Божественная литургия

  • Проскомидия
  • Литургия оглашенных
  • Литургия верных

«Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.

Божественная литургия – самая главная церковная служба

На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.

Литургия таким образом делится на три части:

  1. Проскомидия;
  2. Литургия оглашенных;
  3. Литургия верных.

Проскомидия

«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:

— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);

— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;

— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);

— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;

— частицы за усопших – еще ниже;

— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.

Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

Литургия оглашенных

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.

По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.

В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.

(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».

После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).

По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).

После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.

По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.

После этого оглашенным предлагают выйти из храма.

Литургия верных

Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв – «Символ веры», – которую вместе с певчими исполняют все прихожане.

Наступает кульминация Литургии:

Совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.

Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.

Начнем с сакраментального: «Когда разрешено есть в Рождественский сочельник?» К сожалению, вопрос о еде в пост — неважно, Рождественский ли это пост, или Великий — часто затмевает и тему молитвы, и тему смысла поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово «сочельник» произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом — «сочива». Иван Сергеевич Шмелёв, называя «сочиво» кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток — «взвар» (крепкий отвар) — из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика «Лето Господне», читаем: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели…» Но до какой звезды? Почему до звезды? Будем разбираться.

Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только «после первой звезды», соблюдалась верующими не одно столетие — в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь — это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть — но только сочива: строгий пост.

Теперь давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Вот временные границы постного питания в последний день Рождественского поста (кто знает, может, именно об этом рассказывается в статье с пугающим заголовком «Что категорически нельзя делать в Рождественский сочельник», другие варианты тут просто невозможны).

Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста — слово «разговение», не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией — Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?

Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп — игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что «не оскудевает рука дающего». Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует дарить в сочельник.

Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются так называемые «царские часы», получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться — с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа (возможно, именно это имели ввиду авторы броской заметки о том, «что нужно обязательно сделать в Рождественский сочельник»).

Поэтами замечено, что Рождественский сочельник, Рождество — время особенное: будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эти январские ночи входит в нашу жизнь. Нет, мы не просто вспоминаем событие, произошедшее две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи, когда Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, когда Он стал одним из нас, когда Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным — Младенцем (это и называется тайной Боговоплощения)… Нет, Рождество — это не просто воспоминание о неком событии, имевшем место быть две тысячи лет назад. Феномен Рождественской ночи в том, что время будто останавливает свой бег, давая нам прикоснуться к надмирному, каким-то непостижимым образом делая нас причастными и к тайне Боговоплощения, и к чуду любви Божьей к нам, людям. И сердце начинает ясно ощущать, что ты принадлежишь не только этому, такому зыбкому и суетному миру, но и миру иному, миру горнему. Почему так происходит? Об этом лучше спросить у поэтов. Один из них, Константин Михайлович Фофанов (1862 — 1911гг.), объяснял это так:

«Еще те звезды не погасли,

Еще заря сияет та.

Что озарили миру ясли

Новорождённого Христа…»

А ведь и в правду, ещё те звезды не погасли, и в морозные ночи Рождественского сочельника и праздника Рождества это чувствуется особенно остро…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *