Любящий Бога живет на земле ангельской жизнью, постясь и бодрствуя, воспевая Бога и молясь, и помышляя доброе о каждом человеке. 

Любящий Бога никого не огорчает и ни на кого не огорчается из-за временного. Огорчает же он и огорчается только той спасительной печалью, которой блаженный апостол Павел и сам огорчался и огорчил коринфян (2 Кор. 2:4). 

Кто что любит, тот то и желает всячески приобрести, а все препятствующее этому отстраняет, чтобы этого не лишиться. Так и любящий Бога заботится о чистой молитве, а всякую страсть, препятствующую ему в этом, от себя прогоняет. Надо любить от всей души каждого человека, упование же свое надо возлагать на одного Бога и Ему одному служить всей своей крепостью. Ибо, пока Он охраняет нас, все друзья нам благоприятствуют, а враги бывают бессильны причинить нам зло. Когда же Он оставит нас, тогда все друзья от нас отвернутся, а все враги возьмут силу над нами. Друзья Христовы всех любят искренно, но не всеми бывают любимы. Друзья же мирские не всех любят и не всеми любимы бывают. Друзья Христовы до конца сохраняют союз любви, а друзья мирские до поры — пока не произойдет между ними столкновение из-за чего-то мирского. 

Максим Исповедник

Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека. 

Совершенная любовь не разделяет единого человеческого естества согласно нраву людей, но одинаково любит всех людей. Добрых любит, как друзей, а недобрых, как врагов (по заповеди), благодетельствуя им и терпеливо перенося все, причиняемое ими, не только не воздавая им злом за зло, но даже при необходимости страдая за них, чтобы по возможности сделать их своими друзьями. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являя Свою к нам любовь, пострадал за все человечество и дал одну для всех надежду воскресения. Впрочем, каждый человек сам себя делает достойным или славы, или адского мучения.

 При встрече с людьми больше всего нужно избегать подозрительности, от которой происходит пагубное осуждение. Имею множество примеров, доказывающих, что всякий судит о других согласно собственному душевному состоянию. Допустим, например, что кому-то случилось стоять ночью у дороги, и мимо него проходят три человека. Увидев стоящего, один из них подумает, что он, наверно, поджидает кого-то для блудного свидания; другой подумает, что этот несомненно — вор: вид у него подозрительный; третий подумает, что этот, наверно, с кем-то условился пойти вместе в храм помолиться и потому ждет его. Так, трое видели одного и того же человека на одном и том же месте, но подумали о нем совсем разное. И это, очевидно, соответственно настроению каждого из них. Как черно-желтые и худосочные тела всякую пищу, какую бы они ни приняли, превращают во вредные соки, хотя бы она была и самой полезной, так и душа с испорченным нравом получает вред от всего, с чем имеет дело, даже от самого хорошего. А имеющий добрый нрав подобен тому, кто имеет здоровый организм, который если и проглотит что-либо и не совсем полезное, все же превратит все в хорошие соки. Так и мы, если будем иметь добрый нрав и будем хорошо себя настраивать, то от всякого дела получим духовную пользу. 

Надо стараться совершенно очистить внутренний гной, чтобы больное место совсем заросло так, чтобы не осталось никакого безобразия и вовсе нельзя было узнать, что на этом месте была рана. Как же этого достичь?  Молясь от всего сердца об оскорбившем и говоря: «Боже, помоги моему брату и мне ради его молитв!» Молясь таким образом за своего ближнего, человек являет одновременно и сострадание и любовь. Прося же помощи себе ради его молитв, он этим смиряется. А где есть сострадание, любовь и смирение, может ли там быть раздражительность, злопамятность или другая какая страсть? И авва Зосима сказал: «Если дьявол воздвигнет все хитрости своей злобы вместе со всеми своими демонами, то все коварства его исчезнут и сокрушатся от смирения, по заповеди Христовой». 

Не требуй любви от ближнего, ибо этим требующий мучается, если ее не получит; но лучше ты сам окажи любовь к ближнему и успокоишься. Таким образом приведешь и ближнего к любви. 

Один инок всегда хорошо думал о других.

Газета "Вестник" №45

Если у кого было чисто в кельи, он думал: у этого душа такая же чистая, как его келия. У кого было грязно он говорил: человек много трудится для Бога и у него нет времени убирать свою келью.

Авва Дорофей

 Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное. 

Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда. Этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, и милость Владыки привлечешь к себе. Добрым словом и всеми возможными средствами утверждай немощных и печальных, и та Десница, которая держит все, поддержит и тебя. Молитвенным трудом и скорбью своего сердца раздели участь с огорченным человеком, и тогда источник милости Божией откроется тебе в твоих прошениях.

Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и дай больше, чем у тебя просят. 

Не различай достойного от недостойного. Пусть все люди будут у тебя равны для доброго дела, чтобы таким образом привлечь и недостойных к добру, потому что душа посредством внешних дел скоро учится благоговеть перед Богом.

Сердце милующее — это горение сердца о всем творении: о людях, птицах, животных, о демонах и всяком создании Божием.

При воспоминании о них или при воззрении на них, глаза человека проливают слезы. От сильной жалости умиляется его сердце, и не может он слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред он постоянно молится, чтобы сохранились и были помилованы, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления во всем Богу.

Кто милует нищего, тот Бога имеет попечителем о себе. И кто ради Бога обнищает, тот обретет неоскудевающее сокровище. Бог радуется, когда видит, что человек ради Него заботится о других. Когда кто-нибудь попросит что-то у тебя, не думай: «Оставлю это себе на случай нужды, а Бог через других людей сумеет подать нужное этому человеку». Такие мысли свойственны людям неправедным и не знающим Бога. Человек справедливый и добрый своей чести не уступит другому и не пропустит случая помочь. Всякий нищий и нуждающийся получает необходимое от Бога, потому что Господь никого не оставляет. Но ты, отослав от себя убогого ни с чем, уклонился от Богом предложенной тебе чести и удалил от себя благодать Его.

Кто ради Бога чтит всякого человека, тот по промыслу Божию втайне обретает себе помощь от всякого человека.

 

Преп. Исаак Сирин

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, на следующий день после гражданского новолетия, мы снова собрались в наш храм, чтобы прославить одного из самых замечательных святых совсем недавнего времени – святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, — пишет святой апостол Павел (Евр. 13:7). В житии каждого угодника Божия мы можем найти множество примеров верности Христу и Его Церкви, стойкости за Истину, любви к Богу и людям. До сих пор жития святых являются любимой литературой во многих православных семьях, а в наших духовных школах они каждый день читаются за трапезой. Так прививается будущим пастырям любовь к тем, что даже до смерти (Флп. 4:8) засвидетельствовал свою преданность Господу Иисусу Христу. Вот почему мы снова и снова обращаемся к житиям святых и черпаем оттуда силы в служении Церкви и ее чадам.

Житие праведного Иоанна не исключение. Он родился в семье сельского причетника, бедной материально, но богатой духовно. Несколько поколений его предков более трехсот лет верно служили Церкви в далекой архангельской деревне Сура. Не было там ни телефонов, ни электричества, ни других удобств современной цивилизации. Но в сердцах простых деревенских клириков ярко горела любовь ко Христу, которая согревала души множества православных верующих. До конца жизни праведный Иоанн Кронштадтский с благоговением вспоминал своих родителей: псаломщика Илью и Феодору. «Моя матушка, хоть и неграмотная была, но приучила нас читать и Псалтирь, и Апостол, и Евангелие», — вспоминал на склоне лет маститый пастырь.

Вот пример для подражания! Посмотрим на себя, на своих детей и внуков. Учим ли мы их Закону Божию? Или, может быть, мы стремимся прежде всего их одеть и обуть, накормить и напоить, купить современную игрушку или дать денег на развлечения. Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставлений матери твоей, — говорит нам Священное Писание (Притч. 6:20) и родители святого праведного Иоанна неуклонно стремились научить его следовать заповедям Божиим.

Вот отрок Иоанн вырос, поступил в Архангельскую семинарию, а потом в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. По окончании ее он вступает в брак с девицей Елизаветой и становится клириком Андреевского собора в Кронштадте.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Казалось бы, простая деталь жизни, а какой урок она дает нам. Ведь не секрет, многие учатся на врача, экономиста, историка – а потом работают совершенно в другой области. Не так поступил праведный Иоанн. С детства приняв решение посвятить свою жизнь Господу, он неуклонно следовал этим тернистым путем. Всем памятны его слова, обращенные к молодой супруге: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много, а мы с тобой послужим Богу».

Еще один урок для всех нас. За каждым богослужением мы неоднократно слышим диаконские возгласы: весь живот наш Христу Богу предадим. Именно так, целиком, без остатка, отдавал себя Распятому за нас Спасителю праведный Иоанн. А мы, подчас, теряемся, смущаемся, вязнем в нерешительности. Нам как бы и хочется послужить Богу, но боязно оторваться от привычного комфорта, от тех малых, по сравнению с вечной жизнью, благ, которые дал нам Господь на этой земле.

Первым местом служения праведного Иоанна был Кронштадт. Это место было печально известно в пригородах Санкт-Петербурга. Здесь жили далеко не самые благочестивые христиане: вечно пьяные матросы, женщины легкого поведения, преступники, другие маргинальные слои общества. Но именно здесь просиял великий угодник Божий, который поистине пришел призвать не праведных, но грешников к покаянию (Мк. 2:17). Именно здесь исполнились слова Священного Писания: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим.5:20).

По благословению праведного Иоанна был создан Дом трудолюбия. Здесь, в посте, молитве и труде, множество людей отказывалось от своих пагубных пристрастий и обретало новую жизнь, жизнь во Христе. Именно так наш святой назвал свою главную книгу, которая до сих пор является одним из любимейших чтений наших православных людей.

«Жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге» — вот полное название этого выдающегося творения, представляющего собой не просто богословский труд, но выстраданный опыт подлинной любви Христовой. Каждая страница этой книги дышит несказанной любовью к Богу, Церкви и людям. Мы видим в ней слова горького самоосуждения, скорби о грехах человеческих и, вместе с тем, ликования о Воскресшем Христе, прославление святых угодников, Пресвятой, Пречистой Преблагословенной Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Каждому из нас стоит не только прочитать эту книгу, но и постараться исполнить в ней написанное. Не надо ужасаться, что мы не сможем понести такой же труд, как святой праведный Иоанн. Каждый из нас, на своем месте, призван ко спасению. У каждого есть такая возможность – надо только не лениться, а стараться честно исполнять свои обязанности как семейные или служебные, так и христианские.

Главная обязанность христианина – свидетельствовать о Христе. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного (Мф.5:16), — говорит нам Господь. Но своими силами это сделать невозможно. И вот, по неизреченной милости своей, Господь нам дает для укрепления в подвигах веры и любви Свои Тело и Кровь – Святые Таины Христовы.

И здесь мы снова возвращаемся к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Мы знаем, что он практически ежедневно, вплоть до самой кончины своей, причащался Святых Таин. К этому же он призывал свою паству: «От плода Литургии – пресладкого, преблаженного, животворного – Пречистых Таин Тела и Крови Господней, познаешь, что она от Бога, что она – внушение Божественного Духа, и этот Пресвятый Дух дышит во всех ее молитвах и священнодейственных обрядах. Какое чудное живое древо – эта Литургия! Какие листья! Какой плод!»

Вот и еще один урок жизни кронштадтского пастыря. Как отрадно было видеть сегодня множество наших прихожан, приступивших ко Святым Таинам. Так, соединяясь со Христом в Евхаристии мы соединяемся и с нашим святым, ибо истинно слово Евангелия: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56).

Велик был подвиг праведного Иоанна. «Как же Вы, батюшка, достигли того, что везде и всюду Вас укрепляет Христос», — спрашивали его собратья-сослужители. «Нет другого способа, — отвечал угодник Божий, — как молитва. С самого начала своего служения я положил себе за правило молиться как можно чаще, в любых условиях, в радости и скорби, в здравии и немощи». Много может молитва праведника, — обращается к нам апостол Иаков (Иак. 5:16). И мы знаем, что Император Александр III, уже находясь на смертном одре, просил молитв о себе всероссийского пастыря. «Когда Вы кладете свои руки мне на голову, я чувствую облегчение», — признавался Император.

Но молитва может быть просительной, благодарственной, а может быть грозной, обличающей. Сколько трудов положил праведный Иоанн на обличение нравов российского общества на рубеже столетий. «Остановитесь, — взывал он к ниспровергателям существующего строя, — одумайтесь, куда вы толкаете Россию. Россия крепка верой, сильна самодержавием, непобедима народностью, без этого неминуемо разрушение». Но не прислушался наш народ к пророческим словам кронштадтского пастыря, и что получилось из этого известно слишком хорошо.

Мы с вами проследили всю жизнь великого угодника Божия. Мы видим, сколько душеполезного можно взять из строк его жития, из его творений, из его опыта. Поэтому не будем ослабевать в наших трудах, чтобы когда-нибудь там, на Небесах, по милости Божией узреть Его вечную славу, и вместе со святым праведным Иоанном, пресвитером и чудотворцем Кронштадтским, прославить Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.

 

Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Мудрость духовная

Святые отцы о любви к ближнему

Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание — ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы.

Авва Агафон говорил: "Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением". Такова совершенная любовь.

Преподобный Исаак Сирин:

Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире.

Авва Агафон говорил: "Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня".  Брат сказал авве Агафону: "Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби". Старец отвечал: "Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь".

Преподобный Ефрем Сирин:

Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая. И можно ли того почитать любящим, кто делает вред? Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь — та, которая и увещавает, и вразумляет.

Преподобный авва Исаия:

Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится" (1 Кор. 13, 4), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум…

Патерик:

Некто спросил старца: "Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?" Старец ответил: "Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз.

Сокровищница духовной мудрости

По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать".

Старец сказал: "Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение".

Преподобный Пимен Великий:

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего.

Святитель Василий Великий:

Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого.

Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя.

Святитель Иоанн Златоуст:

Что может сравниться с любовью? Ничто. Это — корень, источник и мать всех благ. Это — добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренне усвоившим ее.

Преподобный Исаак Сирин:

Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни.

Преподобный Нил Синайский:

Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога.

Преподобный Исаак Сирин:

Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир.

Преподобный авва Дорофей:

"Спаситель говорит: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: "Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?" Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание — тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: "Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?"… Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить "ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39)".

"Что значит сказанное Апостолом: «воля Божия благая и угодная и совершенная?» (Рим. 12, 2). Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно, как сказано у Пророка: «Аз Господь Бог, устроивый свет и сотворивый тму» (Ис. 45, 7). И еще: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3, 6). Злом здесь названо всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани — всё сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы — поелику есть Его воля на разорение города — сами положили огонь и подожгли оный, или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.

Но чего Он хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, как я сказал, по благоволению, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное — вот воля Божия благая".

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит.

Преподобный Никодим Святогорец:

Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.

Святитель Тихон Задонский:

"Не любящий брата пребывает в смерти",- пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. "Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Ин. 3, 10). Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе — Бог.

Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви.

Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты — в горестном самообольщении.

Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения.

Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним.

Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище — любовь к Богу.

Причина… любви (к ближним) одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.

Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу.

Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

«Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «все», сказано, «согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23); все повинны перед Богом, и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см. Мф. 6, 14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью. Но возложи «на Господа заботы твои» (Пс. 54, 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься: «вот — изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11).

Помни, что человек — великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости — различные страсти и неблаговидные поступки — как слабости больного. Сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15, 1; Гал. 6, 2). 

Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает (1 Кор. 13, 7)».

Преподобный Никон Оптинский:

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

  &nbsp

Категория «О любви»

Цитаты о любви к ближнему

  • «Люби ближнего как самого себя», но не прелюбодействуй. — Леонид Сухоруков
  • Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить ближнего своего. Джонатан Свифт
  • Любите, пожалуй, своего ближнего как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя. Фридрих Ницше
  • Возлюби ближнего, как самого себя, но не будь близок с кем попало. Луис Бил
  • Любить ближнего было бы куда легче, если бы этот ближний не был так близок, Норман Мейлер
  • Прежде чем возлюбить своих врагов, попробуйте хоть немного лучше относиться к своим друзьям. Эдгар Хау
  • Возлюби любящих тебя сердцем чистым, и да защитит оно от посягательств на тебя нечистых!
  • Чтобы ни о чем не сожалеть, надо просто быть честным с самим собой  честно ошибаться, честно бояться, честно любить. Ольга Муравьева
  • Художники пишут глазами любви, и только глазами любви следует судить их. Готхолъд Эфраим Лессинг
  • Неопытная любовь говорит  "Я люблю тебя, потому что ты мне нужна" опытная  "Ты мне нужна, потому что я люблю тебя". Эрик Фромм.
  • Англичане любят ругать свое правительство даже больше, чем погоду. Борис Кригер
  • В браке огонь любви переселяется в камелёк. Равиль Алеев
  • Любить писателя и потом встретить его — все равно что любить гусиную печенку и потом встретить гуся. Артур Кестлер
  • Слово гений обладает тем же свойством, что и слово любовь. В перый раз едва решаешься написать его, а как раз написал, и пойдешь употреблять его каждый день по поводу каждого пустяка. Башкирцева Мария
  • Беседуя с геем, не говори ему, что любишь себя, иначе он примет тебя за «своего». Анисимова Светлана
  • Не слушай трусливых и низких советов. Беги, Аррани, от дворцовых дверей  Цари никогда не любили поэтов, Поэты всегда презирали царей.

    Русь-Фронт

    А. Аррани

  • Первой любовью молодого милиционера должен стать Кодекс об административных правонарушениях, второй – начальник, посылающий милиционера на исполнение этого Кодекса. Михаил Лашков
  • Любишь кататься, — найди того, кто любит саночки возить.
  • Только тот, кто умеет страдать гордо, без жалоб и слез, умеет глубоко и сильно любить.
  • Любовь не совместима со страхом. Публилий Сир

Следующие подборки:

Предыдущие подборки:

 

Обсуждение по теме "Цитаты о любви к ближнему":

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *