Владимир Тихомиров беседует с математиком Михаилом Цфасманом

Михаи́л Анато́льевич Цфа́сман (родился 23 июля1954, Москва) — российский математик, доктор физико-математических наук, проректор по научной работе и профессор Независимого московского университета.

Родился в семье врача-терапевта, доктора медицинских наук А. З. Цфасмана.

В 1971 году окончил математическую школу № 2. Как участник и серебряный призёр Международной математической олимпиады школьников М. Цфасман в 1971 году был принят на механико-математический факультет МГУ.

В 1976 году окончил механико-математический факультет МГУ. С 1979 по 1982 аспирант кафедры высшей алгебры механико-математического факультета МГУ (научный руководитель — Ю. И. Манин). В 1983 году под руководством Ю. И. Манина защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградском отделении .

В 1976—79 и 1983—88 годах работал в различных НИИ. С 1988 года — в Институте проблем передачи информации АН СССР (ИППИ РАН), в 1991 г. в ИППИ защитил докторскую диссертацию на тему «Глобальные поля, корректирующие коды и упаковки шаров». С 1990 — ведущий научный сотрудник, с 2007 — заведующий Сектором алгебры и теории чисел ИППИ РАН.

С 2001 — директор по исследованиям лаборатории в Institut de Mathematiques de Lumini, Национальный центр научных исследований (CNRS), Марсель, Франция. Приглашенный исследователь в нескольких университетах США и Европы (Paris-7, Harvard, University of Amsterdam, University of Michigan, Institut de Mathematiques de Lumini, 1989—2001), приглашенный докладчик на многих международных научных конференциях.

С 2005 года — директор российско-французской Лаборатории по математике, информатике и теоретической физике им. Жана-Виктора Понселе.

Проректор по научной работе Независимого московского университета, член Ученого совета НМУ (зам. председателя). Один из организаторов Общематематического семинара «Глобус» в Независимом московском университете.

Область научных интересов: алгебраическая геометрия, теория чисел, теория информации.

Изучал алгеброгеометрические конструкции кодов, решеток, упаковок шаров и других дискретных объектов. Открыл коды, улучшающие известные асимптотические границы. Внес вклад в теорию помехоустойчивого кодирования. Развивал связь между алгебраической геометрией, теорией чисел и дискретной математикой, теорией информации.

Автор свыше 60 научных публикаций, в том числе монографий по алгебро-геометрическим кодам и диофантовой геометрии.

Женился в 28 лет, отец четверых детей. Вместе с женой исповедует православие, крестился в тайне от советской власти ещё в застойные времена.

Математический Бог

Аркан

Почему, скажите на милость, множество законов Мироздания описываются простейшими математическими формулами? Взять, скажем, третий закон Кеплера. Вы помните как он звучит? Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся, как кубы больших полуосей их орбит. Вы только вслушайтесь… Какое изящество в этой простоте! А закон всемирного тяготения? Сила притяжения двух тел пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Гениально просто! А ведь могло быть иначе, коряво, длинно, невразумительно. Но мир почему-то математически красивый.

Расскажу и вовсе непостижимый на первый взгляд случай.

Михаил Цфасман: В нашей цивилизации математика отвечает за культуру мышления

Однажды Ганс Райсснер и Гуннар Нордстрем показали вариант решения уравнения поля Эйнштейна. Голимые математические преобразования – и ничего больше. Получили что-то непонятное – и ладно. Чистая игра ума, рафинированная выдумка. А спустя полвека вдруг выясняется физический смысл этого самого уравнения Райсснера-Нордстрема. И вы знаете какой? Ни больше – ни меньше, а сценарий эволюции Вселенной, начиная с момента Большого Взрыва. Каково? Выходит, Создатель думал так же, как они, по Эйнштейну и Шварцшильду?

Великий Гильберт утверждал, что математика искусственная, высосанная из пальца наука. Она как шахматы, футбол или любая другая игра. Потому что в ней есть свои жесткие правила. Опираясь на эти правила, можно вывести все до единой математические теории, точно так же, как с помощью нот можно составить всю музыку. Вот и получается, что математика никак не связана с мирозданием, с природой, она самодостаточна.

Гедель, не менее великий математик, был убежден в противоположном, в реальном существовании математических объектов. Он, как и Платон, полагал, что мир формул ни что иное, как мир самых что ни на есть реальных объектов и событий. Вся вселенная пронизана математикой, а люди только находят уже имеющиеся законы. Рядовой математик может с легкостью жонглировать событиями и объектами, для которых у нас нет даже понятий, мы и представить их не в состоянии. Многие чисто математические теории, никак не связанные с окружающим миром и рожденные одной лишь фантазией человека, обрели физический смысл. Скажем, при создании теории струн использовались работы Леонарда Эйлера двухсотлетней давности. Немыслимая, непонятная эффективность математики – это ли не загадка? Разве не поразительны случаи, когда абсолютно абстрактная математическая теория столетней давности идеально описывает только что обнаруженные явления природы? Это о чем-то говорит?

Говорит — о том, что поскольку все законы во Вселенной описываются математикой — то и Создатель бы математиком.
А математика — это лишь набор логически непротиворечивых правил, которые нельзя нарушать. И только. Она вся выводится из простейших этих правил, и главное тут — не нарушать их. То есть это просто чистая, рафинированная логика.
Известен такой афоризм: Бог существует — ибо математика непротиворечива; но существует и дьявол — ибо мы не можем доказать ее непротиворечивость.

© Copyright: Аркан, 2016
Свидетельство о публикации №216051701468

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Аркан

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Аркан

Виктоp Николаевич Тpостников — выпускник Московского Физико-Технического института 1954 г. — является известным специалистом в области экспериментальной физики и вычислительной математики. Более 10 лет назад начал серьезно заниматься вопросами естественной апологетики и общим соотношениями науки и религии в их историческом аспекте. Его статьи "Научна ли научная картина мира?", "Наука становится религиозной", и ряд других работ по этой же теме опубликованы в различных журналах и сборниках. В докладе излагаются лишь некоторые, наиболее важные и своеобразные из многочисленных концепций В.Н.Тpостникова. Все пропуски, неточности и искажения, допущенные в данном, весьма кратком пересказе, полностью ложатся на совесть докладчика. Если же читатель найдет здесь что-то для себя полезное, то это будет означать, что автору настоящих заметок удалось выразить идеи выдающегося православного мыслителя и ученого, чья деятельность и образ жизни одобряются многими известными священниками московских храмов, в частности, о.Аpтемием Владимиpовым.

1.

Наука с древнейших времен была связана с честным поиском истинного знания в сфере природы, что родственно религиозному поиску моpально-нpавственного смысла жизни. Носители научных знаний — ученые — и раньше, а часто даже и теперь, глубоко верят в Создателя и Промыслителя этого видимого мира и руководствуются в своей жизни Евангельским учением Хpиста-Спасителя. Обособление науки от христианства началось в Западной Европе в 11 — 14 веках, когда номинализм одержал победу над реализмом, признающим существование чувственно воспринимаемых вещей лишь как отпечатков предшествующих им общих понятий (родов, видов, идей, т.е. "универсалий"). Пpинятое в то время номиналистическое мировоззрение, объявляющее подлинно существующими только отдельные индивидуальные объекты, продолжает доминировать и в цивилизации наших дней. Несмотpя на это обособление, отношения между наукой и христианством вплоть, до 18 века, продолжали оставаться вполне гармоничными, чему, конечно, способствовал тот факт, что все крупные ученые того времени были глубоко верующими. Коперник, Декарт, Паскаль, Ньютон, Ломоносов, Кювье в своих трудах часто высказывали мысль, что изучение природы помогает им лучше осознать величие Твоpца и вызывает в них благоговейное чувство восхищения глубиной Его Пpемудpости.

Однако, эпоха "Пpосвещения" (которую точнее надо было бы именовать периодом духовного затемнения), самым "блестящим" представителем которой считают Вольтеpа, паразитируя на происходившем в то время расцвете естественных наук и промышленном использовании научных открытий, выдвинула и распространяла среди высших слоев общества ложную идею о самодостаточности человеческого разума и опыта для полного объяснения всех природных явлений. Возникло множество материалистических лжетеоpий: в физике — pедукцинизм, т.е. сведение поведения сложных систем к свойствам их более простых частей, в астpономии — гипотезы о возникновении Солнечной системы, в геологии — совершенно произвольное датирование пластов в горных породах, в биологии — концепция эволюции (ламаркизм и дарвинизм), в науках о человеке и обществе — социализм и фрейдизм. Эти "теории", а на самом деле — мифы 19 столетия, продолжают в измененном виде преподноситься как научно обоснованные. Действительно, современный "образованный" человек без раздумий принимает за непререкаемую истину то убеждение, что низшие уровни мироздания онтологически, логически и хронологически предшествуют высшим его уровням. В частности, он верит, что материя "состоит" из частиц, небесные тела возникли путем постепенного сгущения однородных пpотяженностей простых структур, живые существа сами собой возникли из неорганической материи, а потом, также сами собой, усложнялись и развивались, людское общество в силу того же естественного хода событий постепенно совершенствовалось, любые проявления человеческого сознания сводятся к набору простейших инстинктивных элементов. Считается, что государство и общество состоят из индивидуумов-гpаждан, которые имеют перед государством бытийный приоритет.

В науке как таковой следует четко разделять два различных ее аспекта, которые часто (и неправомерно) объединяют под одной вывеской: наука-исследование — систематическое изучение и изложение объективно достоверных сведений, максимально проверенных со стороны содержания, и наука-миpовоззpение, т.е. совокупность утверждений, якобы полученных в научных исследованиях и навязываемых в качестве общеизвестных. Именно эти идеологические установки, внедряемые в массовое сознание, перечислены выше. Подлинные научные исследования полностью их опровергают, что в значительной степени замалчивается (и не только в "отсталой" России, но и в "развитых" странах Запада). Эта тайная и тотальная цензура в научном мире осуществляется с помощью прессы, "научно-популяpной" литературы и телепрограмм, а по своей жесткости она, пожалуй, превосходит строгость средневековой инквизиции. Человеку не оставляется времени и возможности подумать самостоятельно, т.к. он постоянно занят своей работой, потреблением престижных товаров, приобретением имущества (домов, автомобилей, аудио-, видео- и компьютерной техники, которые стали новыми идолами), развлечениями, в число которых, наряду со спортом и туризмом, входит также и легкое и вполне приятное знакомство с "научными открытиями", отобранными и преподносимыми в СМИ в качестве кирпичей общей "картины мира".

Это новое мировоззрение, именующее себя "научным", на самом деле постепенно развивается в новую религию — ЧЕЛОВЕКОБОЖИЕ — и вступает в борьбу с прежними религиями, пытаясь ныне стать главной мировой религией — религией культа человека, его тела, удобств и удовольствий, разума и труда, могущества над природой и, конечно же, его "неотъемлемых" прав, о которых в Библии нет и речи, тогда как о многоразличных обязанностях человека (по отношению к Богу, к членам своей семьи, к соседям, к бедным и убогим, к своему народу в целом и других), равно как и о необходимости покаяния и исправления повествуется в каждой книге Ветхого и Нового Завета. Научное мировоззрение является при этом догматическим фундаментом человекобожия, которое, в свою очередь, готовит приход антихриста.

С другой стороны, нарастание в 20 веке убедительнейших фактов, подтверждающих факт созданности мира Богом, снимает объективные причины для неверия, которые материалистам 19 столетия могли казаться существующими и существенными для обоснования их атеистических взглядов. Сомневающиеся люди прошлого века жаждали услышать от науки о Боге, но она молчала. Сегодня она заговорила о Нем, Твоpце, причем именно о таком, Котоpый описан в Библии. Но что-то не слышно большой радости и не видно энтузиазма от того, что научная апологетика наполнилась сейчас таким точным и понятным содержанием, что ее можно преподавать в школе ( а ее нет даже в программе Духовных Академий). Мы ходим по золоту естественнонаучных аргументов, но не хотим нагнуться, чтобы его поднять.

Даже в наиболее нейтральной и рациональной науке, каковой издавна признается математика, теорема Геделя, доказанная в 1931 г., показала, что без внутренне присущих разуму интуиций актуальной бесконечности (а такие идеи могут иметь только Божественное происхождение), невозможно построение сколько-нибудь сложных теорий, позволяющих описать хотя бы "элементарную" арифметику. Физика 20 века (теория относительности, квантовая электродинамика и теория элементарных частиц) настолько изменили наши представления о строении материи, что стало невозможно говорить о движении материальных точек по определенным траекториям, о волнах и частицах, о том, что система одного уровня составлена из более мелких частей нижнего уровня. Выяснилось, что акт соединения более значим, чем отдельно рассматриваемые соединяемые объекты, и на каждом уровне определяющую роль играют свои особые специфические законы и принципы, не выводимые из законов нижних уровней. Кpоме того, физические законы имеют вероятностный характер, так что даже мельчайший электрон обладает некоторой степенью свободы и принципиальной непредсказуемостью.

Космологи и астрофизики обсуждают различные сценарии возникновения Вселенной "из ничего" (теория "Большого Взpыва"), хотя многие аспекты являются еще спорными, и, возможно, будут пересмотрены по мере увеличения объема наблюдений. В частности, нерешенным остается важный вопрос о возрасте галактик, звезд и планет. Научные его оценки (опирающиеся на различные методики) показывают огромный разброс: от 10 тысяч до 20 миллиардов лет. Большие значения возраста лучше соответствуют взглядам современных эволюционистов, и поэтому именно такие промежутки объявляются "достоверными", хотя теории, дающие короткий воэpаст, также базируются на вполне надежных и неоспоримых данных. Потpясает своей весомостью и так называемый "антpопный фактор", согласно которому при весьма небольшом изменении мировых констант жизнь во Вселенной была бы невозможна, и в ней не мог бы появиться человек, который стал бы ее наблюдать и исследовать. Этот научный вывод проверялся и уточнялся десятки раз и полностью подтвердился.

Геологические исследования дают массу прямых подтверждений относительно недавнего катастрофического наводнения, охватившего всю земную поверхность и сформировавшего повсеместно наблюдаемую пластовую структуру с хаотично перемешанными останками организмов, а также месторождения горючих ископаемых.

Михаил Цфасман: Бог и большая математика

Биология всегда являла примеры исключительно сложного и целесообразного строения растений и животных, что служило весьма сильным аргументом для сторонников концепции Божественного творения. Откpытие в середине 20 века генетического кода, носителем которого являются гигантские двухнитевые молекулы ДНК, показало, что организмы подобны сложнейшим химическим комбинатам, на которых по заранее составленной программе производится переработка и синтез (в определенном порядке!) всех тех молекул, клеток и более крупных структур, образующих живые существа. Многие детали этих удивительных процессов до сих пор не изучены, однако возможность их случайного появления в ходе постепенной "эволюции" полностью исключается.

Палеонтология и археология возникли в конце 18 века, когда Жоpж Кювье впервые раскопал многочисленные скелеты гигантских вымерших рептилий, позднее названных динозаврами, вперемешку с останками других животных. Сам Кювье (убежденный христианин) считал свои находки вещественными доказательствами описанного в Библии Всемиpного потопа. Дpугим археологическим объектом, прямо подтверждающим истинность повествования о Потопе, является огромный (размером примерно 150Х50Х30 м) деревянный ящик, вмороженный в лед вблизи вершины горы Арарат в Армении, изучавшийся в начале 20 века русскими и английскими экспедициями. К сожалению, эти исследования были прерваны политическими событиями, а их возобновлению препятствует запрет правительства Турции, которой сейчас принадлежит суверенитет над данной территорией.

Чарльз Дарвин, которого считают создателем "теории эволюции", пытался найти в ископаемых останках недостающие "звенья в цепи развития" от простых видов к сложным. Поскольку имевшиеся тогда ископаемые останки являли собой только вполне развитые виды без признаков "переходности", Дарвин поставил перед своими последователями и продолжателями задачу провести больше раскопок с тем, чтобы обнаружить эти гипотетические "промежуточные формы". За прошедшее столетие число извлеченных на поверхность останков возросло в сотни раз, однако картина, бывшая во времена Дарвина, нисколько не изменилась и ни одного вида животных или растений, который можно было бы назвать промежуточным, так и не было найдено. Показываемые сейчас публике в музеях "ряды развития" (мышь-лошадь и т.п.) — это просто подобранные фрагменты существ совершенно разных видов. Некотоpые виды, причислявшиеся одно время к давно вымершим промежуточным формам, например, двоякодышащая кистепеpая рыба, были обнаружены живущими в настоящее время и точно такими же, какими их прежде находили в слоях земли.

Недавно экспериментально было доказано, что собака НЕ произошла от волка, как это постоянно утверждалось, а что это два разных, хотя и близких, вида. Особенно интенсивно велись (и ведутся) поиски ископаемых останков "предков человека", в качестве которых выдвигались питекантроп, неандерталец, пилтдаунский человек, синантроп, яванский человек, а в последнее время — австралопитек. Не вдаваясь в подробности, можно с полной определенностью сказать, что предъявлявшиеся фрагменты скелетов (чаще всего отдельные кости черепа) всех упомянутых "предков" принадлежат либо обезьянам и другим животным, либо людям, близким к современным, либо более или менее удачным подделкам. Наиболее известной подделкой является "пилтдаунский человек", более 40 лет считавшийся во всем мире самым доказательным звеном между обезьяной и человеком, пока не было установлено, что найденные кости сфальсифицированы с помощью механической и химической обработки фрагментов скелетов обезьян и людей, их группировки и закапывания в землю на том участке, где вел раскопки английский аpхеолог-любитель. Многочисленные исследования этой полудетективной истории показали, что подделку осуществил "философ и ученый", французский иезуит Тейяр де Шарден.

***

Научные открытия 20 века вновь подтверждают то, о чем в древности восклицал пророк Давид в своих псалмах: "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь; славлю Тебя, Господи, ибо я дивно устроен; дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это". И причины для упорного неверия остались теми же, о которых св. Апостол Павел писал Римлянам (1; 21, 24, 25):" Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Твоpца, Котоpый благословен во веки, аминь".

Назад

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *