и все это «по своему усмотрению». Первоначально чрезвычайное положение вводилось на 1,5 года, но возобновлять его не представляло никакого труда. Естественно, губернские власти ухватили этот подарок обеими руками: многие местности Российской империи десятилетиями пребывали в этом «чрезвычайном положении».

Что же касалось поместного дворянства, то правительство попыталось укрепить его власть на местах. Наиболее значительными из мер, принятых в этом направлении, стало создание структуры земских начальников (1889) и земская контрреформа (1890).

Земские начальники стояли во главе земского участка (в каждом уезде таких участков было 4-5). Назначались они министром внутренних дел из местного потомственного дворянства – а заниматься они должны были делами сугубо крестьянскими. Им безоговорочно подчинялись все представители выборного крестьянского управления – десятские, сотские, волостные старшины. Следя за соблюдением порядка, сбором податей, обеспечением воинской повинности, земские начальники получали право штрафовать крестьян, подвергать их телесным наказаниям, сажать под арест. Таким образом, власть стремилась хотя бы частично восстановить вотчинную власть помещика над крестьянами, утраченную в результате отмены крепостного права.

Схожие цели преследовала и земская контрреформа: речь шла, по сути, о полном подчинении дворянам-помещикам земского самоуправления. Для землевладельческой курии имущественный ценз был снижен вдвое, для городской же значительно повышен. Крестьянская же курия вообще потеряла право самостоятельного выбора: окончательное решение по предложенным кандидатам в гласные принимал губернатор; это давало возможность отсечь от земской деятельности «крикунов и смутьянов». В конечном своем результате контрреформа обеспечила полное и безоговорочное преобладание в земствах гласных от дворян-помещиков.

Проводя подобную политику, правительство Александра III должно было учитывать тот факт, что поместное дворянство в условиях пореформенной России в массе своей оскудевает и разоряется. Поэтому власть оказывала ему еще и финансовую поддержку: в 1885 году был учрежден Дворянский банк, дававший помещикам значительные денежные суммы на льготных условиях.

Очень последовательно в своем роде правительство действовало и в сфере просвещения. Прежде всего, оно стремилось наладить здесь самый строгий административный контроль. Так, в 1884 году был введен новый университетский устав, всем своим духом противостоявший прежнему уставу 1863 года. Автономия этих высших учебных заведений практически полностью ликвидировалась: ректор, деканы, профессора, ранее выборные, теперь назначались. Все попытки студентов заявить о себе, как об определенной общности, рассматривались как незаконные: университетское начальство обязывалось бороться со студенческими землячествами, кассами взаимопомощи, столовыми на артельных началах. Вновь вводилась студенческая форма, отмененная в 1863 году, что облегчало надзор за учащейся молодежью.

Самую строгую дисциплину, нарушение которой грозило исключением, власти стремились ввести и в гимназиях. Кроме того, здесь все заметнее проявлялась тенденция затруднять доступ к среднему образованию для «простонародья». Наиболее ярко это проявилось в циркуляре министра просвещения Д.А. Толстого от 1887 года, получившем печальную известность как циркуляр «о кухаркиных детях». В соответствии с ним запрещалось принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Что касалось начального образования, то здесь правительство пыталось создать противовес земским школам, учебному персоналу которых оно не доверяло; всемерная поддержка оказывается в это время церковно-приходским школам, сеть которых значительно расширяется.

Наконец, особое внимание было обращено на цензуру: уже в 1882 году были приняты «Временные правила», в соответствии с которыми редакторы газет и журналов по первому требованию властей должны были сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Гораздо чаще, чем раньше, правительство начинает пользоваться своим правом закрывать периодическое издание после трех предупреждений. Только в 1883-1884 годах были закрыты таким образом журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты «Голос», «Земство», «Страна».

Заметным явлением в деятельности правительства Александра III стала политика русификации национальных окраин. С 1883 года все государственные учреждения и должностные лица были обязаны вести делопроизводство только на русском языке. С 1885 года на русский язык было переведено преподавание в средних школах по всей империи. С 1889 года на русский язык перешло и судопроизводство – хотя прошения в суды по-прежнему принимались на всех местных языках.

Последовательно проводя политику охранительного характера, правительство Александра III предпринимает и целый ряд мер для облегчения положения низших слоев – трудового населения, которые можно охарактеризовать как политику попечительства. Подобная деятельности власти связана, прежде всего, с именем министра финансов Н.Х.Бунге, пытавшегося поднять уровень жизни, катастрофически низкий у значительной части крестьян и рабочих. По его инициативе постепенно отменили подушную подать, компенсировав ее косвенными налогами и налогами с доходов. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который давал крестьянам ссуды на покупку земель. Правда, из-за достаточно высокого процента ссудами этими могли воспользоваться немногие. Власть более активно, чем раньше, стала проводить переселенческую политику, предоставляя переселенцам определенные льготы. В то же время она продолжала решительно поддерживать общину, что затрудняло для крестьян возможность распоряжаться землей.

Особенно ярко попечительская политика проявилась в рабочем вопросе. Именно при Александре III вводится рабочее законодательство, значительно ограничившее безудержную до того эксплуатацию этого слоя населения предпринимателями. В 1882 году было запрещено применение на производстве труда детей до 12 лет, а труд детей от 12 до 15 лет был ограничен 8 часами. В 1885 году был запрещен ночной детский и женский труд. В 1886 году был введен рабочий закон, резко ограничивавший штрафы с рабочих, которые раньше предприниматели взимали непомерно; к тому же они теперь шли не в хозяйский карман, а в особый фонд, из которого рабочие получали пособия в случае болезни или травмы на производстве. Для рабочих были введены расчетные книжки, куда записывались условия их найма. За соблюдением всех этих законов должна была следить фабрично-заводская инспекция, созданная специально с этой целью.

Следует отметить, что, покровительствуя рабочим, правительство Александра III проводило в то же время политику, способствующую развитию промышленного производства в России. Прикрывая отечественного производителя от иностранной конкуренции с помощью высоких таможенных пошлин, оно, с другой стороны, всячески способствовало притоку иностранного капитала в российскую промышленность. Да и государственных средств правительство не жалело, охотно предоставляя субсидии и налоговые льготы крупным предпринимателям. В результате, промышленное производство в 1880-х годах начинает развиваться более быстрыми темпами, чем раньше, а в 1890-е годы, уже при преемнике Александра III Николае II, это развитие принимает характер настоящего промышленного бума.

Внешняя политика

В годы правления Александра III происходят принципиальные изменения во внешнеполитическом курсе России. В это время становится все более очевидно, что Германия, которую в России привыкли считать надежным союзником, на глазах превращается в опасного врага. Это молодое государство, возникшее в результате объединения Пруссией разрозненных немецких земель, быстро крепло, интенсивно развивая промышленное производство. Почувствовав силу, Германия начала борьбу за расширение своего влияния в мире. При этом интересы Германии столкнулись с интересами России. В 1882 году был заключен тайный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, получивший название Тройственного союза. Правда, поначалу этот союз имел не столько антирусскую, сколько антифранцузскую направленность. Однако, вскоре выяснилось, что два главных фигуранта – Германия и Австро-Венгрия, — едины в своем стремлении вытеснить Россию из того региона, который она традиционно считала сферой своего влияния – с Балкан. В 1886 году, в частности, в Болгарии произошел переворот, в результате которого царь Александр Баттенберг, симпатизировавший России, был свергнут, и его место занял австрийский офицер Фердинанд Кобург, безоговорочно подчинивший внешнюю и внутреннюю политику Болгарии германским и австро-венгерским интересам.

Помимо балканских дел между Россией и Германией все больше разгорались экономические противоречия. Протекционистская политика, последовательно проводимая Россией, больно била в это время именно по немецким предпринимателям, прежде всего, в области машиностроения, которые буквально рвались на русский рынок. В свою очередь, Германия раз за разом повышала пошлины на сельскохозяйственную продукцию, ущемляя тем самым интересы русских помещиков. В начале 1890-х годов это противостояние обострилось до такой степени, что даже получило название «таможенной войны».

В этих условиях правительство Александра III усиленно искало нового союзника. В результате, наметилось сближение с традиционным противником Германии – Францией. Оно облегчалось тем фактом, что, в отличие от Германии, пытавшейся ввозить в Россию, прежде всего, промышленную продукцию, Франция ввозила сюда капиталы, вкладывая их в развитие промышленности. Кроме того, с конца 1880-х годов русское правительство начинает брать у Франции крупные денежные займы, которые так же вкладываются, в основном, в развитие производства.

Подготовка к заключению русско-французского союзного договора началась с 1891 года; заключен же он был в 1893 году. По договору, носившему военный характер, обе стороны брали на себя конкретные обязательства на случай нападения на одну из них держав Тройственного союза. Франция обязывалась выставить 1 300 тыс. солдат, Россия – 800 тыс.

Таким образом, к концу XIX века все великие державы, кроме Англии, занимавшей выжидательную позицию, «разошлись» по двум враждебным лагерям. На какое-то время это стабилизировало внешнеполитическую ситуацию и укрепило позицию России, но в будущем оказалось чревато серьезными конфликтами, которые, в конце концов, привели к Первой мировой войне.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *