Определение слова Миф

МИФ Толковый словарь Ожегова

-а, м. 1.

МИФ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

-(от греч. mythos — предание — сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

МИФ | Толковый словарь Даля

-м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола за лицо, другие за миф, как олицетворенье зла. Мифический, к мифу относящийся. Мифология ж. баснословие; басни веры, по преданию, боговщина. -логичный, -ческий, баснословный, боговщинный. -лог, баснослов.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Проблема мифа намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и многогранна. Следует отметить хотя бы тот факт, что среди исследователей до сих пор нет общепринятого определения мифа. Миф — не сказка: на интуитивном уровне некоторые мифы (например, древневосточные) не воспринимаются как выдумки, но мыслятся содержащими в себе какую-то интересную, но непонятную информацию. Иногда миф противопоставляется легендам и преданиям, которые, как считается, в отличие от абсолютно фантастического повествования мифа, содержат в себе рациональное зерно реальных событий.

Прежде чем рассматривать различные теории мифа, необходимо уяснить его этимологическое значение. Слово «миф» (μ~υθоς) — греческого происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё несколько лексем с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали. Между ними была очень тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа. Дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом. Греки различали «слово» как «миф» (μύθος — mythos), «слово» как «эпос» (έπος — epos) и «слово» как «логос» (λόγος — logos). Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трёх слов имело множество оттенков (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.

Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учётом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщённо — смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения ( например, в дальнейшем «эпос» — жанр героической песни, «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»).

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

Мифы разделяются на:

  • теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
  • космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
  • космологические, описывающие построение и развитие мира;
  • антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
  • сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
  • эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
  • Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

  • космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
  • антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
  • мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
  • космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем — иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения — орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа — Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».
Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все — очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Ссылки

Ковревская Вера Евгеньевна, кандидат философских наук

1. Миф и мифология. Особенности мифологического мышления. «Генетизм» мифа. Всеобщее олицетворение и широкое метафорическое сопоставление природных и социальных объектов. Диффузность мифологического мышления. Логика бинарных оппозиций. Функциональная направленность мифа. Этиологизм мифа. Установка на истинность. Миф и сказка. Правда и вымысел. Мифология и литература. Предание, сказка, эпос и сага. Мифология и религия. Модальность верований. Миф – магия – культ. Мифология и наука. Разные подходы к изучению мифологии. Ритуализм и функционализм. Французская социологическая школа. Символические теории. Аналитическая психология. Структурализм. Ритуально-мифологическая школа. Роль мифологии в культуре.

2. Эволюция мифологических представлений. Причины возникновение мифологии. Стадии развития мифологического сознания. Мифология древних обществ. Хтоническая мифология – мифология эпохи матриархата. Мифологические чудовища и человеческие страхи перед окружающим миром. Универсальность культа Великой Богини-Матери (Гея, Исида, Тефнут, Хатхор и др.). Формы хтонической мифологии: фетишизм, зооморфизм, тотемизм, анимизм. Антропоморфизм. Мифология эпохи патриархата. Героическая мифология – мифология поступков и страстей. Утверждение личностного «я» в мире. Мифология зрелых классовых обществ. Мифологические циклы («Махабхарата», «Рамаяна», «Эпос о Гильгамеше», «Илиада», «Одиссея», «Калевала» и пр.)

3. Попытки классификации мифов. Условность любой классификации мифов. Космогонические и героические мифы. Астральные, солярные, лунарные мифы. Космологические, теогонические и антропологические мифы. Тотемические мифы. Календарные, танатологические, эсхатологические мифы. Мифы о культурных героях и «близнечные» мифы. Этиологические и культовые мифы. Особенности мифологий разных народов. Параллелизм мотивов и образов в мифах разных народов. Традиционные фольклорные мотивы. Понятие «архетипа коллективного бессознательного» К.Г. Юнга.

4. Космогонические мифы. Идея эволюции и идея творения. Основные сюжеты космогонических мифов. Космос мифологической эпохи. Структура мифологического космоса. Зональное разделение. Трихотомическое деление мира. Первые представления о подземелье. Оппозиция высокого и низкого / неба и земли / сакрального и профанного. Мировое древо, мировая гора и прочие центры мира. Космическое время и его «парадигмы». Первопредки-демиурги и культурные герои. Архаические мифы творения. Хаос и космос. Космогенез. Этапы творения космоса. Космическая модель. Космические циклы и эсхатологические мифы. Космологические, теогонические и антропогонические мифы. Космогония древних греков. «Теогония» Гесиода. Генеалогия древнегреческих богов. Мифологическая картина мира. Общий смысл космогонической мифологии. Антропогонические мифы. Основные сюжеты антропогонических мифов. Представления о материальной основе и способах творения человека. Социогенные мифы. Брачные правила: дуальная экзогамия и эндогамия и их отражение в мифологии.

5. Календарная мифология. Мифы о временных циклах – суточных, месячных, годовых и пр. Мифы о смене дня и ночи. Мифы о лунных циклах. Мифы о ежегодном возрождении природы. Миф об умирающем и воскресающем звере. Ближневосточные мифы об умирающих и воскресающих богах: Осирис, Аттис, Адонис, Таммуз и др. Миф о Деметре и Персефоне. Элевсинские мистерии. Религия Диониса. Экстатический культ. Двойственная природа Диониса. Свобода через вдохновение. Древнегреческий театр. Рождение трагедии и комедии. Катарсис. Трансформация дионисизма. Орфизм. Интроспекция и медитация. Миф о растерзании младенца Диониса-Загрея. «Первородный» грех титанов. Двойственность человеческой природы: титаническая и дионисийская сущности человека. Идея бессмертия душа и инкарнация. Миф об Эре. Свобода и предопределение. Закон Адрастии. Идея очищения («пурификационизм»). Орфизм, пифагореизм, платонизм. Восхождение к богу. Трансформация идеалов.

6. Героическая мифология. Герой – универсальная мифологическая категория. Особенности героизма в мифологии. Культ героев во II тыс. до н. э. Обожествление после смерти реальных исторических лиц и обратный процесс: герои становятся псевдоисторическими личностями (Тесей и др.). Предназначение героев. Черты героической личности: сверхчеловеческие возможности, таланты, красота, пассионарность. Антииндивидуализм. Архетипическая судьба героя: чудесное рождение, испытания, подвиги и трагическая смерть. Героические мифы и «переходные обряды» в архаических обществах. Обряд инициации и его связь с героической мифологией и сказкой. Традиционные фольклорные мотивы в героической мифологии. Особенности раннего героизма – мифологии ранних классовых обществ (Персей, Геракл, Рама, Беовульф и др.). Поздний героизм (Тесей, Орфей, Дедал, Одиссей, Эдип, Зигфрид, король Артур, Ланселот и др.). Интеллектуализация образа героя. Проблема преодоления смерти – лейтмотив героической мифологии. Жажда бессмертия и славы (Гильгамеш, Ахилл и др.). Трагизм героической личности. Дерзость героев и противопоставление себя богам в позднем героизме. Богоборческие сюжеты, смерть и наказание героев (Арахна, Тантал, Сизиф, Ниоба и др.). Вырождение героической мифологии. Мифы о «родовом проклятии» (история Эдипа и его детей, Атриды, Кадмиды и пр.). Мифы о проклятии всего рода героев. Гибель героев. Герои истребляют друг друга (мифы о Троянской войне, Семеро против Фив и др.). Миф, сказка, эпос.

УДК 340.13

К ВОПРОСУ О МИФОЛОГИЧНОСТИ ПРАВА

© Ишигилов И. Л., 2009

В статье рассматривается идея о наличии специфичного свойства позитивного права — его ми-фологичности — содержании в праве положений, которые не соответствуют реальной действительности. Показывается закономерность появления такой черты права, его причины и формы. В результате автор приходит к выводу о том, что мифологичность права является неотъемлемым его свойством.

Ключевые слова: миф; мифологичность права; юридические фикции и презумпции.

Право в позитивном смысле представляет собой систему установленных или санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством . Сущность права состоит в том, что оно есть государственный регулятор общественных отношений, при помощи которого государство создает и поддерживает в обществе определенный порядок.

При этом источником права в материальном смысле понимают материальные условия жизни общества (способ производства материальных благ, уровень развития экономики, формы собственности и т. д.), в которых, как принято считать, коренится позитивное право и которые составляют его социальную основу .

Однако, несмотря на такую «приземлен-ность», позитивное право содержит в себе весьма «неприземленные» элементы, в которых устанавливаются положения, не соответствующие действительности. В результате существования таких элементов можно говорить о такой специфичной черте права, как его мифологичность.

Вообще миф имеет несколько значений. Во-первых, он понимается как древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. Во-вторых, он может пониматься в переносном значении как недостоверный рассказ, выдумка. И, в-третьих, то же, что вымысел .

Вопрос о мифе, его значениях с общих позиций рассматривается в рамках философии.

Мифология была исходной для человеческого общества системой общих знаний о

мире. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерас-члененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т. д.

Как полагает А. Ф. Лосев, традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях,

эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками.

Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом.

Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. Последние и представляли собой то, что А. Н. Чанышев назвал «предфилософией», т. е. предпосылкой, основанием для философии как развитого теоретического знания и мировоззрения, основанного на этом знании .

Мифологическое — основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку. Все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее же подкрепляется табу, обычаем или ритуалом. Мифологическое мировоззрение нацелено на защиту сообщества людей от внутренних и внешних угроз. Включает множество запретов, предписаний, табу для типичных ситуаций. Предполагает принцип единства мира и включенность человека в это единство .

По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии .

Формирующиеся философские представления во многом использовали понятия мифов. Сама картина мироздания, характерная для возникающей философии, представляет собой данный в наглядно-образной форме ответ на вопросы полисной жизни.

Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего грека: человек, бог и государство. Но боги не могут дать ответа на ставшие жизненно важные вопросы о справедливости и благочестии, силе и мудрости и т. д. На эти, бывшие привилегией богов, вопросы дерзает ответить философия, открыто заявляющая о своей любви к мудрости, считающейся отныне «полезной», в отличие от мифов, расцениваемых отныне как «вымыслы прежних времен», бесполезные и бессмысленные .

Так, у Демокрита человек теперь живет в таком мире, в котором действуют принципы, отыскиваемые только разумом. Следовательно, надо отказаться от мифов и чувственных образов, от повседневной жизни и обратиться к причинному объяснению. Человек теперь живет не по природе, а по установлению , которое было выражено, в том числе, в виде права.

Между тем, несмотря на то, что во всех ранних рационалистических системах рационалистические идеи не были обоснованы, в них использовались мифологические схемы, а опорными точками мышления были мифологические образы и представления, в целом .

Многие исследователи предпосылкой возникновения научных знаний также считают миф.

Исследуя соотношение науки и мифа, итальянский философ Ваттимо отмечает, что до последнего времени они противопоставлялись. Относительно мифа обычно утверждалось, что, в отличие от науки, он является не доказательным и аналитическим мышлением, а повествовательным и фантастическим, основанным на чувствах и эмоциях, что он почти или вообще не помышляет об объективности и примыкает к ритуалу и магии, религии и искусству.

Данную позицию Ваттимо считает ошибочной и полагает, что миф и наука неразделимы и что действительного преодоления мифа наукой не было. Он отмечает, как мы считаем правильным, что современная наука поддерживают со своим мифическим прошлым не только отношение преодоления и освобождения, но и в равной степени отношение сохранения, переживания и применения .

Значение мифа велико. Современная Ницше культура, лишенная мифов, — абстрактное воспитание, абстрактные нравы, абстрактное государство; культура, лишенная

твердого, священного, коренного устоя, осужденная питаться другими культурами .

Развивая идею единого для всех культур коллективного бессознательного, закрепившего в структурах мышления логику деятельности по первоначальному освоению мира, Леви-Стросс по-новому прочитывает мифы и усматривает в них не столько отражение истории каких-либо этносов, сколько специфический способ снятия фундаментальных противоречий человеческого бытия (например, противоречия жизни и смерти), через умножение бинарных оппозиций, ранее взятых мышлением из окружающей действительности. Очищая отдельные реальные эпизоды от историчности и конкретности, мифологическое мышление не только «амортизирует» тяжелые жизненные события того или иного этноса, но и поднимается на вневременную высоту, открывающую возможность для человеческого мышления постигать глубочайшие отношения человека и Вселенной .

Претерпевая переживание с философией, миф начинает приобретать иную ипостась, а именно его применение можно увидеть уже ни сколько как содержание, а как средство объяснения, развертывания самих философский представлений.

В таком качестве применения мифа можно наблюдать уже в платоновском учении, где с одной стороны, на людей возложены разные обязанности; они играют различную роль в обществе, а, с другой же, Платону было необходимо обосновать целостность общества и примат общественных задач и обязанностей над частными. А для этого требовалось показать, что граждане государства, при всех различиях между ними, имеют общую природу.

Чтобы обнаружить и описать ее, Платон прибегает к мифотворчеству. Он создает свой миф, точнее, вариацию на старую тему греческой мифологии. Философ использует символику металлов, знакомую по творчеству Гесиода. Творя людей в недрах земли, которая представляет собой их общую мать, боги в одних случаях добавляли золота, во втором — серебра, а в третьем — меди с железом. Первую, лучшую разновидность человеческого рода составило руководящее сословие (его-то представителей Платон и называет философами), вторую — воины-стражи, из среды которых философы рекрутируются, а низшую и худшую — обычные, простые люди, которым надлежит слу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шаться своих начальников. Поэтому с одной стороны, все сограждане — братья, с другой же — между ними должны существовать иерархические отношения.

Таким образом, Платон обосновывает свою утопию посредством откровенного мифотворчества — т. е. с помощью преданий, которые сам считает фантастическими и предназначает для простых людей . При этом Платон ясно говорит, что ложь должна быть исключительным правом правительства, точно так же как право давать лекарство является исключительным правом врача .

Но, так или иначе, в сущности, архаический миф ставит своей главной задачей поддержание мирового порядка и защиту его от натиска хаотических стихий и энергий . В сущности, и перед правом стоит аналогичная задача: создание определенного порядка, его поддержание и защита.

Отмеченный генезис мифа можно также увидеть применительно к праву.

Институциональному миру всегда требуется легитимация — оправдание и узаконение данного социального порядка. Легитимация простирает над нами свое крыло, оправдывая действия лиц и социальных институтов. Нормам писаного права отдают предпочтение перед стихийно сложившимися формами разрешения конфликтов. Решение суда объявляется обязательным. В разных типах общества средства легитимации могут быть разными: мифологические, теологические и идеологические системы, научные концепции, которые жестко или мягко навязывают совокупность «истин» о социальной и природной реальности, разных в разных обществах. В одних в качестве истины может бытовать утверждение, что инцест нарушает космический порядок; в других — что только благороднорожденные имеют право властвовать; в третьих — что пролетариат воплощает чаяния человечества, а на этом основании его представители имеют право навязывать свою волю .

Как указывалось ранее, миф был поддержан различными первобытными запретами, табу.

С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием. В них, в отличие от первобытных обычаев, уже различаются права и обя-

занности, т. е. возможность и необходимость определенного поведения. Так возникают правовые обычаи и обычное право .

Наконец с возникновением государства возникает позитивное право, т. е. право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права обязанности .

С появлением государства позитивное право начинает доминировать над обычаями как формами выражения мифа. Между тем, происходит именно доминирование, вытеснение мифа позитивным правом полностью не происходит. Миф посредством отношения сохранения, переживания и применения приходит в само право, при этом сохраняя свое главную отличительную черту — несоответствие по своему содержанию реальной действительности с целью упорядочивания общественных отношений. При этом миф предстает не как содержание, а как средство правового регулирования.

В качестве примера можно привести следующие правовые нормы.

Так, согласно ч. 3 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса РФ, при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам, необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

В соответствии с п. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом если:

1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован;

2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд;

3) копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному

адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

В целях сдерживания роста инфляции государством в связи с развитием научно-технических прогресса созданы юридические конструкции электронных денег, банковских счетов, существование которых в реальной действительности увидеть невозможно.

В рассматриваемых примерах создание таких правовых норм вызывается необходимостью преодоления жизненных неопределенностей, поддержания стабильности правовых отношений и рассмотрения возникшего спора в установленные сроки. Данные нормы права называются юридическими фикциями.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его невиновность не будет доказан в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

При определенных условиях, установленных ст. 45 Гражданского кодекса РФ, гражданин может быть признана умершим, и днем смерти считается день вступления в силу решения суда об объявлении его умершим.

Пункт 2 ст. 48 Семейного кодекса РФ предусматривает, что если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное.

В данных примерах появление указанных норм права основывается на идеологической ориентировке государства (идея правового государства) и большой вероятностью предположения о наличии юридического факта. Такие нормы права являются юридическими презумпциями.

Таким образом, можно говорить о том, что мифы в праве предстают в виде юридических фикций и презумпций.

Не вдаваясь в подробности проблематику понятий данных категорий, их можно определить следующим образом.

Юридическая фикция — это преднамеренно созданное неоспоримое положение, которое не соответствует реальной действительности и императивно содержится в нор-

мах права с целью вызвать или не допустить определенные последствия.

Юридическая презумпция — это закрепленное в правовой норме вероятное предположение о факте, который признается достоверным, с целью вызвать или не допустить определенные последствия.

В ситуациях невосполнимой неопределенности, невозможности существования какого-либо явления в реальной действительности или политико-идеологических приверженностей в государстве, когда другие технические приемы не могут урегулировать общественные отношения, «на помощь спешат» юридические фикции и презумпции.

В ныне действующем законодательстве и правоприменении юридические фикции и презумпции используются весьма широко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем, применение юридических фикций и презумпций уже нашло в римском праве. Древнеримские юристы оказались первыми в истории права, кто поставил юридические фикции и презумпции на службу правотворческой деятельности, осознавая несоответствия их содержания действительности.

Например, юридическая фикция «Fictio legis Cornelia», в соответствии с которой умерший в плену считался умершим в момент попадания в плен, т. е. в тот момент, когда он был еще свободен и являлся гражданином Рима.

В дальнейшем границы применения этой фикции расширились: «In omnibus partibus iuris is, qui reversus non est ab hostibus, quasi tunc decessisse videtur, cum captus est» — для всех областей права действительно, что пленный, не вернувшийся от врагов, считается умершим с момента пленения . Таким образом, фикция о смерти лица с момента его пленения стала применяться не только в отношении тех, кто умер в плену, но и в отношении всех попавших в плен.

Если же пленный возвращался на родину, то в этом случае действовала другая фикция: «postliminium fingit eum qui captus est semper in civitate fuisse» — плен рассматривается так, как будто бы его не было .

Одной из самых древних фикций цивильного права являлась фикция, признававшая вещами рабов: «servi res sunt» — рабы суть вещи . Следует иметь в виду, что эта фикция не была разработкой только римского права. В праве многих народов

древности раб рассматривался исключительно как «говорящее орудие».

Юридические презумпции в римском праве основывались на житейской опытности, в частности, когда судья строит соответствующие предположения: муж матери предполагается отцом ребенка, уплата мужем за жену предполагается сделанной с намерением подарить, нахождение расписки в руках должника почитается за знак погашения долга, возвращение заклада по принадлежности или дозволение продать его — за знак отмены самого закладного права, продажа отказной вещи завещателем — за знак, того, что отказ отменен. Заинтересованной стороне (стороне в споре) предоставлялось право оспаривать справедливость предположения и доказать, что в данном случае было иначе .

Однако было бы неверно говорить о том, что именно в правовых актах Древнего Рима впервые появились нормы, содержащие положения, противоречащие действительности. Еще в памятниках Древнего Востока можно было обнаружить юридические фикции. В качестве примера можно привести ст. 17 Законов Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), в параграфе 7 которых говорится: «Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить» . Как видно из этой нормы, Законы Хаммурапи расширяли понятие вора и относили к ворам лиц, фактически ими не являвшихся.

В истории права юридические фикции можно встретить в законодательстве феодальной Европы.

Так, например, в Законнике Лека Ду-кагьини, являвшемся сводом устных правовых норм Северной Албании, содержится ст. 112, согласно п. «г» параграфа 768 которой «укрыватель — тот, кто прячет украденную вещь, вор и укрыватель — одно и то же» . Подобно Законам Хаммурапи, Законник Лека Дукагьини расширяет понятие вора и признает вором того, кто фактически не похищал, а лишь спрятал похищенную другим лицом вещь.

В соответствии со ст. 36а Полицкого статута «если бы кто, чего не дай Бог, убил бы родного брата, не должен быть больше по-личанином, а часть его племенщины, если

она у него была, — ближнему родственнику, кому по праву наследования надлежит, как будто бы он умер…» . В данной норме устанавливаются правовые последствия убийства человека. Во-первых, преступник лишается статуса жителя Полицы. Во-вторых, считается, что убийца как будто бы умер, и его имущество переходит ближнему родственнику по праву наследования.

Следовательно, при возникновении позитивного права в нем уже присутствовал элемент мифологичности, который в дальнейшем не был полностью вытеснен и был приспособлен к современным способам правового регулирования. Миф применяется законодателем не в содержательной части правовых норм, а как средство, в результате использования которого в содержании правовых норм появляются правила, не соответствующие реальной действительности.

При этом такое несоответствие не следует воспринимать как нечто негативное в системе законодательства. Появление таких норм вызвано больше объективной необходимостью: с целью преодоления неопределенностей реальной действительности либо ввиду идеологических соображений и приверженностей. Поэтому, осуществляя функции по выполнению указанных целей, мифы права несут в себе исключительно позитивное для регулирования общественных отношений.

Юридические фикции и презумпции можно назвать мифом, пережившим отношения сохранения, переживания применительно к праву. Они — миф, нашедший свое выражение в праве. И будучи таковым, они являются специфическим способом снятия противоречий человеческого бытия, входящий в предмет правового регулирования, и выступают своего рода «амортизатором» определенных жизненных событий, имеющих юридическое значение.

При этом источником мифа позитивного права в материальном смысле будет являться реальная действительность, а именно: ее неопределенность, идеологическая ориентация государства.

Таким образом, мифологичность позитивного права можно назвать его неотъемлемым свойством, который характеризуется необходимостью создания и наличием правовых норм, содержащие положения (правила) не соответствующие реальной действительности. ^

1. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. Ч. 1. Иркутск, 2005. С. 144.

2. Там же. С. 186.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 351.

4. Философия : учебник / под ред. О. А. Митро-шенкова. М., 2002. С. 21—22.

5. Там же. С. 22.

6. Там же. С. 24.

7. Там же. С. 23.

8. Рассел Б. История западной философии : пер. с англ. СПб., 2001. С. 36.

9. Там же. С. 46.

10. Там же. С. 44.

11. Философия : учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. М., 2005. С. 330—331.

12. Философия : учебник / отв. ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 171.

13. Рассел Б. Указ. соч. С. 240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Философия : учебник / отв. ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. С. 57.

15. Рассел Б. Указ. соч. С. 161.

16. Философия : учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. М., 2005. С. 495.

17. Там же. С. 334.

18. Пьянов Н. А. Указ. соч. С. 42.

19. Там же. С. 42

20. Бартошек М. Римское право. Понятия. Термины. Определения. М., 1989. С. 384.

21. Там же. С. 385.

22. Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима. М., 2003. С. 36.

23. Там же. С. 517.

25. Хрестоматия памятников феодального государства и права / под ред. В. М. Корецкого. М., 1961. С. 663.

26. Греков Б. Д. Полица. Опыт изучения общественных отношений в Полице ХУ—ХУ11 вв. М., 1951. С. 2.

To the Question of the Mythology of Positive Law

© Ishigilov I., 2009

Старшая и Младшая Эдды — два произведения, которым было суждено стать главными источниками знаний о скандинавской мифологии для всех последующих поколений. Правда, если автор «Старшей Эдды» и мог предполагать подобное, когда собирал и записывал древнескандинавские стихотворные легенды, то автор «Младшей» преследовал иную цель: он создавал учебник скальдической поэтики, разъяснял будущим стихотворцам (а также их слушателям) тонкости мастерства.

Рукописям обеих «Эдд» была суждена долгая жизнь — и спустя многие века ими вдохновлялись такие разные авторы, как Джон Рональд Руэл Толкин, Эзра Паунд и Карин Бойе, не говоря уже о многочисленных «популяризаторах» скандинавской мифологии в фэнтези. Присмотримся же поближе к этим древним страницам.

Эдды, Старшая и Младшая

Теперь следует сказать молодым скальдам, пожелавшим изучить язык поэзии и оснастить свою речь старинными именами или пожелавшим научиться толковать тёмные стихи: пусть вникают в эту книгу, дабы набраться мудрости и позабавиться.

«Язык поэзии» («Младшая Эдда»)

Сразу возникает вопрос: почему мы вообще объединяем настолько разные произведения — прозаический учебник и сборник поэтических легенд, созданные разными авторами и в разное время?

Обе эти книги — и «Младшая Эдда» (она же «Прозаическая Эдда», а также, по автору, «Сноррова Эдда»), и «Старшая Эдда» (она же «Песенная Эдда» и «Эдда Сэмунда», по имени её мифического автора) — используют древнескандинавские и древнегерманские легенды. В обеих заметно влияние христианства (особенно в «Младшей»), упоминаются исторические личности и литературные герои, которые воспринимались как реальные (например, «верховный конунг Приам» — гомеровский персонаж из Илиады). Кроме того, «Младшая Эдда» напрямую ссылается на «Старшую» (точнее, на составляющие её легенды — текст самого раннего сохранившегося манускрипта «Старшей Эдды» написан позже, чем текст «Младшей»). А вот судьба этих книг сложилась по-разному.

Младшая Эдда: учебник для поэтов

Таким представлял себе Снорри Стурлусона художник Христиан Крог. Прижизненных портретов не сохранилось

С «Младшей Эддой» (изначально она называлась просто «Эддой») всё просто. Написал её в 1222–1225 годах (некоторые источники уточняют: в 1223 году) исландский поэт, прозаик, историограф, юрист и политик Снорри Стурлусон, представитель знатного и влиятельного рода Стурлунгов.

Будучи христианином и при этом человеком рационалистически настроенным, Стурлусон предлагает совершенно нерелигиозную версию того, как возник древнескандинавский пантеон. По мнению Снорри, изначально асы, ваны и прочие божества были людьми, которые при жизни чем-то прославились. Позднее народная память трансформировала их реальные заслуги и приписала несуществующие, люди начали поговаривать: «Эх, если бы нас возглавил тот покойный полководец, можно было бы не сомневаться в исходе войны» или «Сюда бы мудрейшего вождя прошлых времён, он бы рассудил верно»… и вот уже готов конунг Один, потомок троянцев!

Скандинавские мифы мы знаем в пересказе христианина, считавшего, что боги из легенд — потомки гомеровских троянцев.

«Эдда», в которой автор учит читателей, как получать удовольствие от утончённости аллитерационных стихов, распутывать причудливые кеннинги (описательные обозначения) и улавливать скрытый за плетением словес смысл, пользовалась популярностью. В самом деле, чтобы ориентироваться в скандинавской поэзии древности, да и современного Стурлусону Средневековья, требовались особые навыки. Хорошо, если кеннинг простой: видишь словосочетание «вепрь волн» — сразу понятно, что речь о корабле. А если что-нибудь вроде «метатель змеев метели Мист месяца балки зыби»? Вот что «Младшая Эдда», к примеру, говорит о Торе:

Какие есть кеннинги Тора? Его называют «сыном Одина и Земли», «отцом Магни, Моди и Труд», «мужем Сив», «отчимом Улля», а также «повелителем и владетелем молота Мьёльнир, Пояса Силы и Бильскирнира», «защитником Асгарда и Мидгарда», «недругом и истребителем великанов и великанш», «убийцей Хрунгнира, Гейррёда и Тривальди», «господином Тьяльви и Ресквы», «недругом Мирового Змея», «воспитателем Вингнира и Хлоры».

С прочими богами, великанами, людьми — даже повседневными предметами от меча до прялки — было ничуть не проще. И всё это скальдам и их слушателям было необходимо знать! Неудивительно, что «Эдда» пользовалась популярностью, — до наших времён сохранилось минимум семь рукописей, созданных в XIV — XVII веках.

А вот история «Старшей Эдды» сложилась более таинственно.

«Младшая Эдда», издание XVIII века. Всё наглядно: и одноглазый Один с воронами Хугинном и Мунинном, и корова Аудумла, и восьминогий конь Слейпнир… В отличие от многих иллюстраторов современного фэнтези, этот художник книгу явно читал!

Старшая Эдда: шедевр неизвестного автора

Снорри то и дело цитирует песни какого-то более раннего автора. Напрашивается вывод, что эти тексты должны быть где-то зафиксированы. Однако большую часть скальдической поэзии никто не записывал — её передавали только из уст в уста. Пока эта традиция была сильна, легенды сохранялись (а если часть из них терялась, об этом всё равно никто не мог узнать). Однако с приходом в Скандинавию христианства, а с ним и письменной культуры, песни всё реже передавались от скальда к скальду. И, в общем, напрашивался вывод: записать бы! Но традиции…

Портрет Бриньольфура Свейнссона дорог каждому исландцу — это тысяча крон

Так в течение нескольких последующих веков и считалось, что остались от того же «Прорицания вёльвы» только цитаты Стурлусона. Аж до середины XVII века — пока в 1643 году Бриньольфур Свейнссон, епископ Скаулхольта (небольшого города и по совместительству крупного религиозного и культурного центра Исландии) не порылся у себя на чердаке. Или не у себя, или не на чердаке, а в церковных архивах… об этом история умалчивает. Так или иначе, Свейнссон наткнулся на древний манускрипт (как выяснилось позже, написанный примерно в 1270-х годах, — хотя, возможно, это копия ещё более старого текста). А поскольку Свейнссон был не только лютеранским священником, но ещё филологом и поэтом, ценность находки он осознал сразу.

Анализируя драгоценную рукопись, Бриньольфур предположил, что она принадлежит перу Сэмунда Мудрого, исландского священника, писателя и учёного, жившего в XII веке. Это убеждение держалось в учёных кругах довольно долго, но на данный момент эту версию ничто не подтверждает. А об авторстве песен у нас просто нет никакой информации. Когда скальды их сочиняли, до времён торжествующего авторского права оставался ещё десяток столетий…

Мироздание по-скандинавски

Музыка для настроения: Therion — Schwarzalbenheim

Какой же мир предстаёт нам на страницах «Эдд»? Надо сказать, единой эпической картины — и уж тем паче единого сюжета — в них не закладывалось. Мы имеем дело лишь с отдельными песнями, впрочем, на удивление неплохо согласующимися друг с другом: по сравнению с христианской или греческой мифологией расхождений меньше чуть ли не на порядок.

Сотворение вселенной

В начале, как водится, был полный бардак — то есть первичный хаос и по совместительству мировая бездна, называемые также Гиннунгагап. Долго ли, коротко ли, но там зародился мир льдов и туманов Нифльхейм, а также огненный мир Муспельхейм. Заселили эти миры, соответственно, ледяные и огненные великаны.

Бури и Аудумла

Поскольку в ледяном царстве был источник Хвельгемир, чья вода постоянно замерзала, но не переставала течь, то через некоторое время ледяные глыбы приблизились к огню и там начали таять. Так появились инеистый великан Имир и корова Аудумла. Корова лизала покрытые солёным нифльхеймским инеем каменные глыбы и кормила молоком Имира (а потом — и всех порождённых им от самого себя великанов-йотунов). Что содержали в себе замёрзшие воды источника Хвельгемира, точно не известно, но, судя по всему, они были на удивление питательными: из одного такого камушка Аудумла вылизала — ни много ни мало — самого Бури, прародителя асов!

Дальше асы и великаны некоторое время сосуществовали мирно — известно, например, что сын Бури по имени Бёр взял себе в жёны великаншу Бестлу, и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Проблемы начались, когда мальчики подросли, — неясно, за что и почему, но они убили своего прародителя Имира. Более того: в потоках крови раненого гиганта утонули все инеистые великаны (кроме внука Имира, которого звали Бергельмир, и его семьи, — благодаря этому род инеистых великанов полностью не прервался).

Наш мир был создан из трупа великана убившими его детьми

Впрочем, братья, совершившие первое в мире убийство, сумели частично обратить его во благо: трупом Имира асы заполнили мировую бездну, и павший великан в итоге стал Мидгардом (то есть срединным миром). Между делом, кстати, асы и людей сотворили.

Они взяли Имира, бросили в самую глубь мировой бездны и сделали из него землю, а из крови его — море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни — из передних и коренных его зубов и осколков костей… Из крови, что вытекла из ран его, сделали они океан и заключили в него землю. И окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что беспределен тот океан и нельзя его переплыть…

Взяли они и череп его и сделали небосвод. И укрепили его над землёй, загнув кверху её четыре угла… Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба мировой бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили своё место и уготовили пути.

«Младшая Эдда»

Девять миров

Миры на ветвях ясеня Иггдрасиль

В итоге мироздание оказалось довольно сложно устроено. Человеческий мир находится ровно посредине. На одном с Мидгардом уровне — уже упомянутые Нифльхейм и Муспельхейм, а также Йотунхейм (заселённый выжившими и вновь размножившимися инеистыми великанами — йотунами) и Ванахейм — обитель богов-ванов (предполагается, что они древнее богов-асов). Впрочем, некоторые ваны живут у асов, а асы — у ванов: после войны эти две группы божеств заключили между собой мирный договор и обменялись заложниками.

Ниже Мидгарда находится Свартальфахейм — мир тёмных альвов (карликов или, по-современному, гномов), которых асы сотворили из червей, появившихся в трупе Имира. А ещё ниже — холодный, тёмный и туманный мир Хельхейм, обитель мёртвых. Он окружён рекой Гьёлль, которую нельзя ни переплыть, ни перейти вброд, ни перелететь, а единственный мост через неё охраняют огромный четырёхглазый пёс Гарм и великанша Модгуд. В общем, довольно неприятное место, куда суждено попасть почти всем живущим — кроме особо доблестных воинов (их заберут наверх, в Вальгаллу).

Выше Мидгарда расположен Альфхейм, родина светлых альвов (что «обликом своим прекраснее Cолнца»), а ещё выше — Асгард, небесный город, где живут асы и девы-валькирии. А в нём, в зале павших воинов, Вальхалле, пируют лучшие из воителей-людей, доказавшие свою отвагу в последнем бою.

Очевидно, описывая Вальхаллу, древние скандинавы воплощали своё представление о рае. В гигантском и прекрасном дворце обитают эйнхерии — воины из Мидгарда, что погибли в битве, но не выпустили из рук оружия. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом (тренируются, дабы не потерять квалификации, — эйнхериям ещё придётся воевать во время последней битвы, Рагнарёка).

После чего днём собираются все вместе (кому нужно — тот воскресает, приращивает себе отрубленные конечности и заживляет раны) и садятся за пиршественный стол. Едят они изумительно вкусное мясо вепря Сехримнира (которого забивают каждый день, — но воскреснуть ему не труднее, чем воинам), а пьют хмельной мёд, которым доится коза Хейдрун, щиплющая листья с Иггдрасиля. Кому не по нраву мёд — тех красавицы-валькирии угощают отличным пивом.

Рай в представлении суровых северян: дружеская пирушка вместе с красивыми девушками (художник Эмиль Доплер)

Всё это разнообразие миров несёт на себе исполинский ясень Иггдрасиль. Стоит он на трёх корнях: один тянется к Асгарду (или, по другим данным, к Мидгарду), второй — в мир Йотунов, третий — к Нифльхейму (или Хельхейму), и у каждого корня бьёт волшебный источник. Правда, жизнь гиганта-ясеня нелегка: его корни грызёт один из великих змеев, дракон Нидхёгг, ветви обгладывает олень (или несколько оленей), а ствол гибнет от гнили.

Кроме того, на верхушке Иггдрасиля сидит орёл (или ястреб) Ведрфельнир, враждующий с Нидхёггом. Но поскольку один вверху, а другой внизу, и докричаться — учитывая размеры ясеня — дело бесполезное, то в качестве своеобразного посыльного по стволу Иггдрасиля туда-сюда бегает белка Рататоск, перенося ругательства от пернатого к чешуйчатому и обратно. Интересно, от себя она что-нибудь добавляет?

Боги и твари

Тогда спросил Ганглери: «В каких же асов следует верить людям?». Высокий ответил: «Есть двенадцать божественных асов». И сказал Равновысокий: «Но и жёны их столь же священны, и не меньше их сила».

«Младшая Эдда»

Главными героями «Эдд» стали боги-асы. Надо сказать, что в скандинавской мифологии, во-первых, не так много случаев «одному богу — одно предназначение» (как у греческой богини семейного очага Гестии или египетского бога солнца Атона). Как правило, у каждого из асов несколько божественных функций. При этом мало кого из асов можно однозначно охарактеризовать как «хорошего» или «плохого» — судя по всему, древние скандинавы предпочитали не мыслить такими категориями.

Один

Один любит путешествовать и часто является людям в обличии бедного странника (художник Георг фон Розен). Кто сказал «Гэндальф»?

Верховным богом в скандинавской мифологии был Один — его даже называли «отцом асов». Хотя и не всех. У Одина было как минимум шесть сыновей от четырёх женщин, включая жену. Супруга его — Фригг, покровительница любви, брака, домашнего очага и деторождения, а также провидица, которой известна судьба любого человека (правда, своими прогнозами Фригг ни с кем не делится).

Один потерял один глаз — что и неудивительно при его склонности к экстриму. Глазом он заплатил за выпивку — однако не простую. Под корнем Иггдрасиля, что протянулся к миру инеистых великанов, находится источник знания и мудрости, охраняет который великан Мимир (точнее, его голова — во время войны асов и ванов она была отделена от тела). И испить мёду из этого источника бесплатно не получится.

Судя по всему, Один склонен познавать мир любой ценой, как бы болезненно это ни было. Так, чтобы постичь таинство рун, ас проткнул свою грудь волшебным копьём Гунгнир (разящим без промаха и пробивающим любые доспехи), пригвоздив себя к стволу мирового древа. Там Один провисел девять дней и ночей. После этого ясень и получил имя «Иггдрасиль» — в переводе «скакун Одина»: «Игг» («Грозный») — одно из имён верховного бога.

Один — покровитель мудрости и поэзии и большой любитель приключений

Впрочем, случались и более весёлые приключения. Убегая от гномов, у которых Один вздумал отнять мёд поэзии, ас превратился в орла (волшебный напиток при этом находился в желудке). Поскольку птичке пришлось улепётывать со всех крыльев, часть жидкости вытекла из… отверстия, противоположного рту. По прибытии в Асгард оставшийся мёд Один перелил в золотой сосуд, который передал богу-скальду Браги. С тех пор истинным поэтам Браги даёт попробовать божественного напитка. Ну а что потерялось по пути — удел графоманов!

Фригг, прядущая облака

Слейпнир и компания

Верные спутники Одина — вороны Хугинн («мысль») и Мунинн («память»), волки Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»), а также лучший из коней — восьминогий серый жеребец Слейпнир («скользящий»). Родословная Слейпнира необычна даже по меркам Асгарда — при всей склонности асов к самым разнообразным сексуальным партнёрам. Матерью Слейпнира стал Локи, а отцом — жеребец Свадильфари, чей хозяин, инеистый великан, строил стены Асгарда.

И пытался хозяин удержать своего верного Свадильфари, да не вышло… (художник Дороти Харти)

Впрочем, тут дело было не в том, что богу-трикстеру захотелось «клубнички», а в том, что прочие божественные асгардцы были ужасно прижимисты и категорически не хотели платить строителю за честно выполненную работу. Конечно, тот и запросил немало — Фрейю в жёны и власть над Солнцем и месяцем, — но ведь был же «договор, скреплённый множеством клятв»! Так что Локи перевоплотился в кобылу и таким нехитрым способом отвлёк на себя внимание помогавшего йотуну жеребца. Когда великан пришёл в ярость, боги позвали Тора…

«Тотчас явился Тор, и в тот же миг взвился в воздух молот Мьёльнир. Заплатил Тор мастеру за работу, да не Солнцем и звёздами, жить в Стране Великанов — и в том было отказано мастеру. Первый же удар вдребезги разбил ему череп, и отправился он в глубины Нифльхейма».

Ну а Свадильфари, судя по всему, хорошо умел не только камни таскать, — так что через некоторое время Локи родил чудо-жеребёнка.

Тор и Сиф

Битва Тора с великанами-йотунами. Им можно только посочувствовать… (художник Мортен Эскил Винге)

Первенцем Одина — от инеистой великанши Йорд, что была также и богиней земли, — стал Тор, бог грома и дождя, бурь и плодородия. Вместе с детьми и женой, прекрасной золотоволосой Сиф, второй красавицей Асгарда после Фрейи, живёт он в самом большом чертоге Асгарда — Бильскирнире, насчитывающем 540 залов. Детей у него трое: дочь Труд от Сиф, сын Магни от любовницы, великанши Янсаксы, и сын Моди… ещё от кого-то. Как видно, супружеская верность не входила в число добродетелей, почитаемых жителями Асгарда.

Сиф со своей исходной причёской. Локи приглядывается к прекрасным волосам и замышляет очередную пакость (художник Джон Чарльз Доллман)

Восхитительные золотые волосы у Сиф были не всегда. Однажды Локи, завидовавший Тору, прокрался ночью к спящей Сиф и остриг её наголо. Тор и по менее серьёзному поводу мог прийти в ярость, так что очень скоро Локи понял, что его сейчас будут убивать. Чтобы сохранить себе жизнь, Локи поклялся, что всё исправит, — и действительно, отправился к искусным мастерам-гномам, сумевшим выковать чудо-волосы:

«Длинные и густые, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, как настоящие, хотя и были сделаны из чистого золота».

Рыжебородый Тор отличается удивительной даже для аса силой и, что неудивительно при таком образе жизни, отменным аппетитом: на обед он легко может съесть целого быка. Впрочем, ожирение богатырю явно не грозит, ибо воюет он постоянно, а это отлично поддерживает форму. Обычные его враги — инеистые великаны-йотуны, а также разнообразные чудовища. Чтобы везде успевать, ездит Тор на колеснице, запряжённой двумя козлами — зовут их Тангниостр («Скрежещущий зубами») и Тангриснир («Скрипящий зубами»). Надо сказать, этот гужевой транспорт обладает чрезвычайно полезным свойством: животных можно убить, съесть, а потом помахать над объедками волшебным молотом Мьёльниром — и козлы воскресают живыми, здоровыми и готовыми к дальнейшим путешествиям!

Удивительными козлами и молотом, удар которого невозможно отразить (а если его метнуть, он вернётся в руку), список артефактов у Тора не исчерпывается. Владеет он ещё и Поясом Силы (у надевшего его удваивается мощь), а также железными рукавицами, без которых не удержать молота. Этот боекомплект — вкупе со вспыльчивым характером и бесстрашием — делает Тора одним из самых опасных противников во всех мирах.

Локи был братом Одина, а не Тора, как в комиксах Marvel

Тюр

При всех своих несомненных боевых качествах Тор, однако, не бог войны — это место занимает Тюр.

«Есть ещё ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам. Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха. Он к тому же умён, так что мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее»,

Один о Тюре в «Младшей Эдде»

Своего положения Тюр не потерял даже после того, как лишился руки. Случилось это — как и многие другие неприятности в Асгарде — вследствие обмана: данного и нарушенного слова. Когда боги, посчитав исполинского волка Фенрира (сына Локи и великанши Ангрбоды) слишком опасным, попытались его связать, выяснилось, что даже самые крепкие путы он рвал без особого труда.

Связанный Фенрир отгрызает руку Тюру. А вот не надо слово нарушать! (Художник Йон Бауэр)

Тогда карлики из мира чёрных альвов соединили воедино шум кошачьих шагов, женскую бороду, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыханье и птичью слюну, и получили путы, названные ими «Глейпнир», — гладкие и мягкие, как шёлковая лента, но прочнее всего на свете. Однако, чтобы заманить Фенрира в ловушку и связать его — а сын Локи был отнюдь не глуп и имел все основания не доверять асам, — Тюр в качестве залога положил ему в пасть руку. Фенрира успешно связали, а Тюр с тех пор остался без правой кисти.

Что Толкин заимствовал из мифов и легенд

Мария Franka Кузнецова | 05.02.2017

В скандинавских сагах Гэндальф был гномом, а прототип Голлума — драконом. И это мы ещё не добрались до короля Артура, философии Платона и Библии.

Бальдр

Хёд по наущению Локи убивает брата

Говоря о божественных обитателях Асгарда, нельзя не вспомнить и светлого Бальдра, сына Одина и Фригг, бога весны и света. Получивший прозвище «Добрый», он жил в красивейшем дворце Асгарда Брейдаблике вместе со своей женой Нанной — и «на этой земле злодейств никаких не бывало от века» (редчайший случай в мире асов). Однако богу вдруг начали сниться плохие сны. По этому поводу собрался совет асов — практически все любили Бальдра и хотели оградить его от опасностей. Его мать Фригг решила взять клятву со всего, что существует на белом свете, чтобы ничто не причинило Бальдру вреда, — обошла этим только побег омелы, решив, что росток слишком мал, чтобы повредить её сыну.

Этим упущением не замедлил воспользоваться Локи — подговоривший слепого брата Бальдра, которого звали Хёд, метнуть побег омелы. Неожиданно для всех омела пронзила Бальдра, и он упал замертво. Даже из царства мёртвых пытались вызволить Бальдра боги, — но помешал всё тот же злокозненный Локи. Нанна не пережила гибели своего супруга — она бросилась в его погребальный костёр.

Улль

Любопытна история бога Улля (он же Ульр и Вульдер), бога охоты, удачи и азартных игр, а также смерти и зимы, покровителя охотников, лыжников и стрелков. Согласно «Эддам», Улль — пасынок Тора, старший ребёнок Сиф от не названного в песнях отца.

Конькобежцам Улль тоже покровительствует (рисунок из книги XIX века)

Однако до того, как скандинавская мифология сформировалась в известном нам виде, верховным богом для некоторых народов был именно Улль. После того как «официально» главенствовать стал Один, Улль мирно уступил ему место и отошёл на задний план. Что в мировых мифологиях не так уж часто, но случается.

Но учитывая то, что произойдёт в будущем (согласно «Старшей Эдде»), положение Улля можно считать, пожалуй, уникальным. Дело не только в том, что он — в отличие от Одина — переживёт Рагнарёк: таких счастливцев среди богов несколько, включая уже умерших, которым суждено ожить. «Речи Гримнира» намекают: в светлом будущем обновлённого скандинавского пантеона именно Улль снова возглавит божественную компанию! Действительно мудрая тактика: спокойно уйти в тень, дать претенденту на трон властвовать столько, сколько тот сможет, после чего дождаться перезагрузки системы и снова взять бразды правления в свои руки!

Локи

Локи из исландской рукописи XVIII века

Ну и конечно, никак не обойти вниманием уже неоднократно упомянутый источник почти всех неприятностей в Асгарде и окрестностях — Локи. Локи, конечно, бог (хитрости и обмана, а также огня), но отнюдь не ас. По отцу Фарбаути он родом из йотунов, что же касается матери Лаувейи, то кто она — из асов или из великанов, — неясно. В любом случае, Локи довольно долго терпели в Асгарде, невзирая на все его бесчисленные выходки, потому что асы часто прибегали к услугам бога-трикстера — когда собственных ума, хитрости или чувства юмора не хватало.

Многие проблемы для Асгарда создавали (и ещё создадут) и дети Локи. Было их у него не так мало. Помимо уже упомянутых, от великанши Ангрбоды родились грозная повелительница мира мёртвых богиня Хель и чудовищных размеров змей Йормунгандр: он вырос настолько, что опоясал собой всю землю и закусил собственный хвост. От жены Сигюн родились Вали и Нарви, позже ставшие жертвами ненависти асов к их отцу. Кроме того, найдя на пепелище от погребального костра полусгоревшее сердце злой женщины и съев его, Локи породил всех ведьм на свете!

Локи любил превращаться в разных животных. Он даже занимался сексом и рожал в чужом облике.

Несмотря на то, что асы регулярно получали благодаря Локи те или иные преимущества (так, с его помощью Тор обрёл молот Мьёльнир, Один — копьё Гунгнир и кольцо Драупнир, позволяющее стать неуязвимым), настал момент, когда терпение жителей Асгарда иссякло. Поводом же для этого стало отнюдь не убийство светлого Бальдра, а всего лишь пьяная перебранка.

Сигюн, Локи и змея — долго им быть вместе… (художник Мартен Эскиль Винге)

После пира, куда Локи заявился незваным и оскорбил всех асов, положение «шутника и любимца богов» трикстера уже не спасло. Хоть он и попытался скрыться в водопаде, обернувшись лососем, его поймали. Заодно схватили и его сыновей Вали и Нарви, пытавшихся вступиться за отца: Вали превратили в волка, и он разорвал брата на куски.

После чего асы связали Локи кишками сына («ибо это те путы, что отец не сможет порвать»), а богиня Скади, мстя за своего отца Тьяци — Тор убил его благодаря хитрости, подсказанной Локи, — подвесила над головой у бога змею, чей яд непрерывно капает пленнику на лицо. Точнее, капал бы — если бы не верная жена Сигюн, которая не испугалась гнева богов и не оставила супруга в беде. Не в силах освободить Локи, она, по крайней мере, держит над ним чашу. Когда чаша наполняется, Сигюн приходится вылить её. В это время яд падает на лицо Локи, и тот бьётся в конвульсиях — так скандинавы объясняли причину землетрясений.

Рагнарёк: сумерки богов

Солнце померкло,
срываются с неба
светлые звёзды,
пламя бушует
питателя жизни,
жар нестерпимый
до неба доходит.

«Прорицание вёльвы» («Старшая Эдда»)

В этом мире нет ничего бесконечного — и боги из Асгарда хорошо об этом осведомлены. Потому что большинству из них жить только до тех пор, пока не настанет Рагнарёк; это же касается и обитателей других миров — людей, альвов, карликов, великанов… Остановить Рагнарёк невозможно: смерть Бальдра запустила процесс разрушения всего мироздания.

Последняя битва. Общий план

Сначала настанет «великанская зима» — длиться она будет три года, и мало кто её переживёт. Так, из людей останутся только двое: женщина по имени Лив («Жизнь») и мужчина по имени Ливтрасир («Пышущий жизнью»). Они укроются в роще Ходдмимир и будут питаться утренней росой.

Чудовищный волк Фенрир в день Рагнарёка разорвёт свои цепи и проглотит Солнце. Правда, перед этим Солнце породит другое Солнце, которое продолжит небесный путь предыдущего. Впрочем, надежд, что проблемы ограничатся затмением, практически нет — там ещё и звёзды будут срываться со своих мест…

В час Рагнарёка Локи поведёт армию великанов и чудовищ на Асгард

Начало Рагнарёка: Локи вырывается на свободу

На земле будет не лучше. Начнутся сильнейшие землетрясения — горы развалятся, а деревья будут вырваны с корнями из почвы. Из глубин океана всплывёт мировой змей Йормунгандр — что заставит все моря выйти из берегов. По бушующим волнам этого всемирного потопа из Хельхейма выплывет ужасающий корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов (как вариант — выедет по льду, намёрзшему за три года зимы, на манер гигантских саней). На нём будет неисчислимая армия инеистых великанов; возглавит же её освободившийся от своих страшных пут Локи.

В качестве предосторожности древние скандинавы срезали у своих мертвецов ногти и сжигали — совсем обезопасить себя от Рагнарёка, конечно, не получится, но можно хоть немного отодвинуть его дату…

Огненные великаны из Муспельхейма тоже не останутся в стороне. Возглавляемые владыкой Суртом, они двинутся, «подобно южному ветру», к радужному мосту Биврёсту — и после того как огненное воинство проедет, мост в Асгард будет разрушен. Хеймдалль протрубит в свой рог Гьяллахорн — и этот зов будет слышен во всех мирах. Против великанов встанут все асы во главе с Одином и все воины из Вальгаллы. Начнётся последняя битва.

Даже волшебное копьё Одина не поможет против рассвирепевшего четвероногого сына Локи. На заднем плане справа Фрейр бьётся с Суртом — там тоже всё кончится плохо

Солнцем изголодавшийся за долгие годы плена Фенрир не ограничится: следующей его жертвой падёт сам Один. Но и сам волк проживёт после этого недолго — его убьёт бог мщения и безмолвия Видар. Бог войны Тюр сразится с четырёхглазым псом Гармом, стражем Хельхейма, — оба не переживут поединка. Светлый ас Хеймдалль схлестнётся с Локи — и эту пару бойцов ожидает аналогичный исход.

Битва Тора со змеем Йормунгандром также закончится гибелью их обоих: могучий ас нанесёт смертельный удар, но через девять шагов падёт замертво от действия яда, потоком льющегося из пасти монстра.

Бог плодородия и лета Фрейр будет драться с Суртом — и погибнет. Более того: видя, что ни та, ни другая сторона не может победить, Сурт срубит огромным огненным мечом само всемирное древо Иггдрасиль — и весь мир будет поглощён огнём. Такая вот красочная концовка у скандинавской мифологии…

Такая вот красочная концовка у скандинавской мифологии…

Впрочем, в итоге мироздание ожидает практически хэппи-энд. За гибелью мира последует возрождение. «Поднимется из моря земля, зелёная и прекрасная. Поля, незасеянные, покроются всходами». Выжившие асы (а также вернувшиеся из царства мёртвых Бальдр и его слепой брат и невольный убийца Хёд) вновь поселятся в Асгарде и создадут новый мир, ещё прекраснее прежнего. А Лив и Ливтрасир заново породят людской род. Но это уже будет совсем другая история.

Что такое пневмония

Пневмония — это общее название группы воспалительных заболеваний легких. Болезнь может быть первичной или стать последствием другого заболевания. Вне зависимости от причины, пневмония — серьезная болезнь, которую нельзя пытаться лечить самостоятельно. При первых подозрениях необходимо как можно быстрее обратиться к врачу.

Определить болезнь можно с помощью рентгенографии или компьютерной томографии легких. На снимке будет видно, поражен ли орган.

Виды пневмонии

Первичная
Это значит, что заболевание является самостоятельным Вторичная
Пневмония является осложнением, полученным в ходе другой болезни Радиационная

Воспаление развилось на фоне химиотерапии Посттравматическая
Заболевание возникло вследствие травмы

Типы воспаления легких

Болезнь различается по нескольким факторам.

По источнику заболевания:

  • вирусная,
  • инфекционная,
  • грибковая,
  • смешанная.

По течению болезни:

  • хроническая,
  • острая,
  • подострая.

Симптомы заболевания

Симптомы могут разниться в зависимости от вида заболевания, индивидуальных особенностей организма или вашего возраста.

Основными общими признаками воспаления легких являются:

  • общая слабость,
  • сонливость,
  • кашель,
  • повышенная температура,
  • затруднение дыхания.

Записаться к врачу

Если у вас или у ваших близких наблюдаются эти или схожие признаки заболевания, обратитесь к врачу незамедлительно.
Выбрать опытного пульмонолога вы можете здесь:

Врачи

0 отзывов Трофимов Юрий Дмитриевич Стаж: 1 год Отделение: Терапевтическое отделение №1
Клиника: Клиника на Сущевском валу
Красикова Юлия Михайловна Стаж: 8 лет Отделение: Терапевтическое отделение №1
Клиника: Клиника на Сретенке
Соколова Наталья Ивановна Стаж: 36 летВысшая категория Отделение: Терапевтическое отделение №1
Клиника: Клиника на Сретенке
0 отзывов Афанасьева Лариса Витальевна Стаж: 33 года Отделение: Терапевтическое отделение №1
Клиника: Клиника на Сретенке

Группы риска

В группу риска входят груднички, дети до 5 лет, пожилые от 65 и старше, люди, страдающие астмой и другими болезнями легких, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Также вероятность заболеть повышает курение и другие вредные привычки.

Факты о заболевании

  1. Вакцинирование в 70% случаев защищает от пневмонии.
  2. До появления антибиотиков смертность от воспаления легких достигала 85%.
  3. У борьбы с пневмонией есть свой праздник — 12 ноября.
  4. Детально изучать воспаление легких начали в начале 18 столетия.

Распространенные мифы о воспалении легких

Миф №1: при правильно подобранном лечении можно вылечиться за несколько дней.
На самом деле: за несколько дней можно избавиться от симптомов, но полностью побороть болезнь за это время не удастся. Лечение займет не менее 21 дня.

Миф №2: избавиться от кашля при пневмонии помогут прогревания.
На самом деле этот миф опасен. Прогревания не только не помогут, но и ухудшат состояние.

Миф №3: при воспалении обязательно будет кашель и температура.
На самом деле болезнь может проходить практически бессимптомно. Такое может произойти из-за ослабленного иммунитета или индивидуальных особенностей организма.

Миф №4: болезнь опасна только для детей и пожилых людей.
На самом деле: да, эти категории относятся к группе риска, но заболевание опасно для всех. Особенно, если у вас есть хронические заболевания.

Как отличить воспаление легких от ОРВИ, гриппа и бронхита

  1. Заметно повысилось потоотделение. Вас бросает то в жар, то в холод. Причем, это состояние может быть не связано с перепадами температуры тела.
  2. Вам стало лучше, а через несколько дней состояние сильно ухудшилось. Это реакция организма на воспаление.
  3. У вас полностью или частично пропал аппетит. Более того, вид и запах еды могут начать вызывать отвращение и даже рвотные позывы.
  4. У вас появилась боль в груди. Это, как и затруднение дыхания, может быть признаком отека легких.
  5. Слизистые приобрели синий или фиолетовый оттенок. Это может случиться из-за недостатка кислорода в крови.
  6. Участился или «скачет” пульс. Этот симптом тоже связан с нехваткой кислорода.

Когда нужно обратиться к врачу незамедлительно

Срочно вызвать врача на фоне общих симптомов необходимо, если у вас появились следующие признаки:

  • Участилось дыхание (более одного вдоха в 2 секунды)
  • Давление понизилось до значения 90 на 60 и более.
  • Температура тела превысила отметку 38,5.
  • Появилась спутанность сознания.
  • У вас темнеет в глазах и вы ощущаете предобморочное состояние

Лечение воспаления легких

Лечить пневмонию народными средствами не только бесполезно, но и опасно для жизни. Правильно подберет препараты, которые помогут выздороветь, только квалифицированный врач.

Вам назначат антибиотики и препараты для симптоматической коррекции состояния. Чтобы определить, какие лекарства назначить, вас попросят сдать следующие анализы:

  • общий анализ крови,
  • общий анализ мочи,
  • клинический анализ мокроты.

Причины пневмонии

Причиной первичного воспаления легких может стать вирус, грибковое заболевание, инфекция или совокупность этих факторов. Заражение от другого носителя происходит воздушно-капельным путем, как правило, из-за чихания или кашля.

Осложнения

  • Абсцесс легкого
  • Менингит
  • Появление жидкости в легких
  • Одышка
  • Инфицирование других органов

Профилактика

Общее укрепление иммунитета поможет снизить риск заражения. Также, чтобы не заболеть старайтесь вести здоровый образ жизни: придерживаться правильного питания, заниматься спортом, закаляться.

Что делать, если вы перенесли пневмонию

  1. Старайтесь чаще бывать на свежем воздухе и больше ходить. Также рекомендуется заняться бегом.
  2. Делайте дыхательную гимнастику: задерживайте дыхание на глубоком вдохе. Делать упражнение лучше всего в положении сидя в хорошо проветренном помещении или на улице и повторять его 5-10 раз подряд.
  3. Включите в рацион свежие фрукты и овощи.
  4. Пейте больше воды — от 1,5 до 2,5 литров в день в зависимости от массы тела.
  5. Старайтесь не перегреваться и не переохлаждаться.
  6. Избегайте стрессов и высыпайтесь, лучше спать не менее 8 часов в сутки.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *