Учебное пособие для Духовных Семинарий

Об авторе и его книге

Понятие о годовом богослужении. Богослужение праздничное и великопостное, двунадесятые праздники

Отдел I. Непереходящие двунадесятые праздники

Богородичные и Господские праздники Особенности богослужения двунадесятых праздников Часть 1. Двунадесятые Богородичные праздники. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) Происхождение праздника, его смысл и значение Особенности богослужения праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) Происхождение праздника, его смысл и значение Особенности богослужения праздника Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля) Происхождение праздника, его смысл и значение Особенности богослужения праздника Служба праздника Благовещения (см. Типикон под 25 марта) Сретение Господне (2/15 февраля) Происхождение праздника, его смысл и значение Особенности богослужения праздника Особенности богослужения праздника в Великий пост Успение Пресвятой Богородицы (14/27 августа) Происхождение праздника, его смысл и значение Особенности богослужения праздника Чин погребения Богоматери Особенности службы погребения Часть 2. Двунадесятые Господские праздники. Рождество Христово (25 декабря/7 января) История праздника История богослужения праздника Рождественский пост Неделя святых праотец и неделя святых отец Нравственно-догматическое содержание песнопений служб недели святых праотец и недели святых отец Предпразднство Рождества Христова Навечерие праздника Рождества Христова Особенности богослужения в навечерие праздника Великие часы Содержание великих часов схема построения великих часов и порядок их служения Сравнительная схема чина изобразительных Порядок чтения часов Чин рождественской вечерни, совершаемой в навечерие праздника Чин славления Христа в навечерие Рождества Христова Всенощное бдение Великое повечерие Краткая схема великого повечерия Утреня Литургия Вечерня в день праздника Попразднство и отдание праздника Суббота и неделя (воскресенье) по Рождестве Христовом Рождество Христово Боговоплощение и его спасительные плоды Святки Богоявление Господне (Крещение Господа нашего Иисуса Христа) (6/19 января) Содержание службы праздника История праздника Предпразднство просвещения (с 2/15 по 5/18 января) Суббота и неделя перед просвещением (Богоявлением) Навечерие Богоявления Особенности богослужения в навечерие праздника Великие часы Чин вечерни Богоявления, совершаемой в навечерие праздника Последование «великого освящения воды святых Богоявлений» Чин славления праздника Великая агиасма Всенощное бдение праздника Литургия праздника Вечерня в день праздника Попразднство и отдание праздника Суббота и неделя (воскресенье) по просвещении Преображение Господне (6/19 августа) Происхождение праздника, его смысл и значение Особенности богослужения праздника Чин освящения плодов Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября) Происхождение праздника, его смысл и значение Предпразднство и попразднство недели пред Воздвижением и по Воздвижении Особенности богослужения праздника Вынос Креста Праздник воздвижения как грань между летним и зимним периодами устава Об «отступке»

Отдел II. Великопостное богослужение (период пения постной триоди).

Введение Пост святой четыредесятницы. Древность его установления и значение Понятие о триоди постной Подготовительные недели Великого поста Содержание богослужений подготовительных недель святой четыредесятницы Неделя о мытаре и фарисее Особенности богослужения недели мытаря и фарисея Седмица и неделя о блудном сыне Богослужение недели о блудном сыне Седмица и неделя мясопустные Особенности богослужения субботы мясопустной Значение недели мясопустной и особенности ее богослужения Седмица и неделя (воскресенье) сыропустные Богослужение сырной седмицы Часть 1. Святая четыредесятница Общее понятие о великопостном богослужении Вечерня сыропустной недели Чин прощения Круг богослужении святой четыредесятницы и их общие особенности Великое повечерие Состав великого повечерия и его содержание Последование великого повечерия Изменяемые части великого повечерия Особенности великопостной утрени Общие особенности великопостных часов Кафизмы, читаемые в 5 седмицу святой четыредесятницы Последование великопостных часов Последование чина изобразительных Литургия преждеосвященных даров Отличие литургии преждеосвященных даров от литургии святого Иоанна Златоуста и литургии святого Василия Великого Происхождение литургии преждеосвященных даров Приготовление и освящение даров для литургии преждеосвященных даров Чин литургии преждеосвященных даров Особенности великопостной вечерни, когда не совершается литургия преждеосвященных даров Особенности богослужения седмиц и недель (воскресений) Великого поста Первая седмица и первая неделя Великого поста Вторая седмица и вторая неделя Великого поста Третья неделя Великого поста (крестопоклонная) Четвертая неделя Великого поста Пятая седмица и пятая неделя Великого поста Шестая седмица Великого поста (седмица ваий) Неделя (воскресенье) ваий. Вход Господень во Иерусалим Часть 2. Страстная седмица Последние дни земной жизнИ Господа Иисуса Христа, его крестные страдания и смерть Особенности богослужения первых трех дней страстной седмицы Особенности богослужения в великий четверг Особенности богослужения великой пятницы Особенности богослужения великой субботы

Отдел III. О богослужении во время пения цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых)

Триодь цветная, ее происхождение, состав и содержание Пасха – Светлое Христово Воскресение Богослужение праздника Святой Пасхи Общие особенности пасхального богослужения Полунощница перед пасхальной заутреней Пасхальная заутреня Пасхальные часы Литургия Чин освящения артоса Великая вечерня в первый день Пасхи Особенности богослужения на пасхальной (светлой) седмице Фомина неделя (Фомино воскресенье) Особенности богослужения в неделю Антипасхи (Фомино воскресенье) Особенности служб воскресных и седмичных дней от Фоминой недели Пение и чтение тропаря: «Христос Воскресе» Недели по Пасхе (до отдания Пасхи) Третья неделя по Пасхе – святых жен-мироносиц Четвертая неделя по Пасхе – о расслабленном Пятая неделя по Пасхе – о самаряныне Шестая неделя по Пасхе – о слепом Вознесение Господне Особенности богослужения праздника Вознесения Господня Неделя седьмая (воскресенье седьмое) по Пасхе – святых отцов первого Вселенского собора Троицкая родительская суббота Пятидесятница Происхождение, нравственно-догматический смысл и значение праздника Пятидесятницы Особенности богослужения праздника Пятидесятницы День Святого Духа («Духов день») Неделя первая по Пятидесятнице – всех святых Неделя вторая по Пятидесятнице. Память всех святых, в земле российской просиявших Петров пост

ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ

Гермоген Иванович Шиманский – автор предлагаемого вниманию читателя учебного пособия по литургике, родился в марте 1915 года в семье железнодорожного служащего на станции Бирзула (ныне город Котовск Одесской области). Он был третьим, младшим ребенком в семье. В Крещении он был наречен Гермогеном – в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.

Отец Гермогена Шиманского, самоотверженно трудясь во время Первой мировой войны, умер рано, когда его сыну было всего два года. После смерти мужа мать Шиманского переехала с тремя сыновьями к себе на родину в Молдавию, в село Флеры, где «занималась хлебопашеством и в честном вдовстве вырастила, выучила и воспитала всех … троих сыновей».1

Даже скупые строки официальных документов говорят о том, что Гермоген Шиманский обладал незаурядными способностями. Но на стезю богословия он вышел не сразу, что вполне объясняется обстоятельствами жизни тех лет. До поступления в 1945 году в Богословский институт в Москве Шиманский проделал путь обыкновенного советского человека. После окончания средней школы он поступил в техникум механизации в городе Ананьеве. Успешно окончив техникум, он поступил в 1934 году в Харьковский машиностроительный институт.

Этот институт он окончил с отличием в 1939 году и был оставлен аспирантом и научным сотрудником на кафедре тракторостроения. За два года пребывания в аспирантуре Шиманский сдал почти весь кандидатский минимум, в который входил и ряд гуманитарных предметов, таких, как философия, диамат, истмат, английский и немецкий языки.

В связи с началом Великой Отечественной войны работа в институте была прервана. В июле 1941 года в числе других аспирантов Шиманский был откомандирован на временную работу на Харьковский завод им. Коминтерна. Осенью 1941 г. вместе с заводом переехал в Нижний Тагил, где работал инженером-конструктором. Его однокурсники по Московской Духовной Академии вспоминают, что Шиманский был причастен к разработке проекта легендарного танка Т-34. В начале 1943 года талантливого инженера из Нижнего Тагила перевели в подмосковные Мытищи.

«С раннего детства приучала нас мать неотменно ходить в храм к праздничному и воскресному богослужению, – писал Шиманский в автобиографии перед поступлением в Богословский институт. -Частое пребывание с юности в храме и особенно в алтаре при богослужении (начиная с десятилетнего возраста я прислуживал священнику в сельском храме, а затем епископу Молдавскому2 иподиаконом) еще тогда заронило в душе любовь к богослужению Православной Церкви, его красоте и великой духовной преобразующей и укрепляющей силе на верующих и молящихся (так в оригинале – прим. ред.), заронило стремление быть служителем алтаря. Шли годы учебы, работы. Это стремление не заглохло, но более окрепло несмотря на все превратности жизни. И сейчас, осознавая все свое недостоинство сего великого и тяжелого подвига пастырского служения, решаюсь вступить на этот путь служения Богу и людям в одном уповании на помощь и укрепление благодати Божией, силу Свою в нашей немощи совершающей».

Молодой инженер, с отличием окончивший не только престижный технический вуз, но и аспирантуру, и имевший, конечно, все возможности для жизни «нормального советского человека», тем не менее стремился к другому. В своем прошении о зачислении на первый курс Богословского института он писал:

«Имея только высшее гражданское образование, знания в области духовных наук получил путем самостоятельного чтения и изучения святоотеческих писаний, духовно-назидательной и богословской литературы. Надеюсь, что с помощью Божией, при всем моем горячем стремлении и желании учиться, если и имеются какие пробелы в подготовке для слушания курса института, они в первые же месяцы учебы будут мною ликвидированы».

Среди документов, собранных для поступления в Богословский институт, находится и рекомендация, данная Гермогену Шиманскому настоятелем московского храма святых мучеников Адриана и Наталии протоиереем Михаилом Кузнецовым:

«Шиманский Гермоген Иванович – прихожанин церкви св. муч. Адриана и Наталии. Его нравственные качества прекрасны. Он достоин принятия в Богословский институт, в котором проситель ищет восполнения своих знаний, необходимых ему для будущего служения Церкви Христовой. Надеюсь, что Шиманский оправдает как данную рекомендацию, так и высокое звание студента Богословского института, ибо он действительно православный христианин. Тот святой огонек, который теплится в его чистой душе при воспитательном воздействии Богословского института несомненно возгорится ярким огнем чистого служения Богу и во славу Св. Церкви, и в пользу ближним».

В 1945 году Гермоген Шиманский был принят на первый курс Богословского института и ревностно взялся за изучение богословских наук. Уже с первых месяцев учебы у него проявился интерес к изучению богослужения и богослужебных книг. Он был уставщиком академического хора и знал церковный устав до мельчайших подробностей. По воспоминаниям митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), «он был образцовым студентом: не только его успеваемость, но и его духовная жизнь была очень высокой. Он был самым глубоким из студентов и всегда носил в кармане четки. Он был весь – система, и в то же время был душой курса. Конспекты Шиманского, написанные каллиграфическим почерком, были образцом для всех».

Литургику в Богословском институте, а затем в Академии, преподавал протопресвитер Николай Колчицкий, который был, по словам учившихся у него студентов, «выдающимся совершителем богослужения». Свой предмет он преподавал по «Закону Божию» для светских учебных заведений, в котором содержались, конечно, только самые элементарные, предварительные сведения о богослужении. Отец Николай восполнял недостающее рассказами из собственной практики, делясь со студентами своим богатым литургическим опытом, а благоговейной и величественной манерой совершения богослужения умел пробуждать к нему любовь студентов. Гермоген Шиманский неизменно был первым на курсе по литургике, которая стала одним из его любимых предметов.

Но к сожалению, здоровье одаренного студента не позволяло ему с полной силой отдаваться учебе. Как явствует из сохранившихся документов, вскоре после поступления он перенес туберкулез в тяжелой форме. Болезнь на долгое время оторвала Гермогена Шиманского от учебы и впоследствии постоянно напоминала о себе. В своем прошении от 22 октября 1948 года на имя ректора Академии, епископа Гермогена (Кожина), Шиманский просит «ввиду состояния здоровья (после перенесенной болезни)… разрешить жить на частной квартире». В 1950 году, через пять лет после поступления в Богословский институт3, Шиманский числился только на третьем курсе Московской Духовной Академии, и в этом же году он перенес еще одну тяжелую болезнь и операцию.

2 мая 1950 года он просил ректора Академии, протоиерея Александра Смирнова, о переводе без экзаменов на 4 курс академии «в связи с … необходимостью дальнейшего хирургического и консервативного лечения». В августе того же года он просит отца ректора позволить ему проживать на частной квартире ввиду того, что «после перенесенной болезни жить в общежитии по медико-санитарным условиям … временно не показано». Резолюция, положенная на прошении Шиманского протоиереем Александром Смирновым, гласила: «Необходимо пойти навстречу лучшему студенту МДА» (курсив ред.).

В 1951 году Гермоген Шиманский успешно защитил кандидатскую диссертацию «Православное учение о спасении по богослужебным книгам», которую он написал под руководством профессора протоиерея Сергия Савинского. Ученый Совет МДА дал этой работе высокую оценку.

Ректор МДА, протоиерей Александр Смирнов, в своей характеристике, данной выпускнику МДА Гермогену Шиманскому, писал: «В нравственном отношении характеризуется высокими моральными качествами, безукоризненным поведением, строгою дисциплинированностью. Глубоко религиозен. Обладает незаурядными умственными способностями и хорошим общим развитием. По успешности в проходимых курсах является лучшим студентом. Вследствие слабого здоровья и периодического обострения туберкулеза он был переведен с 3 на 4 курс по некоторым предметам без экзаменов. Оставить его профессорским стипендиатом нельзя, так как усиленная умственная работа и неподходящие климатические условия Загорска могут надорвать и без того слабые физические его силы. Можно было бы рекомендовать на духовно-педагогическую работу на юг (Одесса, Киев)».

Пожелание ректора было учтено: Шиманского направили на преподавательскую работу в Киевскую Духовную Семинарию. Там же, в Киеве, жили самые близкие ему люди: духовник, мать и старший брат.

Именно в Киеве, преподавая литургику, Шиманский активно работал над составлением пособия по этому предмету. Его главный интерес как богослова лежал в области исследования православного богослужения. В работе над курсом литургики он пользовался советами выдающегося литургиста, профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича.

В письме от 18 января 1952 ректору Академии, протоиерею Константину Ружицкому, Шиманский писал: «Тема эта (имеется в виду тема кандидатской диссертации – прим. ред.) настолько меня увлекла и пришлась по душе, что я и сейчас не оставляю мысли ее разрабатывать дальше. Правда, для богословствования на такую тему и самому богослову надо много иметь сил духовных и телесных. И даже и теперь я всегда вспоминаю и чувствую всю высоту слов св. Иоанна Златоуста, сказавшего, что «кто хочет быть богословом, в том должны соединиться все добродетели». И здесь полагаюсь только на милость, благую волю и благодать Божию, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую».

К этому же письму было приложено прошение на имя ректора Академии, протоиерея Константина Ружицкого, в котором Шиманский ходатайствует перед Советом Академии об утверждении своей темы как темы магистерской диссертации и обосновывает необходимость ее дальнейшей разработки:

«Прошу Вас и Ученый Совет Академии утвердить к разработке в качестве магистерской тему по кафедре догматического богословия в следующей формулировке: «Учение о спасении по богослужебным книгам Православной Церкви (Праздничной и Месячной минеям, Постной и Цветной Триодям, Октоиху, Требнику и Литургиям древним и ныне совершаемым)».

В 1950–51 учебном году я окончил Московскую Духовную Академию магистрантом. Темой написанного мной кандидатского сочинения было: «Учение о спасении по службам двунадесятых праздников, Постной и Цветной Триоди и Октоиха (воскресным и св. Кресту, среды и пятка)».

Дальнейшая разработка этой темы как магистерской имеет в виду заполнить существующий большой пробел в православном отечественном богословии в части изучения православного богослужения как важнейшего источника научно-богословского ведения и еще мало использованной сокровищницы богословия.

Литургическое богословие, находимое в богослужении, менее всего разработано в центральном своем вопросе, а именно в учении о спасении, что и выдвигает необходимость постановки такой темы для дальнейшей углубленной разработки как магистерской.

По сравнению с выполненным кандидатским сочинением в выдвигаемой магистерской теме расширяется список основных первоисточников и таким образом охватывается основной круг богослужебных книг Православной Церкви в той своей части, которая дает материал к теме.

При разработке темы автор полагает основной своей задачей дать углубленно-научное, приведенное в стройную систему изложение учения о спасении по богослужебным книгам Православной Церкви, а также показать тесную связь его с учением святоотеческим. При этом намечается к более углубленной разработке на основе первоисточников ряд вопросов, а именно:

1. Об обожении человека и кенозис Сына Божия в Его воплощении.

2. О земной жизни Спасителя и тайне спасения.

3. О Кресте Христовом, сошествии во ад, воскресении, вознесении Иисуса Христа и сошествии Святого Духа и тайне спасения и др.».

Эта тема была утверждена Советом Академии на заседании 31 марта 1952 года. Характерно, что Шиманский просил закрепить свою тему по кафедре догматического богословия, что говорит о том, что изучение богослужебных текстов помогало восходить ему на высоты богословия, открывало глубину православных догматов. К сожалению, автору не удалось воплотить свой замысел в жизнь. Неизвестно, в каком состоянии осталась работа над магистерской диссертацией. Известно лишь, что степень магистра богословия он так и не получил – определенную роль в этом, очевидно, сыграли непростые обстоятельства церковно-государственных отношений в те годы.

После закрытия Киевской Духовной Семинарии Шиманский продолжал свою педагогическую деятельность в Волынской Духовной Семинарии. А после того как и эта духовная школа была закрыта, он жил в Киеве, вплоть до самой кончины работая над обширным трудом «Учение святых отцов и подвижников Церкви о главных страстях и борьбе с ними, и о главнейших христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, терпении, воздержании и целомудрии». Часть этого труда вышла недавно отдельным изданием4. Вскоре болезнь подорвала силы талантливого богослова, он скончался 8 марта 1970 года в Киеве.

На страницах издаваемого ныне учебного пособия подробно говорится о богослужениях годового круга и раскрывается их внутренний смысл. Особое внимание уделяется тому, какое значение имели празднуемые события в истории Церкви. На основе праздничных песнопений дается обширный материал, который может быть использован в проповедях.

Учебное пособие составлено на основе лекций по литургике, читанных автором в Киевской Духовной Семинарии в 50-е годы минувшего столетия. Этим в частности, объясняется то, что Шиманский часто в качестве примера указывает на богослужебную практику Киево-Печерской Лавры.

Автор также часто ссылается на издания: «Богослужебные указания на 1950 год» и «Богослужебные указания на 1951 год», что в наше время может показаться анахронизмом. Однако редакция в целях сохранения авторского замысла сочла целесообразным не изменять структуру работы.

Учебное пособие Г.И. Шиманского до настоящего времени остается наиболее полно отвечающим требованиям учебной программы по Литургике для Духовных семинарий, утвержденной Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Редакция

ПОНЯТИЕ О ГОДОВОМ БОГОСЛУЖЕНИИ БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОЕ И ВЕЛИКОПОСТНОЕ, ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Церковные службы на особые дни богослужебного года называются годовыми, потому что совершаются один раз в год. Они посвящены воспоминаниям особых событий Священной Истории, суть которых раскрывается в изменяемых частях суточного богослужения.

Богослужебные дни годового круга – это дни праздников и дни постов, поэтому годовые службы разделяются на службы праздничные и великопостные. В дни праздников Святая Церковь воспоминает о событиях земной жизни Христа Спасителя, о домостроительстве Божием, о нашем спасении и о спасительных плодах его. Поэтому праздники в Церкви имеют особое значение, через них раскрываются важнейшие историко-догматические и нравственно-религиозные истины.

Церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения разделяются на великие, средние и малые (о подобном их разделении и о различии в службах этих праздников см. Типикон, гл. 47). Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге – «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу».

Двенадцать великих праздников установлены во славу Господа и Бога нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы. Соответственно они называются Господскими, или Господними двунадесятыми праздниками, и Богородичными двунадесятыми праздниками. Двунадесятые праздники, в свою очередь, разделяются на переходящие и непереходящие (неподвижные). Непереходящие праздники празднуются всегда в один и тот же день месяца, переходящие зависят от дня празднования Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники – неподвижные.

Двунадесятыми неподвижными праздниками являются:

Богородичные праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Сретение Господне (2/15 февраля) – праздник Господский, но отнесен к Богородичным праздникам по построению (Уставу) богослужения, Успение Пресвятой Богородицы (14/27 августа).

Господские праздники:

Службы этим неподвижным двунадесятым праздникам помещены в Минее месячной.

Подвижными двунадесятыми Господскими праздниками являются: Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница – День Святой Троицы.

В Минее месячной нет служб на эти три двунадесятых праздника – они помещены в Триоди Постной и Цветной.

Праздник Пасхи как «высочайший праздников праздник» имеет особую службу, и его нет в числе двунадесятых праздников.

Кроме перечисленных великих двунадесятых праздников есть великие недвунадесятые праздники: Обрезание Господне (1/14 января), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), день святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября).

В нашем курсе мы рассмотрим богослужение двунадесятых праздников, праздника Святой Пасхи и всей Постной и Цветной Триоди. Непереходяшие Господские и Богородичные двунадесятые праздники будут рассмотрены в первой части книги, переходящие Господские праздники – во 2 и 3 частях, а также при изучении Постной Триоди (Вход Господень во Иерусалим) и Цветной Триоди (Вознесение Господне и Пятидесятница).

Богослужение Православной Церкви. Программа для воскресной школы

Основная ступень воскресной школы. 6 класс (12-13 лет), 7 класс (13-14 лет)

Скачать образец Рабочей Тетради «Литургия» (избранные уроки)

Скачать образец Сборника тестов (избранные уроки)

Скачать образец Рабочей Тетради «Всенощное бдение» (избранные уроки)

Пояснительная записка

Среди причин, мешающих переступить порог храма, невоцерковленные люди часто называют такую: «Я не понимаю, что там происходит». От людей, симпатизирующих протестантам, или самих протестантов, богослужение которых заключается в «вечере Господней», сопровождаемой пением псалмов или современных песен под гитару, можно услышать еще и обвинение в отступлении от Библии. Действительно, современное православное богослужение сильно отличается от богослужения апостолов и первых христиан. Да и в Евангелии Господь призывает к немногословию в молитве, приводя как образец одну-единственную молитву «Отче наш». Почему же богослужения православной Церкви такие длинные и замысловатые? Ответить на эти вопросы и призван курс «Православное богослужение» для учащихся 12-14 лет.

Прежде чем перейти к разбору современного чинопоследования Литургии, мы предлагаем ученикам перенестись на 2000 лет назад и представить, как совершали Богослужение ученики самого Господа после Пятидесятницы. Вспоминаем, что представляло собой Богослужение в Иерусалимском храме, куда поначалу продолжали ходить апостолы. Как после молитвы в Иерусалимском храме собирались они в горнице, читали отрывки из Ветхого Завета, еще не оформленное Евангелие и Апостольские Послания, приносили хлеб и вино (прообраз современной проскомидии), и после молитвы, благословения и освящения их Святым Духом, причащались Тела и Крови Христовых, как заповедал им их Божественный Учитель. Как постепенно библейские тексты стали дополняться стихирами и тропарями, славившими подвиг первых мучеников, а затем и других чинов святых. Как затем святые Василий Великий и Иоанн Златоуст систематизировали весь накопленный христианами богослужебный материал и свели богослужение к единообразному чину.

Так мы приближаемся к той эпохе, когда православие дошло до пределов нашей Родины. Здесь уместно вспомнить, что рассказ послов князя Владимира о богослужении неземной красоты послужил для него решающим аргументом в пользу принятия православия.

Предмет «Богослужение Православной Церкви», пожалуй, более других предметов Закона Божия переплетается с предметом «Основы Православной культуры». Ведь, по мысли Павла Флоренского, культура — это продолжение культа в нерукотворном храме мироздания. Русская православная культура сформирована, прежде всего, православным богослужением. Следовательно, чтобы приобщить детей к культурному наследию страны, следует им дать представление о том, что лежит в основе этой культуры.

Впитав духовно-философское и эстетическое богатство Византии, Россия за 1000 лет создала свою самобытную культуру. Православный обряд, как внешняя форма Богопочитания, глубоко символичен. Символика стала языком Церкви, языком образным, красочным, выразительным. Этот язык был понятен нашим предкам, для нас он достаточно сложен, незнание его порождает всевозможные околоправославные толкования, но, как любой язык, его надо изучать, а не отвергать как непонятный.

Мы называем главное наше богослужение греческим словом Евхаристия — благодарение. Для верующей души благодарение Богу — естественное состояние. Каждый может выразить свою благодарность теми силами и способностями, которыми наделен. Православная Церковь две тысячи лет накапливала весь этот опыт благодарения, в результате чего мы имеем Богослужение в современном виде, представляющее, по выражению о. Павла Флоренского «синтез искусств».

Действительно, здесь все — архитектура, живопись, колокольный звон, пение, чтение, театральность действа, — создает образ иного, преображенного мира. В православном храме освящаются все наши чувства: зрение — созерцанием святых икон, слух — звуками молитв и песнопений, обоняние — благовонным фимиамом, и всё существо наше — Причащением Святых Христовых Таин.

Знакомя учеников с таким неотъемлемым компонентом Богослужения как церковное чтение, мы отвечаем на вопрос, почему в православии в отличии от протестантизма, принято молится не своими словами, хотя это не возбраняется, но молитвами, составленными святыми людьми. Озвучивая молитвы святых отцов, верующий приобщается к их духовному горению, и это горение возжигает его собственную свечу, порождая новые молитвы сердца. Говоря о церковном пении, мы сравниваем его с влагой, орошающей засохшую «почву» наших сердец, подготавливающей ее к принятию «семени» Слова Божия. Рассказывая о введенном преподобным Иоанном Дамаскиным осмогласии, мы подчеркиваем, что это не просто совокупность мелодий, а это своеобразная лестница, по которой поднимаются к небу наши молитвы. Каждый глас — «ступенька» этой лестницы, на которой Церковь предлагает нам задержаться в течение недели. Первые пять гласов — изображают земной путь человека, а следующие 3 гласа — «небесные ступени» — путь души в жизни небесной».

Говоря о богослужении, нельзя не коснуться убранства храма. Храм в православном сознании мыслится как образ мира, микрокосмос, а космос — по-гречески значит «украшенный, устроенный». Несомненно, украшают Богослужение, делают его особенно торжественным, неземным, священнические облачения. Их символике также отведено место в наших уроках.

Да, у нас много символов, много обрядов, но без них от живой, наполненной благочестием жизни останется только трудно воспринимаемое философское учение о спасении. Библия повествует, как Моисей, желая приблизиться к горящему терновому кусту — знаку присутствия Божия, услышал голос Бога: «Сними обувь твою с ног; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Необычное одеяние священника, загадочный церковнославянский язык, старинные распевы, кадильный фимиам — все призвано оторвать нас на время от повседневной суеты, помочь нам «стряхнуть с обуви пыль житейских дорог», сделать нас причастниками Божественного бытия.

Зримые формы культуры растут из незримого опыта духа. Не случайно, послы князи Владимира смогли «почувствовать через красоту православного обряда присутствие Духа, соединение Вечного (небесного) и человеческого (земного) миров в одухотворенном синтезе словесно-поэтического, музыкального и художественно-изобразительного творчества».

Именно потому, что Православное богослужение — это синтез искусств, мы сопровождаем эти уроки презентациями, аудиозаписями церковных песнопений, видеофрагментами богослужений. Безусловно, никакие уроки по «Богослужению» не заменят для ребенка участия в самом Богослужении, разумеется, наши дети поют на клиросе, но, как показывает опыт, даже взрослые клирошане не всегда понимают, о чем они поют, поэтому теоретические уроки по этому предмету мы считаем необходимыми.

Незнание символического языка православных традиций и обрядов чревато утратой и культурных ценностей, ведь без него всё многообразие тысячелетней русской культуры становится непонятным, а, следовательно, и ненужным. Не изучив всё это, едва ли мы можем говорить о духовном возрождении России.

Еп. Биробиджанский и Кульдурский Иосиф. Духовный смысл православных традиций и обрядов

Рукова С.А. Беседы о церковном пении с.12-13

Бородина А.В. Византизм и русский национальный стиль с. 14

Еп. Биробиджанский и Кульдурский Иосиф. Духовный смысл православных традиций и обрядов

Учебно-тематический план

1 часть. ЛИТУРГИЯ
1. Евхаристия — сердцевина Литургии
2. Престол. Жертвенник. Литургические принадлежности
3. Литургия. Проскомидия.
4. Литургия оглашенных. Антифоны 1 и 2. Псалмы 102 и 146.
5. Единородный Сыне. Блаженны.
6. Литургия оглашенных. Малый вход. Тропари и кондаки. Трисвятое.
7. Литургия оглашенных. Чтение Апостола и Евангелия. Ектении сугубая, заупокойная, об оглашенных.
8. Литургия верных. Великий вход. Херувимская. Ектения просительная.
9. Литургия верных. Символ веры. Евхаристический канон
10. Литургия верных. Первое и Последнее явление Святых Даров. Причащение мирян. Благодарение и отпуст.
11. Литургия. Повторение.
12. Седмичный круг Богослужения.
13. Годовой круг Богослужения. Богослужебные цвета.
14. Зачет

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *