Введение

Идея материальных благ, став когда-то предметом научного анализа, получила признание в цивилистической науке. Одновременно она породила настолько серьезные теоретические разногласия, что оказалась по сути тупиковой. Когда вчитываешься в тексты научных статей, отдельных монографий, страницы учебников, посвященных понятию материальных благ, то нетрудно заметить этот неизбежно возникающий тупик, когда автор не может, сохраняя логику, «свести концы с концами».

В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть эту проблему, в связи с чем, проанализируем ее исторические корни, современные тенденции развития и, самое главное, влияние на законодателя в России.

Прежде всего, обратим внимание на общее определение конструкции материальных благ. Насколько оно удачно?

Наиболее распространенные дефиниции, предлагаемые в гражданско-правовой литературе, основаны на одном из трех подходов. Согласно первому, материальным благом является то, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. В соответствии со вторым – материальным благом признается то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение. Сторонники третьего подхода под материальными благами то, на что правомочие и обязанность оказывает или может оказать воздействие.

Вторым аспектом проблемы материальных благ является их конкретный перечень. По этому вопросу в литературе можно найти многочисленные точки зрения. К материальным благам были отнесены действительно самые разные явления жизни – от материальных вещей, имеющих физическую форму, до денег и ценных бумаг.

О.С. Иоффе, опираясь как на зарубежную, так и на советскую гражданско-правовую литературу, попытался систематизировать высказанные взгляды. В результате почти аксиомой нашей цивилистики стало выделение трех направлений. Первое получило название «множественности материальных благ». В соответствии с ним в качестве объектов прав выступают самые разнообразные явления не только внешнего, но и внутреннего мира человека, включая его самого. Второе направление основано на теории «единого объекта». Здесь в качестве объекта прав была выдвинута только определенная группа явлений, на которую распространяется действие предоставленных личности субъективных прав. К такого рода объектам одни авторы отнесли вещи, другие – человеческие действия. Третье направление объединяет авторов, выделяющих объекты первого рода – человеческие действия, на которые, прежде всего, направляются права, и второго рода – вещи, на которые эти действия распространяются уже впоследствии.

Целью настоящей работы является рассмотрение всего разнообразия материальных благ, как объектов гражданских прав.

1. Виды объектов гражданских правоотношений

К числу материальных благ как объектов гражданских правоотношений относятся вещи, а также результаты работ или услуг, имеющие материальную, вещественную форму (например, результат строительства или ремонта какого-либо материального объекта). В этом смысле материальным благом может являться не только вещь, но и деятельность по созданию или улучшению вещей, и даже деятельность по оказанию иных материальных услуг. Поэтому в данную группу объектов включаются и услуги, не сопровождающиеся созданием или изменением вещей, но создающие известный полезный эффект материального, хотя и не обязательно овеществленного характера (например, услуги по хранению вещей, перевозке пассажиров и багажа или услуги оздоровительного либо культурно-зрелищного характера). Все эти объекты объединяет их экономическая природа как товаров, объективно требующих для себя гражданско-правового оформления (режима)1.

Вместе с тем следует различать вещи как имеющие товарную форму предметы материального мира (объекты вещных прав) и иные материальные блага, например работы, услуги, другие чужие действия, т.е. поведение обязанных лиц (объекты обязательственных прав). Ведь вклад в банке или пай (доля) в имуществе товарищества, общества или кооператива представляют собой не вещи, а возможности (права) требования определенного поведения от обязанных лиц. Поэтому по поводу таких материальных благ и складываются особые (обязательственные, либо членские, или корпоративные) правоотношения. Следовательно, такое «бестелесное имущество», как, например, обязательственные права требования или пользования, тоже является объектом гражданских прав.

К нематериальным благам относятся результаты творческой деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения и т.п.) и некоторые другие сходные с ними по своей природе объекты (объекты «промышленных прав» в виде промышленных образцов, товарных знаков, фирменных наименований и т.д., отдельные виды информации и т.п.), а также личные неимущественные блага, пользующиеся гражданско-правовой защитой. Нематериальные блага, за исключением личных неимущественных, также приобретают экономическую форму товаров, что и дает им возможность становиться объектами имущественного оборота (объекты исключительных прав).

Следовательно, экономическое понятие товара как объекта товарного (имущественного) оборота в гражданском праве воплощается не только в вещах, но и в иных, в том числе нематериальных, объектах. Категория товара в известном смысле может служить синонимом категории объекта гражданских правоотношений (объекта гражданских прав), если не учитывать в числе последних личные неимущественные блага. Иначе говоря, подавляющее большинство объектов гражданских прав выступает в форме товаров и в силу этого входит в понятие объектов гражданского (имущественного) оборота.

Таким образом, к объектам гражданских прав (правоотношений) относятся:

1) вещи и иное имущество, в том числе имущественные права;

2) действия (работы и услуги либо также их результаты как вещественного, так и неовеществленного характера);

3) нематериальные объекты товарного характера (результаты творческой деятельности и способы индивидуализации товаров и их производителей);

4) личные неимущественные блага (см. ст. 128 ГК).

Различный характер названных объектов гражданских правоотношений предполагает и различия в содержании самих правоотношений, возникающих по их поводу. Так, вещи являются объектами вещных прав, тогда как действия, а также имущественные права и обязанности могут быть объектами обязательственных либо корпоративных прав, но не вещных отношений. Результаты творческой деятельности, имеющие свойства товара, становятся объектами исключительных прав. Иначе говоря, определенным группам объектов гражданских прав соответствуют и различные разновидности гражданских правоотношений. С этой точки зрения следует различать объекты вещных, обязательственных, корпоративных (членских) и исключительных прав1.

Такое разграничение имеет важное юридическое значение, ибо предопределяет различия в правовом режиме конкретных объектов. К сожалению, в практической деятельности нередко допускается необоснованное смешение различных правовых режимов. Так, акционеров иногда рассматривают как «собственников прав», выраженных акциями, либо даже как собственников имущества акционерного общества. Нередко пытаются осуществить «куплю-продажу» «бездокументарных ценных бумаг» (т.е. определенных прав требования, не закрепленных в документарной, вещественной форме) либо их «истребование» от неуправомоченного приобретателя, вместо того чтобы произвести возмездную уступку прав или предъявить требование о признании соответствующего права. Имели место попытки «аренды прав» на недвижимость (или сдачи в «аренду» места на бирже), под которой в действительности имелась в виду субаренда (или уступка права на время или под условием).

Смешение правового режима объектов вещных и иных (прежде всего обязательственных) прав у нас сейчас во многом объясняется влиянием англо-американских правовых представлений. В этом правопорядке принято различать «вещи во владении» (choses in posession), т.е. вещи, которыми можно физически обладать, и «вещи в требовании» (choses in action), т.е. различные права (что, в свою очередь, можно считать буквальным использованием понятия «нетелесные вещи» (res incorporates), известного римскому частному праву). Однако в европейской континентальной правовой системе режим вещей и режим прав четко различаются. Так, § 90 Гражданского кодекса Германии прямо указывает, что вещами могут быть только «телесные предметы»1.

Кроме того, при таком подходе всякому объекту, имеющему экономические свойства товара, пытаются придать юридический режим вещи, объявляя его объектом вещного права (обычно права собственности). Вещи, безусловно, являются товаром в экономическом смысле, однако свойствами товара обладает гораздо более широкий круг объектов. Им, в частности, охватываются объекты так называемой интеллектуальной собственности, т.е. нематериальные, по сути, результаты творческой деятельности, а также средства индивидуализации товаров и их производителей (так называемые промышленные права, или «промышленная собственность»).

Речь идет об объектах нематериального характера (научных и технических идеях и решениях, воплощенных в форме чертежей, технических устройств, магнитных записей или дисков; художественных образах, выраженных в рукописях и других художественных произведениях, и т.п.), а также об определенных символах (фирменных наименованиях, товарных знаках и т.д.), которыми невозможно обладать физически, в качестве вещи. Ведь обладание материальным носителем идеи (например, чертежом, прибором или рукописью) вовсе не делает его приобретателя собственником, т.е. монопольным обладателем соответствующей идеи, ибо в принципе ничто не мешает их создателю (автору) вновь воспроизвести соответствующий материальный носитель, коль скоро идея или символ сохранились в его сознании. Более того, и в случае возмездного приобретения такого объекта у автора новый обладатель не вправе без согласия автора менять содержание и даже форму данного объекта, считать себя, а не автора его создателем и т.д. Таким образом, понятие «интеллектуальной собственности» является условным и применяется к объектам не вещных, а исключительных прав (ст. 138 ГК)2.

2. Имущество и вещи как основные виды материальных благ

2.1. Понятие имущества

Основная часть гражданских правоотношений носит имущественный характер, имея объектом то или иное имущество. В строгом смысле слова имущество представляет собой совокупность принадлежащих субъекту гражданского права вещей, имущественных прав и обязанностей.

Принадлежащие лицу вещи и имущественные права (например, право получения объявленного дивиденда по принадлежащим ему акциям или право требовать возврата данных взаймы другому лицу денег) составляют актив его имущества (иногда называемый также наличным имуществом), а обязанности (долги) составляют пассив этого имущества.

Состав и стоимость (объем) принадлежащего субъекту гражданского права имущества важны прежде всего потому, что его активом (наличным имуществом) прямо или косвенно определяются пределы возможной ответственности этого субъекта по долгам перед другими участниками гражданских правоотношений, а тем самым и реальные возможности его участия в гражданском (имущественном) обороте, ибо здесь мало кто захочет иметь дело с имущественно несостоятельным субъектом. Поэтому у каждого участника гражданского оборота непременно есть какое-то имущество, причем одно (единое). Иное дело, что наличное имущество конкретного лица может быть как весьма значительным, так и ничтожно малым или обремененным большим количеством долгов, поэтому его контрагенты в обороте либо удостоверяются в наличии определенного имущества, либо несут риск невозможности удовлетворения своих потенциальных требований.

Уже из этого видно, что под имуществом в одних случаях понимается совокупность принадлежащих лицу вещей, а также имущественных прав и обязанностей, а в других – только наличное имущество, т.е. актив имущества в виде вещей и имущественных прав. Иногда и закон, и сложившееся словоупотребление придают понятию имущества еще более узкое значение. В его состав при этом включаются только вещи, принадлежащие конкретному лицу (когда, например, говорится об истребовании имущества из чужого незаконного владения или о причинении вреда имуществу лица).

Для политэкономии социализма акцент именно на создании материальных благ был естественным, ведь роль в создании общественного богатства и национального дохода признавалась лишь за «производительным» трудом, т.е. трудом в сфере материального производства. Люди, занятые в других секторах экономики, в частности, производящие не товары, а услуги, не считались создателями ценностей, хотя их труд и признавался «общественно полезным»; утверждалось даже, что эти люди лишь участвуют в перераспределении того, что создано трудом работников сферы материального производства. Современная экономика не ограничивает результаты трудовой деятельности лишь производством товаров, поэтому необходимо говорить о деятельности людей по созданию благ (товаров и услуг).

Благо – это все, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий ту или иную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей (рис. 2.1).

В экономической литературе есть и другие определения блага. А. Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы.

«Деятельность, не связанная с созиданием, трудом не является. Например, прогулки, путешествия, игры как форма отдыха, прием пищи, лечебных процедур». Мысль, казалось бы, бесспорная, но следует уточнить, что к благам следует относить и самые разнообразные услуги.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Их удовлетворение воспринимается людьми как потребление (приобретение) блага. Деятельность брокера или биржевого спекулянта, безусловно, является трудовой, хотя они не созидают блага, а лишь перераспределяют их между людьми, оказывая им тем самым определенные услуги. Принцип созидания благ должен распространяться и на виды деятельности, связанные с обеспечением и обслуживанием процессов смены собственности на те или иные товары. Кроме того, к труду логично отнести не только деятельность человека по «видоизменению вещества и силы природы», но и использование их в первозданном виде (например, сбор грибов и ягод).

Рис. 2.1. Критерии выделения благ

П. Шлендер и Ю. Кокин полагают, что «к труду относится только незапрещенная деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может, так как направлена на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом». В связи с этим особый интерес вызывает труд военнослужащих. На первый взгляд, продукт их деятельности – предоставление обществу определенных услуг, связанных с обеспечением безопасности, защиты от внешних и внутренних врагов и т.п. Но «ратный труд» далеко не всегда заключался (даже и сегодня заключается) в защите государства; история человечества изобилует примерами завоеваний с целью расширения границ своего государства или же просто обогащения за счет грабежа завоеванных народов и взимания с них дани (контрибуций). При этом нередко нападающая и обороняющаяся стороны менялись местами. Можно ли в этом случае утверждать, что, обороняя страну, военнослужащие трудятся, а нападая на соседей, занимаются грабежом, становясь бандитами и убийцами? Грань трудноуловима: национальные интересы нередко требовали от армии «сокрушить врага в его логове». Кроме того, не всегда воины служили государству, нередко их услуги оплачивали (и оплачивают) региональные властители либо «полевые командиры». Моральная оценка ратного труда всегда оказывалась очень относительной и зависела от точки зрения: для одних военнослужащий был защитником и героем, для других – преступником, сепаратистом или, напротив, завоевателем. Историческую оценку обычно давали победители. Побудительные мотивы у ратного труда тоже могли быть разными: денежное вознаграждение, внутреннее побуждение (патриотизм, месть врагу), насилие (военный призыв, заградотряды, штрафбаты и т.п.); естественно, возможно и сочетание этих мотивов.

Упоминание о легитимности встречается и у других авторов. По мнению А. Рофе и А. Жукова, «труд – это сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека (людей) по производству (созданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, культуры, искусства и др.), способных

удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми».

Но, как известно, в реальной жизни у человека может оказаться не только оплачиваемая трудовая деятельность или работа в домашнем хозяйстве, но и воровство, не говоря уже о других преступлениях.

Экономика и управление: мир необъятного:
Монография для студентов технических и
экономических специальностей

1.3 Основы общественного производства

Производство и потребности. Закон возвышения потребностей

Производство– это процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.
Исторически оно прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но и происходит нравственное совершенствование самого человека.
Под производством в современной экономической теории при­нято понимать любую деятельность членов общества по исполь­зованию естественных ресурсов. В естественные ресурсы вклю­чаются и ресурсы человека. Целью производственной деятелъно­сти является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ. Не­редко в обиходе под производственной деятельностью понимается лишь создание вещных материальных благ. Представляется, что подобная трактовка этой категoрии унаследована от маркси­стско-ленинской политической экономии, где особо выделялась деятельность в так называемом материальном производстве, a все остальные виды деятельности считались второсортными. Вме­сте c тем следует учитывать и значительные различия между де­ятельностью работников в различных сферах производства.
Различают материальное и нематериальное производство.
Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ/услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание, транспорт).
Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование).
В любом обществе производство служит удовлетворению его потребностей.
Потребности– это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целеполагание, то есть прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда – отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Ресурсы и факторы производства, их классификация

Производственно-экономическая деятельность, вне зависимости от ее вида, обладает универсальным признаком, всеобщим свойством: это всегда преобразование некоторых видов ресурсов в экономический продукт (рис. 4).

Рис. 4. Схема действий производственно-экономической системы

Ресурсы– совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовых благ и услуг.
Виды ресурсов:
1) Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства;
2) Материальные ресурсы представлены всем средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда);
3) Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, то есть населением в трудоспособном возрасте;
4) Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства;
5) Информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Фактор производства– особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на важность и результативность производства, к ним относятся:
1) земля;
2) труд представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников;
3) капитал представляет задействованные в производстве и непосредственно участвующие в нем средств производства.
К факторам относятся только те из вышеперечисленных, которые в данный момент непосредственно задействованы в процессе производства.
На рисунке 5 приведен пример различных объемов выпуска продукции при изменении степени использования факторов производства.

L

Рис. 5. Объемы выпуска продукции при разных значениях факторов
производства

Важным фактором по отношению к ресурсам является ресурсосбережение– совокупность мер по бережливому и эффективному использованию факторов производства. Обеспечивается посредством использования ресурсосберегающих технологий, способствует рост эффективности экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Воспроизводство, его виды и фазы

Всякий процесс производства независимо от его общественной формы должен быть непрерывным. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить. Непрерывное производство материальных благ является объективной основной существования человеческого общества.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение (как категория экономической науки – это не только распределение результатов общественного производства (конечных товаров и услуг в рыночном хозяйстве), но и распределение ресурсов и факторов производства), обмен (акт получения чего-либо желаемого с предложением чего-либо взамен) и потребление произведенных благ и услуг (процесс, который предполагает использование косвенных благ, или средств производства для создания новых полезностей), то это – воспроизводство.
В анализе процесса воспроизводства нельзя исходить из предположения, что товар обменивается на товар, а предложение одного товара есть в то же время спрос на другой товар. Поэтому, как считала буржуазная классическая экономическая теория (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Д. Риккардо), якобы между предложением и спросом всегда существует равновесие, и перепроизводство товаров в масштабе общества невозможно. В действительности все товары обмениваются на деньги и нельзя сводить товарное обращение к товарообмену, а тем более к простому продуктообмену .
Воспроизводство– непрерывное возобновление социально-экономи-ческих процессов, в частности производство материальных благ и услуг. Различают простое и расширенное воспроизводство.
Простое воспроизводство – это процесс, при котором воспроизводство возобновляется из года в год в неизменных размерах. Простое воспроизводство означает, что объемы используемых факторов производства, в том числе капитала и труда, в данном случае остаются неизменными. При прежней производительности этих факторов размеры производства и величина произведенной продукции также не меняются.
Расширенное воспроизводство – это возобновление производства во все более увеличивающихся размерах. Расширенное воспроизводство предполагает прирост одного или нескольких факторов производства, осуществляемый, как правило, за счет новых капитальных вложений, что при прочих равных условиях ведет к росту масштабов и эффективности производства. Результатом расширенного воспроизводства становится все возрастающая масса общественного продукта.
Выделяют следующие фазы воспроизводства: подъем, спад, депрессия и оживление.

Противоречия системы «ресурсы – потребности» и механизм
их разрешения

Противоречия системы «ресурсы – потребности» заключаются в том, что ресурсы ограниченны, а потребности безграничны.
В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъ­емлюший характер, в связи c чем в экономической литературе его именуют фунда­ментальным, a проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих.
При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не сле­дует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В по­добных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, a в связи c удручающе неэффективным использованием.
В экономической теории применяется такое понятие, как «альтернативные возможности использования ресурсов». Пример альтернативы приведем в таблице 1.

Таблица 1

Альтернативные возможности производства масла и пушек

Возможности

Пушки

Масло

А

Б

В

Г

Д

Е

Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения потребностей всех членов общества. Но если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
Механизм разрешения данной проблемы состоит в повышении эффективности производства и эффективности распределения экономических ресурсов.

Продукт или благо как результат производства. Классификация благ

Продукт– результат функционирования производства, результат затраченного труда.
В независимости от условий производства все факторы используются для изготовления продукта.
Рассмотрим простейший вариант, когда один фактор используется для изготовления продукта (1):

Q = f (A),

(1)

где А – факторы производства, Q–продукт, f–функция.
Благо– это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Классификация благ:
1) материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, продукты, машины, сооружения, инструменты);
2) нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино и т. д. Различают две группы нематериальных благ:
а) внутренние – данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух);
б) внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция);
3) экономически блага – это те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить;
4) неэкономические блага предоставляются природой без приложения усилий человека.

Рыночная организация хозяйства

Если продукт труда предназначается для продажи, то он поставляется на рынок с целью доведения до потребителя.
Рынок– это система экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Элементы рынка:
1) спрос – потребность, обеспеченная деньгами за определенное время;
2) предложение – количество товаров, которое может предложить производитель рынку за определенное время;
3) конкуренция – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Субъект рынка: производитель и покупатель материальных благ и услуг.
Объект рынка: результат материального производства.
Признаки рынка: наличие спроса, предложения, обмена, потребления, капитала, субъекта и объекта рынка.
Рынок может быть связан как с производственной, так и с духовной сферой. В соответствии с этим он имеет многообразную структуру .
По функциональному назначению представленных товаров разделяют:
1) Рынки потребительских товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: товаров потребительского назначения – продовольственные и непродовольственные товары; рынки услуг – бытовые, транспортные, коммунальные; рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
2) Рынки факторов производства. В их состав входят: рынки недвижимости; орудий труда; сырья и материалов; энергетических ресурсов; полезных ископаемых.
3) Финансовые рынки. Это: рынки капиталов, то есть инвестиционные рынки; кредитные рынки; рынки ценных бумаг; валютно-денежные рынки.
По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок. В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие – рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.).
В пространственном разрезе выделяются местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, охватывающий всю национальную территорию; всемирный, мировой, включающий все страны мира.
По механизму функционирования существуют:

  1. свободный рынок, регулируемый на основе свободной конкуренциинезависимых товаропроизводителей;

2) монополизированный рынок, где условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

  1. государственно-регулиремый рынок, где важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия.

По механизму функционирования различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции представляет собой саморегулирющуюся систему рыночных отношений. К рынку несовершенной конкуренции относятся монополизированные и регулируемые рынки.
В соответствии с действующим законодательством различают легальный, или официальный, рынок и нелегальный, теневой рынок.
По степени насыщенности выделяют равновесный рынок, в котором спрос и предложение примерно совпадают; дефицитный рынок, когда предложение превышает спрос.
Особо выделяют информационный рынок. Товаром на таком рынке выступает специфический продукт – информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия.
Функции рынка:
1) Регулирующая функция. С помощью нее устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Обеспечивает пропорциональность и сбалансированность экономики, предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре;
2) Воспроизвоизводственная функция. Рынок влияет на все фазы воспроизводства – производство, распределение, обмен и потребление. Соединяя производителя и потребителя, координируя их деятельность, рынок стихийным путем обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства. Через рынок огромные потоки материальных ресурсов, товаров и услуг направляются от владельцев к потребителям, а в обмен на них навстречу, в денежной форме, движутся средства, необходимые для продолжения процесса производства;
3) Стимулирующая функция состоит в побуждении человека к созданию новой продукции;
4) Ценообразующая функция заключается в создании цен на товары;
5) Контролирующая функция состоит в осуществлении контроля за всем, что происходит на рынке.
6) Информационная функция. Через рынок потребитель получает информацию о товарах.
7) Функция реализации интересов рыночных субъектов.
Инфраструктура рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков (система оптовой и розничной торговли).
Товар – продукт труда, произведенный для продажи.
Свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную потребность людей называется потребительской стоимостью.
До тех пор, пока существуют труд и потреб­ности людей, этим свойством будут обладать продукты труда и при­роды. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительская стоимость – это естественное свойство блага.
Необходимо отметить, что один и тот же продукт труда может удовлетворять многообразные потребности, равно как и одна и же потребность может быть удовлетворена различными потреби­тельными стоимостями.

Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Общество – вероятностная система, в ходе развития которого реализуются далеко не все потенциальные возможности, а непредсказуемость многих событий является общей закономерностью.
Существует ряд основных экономических проблем, стоящих перед современным обществом:
1) Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? (Что производить?) Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.
2) Как должны быть произведены товары и услуги? (Как производить?) Существуют различные варианты производства набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть многоэтажным и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей .
3) Для кого произведен продукт? (Для кого производить?) Поскольку количество создаваемых товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет – интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.
4) Рост значения информации в жизни общества.
5) Изменение положения и роли человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Чаще всего это определяется как появление информационного общества и информационного человека, своеобразного коллективного интеллекта обитателей планеты;
6) Рост нового экономического сознания, появление и развитие экономического человека;
7) Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *