Философия как любовь к мудрости

  • Философия как любовь к мудрости

    Философия – редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире. Термин «философия», как уже говорилось, происходящий от греческих слов «любовь» и «мудрость», посему…
    (Философия)

  • ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ

    Понятие философии — Мудрость и глупость — Удивление — начало философии — Рефлексия — Софисты — Формации философской мысли — Универсум философской деятельности — Польза и вред философии В результате освоения материала данной главы студент должен: знать…
    (ФИЛОСОФИЯ)

  • Понятие философии — Мудрость и глупость — Удивление — начало философии — Рефлексия — Софисты — Формации философской мысли — Универсум философской деятельности — Польза и вред философии В результате освоения материала данной главы студент должен: знать…
    (ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ)
  • Философия и мудрость

    Само слово «философия» греческого происхождения и в переводе означает любовь к мудрости, любомудрие (грсч. (piAoooqna от (рЛёсо — люблю и aocpfa — мудрость). Автором термина называют Пифагора (570—490 до н.э.), который первым стал говорить, что он считает себя не мудрецом, но лишь «любящим…
    (ФИЛОСОФИЯ)

  • Древнеримская философия: «любовь к судьбе» (стоицизм). Неоплатонизм и закат античной традиции мысли

    Древнеримская философия развивалась в горизонте греческих доминант, поэтому между Афинами и Римом сложилось преемственное становление основных направлений и школ мысли. Однако в некоторых учениях древние римляне продемонстрировали определенную самостоятельность рефлексии и специфику своего миросозерцания….
    (ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ТОМ 1)

  • Дружба и любовь

    Под дружбой еше со времен Аристотеля обычно понимают вы-сокоиндивидуализированные и свободные от эротических элементов отношения между людьми. Причем это устойчивые к внешним воздействиям, положительные, длительные отношения, основанные на духовной близости, то есть на наличии обших интересов, на добровольной…
    (Психология и педагогика)

  • Стратегия и философия маркетинга

    По сути концепция современного маркетинга как новой предпринимательской философии — это концепция рыночного управления, ориентированная на интересы конечного потребителя. Она построена на интегрированном маркетинге, нацеленном на обеспечение удовлетворения запросов потребителей в качестве основы для…
    (Экономика предприятия)

  • Философия и наука

    Что такое наука? В вузах изучают научное знание. Почему? Потому что из многовекового опыта человечества извлечен урок первостепенной важности — в стратегическом плане нет альтернативы самому развитому знанию. И именно его как раз и называют в наши дни наукой. С учетом сказанного целесообразно…
    (Философия для экономистов)

  • Что такое философия?

    «Философия» (от греч. — люблю + мудрость) — греческое слово, означающее любовь к мудрости. Известно, что одними из первых его использовали древнегреческие авторы Гераклит и Пифагор. С конца VI в. до н. э. термин «философия» используется все чаще. Но относительно его смысла не было…
    (Философия для экономистов)

философия_1 / 4. Философия как любовь к мудрости

4. Философия как любовь к мудрости. Предмет размышлений философов.

Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость)- любовь к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине.

Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философия — это особый тип мышления. В его основе лежит вера в познавательные возможности человека, умение найти истину и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности. ИСТИНА – соответствие знания действительности.

Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Древняя Греция, Индия, Китай, Египет). Классическая форма — в др. Греции.

Греческое слово философия буквально означает «любовь к мудрости» (от phileo — люблю и sophia — мудрость).

Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). Когда финикийский правитель обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив: «В жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы – к одной только истине».

В качестве особой науки философия выделена Платоном.

Философия сначала включала в себя всю совокупность знаний. Позже философия превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия — это:

  • наука о природе, обществе и человеческом мышлении;

  • сжатое изложение науки своего времени (эпоха, схваченная в мысли);

  • главный вопрос в философии: в чем смысл жизни человека (стоит ли жизнь быть прожитой);

  • нет науки более бесполезной, чем философия нет науки прекраснее ее.

Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

О содержании понятия «мудрость»

  • София (Sophia – мудрость), согласно античной традиции, — высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он — смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия «Мудрость».

  • в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова говорится: «Мудрость… Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».

  • В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля поясняется: «Мудрость — это «соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства».

Особый статус философии среди других видов духовной, интеллектуальной деятельности объясняется ее бескорыстным отношением к истинному знанию, чистой любовью к истинному знанию, мудрости.

Предмет размышления философов.

Предмет размышлений философов – познание мира (природа, общество, человек, связи между объектами материального мира, раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни).

Философия – это то, что отличает человека от животного. Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.

Предмет размышления философов исторически изменялся:

  • предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, Космос;

  • в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог (теоцентризм).

  • в центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек (антопоцентризм).

  • в настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Предмет размышлений философов – совокупность проблем, которые изучаются философией:

Проблема — (от греч. problema — преграда, трудность, задача) — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений; вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания.

Проблема – источник развития, побуждающий фактор действия.

Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения

Круг фундаментальных философских проблем:

  • Мир (природа) – проблема бытия (существования), первоосновы (субстанции), материи (вещества, поля), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);

  • Человек – проблема сущности человека, его природы, жизнедеятельности, сознания, мышления, познания смысложизненных ориентиров;

  • Взаимодействие мира и человека – проблема их взаимовлияния, соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.

Основные проблемы философии:

1) Проблема БЫТИЯ ( существования) Что такое бытие? Какова сущность мира? (наука о бытии – Онтология)

Проблема БЫТИЯ имеет два аспекта:

а) что существует;

б) как доказать существования того или иного элемента бытия.

  • Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с космосом, природой — многообразия объектов и явлений мира.

  • В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие.

  • В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает.

  • В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытие есть система 3-х реальностей:

I. Объективная реальность — используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека.

II. Субъективная реальность — используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой (это мир духовных явлений).

III. Объективно-субъективная реальность — с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей.

2) Проблема первоначала, первоосновы.

На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь.

Так Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное:

  • Фалес — вода;

  • Анаксимен — воздух;

  • Гераклит — огонь;

  • Эмпедокл — вода, воздух, огонь, земля.

  • Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон — идеи (нечто духовное), по Платону мир идей творит, создает мир вещей.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся материя(вещество, поле)пространство, время, движение.

Два основных подхода к решению проблем бытия:

Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Этапы материализма:

Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза).

Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

  • Объективный: духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель.

  • Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

4) Вопрос о познании мира, об источниках наших знаний, вопрос об истине. Познаваем ли мир? Можно ли познать мир? (Теория познания — Гносеология).

Течения гносеологии:

  • Мир нельзя познать:

Агностицизм (нельзя познать мир, сущность вещей).

Скептицизм (сомнение в познании мира)

  • Познаваемость мира:

Рационализм (мир познается с помощью разума).

Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).

Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).

5) Какова природа ценностей? (учение о ценностях – Аксиология).

6) Человеческое действие. Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.

Философия – это то, что отличает человека от животного. Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, совершенное, вечное и бесконечное.

Любовь к мудрости

Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия — это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сопоставление наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V веков до н.э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI — IV веков до н.э.). Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит).

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость — не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она — стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *