О смысле литии – иерей Андрей Чиженко.

Фото: www.newmartyros.ru

Слово «лития» в переводе с греческого языка обозначает «просьба, молитва», часто его еще переводят как «усердное моление». Фактически в богослужебной практике повсеместно служатся два вида литии: на вечерне и заупокойная (представляет собой сокращенный чин панихиды). Оба чина – литии на вечерне и заупокойной литии – совершенно разные и не имеют между собой ничего общего. Их объединяет только один символический акт – исхождение из храма в притвор. По сложившейся священнической практике из-за удобства употребления чина заупокойной литии, она часто совершается на кладбище на могиле усопшего.

Сегодня поговорим о литии на вечерне. Вы часто ее видите во время воскресных всенощных бдений или бдений на великие двунадесятые или храмовые праздники. Почти в конце вечерни возле аналоя с храмовой или праздничной иконой ставится специальный четвероножец (столик) с металлической литийницей, в которой горят три свечки (в честь Святой Троицы). На ней лежат пять хлебов, а в стаканчиках находятся пшеница, вино и елей (оливковое или подсолнечное масло). Батюшка же в предшествии свещеносца (пономаря с зажженной свечой) выходит в притвор церкви, где служатся определенные молитвословия.

Они имеют несколько скорбный и покаянный характер. Почему? Выход священника из алтаря в конце вечерни символизирует собой выход Христа и Его Церкви из той высоты святости, в которой пребывает Бог и созданная Им Церковь, в грешный страждущий больной мир. Это подтверждают те факты, что в Константинопольской Церкви литии часто совершались во время общественных и стихийных бедствий, когда призывалось заступничество Божье и люди во главе с архиереями, священниками и самим императором умоляли Всевышнего избавить их от беды. С другой стороны, часто выход священника (священников) на литию в притвор объединял всех молящихся в храме, так как в древности в притворе молились оглашенные (ожидающие крещения люди) и верующие, на которых были епитимьи (от греческого «наказание» или «особое духовное послушание» – особая мера, налагающаяся на христианина, страждущего сильным тяжким грехом, для того, чтобы помочь ему с Божьей помощью исцелиться от греха). Чтобы не оставить молящихся в притворе без церковной службы и Божьего утешения, Церковь в лице священника выходила в мир и молилась за него. Как пишет Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон», цитируя святителя Симеона Солунского: «Мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну».

Потому, находясь в падшем и грешном мире, Церковь в лице священнослужителей исторгает из себя молитву-плач о заступничестве Божием и за патриархов, и за архиереев, и за священников, «и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей», как сказано в одной из литийных молитв. Также священник молится и о Божьем покрове над городом или селом этим, в котором находится храм, о путешествующих, о болящих, скорбящих, покойных, плененных и о всех православных христианах. При этом в молитвенную помощь призывается и сила Честнаго и Животворящего Креста, и Пресвятая Богородица, и храмовый с дневными святыми, и вообще все святые. Хор же от лица людей многократно (после первой молитвы сорок раз, после второй –пятьдесят, после прочих по три раза) поет «Господи, помилуй», вымаливая у Бога прощение за грехи и благодать Святого Духа, чтобы жить благочестиво. Не зря священнический возглас после этого продолжительного литийного моления звучит так: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны». В этом возгласе сконцентрирован весь смысл литии: чтобы Господь нас услышал, ведь к Нему уповают со всех сторон ближних и дальних земли-мира, куда для моления вышла из алтаря Церковь, и уповают также особенно те, кто далеко в море, путешествуют и не могут находиться в храме на молитве, и все мы молимся о прощении наших грехов и о помиловании.

Во время литии преподается молящимся будто бы от лица Бога священническое благословение «Мир всем». Это значит, что Господь принимает данное всенародное покаяние, видя, что люди преклонили голову, а значит и сердце свое перед Всевышним. И после молитвы главопреклонения с призыванием снова и Честнаго Животворящего Креста, и Пресвятой Богородицы, и всех святых оправданный обласканный Богом народ во главе со священником входит в храм.

Батюшка останавливается перед литийным столиком. После определенных молитв, прочитанных чтецом, звучит умилительная новозаветная песнь святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…», которая вновь подтверждает произошедшее на литии примирение Бога и человека.

Люди же благодарно читают «Трисвятое по Отче наш» и тем свидетельствуют свою веру в истинного Бога. После чего хор поет три раза праздничный тропарь (лития чаще всего приурочивается к какому-то празднику), а священник совершает троекратное каждение вокруг литийницы с находящимися на ней продуктами, чтобы эта жертва была «приятной и благоуханной» Богу. Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей (в греческом языке слова «елей» и «милость» похожи по звучанию), пшеница – символ воскресения (почти мертвое окаменевшее тело по сеянии его в землю выбрасывает зеленый мягкий колос) и вообще жизни. Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек. Отсюда и в молитве священнической над литийными продуктами есть такие слова: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси («село, деревня» с церковнославянского языка) сей, или во святей обители сей (если служба совершается в монастыре), и во всем мире твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко ты еси благословляй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь» (с евр. «истинно, верно»).

В этой молитве от лица всех людей священник просит, чтобы Господь даровал нам также и земные блага, необходимые для удовлетворения наших потребностей и здоровья. Здесь мы видим удивительную взаимосвязь между покаянием, молитвенным приближением к Богу и испрашиванием у Него материальных благ для человеческой жизнедеятельности не земле. И священническое благословение литийных продуктов (в виде крестообразного осенения одним хлебом остальных хлебов и при чтении молитвы крестообразного поочередного указывания ладонью на продукты) знаменует то, что Господь смилостивился и умножил земные блага для верных своих.

Здесь не лишне вспомнить и стихи из Нового Завета: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31–33).

Потому, конечно же, мы всегда должны помнить эту духовно-материальную взаимосвязь: сначала молитва и покаяние, а потом уже земные труды, после которых нужно воздать благодарение Богу за их плоды. Если же только будут земные труды, то тогда они будут бесплодны и не принесут ни желаемого результата, ни радости.

Также, мне кажется, освящение на вечерне литийных продуктов является отголоском древних агап – вечерь любви, на которых совершалось Таинство Евхаристии и причащения верующих.

Освященные продукты затем используются на утрене. Маслом помазываются верующие во время полиелея, а хлебцы, обмакнутые в вино, раздаются также после помазывания. Их можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всю ночь бдение для подкрепления их сил. Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.

Будем, же дорогие братья и сестры, молиться, каяться в грехах своих пред Богом и помнить, что все от Него. И что главной нашей жизненной задачей является приближение к Господу, так как земное наше существование – это училище для души, и в нем мы должны приложить усилия именно для духовной нашей жизни, а все остальное, потребное нам, приложится и дастся Творцом.

Иерей Андрей Чиженко

Вместе с привычными нам овощами, хорваты массово используют мангольд – листовую свеклу (по-английски Swiss chard). Его здесь называют блитва (blitva).

В блитве много пользы и мало калорий. В 100 граммах сваренной зеленой части листа всего 84 калории. Она содержит магний, железо и витамины В и С.

Этим же словом «блитва» называется и самый вкусный хорватский гарнир (ага, ещё скажите, что не любите картошку) к рыбе и морепродуктам – картофель, толченый с чесноком, оливковым маслом и припущенной блитвой. Он пришел с юга, из Далмации, но популярен по всей Хорватии.

Когда будете в Хорватии в конобе/ресторане, скажите официанту: «Блитву, молим» (а не картошку фри!). И он вас зауважает☺. Это выглядит подозрительно, но очень вкусно.

Блитва немного похожа на шпинат. Так же почти не имеет своего вкуса. При тушении, варке, припускании ее объем уменьшается в несколько раз, тоже как у шпината. Можете использовать в этом рецепте шпинат.

Или супефуд 2016-2107 годов, на котором все помешаны в Нью-Йорке — капусту кейл (кале). Её тоже можно использовать вместо блитвы (мангольда).

Мы в хорватской кулинарной школе Kul In, конечно, учились использовать блитву. Но это так просто, что учиться никак специально не надо.

Рецепт толченого картофеля с блитвой по-хорватски

Ингредиенты:

  • блитва (шпинат, кейл) — минимум 1 кг, очень уменьшается в размере
  • картофель — 6-7 крупных картофелин
  • оливковое масло — 150 граммов
  • чеснок — много, 4-5 крупных зубчиков

Картофель очистить, разрезать на 6-8 частей. Варить в соленой воде, воды немного.

Листья промыть хорошо, отрезать плотные белые части стеблей. Оставить только зеленые части блитвы.

Когда картошка станет полумягкой / полусваренной, туда же в воду бросить нарезанную блитву.

Варить вместе 5-7 минут.

В оливковое масло выдавить чеснок.

Когда картошка с блитвой сварятся, слить воду из кастрюли, но немного оставить. Добавить оливковое масло с чесноком, размять толкушкой. Но небрежно, не до состояния идеального пюре. Пусть будет с кусками картошки. Так «руральнее» и брутальнее:)

К рыбе идеальный гарнир, но я видела, что подают и к мясу.

Кристалическая структура:
куб объемоцентированный

Л. был открыт в 1817 шведским химиком А. Арфведсоном в минерале петалите; название от греч. lithos — камень. Металлический Л. впервые получен в 1818 английским химиком Г. Дэви.

Распространение в природе. Л. — типичный элемент земной коры (содержание 3,2 ? 10 -3 % по массе), он накапливается в наиболее поздних продуктах дифференциации магмы — пегматитах. В мантии мало Л. — в ультраосновных породах всего 5 ? 10 -3 % (в основных 1,5 ? 10 -3 %, средних — 2 ? 10 -3 %, кислых 4 ? 10 -3 %). Близость ионных радиусов li + , fe 2+ и mg 2+ позволяет Л. входить в решётки магнезиально-железистых силикатов — пироксенов и амфиболов. В гранитоидах он содержится в виде изоморфной примеси в слюдах. Только в пегматитах и в биосфере известно 28 самостоятельных минералов Л. (силикаты, фосфаты и др.). Все они редкие. В биосфере Л. мигрирует сравнительно слабо, роль его в живом веществе меньше, чем остальных щелочных металлов. Из вод он легко извлекается глинами, его относительно мало в Мировом океане (1,5 ? 10 -5 %). Промышленные месторождения Л. связаны как с магматическими породами (пегматиты, пневматолиты), так и с биосферой (солёные озёра).

Конфигурация внешней электронной оболочки атома Л. 2s 1 ; во всех известных соединениях он одновалентен. При взаимодействии с кислородом или при нагревании на воздухе (горит голубым пламенем) Л. образует окись li 2 o (перекись li 2 o 2 получается только косвенным путём). С водой реагирует менее энергично, чем др. щелочные металлы, при этом образуются гидроокись lioh и водород . Минеральные кислоты энергично растворяют li (стоит первым в ряду напряжений, его нормальный электродный потенциал — 3,02 в ).

Л. соединяется с галогенами (с йодом при нагревании), образуя галогениды (важнейший — лития хлорид ). При нагревании с серой Л. даёт сульфид li 2 s, а с водородом — лития гидрид . С азотом Л. медленно реагирует уже при комнатной температуре, энергично — при 250°С с образованием нитрида li 3 n. С фосфором Л. непосредственно не взаимодействует, но в специальных условиях могут быть получены фосфиды li 3 p, lip, li 2 p 2 . Нагревание Л. с углеродом приводит к получению карбида li 2 c 2 , с кремнием — силицида Л. Бинарные соединения Л. — li 2 o, lih, li 3 n, li 2 c 2 , lici и др., a также lioh весьма реакционноспособны; при нагревании или плавлении они разрушают многие металлы, фарфор, кварц и др. материалы. Карбонат, фторид lif, фосфат li 3 po 4 и др. соединения Л. по условиям образования и свойствам близки к соответствующим производным магния и кальция.

Л. образует многочисленные литийорганические соединения , что определяет его большую роль в органическом синтезе.

Л. — компонент многих сплавов. С некоторыми металлами (mg, zn, al) он образует твёрдые растворы значительной концентрации, со многими — интерметаллиды (liag, lihg, limg 2 , lial и мн. др.). Последние часто весьма тверды и тугоплавки, незначительно изменяются на воздухе; некоторые из них — полупроводники. Изучено более 30 бинарных и ряд тройных систем с участием Л.; соответствующие им сплавы уже нашли применение в технике.

Получение и применение. Соединения Л. получаются в результате гидрометаллургической переработки концентратов — продуктов обогащения литиевых руд. Основной силикатный минерал — сподумен перерабатывают по известковому, сульфатному и сернокислотному методам. В основе первого — разложение сподумена известняком при 1150—1200°С:

li 2 o ? al 2 o 3 ? 4sio 2 + 8caco 3 = li 2 oal 2 o 3 + 4(2cao ? sio 2 ) + 8co 2 .

При выщелачивании спека водой в присутствии избытка извести алюминат Л. разлагается с образованием гидроокиси Л.:

li 2 o ? al 2 o 3 + ca(oh) 2 = 2lioh + cao ? al 2 o 3 .

По сульфатному методу сподумен (и др. алюмосиликаты) спекают с сульфатом калия:

li 2 o ? al 2 o 3 ? 4sio 2 + k 2 so 4 = li 2 so 4 + k 2 o ? al 2 o 3 ? 4sio 2 .

Сульфат Л. растворяют в воде и из его раствора содой осаждают карбонат Л.:

li 2 so 4 + na 2 co 3 = li 2 co 3 + na 2 so 4 .

По сернокислотному методу также получают сначала раствор сульфата Л., а затем карбонат Л.; сподумен разлагают серной кислотой при 250—300°С (реакция применима только для b -модификации сподумена):

b -li 2 o ? al 2 o 3 ? 4sio 2 + h 2 so 4 = li 2 so 4 + h 2 o ? al 2 o 3 ? 4sio 2 .

Метод используется для переработки руд, необогащённых сподуменом, если содержание в них li 2 o не менее 1%. Фосфатные минералы Л. легко разлагаются кислотами, однако по более новым методам их разлагают смесью гипса и извести при 950—1050°С с последующей водной обработкой спеков и осаждением из растворов карбоната Л.

Металлический Л. получают электролизом расплавленной смеси хлоридов Л. и калия при 400—460°С (весовое соотношение компонентов 1:1). Электролизные ванны футеруются магнезитом, алундом, муллитом, тальком, графитом и др. материалами, устойчивыми к расплавленному электролиту; анодом служат графитовые, а катодом — железные стержни. Черновой металлический Л. содержит механические включения и примеси (К, mg, ca, al, si, fe, но главным образом na). Включения удаляются переплавкой, примеси — рафинированием при пониженном давлении. В настоящее время большое внимание уделяется металлотермическим методам получения Л.

Важнейшая область применения Л. — ядерная энергетика . Изотоп 6 li — единственный промышленный источник для производства трития..

Сечения захвата тепловых нейтронов ( s ) изотопами Л. резко различаются: 6 li 945, 7 li 0,033; для естественной смеси 67 (в барнах ); это важно в связи с техническим применением Л. — при изготовлении регулирующих стержней в системе защиты реакторов. Жидкий Л. (в виде изотопа 7 li) используется в качестве теплоносителя в урановых реакторах. Расплавленный 7 lif применяется как растворитель соединений u и th в гомогенных реакторах. Крупнейшим потребителем соединений Л. является силикатная промышленность, в которой используют минералы Л., lif, li 2 co 3 и многие специально получаемые соединения. В чёрной металлургии Л., его соединения и сплавы широко применяют для раскисления, легирования и модифицирования многих марок сплавов. В цветной металлургии литием обрабатывают сплавы для получения хорошей структуры, пластичности и высокого предела прочности. Хорошо известны алюминиевые сплавы, содержащие всего 0,1% Л., — аэрон и склерон; помимо лёгкости, они обладают высокой прочностью, пластичностью, стойкостью против коррозии и очень перспективны для авиастроения. Добавка 0,04% Л. к свинцово-кальциевым подшипниковым сплавам повышает их твёрдость и понижает трение. Соединения Л. используются для получения пластичных смазок . По значимости в современной технике Л. — один из важнейших редких элементов.

В. Е. Плющев.

Литий в организме. Л. постоянно входит в состав живых организмов, однако его биологическая роль выяснена недостаточно. Установлено, что у растений Л. повышает устойчивость к болезням, усиливает фотохимическую активность хлоропластов в листьях (томаты) и синтез никотина (табак). Способность концентрировать Л. сильнее всего выражена среди морских организмов у красных и бурых водорослей, а среди наземных растений — у представителей семейства ranunculaceae (василистник, лютик) и семейства solanaceae (дереза). У животных Л. концентрируется главным образом в печени и лёгких.

на тему: «Литий»

Людям, не живущим церковной жизнью, порой трудно разобраться в особенностях молитвенного поминовения усопших. Потому и можно часто услышать в очередях к церковным лавкам да и просто в разговорах фразу типа «А как лучше помянуть? Вот есть отпевание, есть панихида, а есть еще какая-то лития… Как лучше? Что сильнее?». Разъясняем.

Фото:

Отпевание – перед погребением

Совершается однажды над умершим христианином на третий день по его смерти, перед погребением. Отпевание совершается в храме или часовне.

На отпеваниях в дни Светлой Пасхальной седмицы вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В Русской Православной Церкви не отпевают некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно), иноверцев, богоборцев, отрекшихся от Христа, самоубийц (при доказанном лишении себя жизни во время психического заболевания отпевание совершается при разрешении правящего архиерея). До недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Фото: pravkhabarovsk.ru

Панихида — в память усопших

Панихида – заупокойная служба, которая совершается в память усопших христиан, как до погребения человека, так и после.

Панихида может совершаться на 3-й, 6-й, 9-й и 40-й день смерти, в годовщину, во дни рождения и тезоименитства).

В особые дни поминовения усопших (Родительские субботы, на Радоницу) служатся панихиды за всех христиан, отошедших в мир иной.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Фото: troick-blago.ru

Лития – дома и на кладбище

Лития (в буквальном смысле означает усиленное моление) — краткое заупокойное моление. Оно может совершаться на могиле или дома, причем не только священнослужителем, но и мирянином. Для этого существует более краткий «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище». Текст его можно без труда найти в интернете, например на сайте «Правмира».

Во время всенощного бдения на двунадесятые и великие праздники, в дни памяти особо чтимых святых наступает момент, когда священнослужители выходят из алтаря и направляются в притвор храма. От лица всех собравшихся они возглашают несколько молитвенных прошений. В это время хор поет особые стихиры, раскрывающие суть празднуемого события. Об этой всем знакомой части богослужения ученикам нашей школы расскажет клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священник Артемий Добрынин.

*

В переводе с греческого языка «лития» означает «усердное моление». В сегодняшнее время на приходах совершается две литии: одна на великой вечерне, соединяемой со всенощным бдением, а вторая — за упокой. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии различны между собой, но есть у них и общее. Они совершаются вне храма или в притворе. Смысл исхождения из храма заключается в том, что мы подобно Адаму как бы стоим перед вратами небесными.

Выход из храма или же в притвор совершается с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить место ее совершения для оживления молитвенного внимания. Следующей целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в притвор как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (обо всем мире) литийных молитв.

Урок литургики

Литии, или литании, были особенностью соборного богослужения в Константинополе. Еще раньше (около IV века) они появились в богослужебной практике Иерусалимской Церкви. Духовенство вместе с верующими посещали места, связанные с событиями, описанными в Евангелии: Голгофу, Вифанию, Елеон, Овчую купель. В каждом месте они пели особенные стихиры, произносили прошения или ектении, а также читали Евангелие.

В отличие от Иерусалима в Константинополе лития имела несколько другой характер. Она не была приурочена к какому-либо празднику, а служилась во время разных бедствий. Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен».

В сегодняшнее время лития начинается исхождением священников из алтаря через боковые двери. Им предшествует свещеносец. По древнему же уставу священники исходили в другие храмы и монастыри.

Во время пения стихир, которые чаще всего посвящены храмовому святому, диакон или священник совершает полное каждение храма. По окончании пения хора диакон возглашает сугубую ектению, которая состоит из четырех прошений. Начинается она с общего прошения словами Пс. 27, 9 «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» за весь народ и мир Божий с присоединением особой просьбы за православных христиан. При этом в начале ектении Богу в качестве ходатаев представляются все святые, призывается к молитве вся Церковь.

Такое же прошение, кроме вечерней литии, произносится на праздничной и великопостной утрене перед каноном. После этого общего и вступительного прошения литийная ектения переходит к частной молитве за разных людей и их особые нужды, начиная с патриарха, за всю духовную власть и всех нуждающихся в помощи Божией: обо всех несчастных христианах, о местном храме или монастыре, о мире и устойчивости, о мире особенно же Святых Церквей, о занятых из братии тяжелым трудом («труждающихся») и низшими службами («служащих»), не позволяющими им присутствовать в храме или вызывающими отлучки из монастыря («о оставшихся», собственно оставленных по распоряжению на работах, «и во отшествии, сущих»), о больных, умерших, их «успении», «ослабе» (т. е. отдохновении от земных трудов), «блаженней памяти» о них на земле и «оставлении грехов», о пленных и занятых разными службами теперь и прежде.

Следующее прошение — за весь мир и избавление его от физических бедствий: голода, эпидемии, землетрясения, наводнения, пожаров, войны и междоусобия, вообще о милости Божией и отвращении от нас гнева Божия, как уже надвигающегося на нас («належащаго… прещения»).

Заключительное прошение — об услышании молитвы. Вместо обычного возгласа к этой ектении присоединяется целая священническая молитва. Так как лития является особой службой, вставляемой в другие, то к ней присоединяется преподание мира («Мир всем»), и заканчивается она вместо отпуста молитвою главопреклонения ко Господу нашему Иисусу Христу как Многомилостивому Владыке о приятии молитвы, покровении, отгнании врагов, умирении и помиловании нас и мира. В этой молитве священник обращается к ходатайству тех же святых, к которым обращался диакон в начале литии.

Заупокойная лития

В Священном Писании много мест, которые повествуют нам о жизни вечной и Царствии Небесном. Они показывают нам, что истинная вера в Бога совершенно невозможна без веры в будущую жизнь, в Воскресение Христово и грядущее Всеобщее воскресение. Апостол Павел пишет: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15, 17).

О вечной жизни говорит нам и Спаситель: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16); Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47). Эти слова понятны любому верующему человеку, однако потеря близких вносит в нашу жизнь скорбь. Совершенно не скорбеть невозможно. Однако наши слезы, наши страдания не приносят умершим отрады и упокоения. И единственное, в чем они нуждаются, — это молитва о них.

В церковной практике совершается несколько служб об упокоении усопших: проскомидия, панихида, чтение Псалтири и заупокойных молитвословий. Одной из таких служб является заупокойная лития. Она совершается при выносе покойного из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время. Также лития совершается при служении заупокойных Литургий и входит в состав погребения и панихиды.

Чин литии может совершаться ежедневно после вечерни и утрени. Это последование излагается в девятой главе Типикона и в конце Служебника. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, соединяется с исхождением из храма, в данном случае — в притвор.

По отпусте будничной вечерни или первого часа, совершенном на солее, и по окончании многолетных «Великаго Господа и Отца нашего…» священник, приняв кадильницу, но уже без фелони, исходит в притвор, в предшествии двух свещеносцев с возжженными свечами и в сопровождении певцов, поющих самогласную стихиру храма. В притворе все останавливаются на обычных местах и в обычном порядке, как при литии на бдении. Впрочем, во многих храмах принято совершать все заупокойные последования перед так называемым кануном, или канунницей, то есть перед небольшим столом, на котором установлено Распятие и имеются места для свечей. На него обычно также ставят поминальную кутью (коливо).

Потом иерей начинает: «Благословен Бог…». Хор поет: «Аминь», читается Трисвятое по «Отче наш…» После иерейского возглaса поются заупокойные тропари: «Со духи праведных…». Затем следует заупокойная сугубая ектения. Сразу же после ектенийного возглaса: «Слава Тебе, Христе Боже…» без предварительного пения «Честнейшую Херувим…» и творится отпуст. По отпусте вся братия возглашает трижды: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, приснопоминаемии», — завершая каждое возглашение поклоном по дню: земным или поясным.

Это троекратное воззвание и поклонение особенно умилительно и знаменательно. Это не молитва за усопших, а обращение к ним самим как к живым, с приветственным пожеланием. Этим мы еще раз исповедуем нашу веру в то, что отошедшие от нас братья живы о Господе и слышат наши молитвы, духовно соприсутствуя в храме. Это выражение нашей надежды на то, что все достоблаженные отцы и матери, братья и сестры наши, пожившие и скончавшиеся, соединяются с нами в любви Христовой и, предстоя пред Престолом Небесного Отца, молятся за нас, как и мы за них.

В заключение всего чина литии «рекут по мaлу и по лeгку вси», то есть тихо проговаривают или поют: «Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» — в этом молитвенном объединении «их» и «нас» исполняется таинственное единство тела церковного, тела Господа нашего Иисуса Христа.

Лития об усопших совершается в качестве дополнения к общественному богослужению и как общее, не заказное поминовение всех усопших. Совершается она часто и в положенные дни обязательно должна быть, даже если в храме совсем мало молящихся.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *