Кто имеет уши слышать, да слышит

Не напрасно Христос Господь говорит в Евангелии: «Имеющий уши слышать, да услышит». Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши телесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), – но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – говорит Христос Господь (Откр.3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: «еффафа», то есть: отверзись» (Мк.7:34).

Сокровище духовное, от мира собираемое.

Примечай, что Господь говорит во Евангелии: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Видишь, что надо не только уши иметь, но еще и «уши», чтобы «слышать».

Все люди имеют уши, но не все имеют «уши», чтобы «слышать». Видишь, что есть другие уши, которыми слышим Слово Божие, то есть уши души. Кода эти уши заткнутыми имеем, то нам никакой пользы Слово Божие не подаст, как глухим. Ибо хотя оно и воспринимается внешним слухом, но поскольку внутреннего слуха не имеет человек, то и не доходит слово до души, как не доходит всякий глас до глухого человека.

Отсюда бывает, что слышит человек проповедь Слова Божия, и часто хвалит, но тем словом не обновляется, не подвигается и не возбуждается к покаянию и его плодам, и так бесплодно бывает для него слово. Ибо какая глухому польза от слова? Никакой. Когда слышит, что царь земной, или господин его, или отец ему приказывает или обещает что, то с радостью и надеждой делает и надеется на то. Почему? Потому что внешними глазами видит их и ушами слышит, и обещанное видит. Бога ли, Царя Небесного, великого и страшного, не будет слушать и обещанию Его неложному не будет веровать, если душевными очами видит Его и уши души отверстыми имеет?

Итак, знак неведения Божия в душе и глухоты ее в том, что человек Слова Божия не слушает и заповедей Его не исполняет. В таком человеке, хотя бы он и премудрым был, и око и ухо души закрыты тьмой и мглой, как покрывалом. Помышляй и помни, что Бог, слово Которого в святых книгах содержится, тебе говорит, душе твоей, а не телу твоему, и подлинно так, душе твоей повелевает, запрещает, обещает, грозит, открывает, зовет к себе, отводит от гибели, и призывает к вечному блаженству, велит мир презирать и вечной жизни искать, – и молись Иисусу, Который «глухому и косноязычному слух отверз и разрешил узы его языка» (Мк 7:32–35), – и тогда услышишь Слово Божие не только внешними ушами, но и внутри тебя.

Тогда душа твоя обновляться и переменяться будет, тогда сам себе удивляться будешь, так как иначе все будешь слышать, чем прежде слышал. Тогда с Давидом будешь говорить: «Сколь сладки для гортани моей слова Твои, Боже» (Пс 118:103). И еще: «Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра» (Пс 118:72). Если царя земного слова и речь с радостью и сладостью слушает человек, то Бога ли не послушает? Ибо Божие Слово сладкое, любезное, животворящее, увеселяющее, будучи словом уст Божиих. Хотя бы и через людей нам говорил Бог, но от уст Его святых произошло слово то. Тогда, слыша Евангелие читаемое, услышишь как бы Самого Христа говорящего, ибо те же слова читаются там, которые говорил Христос, когда по земле ходил.

Всему этому начало – прозрение души и отверстый слух ее. Ибо эти чувства, зрение и слух, как внешние на теле, так и внутренние в душе являются главнейшими. И как тело без них слепо, глухо и бедно, так без того и душа слепа и глуха, и потому в великом бедствии находится.

Письма келейные. Письмо 102.

I. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ (13:1-23)

Матф. 13:1-9 (Мар. 4:1-9; Лук. 8:4-8). Продолжая свое служение перед народом, Иисус прибег к тому, к чему прежде не прибегал. Впервые в Евангелии от Матфея читаем, что Он заговорил притчами. В греческом языке «притче» соответствуют два слова, которые можно перевести как «идти бок о бок». Подобно примеру, притча дает возможность сравнить известную истину с неизвестной, т. е. как бы ставит их «бок о бок».

В первой из семи притч, сказанных Иисусом и записанных в этой главе, Он говорит о сеятеле, вышедшем сеять на поле свое. При этом ударение делается Спасителем на результате сеяния, ибо семена, брошенные сеятелем, упали на четыре вида почвы: при дороге (3:4), на места каменистые (стих 5), среди терниев (стих 7) и на добрую землю (стих 8). Отчего и получено им было четыре разных результата.

Матф. 13:10-17 (Мар. 4:10-12; Лук. 8:9-10). Ученики сразу же заметили перемену в методе Иисуса, а потому спросили Его: для чего притчами говоришь им? Господь привел на это несколько причин. Во-первых, Он заговорил притчами с целью продолжать открывать истину Своим ученикам — тем, которым уже дано знать тайны Царствия Небесного. В Новом Завете под «тайной» понимаются истины, которые не были открыты в Ветхом Завете, но теперь, т. е. в новозаветное время, открываются избранным.

Так или иначе, употребление различных этих «терминов», по-видимому, неслучайно у него, ибо, когда он пишет о «Царстве Божием», то имеет в виду только спасенных; понятие же «Царства Небесного» употребляется им тогда, когда, наряду со спасенными, подразумеваются и такие люди, которые называют себя христианами, но на деле ими не являются. Это видно из притчи о пшенице и плевелах (толкование на 13:24-30,36-43), из притчи о горчичном зерне (толкование на стихи 31-35) и из притчи о неводе (толкование на стихи 47-52).

Примечательно, что Иисус ничего не говорил о «тайнах» Царства Небесного до тех пор, пока народ в целом не принял решения относительно Него. Решение это предопределили вожди народа, когда приписали Его Божественную силу сатане (9:34; 12:22-37). После этого Иисус и начал открывать некоторые дополнительные вещи, неоткрытые в Ветхом Завете, — относительно царствования Своего на земле. Многие ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия освободит израильский народ и установит Свое Царство.

И вот Иисус пришел, чтобы предложить его иудеям (4:17). Но они отвергли Мессию в лице Иисуса (12:24). Что же в свете этого отвержения должно было теперь произойти с Царством Божиим? Из открываемых Христом «тайн Царства» следовало, что между отвержением Царя и последующим принятием Его Израилем пройдет неопределенно долгое время, целый Век.

Второй причиной, по которой Иисус стал говорить притчами, было Его желание скрыть смысл открываемого Им от неверующих. «Тайны» Царства Божиего были рассчитаны на Его учеников, а не на книжников и фарисеев, отвергнувших Его (11б: …а им не дано). В сущности у них таким образом «отнималось» даже то, что они знали прежде (стих 12), тогда как знание учеников — «приумножалось» (стих 12). То есть поучение Иисуса притчами как бы содержало в себе элемент наказания. Иисус говорил при большом стечении народа, но то, что не вполне понимали и ученики, мог объяснить им наедине.

От редактора: Существует и такое понимание слов Христа, записанных Матфеем в стихе 13. Высокие, но «отвлеченные» истины, которые таит в себе Царство Небесное, не были доступны людям в их массе. Но воплощенные в знакомых им образах, они все-таки делались «ближе» им: глаза у них открывались, уши отверзались и ум «заинтересовывался»; возникало таким образом побуждение к уразумению дальнейших истин, которые в притчах были представлены в символах и образах. В сущности тем, которые «видя не видят, и слыша не слышат», говорить вообще бесполезно. Но Иисус говорил и им — притчами. Он мог при этом иметь в виду следующее: если не хотят понимать, то не поймут ни в какой форме, но при малейшем желании понять — притчу с ее знакомыми им образами, возможно, уразумеют скорее, а, захотев понять глубже, может быть, научатся различать под покровом притчи тайны Царства Небесного.

В-третьих, когда Господь говорил притчами, то над народом сбывалось пророчество Исаии (Ис. 6:9-10). Этому ветхозаветному пророку при вступлении его на служение Бог сказал, что люди не будут понимать его слов. То же случилось и с Иисусом. Он проповедовал слово Божие, и многие слушали Его, но не разумели (Матф. 13:13-15).

В отличие от «многих», ученики были блаженны, потому что очам их дана была привилегия видеть (понимать), а ушам — слышать те истины (стих 16), познать которые были бы счастливы ветхозаветные пророки и праведники (стих 17; сравните 1-Пет. 1:10-12).

Ученики Иисуса слышали то же самое, что и вожди народа, и сам народ, замороченный ими, однако отношение к услышанному было у них различным: первые отвечали на него верою, вторые — услышанное отвергали. Но отвернувшимся от света Бог дополнительного света дать не пожелал.

Матф. 13:18-23 (Мар. 4:13-20; Лук. 8:11-15). Объясняя притчу о сеятеле, Иисус сравнил четыре результата сеяния с четырьмя реакциями на проповедь о Царствии. Весть о нем и была словом, которое проповедовали Иоанн Креститель, Иисус и впоследствии — апостолы.

Итак, к человеку, который слушает проповедь, но не разумеет ее, приходит лукавый (Матф. 13:38-39; 1-Иоан. 5:19) и похищает слово, посеянное в нем. Это означает посеянное при дороге. Следующие два результата соответствуют посеянному на каменистой почве и не имеющему корня, а также посеянному в тернии (символ забот века сего и обольщения богатством): «тернии» заглушают слово. Речь в обоих случаях идет о людях, которые поначалу с интересом выслушивают проповедь, но в которых глубокого отклика она не находит.

Посеянное на «каменистом месте» соответствует человеку, который слушает слово Божие и с радостью принимает Его, но потом соблазняется (Матф. 13:57; 15:12), т. е. отпадает, если за слово приходят на него скорбь и гонения. И только посеянное на доброй земле приносит обильный урожай — во сто крат… в шестьдесят крат или в тридцать крат. Другими словами, то, что посеяно в сердце верующего, приносит многократный духовный плод. Тот, кто верит словам Христа (слышащий… и разумеющий), — плодоносен. Он «плодоносен» и в том смысле, что будет все более «впитывать» в себя Божию истину и все более понимать ее.

Различия таким образом обуславливаются не «семенем», а «состоянием почвы», на которую семя упало. С тех пор, как проповедуется Благая Весть о Царстве, весть эта — неизменна. Однако различны люди, слушающие ее. Господь не имел, конечно, в виду, что только 25% тех, кто слушают слово Божие, примут его верою. Он хотел сказать, что у большинства слушающих слово должного отклика не найдет.

Притча о сеятеле объясняет таким образом и то, почему книжники и фарисеи отвергли весть, с которой пришел Иисус. «Почва» их сердца «не была подготовлена» для принятия ее. В этом и состояла «тайна» о Царстве, открытая Христом в первой проповеди: большинство людей отвергнет услышанную ими Благую Весть. В Ветхом Завете эта истина открыта не была.

2. ПРИТЧА О ПШЕНИЦЕ И ПЛЕВЕЛАХ (13:24-30; 36-43)

Матф. 13:24-30. Во второй притче Христос снова прибегает к образу сеятеля, но дает притче иной поворот. После того, как хозяин поля посеял пшеницу, ночью пришел враг его и посеял на той же земле плевелы. В результате пришлось дать и пшенице и плевелам расти вместе до жатвы, потому что, выдергивая плевелы раньше, можно было невзначай вместе с ними выдернуть и пшеницу (стихи 28-29). Во время же жатвы плевелы будут собраны первыми и брошены в огонь. А затем и пшеница будет собрана в житницу.

Матф. 13:31-35. Эти стихи рассматриваются позже, после стиха 43.

Матф. 13:36-43. Когда Христос, отпустив народ, вошел в дом, и с Ним ученики Его, то попросили они объяснить им притчу о пшенице и плевелах. И вот что сказал им Господь, посеявший доброе семя. Момент этот принципиально важен для понимания всех притч, так как свидетельствует, что они «охватывают» период времени, начинающийся с прихода Господа на землю и проповеди Благой Вести. Далее: поле — это мир, в котором проповедуется Благая Весть. Доброе семя — это сыны Царствия.

Другими словами, доброе семя в этой притче соответствует семени, посеянному на «доброй земле» из первой притчи, — тому, которое приносит обильный урожай. Плевелы — это сыны лукавого (сравните стих 19), которые были «посеяны» среди пшеницы врагом душ человеческих, т. е. диаволом. О Царстве Небесном с этой стороны в Ветхом Завете ничего не говорилось, там оно предстает лишь как Царство праведности, в котором зло побеждено.

Наконец, Иисус открывает, что жатва это кончина века, а жнецы — это Ангелы (стих 49). Этим откровением указывается на завершение того периода времени, который представлен в притчах. «Кончина века» есть завершение нашего Века, на смену которому придет мессианское Царство Христа. Таким образом притчи, пересказанные Матфеем в 13 главе, охватывают период времени от первого прихода Христа на землю до Его возвращения на нее с тем, чтобы судить мир.

Всякий раз слова эти подразумевают «суд» над грешниками до установления Тысячелетнего Царства. «Плач» говорит о разрывающей душу печали, т. е. об эмоциональном состоянии тех, которые попадут в ад, а «скрежет зубов» — об испытываемой ими физической муке. В противоположность им о праведниках говорится, что они воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Матф. 13:43; сравните Дан. 12:3).

В означенный период времени, между отвержением Иисуса и возвращением Его в будущем, Царство останется без Царя, но будет «продолжаться» в той форме, которая открывается здесь, предполагающей «сосуществование» «добрых семян» и «плевел». Этот период или «Век» более «века Церкви», хотя и включает его. Ведь начало Церкви было положено в день Пятидесятницы, а завершится ее «век» восхищением ее — по крайней мере за семь лет до окончания указанного периода времени (толкование на книгу Откровения). Весь этот период сопряжен с «тайной», открываемой Христом в притчах.

Смысл ее в том, что исповеданию веры в этот период будут сопутствовать искажение и отвержение ее, и одно нельзя будет отделить от другого до дня суда. «Период тайны» не будет периодом победы Благовестия в мировом масштабе, как уповали на это постмиллениалисты (толкование на книгу Откровения), и Христос не придет на землю до его окончания. Это — лишь время между двумя Его пришествиями, по истечении которого Он вернется, чтобы установить на земле Царство, обещанное Богом Давиду.

3. ПРИТЧА О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЕ (13:31-32) (МАР. 4:30-32; ЛУК. 13:18-19)

Матф. 13:31-32. В следующей притче Христос сравнил Царство Небесное с горчичным зерном. Из известных семян оно — одно из самых маленьких. И по этой причине даже вошло в поговорку: «Мал, как горчичное зерно» (сравните со словами Христа в 17:20 — «если вы будете иметь веру с горчичное зерно… «).

Несмотря на столь маленькое семечко, черная горчица (не только культивированная, но и дикая) достигает за один сезон 4-5(!) метров высоты, и в ветвях ее вьют гнезда птицы небесные.

Прямого истолкования этой притчи Иисус не дал. Однако смысл ее, возможно, в том, что христианское движение, начинаясь с малого, быстро разрастается. Под «птицами», может быть, понимаются неверующие, стремящиеся по тем или иным причинам или в тех или иных целях «угнездиться» в христианстве. Это мнение одних толкователей. Другие, однако, полагают, что птицы не зло тут символизируют, а скорее — процветание и изобилие (духовные), которые присущи христианству.

4. ПРИТЧА О ЗАКВАСКЕ (13:33-35) (МАР. 4:33-34; ЛУК. 13:20)

Матф. 13:33-35. В этой четвертой притче Христос сравнил Царство Небесное с закваскою, положенной в большое количество муки — доколе не вскисло все.

Свойство ее таково, что процесс брожения, вызываемый ею, не может быть остановлен. Таким образом Иисус мог иметь в виду, что число стремящихся войти в Его Царство будет постоянно расти, и процесса этого никто и ничто не остановит. Именно такое, а не иное толкование более, по-видимому, оказывается в общей «струе» притч. (С одной стороны, большинство людей отвергает Благую Весть, но с другой стороны, христиан в мире становится все больше, и сама жизнь убеждает нас, что одно не противоречит другому. От ред.).

Добавленное Матфеем (13:34-35) соответствует сказанному ранее Самим Спасителем (стихи 11-12). Он говорил притчами во исполнение Писаний (Пс. 77:2) и в то же время открывал ученикам истины, ранее не открытые.

Матф. 13:36-43. Комментарий на эти стихи в разделе, озаглавленном «Притча о пшенице и плевелах» (13:24-30,36-43).

5. ПРИТЧА О СКРЫТОМ СОКРОВИЩЕ (13:44)

Матф. 13:44. В пятой притче Иисус сравнивал Царство Небесное с сокровищем, скрытым на поле. Человек, узнавший об этом сокровище, купил поле, чтобы завладеть сокровищем. Поскольку Иисус не изъяснил и эту притчу, несколько толкований предлагается на нее. Исходя из общего смысла 13 главы, можно предположить, что притча эта — об Израиле, «скрытом сокровище» Божием (Исх. 19:5; Пс. 134:4). Одна из причин, по которой Христос приходил на землю, была та, чтобы искупить Израиль, и поэтому можно думать, что именно Он является Тем, Кто продал все, что имел (т. е. отказался от славы небесной; Иоан. 17:5; 2-Кор. 8:9; Фил. 2:5-8), чтобы приобрести это сокровище.

6. ПРИТЧА О ЖЕМЧУЖИНЕ (13:45-46)

Матф. 13:45-46. Эту притчу не изъяснил Господь; представляется, что по смыслу она связана с предыдущей. Драгоценная жемчужина, возможно, олицетворяет Церковь — невесту Христа. Известно, сколь необычно формируются жемчужины. «Причиной образования их служит болезненное раздражение нежной ткани моллюска, — пишет Дж. Ф. Уолвурд. — В известном смысле с этим может быть сопоставлено образование Церкви «из ран Христа», которая не возникла бы, если бы не Его крестная смерть».

При таком сопоставлении купец, который пошел и продал все, что имел, с тем, чтобы купить драгоценную жемчужину, — это Иисус Христос, Своею смертью искупивший тех, кто уверуют в Него. И вот она тесная смысловая связь этой и предыдущей притч: «сокровище на поле» и «драгоценная жемчужина» говорят о том, что в период между первым и вторым пришествиями Царя Израиль будет существовать, Церковь — возрастать.

7. ПРИТЧА О НЕВОДЕ (13:47-52)

Матф. 13:47-50. В седьмой притче, сказанной Иисусом, Царство Небесное сравнивается с неводом, закинутым в море, в который попалось множество рыбы. Рыбаки, вытянувши невод на берег, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Это Иисус прямо уподобляет тому, что произойдет при кончине века, когда Ангелы… отделят злых из среды праведных (стих 48; сравните стихи 37-43). Случится это при возвращении Христа на землю для установления Царства Своего (25:30).

Матф. 13:51-52. Иисус спросил учеников, поняли ли они все сказанное Им. Их ответ «да» может показаться странным — ведь едва ли они полностью поняли значение этих притч. Об этом свидетельствуют и последующие вопросы их и поступки. Тем не менее, Иисус, как бы подводя итог притчам, говорит о Себе как о книжнике, знающем тайны Царства Небесного, и как о хозяине дома, выносящем из своих кладовых как новое, так и старое. (Слово «всякий» перед «книжник» говорит, по-видимому, о том, что и учеников — потенциально, на будущее — Иисус уподоблял «хозяину», который при надобности сможет пользоваться и «новым» и «старым» из своей «сокровищницы». От ред.) Дело в том, что в семи этих притчах Господь изложил, наряду с истинами, хорошо известными ученикам, и такие, которые были для них совершенно новы.

Так, они знали о царстве, которым будет управлять Мессия, но не знали того, что царство это, будучи предложено Израилю, будет им отвергнуто. Или они знали, что царству Мессии будет присуща праведность, но что и зло тоже — этого они не знали. Иисус указал на то (и это было новым для Его слушателей), что в периоде между Его отвержением и вторым пришествием среди Его «учеников» будут как праведные, так и нечестивые люди. Начало процесса в целом будет малозаметным, но, набирая силу, он приведет к возникновению великого «царства» последователей Христа.

Однажды начавшись, процесс этот ничем не сможет быть остановлен (Притчу о закваске), и «в рамках» его Бог будет сохранять народ Свой Израиль и одновременно — формировать Церковь Свою. «Промежуточный» этот период завершится Божиим судом, на котором Бог отделит нечестивых от праведных и последних введет в земное Царство Христа. В притчах Христа содержится таким образом ответ на вопрос: Что будет с Его Царством? Вот он: Царство Божие будет установлено на земле во второе пришествие Христа, а до того времени зло и добро будут на ней сосуществовать.

Д. Вызов Царю — как виден он из разных событий (13:53 — 16:12)

1. ОТВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ В ГОРОДЕ НАЗАРЕТЕ (13:53-58) (МАР. 6:1-6)

Матф. 13:53-58. Окончив Свои наставления притчами, Иисус возвратился в Назарет, город, где прошли Его детство и юность (Лук. 1:26-27; Матф. 2:23; 21:11; Иоан. 1:45), и там стал учить народе синагоге их. В предыдущий Его визит жители Назарета отвергли Его учение, а Его Самого хотели сбросить со скалы (Лук. 4:16-29). На этот раз на людей произвели впечатление премудрость и силы Иисуса и, тем не менее, они вновь отвергли Его, Которого знали как Плотникова… сына (Матф. 13:55). Рассуждая о Нем между собою, они упоминали Его…

Мать… Марию и Его братьев по матери, детей Марии и Иосифа (двоих из них — Симона и Иуду — не следует путать с апостолами, носившими те же имена). Итак, жители Назарета не только отказались поверить в Иисуса Христа, но и всячески мешали Его служению в этом городе. Сложность их проблемы состояла в том, что они видели в Иисусе лишь того молодого человека, который вырос на их глазах.

И мысль о том, что столь «обычный» человек и есть обещанный Мессия, не вмещалась в их сознание. Эти их чувства переданы евангелистом в словах и соблазнялись о Нем. Иисус не удивился этому, а лишь сказал Своим согражданам слова, ставшие известной поговоркой: Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем.

И не совершил там многих чудес по неверию их.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Притча Иисуса о сеятеле(A)

13 В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера. 2 Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу. 3 Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: «Вышел сеятель сеять, 4 и когда разбрасывал семена, то одни упали возле дороги. Прилетели птицы и склевали их. 5 Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, так как слой земли там был неглубокий, 6 но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли. 7 Другие семена упали среди колючек, которые, взойдя, заглушили ростки. 8 Остальные семена упали на плодородную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше, чем было посеяно. 9 Имеющий уши да услышит!»

Смысл притч(B)

10 Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: «Почему Ты поучаешь людей притчами?»

11 И Он сказал в ответ: «Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано. 12 Так как имеющему это познание дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое знание, что ему принадлежит. 13 Вот почему Я говорю с ними притчами, потому что хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают. 14 Так исполнится пророчество Исаии:

«Вы будете слушать и слушать,
но не поймёте,
и будете смотреть и смотреть,
но ничего не увидите.
15 Да, эти люди очерствели,
им заложило уши
глаза их закрылись,
и не видят они глазами,
не слышат ушами,
не разумеют сердцем
и не приходят ко Мне,
чтобы Я их исцелил”. (C)

16 А вы — Богом благословенны, так как обладаете пониманием того, что видите глазами и слышите ушами вашими. 17 Правду вам говорю: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали».

Толкование притчи о сеятеле(D)

18 «Послушайте же толкование притчи о сеятеле. 19 Семя, которое упало возле дороги, означает того, кто слышит слово о Царстве Божьем, но не понимает его. Тогда появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека.

20 Семя, которое попало на каменистую почву, означает того, кто услышав Слово, тотчас же с радостью принимает его. 21 Но так как человек не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это продолжается недолго. Когда начинаются гонения или преследования за Слово, то он тотчас же отходит в сторону.

22 Семя, которое упало среди колючек, означает того, кто услышал Слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём Слово, и оно не приносит плодов.

23 Зерно, которое попало в плодородную землю, означает того, кто слышит Слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного».

Притча о сорняках

24 И рассказал Он им другую притчу: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена. 25 Ночью, когда все спали, прокрался враг и, посеяв сорняки среди пшеницы, ушёл. 26 И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки. 27 Слуги пришли к владельцу земли и сказали: «Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?”

28 А он им сказал: «Кто-то из моих врагов сделал это”.

Тогда слуги предложили: «Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?”

29 Он сказал: «Нет, не хочу, потому что вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу. 30 Пусть растут и те, и другие вместе”. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: «Сначала сожните сорняки, свяжите их в снопы и сожгите, а зерно соберите в мою житницу”».

Притчи о горчичном зерне и о закваске(E)

31 Иисус рассказал им другую притчу: «Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на своём поле. 32 Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях».

33 И рассказал он им ещё одну притчу: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить».

34 Иисус всё это говорил народу притчами. Он вообще не говорил иначе как притчами, 35 во исполнение сказанного через пророка:

«Я буду говорить притчами и изреку,
что было сокрыто со дня сотворения мира». (F)

Толкование притчи о сорняках

36 Затем Он отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: «Объясни нам притчу о сорняках в поле».

37 В ответ Он сказал: «Тот, кто посеял хорошее семя — Сын Человеческий. 38 Поле — это мир. Хорошее семя — это те, кто принадлежат Царству Божьему. Сорняки же — это те, кто принадлежат лукавому. 39 Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец света, жнецы же — Ангелы.

40 И подобно тому, как сорняки выдёргивают и сжигают в огне, так будет и при конце света. 41 Сын Человеческий пошлёт Своих Ангелов, и из Его Царства они соберут всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло, 42 и бросят их в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от боли нестерпимой. 43 И воссияют праведники, подобно солнцу, в Царстве Отца их. Имеющий уши да услышит!»

Притчи о сокровище и о жемчужине

44 «Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл, продал всё, что имел, и купил это поле.

45 Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг. 46 Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл, продал всё, что имел, и купил её».

Притча о сети

47 «Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба. 48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую рыбу выбросили. 49 Так будет и когда наступит конец света. Явятся Ангелы и отделят грешных людей от праведников, 50 и бросят плохих людей в пылающую печь. Там они будут рыдать и скрежетать зубами от боли нестерпимой».

51 И спросил Иисус Своих учеников: «Понимаете ли вы всё это?»

Они ответили Ему: «Да».

52 Тогда Иисус сказал им: «Поэтому каждый законоучитель, который научился Царству Небесному, сможет поделиться этими знаниями с другими. Он подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи».

Иисус отправляется в родной город(G)

53 Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда 54 и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: «Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? 55 Разве этот Человек не плотницкий сын? Разве Его мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой? 56 И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же у Него всё это?» 57 И не захотели они признать Его.

Тогда Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме». 58 И Он не совершил там много чудес, так как не было у них веры .

ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ

Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царём земли!

(Г. Р. Державин, 1780–1787)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Какова основная мысль в стихотворении Г. Р. Державина «Властителям и судиям»?

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *