Приглашаем в путешествие по Касимовской земле –
земле новомучеников

Горящая лампада

Анемнясево — место, освященное страданием и святой жизнью блаженной Матроны Анемнясевской. В детстве она ослепла. С 10 лет, изувеченная матерью, она не ходила и больше не росла. Отроковице трижды являлась Богородица. За терпение и смирение Господь послал ей великий дар любви – помогать молитвой и советом. Матрона Белякова претерпела репрессии и была арестована вместе с десятью своими почитателями и помещена в Бутырскую тюрьму. В день памяти блаженной Матроны, 29 июля, да и в будние дни, сюда, к маленькой часовенке, приезжают паломники из разных уголков России. К ней обращаются в житейских нуждах, а бездетные семьи молят о даровании детей. Здесь ведутся работы по строительству небольшой деревянной церковки в ее честь.

Каменная сказка

С. Погост славится белокаменными храмами. Эти памятники церковного зодчества XVIII-XIX веков и сейчас своей незаурядностью и нестандартностью поражают заезжих туристов. Как некое архитектурное разнотравье стилей демонстрируют каждый свою историческую эпоху: древнерусскую, классическую и «век девятнадцатый – мятежный строгий век».

«Замок времен средневековья»

Троицкая церковь (начало постройки 1802 г.) больше похожа на средневековый замок. Она не имеет аналогов в России. Двухэтажный собор — редкий образец псевдоготического стиля, сочетает черты барокко и классицизма. Троицкая церковь хранит немало неразгаданных тайн. Многие из них связаны с основателями чугунолительных заводов — братьями Баташовыми. Под храмом и вокруг него имеется много подземных ходов. В храме 6 алтарей. Главная святыня – чтимая икона блаженной Матроны с неугасимой лампадой. Большой колокол – свидетельство чуда – дар за исцеление жены московского бизнесмена в 2000 г.

Даньково — затерянный мир

Небольшая деревянная церковь — федеральный памятник 18 века. Главная святыня — Казанский образ Богородицы. Почитается как чудотворная. Икона несколько раз обновлялась, а в последние 20 лет мироточит. Еще одна почитаемая святыня — икона великомученицы Параскевы. Сохранилось устное предание о явлении Параскевы Пятницы народу в 1648 г.

Часовня трех чудес

Сохранились устные предания о неоднократном явлении в касимовской земле Параскевы Пятницы и Николая Угодника. На трассе Гусь-Железный — Касимов на левой стороне обочины стоит часовенка Николая Угодника, построенная в память о трех чудесах помощи святого, о чем и сделана надпись на плите.

Родина касимовских Маккавеев

Во время гонений XX столетия на церковь в Сынтуле было арестовано семь священнослужителей, подобно семи библейским мученикам макковеям. Пятеро из них были приговорены к расстрелу, остальные отправлены на Соловки. Все они были причислены к лику святых. Мощи священноисповедника и духовника Матроны Анемнясевской Александра Орлова находятся в Покровском храме.

Серебряный источник

Святому источнику в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» более 400 лет. Многие болезни и недуги лечатся святой водой источника. Здесь деревянная часовня и удобная купальня. Еще в IXX веке в храме с. Митино произошло чудо исцеления, связанное с этой иконой. Мальчик, не ходивший до семи лет, после молебна перед иконой встал и пошел.

Памятник покаяния

Храм мученика Диомида был задуман как усыпальница для рода местных помещиков Гильденбрантов как покаяние вдовы из-за скорой свадьбы. В стенах приготовлены места для гробниц.

Телебукино – пристанище для паломников

Однокупольный храм с шестиколонными портиками на фасадах и с купольной ротондой в завершении. Почитаемая святыня – икона св. благ.

Блаженная Матрона Анемнясевская

Александра Невского с частицей мощей. Рядом с храмом выстроено два церковных дома. Здесь можно остановиться на ночлег, чтобы дальше продолжить путешествие, или побыть несколько дней, отдохнуть вдали от городского шума и подумать о более важных вещах, чем те, которые нас окружают в обычной жизни. В одном из церковных домов есть все условия для отдыха: кухня, туалет, душевая. Со вкусом подобран интерьер комнат. Рядом есть еще один церковный дом, поэтому около храма могут устроиться на ночлег до 40 человек – целый автобус путешественников. Можно остановиться и пожить семейным людям.

Уважаемые гости!
Откройте для себя удивительный мир касимовской земли,
сочетающей древнюю историю и освященной подвигом новомучеников.

Молитвы святой блаженной Матроне Анемнясевской

Полезно? Поделись ссылкой!

Тропарь святой блаженной Матроне Анемнясевской, глас 8-й

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак святой блаженной Матроне Анемнясевской, глас 8-й

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обуреваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавитися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Молитва первая святой блаженной Матроне Анемнясевской
об исцелении болезней и укреплении веры

О, преславная и достоблаженная мати Матроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое молим тя, угоднице Божия, умоли всещедраго Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждших возвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати. Огради нас, мати Матроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждо благопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистинну вемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего. О, блаженная мати Матроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Господь ничесоже боятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцем со мученики возрадоватися во Царствии Небеснем. Ей, мати Матроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостне воззовем к Нему: не отрини ны Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой блаженной Матроне Анемнясевской
о даровании детей

О, блаженная мати Матроно, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорби душевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дастся вам, и паки: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на Небесех. Услыши убо воздыхания наша и донеси я ко Престолу Владычню, идеже ты предстоиши, вемы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты Небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует.

Матрона Анемнясевская

Воистинну, Бог идеже хощет побеждается естества чин, творит бо елика хощет: яко сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с нимиже моли, тако да сотворит Господь Бог и нам по милости Своей и неизреченому человеколюбию. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. Аминь.

« Молитвы святым Марфе и Марии, сестрам ЛазаряМолитвы святой блаженной старице Матроне Московской »

В ХХ веке на небосклоне святых, в земле российской просиявших, появились сотни новых имен. Великие эти молитвенники были нашими современниками. Их могли знать и даже знали наши отцы и деды.

Рушились тогда церкви, сжигались иконы, но молились днем и ночью за нас эти смиренные подвижники и вымолили и Победу в страшной войне, и возвращение Православной Веры в наши души. Бог даст, и Россия поднимется из руин, как поднимаются из обожженных развалин в высокое небо синее сверкающие купола с побеждающим тьму Крестом.

А сегодня наш рассказ о святой земли рязанской — о МАТРОНУШКЕ АНЕМНЯСЕВСКОЙ. День прославления — 9/22 апреля. Память с Собором Рязанских святых — 10/23 июня.

Это произошло в тридцатые годы. Врачу Сергею Алексеевичу Никитину, сидевшему в лагере и ждавшему своего освобождения, грозило большое увеличение срока за его попытки помочь слабым людям, освобождая их от работы и отправляя в больницу. Расстроенный, он не знал, что и делать, и уже не надеялся выйти из лагеря. Тогда-то он услышал от своей медсестры удивительный совет: "Обратись за помощью к Матронушке. Господь дал ей особую силу молиться: за кого она начнет молиться, то обязательно вымолит".

— Да как же я к ней обращусь? Письмо-то мое опоздает, — грустно спросил врач.

— А ей писать не надо, вы покличьте! Крикнете громко три раза: "Матронушка, помоги мне, я в беде!". Она услышит и вас вызволит.

Врач в этот же вечер все так и сделал — прошептал свое прошение, обратившись в сторону Рязанской области. Хоть и сомневался, что живущая за сотни километров женщина его без рации и проводов услышит.

Прошли дни, месяцы — его так никто не тронул, зато начальство вокруг почему-то сильно поменялось. Освободили врача в срок, и он, как тогда обещал себе, сразу же отправился поклониться неизвестной женщине, спасшей его. Нашел и деревню Анемнясево, и дом. Вошел в избу, а в комнате стоит стол посередине, а на нем большой ящик.

— Можно войти? — громко спросил врач.

— Входи, Сереженька, — раздалось из ящика.

Заглянув в него, он увидел маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо светлое, ласковое.

Поздоровавшись, спросил:

— Откуда вы знаете мое имя?

— Да как же мне не знать, — зазвучал ее слабый чистый голос. — Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю.

И в долгой беседе Матрона предсказала врачу, что он будет священником и даже епископом. И это все исполнилось.

Родилась Матрона в бедной крестьянской семье Беляковых в ноябре 1864 г. В семь лет заболела она оспой, все тело покрылось нарывами. "Мать не лечила меня, — вспоминает Матреша, — и не молилась за меня Богу. Лежала я на печке, где было много всякого сора, поэтому мать меня всю вымыла, после чего все тело мое распухло, я ослепла и долго проболела…"

Слепой девочке поручили нянчить младших сестренок и братьев. Тяжело было справляться с этим. Раз она нечаянно оступилась и уронила сестренку с крыльца, страшно испугалась и заплакала.

"В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, — вспоминает Матреша, — что мне очень тяжело и трудно стало, и в этот момент я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Видение повторилось три раза, и я все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше била меня. Во время последнего видения Царица Небесная дала мне утешительную записочку, — говорила Матреша. — После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала…"

Побои матери навсегда лишили девочку возможность ходить и что-то делать. Она могла только лежать — нелюбимая и попрекаемая за все.

Это была жизнь мученицы, пригвожденной к одру.

— Много слез ты пролила в жизни-то?

— Ох, много. Да Господь утешал меня. На одиннадцатом году явилась мне Сама Царица Небесная и дала мне утешительную записочку. А в другой раз видела во сне, как сейчас помню, в субботу на Фоминой неделе, Сам Спаситель сошел со креста и вместе с Матерью Своей Царицей Небесной подошел ко мне. У Спасителя-то Батюшки на руках и на ногах раны от гвоздей, и кровь течет. Я приложилась, грешная, к Его ручке, и, когда проснулась и отерла губы, у меня на губах была кровь…

Матреша со слезами рассказывала об этом видении и в конце рассказа заплакала, слезы так и лились…

Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Первым за помощью пришел к Матреше крестьянин ее же деревни, по специальности пильщик. Ей тогда было уже семнадцать.

— Матреша, — сказал он, — вот ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину-то, может быть, и пройдет от тебя. Лечился, а доктора не помогают.

Матреша исполнила его просьбу, и боли в спине, действительно, прекратились. С тех пор все больше и больше стали к ней люди ходить со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества! К Матреше шли жители не только из окрестных мест, но и из дальних. Со всего Отечества шли. Причем шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод.

— Однажды, — вспоминает Матреша, — в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подаренное ей одной из своих почитательниц, закрывавшее ее совсем с ногами, по длине своей равнялось только 91 сантиметру. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло. Матрена легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом. "Голосок у нее, как колокольчик", — говорили слышавшие ее пение.

Весь Божий мир был сосредоточен для Матрены здесь — в стенах ее маленькой убогой комнатки. Но и в этих крайне тяжелых и стеснительных условиях Бог даровал Матреше увидеть другой мир — мир чрезвычайно богатый, полный внутреннего содержания, интереса и смысла.

И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого духовного совершенства, но и сделаться центром и источником религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями и получали у нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". Особенно важной считала Матреша молитву об умерших.

Матреша часто причащалась Святых Христовых таин, каждый месяц обязательно. Она приглашала к себе своего духовника — приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась.

Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.

Из святых мест с наибольшим благоговением Матреша относилась к Старому Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.

— Когда идешь к Матреше, — говорит народ, — то все шаги благословенны, каждая дорожка что-нибудь дает.

Одна женщина жаловалась Матреше, что она очень редко может ходить в церковь.

— У меня полна изба ребят, — говорит женщина, — ребята учатся, я должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. Рада бы пойти, да нельзя дом-то бросить.

Матреша дала этой женщине икону Божией Матери, известную под названием "Запечной", и при этом ничего не сказала. На иконе этой изображена Божия Матерь в том виде, в каком Она явилась одной женщине, которая, будучи привязана к домашнему хозяйству, молилась за печкой. Этим Матреша дала понять женщине, что Царица Небесная слышит везде усердную молитву.

Почитатели Матреши верят, что если она дала ту или иную иконку, то с этой иконкой, с изображенным на ней священным событием или святым связан особый смысл, особое значение, которое имеет данное изображение для человека, получившего эту иконку. Если Матреша дает кому крестик, то это значит, что она благословляет такого человека на подвиг, на страдания, ожидающие его.

Масло, по ее благословению, народ брал из ее лампадки, которая неугасимо горела перед иконами в ее комнатке, а иногда давала масло, принесенное ей кем-нибудь из святых мест. Маслом Матреша советовала мазать больных и вообще страждущих.

Очень любила Матреша ладан и говорила, что он изгоняет нечистых духов. Советовала окуривать ладаном дом в праздник, пускать ладан в горящий самовар и пр. Нередко советовала больным кипятить воду с ладаном.

Больным помогали также вещи, которые были у Матрены.

Так жила и помогала своими молитвами людям маленькая святая страдалица. Скольких людей она спасла от тяжелых болезней, сколько людей окрест не начинали ни одного дела без ее благословения и этим спасались в те трудные годы… Но тогда время в стране было грозное, темное… И вот летом 1935 года заведено было дело на "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". Арестовали 10 человек, их отправили в Рязань и Москву, а Блаженную Матрону боялись трогать.

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили "изъять" Матрону Григорьевну Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации".

Из дела видно, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок к Матроне, ее имя и светлый ее образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем.

Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник — священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках и в Медвежьегорсклаге и умерший у себя на родине, после освобождения, в 1941 году).

Наконец была послана машина и за Блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:

— Ой, какая легкая!

Матрона сказала:

— И твои детки такими легкими будут.

И все вышло по ее словам. Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Сын был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста Блаженной Матроны.

Председатель, "изымавший" Блаженную Матрону, умирал очень тяжело. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары.

Добрый день!

Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

— Это тебе не Матрешеньку поднимать!..

Наконец он позвал священника и искренне и горячо покаялся в своих грехах, и умер в мире с Церковью.

Жительница Белькова сказала про арест Матреши:

— Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица…

В Москве Матрона тогда прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что ее стали почитать почти все заключенные, которые начали в своих камерах петь акафисты и молиться.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело Блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных — хронически больных.

Документально засвидетельствовано, что Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Ее могила пока остается безвестной.

Молитвенную помощь Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад — и сейчас, в эти дни, в том числе и пишущий эти строки много раз отмечал помощь Матроны, приходящую в ответ на молитву. Думается, и все, кто будет обращаться за помощью к ней, получат просимое. Верим, что новые подвижники и святые молятся о нас, а мы должны с благодарностью чтить их и творить их память здесь, на земле.

Житие святой Блаженной Матроны Анемнясевской составили священник Николай ПРАВДОЛЮБОВ и Владимир ПРАВДОЛЮБОВ. Завершил работу протеирей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ.

Молиться святой Блаженной Матроне Анемнясевской нужно так:

Тропарь, глас. 8:

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанской стране блаженная старица святая Матрона, ея же память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнях, бедах и скорбях терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас той же:

В немощех силу, в слепоте очи нетленные обрела еси,

пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обуреваемым. Тем же чтущих твою память не остави в молитвах, и помози нам избавиться от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

peoples.ru

Скажи!

Первый раз я попал в Анемнясево случайно. Чуть более года назад ранней весной мы ехали с будущей супругой в Муром, шел мокрый снег, залепляя ветровое стекло автомобиля так, что дворники едва справлялись. Поэтому указатель на Анемнясево вызвал желание заехать в эту деревню, чтобы остановиться и отдохнуть. Конечно, я слышал раньше о блаженной Матроне Анемнясевской, именуемой в народе Рязанской, но где именно находится Анемнясево, не знал. Свернув с оживленной касимовской трассы на неширокую грунтовую дорожку, которую обступил с обеих сторон сосновый лес, я не сразу осознал, что для моей легковой машины этот путь может стать непроходимой преградой. Но отступать было уже поздно. Через пару километров появилась деревня, которая показалась маленькой и какой-то заброшенной. Оказалось, на сегодняшний день постоянно здесь проживает чуть более сорока человек, хотя еще в начале ХХ века это было богатое поселение на 300 дворов.

В центре села обнаружилась небольшая часовенка, табличка перед входом гласила: «Сия часовня установлена на месте подвигов святой блаженной Матроны, исповедницы Анемнясевской». Несмотря на промозглую погоду, в часовне оказалось на удивление тихо и уютно, было видно, с какой любовью и заботой она обустроена. На небольшом столике стояла фотография Матроны и лежали ее личные вещи, накрытые стеклом. Помолившись, мы покинули Анемнясево и с большим трудом вернулись на свой основной маршрут.

После возвращения из поездки мне захотелось побольше узнать о Матроне Анемнясевской. Матрона родилась 6 (18) ноября 1864 года в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Семья её считалась самой бедной в деревне, отец был горьким пьяницей. Матрёша переболела оспой, ее никто не лечил, и после болезни девочка ослепла. Её обязанностью в семье стало нянчить младших сестрёнок и братишек. Однажды, оставшись с младшей сестрёнкой, слепая Матрёша уронила девочку с крыльца. Мать, увидев, что случилось, стала бить слепую девочку. Трижды за время избиения Матрёша увидела Царицу Небесную, которая сказала ей какие-то слова, но тайну этих слов она не открыла никому до конца своей жизни. После побоев слепая изувеченная девочка потеряла возможность ходить. И до самой смерти она не вставала. С того времени, как она получила увечья (а ей тогда было 10 лет), Матрёша не росла. Уже взрослая она выглядела, как ребёнок. В родительском доме Матрёша пролежала 17 лет, находя утешение только в молитве. Однажды у нее открылся дар лечить хвори. К ней стали ходить люди со своими нуждами и болезнями.

матрона анемнясевская храм в москве

Вскоре Матрёша вместе с сестрой Дарьей переселилась в домик, выстроенный специально для нее добрыми людьми. Но сестра относилась к блаженной только как к источнику дохода. Матрёша опять была вынуждена переселиться, теперь она переехала к своему племяннику, человеку верующему и доброму.

2 августа 1935 года было принято жестокое решение «Белякову Матрёну Григорьевну отправить на принудительное лечение». Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16 июля 1936 года в Доме хронических больных в Москве. Была похоронена на Владыкинском кладбище. В 1970-х годах, когда строили магистраль около храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, несколько захоронений у стены церкви перенесли. Где сейчас находится могила Матронушки Анемнясевской, точно не известно.

Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества. Также я нашел информацию о том, что по благословению епископа Касимовского и Сасовского Дионисия в 2014 году начаты работы по строительству в деревне Анемнясево храма в честь святой блаженной исповедницы Матроны Анемнясевской.

В этом году в начале мая мы с супругой решили повторить поездку в Анемнясево. Каково же было наше удивление, когда на месте прежних буераков оказался новенький асфальт. Мы быстро доехали до деревни, издали увидев купола нового храма. Местный житель, которого мы встретили недалеко от храма, рассказал, что при установке куполов был пасмурный и дождливый день, а как только работы были завершены, тучи разошлись и на небе засияло солнце. Это очень символично, поскольку перекликается с первыми строками тропаря блаженной Матроне Анемнясевской: «Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона».

Новый храм очень красив, гармонично сочетается с часовенкой Матроны, расположенной неподалеку. Село уже не выглядит недоступным и умирающим, мы увидели немало ребятишек, которые резвились перед добротными сельскими домами. Уверен, блаженная Матрона и в дальнейшем не оставит свою малую родину, да и всю землю Рязанскую, без попечения. Святая блаженная старица Матрона, моли Бога о нас!

Максим КУЗНЕЦОВ

  Белякова Матрена Григорьевна
ГодРождения = 1864
ДеньРождения = 6
МесяцРождения = 11
МестоРождения = Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
Известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матреши или Матроны Анемнясевской. Есть слух, что Матреша была пострижена в иноческий сан саровскими старцами с именем Мардария, но сама она об этом ничего не говорила

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
МестаПроживания
Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
ГодНачалаПроживания = 1864
ДеньНачалаПроживания = 6
МесяцНачалаПроживания = 11
ГодОкончанияПроживания = 1935
Родители Матреши были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. По внешнему виду они были людьми хилыми, и казались какими-то недоразвитыми. Отец слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство — шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве, Матреша была четвертой. До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком. С самого раннего детства родители почему-то невзлюбили ее. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка выздоровела, но навсегда осталась слепой. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестер и братьев. Три года едва справлялась слепая девочка с этим делом. Однажды, когда ей было уже десять лет, она нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Матреша нечаянно уронила девочку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала, и сама со страха прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила Матрешу и начал бить. Девочке так стало тяжело от побоев, что в этот момент ей привиделась Царица Небесная, о чем она сказала матери, но та ее еще сильнее стала бить. Так видение повторилось три раза, и она все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше и больше била ребенка. С этого момента началась для Матреши более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать. Она стала совершенно беспомощной, могла только лежать, и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь. Это была жизнь, мученицы, пригвожденной к одру. Сначала Матреша лежала в своем родном доме, потом перешла в свой собственный домик, где жила вместе со своею сестрой, и в последнее время лежала у своего племянника. Сколько в течении своей жизни вытерпела Матреша обид и горя, сказать мудрено, но она терпеливо несла свой тяжелый крест, дарованный ей Богом. Казалось бы, что родные должны были облегчить ей страдания, но на деле этого не было. Напротив, своими неродственными отношениями они еще больше усиливали и без того невыносимые тяжелые страдания. "Я видела во сне три креста на себе, — говорила Матреша, — один от скорбей и болезней всю жизнь, другой крест от родных, третий от всей вселенной, от народа, который ходил ко мне всюду…" Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девочки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Однажды к ней пришел заболевший крестьянин: "Матреша, — сказал он, — вот уж как ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит.. Потрогай-ка спину-то, может быть и пройдет от тебя…" Матреша исполнила его просьбу — и он выздоровел. С тех пор все больше и больше стали ходить люди со своими нуждами и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли жители не только окрестных мест, но жители и дальних, и иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно. По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Но в крайне тяжелых и стеснительных условиях Господь даровал Матреше увидеть другой мир — мир чрезвычайно богатый, полный внутреннего содержания, интереса и смысла. С нашей обычной житейской точки зрения это явление кажется удивительным и почти необъяснимым. Матреша является особенной и оригинальной подвижницей. Очевидно, беспрерывная цепь испытаний и горя, переживаемых Матрешей с необыкновенным терпением с самого раннего детства, была для нее школой, тем великим подвигом, в горниле которого очистилась ее душа, мысль и сердце отрешились от всего земного, утвердилось и окрепло постоянное стремление в мир другой, высший, который постоянно предносился ее духовному взору. Душа ее преисполнилась живой верой и надеждой на Бога, сердце ее зажигалось деятельной любовью ко всем и каждому. отозвалась полным состраданием и сочувствием на всякое несчастье, горе, беду, на всякую немощь человеческую. И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого духовного совершенства, но и сделаться центром и источником религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями, и получали от нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни. Матреша отличалась необыкновенной отзывчивостью. С каждым, кто к ней приходил, она говорила, давала советы, делала то или иное указание. Мужчины и женщины, старые и молодые, люди разных положений, профессий, состояний одинаково шли к ней, и каждый встречал с ее стороны одинаково глубокое сочувствие. Никто не знает как она молилась Богу. Известно только, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и песнопения, которые она мгновенно запоминала после первого ей прочтения вслух. В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". При том она сказала о себе, что и она сама старается молиться беспрестанно. Матреша часто причащалась Святых Христовых Тайн, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника — приходского священника, и день принятия Св.Тайн был для нее самым радостным днем. Пять раз в течении своей жизни она соборовалась. Особенно строго она соблюдала посты.

Святая Блаженная Матронушка Анемнясевская

В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Своих посетителей Матреша учила тому, как надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не привязываться к земному.

Учила жить "по-Божьи": исполнять закон Божий, молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твердо и безропотно нести свой крест, ниспосланный Богом, — вот основная мысль ее бесед и наставлений. В своих беседах с посетителями Матреша очень часто приводила тексты Священного Писания, и Особенно много из Евангелия. Часто ссылалась на факты и события из Священной истории, полагая их в основу своих наставлений и научений. Не менее часто приводила Матреша примеры из житий святых, ставя их высочайшим образцом и примером религиозно-нравственной жизни, учила молиться им и стараться подражать в своей жизни. Молиться советовала различно, каждому сообразно с его положением. Беседы и наставления Матреши с посетителями были чрезвычайно разнообразны в зависимости от разнообразия тех обстоятельств, среди которых ей приходилось вести эти беседы и давать свои наставления. Матреша, как будто видя человека насквозь, обычно указывала на самое больное его место, требующее врачевания, и тем заставляла его осознать свою болезнь, о существовании которой он до сих пор, может быть, и не подозревал, встать на путь исправления. При этом Матреша указывала именно только на один порок, одну болезнь, заставляя тем человека сосредоточить свое внимание на одном недостатке, а не распыляться во многих направлениях, что затрудняет борьбу с собой и не всегда приводит к желательным результатам. Матреша постепенно вела человека по пути исправления. И нужно сказать, что руководство это выходило далеко за пределы личной жизни того или иного из ее посетителей. Указания, советы, наставления Матреши, сделанные ей одному лицу, делались достоянием многих и многих. Здесь у Матреши, как говорили ее почитатели один учился у другого. Многие из почитателей Матреши на себе испытали это систематическое благодатное ее руководство и потому старались возможно чаще пользоваться ее советами и наставлениями, прибегая к ней в минуты сомнений, несчастий и скорбей душевных, в те тяжелые минуты, когда колеблется почва под ногами, и человек, чувствуя свое бессилие, сильнее нуждается в твердой опоре, твердом руководстве духовном. В окрестностях Анемнясева очень многие не только посещали Матрешу в трудных обстоятельствах своей жизни, но жили всецело "по благословению Матреши" — ни одного дела не начинали без ее благословения, так что духовное руководство простиралось на всю их жизнь
Аресты
Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
ГодАреста = 1935
Летом 1935г. в Белькове было заведено дело "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". началось оно с доноса на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и написанной им и его братом, и приготовленной к печати (книга представляла жизнеописание Матроны, и рукопись ее сохранилась в следственном деле). Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Москву и Рязань, а Матрону боялись трогать. Наконец было собрано колхозное собрание, на котором было постановлено "изъять" Матрону Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации". В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания ее дальнейшей судьбы. Из него видно только, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок в Матроне, ее имя и светлый образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем. Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник —
священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках). После отправки заключенных в Рязань, была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с постели. Матрона закричала тоненьким голосом. Народ оцепенел. (За свои грехи председатель был наказан: его дети, по предсказанию Матроны, после ее ареста перестали расти, сам председатель несколько лет спустя очень тяжело умирал. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: "Это тебе не Матрешеньку поднимать!.." Но он позвал священника и искренно и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью".) Жительница Белькова сказала про арест Матреши: "Не уберегли такую святыню, отлетела как птица…" Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год
Осуждения
ГодОсуждения = 1935
ГрупповоеДело = "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г."
Неизвестно, была осуждена или нет, но по ее делу было осуждено несколько человек
МестаЗаключения
Москва, Бутырская тюрьма (?)
ГодНачалаЗаключения = 1935
ГодОкончанияЗаключения = 1935
Предположительно она была заключена в Бутырскую тюрьму, где были заключены все ее "подельники". Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных
Москва, Дом хроников имени Радищева
ГодНачалаЗаключения = 1935
ГодОкончанияЗаключения = 1936
ДеньОкончанияЗаключения = 29
МесяцОкончанияЗаключения = 7
По другим сведениям, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных — хронически больных
Кончина
1936
ДеньСмерти = 29
МесяцСмерти = 7
ПричинаСмерти = умерла в заключении
МестоСмерти = Москва, Дом хроников имени Радищева
МестоЗахоронения = Москва
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Пресвятой Богородицы во Владыкине. Вероятно, Матрона была похоронена на кладбище рядом с Домом хроников — Владыкинском. В настоящее время, в связи с реконструкцией кладбища, ее могила остается безвестной. Молитвенную помощь блаженной Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад, но и сейчас
Канонизация
1
Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова)
ДатаКанонизации = 22.04.1999
КемКанонизирован = Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Местночтимая Рязанской епархии
Дни_памяти
1
ДатаПамятиСтСт = 16/07
ДатаПамятиНовСт = 29/07
ПояснениеДатыПамяти = день преставления, летняя память

2
ДатаПамятиСтСт = 10/06
ДатаПамятиНовСт = 23/06
ПояснениеДатыПамяти = память с Собором Рязанских святых

2
Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова)
ДатаКанонизации = 20.08.2000
КемКанонизирован = Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
КтоПредставил = Рязанская епархия
Дни_памяти
ПояснениеДатыПамяти = Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02 Тропарь, глас 8: Яко зарница небесного огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнехъ, бедахъ и скорбехъ терпение, и душамъ нашымъ велию милость. Кондак, глас тойже: Въ немощехъ силу, въ слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духомъ насилася еси, младенствующи теломъ, была еси мати скорбящимъ и обуреваемымъ, Темже чтущихъ твою память не остави в молитвахъ, и помози намъ избавитися отъ греховъ покаяниемъ, и улучити съ тобою Царство Небесное
Публикации
1 Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/ Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. М.: Святитель Киприанъ, 1999. — 72 с.
2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

(c) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет.
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnMl9XUp

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *