Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) – русский писатель и драматург, театральный актёр и режиссёр.

Фото Михаил Афанасьевич Булгаков.

Многие его произведения на сегодняшний день относятся к классике русской литературы.

Семья и детские годы

Михаил появился на свет 15 мая 1891 года в городе Киеве. На третий день после рождения его крестили на Подоле в Крестно-Воздвиженской церкви. Крёстной матерью ему стала родная бабушка Анфиса Ивановна Покровская (девичья фамилия Турбина).
Его отец, Афанасий Иванович, был преподавателем в Киевской духовной академии, имел учёную степень доцента, позднее профессора.

Мама, Варвара Михайловна, (девичья фамилия Покровская) преподавала в женской гимназии. Родом была из города Карачаева Орловской губернии, отец её служил протоиереем в Казанской соборной церкви. Варвара была женщиной очень энергичной, характер имела волевой, но наряду с этими качествами в ней уживались необыкновенная доброта и тактичность.

В 1890 году Варвара вышла замуж за Афанасия Ивановича и с тех пор занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, которых в семье было семеро. Миша был старшим ребёнком, позже родилось ещё два брата и четыре сестры.

Все дети от матери унаследовали любовь к музыке и чтению. Именно благодаря маме сам Миша стал писателем, младший брат Иван музыкантом-балалаечником, ещё один брат Николай был русским учёным, биологом и доктором философии.

Семья Булгаковых относилась к русской интеллигенции, этакие провинциальные дворяне. Жили они хорошо в плане материального обеспечения, отцовского жалования хватало для того, чтобы многодетная семья существовала безбедно.

В 1902 году случилась трагедия, безвременно ушёл из жизни отец Афанасий Иванович. Его ранняя кончина осложнила положение в семье, но мама Варвара Михайловна так умела вести дом, что смогла выкрутиться и, несмотря на житейские тяготы, дать детям достойное образование.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Учёба

Обучение Миша проходил в Первой Киевской гимназии, которую окончил в 1909 году.

Дальше он продолжил учёбу в Киевском университете, выбрав медицинский факультет. Выбор этот не был случайным, оба его дяди по материнской линии имели профессии медиков и очень хорошо зарабатывали. Дядя Михаил Покровский имел терапевтическую практику в Варшаве, был врачом Патриарха Тихона. Дядя Николай Покровский слыл одним из лучших гинекологов Москвы.

В университете Михаил учился 7 лет. У него была почечная недостаточность, и в связи с этим он освобождался от военной службы. Но Михаил сам писал рапорт, чтобы его послали на флот в должности врача. Медицинская комиссия ответила отказом, тогда он попросился в госпиталь в качестве добровольца Красного Креста.

Осенью 1916 года Михаилу Булгакову был вручён диплом об отличном окончании университета в степени лекаря.

Врачебная практика

В 1914 году началась первая мировая война. Молодой Булгаков, как и миллионы его сверстников, имел надежды на мир и благополучие, но войны разрушают всё, хотя в Киеве её дыхание ощутили не сразу.

После окончания университета Михаил был направлен в полевой госпиталь в Каменец-Подольский, затем в Черновцы. На его глазах происходил прорыв австрийского фронта, русская армия несла колоссальные потери, он видел сотни, тысячи искалеченных человеческих тел и судеб.

В начале осени 1916 года Михаила с фронта отозвали и отправили в Смоленскую губернию, где в селе Никольское он заведовал земской больницей. Он был очень хорошим врачом, в течение года, что проработал он в Никольской больнице, принял около 15 тысяч пациентов, сделал множество успешных операций.

Через год его перевели в Вязьму в городскую больницу на должность заведующего венерическим и инфекционным отделением. Весь этот период врачевания позднее нашёл своё отражение в произведении Михаила «Записки юного врача».

В 1918 году Михаил вернулся в Киев, где занялся частной практикой в качестве врача-венеролога.

Гражданскую войну он прошёл врачом в армии Украинской народной республики, в Красном Кресте, в армии Вооружённых сил Юга России и в Терском казачьем полку. Побывал на Северном Кавказе, в Тифлисе и Батуми, переболел тифом, и в это же время начал писать статьи и печататься в газетах. Он имел возможность эмигрировать, но не сделал этого, придерживаясь твёрдого убеждения, что русский человек должен жить и работать в России.

Москва

Михаил написал в письме своему брату: «Я опоздал ровно на четыре года, я уже давно должен был начать это делать – писать». С медициной он решил завязать окончательно.

В конце 1917 года Булгакову удалось впервые побывать в Москве, он приезжал в гости к своему дяде Николаю Покровскому, с которого потом списал образ своего профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

А осенью 1921 года Михаил решил окончательно обосноваться в Москве. Он устроился в литературный отдел Главполитпросвета на должность секретаря, проработал там два месяца, после чего наступило тяжкое время безработицы. Он начал постепенно печататься в частных газетах, подрабатывал в труппе бродячих актёров. И всё это время продолжал безудержно писать, как будто его прорвало за долгие годы молчания. К весне 1922 года у него уже было написано достаточно фельетонов и рассказов, чтобы начать успешное сотрудничество со столичными издательствами. Его произведения печатали газеты «Рабочий» и «Гудок», журналы:

  • «Красный журнал для всех»;
  • «Медицинский работник»;
  • «Возрождение»;
  • «Россия».

За четыре года газета «Гудок» напечатала более 100 фельетонов, репортажей и очерков Михаила Булгакова. Несколько его произведений даже были опубликованы в газете «Накануне», которая выпускалась в Берлине.

Творчество

В 1923 году Михаил Афанасьевич стал членом Всероссийского Союза писателей.

Первой его книгой, которая была опубликована, стала сатирическая повесть «Похождения Чичикова». Затем последовали:

  • автобиографическое произведение «Записки на манжетах»;
  • «Дьяволиада» (социальная драма);
  • роман «Белая Гвардия» – первое крупное произведение писателя;
  • одна из самых известных книг «Собачье сердце»;
  • «Роковые яйца» (фантастическая повесть).

С 1925 года московские театры ставили спектакли по произведениям Булгакова: «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных», «Багровый остров».

Но к 1930 году произведения Булгакова запретили печатать и сняли все театральные постановки. Это объяснялось тем, что его творчество порочит «идеологическую чистоту» советской культуры и литературы. Писатель набрался смелости и обратился к самому Сталину – либо разрешить ему писать, либо дать шанс на выезд за границу. Вождь ответил ему лично, сказав, что постановки возобновятся, он хоть и считал «Дни Турбиных» «антисоветской штучкой», но сам обожал этот спектакль и посетил его 14 раз.

Как драматурга и театрального режиссёра Булгакова восстановили, но книги при его жизни больше не издавали.

С 1929 года и до самой смерти Михаил работал над произведением всей своей жизни – романом «Мастер и Маргарита». Это – бессмертная классика русской литературы.

Произведение увидело свет лишь в конце 60-х годов, но сразу же стало триумфом.

Личная жизнь

Будучи студентом университета, Михаил первый раз женился. Его супругой стал Татьяна Лаппа. Её отец управлял в Саратове казённой палатой и сначала очень настороженно отнёсся к отношениям молодых. Семейство Лаппа принадлежало к столбовым дворянам, это родовитые аристократы, высшее чиновничество и совсем другой мир, нежели тот, в котором воспитывался и рос Михаил.

Роман Татьяны и Михаила начался ещё в 1908 году, продолжался пять лет, но в конце концов закончился свадьбой. В 1913 году они обвенчались. Мама Татьяны, приехавшая на венчание, была в ужасе от наряда невесты, не было ни фаты, ни подвенечного платья. Новобрачная была на свадьбе в полотняной юбке и в блузке, которую успела прикупить ей мать.

Со временем родители Татьяны смирились с выбором дочери, отец ежемесячно посылал ей 50 рублей, по тем временам сумма приличная. Таня с Мишей сняли на Андреевском спуске квартиру. В начале ХХ века Киев считался довольно крупным театральным центром, и молодые часто ходили на премьеры. Булгаков великолепно разбирался в музыке, любил посещать концерты, несколько раз ему довелось побывать на выступлениях Шаляпина.

Экономить Булгаков не любил, он мог на последние деньги взять такси, чтобы доехать из театра до дома. На такие поступки он решался без особенных раздумий, его мало волновало, что на завтрашний день нет ни копейки и, быть может, нечего будет кушать, он был человеком порыва. Мать Татьяны, приезжая к ним в гости, часто замечала, что на дочери нет то колечка, то цепочки и понимала, что снова всё заложено в ломбард.

Когда он стал писателем, со своей первой супруги Татьяны Булгаков списал образ Анны Кирилловны в произведении «Морфий».

В 1924 году он познакомился с Белозерской Любовью Евгеньевной, которая недавно вернулась из заграницы. Происхождением она была из старинного княжеского рода, отлично разбиралась в литературе и полностью поддерживала писателя в его творчестве. В 1925 году он развёлся с Татьяной Лаппой и женился на Белозерской.

Прожил он со второй супругой 4 года, в 1929 произошло его знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской. В 1932 году они поженились.

Елена является прототипом Маргариты в самом известном его произведении. Она прожила до 1970 года и была хранительницей литературного наследия писателя.

Смерть

В 1939 году Булгаков начал работу над пьесой «Батум» о великом вожде – товарище Сталине. Когда уже практически всё было готово для постановки, пришёл указ о прекращении репетиций. Это подорвало здоровье писателя, у него резко ухудшилось зрение, обострилась врождённая почечная недостаточность. Для снятия боли Михаил в больших дозах стал принимать морфий. Зимой 1940 года он перестал подниматься с постели, а 10 марта великого писателя и драматурга не стало. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище.

Рукописи не горят – в мемориальной квартире М. Булгакова (ФОТО)

Михаил Афанасьевич Булгаков — интересные факты из жизни писателя

Михаил Афанасьевич (3.05.1891, Киев — 10.03.1940, Москва), писатель, драматург, публицист. Сын А. И. Булгакова. В 1900 г. поступил в подготовительный класс 2-й киевской гимназии, с 1901 г. учился в 1-й киевской (Александровской) гимназии. После окончания гимназии выбрал профессию врача «по семейной традиции» (врачи были среди родственников отца и матери) и в 1909 г. стал студентом медицинского фак-та Киевского ун-та св. Владимира. По свидетельству сестры Н. А. Булгаковой, в 1910 г. под влиянием занятий в ун-те перестал соблюдать правосл. обряды и посещать церковь. Весной 1916 г., сдав ускоренные выпускные экзамены, поступил добровольцем в каменец-подольский военный госпиталь, с сент. 1916 г. работал в земских больницах Смоленской губ. В марте 1917 г. получил диплом «лекаря с отличием», в февр. 1918 г. вернулся в Киев, где открыл частную врачебную практику. Осенью 1919 г. был мобилизован в Белую армию в качестве военного врача. В белогвардейской прессе появились первые публикации Б., в частности очерк «Грядущие перспективы» (1919), содержавший негативную оценку рус. революции. Б. признавал идеалом мирное развитие, сочувствовал Белой армии и не сомневался в том, что Россия будет очищена от «негодяев» и «безумцев», но не скоро оправится от потрясений.

В 1920 г., оказавшись с отступающими войсками во Владикавказе, Б. решил оставить профессию врача и посвятить себя лит-ре, в местных газетах стали появляться его статьи, очерки, рассказы, на сценах — первые пьесы. В сент. 1921 г. Б. приехал в Москву, печатался в московских газетах «Торгово-промышленный вестник», «Рабочий», «Гудок», «Правда» и др., в периодических изданиях Ленинграда, Тифлиса и Баку, с 1922 г.- в газ. «Накануне» (Берлин). В многочисленных сатирических рассказах, очерках, фельетонах, повестях «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Роковые яйца» (2 последние изд. в кн. «Дьяволиада», 1925), опубликованных Б. в 20-х гг., подвергалась критике советская действительность, в частности воинствующее невежество «новых хозяев жизни», к-рому Б. противопоставлял идеалы классической культуры. Сатира осложнила отношения писателя с властью, в 1926 г. в его квартире был произведен обыск, конфискованы рукопись повести «Собачье сердце» и дневники.

Революция и гражданская война заставили Б. по-новому взглянуть на значение религ. и духовных ценностей. Этот новый взгляд отразился в романе «Белая гвардия», 2 части к-рого были опубликованы в 1925 г. в ж. «Россия». Психологическими доминантами романа являются ностальгия по прошлому и трагическое восприятие истории, метафизический смысл к-рой Б. пытается раскрыть через образы Апокалипсиса. По мнению Б., переживаемые людьми страдания (война, смута, разрушение привычного быта) имеют духовно очищающий смысл. В «Белой гвардии» впервые в творчестве Б. возникает образ Иисуса Христа, являющегося главной героине романа Елене Турбиной.

Итогом религ. размышлений Б. стал роман «Мастер и Маргарита» (1929-1940), замысел к-рого возник у писателя как протест против агрессивной атеистической пропаганды, развернувшейся в 20-х гг. (4 янв. 1925 г. Б. записал в дневнике по поводу ж. «Безбожник»: «Этому преступлению нет цены»), в частности против антирелиг. пьесы С. М. Чевкина «Иешуа Ганоцри: Беспристрастное открытие истины» (Симбирск, 1922). 1-я редакция романа 1929 г. (частично уничтоженная) имела подготовительные материалы «О Боге» и «О дьяволе», свидетельствующие о том, что главная тема произведения — противостояние света и тьмы, Божественного и дьявольского в душах людей.

В «Мастере и Маргарите» переплетены повествование о мученической смерти на кресте Иешуа Га-Ноцри, воспроизводящее в основных чертах евангельский рассказ о страданиях и крестной смерти Господа Иисуса Христа, и изображение московского быта 20-30-х гг. Разновременные пласты объединяет тема вечной борьбы между добром и злом, совершавшейся в древности и продолжающейся в настоящем. Трактовка Б. этого метафизического противостояния представляет собой оригинальное религ. построение, основанное на христ. ценностях и понятиях; в годы жестоких гонений на добро (как в древности, так и в 20-30-х гг.) автор призывает современников помнить о нравственных идеалах и быть милосердными.

Положительный идеал воплощен писателем в образе жертвующего собой смиренного праведника Иешуа Га-Ноцри, рассказ о к-ром представляет собой внерелиг., нравственное осмысление писателем евангельского повествования об Иисусе Христе. Образ Иешуа Га-Ноцри создан под влиянием популярной в нач. XX в. кн. Э. Ренана «Жизнь Иисуса», где Иисус Христос представлен как идеальный земной человек, отдавшийся «идее, которая представилась ему абсолютной формой добра и истины» (Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991. С. 90). Воплощением метафизического зла в романе является образ Воланда, созданный под влиянием «Фауста» И. В. Гёте; образы свиты Воланда и гостей на «бале сатаны» продолжают традицию изображения «нечистой силы» в рус. лит-ре (повести Гоголя, «Упырь» А. К. Толстого и проч.). Воланд творит суд над людьми, в чьих душах торжествует зло, но не властен над теми, кому свойственны любовь и доброта. Мастер и Маргарита избавляются от власти зла: пройдя через страдания, они оказались достойны милосердия, ибо сами проявляли его по отношению к людям. В финале романа Б. отправил Мастера и Маргариту в «мир покоя» (аналогичный «святилищу покоя» в «Фаусте»), представленный в виде обособленного прошлого и символизирующий творческое бессмертие. Важное место в исторической части романа отводится образу Понтия Пилата, через к-рый писатель раскрывает проблему соотношения власти и нравственного долга, весьма актуальную для совр. писателю России.

Интерпретация религ. образов и мистический символизм Б. имеют одним из своих источников рус. лит-ру «серебряного века», основанную на соединении разных стилистических и жанровых традиций. Б. уделил большое внимание конкретности и реалистичности исторических деталей в романе. Для описания Иерусалима писатель использовал свидетельства Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Корнелия Тацита, книги Ф. У. Фаррара, Ренана, Д. Ф. Штрауса, Г. Греца и др., статьи по истории раннего христианства из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Роман «Мастер и Маргарита», впервые опубликованный в сокращенном журнальном варианте в 1966-1967 гг., сразу стал очень популярен в СССР и способствовал росту интереса к Евангелию, образу Иисуса Христа и религиозно-нравственным проблемам. В 1967 г. в парижском изд-ве «Имка-пресс» вышло 1-е полное издание романа на рус. языке. В предисловии к изданию Сан-Францисский архиеп. Иоанн (Шаховской) назвал творчество Б. «метафизическим реализмом» и отметил, что «впервые в условиях Советского Союза русская литература серьезно заговорила о Христе, как о Реальности, стоящей в глубинах мира» (С. 8).

Б. является также автором многочисленных драматургических произведений. Созданная по роману «Белая гвардия» пьеса «Дни Турбиных» была поставлена во МХАТе в окт. 1926 г. и принесла писателю широкую известность. Одновременно в театре им. Евгения Вахтангова шла пьеса Б. «Зойкина квартира». Драматургические произведения Б. разнообразны по тематике: трагические судьбы эмиграции («Бег»), советская действительность («Иван Васильевич», «Зойкина квартира»), социальная фантастика («Блаженство», «Багровый остров», «Адам и Ева»), сюжеты, связанные с классической лит-рой («Кабала святош», «Александр Пушкин», инсценировки «Мертвые души», «Война и мир», «Дон Кихот»).

В творческом методе Б. органично соединены лучшие черты рус. классической лит-ры. Сатирическое, близкое к гротеску изображение действительности Б. сочетал с поэтическим лиризмом и яркой психологической характеристикой персонажей. Он писал, что главными чертами его творчества являются «черные и мистические краски (я — мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное — изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызвали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина» (Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. С. 446). Одной из своих главных тем писатель считал «изображение русской интеллигенции», понимая под интеллигенцией духовно-нравственный национальный идеал. Др. важной темой для Б. был феномен творчества: через образы творцов (Мольер в «Жизни господина де Мольера», Максудов в «Записках покойника», Мастер в «Мастере и Маргарите») писатель пытался осмыслить волновавшие его нравственные и философские вопросы.

В кон. 20-х гг. в прессе все чаще стали публиковаться негативные отзывы о творчестве Б., в 1929 г. были запрещены все спектакли по его пьесам. Писатель неоднократно обращался к правительству СССР с просьбами о разрешении на отъезд за границу или о предоставлении ему возможности работать. После телефонного разговора с И. В. Сталиным (18 апр. 1930) Б. получил место режиссера-ассистента во МХАТе, где работал в 1930-1936 гг.; с 1936 г. до конца жизни являлся либреттистом-консультантом Большого театра (создал либретто опер «Минин и Пожарский», «Петр Великий», «Черное море», «Рашель»). В 30-х гг. Б. написал ряд произведений, опубликованных после его смерти, в т. ч. романы «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), «Записки покойника (Театральный роман)» (1936-1937). Б. похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Соч.: Драмы и комедии. М., 1965; Избр. проза. М., 1966; Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1; Собр. соч.: В 5 т. М., 1989-1990; Письма. М., 1989; Великий канцлер: Черновые редакции романа «Мастер и Маргарита». М., 1992; Неизвестный Булгаков. М., 1993; Дневник. Письма, 1914-1940. М., 1997; Оперные либретто. Павлодар, 1998; Собр.

6 интересных фактов о Булгакове (фото)

соч.: В 8 т. СПб., 2002. Лит.: Иоанн (Шаховской), архиеп. Предисловие // Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. П., 1967. С. 7-9; Чудакова М. О. М. А. Булгаков — читатель // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1980. Сб. 40. С. 164-186; она же. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988; Гаврюшин Н. К. Литостротон, или Мастер без Маргариты // Символ. 1990. № 23. С. 265-278; Дневник Е. С. Булгаковой. М., 1990; Творчество М. Булгакова. Л., 1991. Кн. 1; СПб., 1994-1995. Кн. 2-3; Першин М. «Мастер и Маргарита»: Глазами очевидца // Альфа и Омега. 1999. № 4 (22). С. 334-346; Петелин В. В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. М., 2000; Яблоков Е. А. Художественный мир М. Булгакова. М., 2001.

Н. В. Шапошникова

М. А. Булгаков. Фотография. 1916 г.

М. А. Булгаков. Фотография. 1916 г.

М. А. Булгаков. Фотография. 30-е гг. ХХ в. (РГБ)

М. А. Булгаков. Фотография. 30-е гг. ХХ в. (РГБ)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *