ИОСИФ И МАРИЯ.

Отцом Иисуса, по евангелиям, был благочестивый и скромный Иосиф, плотник, живший в маленьком захолустном городке Назарете, ни разу не упоминаемом в Ветхом завете.

По-видимому, жизнь Иосифа протекала спокойно и размеренно; правда, лишь до той поры, когда, придя в возраст и укрепив свое небольшое хозяйство неустанным трудом, он решил обручиться с приглянувшейся ему девушкой по имени Мария. Надо думать, что и она происходила из небогатой, а может быть, даже и бедной семьи, поскольку родители решили выдать ее замуж за простого плотника. По обычаю того времени, а впрочем, и по позднейшему, обрученные жили порознь, каждый в своем доме, и от обручения до свадьбы порой проходили несколько месяцев, а бывали случаи, что и целые годы. Такой срок способствовал знакомству будущих супругов и накоплению приданого, что было очень важно, поскольку семьи, как правило, бывали многочисленны, и, надо думать, родителям Марии было не так-то просто собрать необходимые для будущей семейной жизни вещи и купить украшения.

По словам одного из евангелий, можно понять, будто бы Иосиф и Мария, будучи обрученными, жили в одном доме. Объяснений на этот счет никаких не дается, но если это было действительно так, то, следовательно, родители будущих супругов обитали в доме, разделенном на две

Благовещение.

половины, и тогда надо будет признать, что они и вовсе были бедны, но в таком случае, то есть живя бок о бок и будучи равными по имущественному положению, обе семьи, конечно, хорошо знали и понимали друг друга. Правда, городок Назарет был так мал, что, по-видимому, если основываться на его безвестности, походил на большой поселок, а то и на деревню, где почти все жители были знакомы. Ясно, что при таком соседстве, когда все были постоянно на виду и каждый знал друг о друге бытовые стороны жизни, а многие были уже родственниками, присмотр за подрастающей молодежью был как бы всеобщим, а по обычаям того времени – довольно строгим. Предписания семейной и общественной жизни, предусмотренные Моисеевым законом и «Второзаконием», исполнялись более или менее неукоснительно. Кроме того, время стояло жестокое – властвовал Ирод, назначенный Римом. То был непомерно жестокий человек, умертвивший свою жену, казнивший детей и совершивший многие другие чудовищные преступления, о которых, конечно, с ужасом рассказывали в доме Иосифа и в доме Марии.

Иосиф (муж Марии)

Но маленький Назарет все же благополучно избегал всех зол, обрушившихся по воле Ирода на крупные города Галилеи. (Теперь этот город существует под названием Эль Назира, он расположен в красивой долине на склоне горы Джебель-Эль-сих. Расположен он в 165 километрах от Иерусалима. Современные монахи показывают паломникам и туристам мастерскую Иосифа, «пещеру Благовещения» и источник, кстати, единственный с древних времен в окрестностях города и потому почитаемый святым, поскольку именно к нему спускались за водой жители Назарета. В современном Назарете 40 тысяч жителей, из них больше половины – арабы-мусульмане, а остальные арабы-христиане; в городе 20 храмов, обслуживаемых несколькими сотнями европейцев – монахов, священников и работников миссионерских учреждений. Церковь Благовещения в Назарете – крупнейшая на Среднем Востоке. С назаретских холмов видна долина Армагеддон, в которой, по библейскому пророчеству, должна произойти последняя битва народов мира.)

Через какое-то время, но до свадьбы, еще в период обручения, «оказалось», как написано в евангелиях, что Мария «имеет во чреве» своем. Эти признаки, замеченные не только Иосифом, были, в глазах людей того времени, совершенно ужасны и непростительны. Судя по отдельным словам, можно догадаться, что лиц, заметивших беременность девушки, было не так много и, скорее всего, это были домашние.

Далее в Евангелии от Матфея говорится

Христос родился.

«Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

Но когда он помыслил это,– се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Матф. 1: 19, 20).

Что значит «тайно отпустить»? По законам того времени муж в подобных случаях мог заявить о разводе, который был двух видов: тайный, свершившийся всего при двух свидетелях, или же явный – с торжественным объяснением и доказательством неверности на суде. В последнем случае женщина могла быть приговорена даже к смертной казни.

Естественно, что добрый по натуре Иосиф не желал своей обрученной ни позора, ни смерти. Ангел, явившийся ему во сне, лишь укрепил, по евангелию, его доброе намерение, заставив оставить Марию в доме и назвать ее женою.

Мария, в свою очередь, тоже получила благую весть от ангела, но, в отличие от Иосифа, не во сне, а наяву. Лука уточняет, что то был ангел Гавриил.

Эта святыня имеет колоссальное значение в православной традиции, но вызывает неоднозначные реакции многих служителей церкви. Это изображение не канонизировано, поэтому считается больше картиною, сделанной в иконографическом стиле. Особую популярность икона «Святое Семейство» приобрела на территории Израиля. В этой стране её можно найти в любом монастыре, а купить — в каждом магазине. Молитвами перед образом желают добиться спокойствия в семье или нерушимости священного брака.

В чем помогает образ

Изображение больше напоминает картину, которая была сделана по сюжету из Книги Евангелие. Известно колоссальное количество таких произведений искусств, авторами которых являлись величайшие мастера кисти. Многие художники создавали картины на библейскую тематику, но ни одна из них не может называться иконой (кроме «Трех Радостей»).

В России это изображение стремительно увеличивает собственную популярность.

  • Образ «Святое Семейство» рассматривается как хранитель домашнего уюта, полноценности семьи и сопутствующих категорий брака.
  • Лик помогает в поисках второй половины и отстраняет тех, кто хочет развалить союз мужчины и женщины.
  • Молитвы перед изображением помогают оберегать домочадцев от беспричинных ссор и сохранять мир.
  • Очень часто у иконы молят об избавлении от измен. Это актуально для тех, кто уже пережил такое супружеское предательство.
  • Если человек продолжительное время одинок и не может найти себе пару, необходимо обратиться с искренним желанием к этому лику.
  • Изображение имеет силу избавлять от бытовых неурядиц, возвращает веру и надежду. После прошения верующий испытывает облегчение на душе и с легким сердцем продолжает свой путь.
  • Молитвы перед иконой «Святое семейство» охранят людей опасных профессий (военных, полицейских, пожарных).
  • Изображение возвращает людей, своевольно покинувших дом, а также охраняет жизнь возвращающихся из далеких земель.
  • Люди часто молят образ помочь грешникам встать на праведный путь.
  • Икона возвращает безнадежные долги и эмоциональные силы при больших потрясениях.
  • «Святое семейство» возвращает честь несправедливо оклеветанного человека.

Празднование дня этой святыни выпадает на 8 января (н. ст.). Большое количество верующих приходит для восхваления и прошения у Богородицы, Христа и Иосифа. К сожалению, оригинал списка уничтожили в 30-е годы прошлого века при нашествии атеистически и цинично настроенных людей.

Как просить у лика

Православный человек обязан жить праведно и верить в существование Творца, Божьего Сына, Святого Духа и Богородицы. Эти великие личности защищают нас от всяческих невзгод материального существования. Верующему недостаточно банально просить о помощи, следует чаще благодарить за настоящее.

Если икона «Святое семейство» будет храниться дома, она явится хорошим подспорьем на жизненном пути.

  • Молиться перед изображением следует по всем православным канонам.
  • Перед прошением необходима исповедь у священнослужителя. Если не очистить помыслы, молитва не будет иметь успеха.
  • Рекомендуется хорошо выучить текст прошения для «Святого семейства».
  • Во время чтения зажигаются свечи, символизирующие очищение огнем. Воск способен ограждать от нечистой энергетики.
  • После молитвы нужно трижды перекреститься, глубоко поклониться и поцеловать икону. Свечи гасить не нужно.

Значение и позиция в церковной традиции

Святыня нередко привозится с Иерусалима и дарится в память о великом паломничестве. Она подходит молодоженам, желающим укрепить брак, а также для годовщины свадьбы.

  • На полотне зритель видит спереди Христа в детском возрасте, а позади запечатлены его родители. Фигуры взрослых людей, склонивших головы, служат своеобразным обрамлением маленького Мессии.
  • Спаситель совершает благословляющий жест правой десницей, а левой устремляется к ладоням Марии и «Обручальника» Иосифа. Для православного метода такая постановка совершенно нетипична: огромная роль отводится соотношениям многих частей полотна, цветов и направлений.
  • Изображение одаривает настоящей теплотой, непогрешимой заботой и взаимопониманием.

Православная икона «Святое семейство» до настоящего времени не канонизирована, потому что обстоятельной критике подвергается техника исполнения и сама композиционная модель.

  • Семейство здесь изображено достаточно ярко и живо, поэтому оно похоже на фотографию из личного альбома.
  • На картине Иосиф своею правой десницей обнимает Богородицу за плечи, хотя он обязан быть не мужем, но покровителем. Взгляд мужчины направлен на Пречистую Деву, но не на Иисуса. Православная традиция отвергает такую постановку сюжета в настоящей иконе.
  • Когда Младенец Христос появился на свет, Иосифу было около 100 лет.

    Здесь он выглядит значительно моложе.

  • Дева Мария и Иосиф не состояли в браке, а только обручились. Поэтому супружеские отношения здесь неприемлемы.

Некоторые факты из истории

Престарелый Иосиф являлся опекуном и опорой Пречистой Марии. Дева получила благую весть о непорочном зачатии еще до обручения. Младенец Иисус родился в законном и освященном церковной традицией браке. Когда покровитель Иосиф умер, с Марией и Христом оставались его сыновья и дочери. По достижении 30-летнего возраста Иисус покинул дом, оставив Богородицу на попечении своих сводных братьев, которые вскоре присоединились к Божьему Сыну как подвижники.

В последние минуты жизни на кресте Христос поручил Пречистую Матерь заботам любимого ученика Иоанна. Таким образом, становится понятно, что с Марией всегда находился благочестивый мужчина. Женщины не могли жить самостоятельно в то время. Без опекуна она снисходила до прошения средств у дальних родственников.

Икона «Святое семейство» написана в Италии. В российской столице она оказалась в XVIII веке у священника из Троицкой церкви. Через некоторое время хозяева пожертвовали святой лик в приход.

Иосиф и Мария (2016)

Здесь изображение разместили на паперти над входом. Спустя полвека, оно прославилось чудотворными свершениями.

Оставив неоднозначное впечатление у ортодоксальных христиан, икона «Святое семейство» обрела большую популярность у народа. Могущество лика направленно на возвращение семье покоя и миролюбивой обстановки, а также на защиту против врагов. Икона дарится как молодоженам, так и семьям, прошедшим долгий путь. Если приобрести её в церковной лавке и искренне молиться, верующий обретет желаемое и избавится от неприятностей.

Администратор

Память 26 декабря

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества8777. Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия. А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе – Иакова, а по закону – Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов» (Лк. 3:23–24), называя Илия вместо Иакова. – Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, – Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь8778. Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, – во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве довольно время, проводя дни свои в чистоте. Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь, – сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине Господь обрел сего мужа по сердцу Своему, которому Он открыл «безвестные и тайные премудрости» (Пс. 50:8) Свои, соделав его служителем таинства нашего спасения. Поистине он был достоин таковой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего девства (а не для плотского, действительного супружества). И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который являлся ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу и во время бегства в Египет, и по возвращении оттуда, и во время пребывания в Назарете, добывая Им пропитание от трудов рук своих, ибо он был плотником и человеком бедным, хотя и царского рода. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения. Прожив всего сто десять лет8779, св. Иосиф мирно скончался и отошел к отцам своим, находившимся в шеоле8780, неся туда радостную и верную весть о том, что пришел желанный Мессия, имеющий освободить и спасти род человеческий, Христос Господь, Которому слава вовеки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Благовествуй Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущыя.

* * *

8777

Закон ужичества или левират состоял в том, что, если муж умирал, не оставив детей, то брат, переживший его, по древнему обычаю (Быт.38и дал.), должен был, как деверь (jabam, levir), вступить в брак с овдовевшею женою брата (снохою). Этот закон изложен у Моисея во Второзаконии (Втор.25:5–10). Интересно здесь отметить, что левират существует и у многих народов Востока, напр. у персов, индийцев, афганцев, друзов, у большей части кавказских племен и др. По закону левирата, дети от левиратского брака считались детьми того лица, чью вдову взял по этому закону деверь себе в замужество, это и значило «восстановить семя брата своего».

8778

Здесь кстати будет заметить, что в грузинских святцах, в числе свв.

ИОСИФ ОБРУЧНИК

жен Мироносиц, почитается и св. Фамарь (под именем Тамары). Очевидно, предание, сохраняемое Грузинскою церковью, сходно с тем известием, по которому Фамарь могла быть и дочерью Иосифа, и впоследствии мироносицею, вместе с сестрою своею, Саломиею (другою дочерью праведного старца).

8779

Это предание о 110-летнем возрасте прав. Иосифа сходно с известием, что он преставился 111 лет, о чем мы находим упоминание в апокрифической «Истории плотника Иосифа».

8780

Шеол – ад, жилище мертвых.

Память святого Иосифа, обручника Пресвятой Девы Богородицы 1

26 декабря по ст.ст. / 8 января по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества2. Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия. А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе — Иакова, а по закону — Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: "сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов" (Лк. 3:23-24), называя Илия вместо Иакова. — Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, — Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь3. Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, — во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве довольно время, проводя дни свои в чистоте. Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: "Иосиф же, муж Ее, будучи праведен" (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь, — сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине Господь обрел сего мужа по сердцу Своему, которому Он открыл "безвестные и тайные премудрости" (Пс. 50:8) Свои, соделав его служителем таинства нашего спасения. Поистине он был достоин таковой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего девства (а не для плотского, действительного супружества). И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который являлся ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу и во время бегства в Египет, и по возвращении оттуда, и во время пребывания в Назарете, добывая Им пропитание от трудов рук своих, ибо он был плотником и человеком бедным, хотя и царского рода. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения. Прожив всего сто десять лет4, св. Иосиф мирно скончался и отошел к отцам своим, находившимся в шеоле5, неся туда радостную и верную весть о том, что пришел желанный Мессия, имеющий освободить и спасти род человеческий, Христос Господь, Которому слава вовеки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Благовествуй Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти душы наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущыя.

________________________________________________________________________

1 Память праведных Давида царя, Иосифа обручника и Иакова брата Божия совершается в неделю по Рождестве Христова, которая посему и называется неделей Богоотец. Если эта неделя случатся 1 января, т.е. по отдании Рождества Христова, то служба упомянутым святым отправляется 26 декабря.

2 Закон ужичества или левират состоял в том, что, если муж умирал, не оставив детей, то брат, переживший его, по древнему обычаю (Быт.38:8 и дал.), должен был, как деверь (jabam, levir), вступить в брак с овдовевшею женою брата (снохою). Этот закон изложен у Моисея во Второзаконии (Втор.25:5-10). Интересно здесь отметить, что левират существует и у многих народов Востока, напр.

Что мы знаем о жизни Девы Марии? 12 фрагментов и фактов, которые донесло до нас Предание

у персов, индийцев, афганцев, друзов, у большей части кавказских племен и др. По закону левирата, дети от левиратского брака считались детьми того лица, чью вдову взял по этому закону деверь себе в замужество, это и значило "восстановить семя брата своего".

3 Здесь кстати будет заметить, что в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и св. Фамарь (под именем Тамары). Очевидно, предание, сохраняемое Грузинскою церковью, сходно с тем известием, по которому Фамарь могла быть и дочерью Иосифа, и впоследствии мироносицею, вместе с сестрою своею, Саломиею (другою дочерью праведного старца).

4 Это предание о 110-летнем возрасте прав. Иосифа сходно с известием, что он преставился 111-ти лет, о чем мы находим упоминание в апокрифической "Истории плотника Иосифа".

5 Шеол — ад, жилище мертвых.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского

А подарок на именины Вы можете выбрать здесь:

Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *