До самой репатриации в Израиль в 2001 году о существовании кедров, иных, чем сибирские, я даже не подозревала. И вот, несколько лет назад я вдруг заинтересовалась, что же такого ценного в кедровых орешках. Информация, полученная в Интернете, меня буквально ошеломила. Как оказалось, в Сибири Растут вовсе не кедры, а кедровая сосна, тогда как настоящие или истинные кедры в естественных условиях издавна произрастают в том самом Средиземноморском регионе, где мы сейчас живем, и в отличие от кедровой сосны, семена у истинных кедров не съедобны. Заинтересовавшись этими неведомыми мне ранее деревьями, я узнала о них много интересного и открыла огромный мир, с которым я бы хотела познакомить читателей.

Прежде всего, о кедрах как представителях растительного мира. Истинные кедры относятся к древнейшему роду вечнозеленых хвойных деревьев, которые были широко распространены на нашей планете 100-200 миллионов лет назад. С изменением климата на Земле ареал этих реликтов значительно сократился, а из 20-ти видов, известных палеоботаникам, осталось только четыре. Три из них произрастают в Средиземноморском регионе – это кедр атласский (Марокко, Алжир), кедр кипрский (о. Кипр) и кедр ливанский (в основном Ливан, немного Турция и Сирия). К четвертому виду относится кедр гималайский (Индия, Афганистан, Пакистан). Из всех видов кедра наиболее известен кедр ливанский и далее в основном речь пойдет о нем.

Ливанский кедр произрастает на высоте м на склонах гор. Это очень крупные 40-50-метровые деревья с мощным стволом (в диаметре 7 м и более). В благоприятных условиях кедры живут очень долго – от 1000 до 2000 лет, в древности не редкостью были и 3000-летние экземпляры. Эти могучие долгожители растут очень медленно, причем в возрасте 150–300 лет они тянутся ввысь и не отличаются по виду от молодых елочек, а затем начинают разрастаться вширь. У древних кедров широкораскидистая крона, верхушка как-бы срезанная, а горизонтальные ветви длиной до 20-ти м располагаются ярусами. Плодоносить кедры начинают в возрасте около 50 лет. Древесина кедров отличается высокой прочностью и в то же время легко подается обработке. Она поистине нетленная – не подвержена гниению, ей не страшны вредители и к тому же она издает тонкий аромат.

Ботаники по праву считают ливанский кедр чудом природы и ставят его в один ряд с такими уникальными деревьями как калифорнийская секвойя (высота до 130 м), африканский баобаб (толщина ствола до 15 м) и сейшельская пальма (гигантские плоды до 25 кг).

Как одно из самых красивых и величественных деревьев ливанский кедр еще в глубокой древности привлекал внимание народов, живших на Ближнем Востоке, и воспринимался ими почти как божество. Священным считали кедр шумеры – древний народ, живший на территории нынешнего Ирака в 4-2- ом тысячелетии до н. э. Древние египтяне были уверены, что это могучее и прекрасное дерево создано специально для них по воле бога плодородия Осириса. В современном Ливане это дерево называют кедром Бога (Арз-Ар-раб) как посаженное руками самого Создателя.

Первые письменные упоминания о ливанском кедре относятся к 3-ему тысячелетию до н. э. В те времена склоны ливанских гор сплошь покрывали густые кедровые леса, писчим материалом служили глина и камень, а до прообраза современного алфавита должно было пройти еще немало лет. Так, записанное клинописью на глиняных дощечках, дошло до нас созданное шумерами в период гг. до н. э. древнейшее литературное произведение «Эпос о Гильгамеше» . В нем повествуется о подвигах полубога — царя города Урука Гильгамеша, который вместе со своим другом Энкиду отправляется через семь горных хребтов к далеким ливанским горам, чтобы сразиться с хранителем кедрового леса Хамбубой и нарубить священных кедров. Примечательно, что одно из стихотворных переложений этого эпоса принадлежит Николаю Гумилеву – одному из самых значительных русских поэтов начала ХХ века. О том, что еще в 3-ем тысячелетии древние египтяне вывозили кедры с ливанских гор, доподлинно известно их весьма увесистого документа – камня шириной 2 м, который хранится ныне в музее г. Палермо (Италия).Выбитая на этом камне клинописью надпись гласит, что по приказу фараона, царствовавшего с 2723 г до н. э., из города, расположенного у ливанских гор, морем в Египет были доставлены кедры, которые пошли на изготовление трех кораблей и врата дворца.

Начиная со 2-ой половины 2-го тысячелетия до н. э. сведения о ливанском кедре уже не надо было считывать с глиняных табличек и камней. В то время на Ближнем Востоке распространились такие писчие материалы как папирус и пергамент, а на смену клинописи приходит буквенный алфавит, созданный финикийцами – древним народом, населявшим территорию нынешнего Ливана. Все это способствовало появлению иудейской письменности. Со временем были записаны священные предания, которые до того передавались в еврейском народе от поколения к поколению. Так около 800-го года до н. э. составился Танах, в который вошли сведения по древней истории евреев, а также сказания и религиозные идеи. Позднее их дополнили речи великих пророков.

В древние времена на Ближнем Востоке кедр был больше, чем просто деревом. Во всех разделах Танаха ( Тора, Пророки, Писания) кедр – это яркий поэтический образ, причем образ двоякий. Со знаком плюс, если с кедром сравнивают все прекрасное, что создано руками человека, или прославляется праведник, и со знаком минус, если осуждается гордыня, заносчивость, высокомерие и необходимо напомнить о могуществе Бога.

— Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они, как долины, как сады при реке, как алойные деревья, насаженные Господом, как кедры при водах.

— Праведник цветет как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.

— Глас Господа силен, глас Господа величествен, глас Господа сокрушает кедры ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу.

Необходимо отметить, что в Танахе кедр упоминается более 40 раз и со страниц как иудейской, так и соответствующей христианской литературы предстает так зримо, что может показаться хорошо знакомым даже тем, кто его никогда не видел. По-видимому, именно этим можно объяснить, как 500-600 лет тому назад русские первопроходцы Сибири, знавшие о кедрах только по религиозной литературе, приняли за кедр сибирскую таежную красавицу и это название надолго закрепилось за деревом, которое ботаники считают кедровой сосной.

По современным понятиям ливанский кедр – дерево знаковое, ему суждено было сыграть значительную роль в истории еврейского народа и в мировой истории религий. В еврейской традиции кедр ассоциируется с величайшей святыней евреев – Первым Иерусалимским храмом, возведенным во времена царя Соломона. Сказочное великолепие этого храма, самого значительного для своего времени сооружения не только на Ближнем Востоке, но, возможно, и во всем Древнем мире, во многом было обусловлено именно кедром – благодаря

благоуханию, которое издавала кедровая древесина, в Храме была совершенно особая аура. Со времен Первого храма ливанский кедр стал исторической знаменитостью и за ним закрепились такие названия как «Священное дерево Храма Соломона» и «Кедр Соломона».

Обо всем, что связано с кедром в эпоху Первого храма, высоким слогом повествуется в Танахе. Древесина кедра была в ту пору самым дорогим материалом, который использовался преимущественно при возведении храмов и дворцов. В Израильском царстве первым таким сооружением стал роскошный дворец, построенный для царя Давида искусными финикийскими каменщиками и плотниками. Дворец возвышался в нынешнем Иерусалиме, предположительно в его восточной части или на южном склоне Храмовой горы. Этот дворец называли не иначе как «Кедровый дом».

Царь Давид считал своим святым долгом построить достойный кедровый дом для Бога, то-есть Храм для богослужений, и остаток своей жизни посвятил подготовительным работам. Как повествуется в Танахе, было собрано много золота и серебра, наготовлено железа и меди без весу и кедровых брусьев без счета. Однако не Давиду было суждено осуществить задуманное, а его сыну Соломону, которому были переданы чертежи и планы, а также все приготовленные материалы. Но запасов кедра оказалось недостаточно и по соглашению с тем же тирским царем 10.000 работников рубили в горах кедры в течение 3-х лет, бревна связывали в плоты и морем доставляли в Яффо, откуда на вьючных животных везли в Иерусалим.

Строительство Первого храма продолжалось несколько лет и завершилось около 1000 года до н. э. Стены храма, сложенные из известняка, изнутри были обложены кедровыми досками, Пристроенные по периметру боковые комнаты прикреплялись к храму посредством кедровых бревен. В Святая святых (Давир), особом помещении, устроенном в задней части храма, стены и потолок были обшиты кедровыми досками. Внутренний двор храма был огорожен тремя рядами камня и одним рядом кедровых брусьев. Размеры Храма Соломона (в пересчете локтей на метры) составляли 35 м в длину, 10 м в ширину и 15 м в высоту.

Вблизи храма финикийские мастера построили также роскошный дворец для самого царя. Это был воистину «Кедровый дом». На четыре ряда кедровых столбов были положены такие же бревна и настлан помост из кедра на 45-ти столбах, по 15 в ряд. В построенном притворе с престолом, с которого царь судил, все полы были покрыты кедром. Такие же притворы были сделаны в соседнем доме, где жила главная царица. Большой двор возле царского дворца был огорожен тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен, а к царскому дворцу вела аллея, прозванная «Кедровым лесом», так как она состояла из длинного ряда кедровых столбов.

Время щадило храм Соломона – он простоял около 400 лет, но оказался беззащитным перед злой волей вавилонских завоевателей, которые разграбили и сожгли храм, а евреев увели в плен.

В 537 г до н. э. евреи под предводительством князя Зерубавеля и первосвященника Иешуа возвратились из вавилонского плена и на месте разрушенного храма Соломона построили храм, который вошел в историю как Второй Иерусалимский храм или храм Зерубавеля. Возможно, что для отделки этого весьма скромного по размерам и убранству храма также применялся ливанский кедр, поскольку согласно книге пророка Эзры в те времена евреи платили маслом правителям Сидона и Тира за доставку кедров морем в Яффо.

В годы царствования Ирода значительно обветшавший Второй храм Зерубавеля был перестроен и к 60-му году предстал перед миром как архитектурное чудо. По красоте и убранству Храм Ирода не уступал храму Соломона, но кедра в нем было мало и только лишь потолки галерей, которые шли вдоль стен храма, были из кедровых балок.

Второму храму Ирода не суждена была долгая жизнь – в 70-ом году он был разрушен римлянами. В наши дни макет этого храма в масштабе 1%50 можно видеть в Иерусалиме на площадке перед Национальным музеем Израиля.

Задолго до эпохи Первого Иерусалимского Храма и много веков позднее ливанский кедр высоко ценился на Ближнем Востоке как корабельное дерево. В этом регионе обширные лесные массивы были только в Финикии и состояли они в основном из кедров, которые к тому же росли вблизи морского побережья. Предприимчивые финикийцы не преминули выгодно распорядиться этим богатством – из прочной кедровой древесины они стали сооружать великолепные корабли и к тому же продавать кедры на экспорт. Еще в древнейшие времена финикийцы умели делать из стволов кедров долбленые лодки-однодревки, на которых можно было выходить и в море. Во 2-ом тысячелетии до н. э. в Финикии стало развиваться судостроение и в крупных городах появились судоверфи. Со временем финикийцы усовершенствовали известные до них конструкции судов и стали создавать корабли-галеры нового типа, способные совершать дальние плавания и перевозить большой груз.

В древнем мире финикийцы славились как прекрасные мореходы. Как повествуется в Танахе, в эпоху царя Соломона на Красном море в районе нынешнего Эйлата с помощью финикийских корабельщиков был построен корабль, на котором израильтяне вместе с финикийскими наемниками отправились в землю Офир и возвратились, привезя для царя Соломона много золота и драгоценных камней.

В те давние времена флот финикийцев господствовал на Средиземном море, где они основали множество городов-колоний. Они первыми стали вести активную морскую торговлю, положив тем самым начало процессу, который ныне называют глобализацией.

Египтяне начали строить свои корабли из кедра в середине 2-го тысячелетия и, прежде всего, это были речные суда, а позднее появились и военные корабли. Примечательно, что в этой стране строили также так особые погребальные лодки, так называемые солнечные ладьи, на которых по религиозным верованиям умершим фараонам предстояло совершать свое последнее путешествие по Нилу к месту погребения.

Достижения финикийцев в кораблестроении были столь значительны, что они занимают важное место в мировой истории этой отрасли. И в основе всего был такой замечательный материал, как кедровая древесина. И когда к IV веку до н. э. на Ливанских горах значительная часть кедровых лесов была вырублена, кораблестроение на Ближнем Востоке пришло в упадок. Высказывается также мнение, что именно кораблестроение погубило ливанский кедр.

Минуло несколько тысячелетий и теперь по морям и океанам плавают корабли, построенные из иных, чем кедр материалов. А древние корабли стали возвращаться в наш мир в виде артефактов. Так, в 1955 году в Египте недалеко от Каира у подножья пирамиды Хеопса был обнаружен тайник, в котором оказалась в разобранном виде древняя погребальная лодка, сделанная в основном из ливанского кедра. Примечательно, что археологи, вскрывавшие этот тайник, прежде всего ощутили характерный запах кедровых досок. По данным радиоуглеродного анализа возраст лодки оказался весьма внушительным — 4500 лет. После сборки размеры лодки составили 43.2 м в длину и 5.6 м в ширину. После сборки и реставрации лодка была выставлена для обозрения в Каире в «Музее солнечной ладьи», который считается одним из интереснейших туристических объектов Египта. Древние египтяне сооружали из кедра также своды гробниц фараонов и саркофаги.

Замечательной находкой израильских археологов стала хорошо сохранившаяся древняя рыбацкая лодка, случайно обнаруженная в 1986 г на обмелевшем после засухи участке озера Кинерет. Эта лодка (длина 8.2 м, ширина 2.3 м, высота 1.2 м ) была построена из кедра, кипариса и сосны без единого гвоздя. Весьма сенсационным оказался возраст лодки, по данным радиоуглеродного анализа составивший около 2000 лет. А это означает, что лодка могла быть на плаву в те годы, когда в районе озера Кинерет проповедовал Иисус Христос. Лодку стали называть «Лодкой Иисуса», другое ее название – «Галилейская лодка» связано с тем, что в древности озеро Кинерет называли Галилейским морем. В настоящее время древняя лодка экспонируется в «Музее истории Галилеи» в кибуце Генносар, расположенном в нескольких километрах севернее г. Тверия.

С древнейших времен известны ценнейшие благовония, которые дает человеку ливанский кедр – это кедровая смола и кедровое масло. Древние египтяне использовали это масло, в том числе для консервации папируса – древнего писчего материала, на котором были записаны сведения по истории Египта. Именно благодаря кедровому маслу эти сведения в целости и сохранности дошли до нас через тысячелетия.

На протяжении тысячелетий сохранялся высокий спрос на кедровую древесину и прекрасные кедры безжалостно вырубались. Растут эти деревья медленно, об их воспроизводстве тогда и не помышляли. И уже за 700 лет до н. э. кедр был на грани уничтожения. Об этом предупреждал живший в то время пророк Исайя, которому принадлежит следующее высказывание: «…и остаток деревьев леса его так будет малочисленен, что дитя будет в состоянии сделать опись его». Эти слова оказались вещими. Уже к IV веку до н. э. значительная часть ливанских лесов была вырублена, к чему приложили руку многие иноземные завоеватели.

В современном Ливане кедр давно стал редкостью и как исчезающее растение занесен в Красную книгу. Кедры теперь считают поштучно, они сохранились лишь в виде отдельных рощ. И них наиболее известна роща вблизи селения Бшарра, что в 30 м от г. Триполи. Там в горах произрастает около 300 древних кедров, возраст некоторых из них достигает лет, а толщина стволов – до 7 м в диаметре. Кедровые рощи являются одной из достопримечательностей Ливана, посетить их стремятся многие туристы.

По современным понятиям кедр является брендом Ливана. Созданное в 1943 году Ливанское государство сразу же объявило кедр национальным достоянием. Стилизованное изображение кедра в Ливане повсюду – оно украшает герб и флаг страны, как эмблему его можно видеть монетах и почтовых марках, на касках полицейских хвостовых оперениях самолетов. Журналисты часто называют это государство «Страной кедров».

К началу I века до н. э. в ливанских горах оставалось так мало кедров, что казалось – в скором времени им суждено исчезнуть навсегда, как это произошло с различными видами реликтовых растений. Однако вопреки всем мрачным прогнозам ливанский кедр избежал столь печальной участи и вновь стал востребованным, но уже не в качестве древесины, а как высокодекоративное дерево – его выбрали ландшафтные дизайнеры в качестве украшения для роскошных парков, которые стали создавать на юге Западной Европы в XVII веке. К тому же именно ливанский кедр был первым деревом, введенным в культуру (интродуцированным) в этом регионе. Так для кедров наступили новые времена – их стали искусственно выращивать по схеме: семена из созревших шишек – выращенные в питомнике 4-5-летние саженцы – посадка саженцев в выбранном месте. В наше время ливанский кедр растет в южных парках Франции и Италии, в Крыму и на Кавказе.

В Израиле время для посадок кедров наступило только в 60-ые годы ХХ века и, прежде всего, их стали высаживать в знаковых местах Иерусалима – на горе Герцель, в Саду роз и в Мемориальном парке при Музее катастрофы Яд-Вашем. В наши дни кедры можно увидеть в разных городах страны, в загородных парках, а также в лесах.

Впервые увидеть кедры своими глазами мне довелось несколько лет назад во время одной из экскурсий по Верхней Галилее. Наши гиды – лесные инженеры из Керен-Кайемет ле Исраэль привели нашу группу к кедровой роще, которая была заложена около 40 лет тому назад. Издалека, с небольшого пригорка, она казалась темно-зеленым монолитом, резко выделяющимся на более светлом фоне окружающегося соснового леса, вблизи стали видны красивые величавые деревья. Зрелище было волнующим и завораживающим. Мне удалось разглядеть одну из кедровых веточек. Хвоинки длиной около 5 мм, собранные в пучки по 30-40 штук, расходились в разные стороны, образуя розетки, которые выстилали всю веточку, придавая ей удивительно нарядный вид.

История Ближнего Востока с древнейших времен видится не только как летопись появления и исчезновения разных народов, становления и гибели отдельных государств, жизнеописания их правителей, а также бесконечной череды войн и затяжных конфликтов. Это также и история ливанского кедра.

Священное дерево Древнего мира и современного Ливана, дерево, воспетое в Танахе и ставшее исторически знаменитым со времен Первого Иерусалимского храма. Как дерево-долгожитель ливанский кедр являлся свидетелем разных эпох и культур и вполне может претендовать на роль связующего звена в той «цепи времен», которая виделась разорванной шекспировскому принцу Гамлету.

Герб Шкотовского муниципального района

Дата принятия: 26.09.2006

Описание:
В червленом поле над лазоревой оконечностью, обремененной золотой рыбой, соединенные основаниями три золотые кедровые шишки (1 и 2) и три хвойных кедровых побега (2 и 1) того же металла.

Герб символизирует историко-географические и экономико-политические особенности Шкотовского района.
В Шкотовском районе расположена значительная часть Уссурийского заповедника. Одно из его богатств — крупный массив кедрово-широколиственных лесов. Особое место среди многих представителей флоры этих лесов занимает корейский кедр, обеспечивающий питанием животный мир тайги. Для многих коренных жителей Сибири и Приамурья кедр наравне с лиственницей является священным деревом. Кедровые шишки с побегами в гербе района символизируют богатство природы Приморского края, связь человека с природой, прошлого с настоящим.
Расположенный на берегу Уссурийского залива Шкотовский район богат рыбными запасами, имеющими промышленное значение. В бухтах и реках района водится терпуг, камбала, навага, корюшка, треска, минтай, кукумария, гребешок и другие виды рыб и морепродуктов. Все они символически представлены изображением рыбы на гербе района.
Кедровые шишки и рыба изображены золотыми, что символически отражает богатство здешних мест не только лесами и водными просторами, но и природными ресурсами в виде залежей редких металлов (германия), углей (бурого и каменного) и золота.
Но главное богатство района — люди, которые своим трудом приумножили эти богатства, а своей самоотверженностью отстояли эту землю от посягательств интервентов в годы Гражданской войны и на фронтах Отечественной войны, что символически отражено на гербе красным цветом. Красный цвет — символ мужества, решимости, трудолюбия, жизнеутверждающей силы и красоты.
Золото является символом власти, постоянства, уважения, великодушия.
Лазурь — символизирует все водные ресурсы района (Уссурийский залив, реки и водохранилища). Лазоревый цвет символизирует честь, преданность, истину и добродетели.

Флаг Шкотовского муниципального района

Дата принятия: 26.09.2006

Описание:
Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из красной и голубой горизонтальной полосы, шириной в соотношении 5:2. В середине красной полосы три кедровые шишки с побегами, а в середине голубой части — рыба; все фигуры выполнены в желто-оранжевых цветах.

Флаг символизирует историко-географические и экономико-политические особенности Шкотовского района.
В Шкотовском районе расположена значительная часть Уссурийского заповедника. Одно из его богатств — крупный массив кедрово-широколиственных лесов. Особое место среди многих представителей флоры этих лесов занимает корейский кедр, обеспечивающий питанием животный мир тайги. Для многих коренных жителей Сибири и Приамурья кедр наравне с лиственницей является священным деревом. Кедровая ветка с шишками символизирует богатство природы Приморского края, связь человека с природой, прошлого с настоящим.
Расположенный на берегу Уссурийского залива Шкотовский муниципальный район богат рыбными запасами, имеющими промышленное значение. В бухтах и реках района водится терпуг, камбала, навага, корюшка, треска, минтай, кукумария, гребешок и другие виды рыб и морепродуктов. Все они символически представлены изображением рыбы.
Фигуры изображены желтым цветом, что символически отражает богатство здешних мест не только лесами и водными просторами, но и природными ресурсами в виде залежей редких металлов (германия), углей (бурого и каменного) и золота.
Но главное богатство района — люди, которые своим трудом приумножили эти богатства, а своей самоотверженностью отстояли эту землю от посягательств интервентов в годы Гражданской войны и на фронтах Отечественной войны, что символически отражено на гербе красным цветом. Красный цвет — символ мужества, решимости, трудолюбия, жизнеутверждающей силы и красоты.
Желтый цвет является символом власти, постоянства, уважения, великодушия.
Голубой — символизирует все водные ресурсы района (Уссурийский залив, реки и водохранилища). Голубой цвет также символизирует честь, преданность, истину и добродетели.

Кедр или сосна сибирская?

Когда простой русский человек говорит «кедр», то он, конечно, имеет в виду дерево, которое растет в Сибири и дает вкусные питательные орешки. В то же время, некоторые образованные люди любят щегольнуть своими знаниями и поставить на место простого русского человека: дескать, никакой это не кедр, а всего лишь сосна сибирская. Так кто же прав в данном случае: интеллигенция или народ? Попробуем разобраться.

В научной ботанической литературе с незапамятных времен действует правило: при первом упоминании вида в какой-либо научной работе приводятся два его названия — международное (латинское) и общепринятое научное на языке данной работы, а в дальнейшем изложении используется только последнее. В данном случае с латинским названием все ясно, а проблема состоит в том, что считать общепринятыми и в то же время научными названиями тех видов, о которых идет речь. Население, а также большая часть исследователей-лесоводов называют их кедром сибирским, кедром корейским и кедровым стлаником. Мой опыт общения с исследователями-ботаниками показывает, что большинство из них в разговорах между собой поступают так же. Однако на официальном уровне, особенно в письменной речи, ботаники считают целесообразным употребление переводных с латыни названий: сосна сибирская, сосна корейская и т.д. Я полагаю, что это именно переводы, а общепринятыми научными названиями видов на русском языке являются те, которые имеют «кедровую» основу. Сторонники названий на «сосновой» основе аргументируют свою точку зрения не только принадлежностью видов к роду сосна (Pinus), но и тем, что название «кедр» уже употребляется в русской ботанической номенклатуре для обозначения рода Cedrus. По их мнению, использование слова «кедр» для представителей другого рода вносит путаницу в ботаническую номенклатуру.

Некоторые современные системы семейства сосновые. В науке по любому вопросу есть несколько точек зрения. Система семейства сосновые — не исключение. Здесь для примера приведены две наиболее распространенные в наше время. Первая широко используется в советской и российской научной литературе (Козубов, Муратова, 1986 и др.). Она основана, главным образом, на структуре вегетативных побегов. Вторая — более современная, западная (Farjon, 1990). Она учитывает комплекс признаков. Как видите, в обеих системах род Pinus стоит особняком, а род Cedrus никакого отношения к нему не имеет. Он сближается или с лиственницей (по строению побегов), или с пихтой (по строению шишек).

Козубов Г.М., Муратова Е.Н. Современные голосеменные. — Л.: Наука, 1986. — 192 с.

Историческая приоритетность «кедровых» названий очевидна. Уже в древних новгородских источниках P. sibirica обозначается как кедр. Происхождение этого названия известно. С принятием христианства на Руси, как и во всех остальных европейских странах, самой читаемой и широко известной в устных преданиях книгой стала Библия, в которой многократно говорится о кедре. Ясно, что сколько-нибудь вразумительного описания этого растения там нет. Из его свойств упоминаются лишь величественный внешний вид, приятный смолистый запах и относительно мягкая древесина с розовым оттенком. Вполне естественно, что русские назвали кедром новое и ранее совершенно незнакомое им дерево, обладающее комплексом перечисленных свойств. В этом проявилась общая закономерность формирования ботанической номенклатуры. Европейская дендрофлора относительно бедна. При освоении и исследовании нашей планеты европейцы столкнулись с необходимостью называния все новых и новых растений. Русская колонизация развивалась в сторону Сибири, где дендрофлора также не особенно богата. Поэтому в русском языке появилось всего три вида растений с «кедровыми» названиями, причем, все три обладателя таких названий оказались близкими родственниками. Английской колонизацией был охвачен, в сущности, весь остальной мир, в том числе многие районы с очень богатыми и оригинальными дендрофлорами. Результат налицо: в современном английском языке примерно 75 видов имеют в своем названии слово «кедр (cedar)». Среди них есть представители всех 7 семейств подкласса хвойные, некоторых других голосеменных и даже цветковых растений. Современные аглоязычные ботаники очень бережно относятся к этому непростому наследию и широко употребляют «кедровые» названия в своей научной речи. Никакой особенной путаницы это не создает, ибо в начале каждой публикации приводится латинское название растения.

В роде Cedrus 4 вида. Вот как они распространены в природе (Vidakovic, 1991). Три вида — средиземноморские: Cedrus atlantica из Северной Африки (красный), C. brevifolia с острова Кипр (голубой) и C. libani с Ближнего Востока (розовый). Четвертый вид — гималайский — C. deodara. Таким образом, все виды Cedrus сугубо субтропические, следовательно, совершенно не пригодные для выращивания в России, за исключением узкой полосы черноморского побережья в районе Сочи.

Vidakovic M. Conifers: morphology and variation. — Croatia: Graficki Zavod Hrvatske, 1991. — 420 р.

Приведенных аргументов вполне достаточно для того, чтобы называть кедрами три российских вида пятихвойных сосен. Однако есть и еще более веские аргументы в пользу этой идеи. Три вида, о которых идет речь, имеют гораздо больше оснований именоваться «кедрами», чем не только все 75 «кедров» из английской номенклатуры, но даже и сами представители рода Cedrus. Дело в том, что очень близкий к P. sibirica альпийский вид P. cembra был хорошо известен древним римлянам, и назывался он «кедр (ceder)». В процессе трансформации латыни в современный итальянский язык это название сначала превратилось в «cedro», а затем и в «cembro». Ближний Восток был для римлян примерно тем же, чем была Сибирь для русских, т.е. объектом завоевания и колонизации. Соответственно, и принцип называния новых видов растений был точно таким же: неизвестные растения ассоциировались с чем то похожими на них известными. Поэтому, увидев в ближневосточных горах то растение, которое сейчас называется кедр ливанский (Cedrus libani), римляне назвали его «cedrus», что означает «похожий на ceder», «кедроподобный» (Попов, 1997). Таким образом, называя P. sibirica кедром, русские землепроходцы не просто осуществили свое неотъемлемое право первооткрывателей, но и, сами того не ведая, в сущности, вернули ему его исторически приоритетное название.

Вот как выглядят кедр сибирский (слева) и кедр гималайский (справа) в условиях полного солнечного освещения. Кстати, под кедром гималайским — проф. Zhao Guangyi, мой коллега и один из лучших знатоков китайской дендрофлоры. Кедр сибирский сфотографирован в южной части Томской области, кедр гималайский — в Ботаническом саду Китайской академии наук (Пекин). Как видите, между этими двумя растениями нет ничего общего во внешнем виде.

Приведенные рассуждения при всей их значимости касаются только формальной стороны дела и не затрагивают его сути. А суть — это систематика той группы видов, которые в настоящее время обозначаются как род сосна. Естественность этой группы видов не вызывает ни малейшего сомнения. А вот относительно ее внутренней однородности такие сомнения есть. Современная систематика, в том числе систематика семейства сосновые (Pinaceae), построена, главным образом, на анализе морфологических признаков. В силу этого она в принципе не может быть безупречно естественной. По-настоящему естественная систематика должна иметь в своей основе генетическое родство, которое на видовом и родовом уровне довольно легко определяется возможностью или невозможностью скрещивания тех или иных групп растений. Ведь каждая новая развилка «генеалогического древа» любой естественной группы — это и есть появление двух групп генотипов, которые не могут скрещиваться между собой.

Мужские (пыльцевые) шишки кедра сибирского (слева) и кедра гималайского (справа). Тоже ничего общего: ни по цвету, ни по форме, ни по размеру, ни по направлению роста. Даже время цветения (вылета пыльцы) у кедра гималайского совершенно необычное — октябрь месяц. Кстати, обратите внимание на его хвою. Издалека она очень похожа на лиственничную: сравнительно короткая, располагается пучками по 2-3 десятка в пучке. Однако есть и существенные отличия: хвоя кедра гималайского колючая и не опадает на зиму.

Генетическая совместимость нечасто используется в систематике, т.к. абсолютное большинство растений просто не исследованы в этом отношении. Семейство сосновые представляет собой редкое исключение. Оно состоит, главным образом, из важнейших лесообразователей, отлично изученных на предмет генетической совместимости видов. Обобщая результаты исследований, можно констатировать, что большинство родов включают только очень близкие, генетически совместимые виды. Так, в роде лиственница (Larix) все без исключения виды свободно скрещиваются между собой с образованием полностью фертильных гибридов (Авров, 1996). В родах пихта (Abies) и ель (Picea), каждый из которых делится на несколько секций, многие виды из разных секций (не говоря уже о подсекциях) генетически вполне совместимы (Райт, 1978). И лишь в роде сосна не только все секции, но даже и подсекции генетически изолированы друг от друга, а гибридизация возможна лишь внутри подсекций, да и то не всегда (Critchfield, Little, 1966 и др.). Это означает, что внутренняя генетическая неоднородность рода сосна, по крайней мере, на два порядка выше, чем в остальных родах семейства сосновые. Очевидно, что это связано со временем расхождения отдельных внутриродовых подразделений. В настоящее время считается доказанным, что секции рода пихта имеют третичный возраст (возникли 25-30 млн. лет назад), секции рода ель — меловой (90-100 млн. лет назад), а в роде сосна даже современные подсекции обособились не позже юры (120-130 млн. лет назад) (Oohata, 1995).

Женские (семенные) шишки кедра сибирского (слева) и кедра гималайского (справа). Последние очень напоминают шишки пихты, так же рассыпаются после созревания, а крылатые семена разносятся ветром. Семена, кстати, некрупные (чуть больше, чем у сосны обыкновенной) и человеком в пищу не употребляются. Шишки кедра сибирского хорошо знакомы каждому жителю России. Однако не все знают, что развиваются они в течение двух лет. На снимке, сделанном в середине июня, как раз хорошо видны две генерации шишек. Большие, фиолетовые созреют через два месяца, в середине августа. Маленькие, розовые только что опылились. Они ровно на год моложе больших, следовательно, созреют через один год и два месяца.

Таким образом, если руководствоваться принципом генетической совместимости, то современные сосны — это больше, чем род. По нашему мнению, дальнейшее развитие исследований непременно приведет к разделению нынешнего рода сосна на несколько родов и, возможно, к выделению самостоятельного рода, состоящего из «кедровых» сосен. В прошлом уже была попытка выделения самостоятельного рода кедр (Cembra) (Opiz, 1852). Она не увенчалась успехом, т.к. была основана на анализе морфологических признаков. Сейчас оснований для выделения такого рода гораздо больше. Если это произойдет, то по-русски новый род логично будет называть «кедр», а для рода Cedrus употреблять русскую транскрипцию его латинского названия («цедрус»), как это принято в настоящее время для абсолютного большинства иноземных родов. В настоящее время говорить об этом всерьез несколько преждевременно. Чтобы сделать первый шаг в эту сторону, на нашем сайте мы будем называть Pinus sibirica, P. koraiensis и P. pumila не иначе как кедром сибирским, кедром корейским и кедровым стлаником, соответственно.

Список литературы

Авров Ф. Д. Экология и селекция лиственницы. — Томск: Спектр, 1996. — 213 с.

Райт Дж. В. Введение в лесную генетику. М.: Лесная промышленность, 1978. — 470 с.

1. В Ливане находится современное чудо Света – Храм Юпитера в Баальбеке.

Плиты, из которых он построен, крупнее, чем блоки пирамид в Египте и греческого Парфенона. Передвинуть эти плиты не в состоянии даже современная техника. Для такой тяжелой работы понадобился бы труд тысячи рабов. Археологи предполагают, что храм построен во времена правления римской империи, но на месте какого-то другого, более древнего сооружения. Кроме того, о строительстве громадного сооружения римские источники умалчивают, что нетипично для древних любителей похвастаться своими достижениями. Сторонники псевдонаучных теорий считают, что к строительству Храма Юпитера приложили руку неизвестные цивилизации.

2. В Ливане придумана письменность.

Первый алфавит, прародитель греческого и латинского, изобретен в Ливане (тогда он назывался древней Финикией). Финикийский алфавит был изобретен для календарных обозначений и имел около 30 букв. Позже греки усовершенствовали его.

3. Слово «Библия» произошло от названия города «Библос», одного из древнейших городов мира, находящегося на территории современного Ливана.

Греческим словом «библос» в древние времена называли папирус, который использовался для письма до изобретения бумаги. Папирус доставлялся в Грецию из Библоса, отсюда он и получил свое название. В дальнейшем греки стали называть библосом собрание текстов, чем, по сути, и является Библия.

4. В Ливане самый большой процент христиан на всем Ближнем Востоке.

Хотя на территории страны проживают представители 18 религиозных групп, 40% населения Ливана – христиане. Это самый высокий процент среди стран арабского мира. Согласно конституции Ливана, президентом страны также должен быть христианин -маронит (премьер-министром – мусульманин-суннит, спикером парламента – мусульманин-шиит). Такая модель была разработана в ходе получения независимости Ливана от Франции в 1943 г. Чтобы ни одной из основных религиозных групп не было обидно!

5. Из ливанского кедра был построен храм Соломона – первый храм в Иерусалиме, упомянутый в Библии. По легенде, кедр в Ливане посадил сам Бог, поэтому дерево и называется божественным. Из него строили самые важные и долговечные сооружения, он использовался при строительстве египетских саркофагов и венецианских дворцов.

6. Ливан – единственная страна на Ближнем Востоке, в которой нет пустыни. Территорию страны покрывают обширные лесные массивы.

7. В Ливане, в городе Кана совершил свое первое чудо Иисус Христос.

Речь идет о превращении воды в вино в ходе свадебной церемонии. Кана находится на юге Ливана в 12 км от израильской границы. Недалекое прошлое Каны достаточно трагично и зачастую ассоциируется с арабо-израильскими конфликтами 1996 и 2006 гг. Сейчас в городе все спокойно, и туристы в обязательном порядке посещают грот, где Иисуса ждала Дева Мария.

8. В Ливане более 100 головных офисов отдельных банков без филиалов.

Как известно, Ливан с 1975 года – свободная банковская зона. К тому же, в стране действует льготное налогообложение – все проценты и доходы, полученные по любым типам счетов, открытых в банках Ливана, освобождаются от уплаты налога на прибыль.

9. Знаменитое сражение Георгия Победоносца или Чудо Святого Георгия о Змие произошло именно в Ливане. Согласно древним источникам, в нескольких десятках километров от Бейрута.

10. Финикийцы (современные ливанцы) были первыми в мире мореплавателями. Они первыми построили корабль и под парусами вышли из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив. Финикийцы первыми открыли в Атлантическом океане остров Мадейра и Канарские острова. Древнейший в мире порт до сих пор сохранился в ливанском городе Библос.

11. Ливан – первая арабская страна, в которой появилась Конституция. Она была принята во время французского мандата, 23 мая 1926 года.

12. В Ливане находится старейшее в мире казино. Casino du Liban было открыто в 1959 году и расположено в 22 км от Бейрута. В нем 60 игровых столов и 400 игровых автоматов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *