Логика как наука и ее роль в деятельности юристов Логика как наука Язык формальной логики Значение формальной логики в деятельности юристовПрактические заданияТест Понятие. Определение, деление и классификация понятий Логическая характеристика понятия Определение понятий и использование этого процесса в юридической деятельности Деление и классификация понятийПрактические заданияТест Общая характеристика суждения (высказывания) Деление суждений по содержанию предиката. Деление суждений по качеству связки. Деление суждений по объему субъекта. Деление суждений по типу логических союзов. Модальность суждений и норма Отношения между суждениями. Логический квадрат Логический анализ рассуждений естественного языка и виды вопросов Правильно и неправильно поставленные вопросы. Уточняющие и восполняющие вопросы. Простые и сложные вопросы.Практические заданияТест Законы логики как правила выводного знания Общая характеристика законов логики Закон тождества как выражение определенности мысли Закон противоречия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия Закон исключенного третьего и специфика его проявления в судебной практике Закон достаточного основания и его роль в деятельности юристов Взаимосвязь законов логики и их роль в судебной практикеПрактические заданияТест Умозаключение и его значение для юристов Правдоподобные рассуждения. Умозаключение по аналогии Индуктивные умозаключения и специфика их использования в судебной деятельности Основное содержание дедуктивного умозаключения и его роль в деятельности юристовПрактические заданияТест Основы аргументации и ее роль в деятельности юристов Содержание и структура логической аргументацииПервый «слой» — это информационный барьер.Второй «слой» — это социальный барьер. Основные цели и специфика аргументации в деятельности юристов Приемы и правила оптимизации взаимодействия субъектов Риторические способы оптимизации процесса передачи сведений оппоненту Прямое обращение к оппоненту («пассивной» стороне). Способ противоречий. Способ «соединенных» частей. Способ «видимой» поддержки. Способ «извлечения» выводов. Способ «бумеранга». Способ игнорирования. Способ «потенцирования». Способ опроса.Практические заданияТест Виды доказательств и опровержений в аргументации Логические правила доказательства Правила, относящиеся к тезису. Правила по отношению к аргументам. Правила по отношению к демонстрации. Тактика аргументации Выбор техники и тактики применения аргументов. Избежание обострений. Стимулирование «аппетита». Использование контраргументации. Переложение стратегии аргументации на уровень приемов. Персонификация аргументации. Составление заключений. Уловки, софизмы и парадоксы в аргументации Способ преувеличения. Способ анекдота. Способ авторитета. Способ изоляции. Способ «переключения» технологии аргументации. Способ введения в заблуждение. Способ отсрочки. Способ апелляции. Способ вопросов-капканов.Практические заданияТест Формы развития знаний. Специфика следственных и судебных версий и гипотез Общая характеристика знаний Содержание задачи, проблемы, теории Особенности следственных и судебных версий и гипотезПрактические заданияТестЗаключение

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНÀЛЬНОГО ОБРÀЗОВÀНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРÀЦИИ ВОЛГОГРÀДСКИЙ ГОСУДÀРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОЛЖСКИЙ ГУМÀНИТÀРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра социально-гуманитарных дисциплин ПРÀКТИКУМ ПО ЛОГИКЕ (ЗÀДÀЧИ И УПРÀЖНЕНИЯ) Волгоград 1999 Составитель д-р филос. наук, проф. В.À. Мейдер Рецензенты: д-р филос. наук, доц. В.Л. Гавеля; канд. филос. наук, доц. В.В. Àносова Печатается по решению кафедры социально- гуманитарных дисциплин ВГИ ВолГУ (протокол ¹ 10 от 29.06.98) Практикум по логике: (Задачи и упражнения) / Сост. В.À. Мейдер. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 32 с. Практикум составлен в соответствии с программой курса логики для студентов гуманитарного вуза. В него включены такие логические упражнения, выполнение которых поможет студен- там освоить теоретический курс, повысить культуру мышления. Для студентов гуманитарных вузов. © Издательство Волгоградского государственного университета, 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Усвоение теоретических основ логики предполагает при- обретение навыков и умений в решении логических задач, то есть теория и практика должны составлять единство. Данный практикум построен в соответствии с госстандар- том курса логики для высших учебных заведений в объеме 36 ча- сов. Задачи и упражнения подобраны по всем основным темам теоретического курса. Решение предложенных в практикуме задач поможет сту- дентам творчески усвоить курс логики и повысить их культуру мышления. ОСНОВНЫЕ ЗÀКОНЫ ЛОГИКИ Закон тождества 1. Нарушен ли закон тождества в следующих парах суждений? а) Водитель автомобиля совершил аварию. — Причина ава- рии заключается в действиях водителя автомобиля. б) Завтра будет дождь и холод. — Завтра будет холодно и дождливо. в) Неверно, что если по проводнику не идет электричес- кий ток, то вокруг него возникает магнитное поле. — По про- воднику не идет электрический ток и вокруг него не возникает магнитное поле. г) Если в этом озере хороший планктон, то в нем размно- жается рыба. — Неверно, что в этом озере хороший планктон и в нем размножается рыба. д) Неверно, что этот треугольник равнобедренный и пря- моугольный. — Этот треугольник не равнобедренный и он не прямоугольный. 2. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в дан- ном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скоб- ках? а) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой). б) В поселке Игнатьево преступник был задержан (арес- тован, взят). в) За время службы в органах милиции лейтенант Петров проявил себя инициативным работником (энергичным, актив- ным, деятельным). г) Виновность Иванова установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами). д) При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, взгляды, суждения). 4 3. Соблюдается ли закон тождества при ответах на следую- щие вопросы? а) Какова Ваша специальность? — Я аспирант. б) В чем состоит практическое значение логики? — Логика изучает правильность мыслей. в) Каково практическое значение логики? — Знание логики помогает избежать ошибок в рассуждениях. 4. Определите, в чем сущность нарушения требований зако- на тождества, которые имеются в следующих примерах? а) Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать, — ехидно заметил тот, — ты всегда из воды сухим выходишь». б) На практических занятиях студент, обращаясь к препо- давателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?» «Нет, конечно», — последовал ответ. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, — говорит студент. — Я сегодня не сделал домашнего задания». в) — Почему Вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины. — Да. Но одни умеют петь, а другие нет. г) Один студент сказал товарищу: — Купи сто апельсинов. Я один съем. — Не съешь. Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Студент взял один апельсин и съел. Закон противоречия (непротиворечивость) 1. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений? а) Некоторые органы государственной власти имеют пра- во издавать законы. — Некоторые органы государственной вла- сти имеют право издавать приказы и инструкции. б) Некоторые офицеры являются генералами. — Некото- рые офицеры не являются генералами 5 в) Следователь был на месте преступления. — Следователя не было на месте преступления. г) Эта музыка плохая. — Эта музыка написана выдающим- ся композитором. д) Сахар бел. — Сахар сладок. е) Электрон есть частица. — Электрон есть волна. ж) Свет имеет корпускулярную и волновую природу. — Неверно, что свет имеет корпускулярную и волновую природу. 2. Выполняется ли требование закона противоречия в при- веденных ниже понятиях? Солнечная ночь, холодный огонь, горячий снег, равносторонний прямоугольный треугольник, круглый квадрат, неправильное прави- ло, ослепительная темнота, таинственная мудрость, сказочная дей- ствительность. 3. Находятся ли в противоречии следующие суждения? Не всякие данные могут быть судебными доказательства- ми. — Некоторые данные могут быть судебными доказательствами. Закон исключенного третьего 1. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными два суждения? а) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. — Не- которые уголовные дела никаких особенностей не имеют. б) Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. — Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защиты. в) Всякая наука имеет свой предмет для исследования. — Ни одна наука не имеет своего предмета исследования. г) Съемки фильма еще не закончились. — Съемки фильма уже начались. д) Каждый человек имеет право на образование. — Неко- торые люди имеют право на образование. е) Всякое небесное тело существует в пространстве. — Некоторые небесные тела существуют за пределами обозримо- го пространства. 6 ж) Все люди изучали логику. — Ни один человек не изу- чал логику. 2. В каких из приведенных ниже пар понятий проявляется закон исключенного третьего? а) Революционер — контрреволюционер. б) Грамотный — неграмотный. в) Верующий — атеист. г) Доказуемый — недоказуемый. д) Убежденный — уверенный. е) Сообразительный — схватывающий на лету. ж) Обратимый — необратимый. з) Àгрессивный — воинственный. и) Верующий — неверующий. Закон достаточного основания 1. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания: а) Макеев обязан явиться в суд и дать правдивые показа- ния, так как он вызван в качестве свидетеля. б) Студент покраснел, — следовательно, он виноват. в) Эта комната светлая, так как в ней три окна. г) В этой курсовой работе не раскрыто основное содержа- ние, но она все же заслуживает хорошей оценки. д) Судья не может меня судить, так как он сам замешан в данном преступлении. е) Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, так как я человек с высшим образованием. ж) Все студенты нашего вуза изучают логику. Петров изу- чает логику, — следовательно, он студент нашего вуза. з) Перчатку потеряешь — к несчастью. Зеркало разбить — к беде. 2. Установите, является ли первое суждение достаточным основанием для второго? а) Треугольник, у которого каждый угол равен 60 граду- сам, называется равносторонним. — Равносторонний треуголь- ник — геометрическая фигура. 7 б) Он хорошо учится. — Он достоин именной стипендии. в) Кит дышит легкими. — Кит — морское млекопитающее. г) У него плохое материальное положение. — Ему необхо- димо на экзамене поставить высокую оценку. д) Данное определение соответствует законам логики. — Данное определение логически правильно. Логика и язык 1. Выделите одно-, двух-, трех-, … многоместный предика- тор из следующих суждений: а) Громко лающая собака. б) Спрос рождает предложение. в) Некоторые фигуры плоские. г) Русский язык — важнейшее средство межнационально- го общения людей. д) Невский разгромил немецких рыцарей на льду Чудско- го озера. е) Судьба научных открытий зависит от характера обще- ственного строя. ж) Волгоград расположен между Казанью и Àстраханью. 2. Будут ли синонимами следующие понятия: а) язык и речь; б) сознание и мышление; в) движение и развитие? 3. Какие из высказываний имеют одинаковую логическую форму? а) Все элементы первой группы таблицы Менделеева — щелочные металлы. б) Некоторые ученые — альпинисты. в) Ни один студент нашей группы не имеет академичес- кой задолженности. г) Все хирурги — врачи. д) Никто из присутствующих не знает его е) Некоторые жидкости — электропроводные вещества. 8 4. Выразите суждения в символической форме (на языке логики). а) Если я вечером пойду в театр или в кино, или в гости, то я не подготовлюсь к семинару, не высплюсь и буду плохо отвечать. б) «Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо» (В. Маяковский). в) «Долго ли мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком» (À.С. Пуш- кин). г) «Однажды лебедь, рак и щука вести с поклажей воз взялись» (À.И. Крылов). д) «Еще бы ты более навострился, когда бы у него не- множко поучился» (À.И. Крылов). е) «Назвался груздем — полезай в кузов». ж) «Видеть несправедливость и молчать — это значит са- мому участвовать в ней» (Ж.-Ж. Руссо). з) «Если больному после разговора с врачом не становит- ся легче, то это не врач» (В.М. Бехтерев). и) «Если человек с детства и юности своей не давал не- рвам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и будут ему послушны» (К.Д. Ушинский). к) «И добродетель стать пороком может, когда ее непра- вильно приложат» (Вильям Шекспир). л) При нарушении служащим дисциплины администра- ция предприятия обязана взять у него либо устное, либо пись- менное объяснение. м) Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности. н) Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то он рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое. Понятия 1. Определите содержание и объем следующих понятий: Существительное, квадрат, товар, четное число, логика, фило- софия, планета Солнечной системы, химический элемент, русалка. 9 2. Укажите, какое из понятий богаче по содержанию? Существительное— часть речи; четное число— число; логика — наука; млекопитающее— животное; правонарушение— преступ- ление; ромб — параллелограмм; равнобедренный треугольник — рав- носторонний треугольник. 3. Употребляя слова «все», «некоторые», «каждый», укажите отношение по объему между следующими понятиями: 1) Прямоугольный треугольник— равнобедренный треугольник. 2) Равносторонний треугольник— равноугольный треугольник. 3) Прямоугольник — квадрат. 4. Приведите примеры из области арифметики, геометрии или других дисциплин, демонстрирующих следующие логические формы: а) «Некоторые À есть не В»; б) «Никакое À не есть не В»; в) «Все не À есть В»; г) «Некоторые не À есть В»; д) «Никакое не À не есть В»; е) «Все не À есть не В»; ж) «Никакое не À не есть не В»; з) «Некоторые не À есть не В». 5. Найдите общие, единичные и нулевые понятия: Океан, Зевс, истина, русалка, материя, свобода, женщина- космонавт, религия, стоимость, книга, комплексное число, лун- ный свет, созвездие, мужество, родник, квант, красота, город- герой Волгоград, кентавр. 6. Укажите видовые понятия к следующим родовым: География, треугольник, транспортное средство, предложение, кислота, населенный пункт, студент, металл, стадион, скорость. 7. Найдите ближайшие родовые понятия к следующим видовым: Àдвокат, равносторонний треугольник, мышление, глагол, про- фессия, береза, город, стул, учебник логики, день, ромб, монархия, де- мократия, солдат, шар, траектория. 10 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *