Содержание

История

Определением Поместного Собора 27-28 января 2009 года Священному Синоду была поручена разработка «должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора». По словам иеромонаха Саввы (Тутунова):

все началось с того, что на Соборе кто-то предложил внести процедуру избрания Патриарха в Устав Русской Православной Церкви, опираясь на тот вариант, который был принят на нашем Соборе. В связи с этим возникла целая дискуссия о роли и месте Собора с участием клириков и мирян в жизни Церкви. Позднее стали подниматься самые различные, подчас комплексные вопросы, касающиеся различных аспектов церковной жизни. И здесь уже избранный Патриарх напомнил о том, что в начале XX века понадобилась многолетняя предсоборная работа, чтобы обеспечить возможность плодотворной дискуссии на Соборе. От себя добавлю, что некоторые из результатов этой работы были востребованы Священноначалием еще в ходе трудов предсоборных органов. Так вот на нынешнем Соборе было принято решение о необходимости обеспечить в межсоборный период общецерковную дискуссию по актуальным вопросам церковной жизни — в первую очередь по тем, которые были подняты на Поместном Соборе.

31 марта 2009 года Священный Синод создал Комиссию по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Комиссия под руководством Патриарха Московского и всея Руси подготовила проект Положения о Межсоборном присутствии, а также предложения по составу, повестке дня и плану работ Присутствия.

27 июля 2009 года, на заседании Священного Синода, проходившем в Киеве, были утверждены: Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви; состав и Президиум этого органа; определён круг вопросов, входящих в его компетенцию. В состав присутствия включены 136 человек. Президиум сформирован в количестве 25 человек.

29 января 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание президиума присутствия. 16 декабря 2010 года открылось второе заседание президиума.

31 января 2011 года решением Священного Синода были внесены изменения Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви.

23 октября 2014 года решением Священного Синода были утверждены изменения в составе Межсоборного присутствия. Членов межсоборного присутствия стало больше — 193 человек.

15 октября 2018 года Священный Синод утвердил новый состав Межсобрного присутствия на четырёхлетний период, в который вошло 195 человек: 70 архиереев, 75 священников, 2 диакона, 13 монашествующих, не имеющих сана, 35 мирян.

Структура присутствия

Президиум присутствия

Президиум избирается Священным Синодом.

В составе президиума избирается секретарь присутствия.

Председатели комиссий входят по должности в президиум присутствия.

Комиссии и рабочие группы

Присутствие или его президиум образуют комиссии и рабочие группы и избирают их состав и руководство из числа членов Межсоборного присутствия.

Комиссии и рабочие группы состоят из:

  1. Председателя комиссии или рабочей группы
  2. Заместителя председателя комиссии или рабочей группы
  3. Секретаря комиссии или рабочей группы
  4. членов комиссии или рабочей группы

Аппарат присутствия

Присутствие имеет свой аппарат.

Руководитель аппарата — секретарь Межсоборного присутствия.

Аппарат финансируются за счет средств общецерковного бюджета.

Аппарат:

  • осуществляет делопроизводство присутствия и ведёт его архив;
  • обеспечивает практическую подготовку заседаний пленума и президиума присутствия, а также ведение протокола этих заседаний.

При Межсоборном присутствии действует экспертный совет. Состав экспертного совета утверждается и изменяется Священным Синодом по представлению Патриарха Московского и всея Руси.

Регламент Межсоборного присутствия

Решение о включении вопроса в повестку дня присутствия принимается:

  • Поместным собором
  • Архиерейским собором
  • Священным Синодом.

Вопросы, включенные в повестку дня присутствия, в соответствии с резолюциями Патриарха Московского и всея Руси, направляются в комиссии и рабочие группы.

Патриарх может также принять решение о направлении отдельных вопросов на отзыв предстоятелям, синодам или соборным органам самоуправляемых Церквей, епархиальным архиереям или учреждениям Русской Православной Церкви, а также на обсуждение епархиальных собраний (съездов).

Комиссии готовят заключения по порученным им вопросам.

Заключение комиссии должно содержать:

  • конкретные предложения по решению обсуждаемого вопроса
  • сводку мнений, выраженных в ходе обсуждения.

Заключения направляются в президиум, который может:

  • передать их на обсуждение пленума Межсоборного присутствия;
  • представить их на рассмотрение Священного Синода.

Президиум может обсуждать текущие вопросы деятельности присутствия и принимает по ним решения либо представляет их на рассмотрение Священного Синода.

Священный Синод, рассмотрев представленные ему заключения, передает их на рассмотрение Архиерейского или Поместного собора, либо принимает по ним собственное решение.

Полное собрание проповедей и поучений схиигумена Саввы

Жизнеописание старца схиигумена Саввы Детство и жизнь в миру до монашества Поступление в братство Троице-Сергиевой лавры и начало старческого служения Переезд в Псково-Печерскую Свято-Успенскую обитель Временные выезды старца из обители Последние годы жизни и кончина Примеры молитвенной помощи людям Часть 1 Часть 2 Часть 3 Советы и наставления схиигумена Саввы Завещания старца. Завещание всем Завещания духовным чадам Завещание первое Завещание второе Завещание третье Завещание четвертое Завещание пятое Духовное завещание братии Основа спасения Глава 1 Предисловие Что такое спасение «Молиться, молиться нерассеянно…» Пояснение четырех основных молитв Символ Веры Помни главное О духовном отце Полезные мысли святых отцов О гибельном снисхождении Духовная лествица святого апостола Петра Покажите в вере вашей добродетель В добродетели же – разум (рассудительность) В разуме же – воздержание В воздержании же – терпение В терпении же – благочестие В благочестии – братолюбие В братолюбии же – любовь Крест Христов «Ей известны все немощи человеческие» Матерь Божия и Отечество наше Веселие совести Свет в сердце Сладчайшее имя Преклони колени Настоящая человечность День святой жизни Страсти сердца «От Меня это было!» Да будет воля Твоя Глава 2 Чтобы жить долголетно Дверь в Царство Небесное Двенадцать добрых дел Двенадцать заповедей спасения «Кто хочет идти за Мною…» «И в Духа Святого…» «Приди и вселися в ны…» Сила смиренномудрия Только веруй Надежды без терпения быть не может Жизнь сердца есть любовь Дыхание души Путем царским «Любите простоту» Возвращение крещения Дар слез Духовные друзья Глава 3 Чем больнее, тем целительнее Великое пространство Лечение души Возглавие добродетелей О рассуждении Ежеденевная смерть Чувство бессмертия Слово о поминовении Земное небо Святые дни Тайна тайн Духовная пища Бесовское изобретение Иудин грех Мать всех пороков Ломайте себя Любящий врага своего есть чудотворец Всегда говори правду О ропоте Не суди Бойся похвалы Горе лукавым Хлеб и вода не приносят вреда Молчание собирает Самая тонкая и трудная война Цель подвижничества Трезвение духовное Пал – восстани Освящай Господу начатки дня твоего Чин ангельский Глава 4 Третья благодать Послушание – основа монашества Девство и целомудрие Нестяжание Святые отцы о монашестве Поучение Ефрема Сирина Правила иноческой жизни Василия Великого Привыкай к неудобствам С радостью расточай Человек есть дом Божий Родителям и воспитателям Истина на стороне малых «Помянух Бога – и возвеселихся» Признай себя первым из грешников Что было бы с нами без Тебя, Господи? Непрестанная борьба с самим собою «Успокою себя верою…» В дополнение к общему молитвослову Вступление Предисловие Молитвы на всякую потребу Богородичное правило Толкование о Богородичном правиле Польза от чтения Богородичного правила Молитвы ко Господу Иисусу Христу Молитвы Пречистой Божией Матери и святым угодникам Божиим Преподобномученику Корнилию, Псково-Печерскому чудотворцу Душеполезные поучения Основа для спасения Ежедневные правила За что подобает благодарить Бога Что нужно в отношении духовного отца Полезные мысли от святых отцов Святые отцы об обидах Порядок покорения страстей О соборовании О причащении Святых Христовых Таин О всемогуществе Божием О душе человеческой О путях спасения О покаянии О постоянном исповедании грехов О послушании О гневе и горячности О молитве О взаимной молитве О кресте О херувимской песне «Тебе поем». О заступлении Царицы Небесной О достоинстве девства О вере и верующих О вере в промысл Божий О добрых делах О смирении Об осуждении О самоуничижении О едином на потребу О благочестии Покаяние и воздыхания Памятка иноку Приложения Приложение к тексту из отеческих книг Ст. I. Не огорчайся на ближних Памятка Ст. II. О внешнем благочестии Ст. III. О познании духовного мира Ст. IV. Храни чистоту, избегай ласки, бойся сластолюбия Ст. V. Спасаемся верой и покаянием, а не расценкой дел и исправностью Приложение 2 Краткие правила для жизни О подвижничестве и страстях Не гордись, если стоишь, а смиряйся и бойся Не смущайся болячками>Русская Православная Церковь

Савва, епископ Зеленоградский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Тутунов Сергей Андреевич)

Дата рождения: 19 февраля 1978 г.

Дата хиротонии: 3 марта 2019 г. Дата пострига: 29 марта 2001 г. День ангела: 16 декабря

Страна: Россия Биография:

В 1996-1999 гг. учился в университете Orsay-Paris XI. В 1999 г. получил диплом лицензиата высшей математики (Licence de mathématiques fondamentales).

В 1999-2001 гг. учился в Московской духовной семинарии.

В 2001 г. экзархом западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата архиепископом Евкарпийским Сергием пострижен в мантию, с наречением имени Савва, в честь преподобного Саввы Сторожевского.

В 2001 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2005 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Труды Поместного Собора 1917-1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия». Решением Ученого совета МДА диссертация была отмечена премией священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

В связи с выходом в 2003 г. из юрисдикции Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата по окончании семинарии был направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия.

С 10 января 2006 г. — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

24 мая 2006 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом рукоположен во диакона, а 19 августа 2006 г. — во пресвитера.

С 1 сентября 2006 г. — преподаватель Московской духовной академии и семинарии.

В 2007 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I степени во внимание к трудам в деле восстановления церковного единства с Русской Зарубежной Церковью.

С 1 января 2008 г. перешел на постоянное послушание в Московскую духовную академию. С 14 февраля 2008 г. по 31 марта 2009 г. нес послушание заведующего пресс-службой МДА.

Входил в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (2009 г.).

31 марта 2009 г. определением Священного Синода назначен секретарем комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

2 апреля 2009 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем Управления делами Московской Патриархии.

29 марта 2010 г. возведен в сан игумена.

7 июля 2010 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен исполняющим обязанности заместителя управляющего делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. (журнал № 76) назначен заместителем управляющего делами Московской Патриархии и руководителем контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии.

10 апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы.

30 декабря 2011 г. назначен настоятелем московского храма Илии Пророка в Черкизове.

8 апреля 2012 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 4) избран викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», с сохранением обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии.

Наречен во епископа 1 марта 2019 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 3 марта за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Образование:

1999 г. — Университет Orsay — Paris XI (Франция).

2001 г. — Московская духовная семинария.

2005 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Управление делами Московской Патриархии (Заместитель управляющего делами) Место работы: Московская Патриархия (Заместитель управляющего делами) Епархия: Московская епархия (городская) (Викарий Патриарха Московского и всея Руси) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Саввы (Тутунова) при наречении во епископа Зеленоградского.

  • Французское православное богословие // Церковь и Время, №1 (30), 2005 . Библиографическая статья.
  • Современная римско-католическая сотериология in Хрестоматия по сравнительному богословию. Учебное пособие для III курса семинарии. М., Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2005 .
  • Предисловие к: Архиепископ Петр (Л’Юилье), Правила первых четырех вселенских соборов. М., Сретенский монастырь — Московская духовная академия, 2005. В соавторстве с протоиереем Владиславом Цыпиным.
  • Кандидатская диссертация: Труды Поместного Собора 1917-1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия. Сергиев Посад, 2005. Машинопись.
  • Вопрос о Filioque. М., Изд-во храма мученицы Татианы, 2006.
  • Брак в современном обществе // ЖМП № 11, 2006.
  • Церковно-правовые основания существования «Парижской митрополии» в 1921-1946 годах. Доклад на конференции «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского). К 60-летию со дня кончины» (М., Паломнический центр Московского Патриархата,1-2 декабря 2006 г.) // ЖМП № 12, 2006.
  • «Независимая архиепископия» в Париже: 1965-1971 гг. Доклад на XVII Международной богословской конференции ПСТГУ (М., 22-25 января 2007 г.).
  • Путь митрополита Евлогия в последние два года жизни // Церковь и время, № 38, 2007.
  • Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 гг. и епархиальное управление в Православной Российской Церкви. Доклад на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» (М., Храм Христа Спасителя, 11 октября 2007 г.).
  • Перевод с фр.: Ж.-К. Ларше. Христологический вопрос. По поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы // Богословские труды. М., Издательский Совет РПЦ, 2007. — Вып. 41.
  • Всеправославный саммит: Разрывы и связи // Статья на научном богословском портале Богослов.ru (в соавторстве с В.В. Бурегой).
  • Резолюции Епархиального собрания «Парижской митрополии» 1927 г.: проведение в жизнь определений Собора 1917-1918 гг.?». XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Т. 1. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. С.251-255.
  • Епархиальные реформы. М., 2011.

Награды:

Церковные:

  • 2007 г. — медаль прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2018 г. — медаль «Патриаршая благодарность»;
  • 2019 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.

Публикации на портале Патриархия.ru

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?

Архимандрит Савва (Тутунов). Архиерей должен быть близок к своему духовенству и к народу

Общецерковный суд будет давать расширительное толкование правоприменительной практике. Интервью с архимандритом Саввой (Тутуновым)

Архимандрит Савва (Тутунов): «Приход — это не храм, это люди»

Чем живут приходы

Межсоборное присутствие: итоги и перспективы

Игумен Савва (Тутунов): Митрополия — новая форма взаимодействия епархий

Игумен Савва (Тутунов): Разукрупнение епархий назрело в нашей Церкви уже давно

Что такое митрополичий округ?

Игумен Савва (Тутунов) о книге «Епархиальные реформы»

Духовность против эффективности? Интервью игумена Саввы (Тутунова) журналу «Нескучный сад»

Интервью руководителя контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии игумена Саввы (Тутунова) газете «Известия»

Интервью секретаря Управления делами Московской Патриархии игумена Саввы (Тутунова) порталу «Интерфакс-Религия»

Савва (Тутунов)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Савва и фамилией Тутунов.

Епископ Савва

1-й Епископ Зеленоградский,
викарий патриарха Московского и всея Руси

c 3 марта 2019 года

Избрание

26 февраля 2019 года

Церковь

Русская православная церковь

Предшественник

викариатство учреждено

Заместитель управляющего делами Московской патриархии

c 26 июля 2010 года

Церковь

Русская православная церковь

Учёная степень

кандидат богословия

Имя при рождении

Сергей Андреевич Тутунов

Рождение

19 февраля 1978 (41 год)

  • Вийекрен, Валь-де-Марн, Иль-де-Франс, Франция

Отец

Андрей Сергеевич Тутунов

Принятие священного сана

24 мая 2006 года

Принятие монашества

29 марта 2001 года

Епископская хиротония

3 марта 2019 года

Епи́скоп Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) — архиерей Русской православной церкви, епископ Зеленоградский, викарий патриарха Московского и всея Руси. Заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Автор ряда статей в области церковного права, истории русского церковного зарубежья, сравнительного богословия.

Тезоименитство — 3 (16) декабря (память преподобного Саввы Сторожевского).

Биография

Родился 19 февраля 1978 года во Франции в семье русских эмигрантов, старшим из трёх сыновей. Брат — Иван Андреевич Тутунов (род. 26 января 1982), в 2008 году окончил Руанскую высшую школу коммерции (англ.)русск., в настоящее время является генеральным директором российского представительства косметической компании Kiehl’s (англ.)русск., а также больничным клоуном и финансовым директором благотворительной организации оказания социально-психологической помощи детям с тяжёлыми заболеваниями «Фонд „Доктор-клоун“»; женат на актрисе Полине Сыркиной, у супругов есть дочь Нелли (род. 8 марта 2018 года). Дед — художник Сергей Тутунов.

В 1995 году был посвящён в чтецы для служения в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе в Париже.

После окончания школы в 1996 году поступил в Университет Париж-юг XI. В 1999 году получил диплом лицензиата высшей математики.

В 1999—2001 годах учился в Московской духовной семинарии.

В 2001 году экзархом западноевропейских русских приходов Константинопольского патриархата архиепископом Евкарпийским Сергием (Коноваловым) пострижен в мантию с наречением имени Савва в честь преподобного Саввы Сторожевского.

В 2001 году поступил в Московскую духовную академию. По собственному признанию: «я рассчитывал на более высокий уровень. Я учился на последнем дореформенном курсе, поэтому у нас была довольно примитивная лекционная система. Но должен заметить, что несмотря на это, в семинарии было множество замечательных преподавателей, которые дали мне очень многое». Окончил МДА в 2005 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Труды Поместного собора 1917—1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия», решением учёного совета Московской духовной академии диссертация была отмечена премией священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

В связи с выходом в 2003 году из юрисдикции Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского патриархата по окончании семинарии был направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева). По собственному признанию: «выбор юрисдикции для меня встал во время пертурбаций, возникших в Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольский патриархат) в 2003—2004 годах. После смерти владыки Сергия к управлению епархией пришла группа людей, которые подчеркивали свою дистанцию от Москвы, и возникла довольно жесткая конфронтация с Московским Патриархатом. Тогда я принял решение остаться в Русской Православной Церкви».

10 января 2006 года принят в Отдел внешних церковных связей Московского патриархата.

24 мая того же года рукоположён во диакона митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. 19 августа в Крестовоздвиженском соборе города Калининграда тем же архиереем рукоположён в иеромонаха.

С 1 сентября 2006 года — преподаватель Московской духовной академии и семинарии.

1 января 2008 года перешёл на постоянное послушание в Московскую духовную академию. 13 февраля 2008 года назначен исполняющим обязанности заведующего созданной тогда же пресс-службы Московской духовной академии. 20 апреля 2008 года удостоен права ношения набедренника.

10 декабря 2008 года включён в состав комиссии по подготовке Поместного собора Русской православной церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.

31 марта 2009 года определением Священного синода Русской православной церкви назначен секретарём комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской православной церкви. В связи с переходом на постоянную работу в Московскую патриархию оставил должность заведующего пресс-службой МДА. 2 апреля указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен секретарём управления делами Московской патриархии.

27 мая 2009 года решением Священного синода включён в состав новообразованной наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

27 июля 2009 года решением Священного синода включён в состав новообразованного Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

29 марта 2010 года в Покровском храме Покровского женского монастыря Москвы возведён Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан игумена «за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство к празднику Святой Пасхи 2010 года».

Был исполняющим обязанности заместителя управляющего делами Московской патриархии.

26 июля 2010 года постановлением Священного синода назначен заместителем управляющего делами Московской патриархии и руководителем контрольно-аналитической службы Управления делами Московской патриархии.

10 апреля 2011 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриархом Кириллом удостоен права ношения палицы.

30 декабря 2011 года назначен настоятелем московского храма Илии Пророка в Черкизове.

8 апреля 2012 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриархом Кириллом возведён в сан архимандрита.

22 октября 2015 года патриархом Кириллом был включён в список членов оргкомитета Архиерейского собора 2016 года.

Архиерейство

26 февраля 2019 года решением Священного синода избран епископом Зеленоградским, викарием патриарха Московского и всея Руси.

1 марта 2019 года в тронном зале кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве состоялся чин наречения архимандрита Саввы во епископа Зеленоградского, викария патриарха Московского и всея Руси.

3 марта 2019 года в храме Христа Спасителя состоялась архиерейская хиротония, которую совершили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Тверской и Кашинский Савва, митрополит Истринский Арсений, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков), архиепископ Венский и Будапештский Антоний (Севрюк), епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), епископ Воскресенский Дионисий (Порубай), епископ Балашихинский Николай (Погребняк), епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка).

Публикации

статьи

  • Пути парижского богословия. Свято-Сергиевский богословский институт в первой половине ХХ века // Встреча. — 2000. — № 3 (13). — С. 57—63.
  • Французское православное богословие // Церковь и время. — 2005. — № 1 (30). — С. 252—255.
  • Современная римско-католическая сотериология // Хрестоматия по сравнительному богословию — Учебное пособие для III курса семинарии. — М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. — С. 564—580.
  • Предисловие // Архиепископ Пётр (Л’Юилье) Правила первых четырех вселенских соборов. — Москва: Сретенский монастырь — Московская Духовная Академия, 2005. (В соавторстве с протоиереем Владиславом Цыпиным)
  • Брак в современном обществе // Журнал Московской Патриархии. — М., 2006. — № 11. — С. 60-67.
  • Церковно-правовые основания существования «Парижской митрополии» в 1921—1946 годах // Журнал Московской Патриархии. — М., 2006. — № 12. — С. 68-74.
  • „Независимая архиепископия“ в Париже: 1965—1971 гг // XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. — М.: ПСТГУ, 2007. — Т. 1. — С. 304—307.
  • Путь митрополита Евлогия в последние два года жизни // Церковь и время. — 2007. — No 1(38). — С. 136—143
  • «Всероссийский Церковный Собор 1917—1918 гг. и епархиальное управление в Православной Российской Церкви» — доклад на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» (Москва, Храм Христа Спасителя, 11 октября 2007 г.) // Богослов.ру, 24 октября 2007
  • «Всеправославный саммит: Разрывы и связи» // «Богослов.Ru» (в соавторстве с В. В. Бурегой), 19 октября 2008
  • «Резолюции Епархиального собрания „Парижской митрополии“ 1927 года: проведение в жизнь определений Собора 1917—1918 гг.?» // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. — М.: ПСТГУ, 2008. — Т. 1. — С. 251—255.
  • Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — С. 608-610. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  • Ходатай о русском единстве — памяти архипастыря русских приходов в Западной Европе // Богослов.ру, 22 января 2013

переводы

  • Ларше, Жан-Клод Христологический вопрос. По поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы // Богословские труды. — 2007. — № 41. — С. 146—211.
  • Ларше, Жан-Клод Исцеление психических болезней. Опыт христанского Востока первых веков. При поддержке Благотворительного фонда «Вольное дело» = Larchet, Jean-Claude (1992): Thérapeutique des maladies mentales. L’expérience de l’Orient chrétien des premiers siècles. Paris: Editions du Cerf (Théologies). — Москва: Сретенский монастырь, 2007

книги

  • Вопрос о Filioque. Москва: Издательство храма мученицы Татианы, 2006.
  • «Епархиальные реформы», — М. Культурный центр «Духовная библиотека», 2011. ISBN 978-5-88060-235-3 — 496 стр.

Примечания

  1. Иеромонах Савва (Тутунов Сергей).
  2. 1 2 3 4 Архимандрит Савва Тутунов: в Церкви занимаюсь тем же, чем занимался в науке // Вести.ру, 26.02.2019
  3. Свешникова М. Иван Тутунов: осознанный выбор стать доктором-клоуном // Вести.ру, 25.11.2013
  4. Проект «100 холостяков»: часть первая // Cosmo, 27.02.2015
  5. Полина Сыркина полюбила без всяких приказов // Теленеделя, 15.08.2018
  6. Биография художника Сергея Андреевича Тутунова Архивная копия от 27 января 2013 на Wayback Machine.
  7. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил праздничную литургию в честь Преображения Господня в Крестовоздвиженском соборе г. Калининграда // ubrus.org — информационно-публицистический и миссионерский проект храма святого благоверного князя Александра Невского г. Калининграда, 19.08.2006
  8. Учреждена Пресс-служба Московской Духовной академии // Московская духовная академия
  9. Летопись // Встреча № 2 (27) 2008, стр. 59
  10. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 декабря 2008 года // Патриархия.ru
  11. Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Патриархия.ru.
  12. Заведующим пресс-службой МДА назначен Олег Суханов // Патриархия.ru
  13. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 мая 2009 года. // Патриархия.ru.
  14. В Великий понедельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Покровском женском монастыре в Москве. // Патриархия.ru.
  15. Журналы № 60 — 89 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2010 года // Русская Православная Церковь.
  16. Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд клириков г. Москвы. // Патриархия.ru.
  17. В праздник Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Августина (Анисимова) во епископа Городецкого // Патриархия.ru.
  18. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 8 сентября 2017. Архивировано 8 сентября 2017 года.
  19. Журналы заседания Священного Синода от 26 февраля 2019 года. Журнал № 4. Патриархия.ru
  20. Состоялось наречение заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского. // Патриархия.ru.
  21. В Неделю мясопустную Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского. Патриархия.ru (3 марта 2019). Дата обращения 3 марта 2019.
  22. http://vstrecha-mpda.ru/content/pdf/full/Vstrecha_27.pdf
  23. Святейший Патриарх Кирилл вручил награды ряду сотрудников Московской Патриархии. // Патриархия.Ru
  • Савва, епископ Зеленоградский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Тутунов Сергей Андреевич) на сайте Патриархия.Ru
  • Савва (Тутунов), иеромонах // Богослов.ru

Интервью

  • Парламентская монархия // «Фома», № 2 (70) февраль 2009
  • Иеромонах Савва (Тутунов), секретарь комиссии по образованию Межсоборного присутствия, член президиума Присутствия // ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ 10-2009
  • Интервью руководителя контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии игумена Саввы (Тутунова) газете «Известия» // patriarchia.ru, 16 августа 2010
  • Архимандрит Савва (Тутунов): Приход — это община людей, объединенных вокруг Чаши Христовой // patriarchia.ru, 12 апреля 2012
  • Духовность против эффективности? // Интервью журналу «Нескучный Сад», 26 апреля 2011
  • Межсоборное присутствие: итоги и перспективы // Богослов.ру, 6 декабря 2012
  • Народ служит, епископы управляют. Об «антидемократических» изменениях в уставе Русской православной церкви рассказывает заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) // Эксперт, 13 май 2013
  • Архимандрит Савва (Тутунов): «Приход — это не храм, это люди» // patriarchia.ru, 31 июля 2013
  • Архимандрит Савва (Тутунов). Архиерей должен быть близок к своему духовенству и к народу // patriarchia.ru, 18.11.2016
  • Архимандрит Савва Тутунов: в Церкви занимаюсь тем же, чем занимался в науке // vesti.ru, 11 апреля 2018

Персональный состав присутствия и его призидиума

Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его Президиума утверждён на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 27 июля 2009 года под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киеве.

Персональный состав президиума

В состав присутствия включены 136 человек. Президиум сформирован в количестве 25 человек:

  1. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Межсоборного присутствия
  2. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)
  3. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров)
  4. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси
  5. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
  6. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян)
  7. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний)
  8. Архиепископ (с 2010 года — митрополит) Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), и.о. Управляющего делами Московской Патриархии — секретарь Межсоборного присутствия
  9. Архиепископ (с 2010 года — митрополит) Волоколамский Иларион (Алфеев), Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
  10. Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт)
  11. Архиепископ Верейский Евгений (Решетников), председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии
  12. Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
  13. Архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич), ректор Киевской духовной академии
  14. Архимандрит Кирилл (Говорун), глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви
  15. Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы
  16. Протоиерей Александр Лебедев, глава секретариата по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви
  17. Протоиерей Владислав Цыпин, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии
  18. Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества
  19. Иеромонах Савва (Тутунов), секретарь Управления делами Московской Патриархии, преподаватель Московской духовной академии
  20. Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря
  21. Ганичев Валерий Николаевич, председатель Союза писателей России;
  22. Горбаль Василий Михайлович, сопредседатель МОО «День Крещения Руси» (Украина)
  23. Легойда Владимир Романович, председатель Синодального информационного отдела
  24. Орлова Екатерина Петровна, редактор издательства «Даниловский благовестник» Московского Данилова монастыря
  25. Осипов Алексей Ильич, заслуженный профессор Московской духовной академии.

Комиссии и их руководители

Комиссия по вопросам богословия:

  • председатель:
  1. митрополит Минский и Слуцкий Филарет (с 29 января 2010 года)
  • заместитель председателя:
  1. архиепископ Верейский Евгений (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. протоиерей Владимир Шмалий (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви:

  • председатель:
  1. архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (с 29 января 2010 года)
  • заместитель председателя:
  1. епископ Егорьевский Марк (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. иеромонах Савва (Тутунов) (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам церковного права

  • председатель:
  1. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. протоиерей Владислав Цыпин (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства:

  • председатель:
  1. митрополит Санкт-Петербургской и Ладожской Владимир (с 29 января 2010 года)
  • заместитель председателя:
  1. архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. священник Михаил Желтов (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики:

  • председатель:
  1. архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. протоиерей Александр Сорокин (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам организации церковной миссии:

  • председатель:
  1. архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. протодиакон Андрей Кураев (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества:

  • председатель:
  1. архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. игумения Иулиания (Каледа) (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения:

  • сопредседатели:
  1. архиепископ Бориспольский Антоний (с 29 января 2010 года)
  2. епископ Зарайский Меркурий (с 29 января 2010 года)
  • секретари:
  1. архимандрит Кирилл (Говорун) (с 29 января 2010 года)
  2. иеромонах Димитрий (Першин) (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности:

  • председатель:
  1. митрополит Калужский и Боровский Климент (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. Маргарита Борисовна Нелюбова (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества:

  • председатель:
  1. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. Сергей Валерьевич Чапнин (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления:

  • председатель:
  1. митрополит Киевский и всея Украины Владимир (с 29 января 2010 года)
  • заместитель председателя:
  1. архиепископ Волоколамский Иларион (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. протоиерей Николай Балашов (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам отношения к инославию и другим религиям:

  • председатель:
  1. архиепископ Волоколамский Иларион (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. протоиерей Максим Козлов (с 29 января 2010 года)

Комиссия по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ:

  • председатель:
  1. Владимир Романович Легойда (с 29 января 2010 года)
  • секретарь:
  1. протоиерей Павел Великанов (с 29 января 2010 года)
  • Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви
  • Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви
  • Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось первое заседание Комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
  • Журналы № 55-78 заседания Священного Синода от 27 июля 2009 года
  • Священный Синод утвердил Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви и состав этого органа
  • Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
  • В Храме Христа Спасителя прошло первое заседание президиума Межсоборного присутствия
  • Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Схиигумен Савва (Остапенко)

Главная→Статьи→Схиигумен Савва (Остапенко)

Старец Савва не любил рассказывать о себе, биографические данные весьма скудные. Известно, что он родился 12/25 ноября 1898 года на Кубани в многодетной семье, при крещении был наречён Николаем. Его родители Михаил и Екатерина прививали своим детям с детства «боголюбивые навыки, которыми владели сами».

В восьмилетнем возрасте случилось несчастие: Николай провалился в прорубь. Чудом, спасённый мальчик тяжело заболел, надежд на выздоровление было очень мало. Изнурённому болезнью ребёнку было чудесным образом открыто его будущее.

Вот что поведал об этом одному духовному лицу старец Савва: «Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце моё как-то неизреченно взволновалось. После этого быстро поправился».

Николай успешно окончил церковно-приходскую школу, во время войны в 1914 году был досрочно мобилизован в армию и направлен на Турецкий фронт. После войны Николай учился в военно-инженерном училище, а потом продолжил обучение в Московском инженерно-строительном институте. После окончания института работал по специальности.

Старец рассказывал, что все эти годы мечтал посвятить себя служению Господу. Однажды, после горячей молитвы перед сном, в тонком сне будущий подвижник сподобился увидеть святую великомученицу Параскеву. Святая дева указала Николаю путь к монашеству.

В тридцатипятилетнем возрасте Николаю Михайловичу посчастливилось попасть к афонскому старцу Илариону. Старец предсказал скорое открытие монастырей, утешил: «Будешь жить в лавре».

С 1941 году Николай Михайлович работал в Наркомздраве в отделе строительства по санитарии и профилактике древесины (работники Наркомздрава имели временную бронь). Всё своё свободное время Николай Михайлович проводил в молитве, за чтением Священного писания, посещал храм.

Вскоре предсказание старца Илариона начало сбываться: в Москве в Новодевичьем монастыре открылась Духовная Семинария (позже семинария была переведена в г. Загорск). Николай Михайлович, получивший рекомендацию от протоирея Иоанна, успешно сдал вступительный экзамен и был зачислен в семинарию. Летом он принимал участие в восстановительных работах, ведущихся в лавре.

25 октября / 7 ноября 1948 года в Троице-Сергиевой лавре наместником лавры архимандритом Иоанном было совершено пострижение Николая Михайловича в монахи. При постриге он был наречён Саввой, в память преподобного Саввы Сторожевского.

В первые годы иноку Савве пришлось по послушанию быть экономом, позже наместник лавры, по благословению Святейшего Патриарха, назначил его духовником богомольцев. Со временем старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему свой духовных опыт, а перед самой кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества.

Число желающих исповедоваться быстро увеличивалось, многие верующие получали по молитвам старца Саввы исцеление.

Вот одно из свидетельств благодатной молитвы старца. Тяжелобольную Анну положили в больницу (врачи определили рак лёгких). Дочь Анны приехала в лавру испросить молитв старца о тяжко болящей матери. Старец Савва отслужил молебен у мощей преподобного Сергия и утешил:

— Не волнуйся, всё будет хорошо! Вот, вези ей эту просфору, чтобы всю съела.

На следующий день врачи были в недоумении, больная повеселела, у неё появился аппетит, назначили повторное обследование. Рак не был обнаружен. Анну выписали из больницы. Когда Анна окрепла, сама лично отправилась в лавру благодарить Господа, исцелившего её по молитвам старца.

При встрече старец спросил: «Где же твой рак, уполз?»

Старец Савва старался в каждом сердце разжечь искру Божественного дара, не только духовно, но и материально помогать нуждающимся людям, отдавая всего себя служению ближнему. Народ безмерно любил своего пастыря, и именно эта любовь и подвижническая жизнь старца явились причиной многочисленных доносов и клеветы, буквально обрушившейся на него. Старец старался не осуждать своих обидчиков, молился за ненавидящих его, учил и своих духовных детей благодушно переносить скорби.

Летом 1954 год пришёл приказ патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь.

С тяжёлым сердцем уезжал старец из лавры, трудно ему было оставлять святую обитель, духовных чад. На прощание он сказал: «Вы будете молиться за меня, а я за вас! Сердце сердцу весть подаёт. Не надо отчаиваться, ведь воля то Божия! Матерь Божия во всём нам поможет, только молиться надо, а не унывать».

Красота природы новой обители смягчила скорбь. Крайне бедная, малопосещаемая в те годы обитель обрела старца. В монастырь за духовной помощью и исцелением стали стекаться людские потоки. Многочисленные пожертвования духовных детей старца помогли улучшить благосостояние монастыря.

Случаи исцеления по молитвам старца Саввы:

Как-то приехали в монастырь московские духовные чада старца, и рассказали о тяжёлой болезни духовной дочери старца, Параскевы, старец обратился ко всем молящимся с просьбой:

— Помолимся сейчас искренне о болящей Параскеве. Врачи признали у неё рак, а мы не дадим ему развиваться в ней, помолимся, и ей будет легче… Ей ещё рано умирать…

Старец отслужил молебен о болящей, и благословил отвести больной святой воды с молебна и просфору. Когда больная приняла святыню, сразу же почувствовала себя лучше. Болезнь отступила, вскоре её выписали из больницы.

Однажды к старцу приехал московский священник Георгий, пятилетняя дочь которого, Мария, не умела ходить и не разговаривала. Старец Савва помолился о болящей и благословил их ехать домой. На вокзале Мария впервые пошла и заговорила.

Из воспоминаний духовной дочери старца Галины:

— Меня мучила стенокардия в тяжёлой форме, приступы продолжались сутками, много раз я была на волоске от смерти… Приехала к отцу, передала исповедь, где написала, что мне очень плохо. После литургии отец вышел их алтаря, остановился около меня, посмотрел прямо в глаза, погладил меня по лицу и сказал: «Сердце твоё больше болеть не будет».

И я почувствовала в сердце какие-то толчки. После этого болеть я перестала…

Огорчалась я на детей, что они не помогают. Приезжаю к отцу и спрашиваю:

— Как быть?

— Когда устанешь, то перекрестись и скажи: «Делаю ради Христа», и Христос тебе поможет.

Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, прошу перед карточкой отца:

— Отец помогите, раздражаюсь.

Приезжаю к нему, он говорит:

— Вот ты всё пишешь мне: «Раздражаюсь, помогите» (а я не писала). В руке у отца иконочка Божией Матери «Неопалимая Купина», он даёт её мне и говорит:

— Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.

Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне стало легко, я перестала раздражаться.

На исповеди отец сказал, что не надо бояться душевнобольных. И окинув всех взором, добавил:

— Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные…

Заметила я, что схимницы и монахини не употребляют пищу до двенадцати часов и после шести вечера… В душе решила: приеду домой и тоже буду так делать. Намерение своё решила держать в тайне.

После литургии отец говорит всем:

— Вот посмотрите на Галину. Она решила: как приедет домой, то не будет, есть до двенадцати и после шести часов вечера. А муж её за это из дома выгонит… Никакого режима в часах.

Я только порадовалась: ничего от батюшки не скроешь!

Многим в монастыре не нравилась деятельность старца. Некоторые из братии считали, что из-за старца нарушается монашеская жизнь, участились доносы. Последовали и предупреждения от местных гражданских властей, старцу стали запрещать принимать верующих.

В 1958 году старец Савва был назначен настоятелем храма Казанской Божией Матери в городе Великие Луки.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Господь попускает искушения на подвижника благочестия, чтобы сделать его крепче, чтобы показать его в большой славе…».

Старец Савва безропотно принял новое послушание, ему предстояло восстановить полуразрушенный кладбищенский храм. Всё необходимое для ремонта по молитвам старца появлялось чудесным образом. Многие духовные чада старца приезжали в Великие Луки, каждый помогал, чем мог.

За два месяца храм был приведён в порядок. Слухи о прозорливом старце распространялись молниеносно, маленький храм не мог вместить всех богомольцев.

Выполнив послушание в Великих Луках, старец вернулся в родную обитель. А через год ему уже предстояло по послушанию отправиться в село Палица Псковской области.

Тяжёлые испытания подорвали здоровье старца, в 1960 году тяжелобольной старец Савва вернулся в монастырь.

Старец неоднократно говорил своим духовным чадам:

— Никогда не торопитесь в молитве … Каждое святое слово – это великая творческая сила. Каждое слово приближает нас к Богу… Некоторые просят молиться за отца, за дочь, за брата, сестру, а сами нисколько не стараются молиться… Знаете, как батюшке тяжело бывает? Ведь он часть грехов человека берёт на себя… Берегите свой сердечный сосуд, чтобы сохранить его чистым, оградите его оградой – непрестанной молитвой… За твёрдую веру, за непрестанную молитву душа принимает Святого Духа и делается сосудом Божественной благодати… Очень хорошо делают те, кто сочетает Иисусову молитву с дыханьем…

Сочетать молитву с дыханием нужно так: до обеда: вдох – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», выдох – «помилуй меня грешного». После обеда: вдох – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», выдох – «молитвами Богородицы помилуй меня грешного». В любое время, в любом месте, при любых занятиях в сердце своём всегда надо взывать к Нему, хотя бы кратко: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!»

Заботливый пастырь советовал духовным детям ежедневно исполнять Богородичное правило – 150 молитв «Богородице Дево, радуйся».

Призывал чаще читать Евангелие, особенное внимание советовал уделять Нагорной Проповеди Спасителя (Мф. 5:1-12), 15 главе Евангелия от Иоанна о любви и послание апостола Павла к римлянам (гл.13).

При разрешении «недоумённых» вопросов благословлял тянуть жребий.

Он говорил: «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать „Царю Небесный“, трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога».

Из воспоминания духовная дочери старца Саввы:

— Когда мы приходили к нему со своими бедами, он, печально глядя на нас, говорил:

— Ну что так печалишься, потерпи. Это всё временное. Вся наша жизнь впереди…

Он одобрял тех, кто в трудных случаях (после молитв) тянул жребий: «Жребий полезен тем, что отсекает твою волю».

Старец говорил: «Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть – враг наш, необузданный конь, а болезнь – удила, его сдерживающие. Святые Отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть, чтобы душа очистилась, смогла войти в обитель рая».

Старец советовал за умершего человека, чтобы его душа легче переносила мытарства, 40 дней утром и вечером делать по 12 поклонов с молитвой об упокоении.

Телесные силы старца ослабевали, зная, по откровению свыше о дне смерти, старец писал духовные завещания для духовных чад, для братии.

В воскресенье 14/27 июля 1980 года монастырский колокол Псково-Печерской Свято-Успенской обители возвестил о кончине схиигумена Саввы.

Друзья мои духовные и чада верные!

Как пастыря меня о Господе любя,

Вы книги все – последние и первые –

И все труды мои храните для себя.

Случиться так, что телом я уйду от вас –

Тогда пусть будет вам одно из правил:

Сходитесь иногда хоть мысленно на час,

Читайте те труды, что я для вас оставил.

Потом, обдумав всё, скажите: «Это он,

Как прежде, и теперь заботится о нас!»

И благодатию Христа, стряхнув могильный сон,

Войду невидимо я к вам в заветный час.

И как при жизни моей вас благословляя,

Усердно буду к Господу взывать,

Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя,

Вас осеняла свыше Божья благодать.

Душеполезные поучения старца Саввы

«Подвиг монашеский заключается и в том, чтобы близких родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых…

Когда познаешь сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела, оно беспредельно, безгранично. И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя губит. Слава Господу Богу, за то, что Он дал нам покаяние!

В скорбных обстоятельствах хорошо молиться за усопших, а также призывать на помощь святых угодников Божиих. Но более совершенный путь – это обращаться к Божией Матери. Читайте Ей канон молебный «Многими одержим напастями». И вы сразу почувствуете благую перемену. Чтобы избавиться от одержимости, надо читать 150 раз «Богородице Дево» и молиться Божией Матери «Избавительнице». На Новом Афоне была чудотворная икона «Избавительница». Сколько чудес там было от нее!

Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: «Господи, помилуй!» А потом 5 раз: вздохните: «Господи» и выдохните «помилуй», и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!

Второй подвиг – это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.

Бесчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.

Гордость – это основной узел, который связывает все грехи пороки и страсти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «У того, кто допускает это – недостаток ума». Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других…

Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, – так говорит старец Силуан. Грех – самое великое в мире зло, – говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи – это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе, и грехи от них остаются на всю жизнь… Лишь в Таинстве Покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние – это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать.

Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: «Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!» А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете… Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо».

Старец часто любил повторять высказывание преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи». Благодатный пастырь схиигумен Савва по совету преподобного Серафима всю жизнь «стяжал мирный дух», тысячи людей спасавшиеся около него при его жизни, и сейчас чувствуют неустанную заботу старца. Многочисленные свидетельства молитвенного заступничества старца перед Господом за верующих не оставляют сомнений в том, что в скором времени старец Савва будет прославлен.

Схиигумен Савва (Остапенко). 1898-1980

Николай Михайлович Остапенко, будущий схиигумен Савва, родился в 1898 году, 12 ноября (ст. ст.), на Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани.

Родители его Михаил и Екатерина были людьми благочестивыми. Его мать, имея своих восемь детей, отдавала последнюю еду приходящим в дом странникам. В это верится с трудом, но это, действительно, было так, и на вопрос мужа: «Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила?!» – жена с уверенностью отвечала: «Бог пошлет!»

И Господь не оставлял их без хлеба насущного. Совершали родители паломничество по святым местам и брали с собой детишек. Так с малых лет малыши приучались к благочестивой христианской жизни. Маленький Коля очень любил эти поездки. Он благоговейно слушал звон колоколов и монашеское пение в храме, с замиранием сердца прикладывался к чудотворным иконам, смиренно выстаивал долгие службы.

С шести лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу, и учение ему давалось легко. Он с удовольствием прислуживал в храме, пел на клиросе. Все это постепенно приводило Колю к желанию служить Богу.

Неудивительно, что ребенок говорил:

–Вырасту, буду монахом!

Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Ночью он долго не засыпал, смотрел в потолок и вдруг увидел себя в священническом облачении.

–Сердце мое неизреченно возрадовалось. После этого я быстро поправился,– рассказывал отец Савва, вспоминая детство. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.

Но ждать пришлось не годок и не два… Шли годы, заветное желание все не исполнялось, но он продолжал усердно и горячо молиться Господу.

–Главное – молитва, молитва – это все! Молитва все победит, и на все вопросы молитва ответит,– часто говорил он впоследствии.

Юный Николай хорошо знал Святое Евангелие, особенно любил перечитывать Евангелие от Иоанна. Во время чтения Святого Писания ему делалось так сладко и хорошо на душе, что он забывал о земле и о земном.

В тринадцать лет Николай окончил 2-классное училище, в шестнадцать – досрочно призван в армию, началась империалистическая война. Послужной список говорит, что в 1917 г. Николай Остапенко служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской – закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности. До 1931 г. служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 – окончил Московский строительный институт и до 1945 г. работал инженером-строителем.

Можно только догадываться, что стоит за этими датами. Почти половина жизни прожита в миру. И как смог Николай сохранить, словно неугасимую лампаду, свою веру и любовь ко Господу?! Как бережно был сохранен этот огонь, если его не потушили ни страшные двадцатые, ни более мрачные тридцатые годы… Сам батюшка вспоминал, что в эти годы он любил ходить на кладбища, особенно на Ваганьковское. Видимо, только там и оставался неизменным прежний уклад, как неизменными остаются рождение и смерть человеческие.

Там, на Ваганьковском, у могилы блаженного Николая, будущий схиигумен Савва не только молился, но и проповедовал Слово Божие тем, кто жаждал его, кто нуждался в нем.Примерно в то же время Николай Михайлович повстречался со схимонахиней Марией. Эта старица заслуживает отдельного повествования, здесь же кратко скажем: по благословению Оптинского старца отца Нектария она была направлена в Шамординскую обитель. По воле Божией в дальнейшем она сблизилась со старицей Февронией и стала ее келейницей. Добавим, что матушка Мария имела дар прозорливости.

Она же привела Николая Михайловича к Афонскому старцу схиархимандриту Илариону, служившему тогда в Лианозове. Старец принял в духовные чада будущего схиигумена Савву.

–Отче,– просил отца Илариона Николай Михайлович,– благословите принять тайный постриг. Монастыри ведь все закрыты…

–Не спеши! Откроются монастыри, и тогда не тайный постриг примешь, а явный. Будешь жить в Лавре.

В те времена ни о каком открытии монастырей речи не шло, но война изменила все. Принесла великие скорби и испытания, приблизила ужасный лик смерти. Через горе, потери близких люди обращались к Богу.

Случилось так, что незадолго до начала войны Николай Михайлович сломал ногу и поэтому работал по строительству различных сооружений в тылу всю войну. Война закончилась. И наконец-то настал этот долгожданный час – открылась Троице-Сергиева Лавра и несколько духовных учебных заведений. Николаю Михайловичу было тогда 48 лет. Казалось бы, что уже поздно начинать жизнь сначала, тем более что лучшая часть ее (по мирским меркам) уже прожита. Но ничего не могло помешать будущему старцу. Успешно сдав экзамены в Духовную семинарию, он садится за изучение Премудрости Божией. Вспоминая учебные годы в семинарии, отец Савва говорил, что, изучая предлагаемые там науки и особенно Богословие, он старался все понять и воспринять сердцем, поэтому отвечал на задаваемые преподавателем вопросы по существу, так, как понимал своей душой и сердцем, так, как приходилось ему наблюдать в жизни.

Курс семинарии Николай Михайлович закончил за три года, вместо положенных четырех. Настоятель Богоявленского собора приглашал его служить вместе у мощей святителя Алексия. Но давняя многолетняя мечта о монастыре не оставляла будущего схиигумена, и он отказался от этого приглашения.

Монашество – это разумный и свободный подвиг человека, борьба за достижение христианского совершенства. Оно основано на святом Евангелии. Правда, слово «монашество» не встречается там, но о сущности монашества говорится во многих местах. Впоследствии отец Савва написал о монашестве несколько книжек, в том числе «Об иноческом постриге», «Ответы на вопросы о монашестве». Много в этих работах полезных советов и наставлений для новоначальных иноков. Щедро делился старец опытом своего монашеского делания. И щедрость эта была неоценима в те годы, когда святоотеческой литературы об этом не издавалось.

И вот наконец-то Николай Михайлович Остапенко принимается в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Пока послушником. Этот период был недолгим для будущего старца.Послушание свое он нес усердно, с Божией помощью минуя искушения и соблазны. И это неудивительно: вся его долгая, предшествующая этому жизнь была направлена к достижению совершенного служения Богу.

Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. Благословение на постриг в монашество совпало с днем памяти великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского. Отец Савва очень любил его и втайне мечтал носить его имя. Но Господь судил иначе: при постриге ему было дано имя Саввы Сторожевского (Звенигородского), верного ученика преподобного Сергия Радонежского. Так из «победителя народов» (греч. перевод имени Николай) батюшка стал «невольником» (араб. перевод имени Савва). Встав на путь совершенного служения Богу, монах становится добровольным невольником, принимая скорби и поношения, претерпевая испытания и искушения.

«Ты дал обет целомудрия, чтобы приобрести господство духа над влечением плоти. Ты дал обет послушания для облегчения борьбы с самолюбием и гордостью. Ты дал обет нестяжательности, чтобы воспитать в себе полное бескорыстие и бесстрастие к земным благам… Быть истинным последователем Христа – это значит распять страсти, то есть обессилить их, подавить и совсем искоренить их, умертвить себя миру, поработить тело духу, а это совершается только помощью Божией при постоянном напряженном труде тебя самого над твоим внутренним человеком»,– писал батюшка.

Жизнь батюшки в Троице-Сергиевой Лавре совпала с трудным периодом ее восстановления. Неся послушание эконома, ему приходилось не только руководить строительством, но и выполнять самую тяжелую и грязную работу. Видя зрелость и богатый жизненный опыт эконома, наместник обители дает о. Савве новое послушание – быть духовником богомольцев. Так началось пастырское служение старца. Можно только догадываться, как скорбела его душа, когда сталкивалась с обилием людских грехов.

–Какое беззаконие творят они, как оскорбляют своими грехами величие Божие, какая строгая кара ждет их в загробной жизни! – часто сокрушался он. Батюшку угнетало то, что сердца людские далеки от покаяния, они не ведают жизни вечной и спасения. Духовные чада старца вспоминают, что он никогда не бранил за порок, а старался раскрыть и показать исповеднику всю мерзость содеянного им греха. И лишь изредка он резко обличал, но потом сразу же извинялся за резкость.

Измученные сердца находили утешение у доброго и мудрого священника.

«Сколько искренних слез и стенаний было на исповедях, которые проводил наш духовный отец!» – вспоминали позднее его духовные чада.

–Встанем на коленочки,– бывало, скажет он,– и со слезами помолимся. Попросим Господа простить наши грехи, наши ошибки,– и море слез льется из очей исповедующихся. Во время пения «Тебе поем, Тебе благословим…» батюшка опять прерывал исповедь, прося всех встать на колени возле аналоя, и молился со слезами.

В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:

1. Для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг.

2. Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать.

3. Быть среди священнослужителей последним, т.е. презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.

4. Нести крест благодушно.

Эти заветы отец Савва хранил всю свою жизнь, принимая огромное количество людей, имея более 7 тысяч духовных чад. Именно они и поддерживали своего духовного отца в минуты скорби и испытаний, именно они поехали за своим батюшкой из Троице-Сергиевой Лавры в далекий и неизвестный Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

В монастыре отца Савву ждало ответственное послушание благочинного. С первых же дней он предложил по примеру Лавры ввести ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия, а после вечернего богослужения ежедневно читать акафисты в храме.

Для тех, кто впервые приезжал в Печоры и не был осведомлен об истории обители, он написал книгу «Краткое описание Псково-Печерского монастыря».

Так в трудах и молитвах проходили и дни отца Саввы. Не все было гладко у него в монастыре, находились люди, которые не понимали его пастырского служения. Несколько раз отец Савва был даже вынужден некоторое время служить на приходах Псковской епархии, но, несмотря ни на что, он возвращался в обитель, находящуюся под покровительством Пресвятой Богородицы. «Кто оправдывается и старается доказать свою правоту, то, может быть, и найдет справедливость, но только тем нарушит планы Божии об исцелении души! Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там и Бог». Люди съезжались к отцу Савве со всех концов страны. Что они обретали в Печорах? Любовь и утешение, покаяние и прощение. И на любовь своего духовного отца отвечали такой же горячей и преданной любовью.

Почти все его книги, наставления и поучения направлены к одному: заставить человека задуматься, что он есть раб Божий, и, только обратившись целиком к Богу, можно увидеть мир таким, каким тот создан своим Творцом. И тогда, увидев всю силу и благодать Божию, проститься со своей неправильной жизнью и начать новую. Об этом батюшка написал книгу «Плоды истинного покаяния», в которой доступно и просто рассказал о том, что такое исповедь и как к ней нужно готовиться. Как через сокрушение сердца, плач необходимо порывать с грехом, ощущая всю его мерзость.

«Если мы будем постоянно сожалеть о грехах и каяться, то Господь пошлет обильные слезы и раскаяние, душа заплачет вместе с телом, и эти слезы будут лучшим даром Христу… И делать это нужно скорее, пока не поздно. Мы не знаем, как долго продлится наша жизнь. А там, за гробом, если и будем плакать, то слезы уже не смогут утешить нас, а будут палить огнем»,– говорил он на одной из своих проповедей. Отец Савва считал необходимым для христианина углубленное изучение своей души. Трезвение отгоняет врагов души нашей, так считали святые отцы.»

«Ты говоришь: «Не могу, нет сил бороться с грешным помыслом»… Но так ли, друг мой? Ведь твоя совесть говорит совсем не то: она не требует от тебя невозможного …она говорит тебе только: «Гони прочь от себя греховное пожелание», а ведь это можно; только так уж сдружился с грехом, что тебе жаль расстаться с ним,– вот ты и говоришь: «Не могу», и сам себя обманываешь… и как же ты решаешься думать, будто ты лучше Самого Господа Бога знаешь свои силы? Един Он, Создатель наш, знает наши силы и способности и соизмеряет с ними искушения, на нас попускаемые; и наше дело – бороться с грехом, пока в нас есть дыхание жизни…» Сколько в этих наставлениях батюшки доброты и любви к нам, грешным. Сколько в его книжках терпеливых объяснений Божией Премудрости! Откроем его советы, прочитаем ежедневное правило, которое отец Савва предлагает своим духовным чадам и другим православным людям. Первое – быть во всем справедливым и беспристрастным до мелочей. Второе – никогда, даже шутя, никого не обманывать. Третье – быть бескорыстным даже в мелочах. Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным. Во всех неприятностях судить строже самого себя и быть снисходительным к другим. Никогда ни над кем не шутить и не насмехаться. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и по возможности избегать споров. Всегда стараться не быть праздным. Не горячиться, а ежели будешь чувствовать, что гнев так овладел тобою, что тяжело преодолевать себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.»

В этой небольшой работе есть не только практические советы: как вести себя вечером, утром, как вести себя по отношению к Господу Богу, как общаться с другими людьми, как вести себя в несчастье, но и многое другое. Достаточно места батюшка уделил в этой своей книге советам святых отцов, их изречениям по тем или другим вопросам.

И разве не удивительно, что по кончине схиигумена Саввы в 1980 году сотни людей съехались в Печоры для того, чтобы проводить своего дорогого духовного отца в последний путь.

Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой, который бы не утешился рядом с ним. Для каждого у отца Саввы находилось слово любви и мудрого наставления.

–Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва? – спросили у одного из духовных чад.

–Он творил любовь,– был ответ.

Вот поэтому никогда не угасает лампада на могиле старца в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.

И в день Ангела старца, и в день его блаженной кончины, несмотря ни на какие трудности, собираются его духовные чада в святой обители, чтобы вместе с братией монастыря отслужить Божественную литургию о почившем пастыре, чтобы единением духа, в союзе мира, единым сердцем и едиными устами славить Господа, даровавшего им такого дивного пастыря.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *