Виленская и Литовская епархия


Пречистенский кафедральный собор (Вильнюс)

Страна

Литва

Церковь

Русская православная церковь

Дата основания

Управление

Главный город

Вильнюс

Кафедральный собор

Пречистенский кафедральный собор (Вильнюс)

Иерарх

митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев) (с 24 декабря 2010 года)

Викарные епископы

Амвросий (Федукович), епископ Тракайский

Статистика

Благочиний

Храмов

Площадь

65 200 км²

Население

3 366 357 человек (всего)

Виленская и Литовская епархия

Медиафайлы на Викискладе

Ви́ленская и Лито́вская епа́рхия (лит. Vilniaus ir Lietuvos vyskupija) — епархия Русской православной церкви, включающая в себя структуры Московского Патриархата на территории Литовской Республики, с центром в Вильнюсе.

Предыстория

А. А. Соловьев сообщает, что ещё в 1317 г. великий князь Гедимин добился уменьшения митрополии Великого Московского княжества (Великой России). По его требованию при патриархе Иоанне Глике (1315—1320) была создана православная митрополия Литвы со столицей в Малом Новгороде (Новогрудке). Этой митрополии, по всей видимости, подчинились те епархии, которые зависели от Литвы: Туров, Полоцк, а затем, вероятно, и Киев.

Литва была раньше «епархией Великой России; столицей её был Малый Новгород».

— Соловьев А. В. Великая, Малая и Белая Русь // Вопросы истории, №7, 1947

История

В Российской империи

Литовская епархия Российской Церкви была учреждена в 1839 году, когда в Полоцке на соборе униатских епископов Полоцкой и Витебской епархий было принято решение о воссоединении с православной церковью. Границы епархии включали Виленскую и Гродненскую губернии. Первым епископом Литовским стал бывший униатский епископ Иосиф (Семашко). Кафедра Литовской епархии первоначально находилась в Жировицком Успенском монастыре (Гродненская губерния). В 1845 году кафедра перенесена в Вильну. С 7 марта 1898 года возглавлялась архиепископом Ювеналием (Половцевым) до момента его смерти в 1904 году.

Перед Первой мировой войной Литовскую епархию составляли благочиния Виленской и Ковенской губернии: Виленское городское, Виленское уездное, Трокское, Шумское, Вилкомирское, Ковенское, Вилейское, Глубокское, Воложинское, Дисненское, Друйское, Лидское, Молодеченское, Мядельское, Ново-Александровское, Шавельское, Ошмянское, Радошковичское, Свянцанское, Щучинское.

Литовская православная епархия

После Первой мировой войны и включения Виленского края в состав Польши территория епархии оказалась поделённой между двумя враждующими странами. Православная Церковь Польши вышла из подчинения Московской патриархии и получила автокефалию от Константинопольского патриарха. Приходы бывшей Виленской губернии вошли в Виленскую и Лидскую епархию Православной Церкви Польши, которой управлял архиепископ Феодосий (Феодосиев).

Виленский архиепископ Елевферий (Богоявленский) сопротивлялся отделению и был выслан из Польши; в начале 1923 года прибыл в Каунас для управления православными Литвы, не отказываясь от прав на приходы, оказавшиеся на территории Польши.

В Литовской Республике Литовская православная епархия оставалась в юрисдикции Московской патриархии. По данным всеобщей переписи населения 1923 года, в Литве проживало 22.925 православных, преимущественно русских (78,6 %), также литовцев (7,62 %) и белорусов (7,09 %). По утверждённым Сеймом в 1925 штатам денежные оклады из казны были назначены архиепископу, его секретарю, членам Епархиального совета и священникам 10 приходов, несмотря на то что действовал 31 приход.

Лояльность архиепископа Елевферия контролируемому властями СССР Заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородского) (впоследствии Московский Патриарх) создала особые условия для него и епархии: в 1928 году, прибыв в Москву, Елевферий был возведён в сан митрополита; 30 апреля 1931 года был назначен управляющим русскими приходами Московской Патриархии в Западной Европе (немногими, не вошедшими в юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского) и Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого)). Таким образом, в Каунасе сосредоточился главный и единственный официальный центр контроля Московской патриархии за зарубежным русским православием в тот период. Там же находились и единственное духовно-учебное заведение Московской патриархии 1930-х годов — пастырские курсы.

Виленская епархия (Польская Церковь)

Виленскую епархию автокефальной Православной Церкви Польши, возглавлявшуюся архиепископом Виленским и Лидским Феодосием (Феодосьевым), образовывали благочиния Виленского и Новогрудского воеводств:

  • Виленское
  • Виленско-Трокское
  • Браславское
  • Вилейское
  • Дисненское
  • Молодеченское
  • Ошмянское
  • Поставское
  • Воложинское
  • Лидское
  • Столпецкое
  • Щучинское

Всего насчитывалось 173 прихода.

В советский период (1939—1941)

После того, как Виленский край был передан СССР Литве, его приходы были воссоединены с Литовской епархией; митрополит Елевферий перенёс свою резиденцию в Вильно. При включении Литвы в состав СССР, Литовская епархия лишилась бюджетных ассигнований, национализированных земель и строений.

В январе 1941 года, по смерти митрополита Елевферия, митрополитом Литовским и Виленским (с 24 февраля 1941 также экзархом Латвии и Эстонии) назначен архиепископ, управляющий делами Московской Патриархии Сергий (Воскресенский).

Вторая мировая война

См. также: Псковская православная миссия

После оккупации Литвы германскими войсками в июле 1941 года, страна, за исключением небольшой части на юге, была включена в состав рейхскомиссариата Остланд.

Митрополит Сергий возродил Ковенское викариатство. В 1942 году в Свято-Духовом монастыре в Вильно им были открыты пастырские курсы, готовившие священников как для Прибалтики, так и для «Православной духовной миссии в освобождённых областях России» (упразднены советскими властями в марте 1945).

При до конца не выясненных обстоятельствах 29 апреля 1944 года был убит митрополит Сергий (Воскресенский); временным управляющим Прибалтийским экзархатом стал ковенский викарий архиепископ Даниил (Юзьвюк).

Второй советский период (1945—1991)

С января 1945 в Вильнюсе начал работу уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР. В марте временный управляющий епархией архиепископ Василий (Ратмиров) реорганизовал управление епархией.

В июле 1946 года в Духов мужской монастырь были возвращены мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Открытая в октябре того же года православная духовная семинария по требованию Совета Министров Литовской ССР закрыта в августе 1947 года.

На 1949 в епархии действовало 60 зарегистрированных церквей, из них 44 приходских, 14 приписных, 2 молитвенных дома; служили 48 священников, 6 диаконов и 15 псаломщиков; в Вильнюсе действовали мужской монастырь Св. Духа и женский Мариинский монастырь со своими церквями.

В 1962 году действовали 52 церкви (по данным архиепископа, их посещало ок. 7045 верующих), служили 33 священника, 3 диакона, 16 псаломщиков. Московской патриархии было запрещено оказывать материальную помощь Литовской епархии. Закрывались церкви в Каунасе (Воскресенская), Швенчёнеляй и Юрбаркасе (1962), в Вильнюсе (Александро-Невская, Пятницкая и Св. Тихона), в Побяне (1963), в Каралишкяй и Мариямполе (1964).

В 1987 году православным возвращена церковь Св. Тихона в Вильнюсе. 19 мая 1989 Совет Министров Литовской ССР отменил постановление о закрытии Мариинского женского монастыря. 14 февраля 1990 года Верховный Совет Литовской ССР принял закон «О возвращении религиозным общинам храмов и других зданий», согласно которому православным возвращены Александро-Невская и Пятницкая церкви в Вильнюсе.

Современное состояние

Епархия разделена на 5 благочиний: города Вильнюса, Виленское окружное, Каунасское, Клайпедское и Висагиновское.

На 1 января 2005 года действовало 50 приходов, два монастыря (мужской Свято-Духов и женский Святой равноапостольной Марии Магдалины). Служение в епархии совершают 39 священнослужителей.

Кафедральный собор — Пречистенский (Успения Пресвятой Богородицы) собор в Вильнюсе.

С 24 декабря 2010 года правящим архиереем является митрополит (до 20 ноября 2016 года — архиепископ) Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев).

Благочиния и храмы

Никольская церковь в ВильнюсеЦерковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» в ДрускининкаеЦерковь Святых Константина и Михаила. (Романовская церковь) Церковь Михаила Архангела. Церковь Первоверховных апостолов Святых Петра и Павла. Виленское (городское)

  • Пречистенский кафедральный собор г. Вильнюс, ул. Майронё, 14.
  • Соборная церковь Свято-Духова монастыря, ул. Аушрос Варту, 10.
  • Великомученицы Параскевы Пятницы, ул. Диджёйи, 2
  • Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, ул. Диджёйи, 12.
  • Святых Константина и Михаила (Романовская) Вильнюс на улице Йоно Басанавичяус, 27.
  • Знамения Пресвятой Богородицы на Зверинце ул. Витауто, 21.
  • Преподобной Евфросинии (Евфросиньевская) с кладбищенской храмом-часовней святителя Тихона Задонского на Евфросиниевском кладбище на ул. Лепкальнё, 19.
  • Церковь Михаила Архангела ул. Калварию, 65.
  • Храм Александра Невского на ул. Лянку 1/17.
  • Первоверховных апостолов Святых Петра и Павла в Новой Вильне ул. Коялавичяус, 148
  • Святой великомученицы Екатерины на Зверинце; г. Вильнюс, ул. Бирутес, 20.

Виленское окружное

  • Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Тракай)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Друскининкай) на ул. Васарё Шешёликтос, 2.
  • Храм в честь Успения Божией Матери (Вевис)
  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Рудaминa)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Михново)
  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Семелишки)
  • Храм во имя великомученика Георгия Победоносца (Гейсишки)
  • Молитвенный дом во имя святителя Тихона (Шальчининкай), ул. Юбилеяус, 1-а.
  • Храм в честь Рождества Христова (Букишкис)
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Пабраде)

Каунасское

  • Благовещенский собор (Каунас)
  • Храм в честь Воскресения Христова (Каунас)
  • Храм в честь Преображения Господня (Кедайняй)
  • Храм во имя Животворящей Троицы (Расейняй)
  • Храм в честь апостолов Петра и Павла (Шяуляй)
  • Храм в честь иконы Божией матери «Казанская» (Титувенай)
  • Церковь в честь Воскресения Христова (Укмерге)
  • Храм во имя благоверного князя Александра Невского (Ужусаляй)
  • Церковь в честь Воскресения Христова (Йонава)
  • Храм в честь Святой Троицы (Мариамполе)
  • Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Круонис)
  • Храм во имя благоверного князя Александра Невского (Кибартай)
  • Покровский приход (Алитус)

Клайпедское

  • Храм в честь Всех святых, в земле российской просиявших (Клайпеда)
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии (Клайпеда)
  • Храм в честь покрова Божией Матери и во имя святителя Николая, архиепископа мирликийского (Клайпеда)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Иверская» (Паланга)
  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Тельшяй)
  • Храм в честь Успения Божией Матери (Мажейкяй)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Смоленская» (Колайняй)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» (Ковнатово)
  • Храм во имя святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Таураге)
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Векшняй)
  • Храм во имя архистратига Божия Михаила (Шилуте)

Висагинское

  • Храм в честь Введения во храм Божией Матери и во имя великомученика Пантелеимона (Висагинас)
  • Храм в честь Рождества пророка и предтечи и крестителя Иоанна (Висагинас)
  • Храм в честь Вознесения Господня (Утена)
  • Храм в честь Воскресения Господня (Паневежис)
  • Храм в честь Всех святых (Зарасай)
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Аникщяй)
  • Храм в честь Рождества Богородицы (Рагува)
  • Храм во имя святителя Николая (Гегобросты)
  • Храм во имя священномученика Никандра (Лебенишки)
  • Храм в честь Покрова Божией Матери (Интурки)
  • Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Ужпаляй)
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Рокишкис)
  • Храм в честь Животворящей Троицы (Швянчёнис)

Епископы

Викариатства

  • Браславское (недейств.)
  • Брестское (ныне самостоятельная епархия)
  • Ковенское (недейств.)
  • Тракайское

Монастыри

  • Марие-Магдалининский монастырь (женский; Вильнюс)
  • Виленский Свято-Духов монастырь (мужской; Вильнюс)

недействующие

  • Сурдегский монастырь

См. также

  • Литовско-русская метрополия

Примечания

  1. Обозный К. П. Богословские курсы в Вильно в 1942—1944 годах //Вестник церковной истории. 2008. № 1(9). С. 169—178.
  2. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 11 марта 2020 года / Официальные документы / Патриархия.ru ЖУРНАЛ № 9. Патриархия.ru. Дата обращения 4 мая 2020.

Литература

  • Православная церковь в Литве // «Вестник» орган церковно общественной жизни, Издательство Русского студенческого христианского движения. — 1930. — № 6
  • Свитич А. К. Православная церковь в Польше и её автокефалия. — Буэнос-Айрес: Наша страна, 1959. — 231 с.
  • Г. П. Шлевис, И. Е. Салтыкова. Виленская и Литовская епархия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 465-475. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.

Ссылки

  • Виленско-Литовская епархия
  • Православное Братство Литвы

ВИЛЬНЮС, 18 июн – Sputnik. Правительство Литвы на заседании приняло решение продать часть строений Лукишкской тюрьмы.

По рекомендованному сценарию применения строений Лукишкской тюрьмы предлагается продать здания тюремной больницы с публичных торгов. За продажу будет отвечать Имущественный банк (Turto bankas).

Вторую часть комплекса площадью 14531 квадратный метр предлагается сдать в аренду по государственному тендеру, передать оставшуюся часть зданий для образовательных мероприятий и общественных нужд.

К 1 ноября различные министерства должны предоставить Вильнюсскому муниципалитету список мероприятий, которые можно здесь проводить. Если претендентов не будет, вся непроданная часть комплекса будет сдана в аренду.

Согласно данным, представленным в технико-экономическом обосновании, государственные капиталовложения, необходимые для реализации этого сценария, составят около 10,9 миллиона евро. Планируемый доход от продаж составит около шести миллионов евро.

Глава Имущественного банка (Turto bankas) Миндаугас Синкявичюс, в свою очередь, сказал, что арендованной части потребуется 20 миллионов евро инвестиций.

Тюремно-следственный изолятор Лукишкес в центре Вильнюса официально закрыли 2 июля 2019 года.

Комплекс из шести корпусов исправительной тюрьмы Лукишкес является охраняемым государством архитектурным памятником, территория которого составляет почти два гектара в центре Вильнюса.

Тюрьма работала в литовской столице в течение 115 лет. Процесс закрытия начался еще в середине прошлого года. В начале этого года около 600 заключенных перераспределили в другие тюрьмы. Планируется построить новый комплекс за пределами города.

На территории Лукишкской тюрьмы находятся шесть зданий – здания тюрьмы и тюремной больницы, промышленные и административные здания, церковь Николая Чудотворца, контрольно-пропускной пункт.

Основатель Латвийской православной автономной церкви Константинопольского патриархата (ЛПАЦ) Виктор Контузоров претендует на десять приходов Латвийской православной церкви Московского патриархата (ЛПЦ).

«Нам надо как-то уравновешивать это дело мирно и по-доброму. Прежде всего, мы напишем письмо и обратимся к нашим братьям по вере, что восстановлена историческая действительность и правда, и поэтому надо поделиться. Из 106 приходов церкви Московского патриархата нам нужно сейчас десять», – сказал Контузоров Русскому вещанию LTV.

Синод ЛПЦ: мы не уходим под Константинополь

В ЛПЦ считают, что новообразование никак не связано с довоенной Латвийской православной церковью Константинопольского патриархата, поскольку сам Контузоров приехал в республику только после «перестройки». По мнению члена Синода ЛПЦ Николая Тихомирова, раздела собственности здесь быть не может из-за отсутствия преемственности.

«Они организовали свою новую религиозную организацию, которой никогда до них не было в Латвии. Как они могут претендовать на то, что им никогда не принадлежало? Наследниками чего они никаким образом не являются. Это недобросовестная деятельность. Братские отношения существуют между православными.

Господин Контузоров не православный, не священник, не епископ и даже не мирянин», – сообщил Тихомиров Русскому вещанию LTV.

Контузоров был отлучен от церкви в 1997 году и предан анафеме. В прошлогоднем списке всех православных церквей с именами и контактами епископов, который издается Константинопольским патриархатом, Контузорова нет, однако сам он уверен, что «все еще впереди» – процесс признания «уже запущен».

Если ЛПЦ не поделится с Контузоровым приходами, он собирается обратиться в суд.

Ценз оседлости. Как власти Латвии вмешиваются в дела православной церкви

Напомним, на прошлой неделе Синод ЛПЦ «ради сохранения спокойствия и мира прихожан» дал специальное разъяснение в связи с регистрацией в этой республике в конце октября Латвийской православной автономной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата.

«В настоящее время положение дел таково: в Латвии зарегистрирована наша Латвийская православная церковь, а по инициативе Виктора Контузорова (он был отлучен от церкви 20 лет назад) зарегистрирована еще одна новая религиозная организация – Латвийская православная автономная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата, – заявил Синод. – Это два юридических лица, которые никак не имеют ничего общего. Новая регистрация не имеет НИКАКОГО отношения к Латвийской православной церкви Московского патриархата и НИКАК не влияет на положение нашей Церкви и на ее название».

«Все сведения о якобы переходе или переводе нашей Церкви в Константинополь являются откровенной неприкрытой ложью, придуманы недругами Православия и растиражированы средствами массовой информации, – сказано в заявлении. – Призываем всех верных чад Латвийской православной церкви не верить этим провокационным измышлениям. Весь этот вымысел направлен не только против Латвийской православной церкви, но и против каждого православного человека в Латвии».

ЛПЦ и ЛПАЦ

24 октября Минюст Латвии зарегистрировал Латвийскую православную автономную церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата, свидетельствуют данные лицензированной компании повторного использования данных Регистра предприятий Латвийской Республики Lursoft.

В Латвии существует Латвийская православная церковь – это часть Русской православной церкви, поэтому все назначения в ней утверждает Священный Синод РПЦ. Она управляется предстоятелем и Синодом на основе Устава Русской православной церкви. В ЛПЦ действуют 118 приходов, служат 79 священников. Богослужения ведутся на старославянском и латышском языках.

ЛПАЦ существует с 1994 года и претендует на то, чтобы быть единственной законной правопреемницей довоенной латвийской митрополии.

Дело в том, что в 1936 году ЛПЦ перешла в подчинение к Константинопольскому патриархату и получила томос. Формально он не был отозван. В 1940 году митрополия вошла в Московский патриархат. Все решения о переходе в подчинение Константинополю были аннулированы.

ЛПАЦ теперь хочет получить не только статус полноправной православной церкви, но и имущество ЛПЦ Московского патриархата.

Латвийские власти боятся православной церкви. Что стоит за новым законом

Церкви Литвы инересны тем, что большинство из них не закрывалось в советское время, хотя с древности не все сохранили свой облик. Некоторые храмы были во владении униатов, некоторые пребывали в полуразрушенном состоянии, но потом возрождались. Также в Литве есть несколько церквей, построенных в 1930-х годах, когда у нас храмы разрушались. Есть и новые храмы, построенные в наши дни.
Начнем рассказ с собора монастыря Св. Духа, который никогда не закрывался и не переоборудовался.
Храм был основан в 1597 году для Вильнюсского Братства сёстрами Феодорой и Анной Волович. В это время после заключения брестской унии все православные церкви Литвы перешли в ведение униатов. И тогда в Вильнюсское православное братство, объединявшее людей разных сословий, решило построить новый храм. Однако строительство православных церквей было запрещено. Сёстры Волович смогли построить храм, потому что принадлежали к влиятельной семье, строительство велось на частной земле.
Ворота монастыря в городской застройке.
Долгое вемя Свято-Духовская церковь была единственной православной в Вильнюсе. При храме существовала монашеская община, действовала типография. В 1686 году церковь в Литве перешла в ведение Московского патриархата, от московских государей поступали пожертвованя. В 1749-51 гг. храм был построен в камне.
В 1944 году храм пострадал от бомбёжек, ремонтировался усилиями Патриарха Московского Алексия I. Но уже в 1948 году партийное руководство Литвы ставило вопрос о закрытии монастыря, в 1951 был арестован иеромонах Евстафий, будущий архимандрит Свято-Духова монастыря. Освобожденный в 1955 году о.Евстафий занимался благоустройством монастыря.
Святыня Свято-Духовского собора — мощи виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, казненных при князе Ольгерде.
Храм святителя Николая Чудотворца, Вильнюс, улица Диджой.
Деревянная церковь святителя Николая Чудотворца возникла в Вильнюсе одной из первых, в начале XIV века, в 1350 году построена каменная церковь княгиней Ульяной Александровной Тверской. в XV веке храм сильно обветшал и в 1514 году был заново отстроен князем Константином Острожским, гетманом Великого княжества Литовского. В 1609 году церковь захвачена униатами, затем постепенно приходит в запустение. в 1839 году возвращена Православной церкви. В 1865-66 гг. проведена реконструкция, и с те пор храм действует.
Пречистенский кафедральный собор. Вильнюс.
Храм был построен на средства второй жены князя Ольгерда Литовского княгини Ульяны Александровны Тверской. С 1415 года был кафедральным храмом литовских митрополитов. Храм был княжеской усыпальницей, под полом были захоронены Великий князь Ольгерд, его супруга Ульяна, королева Елена Иоановна, дочь Ивана III.
В 1596 году собор оказался у униатов, в нем был пожар, здание пришло в запустение, в 19 веке использовался для государственных нужд. Восстановлен при Александре Втором по инициативе митрополита Иосифа (Семашко).
Храм пострадал в военное время, но закрыт не был. в 1980-е годы проведен ремонт, установлена сохранившаяся древняя часть стены.
Фрагменты старой кладки, из такого же камня построена башня Гедемина.
Храм во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы на улице Диджои. Вильнюс.
Первый каменны храм в Литовской земле, возведенный первой супругой князя Ольгерда княгиней Марией Ярославной Витебской. В этом храме были крещены все 12 сыновей Великого князя Ольгерда (от двух браков), в том числе Ягайло (Яков), который стал королем Польши и подарил Пятницкому храму.
В 1557 и 1610 году храм горел, последний раз воссановлен не был, так как через год в 1611 его захватили униаты, на месте обгоревшего храма вскоре появился кабак. В 1655 году Вильнюс был занят войсками царя Алексея Михайловича, и церковь возвращена православным. Восстановление храма началось в 1698 году на средства Петра I, есть версия — что во время русско-шведской войны царь Пётр крестил здесь Ибрагима Ганнибала. В 1748 году храм опять горел, в 1795 опять захвачен униатами, в 1839 году возвращен православным, но в разваленном состоянии. в 1842 гооду храм восстановлен.
Памятная доска
в 1962 году Пятницкая церковь была закрыта, использовалась под музей, в 1990 возвращена верующим по закону Литовской республики, в 1991 году чин освящения совершил митрополит Виленский и Литовский Хризостом. С 2005 года в Пятницкой церкви совершается литургия на литовском языке.
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», находися в конце проспекта Гедеминаса. Вильнюс.
Построен в 1899-1903 гг., был закрыт во время 1 мировой войны, затем службы возобновились и не прерывались.
Храм Рождества Богородицы, Тракай
В 1384 году в Тракае, резиденции Литовских князей, был основан монастырь Рождества Богородицы. Строительницей была княгиня Ульяна Александровна Тверская. В этом монастыре был крещен Витовт. В 1596 году монастырь передан униатам, в 1655 году сгорел во время русско-польской войны и штурма Тракая.
В 1862-63 гг. в Тракае была построена церковь Рождества Богородицы, причем средства были пожертвованы русской императрицей Марией Александровной, которая продолжила древнюю традицию литовских княгинь-строительниц храмов.
в 1915 году году храм пострадал от снарядов и стал непригодным для богослужений, Капитальный ремонт был только в 1938 году. Богослужения не прекращались с тех пор, но храм запустел в 1970-80-е гг. С 1988 года новый настоятель о.Александр стал активно проповедовать в городе и окрестных деревнях, где традиционно жили православные. В Литовской республике разрешено проводить уроки религии в школе.
Каунас. Центром православной жизни являются два храма на территории бывшего Воскресенского кладбища.
Левый храм — церковь Воскресения Христова, была построена в 1862 году. В 1915 году храм был закрыт во время войны, в 1918 богослужение возобновилось. В 1923-35 гг. храм стал кафедральным собором Литовской епархии.
в 1924 году при храме организована гимназия, единственная школа в Литве того времени с обучением на русском языке. Также был организован кружок милосердия, помогавший сиротам, затем и пожилым. в 1940 году Мариинское благотворительное общество было ликвидировано как и все общественные организации буржуазной Литвы при организации Литовской ССР.
в 1956 году было ликвидировано православной кладбище, могилы русских людей сравняли с землей, теперь там парк. В 1962 году Воскресенская церковь была закрыта, в ней был архив. В 1990-е годы храм возвращен верующим, сейчас в нём совершаются требы.
Правый храм — собор Благовещения Прсвятой Богородицы. Построен в 1932-35 гг. по инициативе митрополита Елевферия, архитекторы — Фрик и Топорков. Это образец церковной архитектуры 1930-х годов, практически отсутствующий на территории России. Храм построен с древнерусскими мотивами, продолжение идеи архитектуры русских церквей начала ХХ века.
В 1937-38 гг. при храме проводились беседы для мирян, так как в эти годы в Каунасе появилась католическая миссия и униатский епископ проводил еженедельные проповеди в бывших православынх храмах. Однако население предпочитало посещять проповеди протоирея Михаила (Павловича) в Благовещенском соборе, и униатская миссия вскоре была закрыта.
Благовещенский собор был центром русской эмиграции, его прихожанами были философ Лев Карсавин, архитектор Владимир Дубенский, бывший министр финансов России Николай Покровский, профессор и механик Платон Янковский, художник Мстислав Добужинский.В 1940-41 гг. многие русские эмигранты выехали из Литвы в Европу, прриход опустел.
Во время войны богослужения в соборе продолжались, но в 1944 году погиб митрополит Виленский и Литовский Сергий, управляющим епархией стал архиепископ Даниил. после войны начались гонения на прихожан, был арестован регент собора С.А.Корнилов (вернулся из заключения в 1956 году). В 1960-е гг. Благовещенский собор был единственным православным храмом Каунаса. С 1969 года священники имели право совершать богослужения на дому только с письменного разрешения зам.пред. райсполкома, за нарушение они могли быть отсранены от должности гражданскими властями.
В 1991 году после событий у Вильнюсского телецентра настоятель Благовещенского собора иеромонах Иларион (Алфеев) выступил с обращением, призывая советскую армию не стрелять в граждан. Вскоре настоятель был переведен в другую епархию, а сейчас митрополит Иларион является председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
с осени 1991 года приход возглавляет протоиерей Анатолий (Стальбовский), проводятся паломнические поездки, занятия в школах, опекаются дома-интернаты, собор реставрировался.
Собор Михаила Архангела, Каунас.
Этот храм был православным, но в период литовской независимости в 1918 году передан католикам.
в 1922-29 гг. п Закону о земельной реформе у православной церкви были изъяты 36 храмов и 3 монастыря, некоторые — ранее принадлежали католикам или униатам (которые в свою очередь ранее использовали православные храмы), а некоторые — недавно построенные на частные и государственные средства
На стенах, например, справа, висят современные религиозные картины в стиле абстракции
Самый необычный храм Литвы — церковь во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Клайпеда
в 1944-45 гг. при освобождении Мемеля пострадал православный дом молитвы. В 1947 году общине верующих было передано здание бывшей лютеранской кирхи, которое использоваось советскими властями как зал ритуальных услуг на кладибще. Однако уже после первого богослужения против о.Феодора Ракецкого был написан донос (на проповеди он сказал, что жизнь тяжелая, и утешением является молитва). В 1949 году о. Феодора арестовали, он был освобожден только в 1956 году.
рядом парк, на месте которого ещё недавно было кладбище. Муниципальные власти решили сделать реконструкцию, а родственники до сих пор приходят сюда на поминки.
Некоторое время вместе с православным в храме по расписанию служили и лютеране, община которых тоже постепенно собиралась после войны. Православные мечтали о постройке новой церкви в русском стиле. В 1950-е годы в Клайпеде усилиями католической литовской общины был возведен собор, однако ксендзов обвинили в растрате и посадили, а костел власти передали филармонии. Поэтому строительство нового храма и для православных в Клайпеде стало возможным только в наши дни.
Паланга. Церковь в честь иконы Божией Матери «Иверская». Построена в 2000-2002 гг. Архитектор — Дмитрий Борунов из Пензы. Благотворитель — литовский предприниматель А.П. Попов, земля выделена мэрией города бесплатно по ходатайству пенсионерки А.Я. Лелейкене, строительство вела фирма Parama. Настоятель — игумен Алексий (Бабич), староста — В.Афанасьев.
Храм находится в северо-восточной части Паланги, его видно по дороге в Кретингу.

Вильнюс, 16 октября 2018, 10:49 — REGNUM Виленская и Литовская епархия должна разорвать все отношения с Русской православной церковью, и последовать примеру Украины, узаконив свою независимость через Константинополь. Такой тезис печатает самый крупный литовский портал Delfi и его обозреватель Рамунас Богданас.

Патриарх Кирилл (второй справа) на заседании Священного Синода РПЦ Kremlin.ru

Он пишет, что соборная грамота от 1686 года, которую отменил Константинополь, относится к всей митрополии, в которую в то время входили и современные земли Литвы. Более того, Богданас сообщил, что располагает информацией, что «высокие саны в Белоруссии обсуждают автокефалию».

Автор заканчивает свою статью мыслью, что если Виленская и Литовская епархия не заметит конфликта между Вселенским патриархатом и РПЦ и «тихо отвернётся» от Константинопольского патриарха, это покажет, что православные в Литве никакие не самостоятельные и в руках Москвы. Литовский портал ekspertai.eu, описывая эту же часть текста Багдонаса и вовсе пишет:

«Остаётся ждать и внимательно следить, воспользуются ли литовские православные хорошим опытом украинских православных. Если такой опыт не будет использоваться, должен быть подготовлен план действий, что мы должны будем делать с этими литовскими православными в будущем».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Константинополь объявил об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата. В РПЦ подчеркивают, что это решение Константинополя политически ангажировано.

В Москве отметили также, что акт 1686 года, подтверждающий пребывание Киевской митрополии в составе Московского патриархата, пересмотру не подлежит и что решение об его «отзыве» канонически ничтожно.

Напомним, 15 октября РПЦ на заседании в Минске объявило о разрыве евхаристических отношений с Константинополем. Такое решение Москва приняла из-за посягательства Константинопольского патриархата на каноническую территорию РПЦ.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *