О милости Господней в Слове Божьем говорится очень много. Действительно, слово «милость» встречается в нем более 250 раз, и сегодня мы рассмотрим некоторые из этих примеров.

1. Милость: что это?

Для понимания того, чем является милость, обратимся сначала к Луки 10:30-37. Здесь Иисус, отвечая на вопрос законника о том, кто считается ближним, использует притчу:

Луки 10:30-37
«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему МИЛОСТЬ. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

В отличие от священника и левита, самарянин отказался быть равнодушным к полуживому страннику. Наоборот, он сжалился над ним, оказал милость и помог ему. Поэтому милость означает – иметь сострадание, сжалиться; помочь кому-либо из любви, не ожидая ничего взамен. И Господь наш очень богат милостью. Во 2 главе Послания к Ефесянам ясно говорится:

Ефесянам 2:4-6
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, —благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».

Не потому, что мы стоили этого или заслужили спасение своими делами, но мы приняли его по благодати, любви и милости Божьей. Как и в случае с тем путником, которого разбойники оставили полумертвым у дороги, мы были мертвы в своих преступлениях. Религия, философия и все остальное не могли помочь нам. Они приходили мимо, как левит и священник. Но Господь, «богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживил со Христом». Он протянул нам руку и избавил нас «от власти тьмы» и ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колоссянам 1:12-13). В 1-ом Послании Петра 1:3 говорится:

1 Петра 1:3
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому».

и в Римлянам 5:8
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

Мы были мертвы. Бог был исполнен любви, милости и сострадания. Он протянул нам руку и оживил нас. Хотя в нас не было никакой ценности, Он сделал нас ценными. Хотя мы были грешниками, Он сделал нас праведными. Хотя мы были его врагами, Он примирил нас с Собой. Он вывел нас из Царства тьмы и ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего. Как же велики Его благодать, любовь и милость к каждому из нас лично!

2. «Сосуды милости»

Продолжая ту же самую тему, перейдем к Римлянам 9 главе. Там, в стихах 15-16, читаем:

Римлянам 9: 15-16
«Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак не от желающего и не от подвизающегося, НО ОТ БОГА МИЛУЮЩЕГО».

Другими словами, суть не в том, как мы стараемся. Все дело не в нашей силе или в способностях, но в милости Божьей. Без Его милости сами по себе мы не можем делать ничего (Иоанна 5:30, 15:5).

Далее, в Римлянам 9:22-24 говорится:

Римлянам 9:22-24
«Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе».

Хотя мы и были сосудами гнева, мы ими больше НЕ являемся. Наоборот, теперь мы сосуды милосердия, которые Бог приготовил для того, чтобы нам познать богатство Его славы. Он приготовил нас для славы! Милость Его – из рода в род. Как говорится в Луки 1:50:

Луки 1:50
«…и милость Его в роды родов к боящимся Его».

Также в Псалме 24:10 сказано:

«Все пути Господни—милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его».

Исследуя далее в Псалмах тему милости, ниже приведем некоторые стихи, в которых она описывается:

Псалом 32:18
«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».

Псалом 31:10
«Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость».

Псалом 32:5
«Он любит правду и суд; милости Господней полна земля».

Псалом 35:7-11
«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои—бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем».

Псалом 56:11
«…ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя».

Псалом 62:4
«ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя».

Псалом 68:17
«Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня».

Псалом 85:15
«Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…».

Псалом 102:13, 17
«…как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его… Милость же Господня от века и до века к боящимся Его».

Псалом 88:15
«…милость и истина предходят пред лицем Твоим».

Псалом 102:11
«ибо как высоко небо над землею, так велика милость к боящимся Его».

Псалом 102:1-4
«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя—святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью».

Псалом 118:1
«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

Хотя существуют и другие упоминания о милости Господней, подводя итог тому, что мы рассмотрели до этого момента, можно сказать следующее:

• Бог богат милостью, Он приобрел нас Себе по богатству Своей славы.

• Все пути Его – милость и истина, и они идут перед Ним.

• Вся земля полна Его милости. Его милость передается из поколения в поколение боящихся Его.

• Его глаза устремлены на тех, кто верит в Его милость, и милость окружает их.

• Его милость блага и драгоценна. Она лучше, чем жизнь!

• Как отец милует (жалеет) своих детей, так и Господь милует (жалеет) боящихся Его.

• Его милость к нам велика, как небо далеко от земли, и Он венчает нас милостью и милосердием.

• Мы — сосуды милости, приготовленные Им для славы!

3. Другие примеры Божьей милости.

Изучая далее, мы увидим еще больше примеров милости Господней, которые приводятся в Библии. Так, именно милость Господа к Аврааму привела его слугу в землю его предков, чтобы найти Исааку жену. После всего, описанного в Бытие 24:1-25 и после того, как он повстречал Ревекку, будущую жену Исаака, слуга » …преклонился и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею!».

Именно милость Господня спасла Лота и его семью от содомского разрушения:

Бытие 19:17-19
«Когда же вывели их вон, сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть».

Именно благодать и милость Господа сохранили Иосифа в первые трудные годы в Египте:

Бытие 39:21
«И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы».

Несмотря на трудности, которые от начала до конца были предусмотрены Господом, Господь был с Иосифом и являл ему милость.

4. «Да приступаем с дерзновением….»

Милость Господа дается не мерой. Милость дается Богом не изредка, не периодически, а постоянно. ЭТО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ЕГО СУЩНОСТИ. Как Он советует нам в Евреям 4 главе:

Евреям 4:14-16
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания . Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно , искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

Нам нужна милость. Нет никого, кто бы не нуждался в ней. Давайте же будем с дерзновением приступать к престолу благодати, чтобы получать то, в чем мы нуждаемся. Давайте откроем Богу свои сердца. Давайте просить Его о милости и сострадании к нам, как поступал в подобных ситуациях Давид:

Псалом 4:2
«Помилуй меня и услышь молитву мою».

Псалом 6:2
«Помилуй меня, Господи, ибо я немощен».

Псалом 9:14
«Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, —Ты, Который возносишь меня от врат смерти».

Псалом 24:16
«Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен».

Псалом 29:11
«…услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником.»

Псалом 31:9, 17
«Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне… Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею».

Псалом 50:3
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои».

Псалом 86:16
«призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей».

Псалом 122:2-3
«Вот, как очи рабов на руку господ их, как очи рабы—на руку госпожи ее, так очи наши—к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых».

Никто из искавших милости Божьей не ушел с пустыми руками. И следующие примеры подтверждают это:

Двое слепых

Матфея 9:27-30
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их».

Женщина-хананеянка

Матфея 15:22-28
«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».

Отец с бесноватым ребенком

Матфея 17:15, 18
» сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду… И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час».

Другие двое слепых

Матфея 20:30-34
«И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним».

5. Заключение

Милость Господня и сострадание Его к детям Своим безмерно велики, как расстояние от неба до земли. Мы – сосуды благодати Его, которые Он приготовил к славе! Он окружил нас своей любовью и состраданием. Он богат милостью. Давайте еще раз обратимся к Евреям 4 главе:

Евреям 4:16
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

4-ая книга Царств 2 гл. содержит один из самых замечательных отрывков во всём Ветхом Завете. Эта глава повествует нам чудесную историю о стареющем пророке Илии и его слуге Елисее. Когда мы начинаем читать эту главу, мы видим, что Бог сказал Илии, что его служение на земле подходит к концу. Теперь он должен перейти Иордан и идти в определённое место, где небесная колесница поднимет его и перенесёт его в славу.

Проводя свои последние дни на этой земле, старый пророк решил посетить города Вефиль и Иерихон. Он пригласил своего слугу Елисея пойти вместе с ним, и они отправились, как я назвал бы, в «поучительное путешествие”. После посещения обоих городов они прибыли на берег реки Иордан. Илия снял свою милоть – широкую, не стесняющую движений одежду – и ударил ею по воде. Сверхъестественным образом воды реки расступились, и оба человека Божия перешли реку по дну. (см. 4-ая Цар. 2:8).

Когда они достигли другого берега, Илия обратился к своему слуге с вопросом: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя.” (ст.9). Ничуть не смутившись, молодой человек ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне”.

На первый взгляд кажется, что Илия удивился просьбе Елисея. Он ответил: «трудного ты просишь” (ст.10). Потом Илия сказал: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет.” (ст.10). Этим он сказал: «Если увидишь, как Господь будет забирать меня от земли, твоё желание будет исполнено. Но если пропустишь этот момент, придётся тебе идти домой разочарованным.”

Во время их шествия внезапно явилась огненная колесница с небес и разделила этих мужей. Илия в своей плоти был поднят на небо – и Елисей был свидетелем всего этого события. Он воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои, и разодрал их на две части.” (ст.12).

Илия вознёсся – но его милоть упала на землю. Когда Елисей увидел её, он разодрал свои собственные одежды и одел милоть Илии. После этого он возвратился к Иордану и сделал то же самое, что перед этим сделал его господин: снял с плеча милоть и ударил ею по воде. Воды немедленно расступились, и Елисей перешёл реку по земле. Так молодой пророк начал своё собственное замечательное служение.

События, описанные в этой главе кажутся невероятными. Однако, что этот отрывок говорит нам сегодня? Я считаю, что Бог даёт нам здесь неоспоримый урок с очень ясным, простым значением: Бог хочет совершать более великие дела с каждым последующим поколением. И каждое новое поколение должно искать Господа, чтобы иметь свой собственный опыт хождения в Духе Святом и быть одарённым Его силой.

Замечательно читать о том, как Бог разделил воды Красного моря для Моисея или Иордана для Иисуса Навина. Но совсем другое дело просить Бога, чтобы Он совершал чудеса для нас. Однако, это как раз то, что Бог желает для нас. Он хочет творить чудеса и изливать больше от Духа Своего на народ Свой, намного больше, чем когда-нибудь в прошлом. Он желает умножить и усилить нашу веру, чтобы мы, как Елисей, просили двойную порцию Его помазания, для Его славы.

В этом отрывке Ветхого Завета Илия является прообразом Христа, восходящего к Своему Отцу. Иисус пообещал нам: «Вы сможете совершать более великие дела, чем Я, потому что Я иду к Отцу Моему.” (см. Иоан. 14:12). В сущности Он говорил: «Вам понадобится больше помазания, силы и власти, чем имели предыдущие поколения. И Дух Мой снабдит вас всем необходимым для победы.”

1. Мой первый вопрос при перечитывании этой истории был следующий: «Зачем Илия взял Елисея с собой в это головокружительное путешествие?”

Почему старый пророк захотел, чтобы его слуга сопровождал его в Вефиль и Иерихон? Естественно, это не было какое-то сентиментальное путешествие для Илии, как бы посещение памятных мест. Нет, этот старый мудрый муж хотел научить Елисея (как и нас сегодня) тому, что все мы нуждаемся в большей силе Божьей и большем помазании.

Эти мужи Божии пришли сначала в Вефиль, что значит «Дом Божий”. Воистину, Вефиль имел великое духовное наследие. Сам Иаков принёс здесь своё жертвоприношение. Однако, спустя многие годы, что-то случилось с великим городом. Иеровоам поставил здесь золотого тельца и очень скоро все жители предались идолопоклонству. В результате этого целое поколение было потеряно, предано скептицизму, насмешкам и богохульству, ограблено от своего духовного наследия.

Отступление людей было так велико, что они, скорей всего, насмехались над Илией и Елисеем, когда они появились в городе. Как мы знаем это? Спустя день или чуть позже, когда Елисей появился в этом городе опять, молодые люди выбежали из города понасмехаться над ним.

Сейчас же, когда они вдвоём шли по улицам, Илия, наверное, заметил, что его слуга был в ужасе и негодовании при виде этого полностью отступившего народа. Илия в своё время тоже имел встречу с отступниками на горе Кармил. Но он знал, что выйти навстречу этому новому поколению нужна была сверхъестественная сила ещё в большей мере. Эти молодые люди были ещё более жестоки и нечестивы, чем идолопоклонники, с которыми он воевал на горе.

Я считаю, что в этом месте Илия решил испытать своего слугу. Он, наверное, предложил ему: «Елисей, почему бы тебе не остаться здесь и не пасти этих людей? У тебя есть призвание, ты хорошо обучен. Ты сможешь восстановить великое наследие Вефиля.”

Я уверен, что Елисей слушал внимательно, потому что он знал, что его учитель был очень проницателен. Однако я думаю, что молодой пророк быстро вспомнил историю другого пророка, которого Бог послал в Вефиль, чтобы произнести пророчество против идолопоклонства Иеровоама. Этот пророк воскликнул: «Иеровоам, твой золотой телец рассыплется!” – и телец немедленно упал с алтаря, рассыпая пепел вокруг. Когда Иеровоам увидел это, он протянул руку к пророку, повелевая взять его, но его рука вдруг одеревенела.

Бог ознаменовал служение безымянного пророка другими сверхъестественными делами. Но этот же святой пророк позже был сам соблазнён и пошёл на компромисс, не имея достаточно духовной силы.

Когда Елисей проанализировал положение дел в Вефиле, он понял, что не готов противостоять против всех злых духов этого города. Он понял то, о чём Илия знал с самого начала, – что он нуждается в помазании Духа Святого в более сильной мере прежде, чем он смог бы противостать всему злу в этом нечестивом городе. Поэтому он сказал своему господину: «Жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя.” (4Цар. 2:4). Затем, Писание говорит: «…и пошли оба.”

Я верю, что Вефиль является прообразом такого же нечестивого общества, каким стало наше общество за время одного поколения. Мы также живём среди богохульников и насмешников. И это нынешнее поколение является более развращенным, чем те, в которые жили Илия и Елисей. Эти святые пророки видели детей, насмехающихся и богохульствующих, – в то же время, как американские дети убивают друг друга. Совсем юные подростки убивают без всякого сожаления и угрызения совести, – убивают родителей, одноклассников, невинных прохожих.

Я не хочу судить одинаково всю молодежь. Я знаю, что есть много верующих подростков в этом обществе, которые горят для Господа. И я благодарю Бога за каждого молодого человека, кто стоит за Христа в это безбожное время.

Однако это время требует также, чтобы Божий народ получил двойную порцию Его силы и власти для того, чтобы достичь это потерянное поколение. Потребуется помазание в такой мере, какой мы не видели во всей истории человечества. Святой остаток должен будет встать, подобно Елисею, и воззвать: «О Господь, ещё больше помазания требуется”.

2. Мы знаем, что это путешествие было совершено не только ради Елисея, но также ради того, чтобы наставить каждое последующее поколение.

Илия и Елисей пришли в Иерихон, что значит: «место, называемое приятным”. В это время, однако, город был бесплодным, сухим, полностью безжизненным. Не было ни деревьев, ни пажитей, ни плодов. Всё было полностью высушено, потому что ядовитый поток попал в источник воды, снабжающий Иерихон.

Этот город представляет собой мёртвое, сухое христианство – церковь, описание которой дано в Откровении следующим образом: «ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв.” (Откр. 3:1).

Илия образовал в Иерихоне школу пророков, и, очевидно, он с Елисеем посетили эту школу. Некоторые из этих молодых, начинающих пророков подошли к Елисею и спросили: «знаешь ли, что сегодня Господь берёт господина твоего и вознесёт над главою твоею?” (4Цар. 2:5). Елисей быстро оборвал их: «Знаю, молчите”.

Эти сильные молодые мужи Божьи изучали Писания. Они даже имели некоторые пророческие видения, так как они знали, что Илия будет взят в этот день. Это было поколение служителей, которое было бы послано в будущем по всей Иудее и Израилю служить обществу – строить школы, кормить бедных, проповедовать слово.

Но чего-то явно недоставало у них: силы, помазания и авторитета Духа Святого. На следующий же день эти же служителя начали просить Елисея разрешить им поискать тело Илии на случай, если Дух Святой вдруг упустил его на какой-нибудь горе или в долине. Они были полностью невежественны в путях и действиях Духа Святого. Они могли свидетельствовать, проповедовать, говорить о чудесах – но они никогда не переживали сами силу Божью.

Илия, наверное, слышал их разговор с Елисеем. И он, наверное, думал, понимает ли его слуга, куда это плотское, мёртвое служение идёт. Итак, старый пророк ещё раз решил проверить своего юного протеже. Очевидно, он предложил: «Елисей, ты видишь новое поколение служителей. Но ты явно можешь видеть недостаток работы Духа в них. Почему бы тебе не остаться здесь и начать учить этих служителей духовным путям? Только ты сможешь пробудить это мёртвое, сухое, интеллектуальное служение.”

Но Елисей знал, что будет, если он начнёт работать с этими людьми. Они, конечно же, помнили сильное служение Илии и, вероятней всего, постоянно приставали бы к нему с вопросами о нем: «Сколько часов в день твой господин молился? Сколько времени он проводил в книгах закона? Какими методами он пользовался? Какие доктрины он проповедовал?”

Елисей закончил бы тем, что проводил бы всё своё время, считая и вспоминая все пробуждения и чудеса прошлого. И эти молодые служителя тратили бы всю свою энергию, пытаясь стать маленькими Илиями, надеясь повторить его чудеса, однако не имея силы и авторитета Духа Святого.

Церковь сегодня попала в то же самое состояние. Мы изучаем прошлые движения и пробуждения, ища ключи, пытаясь найти методы, чтобы свести огонь с неба. С тех пор, как я помню, церковь всегда молилась о пробуждении Духа Святого, какое было в прошлом. Однако всё это исходит из желания видеть, как Бог восстанавливает что-то, что Он делал в прошлом.

Елисей ответил своему учителю: «Не останусь здесь. Не оставлю тебя.” (см. ст. 2,4 и 6). Он знал, что не смог бы повлиять ни на кого в этом мёртвом, сухом обществе до тех пор, пока не получил бы своё собственное прикосновение от Бога. Он не мог рассчитывать на великие дела, совершённые Илией. И он не собирался удовлетвориться ничем меньшим, чем большее помазание Духа Святого, чем у его учителя.

Он этим говорил Илии: «Я уважаю веру моих отцов, духовных гигантов прошлого. Но я знаю, что Господь хочет творить что-то новое. И я должен иметь большее помазание, чем когда-либо виданное раньше.”

Я хочу опять вернуться к сцене на реке Иордан. Почему Илия настоял на чудесном переходе через реку? Иордан не был глубокой, широкой рекой, и Писание не говорит о том, что он был переполнен в это время. Кроме этого, там было пятьдесят сильных молодых пророков, которые ожидали на другом берегу реки, способные в течение нескольких часов сделать для них плот.

Я думаю, что Илия хотел научить своего преемника, что чудесные переходы прошлого – от Моисея и Иисуса Навина до настоящего времени – это всё история. Он хотел бросить вызов Елисею: «Когда ты начнёшь своё собственное служение и будешь проповедовать, что твой Бог – это Бог чудес, ты должен будешь свидетельствовать о том, что Он сделал для тебя лично. Я скоро уйду, Елисей. И завтра, когда ты вернёшься к этой реке, я хочу, чтобы ты перешёл её таким же образом. Верь Богу для чудесных действий в твоей собственной жизни.”

Большинство из нас не имеют веры в Божьи чудеса для нас сегодня. Мы проводим огромное количество времени, перечитывая о всех чудесах в Писании, однако, всё это время Бог хочет сказать нам: «У Меня есть что-то ещё лучшее для тебя. Я хочу творить чудеса в твоей жизни – изменить твой дом, привести в порядок твою семейную жизнь, спасти твоих не имеющих спасения возлюбленных. Ты встретишь на пути своё собственное Красное море, свою реку Иордан – и Я хочу разделить их воды перед тобою”.

3. На берегу Иордана Илия спросил Елисея: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя.”

Старый пророк не предложил ему это как джин, выскочивший из лампы и взявшийся исполнить три желания. Он предложил это Елисею, как богобоязненный учитель в вере. Это был ещё один последний экзамен и он хотел увидеть, как его юный последователь поступит в этом случае.

Я уверен, что большинство сегодняшних христиан ответило бы: «Это общество настолько испорчено, всё становится ещё хуже с каждым днём. Я устал от этой борьбы, устал от дьявольских нападок. Сейчас даже жить опасно. Илия, возьми меня с собой. Я хочу домой. Мне кажется, в колеснице найдется место для обоих нас.”

Действительно, мы, как Божий народ, должны взывать: «Гряди, Господи Иисусе!” Но в то же самое время Иисус сказал нам: «Ждите, пока Я приду.”

Елисей знал на тот момент, что быть у Господа ему было ещё рано. Он знал, что Бог скорбел о непокорных детях Вефиля и бесплодном обществе народа Божьего в Иерихоне. Он также знал, что необходимо было на этот момент: он должен был оставаться и взять на себя ответственность за это безбожное общество и мертвую религиозную систему.

Я уверен, что он сказал Илии: «Ты показал мне состояние этого общества. И ты знаешь, что мне понадобится больше силы, помазания и авторитета, чем кому-либо из бывших прежде меня. Поэтому я и прошу двойную порцию Духа, которого Бог дал тебе”, «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.” (4Цар. 2:9).

Когда Илия услышал это, он ответил: «трудного ты просишь» (ст.10). Однако, для кого осуществление этой просьбы было трудным? Было ли это трудным для Бога? Или это было трудным для Илии, который воскрешал мёртвых и сводил огонь с неба?

Нет, это было трудным для Елисея. Это было что-то, что он должен был получить сам для себя. Илия не обладал способностью наделить своего слугу Духом, обитавшим в нём самом. Только Бог может дать Духа Своего человеку.

В то же самое время Илия ответил: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет.» (ст. 10). Таким образом, Илия говорил: «Дух Святой не может творить что-то особое в тебе до тех пор, пока ты опираешься на меня. Ты должен увидеть меня ушедшим. Я тебе больше не нужен, Елисей. Обратись к Господу, Чей Дух делал работу через меня. Он ответит на твой зов.”

В тот же момент, когда Елисей увидел своего господина уносившимся в небесной колеснице, он взял на себя ответственность за продолжение работы Божьей для своего поколения. Когда он стоял на том же берегу Иордана, он воззвал к Богу словами: «Где Господь, Бог Илии, – Он самый?” Тем самым юный пророк говорил: «Господи, все мои духовные отцы умерли или ушли. А это ужасное время требует даже больше того, что Ты давал до сих пор. Господь, совершай Свою работу опять, на этот раз через меня. Я должен иметь большее помазание Духа Святого сейчас.”

4. Елисей пошёл опять в те же самые города, где он был вместе с Илией.

Теперь, получив прикосновение от Бога, Елисей пошел вперёд со своей собственной верой. Его первой остановкой был Иерихон. Пятьдесят пророков в Иерихоне немедленно признали наличие Божьего помазания на нём и сказали: «тот же дух, который был на Илии, теперь почил на Елисее.” Для всех было очевидно, что этот незаметный слуга теперь действовал в силе и авторитете Духа Святого.

Молодые пророки сказали Елисею: «Вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.” (4Цар. 2:19). Они говорили: «В воде есть что-то, что отравляет всё кругом.” Очевидно, что эти мужи Божьи были не в силах остановить горький, ядовитый поток, несущий с собой смерть в Иерихон.

Согласно пророка Исаии, это «приятное место” представляет собой служение: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его.” (Ис.5:7) (В английском переводе: «приятное насаждение”). Вода здесь является образом Слова Божьего.

Видите ли вы теперь всю картину здесь? Ядовитые воды Иерихона обозначают загрязнённое слово, проповедуемое из-за кафедр. Эти мужи Божьи никогда не разделались полностью со своими собственными грехами, поэтому их проповеди были исполнены яда. Эти безжизненные, ориентированные на плоть проповеди были причиной духовной смерти среди народа.

Покажите мне проповедника, который больше не верит в непогрешимость Божьего слова, который отвергает истину о девственном зачатии, кто привязан к тайному греху, кто больше не оплакивает грех, который он видит в доме Божьем – и я покажу вам церковь, которая умирает по причине яда, исходящего из его сердца.

Каким же образом можно было избавиться от яда в Иерихоне? Нужно было всего-навсего очистить исток воды. Елисей это и сделал. Он взял чистую чашу, наполнил её солью и высыпал её в исток воды. Вскоре воды очистились и жизнь воспряла вокруг.

Конечно, соль, которой пользовался Елисей, представляет собой проповедь чистоты и святости. А чистая чаша, которую он взял, – служителей, омытых Кровью Христа и освящённых очищающим огнём Духа Святого, приготовленных проповедовать чистое Евангелие. Возлюбленные, единственное, что может остановить ядовитый поток в доме Божьем – это святые, чистые сосуды, которые ходят свято и проповедуют чистое слово со свежим помазанием.

После этого Елисей пошёл обратно в Вефиль – в развращённое общество с потерянным молодым поколением. Как только он появился там, он был осмеян: «И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребёнка.” (4Цар. 2:23-24).

Что за ужасная картина! Вы, вероятно, подумали: «Как жестоко было с Божьей стороны допустить, чтобы медведицы напали на этих малых детей.” Но слова «малые дети” здесь слабо переведены. В оригинале с еврейского эта фраза звучит: «молодые люди”.

Стал ли Елисей причиной их смерти из-за своего себялюбия или из-за гнева, потому что был осмеян? Нет. Этот служитель Божий действовал силой и авторитетом Святого Духа. Эти молодые люди совершили ужасный грех. Позвольте мне объяснить.

Несомненно, что эти молодые люди слышали о вознесении Илии на небо. Однако, насмехаясь над Елисеем словами: «Иди, плешивый!”, они высмеивали действия Духа Святого. Они слышали истину о делах Духа Святого, но не принимали её. Их действия против Елисея были в самом деле актом богохульства против служения Духа Святого – грех, который не прощается.

Молодые проповедники нашего времени поступают так же,
как поступали пророки в Вефиле.

Многие годы Бог был терпелив к отступившим служителям в Вефиле. Множество людей стекалось сюда поклоняться делу рук человеческих. Господь посылал многих пророков, включая Илию, со словами предостережения. Но пришло время, когда Бог не стал больше мириться с идолопоклонством и нечестием города. Поэтому Он послал на это место человека с двойным помазанием Духа Святого. Елисей пришёл в Вефиль с авторитетом, проповедуя наказание за грех.

Слишком многие молодые служителя сегодня полагаются на те же плотские методы, какими пользовались отступившие служителя в Вефиле. Они вводят в дом Божий ту же музыку, которая однажды ввела наше общество в непокорность и разврат. Они стараются научить общество, пропитанное грехом, как завлечь неверующих в церковные здания. И вместо того, чтобы предложить им прославление и служение, они предлагают им юмористические вечеринки и концерты рока. Они больше стараются занять молодёжь чем-то, нежели указать им на их грех и пустоту с помощью простого, чистого Евангелия.

В то же самое время, церковь встречает тот же дух богохульства, что и во времена Елисея. Воинствующие гомосексуалисты насмехаются над Словом Божьим. Престижные музеи Нью-Йорка с гордостью выставляют богохульствующее искусство: крест Христа, погруженный в бак с мочой; портрет девы Марии, испачканный слоновьим навозом. Когда-то было немыслимым даже вообразить себе такое кричащее, надменное нечестие.

В то время, как умножается грех в эти последние дни, я встречаю, однако, множество богобоязненных людей, ищущих Господа. Я называю их «команда Елисея”. Они живут и действуют с Господом, молясь, оплакивая нечестие в обществе и церкви, ища большего помазания Духа Святого. И все они слышат то же самое слово от Господа: суд стоит у дверей. Когда они видят ужасные катастрофы, происходящие вокруг, – наводнения, ураганы, нападения смертоносных насекомых, они знают, что это Бог обращается к людям.

Лично я не удовлетворяюсь изучением прошлых пробуждений. Я желаю видеть действия Духа Святого в совершении ещё больших чудес, как и обещал Иисус. Я буду продолжать проповедовать милосердие и прощение тем, кто имеет ухо слышать, но я никогда не буду тем, кто съеживается при виде богохульников. Пришло время, когда нужно предупредить всех богоненавистников: ваше время истекло. Бог приведёт вас в банкротство ужасными судами. И когда это будет происходить, даже самые закоренелые богохульники скажут: «Это делает Бог.”

Команда Елисея не удовлетворится с текущим положением вещей или старанием скопировать некоторые пробуждения, происходившие в прошлом. В данный момент они находятся наедине с Богом, постоянно молясь о большей силе Духа Святого. И они готовят свои сердца к тому, чтобы видеть Господа, творящего всё новое в эти последние дни! Аминь.

В чем разница между милостью и благодатью? Доктор Чейфер очень точно выражает это: «С другой стороны, милосердие — это то, что в Боге должным образом обеспечило потребность грешного человека». Бог богат милостью. Почему Он богат милостью? Потому что он любовь. И поскольку Бог есть любовь, Он по милости предоставил потребность грешному человеку. Но милосердие не спасло человека. Я снова цитирую д-ра Чефера: «Благодать — это то, что в Нем действует свободно, чтобы спасти, потому что все требования святости были выполнены». Бог сегодня свободен действовать в благодати. Вы грешник, который ничего не может предоставить Богу. Вам нечего предложить Ему. Но теперь благодать означает, что Бог может прийти к вам, заблудшему грешнику, и сказать: «Я — любовь, и я богат милостью. Я люблю вас и по милости Своей предоставил вам Спасителя». Теперь, если вы будете доверять Ему: «Благодатью вы спасены через веру, а это не от вас самих: это дар Божий» (Еф. 2: 8). Здесь есть тонкое различие между этими словами, и кто-то скажет: «Это похоже на различие без разницы». Ну, есть разница в том, что не отличается. Все спасение происходит от любви Бога, но Бог не спасает Его любовью или Своей милостью. В конце концов, наш Бог — святой Бог, и Библия говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного …» (Ин. 3:16). Видите ли, Бог не так любил мир, что Он спас мир — Он этого не делал. Бог так возлюбил мир, что Своей милостью Он обеспечил Спасителя миру, и теперь Он может спасти по благодати.

  • Через Библию с Дж. Верноном МакГи, Дж. Верноном МакГи.
  • Именно по «великой милости» Бога Он «заставил нас родиться свыше с живой надеждой через воскресение Иисуса Христа из мертвых». В Новом Завете существует тесная связь между милосердием и благодатью настолько, что эти два слова почти взаимозаменяемы. Когда они появляются вместе, как в Послании к Евреям 4:16: «Итак, давайте с уверенностью приблизимся к престолу благодати, чтобы мы могли получить милость и обрести благодать, чтобы помочь во время нужды», — следует отметить их различие. Эта разница может быть изложена в следующем удобном утверждении: Милосердие — это то, что Бог не делает с нами, даже если мы этого заслуживаем (осуждаем нас), в то время как благодать — это то, что Бог делает для нас, даже если мы этого не заслуживаем. Следовательно, милосердие — это средство от совершенного греха, а благодать — средство для предотвращения греха, еще не совершенного, по крайней мере, в том, что касается текста в Евреях.

    • Уильям Бейкер, Серия библейских комментариев двадцать первого века — Книги Иакова и Первого и Второго Петра: вера, страдание и знание, изд. Мал Куш и Эд Хиндсон
    • Подобно милости, благодать вытекает из Божьей благости. Тозер делает различие следующим образом: «Милосердие … это Божья благость, противостоящая человеческой вине, тогда как благодать — это Божья благость, противостоящая человеческому недостатку» (стр. 98). Это определение с точки зрения Бога. Однажды проповедник сказал мне хороший способ отличить их от человеческой точки зрения: милосердие — это когда Бог не дает нам того, чего мы заслуживаем (наказание); Благодать — это когда Бог дает нам то, чего мы не заслуживаем (благословение). Божья справедливость объявляет грешника виновным, но милость сдерживает суждение, которого мы заслуживаем. Божья справедливость провозглашает нас недостойными наименьшего из Его благоволений, но благодать «это то, что в Боге приносит благоволение справедливо в немилости» (стр. 99).

      • А.В. Тозер. Атрибуты Бога. Том 1. Путешествие в сердце Отца

«Когда случается трагедия или нам причиняют боль, появляется выбор: либо оказать милость, либо отомстить», – сказал человек, недавно переживший утрату. – Я решил оказать милость». Жена пастора Эрика Фицджеральда погибла в автомобильной аварии, случившейся по вине уставшего пожарного, который по пути домой заснул за рулем. Прокурор хотел знать, будет ли муж требовать максимального наказания. Но пастор решил проявить то прощение, о котором часто проповедовал. К общему удивлению, мужчины в конце концов подружились.

Пастор Эрик оказал милость, которую сам принял от Бога, простившего ему все грехи. Своими действиями он проиллюстрировал слова пророка Михея, который славил Бога за милость и прощение грехов (Мих. 7:18). Пророк использовал яркий образный язык, чтобы показать, как Бог прощает Свой народ. Он «изгладит беззакония» и ввергнет наши грехи «в пучину морскую» (ст. 19). В тот день пожарный получил дар свободы, который приблизил его к Богу.

Какие бы трудности ни возникали, мы знаем, что Бог обращается к нам с любовью и раскрытыми объятиями. Он «любит миловать» (ст. 18). Когда мы принимаем Его любовь и милость, Он дает нам силу прощать тех, кто причинил нам боль, как это сделал пастор Эрик.

Дополнительная информация

Может показаться, что такое сострадание противоречит закону правосудия, согласно которому ничто нечистое не может пребывать с Богом (см. 1 Нефий 10:21). Но Искупление Иисуса Христа дало возможность Богу «быть Богом безупречным, праведным Богом, а также Богом милосердным» (Алма 42:15).

Спаситель удовлетворил требования правосудия, приняв страдания за наши грехи. Благодаря этому бескорыстному поступку Отец может милостиво удержать Свое наказание от нас и пригласить нас в Свое присутствие. Чтобы обрести прощение от Господа, мы должны искренне покаяться в своих грехах. Как учил Пророк Алма, «правосудие выполняет все свои требования, также и милосердие требует все, что подвластно ему; и таким путем только покаявшиеся спасаются» (Алма 42:24; см. также стихи 2242, 25).

Прощение грехов – это не единственный милостивый дар Небесного Отца и Иисуса Христа. Все получаемые нами благословения – это проявление милости, превышающей все, чего мы сами заслуживаем. Мормон говорил: «Все доброе исходит от Христа; иначе бы все человечество пало, и ничто доброе не могло дойти до него» (Мороний 7:24). Например, мы обретаем Божественную милость, когда Небесный Отец слушает наши молитвы и отвечает на них, когда мы получаем руководство Святого Духа или исцеляемся от болезни силой священства. Хотя все подобные благословения приходят в результате нашего послушания, мы никогда не смогли бы получить их только благодаря своим усилиям. Все эти благословения – это милостивые дары любящего и сострадательного Отца.

Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель сказал: «Будьте… милосерды, как и Отец ваш милосерд» (от Луки 6:36). В своих взаимоотношениях с другими людьми мы можем следовать примеру той милости, какую являет наш Небесный Отец. В своей жизни мы можем стараться избавиться от высокомерия, гордыни и тщеславия. Мы должны стремиться быть сострадательными, почтительными, всепрощающими, кроткими и терпеливыми, даже если мы знаем о недостатках других людей.

См. также Благодать; Милосердие; Правосудие; Прощение

– См. Верой сильны (2004), стр. 102–103

Смотреть больше

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *