СЕВЕРОРУССКАЯ ИКОНА-МЕНОЛОГИЙ

При систематическом изучении русской иконописи нельзя не заметить многофигурные изображения расположенных рядами святых и праздников в соответствии с календарным порядком — днями каждого месяца церковного года. Это и есть минейные иконы, или менологии, первоначально введенные в употребление в Византии в XI—XII вв. Их основу составили циклы миниатюр, иллюстрировавших сборники Житий святых, известные со второй половины X в. в Константинополе. Наиболее ранним является Менологии императора Василия II, выполненный около 986 г., хранящийся в Ватиканской библиотеке в Риме. Кроме стоящих фигур святых, здесь содержатся также изображения их праведной кончины, это становится характерным для других, более поздних лицевых греческих рукописей. В XI в. становится известным новый тип иконы с изображениями Праздников и святых в соответствии с церковным календарем, характерной особенностью которого служат ряды с маленькими фигурами и целыми, обычно упрощенными композициями, чаще всего мучений. Такие иконы XI—XII вв. сохранились в монастыре св. Екатерины на Синае, выполненные в константинопольских мастерских либо столичными и местными иконописцами в самом синайском монастыре. Они различного типа. Додекаптих, размером 25,0×17,0 см, рубежа XI—XII вв., состоял из двенадцати дощечек с арочным завершением, имеющих на одной стороне по семь рядом представленных в семь ярусов праздников и святых месяца, а на другой — евангельские события. Другой синайский минейный комплект состоит из четырех икон, размером 55,0×45,0 см, каждая из которых соответственно охватывает весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю части года. Праздники не выделены особо, а помещены под числами, в девяти ярусах или фризах. Третий синайский комплект икон-менологиев, размером 97,0×67,0 см, составляют двенадцать иконных досок XII в. с изображениями в шесть рядов. Есть еще в монастыре на Синае календарная икона-диптих XII в., размером 36,0×24,0 см, с пластинами, имеющими трехлопастное завершение, заполненное медальонами с погрудными образами Христа Пантократора и Богоматери с Младенцем, а также композициями праздников. Правда, там же представлены Воскрешение Лазаря и Распятие, тогда как Рождество Богоматери и Воздвижение креста Господня включены в календарный ряд. Отличие этого диптиха — триады в группировке святых, память которых приходится на один день. Маленькие изящные фигурки, выполненные в обобщенной и весьма выразительной манере, выглядят утонченными.

Малое число сохранившихся образцов не позволяет установить, насколько были распространенными подобные иконы-менологии ХI-ХII вв. в православном византийско-славянском мире. Но о том, что они все-таки были известны, косвенно свидетельствует фрагментарно сохранившаяся икона XIII в. с изображением избранных святых, расположенных по той же схеме, происходящая из западноукраинских земель. В Византии эпохи Палеологов больше известны полиптихи с изображением лишь праздников. Тем не менее, иконы-менологии все же сохранились в греческой церковной практике вплоть до XVI в., хотя и в несколько видоизмененной форме. Об этом позволяют говорить выполненные скорее всего в 1560-е гг. 11 икон, обнаруженные в Фессалии, в монастыре Спаса Преображения в Метеорах, размером 39,6×30,0 см. Свободно расположенные на золотом фоне фигуры святых, обычно по три, в три ряда, иногда сочетаются с сюжетной композицией либо вписанными в аркаду изображениями.

Менологий однако получил широкое распространение в средневековых стенописях на Балканах. На Руси наиболее ранний минейный цикл известен по фрескам церкви Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине монастыре, второй половины XV в. Именно в это время получают распространение русские иконы-таблетки, на пролевкашенном холсте, в старину называвшиеся «полотенцами» и имевшие назначение аналогичное иконам-менологиям. Среди ранних икон-таблеток преобладают изображения праздников и святых, объединенных в группы, обычно крупнофигурные, и лишь со второй половины XVI в, прослеживаются композиции традиционного минейного типа с рядами, образованными маленькими фигурами святых и композициями. Они существуют параллельно с иконами-менологиями, написанными на досках.

Среди подобных минейных икон несколько обособленное место занимает одна, размером 55,9×40,2 см, находившаяся в коллекции Н. И. Репникова, приобретенная в 1964 г. у Ф. А. Каликина и ныне хранящаяся и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, раскрытая полностью в 1977-1978 гг. Традиционно относится к северным письмам и датируется первой половиной XVI в. Следовательно, она самая ранняя из известных икон-менологиев русского происхождения. Особенности иконографии таковы, что им трудно указать параллели. Довольно своеобразная и стилистическая манера, скорее напоминающая книжную миниатюру своим ярко выраженным графическим элементом.

Икона имеет три ряда фронтально изображенных фигур, по десять в каждом, кроме нижнего, где поставлена как бы позади двух крайних, справа, еще одиннадцатая. Мастеру, очевидно, трудно было уплотнить ряд, и он образовал эту своеобразную триаду святых, память которых приходится на последние дни месяца. Святые здесь изображены из расчета по одному на день, независимо от того, сколько их обозначено в церковном календаре и соответственно представлено в уже упомянутых синайских иконах-менологиях ХII-ХII вв.:

Стремление следовать отмеченному принципу приводит иконописца (скорее всего, даже автора данной версии минейной иконы) к некоторым явным несообразностям: фигуры представлены выборочно, иногда даже вопреки иконографическому канону. Так, под 6 января, с сопроводительной надписью «Богоявленье» вместо композиции Крещения Господня — изображение Христа-Учителя, держащего свиток в левой руке, подобно пророкам и апостолам — казалось бы, в резком противоречии с развитой изобразительной традицией христианского искусства. Как известно, с темой Крещения непосредственно связано Искушение Христа в пустыне, иллюстрируемое в византийской книжной миниатюре с IX в., когда получает распространение и отмеченный иконографический образ. Вместо Поклонения честным веригам апостола Петра (16 янв.) и Перенесения мощей св. Иоанна Златоуста (27 янв.) — лишь фигуры самих святых. Естественно, святые выбраны из числа, поминаемых в определенный день, обозначенный в сопроводительной надписи, причем не всегда стоящие в перечне Месяцеслова первыми. На 13 января память мчч. Ермила и Стратоника, но представлен лишь первый из них, точно так же, как и на 18 января св. Афанасий без св. Кирилла Александрийского. На 4 января приходится Собор 70-ти апостолов, в числе которых есть Агав: не он ли здесь превращен в мученика Агена? Отмеченные случаи пройде всего отнести на счет недостаточной осведомленности провинциального русского иконописца XVI в. Однако, зная о педантизме в этом вопросе церковных властей, нельзя исключать подобные изменения еще в греческом оригинале. Сохранившаяся икона входила в комплект из двенадцати икон-менологиев, который мог принадлежать какому-то северному монастыри. Состав памятей святых, представленных здесь, в целом соответствует Месяцеслову XI-XII вв., с возможным выделением среди них преподобных.

Унифицированная иконографическая типология изображенных святых как будто не дает оснований говорить о радикальном переосмыслении образцов. Подобные фигуры встречаются в греческих рукописях значительно более раннего времени, но они в том же отношении удивительно близки известным в новгородской иконописи второй половины XV в., не исключая и «Софийские таблетки «, от которых существенно отличаются по манере письма. Монашеский клобук прп. Ксении (24 янв.) находит типологическое соответствие в изображениях, иллюстрирующих палеологовскую рукопись Творений Аввы Исайи, датированную 1450 г. С подобными иконами-менологиями явно связано появление изображений избранных святых в новговодских провинциальных иконах, подобных датированной 1498 г., уже со включением русских. Здесь те же общие формальные признаки и отличительные индивидуальные, характеризующие продукцию различных иконописных мастерских одного региона. В этом плане ближе иконе-менологию образ Параскевы Пятницы, изображенной на северной иконе начала XVI в. из собрания С. П. Рябушинского (ныне — Государственный Исторический музей в Москве). Данная икона-менологий одинаково существенна как своей связью с книжной миниатюрой, так и документацией существования типологического варианта минейных икон на Русском Севере, входившем в сферу воздействий духовной культуры Новгорода, отличающегося одинаково от ранних византийских и прослеживаемых с середины XVI в. московских.

Предметом особого внимания служат русские локальные варианты написания канонических имен. Здесь в этом плане надо отметить: Михия (5 янв.), Полоекта (9 янв.), Федосья (11 янв.), Татьяны (12 янв.), Ермолы (13 янв.), Федула (14 янв.), Антонья (17 янв.), Афанасья (18 янв.), Макарья (19 янв.), Еоуфимья (20 янв.), Аксеньи (24 янв.). То есть одна треть всех приведенных имен на иконе отражает их народную форму, не оставляя тем самым никаких сомнений относительно связи происхождения самого произведения с фольклорной средой. Тем самым получаем косвенное доказательство осведомленности мастеров северных новгородских провинций в сложной иконографии минейного цикла, о чем в самом Новгороде свидетельствуют лишь зверинские фрески и широко известные «Софийские таблетки».

Совершенно иными по поставу и характеру оказываются появляющиеся позже, около 1565 г., иконы-менологии московского круга, на доске и в виде икон-таблеток. Они, как правило, уже включают большее число рядов изображений, где фронтально представленные фигуры соседствуют с сюжетными композициями, в том числе кончины и обретения мощей определенных святых. Таким образом, описанная икона им явно предшествует по времени, приоткрывая забытую страницу истории агиографического творчества русских иконописцев Русского Севера.

В. ПУЦКО
Зам. директора по научной работе
Калужского обл. художественного музея Источник София № 1, 2005

Икона «Минея годовая» из экспозиции музея представляет замечательный образец миниатюрного письма. «Минея» происходит от греческого «месячный, длящийся месяц».
Икона «Минея годовая» содержит изображения святых, почитаемых в определенный месяц года, это своеобразная «икона-календарь». Каждый месяц отделен линиями и представляет собой отдельное поле – оно называется «клеймом».
Также если внимательно посмотреть Православный церковный календарь, то можно заметить, что на большинство дней года приходятся дни чествования чудотворных икон Божией Матери. К примеру, раскрыв календарь в середине года, можно увидеть, что на 1 июля по новому стилю приходится чествование Боголюбской иконы Божией Матери, на 3 июля – Моденской, или по-другому, Косинской иконы Божией Матери, на 6 июля – Владимирской и в тот же день Псково-Печерской, именуемой «Умиление», и Заоникиевской икон Божией Матери. И так далее.
Всего же в богослужебном году чествуется более двухсот чудотворных икон, хотя вообще чудотворных богородичных икон гораздо больше. Изображения чудотворных икон Богородицы расположены вокруг основного поля в календарном порядке в миниатюрном формате.
Очень наглядно представлены различные иконописные изводы, где Богородица предстает в различного цвета облачениях, в различных позах, с младенцем Христом на руках, или без него.

а) Месячная Минея

Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного круга: т.е. на все дни 12 месяцев.

С каждым днем месяца и года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: то она празднует событие из истории Церкви Христовой и утверждения правой веры, то творит память какому-либо святому, а часто в один день двум и трем. Для всех этих поминовений Церковь назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минее. Минея разделяется на 12 частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно или несколько последований. От этого деления по месяцам и произошло название Минея (греч. слово от ur|v — месяц).

Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большей частью словами: «святого», «праздника» (в попразднство), например: «стихиры святаго», «стихиры праздника». Таким образом, в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Последования праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например, дневными (дне).

В те дни, когда нет никакого знака, т.е. служба святому положена простая, в Минее имеются три стихиры на «Господи воззвах» и на «И ныне» Крестобогородичен; далее следует тропарь, если же нет тропаря, то поется общий тропарь, содержащийся в Часослове. Канон на утрени на четыре.

Каноны Минеи

Чин святого (святых) Примеры припевов к тропарям канона
Пророк
  • Святый пророче Божий Исайе (см.. Пособие по церковнославянскому языку: склонение имен существительных, формы звательного падежа), моли Бога о нас.
  • Святый пророче Божий Ионо, моли Бога о нас
Апостол
  • Св.Апост. Андрее, моли Бога о нас.
  • -«- Фомо, -«-
  • -«- и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас
Апостолы
  • Свв. Апостоли, молите Бога о нас.
  • Святитель
  • Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Святители Святителие Христовы, молите Бога о нас
Преподобный Преп. отче Серафиме, моли Бога о нас.

-» — наш Сергие (при чтении канона Радонежским святым к словам преп. Отче добавляется — «наш «), -«-

Преподобные Преподобнии отцы, молите Бога о нас.
Мученик (вмч.) Свят, мучениче Иоанне Воине, моли Бога о нас. -«-Агафониче -«—»- велик. Никита -«-
Мученики Св. мученицы, молите Бога о нас.
Священномученик Священномучениче Киприане, моли Бога о нас.
Священномученики Священномученицы…
Преподобномученик Преподобному чениче…
Преподобномученики Преподобномученицы…
Мученица Святая мученице Татиано…
Преподобномученица Преподобномученице Евгение…
Мученицы Святии мученицы…
Преподобная жена Преподобная мати Марие…
Преподобные жены Преподобнии жены…
Исповедник Святый исповедниче…
Бессеребренники Святии безсеребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане…
Христа ради юродивый Святый блаженный Андрее… Василие…
Князь Святый равноапостольный великий княже Владимире… Святый благоверный княже Михаиле…
Праведный Святый праведный Филарете Милостиве

По 3-й песни канона седален, а по 6-й кондак (иногда с икосом). Некоторым святым положен особый светилен, находящийся в Минее после 9-й песни канона.

Все последования Минеи имеют не одинаковое число молитвословий, последования Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, о которых мы уже говорили в главе, посвященной праздникам: праздники двунадесятые, великие, средние двух разрядов, малое двух разрядов и дни, которые не имеют минского знака.

Малые праздники второго разряда обозначаются (черный). В эти праздники положено на «Господи воззвах» стихиры на шесть и на утрени канон на шесть.

В конце службы указывается для Литургии прокимен для Апостола, зачало Апостола и Евангелия и причастен.

Малые праздники первого разряда (красный). В эти дни добавляется; положено праздничнее окончание утрени: хвалитные стихиры и великое славословие.

Праздники средние 2-го разряда + (полиелей). На вечерне положено «Блажен муж», шесть стихир на «Господи воззвах», чтения трех паремий и стихиры на стиховне. На утрени седальны по кафизмам и седален по полиелее; указание евангельского зачала, стихира после Евангелия. Затем канон на 8, кроме того, здесь иногда прилагается канон Богородице; стихиры на хвалитех перед славословием великим. Для Литургии прокимен, зачала Апостола и Евангелия и причастен.

В некоторых Минеях в конце службы помещены Марковы главы (содержащиеся в Типиконе), которые указывают, кед совершать положенную службу при различном совпадении дней годового, седмичного круга, а также различиях дней Великого поста и Пятидесятницы.

Праздники средние первого разряда. В эти дни положено совершать бдение. Здесь имеется малая вечерня, на которой положены стихиры на «Господи воззвах»; стихиры на стиховне и тропарь празднику. На великой вечерне, помимо стихир на Господи воззвах» и стихир на стиховне, имеются паремии и стихиры на литии.

Великие праздники имеют знак (+). Служба совершается только празднику (т.е. только по Минее). Особенности ее: на утрени на 9-й песни положены особые праздничные припевы имеет) «Честнейшую», а в конце службы имеются антифоны праздничные для Литургии только для Господских праздников.

В конце каждой книги Месячной Минея печатаются Богородичны, которые поются за молитвословиями (кроме дней предпразднества и попразднства), именно:

1) После стихир:

1 приложение:

а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на «Господи воззвах» в.
праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение;

б) Богородичны воскресные, которые поются после стихир на стиховне в праздники
святых, имеющих полиелей, бдение.

2 приложение: (также после стихир):

Богородичны осми (восьми) гласов поемые «егда есть «Слава» святому в Минее на «и ныне» по гласу «Славы». Они поются в те дни, когда нет святого со славословием, полиелеем, бдением.

2) После тропарей:

3 приложение:

а) Отпустительны Богородичны воскресные семи гласов, которые поются в праздники
святых, имущих славословие, полиелей, бдение.

4 приложение:

б) Богородичны отпустительны после тропарей святых, поемые во все лето на вечерни и
на утрени на «Бог Господь», и в конец утрени в те дни, когда нет праздника святому со
славословием, полиелеем, бдением.

б) Общая Минея, ее содержание и порядок

В Общей Минее содержатся наследования для всех подвижных и неподвижных дней годичного круга с такими изменяемыми молитвословиями, которые Св. Церковь назначила всем вообще святым одного лика или чина.

В Общей Минее для святых каждого лика есть два последования: одно последование на тот день, когда Церковь празднует память одному святому, другое когда Церковь празднует память двум святым или многим святым того же лика. Общая Минея содержит следующие службы:

  1. Общие последования праздника с предпразднством и попразднством Господа нашего Иисуса Христа.
  2. Общие последования праздникам Богородичным.
  3. Общее последование Честному и Животворящему Кресту.
  4. Святым Ангелам.
  5. Святому пророку Иоанну Предтече.
  6. Святым Отцам.
  7. Пророку.
  8. Апостолу и Апостолам.
  9. Святителю и Святителям.
  10. Преподобному и Преподобным.
  11. Мученику и Мученикам.
  12. Священномученику и Священномученикам.
  13. Мученице и Мученицам.
  14. Преподобной жене и преподобным женам.
  15. Преподобномученице.
  16. Священноисповеднику и преподобноисповеднику.
  17. Безмездникам и чудотворцам.
  18. Христа ради юродивым.
  19. Служба_воскресная 6-го гласа.
  20. Служба общая во вся дни.
  21. Богородичны на «Господи воззвах» и на стиховне (воскресны на 8 гласов).
    1. Отпустительны и кондаки постной Триоди и Пятидесятницы, начиная от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых.
    2. Отпустительны воскресны семи гласов, Богородичны, ипакои и кондаки.
    3. Тропари и воскресны, поемые по непорочных в неделях всего лета.
    4. Тропари, поемые до непорочных в субботу.
      1. Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне же и на «Бог Господь», и в конце утрени (4-е приложение).
      2. Отпустительны всея седмицы (дневные тропари).
      3. О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых.
      4. Месяцеслов всего года.
      5. Паремии общие святому.
      6. Прокимны, апостолы, аллилуарии, евангелия и причастны общим святым.

32. Апостолы и евангелия общие святым.

У нас в церквах общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святим, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, не поется служба простая, а требуется совершить ее со всенощным бдением, например Храмовому святому.

в) Праздничная Минея (Анфологион)

Книга Праздничная Минея называется Анфологион (греч. слов, «цветослов»). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни Богородичны и Святых; особо чтимых Православной Церковью, главным образом; те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники великие, средние и малые,

Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся парении: святителю, святителям и святым отцам.

г) Дополнительная Минея

Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы:

1. Св. Феодосию Черниговскому сент. 9.

2. Преп. Сергию и Герману Валаамским сент. 11 и июня 23.

3. Св. Димитрию Ростовскому сент. 21.

4. Служба иконе Божией Матери «Иверской» окт. 13, февр. 12.

5. Служба иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» опт. 24.

6. Преп. Иову Почаевскому окт. 28, мая 6, авг. 28.

7. Св. Митрофану Воронежскому ноября 23.

8. Св. Иннокентию Иркутскому ноября 26.

9. Преп. Серафиму Саровскому янв. 2, июля 14.

10. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии янв. 14.

11. Преп. Феодосию Тотемскому янв. 28.

12. Преп. Тихону Калужскому 16 июня.

13. Равноап. Мефодию и Кириллу, учителям словенским мая 11.

14. Св. Иоанну Воину июля 30.

15. Св. Тихону Воронежскому августа 13.

16. Иконе Божией Матери «Почаевской» июля 23.

В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения.

Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась многими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в «Журнале Московской Патриархии». Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в 1-ю неделю Литр, поста), служба свт. Моск. Ермогену, служба св. равноап. Николаю, архиеп. Японскому и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Отличная сохранность для книги середины XVII века
Красивое старинное издание, образец церковнославянского письма допетровской эпохи. Печать Минеи начата в августе 1645 года, через месяц после воцарения на престоле второго русского царя из династии Романовых — Алексея Михайловича Тишайшего, а окончена книга — в апреле 1646 года, когда будущий патриарх Никон только явился в Москву в числе прочих игуменов на представление царю. Переплет: доски, кожа, тиснение. Одна застежка старинной книги утрачена. Экземпляр обладает высочайшей культурной и научной ценностью, относится к числу книжных памятников национального значения.
Издательство: Печатный двор (Москва)
Язык: церковнославянский
Сохранность книги: очень хорошая
Год издания: 1646
Число страниц: 742
Формат книги: 220 х 330 мм
Твердый переплет
Месячные Минеи — богослужебные книги на Руси (они же Минеи служебные или просто Минеи), которые содержат службы святых на каждый день года и обычно разделяются на 12 томов по числу месяцев.
Купив старинную книгу, изданную более 100 лет назад, вы станете обладателем антикварного издания, которое не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *