мессия

(евр. masiah, арам. mesiha «помазанник», греч. транскрипция Месхносс;; греч. перевод Хрштбс;, Христос), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времен, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа Божьего», посредник между Богом и людьми и носитель высшего авторитета на земле, спаситель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия; в христианском вероучении переосмысленный и преобразованный образ М. (М. = Иисус Христос) — его смысловой центр.

В Ветхом Завете нет разработанной, более или менее однозначно интерпретируемой и обязательной в такой интерпретации доктрины о М. (положение меняется только на грани библейской и послебиблейской эпох). Употребление слова «М.» далеко от эсхатологической концепции М. (даже если иметь в виду, что мессианские образы обозначаются в библейских текстах различными терминами — «Сын человеческий», Дан. 7:13; отчасти «отрок Господень» — Ис. 42). Слово «М.» имеет в Ветхом Завете хотя и сакральный, но совершенно бытовой смысл, будучи прилагаемо к царям Израиля и Иудеи (напр., 1 Цар. 12:3 и 5; 16:6; 2 Цар. 19:21; 2 Пар. 6:42; Пс. 17:51; 19:7 и др.) или к первосвященникам (напр., Лев. 4:3 — «священник помазанный» и др.), или даже к языческому царю Киру II как провиденциальному орудию Господа, пользующемуся Его помощью (Ис. 45:1).

Сама идея М. кажется стоящей в противоречии с пафосом ветхозаветного монотеизма, не допускающего никаких «спасителей» рядом с Господом и не благоприятствующего представлению о каком-либо посреднике между Господом и Его народом. Исходя из этого, в образе М. пришлось бы увидеть наносное заимствование (на мало подходящей для этого почве) из какого-то чуждого круга мифологем, скорее всего иранского (Саошьянт), типологическую параллель языческим фигурам героев-спасителей, фигуре буддийского Майтреи и т. п. Но тогда непонятно, почему учение о М. не только заняло со временем очень заметное место в системе иудаизма, не только оказалось абсолютным центром христианских представлений, но и нашло буквальные соответствия в строго монотеистическом исламе (образ «махди», «скрытого имама» шиитов). Есть основания утверждать, что внутренняя неизбежность как самой идеи М., так и переосмысления в связи с этой идеей состава религиозных представлений в целом заложена в самой структуре религии Господа, требующего от Своего народа беспрекословной верности и особой «святости» на его историческом пути (особенно в будущие эсхатологические времена), недостижимых без вождя и проводника, без вмешательства сверхчеловечески сильного целителя, который обладал бы высшей мерой святости, т. е. М. (см. ст. «Иудаистическая мифология»). Древневосточная идеология обожествления царской власти закономерно трансформируется в контексте религии Господа (не царь как бог, но Бог как Царь) в мессианскую идеологию: именно потому, что вся власть принадлежит Господу, полномочия царя действительны в меру того, насколько его власть есть власть Господа, и оба они — как бы одно (срв. слова Христа: «Я и Отец одно», Ин. 10:30). Такова власть М., чей предок и прототип — Давид как первый «богоугодный» (после «неугодного» Саула) царь «народа Божьего».

Поэтому первая внешняя подробность, конкретизирующая образ М., — его происхождение от династии Давида. Его приход — как бы возвращение Давида; пророки (Иер. 30:9; Иез. 34:23-24; Ос. 3:5) называют его метафорически просто Давидом. Психологический фон такого отождествления М. с Давидом — ностальгия по временам Давида как золотому веку еврейской государственности. Во всяком случае М. — «отрасль от корня Иессеева» (Иессей — отец Давида), как сказано в мессианском пророчестве Ветхого Завета, возможно, принадлежащем еще Исайе (VIII в. до н. э.) и говорящем о владыке, власть которого будет до конца чиста от своеволия: «и будет судить не по взгляду очей своих, и не по слуху ушей своих будет решать дела» (Ис. 11:3; срв. слова Христа — Ин. 5:30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя… ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»). Образ этого владыки имеет исторические, политико-патриотические измерения, но перерастает их. М. мыслится не только как восстановитель своего народа, усмиритель его врагов, объединитель разделившихся Иудейского и Израильского царств (Ис. 11:11-16), но и как «знамя для народов», установитель всечеловеческого примирения (11:10). Оно распространится и на мир природы: «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на логово змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:6-9). Черты умиротворителя в облике мессианского царя подчеркивают и другие пророчества: «Торжествуй, дщерь Иерусалима: се, царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема (т. е. Израиля) и коней в Иерусалиме (т. е. Иудее), и сокрушен будет бранный лук; и он возвестит мир народам» (Зах. 9:9-10; ослица с осленком — символ смиренного миролюбия в противоположность боевому коню, как в рассказе о въезде Христа в Иерусалим). Наряду с этим существует традиция воинственного образа М., топчущего врагов народа Господня, как виноградарь гроздья (срв. Ис. 63:1-6). Таргум Псевдо-Ионафана на Быт. 49:10-12 говорит о М.: «Он препоясал чресла свои и выступил на битву против врагов своих, поражая царей с князьями их, и окрашивая горы кровью убиения их, и убеляя холмы туком сильных; и одеяния его погружены в кровь». В таком контексте М. рисуется всего лишь очень могущественным (и при этом «праведным») вождем своего народа, или, в универсалистской перспективе Исайи, вождем всего человечества, возможно, умиротворяющим его путем завоеваний. Виднейший представитель раввинистической учености своего времени рабби Акиба признал М. отважного вождя патриотического антиримского восстания 132-135 гг. Бар-Кохбу. Предельная точка политизирующего «приземления» образа М., возможная, правда, лишь у предателя своего народа, — перенесение Иосифом Флавием пророчеств о М. на римского императора Веспа-сиана.

В противовес этому в талмудической, и особенно мистико-апокалиптической литературе выявляется (становящийся в центр системы христианства) мотив трансцендентного онтологического статуса М., в частности его предсуществования — то ли в предмирном замысле Бога, то ли даже в некой надмирной реальности. Первая, более осторожная версия неоднократно повторена в Вавилонском Талмуде: имя М. входит (наряду с Эдемом, Геенной, престолом Господним и т. п.) в число семи вещей, сотворенных на 2000 лет прежде мироздания («Песахим» 54а; «Недарим» 396). В эфиопском изводе книги Еноха неоднократно говорится о предвечном и вечном М., Который «был избран и сокрыт Господом до сотворения мира и пребудет пред ним до скончания веков?.. М. или его «свет» (срв. Фарн в иранской мифологии) оказывается присутствующим при сотворении мира; равным образом «дух Господень» как демиургическая сила приравнивается к духу М.: «И Дух Божий носится над водою», это — дух царя Мессии» («Берешит рабба» 8, 1). В качестве «Сына человеческого» (Дан. 7:13), а в терминологии Филона — «небесного человека», т. е. некой идеальной парадигмы человеческого образа как микрокосма и соотнесенного с этим микрокосмом макрокосма, М. сближается с Адамом до грехопадения (срв. в Новом Завете доктрину о Христе как «последнем Адаме», 1 Кор. 15:45) и с Адамом Кадмоном каббалистической спекуляции, а за пределами иудаизма может быть сопоставлен с такими персонажами, как Пуруша, Гайомарт, Антропос. Как посредник между Богом и миром, М. имеет черты Метатрона и через этот образ связан с Енохом — бессмертным солнечным царем правды начальных времен, дожидающимся у престола Господня последних времен. В ессейских, отчасти иудео-христианских кругах М. по его свойству метаисторической надвременности ассоциировался и с Мельхиседеком, не имеющим «ни начала дней, ни конца жизни» (евр. 7:3). Важно представление, по которому М. уже существует, но «скрывается», так что ему предстоит не родиться, но «явиться», раскрыть свою тайну. Это представление не всегда связано с мыслью о небесном предсуществовании: часто утверждается, что он уже родился на земле, например в день разрушения Иерусалима 10 Аба 70 года (по версии, приводимой в Иерусалимском Талмуде, «Беракот» И, 5а), но вынужден скрываться из-за грехов народа. В прикреплении момента рождения М. к самой черной дате, которую могли представить талмудические авторитеты, выявляется мотив т. н. родовых мук М. — бед и страданий неслыханной силы, долженствующих предшествовать прорыву мессианского времени. Уже для ветхозаветных пророков характерно умозаключение к светлому будущему от максимально темного настоящего (срв. также в Новом Завете обещание явления «Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» в дни бедствий и попирания святыни. Лк. 21:9-28). Однако приносимое М. избавление покупается муками не только народа, но и самого М. Страдальческий характер носит уже невозможность для него явиться и действовать прежде определенного ему срока, его временная связанность и полоненность силами зла. М. изображается иногда как прокаженный, сидящий среди нищих на мосту в Риме и непрерывно снимающий и надевающий повязки на своих ранах, чтобы в каждый миг быть готовым к выступлению по зову Господа («Санхедрин» 98а). Рим фигурирует в этом и аналогичных текстах именно потому, что столица цезарей (а позднее — столица пап) воплощала для евреев средоточие враждебной им мощи: как Моисей, избавитель от египетского ярма, был воспитан в Египте, так и М., избавитель от ига Рима, откроется в Риме. Но и тогда, когда срок его ожидания окончится, ему грозит искупительная смерть (ср. Ис. 53:8), в связи с чем в иудаисти-ческой традиции возникает даже версия о двух М. — гибнущем и торжествующем (срв. в христианстве учение о двух пришествиях одного и того же Христа — сначала на муку, потом во славе). Версия эта намечается в Талмуде («Суккот» 52а со ссылкой на рабби Досу, III в.) и получает развитие в позднейшей литературе. Сначала ожидается явление «Мессии, сына Иосифа», который восстановит Иудейское царство, храм и храмовое богослужение, но обречен пасть в битве с полчищами Гога и Магога; его тело будет лежать без погребения на улицах Иерусалима (или будет погребено Ангелами). Лишь после этого сможет выступить «Мессия, сын Давида», который одержит окончательную победу над враждебными силами и воскресит своего жертвенного предшественника. Важный момент мессианских событий — участие в них пророка Илии: вознесенный на огненной колеснице на небо, он дожидается своего часа, чтобы готовить народ к пришествию М. (срв. ветхозаветное пророчество: «Вот Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного; и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием», Мал. 4:5-6; христианство относило эти слова к Иоанну Крестителю, пришедшему «в духе и силе Илии», Лк. 1:17, хотя и сам Илия является засвидетельствовать мессианское достоинство Христа в сцене Преображения). Илия накануне мессианского времени разрешит все споры о толковании Библии (талмудический трактат «Менахот» 45а и др.). Затем он сотворит семь чудес (приведет к евреям Моисея и воскрешенное поколение пустыни; извлечет Корея и его приверженцев из шеола; воскресит «Мессию, сына Иосифа»; явит утраченные еще со времен вавилонского пленения священные предметы — Ковчег Завета, сосуд с манной и сосуд для елея; явит скипетр, полученный от Бога; сокрушит горы; откроет великую тайну). Далее, по приказу М. он затрубит в рог (шофар), отчего вернется свет, ушедший после грехопадения Адама и Евы, воскреснут мертвые и явится Шекина. Архангел Гавриил убьет чудищ левиафана и бегемота для пира праведных в честь М.

В истории еврейского народа неоднократно выступали деятели, притязавшие на мессианское достоинство; подробности их жизни подвергались в осмыслении их приверженцев сильной мифологизации.

В христианском учении образ М. переосмыслен: политико-этнические аспекты элиминированы, предельно обобщены намеченные со времени Исайи универсалистские возможности. На место «избавителя» своего народа от его врагов христианство ставит Искупителя человечества от его грехов. Исходной точкой христианства стал тезис, согласно которому прорыв мессианского времени уже начался с выступления Иисуса Христа (т. е. М.), Который пришел «в последние времена» (1 Петр. 1:20) и «победил мир» (Ин. 16:33), причем в первый раз М. приходит «в образе раба» как Учитель, Исцелитель и Искупитель, отказываясь судить людей; второй раз Он придет «со славою судить живых и мертвых» (текст Никейско-Константинопольского Символа Веры); спасение должно завершиться в эсхатологической перспективе загробного суда (см. ст. «Страшный Суд») и загробной жизни. См. также ст. «Иисус Христос», «Христианская мифология».

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Почему Господь Иисус Христос назван Мессией?

Во времена Ветхого Завета помазанием особым веществом — освящённым елеем или миром — сопровождалось посвящение человека на три рода общественной деятельности. Это действие было утверждено самим Богом. Считалось, что при совершении обряда помазания на человека низводились Божьи благословения, дары Святого Духа. По этой причине роль помазанника ставилась в связь со служением Богу.

О Пришествии Великого Праведника, Который избавит людей от тления и смерти, власти диавола и греха, человеку было известно с глубокой древности. Этот Праведник неоднократно обозначался в Священном Писании то как Священник (Пс.109:4), то как Пророк (Втор.18:15), то как Царь (Пс.44:2). Вместе с тем о Нем сообщалось как о Боге (Пс.109:1-2), Который, не переставая быть Господом неба и земли, воспримет в Свою Вечную Ипостась человеческое естество и родится, как Человек (Мих.5:2-3). И именно как Человек Он примет полноту даров Святого Духа (Ис.11:2). Речь во всех этих пророчествах шла, конечно же, о Господе Иисусе Христе).

Поэтому Он и был назван Мессией или, что то же, Помазанником: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня…» (Ис.61:1). Правда, там имелся в виду не обряд помазания Спасителя освященным миром: подразумевалось, что Дух будет почивать на Мессии, как на Человеке, в силу особого облагодатсвования, причем почивать в полноте, насколько это возможно для человеческого естества (Пс. 44:8-9). Позднее апостол заметит, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).

В чем состояли мессианские ожидания ветхозаветного Израиля?

Тотчас по грехопадении Адама и Евы, повлекшем за собой тягчайшие последствия, Бог сообщил прародителям о грядущем Спасителе, Который, придя, сотрёт главу змия (Быт. 3:15). С течением времени, по мере уместности, Бог всё больше и больше посвящал человека в детали и цели предстоящего Пришествия Христа.

Сперва Господь сообщил Аврааму, что Спаситель произойдёт из его рода (Быт.12:3). Затем Бог постепенно довёл родословную до Исаака, Иакова (Быт.28:14), Иуды (Быт.49:9-10), Давида (Ис.11:1).

Патриарх Иаков обозначил один из признаков явления Спасителя — утрату власти коленом Иуды (Быт.49:10). А пророк Даниил назвал более точное время (Дан.9:24-27). Пророк Михей возвестил о месте рождения Христа, Вифлееме (Мих.5:2), а Исаия отметил, что это Рождение будет чудесным, от Девы (Ис.7:14). Как Исаия, так и Михей подчеркнули, что в Церковь Христову будут призваны все без исключения народы (Ис.2:2-3; Мих.4:1-2).

Пророк Иеремия предсказал заключение Нового Завета Бога с людьми (Иер.31:31). Пророк Аггей возвестил о проповеди Христа в новом Храме (Агг.2:6-9). Захария сообщил о входе Господнем в Иерусалим (Зах.9:9), о предательстве и продаже Мессии за тридцать сребреников (Зах.11:12), о Его Крестной смерти (Зах.12:10), рассеянии апостолов (Зах.13:7). Пророк Осия отметил, что Господь, испытав насильственную смерть, воскреснет на третий день (Ос.6:1-2). А царь и псалмопевец Давид указал, что, пребывая в состоянии смерти, Христос сойдёт душой во ад и воскреснет в нетлении (Пс.15:10). Пророк Исаия выявил ряд подробностей Крестных страданий и смерти Искупителя (Ис.53).

Помимо многочисленных пророчеств, на Мессию указывали и прообразы: скиния, ковчег, ряд людей: священников, пророков и царей.

История свидетельствует, что ко времени окончания ветхозаветного периода ожидание Мессии было всеобщим. Не только на территории Иудеи, но и в других странах ощущалось приближение Его явления в мир.

См. СЫН БОЖИЙ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА

Мессия в христианстве и иудаизм

 Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?

У христиан главное действующее лицо — их Мессия. Само название этой религии свидетельствует о полной ориентации её последователей на личность Мессии. Как уже говорилось, имя Христос имеет греческое происхождение и соответствует ивритскому Машиах. Таким образом, христиане ставят Мессию во главу своей религиозной доктрины.

Первое главное расхождение между евреями и ранними христианами наблюдалось в хронологии самого прихода Мессии: христиане считали, что он уже пришёл, а евреи до сих пор ждут его. Именно с этого вопроса и начался раскол между двумя религиями.

Евреи не признают христианского Спасителя хотя бы потому, что его миссия закончилась неудачей. Ведь Тора учит, что Мессия принесёт Израилю — в первую очередь — политическое освобождение, но Иисус не сумел выполнить эту задачу. Наоборот, согласно Евангелиям, его самого изловили как заурядного бунтовщика, избили плетьми, публично унизили и казнили позорной смертью.

Как примирить эту бесславную карьеру с блестящим образом Машиаха, предстающим перед нами в откровениях израильских пророков? Стремясь решить эту теологическую дилемму и оправдать своего Христа-спасителя, ранние христиане радикально изменили всю концепцию. Их новые мессианские идеи получили развитие в писаниях Иоанна и особенно в так называемых посланиях Павла. Когда читаешь труды этих апостолов, невольно следишь за постепенным изменением мессианской доктрины. Еврейский Машиах превращается в христианского Мессию. Этапы трансформации выстраиваются в логическую цепочку:

  1. Иисус не сумел принести евреям политическую свободу; поэтому ранние христиане избавили его от этой задачи. Само понятие освобождения приобрело в их устах новое значение. Они стали говорить, что главная цель Мессии заключалась в избавлении людей не от политического гнёта, а лишь от духовного зла.
  2. Миссия Иисуса была не только пересмотрена, но и заметно расширена. Ведь политическое угнетение — узко-специфическая проблема евреев, а духовное зло распространено по всему миру. Поэтому ранние христиане стали учить, что Иисус пришёл, чтобы спасти всё человечество. Они отвергли первоначальное положение о том, что вначале он должен освободить евреев и их страну, а лишь затем принести избавление остальному миру. В результате функции Мессии расширились до универсальных масштабов, но лишь в духовной плоскости. Царство Иисуса стало не «от мира сего».
  3. Римские власти высекли Иисуса и подвергли публичному унижению, как рядового бунтовщика. Но его последователи считают, что он не заслужил такого обращения, поскольку проповедовал доброту и покаяние. Перед ними встал очень трудный и важный вопрос: если Иисус был истинным Мессией, то почему Б-г допустил такое ужасное обращение с ним и обрёк его на столь тяжкие страдания? Почему его подвергли распятию, самой мучительной и позорной казни того времени? Отчего Б-г не пришёл ему на помощь?

Ответ возможен лишь один: всё, что случилось с Иисусом — наказание плетьми, публичное унижение и, наконец, само распятие, было угодно небесам. Но раз Иисус не грешил, то какова цель его страданий и смерти? Задавшись этим вопросом, ранние христиане придумали хитрое и неотразимое решение: их Спаситель страдал и умер из-за грехов всего человечества.

И всё же сомнения не были до конца устранены. Разве прежде не существовали страдания и смерть? Почему самого Христа обрекли на этот скорбный путь? За какой страшный грех его казнили на кресте?

Ранние христиане нашли выход и из этого положения: Иисусу пришлось искупить первородный грех Адама, унаследованный всеми жившими на земле людьми, потомками первого человека. Одних хороших поступков и даже «рядовых» страданий для такого искупления оказалось недостаточно. Потребовалась мученическая смерть Иисуса.

Поэтому христианский Мессия сознательно принял позорную и мучительную казнь, избавив тем самым человечество от наказания за первородный грех. Кровь Христа смыла с каждого из нас зло, грехи, страдания, смерть и освободила от власти Дьявола.

Доказательство этому утверждению христиане находят в 53-й главе книги пророка Йешаяу, где говорится о всеми презираемом и страдающем слуге Б-га, на «которого Ашем возложил грех всех нас». В действительности речь идёт об Израиле, преследуемом народе. Но христианские богословы без обиняков заявили, что это Иисус!

  1. И всё же многие не понимали, как мог Спаситель так бесславно закончить карьеру, приняв столь позорную смерть. Пришлось добавить к его жизнеописанию оптимистический финал, материалом для которого стала традиционная вера евреев в воскрешение из мёртвых. Ранние христиане утверждали, будто Иисус воскрес после казни, чего прежде не было ни с одним человеком. Поэтому, говорят они, наш Спаситель не был простым смертным.
  2. Сторонники Иисуса не могли примириться с тем, что страдания и смерть были навязаны их Мессии самим Всевышним. Поэтому они заявили, что желания Мессии, включая распятие на кресте, целиком совпали с волей Б-га. Но какой смертный решился бы пойти на такие ужасные страдания? — Иисус не был простым смертным, отвечали ранние христиане. Раз его воля столь точно отражала божественную волю, значит, у него была особая связь с Творцом.
  3. При жизни Иисус часто называл Бога «Отец мой небесный». Евреи воспринимают это выражение как заурядную поэтическую метафору и традиционно пользуются ею в молитвах. Однако в устах язычников-неевреев оно приобрело буквальное значение. В легендах древних греков тоже фигурировали люди, якобы рождённые от связи богов с земными женщинами. Божественное происхождение приписывали и некоторым известным личностям, таким, как Платон, Пифагор, Александр Македонский. Чем Иисус хуже их? Разве он не достоен иметь неземного отца? В результате поэтическое выражение «Отец мой небесный» получило буквальное толкование: у Иисуса, оказывается, была непосредственная генетическая связь с Богом. Так родилась легенда, что Иисус — «сын божий», зачатый девой Марией от Святого духа. Божественное происхождение избавляло христианского Спасителя от грехов и даже смерти.

Поэтому смерть Иисуса носила лишь временный характер. У неё была одна единственная цель — искупить грехопадение Адама. Христиане утверждали, что сразу после распятия Иисус воскрес для вечной жизни и отправился на небо. Там он сидит «по правую руку от Бога», выше ангелов.

Сделав первый шаг на пути к обожествлению Иисуса, неофиты-язычники пошли дальше. В Евангелии от Иоанна (10, 30) Иисусу приписывается утверждение: «Я и Отец — одно целое». Ему же принадлежит формула «Отец, Сын и Святой дух» (Матфей 28, 19). Новообращённым христианам из числа неевреев было нетрудно уравнять все три ипостаси и признать в «Сыне» самого Иисуса.

Таким образом, Иисус превратился в богочеловека, существо двойственного типа — Бог и человек в одном лице, а дева Мария получила от христиан почётный титул «богоматери».

  1. Поскольку Иисус не сумел исполнить многие мессианские пророчества, ранние христиане обещали его «второе пришествие» на землю. И тогда наступит День суда, а именно: Иисус займёт своё место «по правую руку от Отца» и устроит персональный суд над всеми когда-либо жившими людьми. Те, кто верил в «спасителя», удостоятся благоприятного решения и спасения; отрицавшие его получат вечное проклятие и отправятся в ад.

По завершении этого суда дьявол будет окончательно разгромлен. Зло прекратится, грехи сгинут, смерть истребится, силы мрака капитулируют, и на земле установится «царство небесное».

  1. А пока не настал этот светлый день, христиане адресуют все молитвы Иисусу, завершая их традиционной формулой «во имя Иисуса Христа, Господа нашего». Они видят в нём прямого посредника между Богом и человеком.

Вот такой трансформации подверглась еврейская концепция Машиаха в трактовке ранних христиан. Мессия перестал быть обычным человеком, ограниченным рамками морали. Христианство учит, что человек не способен искупить собственные грехи и поэтому Самому Богу, облечённому в плоть Мессии, пришлось пожертвовать Собой, пролить Свою кровь ради спасения человечества. Кроме того, поскольку Иисус не выполнил важнейшие мессианские пророчества, первые христиане принялись ждать его «второго пришествия» для заключения начатой миссии.

Вначале предполагалось, что упомянутое «второе пришествие» не заставит себя долго ждать. Ранние приверженцы Иисуса молились о его скором возвращении, при их жизни. Но молитвы, как видно, не были услышаны, и сроки «второго пришествия» были отодвинуты на тысячу лет после смерти Мессии. Минуло и это «тысячелетнее царство», а Иисус всё не возвращался. Тогда его окончательный приход был перенесён на неопределённый срок.

Таким образом, мы видим, что христианам пришлось радикально изменить всю еврейскую концепцию Машиаха, чтобы объяснить неудачу Иисуса. Кроме того, распространению нового христианского мессианизма, совершенно чуждого иудаизму, способствовало языческое влияние на доктрину ранней церкви.

Отношение евреев к христианскому мессианству

Теперь нетрудно объяснить, почему евреи решительно отвергли притязания христиан.

Во-первых, у евреев существовала традиция, прекрасно разработанная древними пророчествами, что Машиах призван совершить радикальные изменения на земле. «Духовное царство» христиан ни в коей мере не соответствовало этим пророчествам. Обещание «второго пришествия» также не удовлетворило евреев, поскольку в библейской литературе отсутствовали указания на такую возможность.

Поэтому у евреев не было абсолютно никаких оснований поверить, что Иисус — это Машиах. Наоборот, его неудача лишь усилила их скептицизм.

Кроме того, само логическое обоснование веры в Христа подрывало многие основополагающие принципы еврейской религии, включая важнейший догма о единстве Б-га. Даже если бы свидетельство о мессианизме Иисуса носило более конкретный и обоснованный характер, всё равно логические выводы нового учения пришлось бы решительно отвергнуть.

Ранние христиане искали доказательства своей правоты в еврейских священных книгах. Они прошлись с лупой по всей Библии, высматривая в ней малейшие намёки на правоту своего утверждения о том, что Иисус был настоящим Мессией и что вся логическая структура их учения соответствует древним принципам иудаизма. Во многих случаях они ограничивались тем, что изымали отдельные фразы из контекста, делали подмены в тексте и даже прибегали к искажённому переводу, лишь бы убедить людей в своей правоте. Теперь даже многие христианские исследователи Библии признали несостоятельность почти всех «доказательств» такого рода. Некоторые из подобных опровержений можно встретить в комментариях к современным изданиям христианской Библии.

Кроме того, ранняя церковь объявила себя и своих последователей «Новым Израилем», утверждая, будто Б-г полностью отверг евреев и будто иудаизм изжил себя без всякой надежды на дальнейшее развитие и конечный успех.

Евреи опровергали этот довод не столько полемикой, сколько дальнейшим развитием своего духовного наследия. Характерно, что именно в раннюю христианскую эпоху появилась сокровищница талмудической литературы. Это был лучший ответ на все обвинения и мрачные предсказания бесславного конца еврейской нации.

Вопреки всему, иудаизм продолжал жить и бурно развиваться. Несмотря на рост популярности христианства, евреи обнаружили, что могут существовать и духовно процветать без уступки христианской доктрине. Они верят, что Машиах придёт в своё время, откроет истину и тем самым докажет правоту евреев перед всем миром.

Посмотреть статьи по теме: Мессия и лже-Мессия — Машиах и псевдо-Машиах

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Машиах

Машиах

Портал Библия

Иудаизм • Христианство

Танах (Тора • Пророки • Писания)
Ветхий Завет • Новый Завет
Масора • Апокрифы
Второканонические книги
Самаритянское Пятикнижие

Библейская хронология
Кумранские рукописи
Рукописи Библии
Каирская гениза
Библейская археология
Исагогика
Библейская критика

Герменевтика • Экзегетика
Пешер • Мидраш • Пардес
Аллегоризм • Буквализм

Мессия • Вечная жизнь
Второе пришествие • Антихрист
Страшный суд • Армагеддон

Библейские персонажи

Месси́я (от ивр. מָשִׁיחַ‎, Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с) — букв. «помазанник». Помазание особым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан.

В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь». Евреи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) народа Израиля и спасение человечества. В христианской традиции используется также термин «Спаситель». В определенных направлениях ислама мессией именуется пир — глава общины, духовный учитель у суфиев и некоторых других конфессиональных групп.

  • 1 Мессия в Ветхом Завете (Танахе)
  • 2 Критерии прихода Мессии в Ветхом Завете (Танахе)
  • 3 Еврейская традиция
    • 3.1 Трактование мессианских пророчеств ТаНаХа (Ветхого Завета)
    • 3.2 Мессия в Талмуде
    • 3.3 Ожидание прихода Мессии
      • 3.3.1 Лже-мессии в еврейской истории
      • 3.3.2 В религиозном сионизме
      • 3.3.3 В ультра-ортодоксальных кругах
      • 3.3.4 В движении Хабад
    • 3.4 Мессия в еврейском фольклоре
  • 4 Христианская традиция
    • 4.1 Трактование мессианских пророчеств Ветхого Завета
    • 4.2 Свидетельства Нового Завета
    • 4.3 Лжемессия с точки зрения христианства
  • 5 Мессианские идеи в других религиях
    • 5.1 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Ссылки

  • Статья «Мессия» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Мессия и лже-Мессия, материалы на toldot.ru
  • Сайт о Мошиахе (Мессии), moshiach.ru
  • Мессия, Меир Левинов
  • Машиах, Меир Левинов
  • Мессианские надежды в русско-еврейской периодике конца 19 — начала 20 вв
  • Катехизис Католической церкви: Иисус

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

Kачества Машиаха | Цели и миссия | Мировое влияние | Духовный мир и гармония | Религиозная практика |

Настоящий Машиах будет обычным человеком, рождённым от обычных родителей. Кто знает, возможно, он уже родился.

Как и все люди, Машиах смертен. Завершая свой земной путь, он умрёт, а своё царство завещает своему сыну или преемнику.

Традиция утверждает, что он будет прямым потомком царя Давида, сыном Йишая, как написано: «И выйдет отросток из ствола Йишая, и даст плоды побег, (что) от корней его» (Книга пророка Исаии — Йешаяѓу 11:1). Ибо мы в своих молитвах вопрошаем: «Пусть процветает побег Давида» и «Да предстанет пред тобой память о Машиахе сыне Давида». Сегодня в мире живет немало еврейских семей, которые могут проследить корни своего рода, происхождение от колена царя Давида.

Подлинный Машиах станет великим вождём и политическим гением, подобного которому мир никогда не знал и не видел. Он будет наимудрейшим человеком, который когда-либо жил среди людей. Благодаря своим необыкновенным талантам и способностями он свершит мировую революцию, которая приведёт к абсолютной социальной справедливости для всего человечества и окажет огромное влияние на всех людей, дабы они могли служить Творцу с чистым сердцем и от всей души.

Машиах будет наделен пророческим даром и станет величайшим пророком в истории после Моше.

Особые качества

Пророк Йешаяѓу описал шесть качеств, которыми будет наделен Машиах:

Дух Б-жий снизойдёт на него:

1. Дух мудрости;

2. Проницательность;

3. Дух и способность совета;

4. Мощь, сила;

5. Дух знания;

6. Страх и трепет перед Всевышним

В проявлении этих качеств Машиах превзойдет всех остальных людей.

Машиах узрит притворство и лицемерие этого мира. Он будет наделен силой познания подлинного духа человека, способностью оценивать его внутренний мир и судить о том, виновен человек или нет.

О такой силе сказано: «И исполнит Он его духом боязни Господа: и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела» (Йешаяѓу 11:3). Это один из важнейших признаков, по которому узнают Машиаха. Однако, подобно тому как пророчество раскрывается постепенно, этап за этапом, так и сила Машиаха будет обнаруживать себя шаг за шагом.

Силу свою он направит на то, чтобы определить, к какому колену и племени принадлежит каждый еврей. Затем он разделит землю Израиля на наследственные уделы, и каждое колено получит свою часть. Начнёт он с колена Леви, определяя истинность каждого коэна и левита. Ибо пророк сказал: «И будет сидеть, (как) плавильщик и (как) очищающий серебро, и очистит сыновей Лэйви, и очистит их, как золото и как серебро, и будут они для Господа приносящими дар в праведности» (книга пророка Малахии — Малахи 3:3).

Цели и миссия

Миссия Машиаха — шестикратна. Его главная задача — вернуть мир к Б-гу и Его учениям.

Он восстановит утраченную ветвь династии царя Давида.

Под его контролем возродится Иерусалим, включая созидание Третьего Храма.

Jewish man blowing the Shofar (horn) of Rosh Hashanah (New Year). Religious symbol.

Он соберёт еврейский народ в Землю Израиля. Он восстановит Санѓедрин, религиозный верховный суд и законодательный орган еврейского народа. Это необходимое условие для возрождения Третьего Храма, ибо написано: «И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале; после этого будешь ты назван городом праведности, городом верным. Цийон искупится правосудием, а раскаявшиеся его – праведностью» (Йешаяѓу 1:26-27). Такой Санѓедрин смог бы официально признать Машиаха царём Израиля.

Он возобновит систему жертвоприношений, а также Субботний Год (Шмита) и Юбилейный Год (Йовель).

Рабмам утверждает: «Если из семьи Давида восходит правитель, посвящающий себя Торе, и, подобно Давиду, следует заповедям Устной и Письменной Торы, убеждает Израиль обратиться к Торе, подкрепляя свое увещевание соблюдением законов Торы и разрешая напряжение и противостояние духовных войн и конфликтов — и вот тогда мы сможем предположить, что это действительно Машиах. Если ему удастся снова восстановить разрушенный храм на его первоначальном месте и возвратить рассеянных детей Израиля, то, несомненно, это и есть истинный Машиах».

Мировое влияние

По мере укрепления сил Машиаха, начинает расти и распространяться слава о нем. Мир постепенно осознает свою глубокую потребность в подлинной мудрости и придёт к нему, дабы искать и обрести его совет. Он научит все человечество жить в мире и следовать учению Б-га. Пророки предсказывали:

«И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Йаакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его». Ибо из Цийона выйдет Тора и из Йерушалаима — слово Господне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать » (Книга пророка Исаии — Йешаяѓу 2:2-4; книга пророка Михея — Миха 4:1-3).

В эру Машиаха многие не евреи почувствуют нужду принять иудаизм, как предсказывал пророк: «Тогда я сделаю язык народов чистый, дабы они могли призывать имя Г-спода и служить Ему единодушно. Но как только Машиах проявит себя, никто не сможет больше обратиться. Иерусалим станет центром поклонения и наставления для всего человечества. И сказал так Б-г своему пророку: «Я возвращусь в Цийон и буду обитать в центре Иерусалима; а Иерусалим наречётся Градом Истины, а Гора Б-га Ц-ваота — горой святой» (книга пророка Захарии — Зхарья 8:3).

Наступит день, когда заповеди Б-га для всего у человечества будут превыше всего, как написано: «Тогда посрамлена будет луна и пристыжено будет солнце, потому что Господь Ц-ваот будет царствовать на горе Цийон и в Йерушалаиме, и слава будет пред старейшинами (народа) Его» (Йешаяѓу 24:23). Все люди придут в Иерусалим, чтобы искать Б-га. Пророк Захария (Зхарья) описывает это так: «Многие народы и могущественные мира сего придут искать Б-га Ц-ваота в Иерусалиме… Так сказал Господь Ц-ваот: в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных и держаться будут за полу йеудея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Бог» (Зхарья 8:22-23).

В Иерусалиме весь еврейский народ станет высшим и нравственным учителем всего человечества, а святой город превратится в духовную столицу мира.

В эпоху Машиаха не останется ни одного человека, кто не верил бы во Всевышнего, а, напротив, все люди будут провозглашать Его Единство. Да сбудется предсказание пророка: «И воцарится Б-г по всей земле, ибо в день тот будет Г-сподь Един для всех и Имя его Едино» (Зхарья 14:9).

Духовный мир и гармония

Эпоха Машиаха уничтожит дух ревности и соперничества, ибо все необходимые блага будут в полном изобилии — подобно пыли. Люди перестанут готовиться к войне и прекратят воевать, как сказано у пророка: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать» (Йешаяѓу 2:4).

Тогда все будут жить в мире: люди любой индивидуальности, любого характера пребудут в гармонии. У пророка мы находим аллегорическое высказывание:

«И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут вместе; и лев будет есть солому, как вол» (Йешаяѓу 11:6-7).

Хотя Машиах окажет свое влияние на всё человечество, однако его главная миссия — возвратить еврейский народ к Б-гу. Пророк провозгласил: «Ибо многие дни сыны Израиля останутся без царя и без князя. Потом сыны Израиля возвратятся и будут искать Б-га, их Г-спода, и Давида, царя своего. Они вострепещут пред Б-гом и благом Его на закате тех дней» (книга пророка Осии — Ѓошеа 3:4-5). Равно как и «слуга мой Давид — царь над ними, и пастырь один будет у всех них. И установлениям Моим будут следовать они, и законы Мои соблюдать и выполнять их» (книга пророка Иезекииля — Йехезкель 37:24).

В то время как общество охватывает процесс самосовершенствования и мир приближается к идеалу Творца, главной задачей человечества останется познание Б-га. Истина будет явлена для всех, и весь мир признает Тору как подлинное Б-жье слово и учение. Именно это имел в виду пророк, когда предсказывал: «ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами» (Йешаяѓу 11:9). Человечеству безо всяких усилий откроется мир Б-жественного присутствия и вдохновения, где он сможет постигать Его. Творец изрекал устами пророка: «И будет после того, изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (книга пророка Иоиля — Йоэль 3:1).

Несмотря на то, что в эпоху Машиаха у человека останется свобода воли, все его мотивы будут направлены на то, чтобы следовать учению Творца и делать добро. Всё будет осуществляться так, будто силы зла окончательно поражены и уничтожены. Как и предрекал пророк: «Вложу Я Тору Мою в глубину души их, и в сердце их впишу Я её. И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый брата своего, говоря: «Познай Б-га», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня» (книга пророка Иеремии — Ирмеяѓу 31:32-33).

Пророк также сказал во имя Б-га: «И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти» ((книга пророка Иезекииля — Йехезкель 36:26). То есть, склонность к созиданию добра будет настолько укрепляться в человеке, что ему станет чуждо пристрастие физического влечения и удовольствия. Напротив, приоритет возьмут духовные ценности, стремление служить Творцу и соблюдение заповедей Торы. Вот почему Тора нам обещает: «И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое (для большей чувствительности) и сердце потомства твоего, чтобы любить Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, ради жизни твоей» (Дварим 30:6).

Религиозная практика

Машиах не станет изменять нашу религию никаким образом. Все заповеди останутся актуальными во все времена эпохи Машиаха. Из Торы никто ничего не убавит и к ней ничего не прибавит.

Существует мнение, что единственными книгами Священного Писания станут Тора (Пятикнижие Моше) и Мегилат Эстер. Объяснение такого взгляда в том, что все учения пророков могут быть унаследованы из Торы, и, коль скоро Машиах в совершенстве раскроет все учения Торы, пророческие писания больше не понадобятся.

В эру Машиаха восстановятся жертвоприношения. Но приняты будут лишь некоторые жертвы, которые и станут приношением благодарения. Так как Всевышний обрежет сердце человека, желание греха оставит его, следовательно, исчезнет необходимость в жертве во имя искупления грехов.

Из всех молитв, которые мы сегодня произносим, останутся только молитвы благодарности Творцу.

Никогда ни один из наших мудрецов не жаждал эпохи Машиаха с целью властвовать над людьми и править миром. Они не желали возвеличивания, чтобы народ чествовал и почитал их, не хотели находить удовольствие в еде, питье и развлечениях. Они стремились к одной-единственной цели — свободно постигать учение Торы и вникать в её мудрость. Они добивались того, чтобы ничто не помешало им и не сбило их с пути истинного, дабы они сохранили свое служение и преданность Творцу и были удостоены права войти в жизнь грядущего Мира.

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *