Что означает фразеологизм «ложь во спасение»?

Ложь во спасение — не всякая неправда губительна. Иногда соврать или просто не сказать правды, промолчать — значит помочь, спасти, уберечь. А уж когда наступает момент этого «иногда», решает сам человек. В каком-то смысле выражение «ложь во спасение» продолжение мысли «не будите спящую собаку»

Происхождением фраза «ложь во спасение» обязана церковно-славянскому переводу 32 Псалома, 17 строки Ветхого завета: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется», что переводится «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею»

12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе.
13 С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;
14 с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:
15 Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.
16 Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.
17 Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.
18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,
19 что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.

Ложь во спасение

Смотреть что такое «Ложь во спасение» в других словарях:

  • Ложь во спасение — крыл. сл. Выражение это возникло из Библии, из неверно понятого церк. слав. текста (Псал. 32, 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется»; в русском переводе: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею» … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Ложь во спасение — Книжн. Искупительная ложь, ложь ради спасения кого л. /em> Выражение из Библии. БМС 1998, 348 … Большой словарь русских поговорок

  • Ложь — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтв … Википедия

  • Ложь — Если во сне вам пришлось солгать во избежание наказания – в реальной жизни вы бесчестно поступите с невиновным человеком. Ложь во спасение снится к незаслуженной критике. Во сне вы с помощью лжи пытались защитить друга, а в реальной жизни … Большой универсальный сонник

  • ЛОЖЬ — Кривая ложь. Народн. Устар. Неодобр. Клевета, напраслина. БМС 1998, 348. Ложь во спасение. Книжн. Искупительная ложь, ложь ради спасения кого л. /em> Выражение из Библии. БМС 1998, 348 … Большой словарь русских поговорок

  • ЛОЖЬ — Как таковая ложь во сне предупреждает о грозящей опасности. Если во сне вы пускаетесь на ложь ради корыстных интересов – наяву с вами поступят бесчестно. Ложь во спасение предвещает, что вам укажут на допущенные ошибки из самых лучших… … Сонник Мельникова

  • ложь — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; Л. чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка к рых затруднительна или невозможна. Л. представляет собой осознанный продукт… … Большая психологическая энциклопедия

  • ЛОЖЬ — ЛОЖЬ, лжи, жен. Намеренное искажение истины, неправда, обман. Уличить во лжи. Мысль изречённая есть л. (афоризм). Л. во спасение и святая л. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.). У лжи короткие ноги (посл.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

  • СПАСЕНИЕ — СПАСЕНИЕ, я, ср. 1. см. спасти, сь. 2. Избавление от опасности, несчастья. С. пришло неожиданно. Ложь во с. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.). • Спасенья нет от кого (чего) (разг. неод.) о том, кого (чего) очень много; некуда… … Толковый словарь Ожегова

  • Ложь — сознательное, намеренное введение в заблуждение др. лица с помощью вербальных и/или невербальных средств О.; преследующее, как правило, опр. цели. Л. может являться прямой противоположностью правде, частичным отступлением от нее или же ее… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Мир во зле лежит проповеди. Весь мир лежит во зле

    — (лежит) во лжи Ср. Мир лежит во зле и в соблазнах. Если будешь описывать мир, как он есть, то будешь описывать много лжи, и в словах твоих не будет правды. Чтобы была правда в том что описываешь, надо писать не то, что есть, а то, что должно быть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. См. ЧЕЛОВЕК … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ЗЛО — , характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия

    Николай Александрович (1874 1948) – философ, литератор, публицист, обществ, деятель. Один из “властителей дум” 20 в., экзистенциальный мыслитель, страстно отзывающийся на глубинные сдвиги в человеч. духе; христ. гуманист, наследник Вл.… … Энциклопедия культурологии

    — (Schopenha uer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… …

    — (Schopenhauer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Чудо объективное значение понятия чудо, определяется общим философским миросозерцанием, по преимуществу теорией причинности. Всякого рода необычайные и необъяснимые явления сами по себе не представляют чудес и получают характер чудесного лишь… … Википедия

    Объективное значение понятия Ч. определяется общим философским миросозерцанием, по преимуществу теорией причинности. Всякого рода необычайные и необъяснимые явления сами по себе не представляют чудес и получают характер чудесного лишь при… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    — (от лат. pessimum наихудший) один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании подавленное настроение, склонность видеть и подчеркивать … Философская энциклопедия

Книги

  • Перевозчик , Батов Анатолий Федорович. В отличие от большинства утопий, в которых прекраснодушные авторы рисуют человечество планетарным, консолидированным на добрых началах, едва ли не безупречным социумом, антиутописты, чей пик…

НОВЫЕ СОДОМ И ГОМОРРА
Некоторые размышления по поводу ново-орлеанского бедствия

Великая скорбь постигла Америку, более тысячи человек погибло, многие остались без крова и средств к существованию. Все последствия этого разрушительного урагана еще полностью не исчислены, и, судя по всему, до конца не испытаны. Невольно задаешься вопросом – что навлекло невиданное в Америке, в таком масштабе, бедствие?

Мы знаем из Св. Писания и учений святых отцов, что случайностей в мире духовном нет, есть лишь закономерности, особенно, когда это касается такой катастрофы. Священное Писание не раз приводит аналогичные примеры бедствий, освещая их исключительно с моральной стороны, что и нас заставляет взглянуть на моральную сторону происшедшего. Многие скажут, что перед лицом такого несчастья нельзя морализировать, нужно только сочувствовать. Невозможно, глядя на такое бедствие, не сочувствовать, только бессердечные могут равнодушно смотреть на постигшее Америку горе. Но сочувствие жертвам эпидемии не мешает, в то же время, предпринимать профилактические меры, чтобы остановить заразу.

Происшедшее бедствие, судя по всем признакам, является последствием душевной болезни страны: Новый Орлеан считается одним из самых «падших» городов Америки, не было, кажется, порока, в котором бы он не превзошел их. По числу совершенных в нем убийств он не раз выходил на первое место. И в этом роковом для себя году опять получил эту позорную пальму первенства. Только благодаря урагану не состоялся намечавшийся в нем трехдневный фестиваль содомистов (Southern Decadence). Также уже не состоится ежегодно проводимый в нем оккультный «фестиваль вуду».

Deluge (англ. – потоп) происходит от латинского diluvium и diluere (омовение, очищение). Затопление Нового Орлеана, видимо, и явилось подобным очищением от накопившихся в нем моральных нечистот. Судьба подобных городов не раз оканчивалась трагично – Содом и Гоморра, Помпея, Кракатоа, Мартиник… каждый из них в свою эпоху являлся средоточием порока. На их горьком примере человечество познавало, что зло не остается безнаказанным, но, по слову апостола Иуды, брата Господня: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть…» (1, 7-8).

Недавно журнал «Лос Анжелос Таймс» опубликовал статью под заглавием «Калифорнийское землетрясение может явиться новой Катриной», в которой говорится, что участники учебной программы американского МЧС (FEMA), рассматривая в августе 2001 г. (за месяц до рокового 11 сентября) три наиболее вероятных катаклизма, способных обрушиться на Америку, пришли к выводу, что наибольшую угрозу представляет террористическая атака на Нью-Йорк, вторую – мега-ураган, затопляющий Новый Орлеан, и третью – мощное землетрясение вдоль разлома Сан Андреас в Калифорнии. Из трех перечисленных бедствий не осуществилось пока лишь последнее, которое способно принести самое большое число жертв и разрушений, т.к. разлом проходит по наиболее заселенному штату Америки (около 60 милл. человек).

Господь не раз указывал людям посредством пророков, святых и Св. Писания, что остановить подобные бедствия может только покаяние и молитва праведных. Господь ради десяти праведников готов был пощадить Содом и Гоморру. Он мог бы сохранить и Новый Орлеан, если бы там нашлось достаточное число праведников.

Как образ такого покаяния Священное Писание приводит в пример древний языческий город Ниневию, столицу Ассирии, мегаполис того времени, может быть, даже самый великий из всех ветхозаветных городов. Библия повествует, что обойти его брало 3 дня. Современный Лос-Анжелос, раскинутый на 70 миль, можно, пожалуй, по размерам сравнить с этим древним городом.

Библия повествует, что, вопреки неверию пророка Ионы, будто такой огромный и распутный город способен покаяться, его жители во главе со своим правителем вняли увещаниям пророка и в течение 40 дней постились, молились и просили у Господа пощады. Трудно представить Лос Анжелос в посте и покаянии, но… пророку Ионе трудно было представить себе ниневитян, посыпающих главы свои пеплом.

Покаяние – это не просто сожаление о содеянном, а исправление и полное нежелание возвращаться ко греху. По-гречески слово покаяние буквально переводится как решительное исправление образа мыслей. Известно, что после проповеди Ионы в том же IX-ом веке до Р. Х. в Ассирии была проведена религиозная реформа, наподобие египетской монотеистической реформы, и у ассирийцев появились черты монотеизма. Покаяние рождает ясность мысли и чистоту сердца («сердце чисто созижди во мне, Боже» – псалом 50), а ясность мысли неспособна ужиться с идеей многобожия.

Нам сейчас свойственно относить все пороки к одной Америке и ее культуре и считать, что только она и ее города достойны наказания. Так ли это? В России и во всем мире сейчас охотно перенимается все низменное, что породила американская анти-культура, и в меньшей мере то доброе, благодаря чему Америка так долго благоденствовала, те моральные ценности, которые в ней еще живы и даже в сем бедствии не замедлили себя проявить. Языческий Рим одно время являл современному миру образец порядка, доблести и нравственности, на какую было способно языческое сознание. Так и Америка долго являла собой подобный пример. Все империи проходят через волны истории и все они, без исключения, видели зенит своей славы и закат. И закат являлся всегда следствием морального разложения нации. В настоящее время, начиная с 60-х годов, в Америке наблюдается процесс моральной деградации. Следствием чего всегда бывает отъятие удерживающего Божественного благодатного покрова, вернуть который может только искренняя перемена сознания.

Дай Бог все нам внять сему недавнему вразумлению свыше, покаяться и отвести наказание, которое может пасть на головы всех противящихся совести – этому голосу Божию, действующему в любом народе.

Перепечатано из журнала «Православная Русь» Nо. 17, 2005

Мир во зле лежащий Глядя вокруг на окружающую нас обстановку, православному христианину нетрудно видеть, что современный мир буквально лежит во зле и что человечество в своем беззаконии не только «догнало и перегнало» Содом и Гоморру, но и то допотопное человечество, которое было Господом предано уничтожению посредством потопа. И если нынешнее человечество еще не предается, как было предсказано, уничтожению огнем, то это только потому, что в нем еще находится то количество праведников, которое праотец Авраам старался выторговать у Бога для спасения Содома и Гоморры (и не смог), и потому, что Господь до конца милосердствует над родом человеческим и дает возможность спастись всем, кто еще может спастись. Трудно православному христианину жить в таком мире, где содомские грехи во стократ превосходят свой оригинал. Души не только праведников, но и простых верующих томятся и задыхаются в этом адском чаду… Однако, по самой природе своей православный христианин не должен отчаяваться, но во всем полагаться на Промысел Божий, продолжать жить и трудиться над спасением своей души. Одновременно бывает весьма полезно глубже понять положение, в котором мы находимся. С этой целью предлагаем вашему вниманию ряд статей, трактующих этот вопрос. Беседа о смысле зла Мысль о мировом зле тяжким бременем сомнения лежит в сердцах многих верующих людей. Кажется непонятным, почему Бог допускает зло. Ведь Бог в своем всемогуществе легко мог бы устранить зло… Как может бесконечно милостивый Бог терпеть, чтобы злые поступки одного негодяя обрекали бы тысячи, иногда миллионы, может быть даже половину человечества, на нужду, горе, бедствия? В чем состоит смысл зла? Ведь у Бог ничего нет бессмысленного. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо напомнить, что такое зло. Под злом мы должны понимать не страдания, нужду и лишения, но грехи и нравственную вину. Бог не хочет зла. Всемогущий Бог не может одобрять зло. Больше того, Бог запрещает зло. Бог наказывает зло. Зло или грех есть противоречие, возражение воле Божией. Начало зла, как известно, положил высший ангел, сотворенный Богом, дерзко вышедший из послушания всеблагой воле Бога и ставший диаволом. Диавол причина зла, он и внушает или влияет на происхождение греха в человеке. Не тело человека, как многие думают, есть источник греха, нет, а оно делается орудием греха или добра не само по себе, а от воли человека. Истинная вера Христова указывает на следующие две причины существования зла в мире: (1) первая причина лежит в свободе воли человека; (2) вторая причина существования зла состоит в том, что хотя оно и неизбежно при свободе воли, Бог также и это зло направляет к добру. Наша свобода воли – это отпечаток Божественного подобия. Этот Божий дар поднимает человека выше всех существ мира… В свободном выборе добра и отклонении от зла человек возвеличивает Бога и совершенствуется сам. В книге Иисуса Сирахова говорится: «Он (Бог) от начала сотворил человека и оставил его в руки произволения», т.е. Бог создал человека в начале и оставил ему свободный выбор. Тем самым Бог дает людям с доброй волей возможность заслужить себе небо, а людям со злой волей – преисподнюю. Но как то, так и другое получается лишь путем свободы человеческой воли. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Если бы по природе, а не по свободе делал ты добро, то к чему приготовил Бог венцы неизъяснимые? Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчивается, потому-что кротость ее происходит не от свободы, а от природы». Св. Василий Великий говорит: «Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, т.ч. нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда содержишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняются пред тобою обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно, – добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости, а произволение зависит от того, что в нас; а что в нас – свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас безгрешными, тот не что иное делает, как предпочитает природу неразумную, неподвижную и не имеющую никаких стремлений, природе, одаренной произволением и самостоятельностью». Иначе говоря, машину (робота) предпочитает разумной твари. Бог ни при каких обстоятельствах не хочет зла. Но так как зло проникло в мир по вине творения, то Бог в Своем мировом плане заставляет также и зло служить добру. Вот пример: сыновья Иакова продали своего брата Иосифа в рабство. Они сделали злое дело. Но Бог превратил зло в добро. Иосиф возвысился в Египте и получил возможность спасти от голода свою семью, из которой должен был произойти Мессия. Когда спустя несколько лет Иосиф увидал своих братьев, он им сказал: «Вы замыслили против меня зло, но Бог обратил его к добру». В дни апостолов иудеи преследовали христиан в Палестине. И христиане должны были бежать из Иудеи, освященной жизнью и кровью Спасителя. Но повсюду, куда они шли, они сеяли Евангельское слово. Грехи преследователей Божественной рукой были направлены к распространению христианства. Языческие императоры Рима преследовали молодую христианскую Церковь. Десятки тысяч мучеников пролили тогда свою кровь за Христа. И кровь мучеников стала семенем для миллионов новых христиан. Ярость преследователей, грех ненависти и убийства были направлены Богом и здесь к построению Церкви. Они думали и совершали злое, Бог же обращал все их дела к добру. Вся история человечества, вплоть до событий наших дней, показывает истину этих слов. Величайшие катастрофы народов были в то же время величайшими триумфами религии, обращением людей к Богу. Мы должны только иметь терпение и ждать, «ибо у Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день». Но и это вплетение зла в план управления миром не явилось какой-то запоздалой надстройкой или поправкой к созданному. Это акт предвечной воли Бога. Протоиерей Серафим Слободской

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Ученики спрашивают Господа: кто больше в Царстве Небесном? Христос идет ко Кресту, и вместо того, чтобы спрашивать, как обрести им крепость и благодать, чтобы пострадать с Ним, они спрашивают: кто будет выше всех в царствовании с Ним. «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них». Смирение — это то, чему труднее всего научиться, и мы не должны пренебрегать никакими возможностями для этого научения. Когда мы смотрим на дитя, мы должны смотреть на него взором Христовым. «Он поставил его посреди них» — чтобы они могли научиться от него. Взрослые люди должны дорожить общением с маленькими детьми. Мы можем не только учить их, но, глядя на них, учиться у них.

«Истинно говорю вам, — говорит Господь, — если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Всякий грех уводит нас от истинного пути, и необходимо постоянное обращение к Богу, чтобы душа вернулась в первозданное состояние. Задавая свой вопрос, ученики были уверены, что им принадлежит Царство Небесное и что они будут первыми в нем. Господь хочет показать им опасность гордости и честолюбия. Гордость низвергла согрешивших ангелов с небес, и нас поставит вне Царства, если мы не покаемся.

«Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Лучшие христиане — те, кто смиренны. Они уподобляются Самому Христу, к ним Его наибольшее благоволение. Такие служители нужны Богу в этом мире, с такими служителями Он будет царствовать в вечности. И далее мы слышим слово Спасителя, которое следовало бы сегодня начертать на всех улицах вместо растленных реклам, и во всех телепередачах — вместо рекламных заставок, а лучше всего — на сердцах всех, кто еще называют себя людьми: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» — это, прежде всего, о непрерывно убиваемых прежде рождения детях. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Это, прежде всего, о непрерывно убиваемых для вечности и взрослых, и детях. Все, что мы делаем другому человеку, Христос относит к Себе. Даже принятие одного малого ребенка во имя Христово есть принятие Христа. И чем меньше те, к кому обращена наша любовь, тем большую любовь являем мы ко Христу.

Грех соблазна столь ужасен, и вред от него столь велик, что лучше было бы этим людям претерпеть казни, которым подвергались худшие из злодеев. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам», — говорит Христос. Мир лежит во зле. И никто не может избежать искушений. Но, будучи предупрежденными об опасности, мы должны быть на страже. «Но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Праведный Бог взыщет с тех, кто губит драгоценные души, искупленные Его Кровию. Мы ответственны не только за наши дела, но и за плоды наших дел. «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя», — говорит Господь. Мы уже слышали ранее в Евангелии эти апокалиптические образы. Но, видимо, Господу необходимо снова и снова напоминать их нам. Мы должны быть готовыми расстаться с глазом, с рукой и ногой — со всем, что дорого для нас, если это является соблазном ко греху для нас. Что мы смотрим, что делаем, куда идем — искушения, исходящие из нашего сердца и внешние поводы для греха должны быть беспощадно отсечены. Не может существовать ничего и никого столь дорогого для нас, что мы не решились бы оставить — ради сохранения нашей совести чистой. Ибо «лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный». Но кто Христовы, те плоть свою распяли со страстьми и похотьми.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, — снова говорит Господь, — страшитесь соблазнить их». Малые сии — это прежде всего в буквальном смысле дети. А также все немощные в вере. Так легко подтолкнуть их утратить невинность и направить по кривым путям мира! Мы не должны смотреть свысока на них, как если бы нам было совершенно безразлично, что станет с ними. И мы должны быть внимательны к тому, что мы делаем и что говорим, чтобы не стать для них соблазном ко греху. Для Бога нет ни одного незначащего человека. Каждый человек у Него — на вечном счету. «Ибо говорю вам, — говорит Господь, — что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Это постоянное предстояние наших ангелов-хранителей пред Богом дает каждому из нас великую надежду. Но одновременно оттого что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», наша ответственность за спасение других неизмеримо возрастает.

Потому святые отцы говорят, что это Евангелие относится не только к нашей личной жизни, но и к жизни всей Церкви. Если в Церкви кто-то оказывает дурное влияние на других, если он подает плохой пример немощным в вере, если неверность его учению Христову и сомнительный образ жизни разрушают тело Церкви, этот человек должен быть исторгнут из нее. Церковь — тело Христово. И все то, что угрожает перерасти в раковую опухоль, должно быть хирургически удалено. То, что является соблазном для Церкви, должно быть отсечено, сколь бы болезненным это ни было. Потому и анафематствует святая Церковь в день торжества Православия всех еретиков, показывая, что они находятся вне Церкви. И каждый из нас этими словами Христа призывается к подвигу личного самоотвержения, а также к безусловной верности всем установлениям Христовой Церкви.

Всякий раз, когда мы говорим о каком-то событии, то к слову «событие» добавляем еще одно слово, которое придает нашему повествованию ту или иную окраску. Например, международное событие, радостное событие, печальное событие и т.д. Евангельское повествование, записанное в Евангелии от Марка 4:35-41, сообщает о неожиданном, точнее страшном событии, участниками которого были апостолы Господа Иисуса Христа, когда поднялась на Галилейском море великая буря. С ее приходом в обычный темный вечер стало еще темнее. Конечно, если бы это был тихий, теплый вечерний ветерок, тогда он был бы приятен и нужен. Кто бывал летним теплым вечером на берегу озера, тот знает, как приятно сидеть, слыша тихий плеск воды и ощущать на себе дыхание легкого ветерка. Но когда он набирает силу и превращается в бурю – это уже приносит бедствия. А все, что приносит нам бедствие и вред, расценивается как зло, потому что оно угрожает нашему здоровью, угрожает нашей жизни, несет материальный ущерб. Апостол Павел видел, что плавание по Средиземному морю было опасно в это время года, он уговаривал сотника, кормчего и начальника корабля, говоря: «Мужи! Я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни» (Дн. 27:10). Но они не последовали его совету и в результате во время морского шторма потеряли корабль, груз. Спаслись только люди. И вот таким родом зла, которое несет нам материальные убытки, лишает нас здоровья и даже жизни, мы окружены повсюду: на суше и на море, в воздухе и в космосе. Нам может причинить зло плохая пища, плохой воздух, сильный ветер, очень жаркий или очень холодный день, холодная вода, растительность, животные, какой-то предмет и т.д. Например, такой случай. Христианская молодежь выехала в горы отдыхать. На склоне горы, поросшей прекрасным лесом, сидели две подруги и весело о чем-то говорили. Вдруг камень ударяет в висок одной из них, и она мертвая падает вниз. Откуда этот камень? Оказывается, он сорвался с каменистого склона горы. Этот камень причинил вред, причинил зло!

Кроме такого рода зла, нас повсюду окружает другой род зла – это моральное зло, исходящее от морально ответственных личностей. Такими, согласно Священному Писанию, является сатана и подчиненные ему духи зла. Поэтому дети Божии призваны бороться с этими силами зла, чтобы устоять в следовании за Господом. «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его, – пишет Павел, – облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6:10-11). Кроме них, морально ответственными личностями являются люди. Люди последних дней, пишет ап. Павел, будут особенно злы (2Тим. 3:13). Он встречался с такими и даже называет имя одного человека, который много сделал ему зла: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам Его!» (2Тим. 4:14). Таким образом, мы, живущие на земле, повсюду окружены злом всякого рода. Оно восстает на нас, когда мы плывем в лодке по озеру, когда едем на автомобиле, когда, расслабившись, сидим на склоне горы, поросшей горным лесом, и любуемся красотой его, когда занимаемся обычными делами. Даже если ноги наши ступят на другую планету, и там нас встретит зло. Оно восстает и внутри нас как у морально ответственных личностей. Оно встречает нас, когда мы имеем дело с людьми, когда попадаем под влияние источника зла. Вот почему Иоанн пишет верующим в Господа Иисуса Христа: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). По той причине, что весь мир лежит во зле, Бог совершит в свое время огненный суд, чтобы уничтожить всякое зло. «А нынешние небеса и земля, – пишет ап. Петр, – содержимы тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2Пет. 3:7). После этого будет новое небо и новая земля, где не будет всякого рода зла – «ибо прежнее прошло» (Отк. 21:1-4). Конечно, в нынешнем мире нам бывает страшно жить. Это видит наш Спаситель Господь Иисус Христос. Поэтому Он молился о нас, говоря Отцу Небесному: «не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Бог действительно хранит нас от всякого зла, но в то же время Он допускает воздействие зла на нас, как это было допущено Господом к апостолам, переправляющимся через Галилейское море по Его повелению. На примере учеников Господа, попавших в великую бурю, можно научиться, как себя вести, когда Господь допускает действие зла на нас. Первое, что они сделали, когда увидели, как волны бьют в лодку и она наполняется водой, они стали умоляюще будить спящего Господа Иисуса Христа, говоря: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем!». Они стали молиться Господу в этих тяжелых обстоятельствах. Действительно, это так! Когда Бог допускает на нас действие зла, нам хочется, во-первых, молиться. Когда царь Давид устал от преследования со стороны злых гонителей, то он умолял Господа, чтобы Он пробудился и защитил Его (Пс. 7:7). «Как часто, жизнью утомленный, – поется в одном христианском гимне, – убитый грозною волной, молюсь я с верой умиленной: О, Боже мой, пошли покой». В случае с апостолами Христа Господь, пробудившись, запретил ветру и морю: «И сделалась великая тишина». До этого момента была великая буря, а теперь наступила великая тишина, в которой ученики услышали голос Господа: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» Если говорить об их боязливости, то, действительно, страх перед великой бурей они имели. Если говорить об их вере, то и вера была у них, потому что они были последователи Господа. Если бы не было веры, они оставили бы Господа, как сделали некоторые. Но в этих обстоятельствах в их вере не было достаточно доверия Господу. Доверяться – это значит полностью положиться на Бога во всех обстоятельствах жизни. Упрек Господа апостолам учит нас второму шагу после молитвы. Если Бог допускает действие зла на нас – надо научиться доверяться Ему. Примером абсолютного доверия Богу является Сын Божий Иисус Христос. Когда Он в страшных муках, причиняемых Ему силами зла, умирал за нас на кресте, то и тогда в глубоком доверии к Отцу Небесному громко возгласил: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46). Утешая страждущих, автор одного христианского гимна обращает внимание на голос небесный: «Вот, голос небесный звучит с высоты: «Мне вверься ты, Мне вверься ты! В печали, в грозе, в искушенье, в борьбе буду помощник тебе». Когда по повелению Господа наступила великая тишина, учениками овладел великий страх. Это был страх перед Тем, Кто имеет власть над стихией. Во время великой бури они трепетали перед ней, а теперь их посетил особый страх перед Господом. Это учит нас третьему шагу. Когда Господь допускает действие зла на нас – верующие в него возрастают в страхе Божьем, а страх Господень отводит от зла. В этом мире, лежащем во зле всякого рода, нам не нужно бояться того, чего боятся люди, не знающие Бога, но необходимо возрастать в страхе перед Господом, необходимо много молиться, все больше и больше доверяться Ему во всех обстоятельствах и постоянно возрастать в страхе Божием. И тогда мы обязательно дойдем до цели. В одном стихотворении сказано так:

Еще одна гора,
Еще одна долина,
Еще один крутой над бездной перевал,
Еще немного слез и горечи полынной,
А там – а там Спаситель вечность обещал!

Толкования Священного Писания

вемы, яко от Бога есмы, и мир весь во зле лежит

Мы знаем, что мы от Бога – это обычное знание христиан, знание, которое нас делает христианами, то есть настоящими людьми. От Бога есмы – мы от Бога, мы происходим от Бога. Христиане знают, откуда они происходят, где находятся и куда следуют. Они единственные, кто знает правильный путь человеческой сущности, от начала до конца. Зная, что они от Бога, они живут по Богу и ради Бога, живут с вечным и ради вечного, живут вечной жизнью. Поскольку в них все от Бога, им удается различать и видеть границу между тем, что от Бога, и тем, что не от Него, между добром и злом, между правдой и неправдой, истиной и ложью, жизнью и смертью, Богом и дьяволом. У них зрение и знание “в Боге”, поэтому видят и знают они, что мир весь во зле лежит. Лежит во зле мир, потому что его одолели и повалили грехи, и мир не хочет и не желает вернуться на путь истины из своего состояния. В то же время христиане живут в этом лукавом мире со святыми силами и ими сохраняются от зла и греха.

Весь мир лежит во зле. Весь мир погружен во зло, терзается от зла, ввергнут во зло и унижен им. И такой мир составляют люди, которые с удовольствием делают грехи и предаются порокам. Подвиг, ангельский подвиг христиан состоит в следующем: несмотря на то, что они живут в этом мире, который весь во зле лежит, который весь находится в аду, христиане господствуют над злом всего мира и не дают себя превратить в злых, дьявольских людей мира. И еще: свет, какой имеют христиане, освещает для них и достоинства всего создания Божия на земле: людей, животных и т. д. Весь этот мир, хотя и богоданный, изнурен злом, в котором (во зле) лежит, как в тяжелой болезни. Это есть и величайшее мучение для создания Божия, ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22), ожидая славного явления сынов Божиих, которые освободят ее (тварь) от порабощения греху, злу, падению, смерти и дьяволу (ср. Рим. 8:19-21). И чада Божии – это христиане, которые с Божией помощью освободятся от зла и греха, будут бороться всеми своими силами, чтобы мир освободился от зла и греха, в которых он весь лежит, находится, и которыми он порабощен.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Бывает ли ложь во спасение?

Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения — быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасо-Преображенского храма у Золотых Ворот, Владимир

Всегда ли спасительна правда?

Ответ, казалось бы, очевиден. Ложь — это грех, следовательно, она не может быть спасительна.

Но всё ли так однозначно? Всегда ли спасительна правда?

Давайте обратимся к Евангелию. Иуда не солгал. Он не Петра поцеловал, сказав, что это Иисус, и не Фому… Но правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра, является предательством и считается тягчайшим грехом. Такая правда — прямой путь в ад и она не может быть спасительна.

А если правда не всегда спасительна, логично предположить, что иногда лучше солгать, чем сказать правду.

Чтобы пояснить это утверждение, приведу следующий пример.

В советское время меня неоднократно вызывали в Комитет государственной безопасности для «проработки» (он располагался в здании, где теперь находится Владимирская духовная семинария). Как-то раз мне показали список фамилий и спросили, крестил ли я названных там людей.

Если бы я сказал правду и признался в совершении таинства, людей, занесённых в список, стали бы прорабатывать на партийных собраниях, лишили бы премий, сняли бы с очереди на квартиры и т. д. Поэтому я ответил сотруднику КГБ, что не крестил названных в списке, и объяснил суть проблемы следующим образом: «Мимо меня бежит человек в большом страхе, я вижу, как он прячется в кустах. Вскоре прибегает другой, с дубиной в руках, и спрашивает: «Не пробегал ли здесь кто-либо?» Если я покажу неверное направление, спрятавшийся будет спасён. Поэтому я отвечаю: не крестил никого из указанных Вами лиц». Он негодовал, но дело на том и закончилось.

Итак, Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения — быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург

Определить «наименьшее зло»

Если кто думает, что «ложъ во спасение» — цитата из Библии, то он ошибается. Это искаженная цитата из 32 псалма: Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложъ конь во спасенiе, во множестве же силы своея не спасется (Пс 32:16–17), по-русски: Ненадежен конь для спасения. Ложъ — в данном случае славянское краткое прилагательное мужского рода (в русском Синодальном переводе оно и переведено как «ненадежен»). Речь идет, как мы видим, о коне, однако в пословицу вошел совсем другой смысл. Другой пример употребления того же слова (и снова в Псалтири) — это псалом 115: Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ (Пс 115:2), то есть опять-таки «ненадежен». Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом «лгать или не лгать» и при этом в пользу «лгать» нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора «наименьшего зла». Мы-то знаем, что в принципе, лгать — плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов («не лгать») оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации «наименьшее зло». В самом ли деле данное конкретное вранье будет меньшим грехом и принесет меньше вреда, чем «правда-матка», которую человек готов «резать» по полной программе при любом раскладе? Не говоря уже о том, что совестливому человеку лгать даже «во спасение», даже в какой-то небольшой мелочи трудно и дискомфортно, так что обманывает он зачастую довольно неумело, и в конечном итоге от этого может выйти еще большее зло.

Если конкретизировать проблему, то нужно сказать, что ложь «в свою пользу» запретна, и прежде всего потому, что чаще всего «применяется», чтобы избежать неприятных последствий, наказания за преступление или расплаты за какую-либо ошибку. Допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю — иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если «ложь во спасение» и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом, «замыливающим» глаз между любовью к ближним и неким «благом» по собственному разумению.

Священник Иоанн Охлобыстин, сценарист, писатель, Москва

В черном белого быть не может

Мне кажется, говоря о лжи, надо четко разграничивать два понятия — «ложь» и «утаивание». Ложь во спасение невозможна, а вот утаивание — да, в некоторых случаях оно, действительно, спасительно. Предположим, человек смертельно болен — это форс-мажорная ситуация, в которой сокрытие страшной правды — иногда единственный способ не дать ему пасть духом.

Но все-таки очень непросто самостоятельно, полагаясь лишь на свое представление о благе, решать, будет ли ложь в конкретном случае спасением. Мир существует по определенным законам, и событийный ряд — проявление этих законов, соответственно, он находится под патронажем Бога. Так или иначе, если ситуация произошла, значит она угодна Господу, либо спровоцирована нашими же поступками по попущению Божьему. Говоря неправду, мы коверкаем истину: в черном белого быть не может.

Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат

Ложная правда

Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима. В Евангелии написано, что отец лжи — дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то — это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.

Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль. В таком случае, я предпочитаю просто не говорить ничего, отложить правдивый разговор до другого раза. Думаю, что не сказать — это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород

Истлевшие лохмотья глянцевой лжи

Я понимаю, что люди, употребляющие выражение «ложь во спасение», чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение «отцу лжи и главному лжецу».

Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально. Например, дипломатия (как дипломатия человеческих отношений, так и международная) тоже часто является «ложью во спасение». Применение этого приема и есть одно из свидетельств невыносимой разделенности нашего мира. Как смертная казнь — «необходимое, неизбежное зло», убийство во имя «счастья» оставшихся в живых. И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды.

При этом «ложь во избавление» — это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех. Например, Великая княгиня и преподобномученица Елисавета Феодоровна в своей Марфо-Мариинской обители старалась приложить усилия сердца, чтобы приготовить безнадежно больного человека к христианской кончине, нежели оставлять его в неведении о своем трагическом положении.

Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест

Нельзя врать Богу

Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи — покаяние. Другой вопрос — говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого.

Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения».

Мне кажется, проблема современных людей — разорвать круг лжи в их собственной жизни. Человек надевает одну маску в общении с близкими, другую — на работе, ещё одну — в кругу друзей, и, самое страшное, он надевает маску, когда начинает читать молитвенное правило или идёт в церковь. Он начинает врать Богу и теряет себя. В этой лжи распадается его собственная душа. Насколько человек духовно развивается, настолько же он освобождается от всякой лжи.

Священник Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург

С какой целью произнесена неправда?

Сказанная один раз неправда — это еще не сама ложь. Всякий может споткнуться, испугаться, попасть под давление более сильного. Ложь — это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать — с какой целью произнесена неправда?

Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, — это будет ложью. Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал.

Но можем ли мы не говорить человеку, что он смертельно болен? Если человек болен нравственно, нельзя от него это скрывать. Если человек болен физически и дни его сочтены, он тоже должен быть об этом извещен. Ему надо примириться с Богом, ближними, осознать реальность встречи с иным миром и быть готовым к ней. И часто в этой ситуации близкие выбирают путь «заговаривания зубов». «Мы его обманываем ради него». Но здесь есть лукавство. Создать человеку покойную атмосферу осмысления пройденного пути и расположить его к покаянию — большая и серьезная работа. И мы не хотим взваливать на себя еще и этот психологический груз.

Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный сотрудник Белорусского экзархата по связям со СМИ, Минск

Промолчать ради любви

К сожалению, в пастырской жизни бывают такие ситуации, когда приходится не говорить истинную правду, но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Но не менее ответственна ситуация, когда приходится открывать истину, как бы нелицеприятна она ни была. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний. Вспоминаются слова отца Павла Флоренского, который заметил, что даже истина, даже правда — антиномична, противоречива.

Ибо не может быть у Бога неправда (Иов 34:10).

Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение, содействующий истине и правде особый внутренний голос Божий, или, как говорит апостол Иоанн, здесь нужен ум, имеющий мудрость (Откр 17:9).

Иеромонах Никон (Бачманов), преподаватель Ставропольской православной духовной семинарии, Ставрополь

Ложь — то, чего нет

Для человека размышляющего ответ очевиден, никакой грех (а ложь — это грех) не может нас сделать ближе к Богу, т. к. ложь есть злой вымысел сатаны, ложь — это, по сути, то, чего нет. Священное Писание осуждает ложь в любой форме: всякая неправда есть грех (1 Ин 5:17). Но вот когда приходится спускаться из области размышлений к реалиям жизни, то наша падшая природа подводит. Всякий человек лжив (Рим 3:4), говорит нам апостол Павел о нашей природе. Здесь, однако, нет противоречия. Если мы обратимся к Священному Писанию и житиям святых, то увидим, что в них ложь и хитрость либо однозначно осуждаются, либо имеют плачевные последствия. Например, ветхозаветному Иакову за обман отца пришлось долго терпеть скитание вдали от родного дома и ненависть брата. Да и сами каноны церковные не освобождают от ответственности тех, кто хотя и по нужде, но согрешил обманом (Последование о исповеди. Требник). Сказать, безусловно, возможна ли ложь во спасение, — нельзя. А вот на вопрос, приведет ли ложь к спасению нашей души, ответ однозначный — нет! «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь» (свт. Феофан Затворник).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *