Что такое литургия в церкви?

Люди, которые нечасто ходят в церковь, порой сталкиваются с неизвестными для себя понятиями. Например, многих интересует, что такое литургия и когда она бывает. С греческого языка это слово переводится, как общее дело или служба. В древние времена в Афинах под этим понятием подразумевали денежную повинность, которую богатые люди сначала отдавали добровольно, а затем, принудительно. Только начиная со второго века нашей эры, словом «литургия» начали называть важный элемент богослужения.

Что такое литургия в церкви?

Это Таинство установил Иисус Христос, а произошло это на Тайной Вечери. Божий Сын взял в руки хлеб благословил его и раздал своим ученикам апостолам, которые сидели с ним за одним столом. Во время этого он сказал им, что хлеб является его телом. После этого он благословил чашу с вином и также передал ее ученикам со словами, что это его кровь. Своими действиями Спаситель заповедал всем верующим на земле совершать это таинство, пока существует мир, вспоминая при этом его страдания, смерть и воскрешение. Считается, что вкушение хлеба и вина позволяет приблизиться к Христу.

Сегодня литургией называется главное в христианской вере богослужение, во время которого происходить приготовление к причастию. Еще с древних времени люди собирались в храме, чтобы совместными силами прославлять Всевышнего. Разбираясь в том, что такое литургия в православии, хотелось бы сказать о том, что часто такое богослужение называется обедней, а связано это с тем, что ее положено совершать в период от рассвета до полудня, то есть перед обедом. Что касается того, когда именно проходит богослужение, то в больших храмах это может осуществляться ежедневно. Если же церковь маленькая, то литургия обычно проходит по воскресеньям.

Будет интересно узнать, не только о литургии, но и что такое панихида. Таким словом называют заупокойную службу, суть которой заключается в молитвенном поминовении усопших. Во время совершения панихиды церковь обращает внимание на то, что душа человека восходит на небеса на суд к Богу. Панихиду проводят на третий, девятый и сороковой день после смерти. Есть также родительские панихиды, которые служатся за всех умерших, а не за конкретного человека.

Литургия о здравии – что это такое?

Богослужение может проходить как за здравие, так и за упокой. В первом случае главная цель литургии – помочь человеку избавиться от существующих болезней, найти правильный путь в жизни, решить проблемы и т.д. Важно чтобы человек во время этого присутствовал в храме. Богослужение об усопших направлено на то, чтобы помочь душе в том мире.

Слово литургический

Слово литургический английскими буквами(транслитом) — liturgicheskii

Слово литургический состоит из 13 букв: г е и и и й к л р с т у ч

Значения слова литургический. Что такое литургический?

Литургический календарь

Литурги́ческий календ́арь, богослужебный календарь, церковный календарь, от лат. Calendae, название первого дня каждого месяца в Древнем Риме — принимаемая той или иной церковью (конфессией)…

ru.wikipedia.org

Литургический румынский язык

Литурги́ческий румы́нский язы́к, или церко́вный румы́нский язы́к (рум. româna liturgică / româna bisericească, старорум. румѫна бисѣричаскъ), также церковномолдавский, — форма старорумынского языка…

ru.wikipedia.org

Пост евхаристический (литургический)

Пост евхаристический (литургический) См. разделы ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ, КАК ЧАСТО ПРИЧАЩАТЬСЯ. Перед Причастием по традиции Церкви необходим так называемый литургический (евхаристический) пост, или пост перед Причащением, который заключается в том…

Православная энциклопедия "Азбука веры"

ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ

ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ Священническое благословение. Фотография. 2008 г. Священническое благословение. Фотография. 2008 г. в христ. традиции — определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения.

Православная энциклопедия

Институт литургических наук

Институт литургических наук функционирует как научно-исследовательский подраздел Украинского Католического Университета. ИЛН созданный 17 ноября 1999 года. Научные проекты охватывают изучение исторической литургики византийско-славянского обряда…

ru.wikipedia.org

Католическое церковное и литургическое облачение

Католическое церковное и литургическое облачение — облачения (одежда) используемая и носящаяся только представителями духовенства Римско-католической церкви. Различают церковное, то есть то которое носится повседневно и литургическое…

ru.wikipedia.org

Литургическая драма

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА, вид средневекового западноевропейского религиозного представления, входившего в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии).

Энциклопедия Кругосвет

Литургическая драма фр. Le drame liturgique) — род средневекового театра, появившегося во Франции около X века и представлявшего собой вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания.

ru.wikipedia.org

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ драма, вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. В 9 — 13 вв. входила в состав пасхальной и рождественской церковной службы (литургии).

Современная энциклопедия. — 2000

Литургические перчатки

Литургические перчатки, епископские перчатки или папские перчатки (лат. chirothecœ, в более раннее время назывались также лат. manicœ, итал. wanti) — деталь литургического облачения католического епископа…

ru.wikipedia.org

Литургические чулки

Литургические чулки (лат.

Божественная литургия – самое важное богослужение

caligае) — элемент литургического облачения католического епископа, которые он надевает во время Мессы. Литургические чулки, как правило, шились и шьются из цветного (в цвет казулы и последующему литургическому облачению)…

ru.wikipedia.org

Русский язык

Литург/и́ческ/ий.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Служба папских литургических церемоний

Служба папских литургических церемоний или Служба литургических церемоний верховного понтифика (лат. Officium de Liturgicis Celebrationibus Summi Pontificis) — одна из дикастерий Римской курии.

ru.wikipedia.org

Литургия и ее составные части

Церковное богослужение охватывает и одухотворяет все проявления жизни христиан. Главным и важнейшим богослужением Православной Церкви, средоточием ее суточного круга богослужений является Божественная Литургия, которая совершается в утренние (ранняя литургия) и дневные (поздняя литургия) часы.

Проскомидия

Первая часть Божественной Литургии называется проскомидией, что означает в переводе с греческого языка «принесение» — в память о том, что древние христиане приносили в храм хлеб и вино для совершения таинства Святой Евхаристии. От этого и сам церковный хлеб, используемый на проскомидии, называется просфора, то есть приношение.

Православные просфоры готовят на дрожжах, в воспоминание о том, что (в соответствии с греческим текстом Евангелия) Господь наш Иисус Христос совершил Тайную Вечерю на квасном хлебе (в латинском переводе Евангелия нет разницы в названии пресного и квасного хлеба).

Чинопоследование проскомидии проходит следующим образом. Священнослужитель берет с жертвенника просфору, делает на ней изображение креста и, читая молитвы и пророчества Ветхозаветного пророка Исаии (о пришествии Мессии), вынимает среднюю часть, которая называется Агнцем. Затем вливает вино и воду в чашу, что символизирует истекшие кровь и воду из ребра Спасителя на кресте в момент Его распятия. Далее из других просфор вынимаются частицы в честь Пресвятой Богородицы, девяти чинов святых, за живых членов Церкви и за усопших православных христиан.

Проскомидия является подготовительной частью Литургии, в воспоминание жизни Христа до его вступления на проповедь и общественное служение, она совершается незримо для молящихся, в алтаре. Для молящихся в храме в это время читаются так называемые часы — определенное собрание псалмов и молитвословий.

Литургия оглашенных

Вторая часть Божественной Литургии называется Литургией оглашенных, в воспоминание о том, что в древней Церкви, во время совершения этой части Литургии могли находиться некрещеные лица (так называемые «оглашенные»), готовящиеся к принятию таинства Крещения, а также недостойные и кающиеся христиане, отлученные от Причащения Тела и Крови Христовых.

Литургия оглашенных начинается с открытия завесы Царских врат, после этого священнослужитель совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение сопровождается чтением 50-го псалма. Затем священник произносит начальный возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков!»

Диакон читает Великую (или мирную) ектению, а священник в это время произносит тайные молитвы, прося Бога о даровании милостей молящимся в храме (в древности эти молитвы читались вслух).

Во время Великой ектений верующие молятся о ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ; о мире всего мира, о непоколебимом стоянии Церквей и о соединении всех; о храме, в котором совершается Литургия; о Главах православных Церквей, о епископах, священниках и о всем церковном и монашеском чине; о соединении, братолюбии и мире церковном; о Богохранимой стране и городе, о начальствах духовных и гражданских, об изобилии плодов земных и временах мирных; о плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных и о спасении их; об избавлении молящихся от всякой скорби, гнева и нужды.

После Великой ектений диакон сходит с амвона. Начинается пение так называемых антифонов — песнопений, выбранных из псалмов, которые исполняются попеременно двумя хорами. Во время пения третьего антифона совершается Малый вход, символизирующий выход Христа на проповедь. Отверзаются Царские врата, священник м диакон совершают троекратное поклонение перед престолом. Взяв Евангелие, священник подает его диакону, и оба выходят из северных врат алтаря на солею за свещеносцем, который шествует с зажженной свечой.

Стоя впереди священника перед Царскими пратами, диакон поднимает Евангелие, изображая им крест, и произносит: «Премудрость! Прости» («стойте прямо», «воспряньте», «выпрямитесь», внимая Божественной Премудрости).

После Малого входа хор поет тропари — краткие песнопения, посвященные празднику или святому, в честь которого построен храм. Во время чтения Деяний Апостолов диакон вновь совершает каждение всего храма. Чтение Евангелия совершается особенно торжественно.

После Евангелия произносится сугубая ектения, называемая так потому, что припев «Господи, помилуй» повторяется трижды (сугубый — значит особый, повторный, усиленный).

Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении обычно произносится заупокойная ектения. Держа орарь, диакон воззывает: «Господи, помилуй», а священник молится в алтаре, чтобы Христос, поправший смерть и даровавшим жизнь, упокоил души усопших в ином мире, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Литургия оглашенных заканчивается чтением особой ектений об оглашенных, то есть о тех, кто готовится принять Крещение.

Молящиеся в храме, сознавая свое недостоинство называться христианами, ибо «один Христос без греха», ставят себя мысленно в ряд оглашенных и со смирением на каждое призывание диакона, преклоняя главы, восклицают: «Тебе, Господи!»

Литургия верных

Литургия верных начинается словами «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» (то есть те, которые верны, еще и еще все вместе, соборно, помолимся Богу). Это самая главная часть Литургии, на которой Честные Дары, приготовленные на проскомидии, силою и наитием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.

Священнодействия Литургии верных символизируют собой страдания Христа, Его смерть и погребение, Воскресение из мертвых и Вознесение на Небо, пребывание в Царстве Бога Отца и Второе славное пришествие на землю.

Волнующим моментом Литургии верных является пение хором Херувимской песни: «Мы, Херувимов таинственно изображающие и Животворящей Троице трисвятую песнь поющие, всякое ныне житейское отложим попечение» (то есть оставим всякие мирские, земные заботы).

Посредине Херувимская песнь прерывается, и священнослужители совершают Великий вход, изображающий торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим в Вербное воскресение, когда Он добровольно шел на ожидавшие Его Крестные страдания.

Священник и диакон берут святые сосуды с жертвенника и переносят их на престол, проходя через северные двери алтаря. Перед ними нссут прислужники свечу и кадило. Остановившись в Царских вратах, священник и диакон возносят молитву о патриархах, епископах, духовных и гражданских властях, стране и городе, всем народе и всех православных христианах. Затем священник ставит святые сосуды на престол на развернутом антиминсе и покрывает их «воздухом» (покровом). Царские врата закрываются, завеса на них задергивается, в воспоминание камня, которым был закрыт гроб Господень.

После этого диакон читает первую просительную ектению: «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся», которая заканчивается благословением священника: «Мир всем». Только в мире, любви и единомыслии можно совершать великое Таинство Святой Евхаристии.

Божественная литургия: что означает, из чего состоит, когда проводится

Поэтому, приступая к нему, молящиеся все вместе читают исповедание православной веры — Символ Веры, в котором кратко изложены основные истины христианской веры.

В настоящее время в православной церкви совершаются три чина литургии: Литургия Св. Иоанна Златоуста, Литургия Св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров (Св. Григория Двоеслова). Кроме того, несколько лет тому назад была переведена с греческого на славянский язык древняя Литургия Апостола Иакова, которую и совершают иногда в некоторых церквах.

Основа литургии, самое совершение таинства, всеми апостолами проводилось одинаково, но порядок подготовки к нему каждый апостол составлял самостоятельно. Поэтому с самого древнего времени в разных церквах существовали разные чины литургии, связанные с тем или другим из апостолов.

На крайнем Востоке христианского мира, в Восточной Сирии и Средней Азии, до сих пор существует Литургия Апостола Фаддея. На ближнем Востоке, т.е. в Иерусалиме и Византии, принята была Литургия Апостола Иакова (первого епископа Иерусалима, брата Господня). В Александрии, Египте и Абиссинии совершалась Литургия Апостола Марка, в Риме и на всем западе — Литургия Апостола Петра.

Впоследствии Литургия Апостола Иакова была обработана великими учителями церкви Св. Василием Великим и через короткое время Св. Иоанном Златоустом. На западе Литургию Апостола Петра обработал Св. Григорий Двоеслов для Рима и Св. Амвросий для Милана (поэтому до сих пор в Милане совершается отличная от всего остального западного мира амвросианская литургия). Так появились различные «чины» по существу единой литургии.

Что делает католик придя в костёл?

Костёлы существуют не только для развлечения туристов. Прямое их назначение — предоставить верующему место для отправления молитвы, т.е для общения с Богом.

Быть может настоящим католикам эта глава покажется немного наивной, но она написана для неверующего, стремящегося слиться с истинными католиками. Что бы тот, кто выразит желание пойти со знакомыми поляками в костёл, знал что там происходит. Впрочем, хочется обратить внимание неверующих на то, что людям абсолютно далёкими от религии лучше ограничится осмотром костёла в то время, когда там нет службы.

Итак, входя в костёл, католик обязан преклонить колено (стать на одно колено) и перекреститься. Колено преклоняется на промежутке между внутренними дверями костёла и последними рядами, иногда чуть ближе к алтарю; впрочем, войдя в костёл можно все эти операции проделать уже перед тем, как сесть на лавку.

Крестятся католики, в отличие от православных, слева направо, и не смыкают при этом три пальца, как православные, а держат ладонь открытой. При этом следует произнести "Именем ойца и сына и духа щвентэго", а затем сложив ладони перед собой сказать "Амэн".

Произносимые слова обращены к Богу, а не к окружающим, поэтому произносится могут и шёпотом, и вообще про себя. Главное — вдуматься в смысл того, что произносишь. Хотя для считающих себя неверующими это и похоже на спектакль, нужно постараться вжиться в роль, попытаться понять, что при этом должен чувствовать настоящий католик.

Разумеется, при входе в костёл, необходимо снять головной убор.

Придя на службу следует просто сесть на свободное место, и дожидаться её начала.

На специальную полочку так и хочется поставить ноги, на лучше этого не делать. Потому, что на самом деле она предназначена для того, что становиться на неё на колени.

Иногда на лавках лежат листки с текстами молитв. Ими можно и нужно пользоваться (тем более, что вы не знаете текста), но вот уносить с собой нельзя.

Придя просто для отправления молитвы следует пройти на свободное место, стать на колени, сложить (сомкнуть) руки перед собой (не обязательно ладонями вместе, можно и "замочком"), и прочесть молитву.

Если узкие ряды или длинные ноги не дают возможность опуститься на колени (такое случается довольно часто), либо на полу относительно грязно, можно просто сесть на край лавки так, что бы колени почти касались пола, и читать молитву в таком положении.

После прочтения молитвы следует перекреститься, и можно нормально сесть, и подумать о том, о чём следует думать в костёле.

Если в это время проходит служба — следует придерживаться её регламента. Т.е. если в это время все стоят, то будет странно, если вы сидите.

А вот во время чтения молитвы стоя на коленях можно не обращать внимание на то, что происходит вокруг.

После того, как молитва прочитана, высокие мысли обдуманы, верующий покидает лавку на которой сидел. Выходя в проход он снова преклоняет колено, крестится, и выходит из костёла. Если покидать костёл пока не собирается — колено можно не преклонять (сделать это при выходе).

При выходе следует снова, как и при входе, повернуться лицом к алтарю, преклонить колено и перекреститься (если это не было сделано по окончанию прочтения молитвы).

У входа стоит также чаша со святой водой, можно смочить этой водой пальцы, и тоже перекреститься.  

Служба

Католическая служба имеет свой устоявшийся порядок. Так что посетив несколько служб совсем не сложно запомнить весь регламент.

Вообще, туристам лучше не входить в костёл, когда там проходят службы, но если вы решили "слиться с обществом", можно просто механически повторять то, что делают другие.

Приготовьтесь к тому, что служба будет длиться около часа, в течение которых нельзя просто так вставать и ходить по костёлу.

Моменты когда нужно встать или опуститься на колени пропустить сложно. А вот за ситуациями когда нужно креститься, следует внимательно следить.

Текст вы, конечно, на слух быстро не запомните, но можно в конце концов просто стоять молча. Кроме длинных молитв, которые окружающие знают наизусть, наиболее часто произносится "amen" , "wysl’uchaj nas Panie" (с глухим "л"), "i z duchem twoim" и "modli sie za nas" .

Другой момент, который по незнанию можно упустить — "пожелание мира". Священник просит подать друг другу "знак покою". При этом можно либо поприветствовать друг друга кивком головы, либо пожать руки стоящим рядом (это особенно любят дети).

Ближе к концу службы пришедшим предлагается принять причастие.

Что это такое? На вид — белые круглые пластинки, которые священник кладёт в рот прихожанам.

На самом деле — это ни что иное, как тело Бога в виде хлеба. Т.е. принимая причастие вы принимаете самого Бога. Поэтому и церемония соответствующая.

Для принятия причастия либо верующие выстраиваются в очередь, и подходят к кафедре что бы на коленях принять его, тогда подойдя к кафедре вы складываете ладони вместе (известная поза молящегося) и становитесь на колени. В момент перед тем, как священник положит вам в рот причастие нужно произнести "Амэн". Когда причастие принято следует встать, и пройти на своё место.

Когда священник сам ходит по костёлу, нужно заранее встать на колени, сложить ладони, и в таком положении дожидаться когда тот подойдёт. Далее сказать "Амэн" перед принятием причастия, и затем пройти на своё место.  

Пройдя на своё место необходимо стать на колени, перекреститься, сомкнуть ладони, и прочесть про себя молитву. Сам по себе процесс "рассасывания белого чипса" физически ничего в себе не несёт. Если Ваша душа пуста — причастие вам ничего не даст. Это нужно прочувствовать.

Когда молитва будет прочитана нужно снова перекреститься, и нормально сесть и ждать пока все желающие причастятся. Возможно, пока вы читали молитву, служба пошла дальше, и окружающие читают молитву стоя — тогда и вы присоединяетесь к ним.

Но пока вы читаете молитву — вас ничего не должно волновать. Молитва — это разговор с Богом, и ничто не может быть важнее его.

Кстати, причастие можно и не принимать. Если вы посмотрите на окружающих — многие остаются на своих местах.

Божественная литургия в церкви

А уже если вы пришли с польскими друзьями, и они знают, что вы неверующий, тем более не делайте этого.

Вскоре после принятия причастия служба заканчивается. Прихожане покидают костёл.

При выходе на забудьте перекреститься.

Приглашаем на Форум.Польша.ру задать вопрос или обсудить эту тему

© 2000-2018. Polska.ru

Посещая Церковь, многие люди не знают, как подавать записки о здравии, упокоении и как их правильно составить, чтобы прозвучала молитва в храме, которая имеет божественную силу, потому что читается священником, который совершает священнодействия.

Какие существуют правила составления записок?

Записки пишутся от руки печатными буквами, на специальных листочках при входе в храм, они подаются на литургию, т.е в начале центрального богослужения Православной Церкви, они могут быть простые и заказные. В записке не должно быть:

  • Больше 15 имён, пишутся они разборчивым почерком. Перед именем указывается "болящий", "заключённый" и т.д.
  • Фамилия и Отчество не указывается.
  • Ребёнок до семи лет, упоминается как "младенец",
  • В записке о упокоении в течение 40 дней после смерти пишут "новопреставленный".

В начале службы священник в алтаре прочитывает записки "О Здравии", и "Об упокоении" и вынимает за всех указанных в записке людей частицы из просфор. В конце службы (литургии), эти частицы погружают в специальную чашу, и священнослужитель молится об отпущении всех грехов.

Разница в составлении записок лишь в том, что их прочитывают в разные моменты, в зависимости от того, когда прихожанин посетил Храм Господень. К примеру,

  • Молебен — богослужение, которое совершается вне алтаря, по просьбе прихожанина. Записки читаются только "За Здравие", Святому, Богородице или Господу, где просят за своих близких и желают им крепкого здоровья. Записки подаются в день рождения, крещение или в день памяти его святого.
  • Панихида — заупокойная служба. Ее не проводят по самоубийцам и не крещённым в православной вере людям. Поминают людей по церковному календарю, а также в день смерти и день рождения умершего человека.

    Что такое литургия в церкви?

    Панихиду заказывают как до погребения умершего, так и после на 3,9,40, день и т.д.

Важно знать: Поминают живых и мёртвых на литургию, в этот день происходит очищение кровью Христовой грехов, совершаемых людьми. В некоторых храмах принимают записки на заказную обедню о здравии с молебном и заказную обедню о упокоении с панихидой. Богослужение совершается не одним священником, а всеми верующими, находящимися в в храме, поэтому очень важно не только подать записку, но и остаться на службу!

Советую ещё почитать: Какие святые в чём помогают.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *