На момент образования епархии (в 2003 году) на ее территории осуществляли свою деятельность 3 монастыря: Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь и Богородице-Тихоновский (Тюнина) женский монастырь. Все три обители исторически связаны с именем святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. За десятилетний период деятельности Липецкой и Елецкой епархии быстрыми темпами осуществлено восстановление епархиальных монастырей.

В Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре восстановлен внешний облик всех 7-ми храмов, в двух из них совершаются богослужения. Восстановлены жилые корпуса обители, выстроены гостиницы, складские и производственные помещения, благоустроена территория обители, полностью завершено восстановление монастырской ограды. В монастыре подвизаются и трудятся более 400 насельников. Они занимаются восстановительными работами, возделывают 600 га пашни, духовно окормляют не только горожан, но и тысячи паломников, приезжающих в обитель со всей России и из-за границы. Монастырь помогает в восстановлении 13 храмов и 7-ми монастырей епархии.

Полностью восстановлен Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Построена новая трапезная, возведены новые хозяйственные постройки.

В Богородице-Тихоновском (Тюнина) женском монастыре восстановлены 2 храма обители, сестринские корпуса, колокольня, монастырская ограда, производственные мастерские хозяйственные постройки.

В первый год деятельности епархии, в 2003 году было открыто и зарегистрировано в органах юстиции 3 монастыря: Успенский мужской монастырь в городе Липецке, Петропавловский мужской монастырь в Чаплыгинском районе, Свято-Димитриевский Троекуровский женский монастырь в с. Троекурово Лебедянского района.

За десятилетний период в Свято-Димитриевском Троекуровском женском монастыре с.Троекурово Лебедянского района восстановлены: храм в честь вмч. Димитрия Солунского, колокольня, монастырская ограда, ведется восстановление Владимирского собора, Ильинского храма и строительство трапезной. В Свято-Успенском мужском монастыре ведется строительство братского корпуса с домовым храмом в честь муч. Уара, епископа Липецкого.

В Петропавловском мужском монастыре ведется восстановление Петропавловского соборного храма, монастырской ограды, Святых врат обители.

В 2004 году Священным Синодом благословлено открытие и восстановление практически полностью разрушенного Знаменского женского монастыря в городе Ельце. За 8 лет деятельности монастырь восстановлен и благоустроен полностью. Построены Знаменский и Никольский храмы обители, колокольня, трапезная, кельи, восстановлена величественная монастырская ограда. У стен монастыря построена купальня на месте святого источника в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2005 году был открыт еще один монастырь. Приход Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области был преобразован в Благовещенский епархиальный женский монастырь. Женская монашеская община, существовавшая здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам ее основателя – схиархимандрита Серафима (Мирчука). На момент открытия монастыря в обители числилось 36 монашествующих, из них – 19 схимниц. К 2012 году в обители подвизалось 48 монашествующих, из них 25 – в Великой схиме.

Решением Священного Синода РПЦ в 2006 году открывается Свято-Троицкий женский монастырь в городе Лебедяни. В монастыре в настоящий момент полностью восстановлен Троицкий собор, величественная монастырская ограда, начато восстановление Успенского и Ильинского храмов обители.

В 2010 году была открыта еще одна иноческая обитель – Иоанно-Казанский женский монастырь с. Сезеново, ранее разрушенный в годы советской власти. В 2007 году обретены мощи духовника и основателя Иоанно-Казанского Сезеновского женского монастыря – блаженного Иоанна Сезеновского, местночтимого подвижника благочестия. К началу открытия монастыря (в 2010г.) восстановлен нижний храм Троицкого собора, в нем совершаются богослужения и находятся мощи блаженного Иоанна Сезеновского. Начато восстановление Святых врат обители.

Оставшись в раннем детстве сиротой, воспитывался родной тетей. В 1949 г. Василий Мирчук окончил 3 класса начальной школы, а в следующем году поступил в Свято-Духовской скит Почаевской лавры, затем перешёл в саму лавру, где и находился до марта 1961 г., исполняя различные послушания. Пострижен в монашество с именем Валерий 4 марта 1958 г., а 11 августа того же года рукоположен в иеродиакона. С 1961 по 1963 г. работал сторожем при храме с. Ячейка Эртильского района Воронежской области, помогая иногда священнику чтением и пением на клиросе. В 1963-1965 гг. служил диаконом Воскресенской церкви г. Новохопёрска.
8 февраля 1965 г. епископом Владимиром (Котляровым) рукоположен в иеромонаха и направлен в Михайло-Архангельский храм с. Ячейка. В ноябре 1968 г. иеромонах Валерий (Мирчук) стал священником Вознесенского собора г. Ельца, где скоро стал весьма почитаем прихожанами за свою подвижническую жизнь и многие духовные дары, которыми наделил его Господь. Избегая славы земной, о. Валерий часто брал на себя духовный подвиг юродства. В 1978 г. игумен Валерий стал настоятелем Благовещенского храма с. Ожога Воловского района, где вскоре вокруг батюшки образовалась небольшая женская община, живущая по строгому монастырскому уставу.
31 марта 1980 года отец Валерий награжден крестом с украшениями. В 1982 году возведен в сан архимандрита. В 1995 году удостоен права совершать Божественную Литургию с открытыми Царскими вратами. За заслуги перед Церковью награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Но все это не пробуждало гордости в отце Валерии. Избрав путь смирения, он тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.
Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в Ожоге. Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим тратил их не только на благоустройство обители, но и помогал строить более 10 окрестных храмов.
11 января 2005 года схиархимандрит Серафим преставился ко Господу. Его погребение состоялось 13 января 2005 года.
Схиархимандрит Серафим нашел упокоение на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря. Место погребения старец выбрал сам.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2005 года было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.
23 сентября 2005 года в Благовещенском храме была совершена Божественная Литургия, после которой объявлено об учреждении нового монастыря.
Настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

В обители действуют 2 храма: Центральный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя пределами: в честь архистратига Божия Михаила и святителя Николая Чудотворца. Храм построен в 1735-1746 гг. помещиком Шатиловым И.И.

Второй храм домовый в честь Святителя Феофана, затворника Вышенского.

В Благовещенском храме 5 паникадил, из них 2 больших, зажигаются от свечи. В храме горят 40 неугасимых лампад, каждый год обновляемые огоньком из Иерусалима от Гроба Господня.

Постоянно проявляется забота о благоустройстве монастыря При входе в обитель возвышается новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, где ведутся завершающие работы — отопление.

Храмы изобилуют иконами. Вокруг монастыря возведена ограда из красного кирпича длинной 920 м и высотой 3м(013.jpg). Звонница, забор, ограда вокруг храма украшены ковкой из металла. Площадь под монастырем увеличена на 1900 кв.м. Проведен внешний капитальный ремонт Благовещенского храма. Построено два гаража на 4 места, помещения для скота на 150 и 200 кв.м.

Сестры и священнослужители заселили 2 вновь отстроенных помещения со всеми удобствами. Построена трапезная на 150 мест с кухней и подсобными помещениями.

В храме каждодневно совершается суточный круг богослужений и только один день отводится для благоустройства в храме. В это день служат правило. На клиросе читаются поучения Святых Отцов, а на трапезе жития Святых. После трапезы игумения беседует с сестрами и прихожанами. На службе сестры присутствуют ежедневно. Схимонахини причащаются каждую седмицу, а остальные 1 раз в 2 недели, могут и чаще, если двунадесятые праздники, больные или день Ангела. Для всех молитвенный день начинается с 6 утра с акафиста и полунощницы, а после часть сестер идут на послушания, а остальные остаются молиться в храме. При этом вычитываются все синодики и помянники. Свободное время для молитвы и отдыха с 12.00 до 16.00. Одни сестры выполняют свое правило до 3 часов ночи, а другие после 3 часов ночи. Ежедневно вычитывается Псалтирь, поминаются живые и усопшие. На заказных обеднях человек поминается о здравии 6 раз и об упокоении 7 раз (1 раз вынимают частичку). Два раза в неделю священнослужители служат заупокойную службу, молебен, панихиды, соборуют, причащают. Совершают требы: освящают жилые и производственные помещения, машины, соборуют и причащают на дому. По воскресениям служат панихиды или литию на монастырском кладбище.

Насельницы монастыря с любовью и терпением несут свои послушания – несут послушания в алтаре, на клиросе, в трапезной и на скотном дворе, заняты выпечкой хлеба, просфор, пошивом одежды и облачений, обновлением и реставрацией икон. Больше половины насельниц монастыря — люди преклонного возраста, нуждающиеся в постоянном уходе. Молодые послушницы заботливо ухаживают за лежачими больными. Весной и осенью насельницы обители обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз. В летний период заготавливаются дрова на зиму.
В 2006 году для монастыря главным событием стало обретение святого источника, названного в честь святителя Николая. Святой источник был уничтожен в 1917 году. Было предпринято много попыток отыскать источник, и только в апреле 2006 года он был обнаружен. Были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован, взята проба воды на пригодность. На святом источнике планируется постройка купальни.
Многочисленные паломники приезжают в обитель со всех концов России. Многим из них дорога память о схиархимандрите Серафиме (Мирчуке), как о духовном отце.

Духовная жизнь в монастыре с каждым годом растет. Все больше и больше людей обращаются за молитвенной помощью и решают волнующие их проблемы: о воцерковлении их детей и близких, о семейных и житейских проблемах. С паломниками и прихожанами проводят беседы игумения и сестры, которые несут эти послушания. С духовными и житейскими проблемами обращаются к игумении, в определенное время эти вопросы и решаются. Ответы находятся в поучениях Святых Отцов, проповедях и Евангелии.

Необходимая помощь: требуются трудоспособные люди зрелого возраста до 50 лет, можно с детьми и также необходима денежная помощь (номер карты- 4276350016129106).

Подкрепившись перед дальней дорогой и помолясь, мы отправились в путь. Был уже вечер, по-летнему теплый и светлый. Когда машина вышла на Каширское шоссе, остановились на обочине и читали Акафист Святителю Николаю Чудотворцу. Дорога была полупустой, и потому мы беспрепятственно добрались до старинного города Лебедянь, что в Липецкой области. Была уже глубокая ночь, а нам еще нужно было отыскать деревню Старые Ракитки. В ночи это оказалось задачей непосильной и мы, свернув не в том месте, оказались на берегу Дона.
Начинающийся рассвет открыл нам живописнейшие места, молчаливо хранящие историю южных рубежей Древней Руси. Когда наконец рассвело, где-то вдалеке блеснул купол храма. Слава Богу! Нашли!

Уставшие от долгой поездки и отсутствия сна, входим в храм. Служба еще не началась, в храме лишь четверо прихожан. Входит отец Николай, и мы тут же попадаем а его теплые объятия. «Здравствуйте, мои дорогие! Как хорошо, что Вы приехали, садитесь, отдохните с дороги, скоро начнем службу».
Сказать, что мы были удивлены – это ничего не сказать. Откуда батюшка мог знать, что мы приедем? Ведь ему никто не сообщал об этом, телефон батюшки в свое время был записан неправильно. Собственно, мы потому и поехали: увидеть все своими глазами, пообщаться с батюшкой, записать верные контактные данные. Но вот в храм входят еще несколько прихожан и так же как и мы попадают в объятия отца Николая. «Сейчас, дорогие мои, сейчас, мои хорошие, отзвоню к началу службы…».

Отцу Николаю 70 лет. 17 из них он посвятил восстановлению этого храма. Какую же надо иметь силу духа, какую Веру крепкую, чтобы на протяжении этих 17 лет не отчаяться, не опустить руки, а поводов для этого было предостаточно.

Мы были поражены, услышав от прихожан, что батюшка, по сути, сам, с малой помощью благотворителей, занимался восстановлением храма. Большинство местных жителей — люди не воцерковленные и значит, помощи от них ждать не приходится. Приход храма вовсе не велик, да и люди в основном пожилые. Сетуют, мол, годы берут свое, 17 лет назад были моложе, а теперь… Но уныния нет, наоборот, все светятся радостью, все взахлеб рассказывают о том, как начинали восстановление.
Великие цели ведут к великим достижениям. Осенью прошлого года храм был освящен. Приезжал сам Владыко Липецкий! Слава Богу, успели сделать иконостас к его приезду.
После службы разговорились с батюшкой. Оказалось, что он сам родом из этих мест. Хорошо знает и историю этих мест и историю храма. Именно поэтому на стенах храма его стараниями появились памятные таблички и священникам, что служили в храме с момента его открытия в 1836 году, и сельчанам, отдавшим свои жизни за Родину в годы Великой отечественной войны. Никого не забыл отец Николай. Поднял краевые архивы, архивы епархии за 1911 год.

Удивительно, как вообще могли сохраниться такие уникальные документы. Когда покидали Старые Ракитки, на въезде у дороги увидели величественный поклонный крест. Вышли из машины, поклонились, перекрестились трижды и отправились в г. Лебедянь к батюшке на трапезу. Когда пришло время прощаться, батюшка вновь обнял нас и подарил старый альбом, созданный когда-то местным краеведом, многие годы собиравшим исторические материалы о г. Лебедянь и его окрестностях. Когда в машине я перелистывал альбом, между страниц мне попался листок, на котором были написаны следующие стихи:
Церковь стояла в Ракитино.
Жил-был Отец Николай
Господи, сирой обители
Крепкого мужа подай!
Крест расшатали и скинули,
В церкви устроили срам.
Долгие годы мы видели
Русский растерзанный Храм.
Господу Богу помолимся:
Веру в спасенье нам дай!
Так призывает в Ракитино
Старец Отец Николай.
Так утверждает в Ракитино
Старец Отец Николай.
Было ль на то ему виденье,
Сам ли он выбрал тот путь-
Церковь родную в Ракитино
Людям обратно вернуть.
С миру по нитке копеечки
Где только он ни искал;
Поездом тюки пудовые
В церковь руками таскал.
Господу Богу помолимся:
Крепости духа нам дай!
Так в Пушкарях проповедует
Старец Отец Николай.
Так в Пушкарях проповедует
Старец Отец Николай.

Из Лебедяни мы отправились в Свято-Дмитриевский Иларионовский Троекуровский женский монастырь, что располагается недалеко от г. Лебедяни. Его восстановление началось всего 8 лет назад, а сколь многое уже сделано! Есть в этом монастыре вновь обретенные в 1999 году мощи преподобного Илариона Троекуровского, которые покоятся в Михаило-Архангельском храме монастыря. Поклонились мощам чудотворца и целителя Илариона, пообщались с матушкой-настоятельницей и заторопились в дорогу. Путь наш лежал в г. Задонск в Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Ехали быстро, торопились успеть в Задонск засветло и это нас подвело. Начала сказываться усталость, да безсонная ночь. Мой товарищ, Стефан, стал замечать, что по новой трассе (а ее только открыли) ехать в состоянии усталости непросто: качество дороги очень высокое, дорога прямая, расслабляешься и… И он действительно заснул!
Всего на пару секунд, нот этого хватило, чтобы машина уклонилась вправо и ударилась об отбойник. Стефан очнулся и изо всех сил пытался выровнять траекторию движения автомобиля, но скорость была довольно высока и нас стало заносить, закружило и в конце концов после многочисленных вращений мы «причалили» багажником в отбойник.

Господи, спаси и сохрани! Огляделись… Слава Богу! Уберег Спаситель! Все целы, лишь небольшая шишка у меня на лбу. Сотрудники ГИБДД утешали нас как могли, помогли собрать разлетевшиеся по дороге газеты «Русская Береза». «Откуда у Вас столько газет?»
«Мы из фонда «Русская Береза». Возьмите, почитаете, очень интересная. Везли в Задонск, да вот теперь придется везти обратно, машина не заводится, да и разбита прилично».
«А можно побольше взять? На весь наш отряд?». «Конечно, берите сколько надо».
А, может, так и должно было произойти? Чтобы от чего-то нас предостеречь, заставить задуматься? Кто знает. Было грустно от того что миссию выполнили не до конца. Эвакуатор не спеша повез нас в сторону Москвы. На МКАДе нас уже ждали Оксана Михайловна с мужем Григорием Алексеевичем и моя Маришка, но встретились мы не сразу. Забыли, что два Каширских шоссе, вот и ждали у другого и никто не мог понять, почему мы друг друга не видим, но вот, наконец, встретились. Мы со Стефаном все еще находились под впечатлением от случившегося, потому наше состояние вызвало озабоченность всех встречавших. Но, немного пообщавшись, успокоились. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

Самый известный монастырь Задонска — это, конечно, Рождество-Богородицкий, в котором хранятся мощи святителя Тихона Задонского. Но поход по монастырям и храмам города я начну не с него.
Километрах в трёх от моста через Дон в бывшем селе Тюнино находится Богородице-Тихоновский женский монастырь.
«Здесь место святое и весьма приятное: оно утешает дух мой радостью, точно рай земной». Эти слова святитель Тихон Задонский сказал о том месте, где сейчас расположен монастырь.
Начался монастырь с церкви иконы Богородицы «Живоносный источник», построенной рядом с родником, обустроенным Тихоном.
Официальная дата утверждения Богородице-Тихоновского монастыря – 1867 год. Монашеская жизнь укреплялась, росло хозяйство. Святая обитель с целебным источником и купальнями стала местом паломничества богомольцев.
2. Монастырь украсился новым пятикупольным собором в честь Вознесения Господня.
После революции насельницы долго терпели притеснения, голод, лишения. Постройки монастыря были приспособлены под городские нужды.
В 1930 году при окончательном разорении обители многие сестры были приговорены к разным срокам ссылки, а матушка игумения Мелитина и духовник монастыря отец Гордей расстреляны.
Восстановление монастыря началось в 1994-м году, монашеская жизнь возобновилась в 2002 году.
3. В 2011-м начались службы в Вознесенском соборе.
4. Устроен иконостас.
Но к росписи стен ещё не приступали.
5. Лестница на хоры.
6. Келейный корпус.

9. Километрах в пяти от Тюнино в лесу уютно разместился Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь.
10. Белая стена, белая церковь-колокольня, белый храм.
Своим появлением монастырь тоже обязан Тихону Задонскому.
11. Тихон любил в поисках молитвенного уединения ездить в эти тихие спокойные места по берегам речки Проходни.
12. Здесь тоже был родник, а потом ещё и купальня.
После канонизации Тихона Задонского в 1861-м году не остались без внимания и его любимые места.
Богородицкий монастырь выкупил землю рядом с источником и на холме была обустроена пасека и поставлены несколько деревянных изб, где жили иноки, присматривающие за пчёлами.
13. Пасека в монастыре есть и сейчас.
К тому времени Богородицкий монастырь стал достаточно суетным местом из-за большого числа паломников и братия пожелала построить в лесу скит для монашеского уединения и молитв.
В 1865-м году в скит перенесли деревянную церковь из села Гнилуши, которую освящал ещё сам Тихон.
Строительством монастыря занимался архимандрит Димитрий — настоятель Богородицкого монастыря. Официально монастырь был открыт в 1873-м году.
14. В 1877-м году была построена колокольня, совмещённая с надвратным храмом и святыми воротами.
15. В 1883-м году по типовому проекту Тона был построен храм Троицы Живоначальной напоминавший уменьшенную копию Храма Христа Спасителя в Москве.
При восстановлении храма в конце 1990-х выяснилось, что грунт сдвинулся, и воссоздать храм в первоначальном виде уже не получится.
Количество насельников достигало 100 человек, были выстроены братские корпуса, больница.
16. Сейчас в монастыре ведётся большое строительство — сразу несколько больших жилых корпусов.
17. Думаю. что кроме монастырских нужд, они предназначены и для приёма паломников, прибывающих поклониться святыням Богородицкого монастыря.

В 1921-м году монастырь был закрыт. Насельников моложе 50 лет и крепких здоровьем отправили на принудительные работы, остальных — в дом инвалидов. В 1922 году на территории монастыря расположился совхоз, а в 1923-м — большая детская колония «Уют».
В войну в монастыре был госпиталь и школа разведчиков. Колокольни всех четырёх задонских монастырей были разобраны, чтобы не служили ориентирами для немцев. Немецкий десант прорвался на территорию госпиталя и расстрелял всех раненых.
19. При восстановлении монастыря было обнаружено множество останков раненых бойцов, они были захоронены в братской могиле рядом с монастырём.
На мемориальных досках 170 фамилий, больше установить не удалось. Каждый день на службах поминаются их имена. Ещё поимённо поминаются погибшие на «Курске», погибшие при ликвидации аварии в Чернобыле.
В 1950 – 1960 годы здания монастыря перестроились под нужды размещенного здесь Задонского психоневрологического интерната. Колокольня, сохранившая только свой первый ярус, была превращена в сушилку. Соборную Троицкую церковь, снеся купола, перестроили в двухэтажное здание, на верхнем этаже которого разместился кинозал для больных, а внизу – столовая и кухня с соответствующими службами. От братской трапезной, старого настоятельского корпуса не осталось и следа. Деревянный Тихоновский храм, освященный самим Святителем, был разрушен еще раньше: после войны местные жители разобрали его на стройматериалы.
Рассказывают, что один из монахов, который не захотел расстаться с родным монастырем, проживал в интернате на правах больного, хотя все знали, что он не только здоров, но и имеет многие духовные дарования. К нему приходили за утешением и советом. А чтобы не привлекать к себе внимания, он юродствовал, катая одной бутылкой разбитые стекла от другой.
Медсестры психоневрологического диспансера рассказывали, что во время разрухи они тайно организовывали походы к источнику вместе с больными, старались поддерживать святой источник в чистоте и порядке.
Сейчас интернат тоже существует, но уже за территорией монастыря, во вновь построенных в 1989-м году специально приспособленных зданиях.
20. В одной из угловых башен, построенной на месте, где находился шалашик Тихона Задонского, устроена часовенка.
В 1991-м году монастырь был возвращён церкви и ныне действует уже как женский. Первая служба прошла в праздник Преображения Господня, поэтому монастырь получил к своему названию ещё и «Преображенский».
Уже в 2000-х стали открываться послушания: швейная, пекарня, просфорня, прачечная, хозяйственный двор с коровником, овчарней, курятником и теплицей. Разбивается огород. Идут работы на монастырских полях.
21. У монастыря своя техника, насельницы стараются сами себя обеспечивать.
Открываются басменная мастерская, прядильная, резьба по дереву.
22. Во дворе устраиваются цветники, широким зеленым ковром ложится газон.
Кроме трёх монастырей, в Задонске есть ещё два больших городских храма — Успенский и Троицкий.
23. Успенский собор. Построен в самом конце 18 века рядом с главной городской площадью и долгое время был главным приходским храмом Задонска, в том числе и при советской власти.
24. Но, в 1970-м году городские власти, видимо, посчитали, что за спиной у Ленина вести церковные службы нельзя и храм закрыли.
Сейчас на реставрации.
25. Классическая колокольня
26.На улице Карла Маркса, в двух кварталах от улицы Коммуны находится Троицкий собор.
Он был построен в конце 19-го века по проекту воронежского архитектора Александра Кюи, освящён 12 августа 1897 года.
Более 30 лет он был соборным храмом Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря (Скорбященского). Монастырь играл «вспомогательную» роль — основной задачей сестёр было служение больным и бедным странникам, прибывшим в Задонск поклониться святыням. К 1917 году в монастыре было около 200 насельниц. После революции монастырские постройки постепенно отбирались для нужд новых властей и в 1929-м монастырь окончательно был закрыт. В монастыре была детская колония, келейные корпуса отдали под квартиры, в главном корпусе был хлебозавод. Скорбященскую церковь 1860-го года постройки снесли. Сохранился Троицкий собор.

В 1970-м городские власти закрыли Успенский собор и вынудили общину перейти в полуразрушенный Троицкий. К тому же, в 1971-м во время сильной грозы молния ударила в купол, возник сильный пожар. Службы начались только в 1974-м году. И сейчас работы по восстановлению внутреннего убранства далеки от завершения. С возрождением Рождество-Богородицкого монастыря центр духовной жизни переместился туда, а Троицкий собор остался единственным приходским храмом.

А про Рождество-Богородицкий монастырь я расскажу в следующий раз
Другие отчёты по этой поездке:
Пальна-Михайловка
Задорный Первомай в Ельце
Елец воинский
Задонск светский
Задонск. Монастыри и храмы
Задонск. Рождество-Богородицкий монастырь
Богородицк. Парк, дворец, город

В середине 17 века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная позднее в 1779 году в город Задонск. В 1692 году обитель постигло тяжелое испытание: в результате пожара она была уничтожена дотла. Но именно это трагическое событие прославило монастырскую икону Божией Матери «Владимирская» – она сохранилась на пепелище неповрежденной. Далеко разнеслась весть о чуде, и к монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители. К 1697 году обитель и все прежние здания были восстановлены. Строительство проходило тщанием игумена Трифона, бывшего настоятелем монастыря с 1693 г. по 1697 г. Спустя 44 года прежняя деревянная церковь обветшала, да и не могла уже вместить всех верующих, поэтому в 1736 году игумен Ефимий II предпринял строительство первой церкви из камня с двумя приделами — в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и во имя Евсевия, епископа Самосадского. Уже в 1741 году освятили главный престол. При игумене Ефимии с западной стороны монастыря были возведены каменные забор с воротами и готическая колокольня. На первом этаже колокольни располагался храм во имя святителя Николая, а по флангам возведены двухэтажные кельи с кладовыми.

Почитание Владимирской иконы Божией Матери в дальнейшем еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время свирепствования холеры в 1830-1831 годах, когда грозная смерть не коснулась ни одного насельника обители, в которой непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

Скромную Задонскую обитель ждало новое прославление. В 1769 году сюда переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон. Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год. Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста», сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных.13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божьего угодника.

В начале 19 века в монастыре осуществлялась перестройка строений. При архимандрите Иннокентии в 1806 году была устроена каменная трапезная с богатой отделкой в виде колонн, богатых украшений и алебастровых фигур. В ней же расположилась монастырская хлебопекарня. Позже трапезную переоборудовали в зимнюю церковь. В 1815-16 гг. были обновлены кельи, трапезная и прочие здания. В 1817 году к двухэтажному корпусу пристроили двухэтажную Вознесенскую церковь и помещение для больницы.В 1818 году рядом с Вознесенским храмом было возведено здание для духовного училища. В том же году в обитель прибыл Георгий (Задонский), который на протяжении 17-ти лет вёл в монастыре затворническую жизнь. В 1829 году началось строительство колокольни с храмом в честь свт. Николая Чудотворца, которую по постройке, 21 августа 1835 года, освятил архиепископ Антоний XI. Колокольня имела 11 колоколов. Самый первый и самый большой (весом 5т) отлили в 1846 году, второй колокол весил 1965 кг, третий 1146 кг. Общая масса колоколов составила 9844 кг.

В 1845 году было начато строительство нового величественного пятикупольного восьмипрестольного трехэтажного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленными мощи святителя Тихона. В 1861 году 13 августа состоялось его прославление. По случаю такого значительного события в жизни монастыря в город Задонск прибыло около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч человек. У мощей святителя совершалось множество благодатных исцелений. Мощи святителя Тихона стали живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтящих его память.Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божией Матери «Владимирская» и от мощей святителя Тихона, привлекали в монастырь тысячи паломников. К концу 19 столетия монастырь снискал подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России. В 1851 году указом Его Императорского Величества Николая I третьеклассный Задонский Богородицкий монастырь был возведен в первый класс.

В начале 20 века жизнь обители протекала размеренно и спокойно. Перед революцией на территории обители находилось 6 храмов. Самый величественный – собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, зимний храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм святителя Тихона Задонского. Под колокольней располагался храм в честь Святителя и чудотворца Николая, в трапезной – Вознесенский храм, на источнике – храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также на территории размещались жилые корпуса для настоятелей и братии монастыря, трапезная, хозяйственные постройки, уездное духовное училище, гостиница, больница, церковно-приходская школа, аптека. Монастырь имел свечной завод, 2 кирпичных завода. В духовном подвиге подвизалось более 200 иноков. Молитвами Богородицы, святителя Тихона, а также задонских старцев монастырь стал крупнейшим, любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь на богомолье в Иерусалим, они считали своим долгом прежде всего посетить Задонск, затем Киев, а потом идти в Святую землю.

В монастыре чин водоосвящения совершался 14 августа (Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня), 6 января (Крещение Господне), в пяток Светлой Седмицы (Иконы Божией Матери «Живоносный Источник») и в день Преполовения Пятидесятницы. В день Преполовения сюда торжественно приносилась с крестным ходом Владимирская икона Божией Матери и оставлялась до 1 октября. Перед ней служились заказные молебны с водоосвящением.

В период революционных событий Задонскую обитель ожидали тяжкие испытания. В 1919 году одними из первых в стране были вскрыты мощи святителя Тихона, и началось гонение на монашествующих. В 1929 году после сфабрикованного судебного обвинения часть монашествующих была арестована и сослана в места заключений и ссылку, а другая – изгнана из стен обители. Задонский Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, а имущество конфисковано. Мощи святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец и перед войной – в областной центр, город Орел.

За 60 лет монастырьон был неузнаваемо разрушен. В стенах обители за этот период размещались светские учреждения: районная больница, овощесушильный завод, детский дом, колбасный цех пищекомбината.

Восстановление обители началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Постройки бывшего монастыря возвращались истинным хозяевам не сразу. В 1990 году первым насельникам будущей обители было выделено только несколько комнат в одном из зданий, да сам собор. Первое архиерейское богослужение в соборе состоялось 26 августа 1990 года, в день памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца. В марте 1991 года приняли монашеский постриг первые пять послушников обители. В августе 1991 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Тихона из Орла в Задонскую обитель.

Через два года в монастырь были возвращены останки местночтимых праведников, которые в годы лихолетья были изъяты из усыпальницы и вывезены на городское кладбище. Быстрыми темпами шло восстановление обители. Одной из первых была воздвигнута восьмидесятиметровая колокольня. Засияли купола Владимирского собора. В 1998 году произошло особое событие в жизни обители. Задонский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Алексием II. Духовенство и насельники монастыря получили великую милость – услышать напутственное Слово и получить Первосвятительское благословение.

После его визита начинается интенсивное восстановление обители. Реконструируется Вознесенский трапезный храм. Восстанавливается храм в честь святителя Тихона Задонского. В 2003 году были начаты восстановительные работы зимнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Также в этот год на святом источнике восстановлен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». А в 2006 году была построена купальня для желающих окунуться в целебные воды. В монастыре работала иконописная мастерская, и иконы великолепного письма заполнили иконостас Владимирского собора.

К 2003 году завершилось возвращение обители основных строений, принадлежавших ему до революционных событий. 13 апреля в обитель был привезён пятитонный колокол, который был отлит в марте 2005 года в Воронежской фирме «Вера» на средства, пожертвованные ОАО «Центр Телеком». 22 апреля 2005 года он был освящен и поднят на колокольню. До этого самым крупным колоколом обители был колокол весом в одну тонну.

Также в 2005 году в знак признательности и любви к святителю Тихону на территории монастыря был воздвигнут памятник великому угоднику Божиему. Традиционно в августе проходят торжества в день его памяти. Тысячи верующих стекаются в эти дни в обитель, чтобы поклониться любимому святому и быть причастными к духовной радости всех участников торжеств. До сих пор бережно хранится и почитается в монастыре все, что связано с памятью святителя Тихона. В 2005 году была установлена новая сень над ракой с мощами святителя, а в 2006 году – новая серебряная рака с искусной чеканкой – драгоценный ковчег для хранения главной святыни обители – мощей святителя Тихона Задонского. Облачение святителя, в котором он был погребен, совершенно не тронуто временем, покоится в стеклянном ковчеге рядом с его мощами. У мощей святителя, на его святом источнике, и даже после молитвенного призывания святого до сих пор происходят многие исцеления телесных и душевных недугов. Об этом свидетельствуют многие письменные и устные отзывы, собранные игуменом Стефаном в отдельно изданную книгу, вместе со свидетельсвовами исцелений, опубликованными в дореволюционный период.

В Задонской обители во Владимирском соборе в мраморной гробнице сохраняются и мощи 11 Задонских подвижников благочестия. Здесь же находится множество икон святых Божиих угодников с частицами их мощей. Новые прекрасные иконы, написанные насельниками монастыря, восполнили утрату старинных икон в период разорения обители. Во Владимирском соборе в настоящее время находится множество местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, частицы мощей святых Божиих угодников. В обители есть иконы старинного письма, бережно сохраненные верующими в годы безбожной власти. Среди них наиболее почитаемые: иконы святителя Тихона Задонского и икона Божией Матери «Владимирская».

В 2010 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь отметил свой 400-летний юбилей. К этому времени были восстановлены основные корпуса и храмы обители. В связи с юбилеем, впервые за столетия здесь совершена Божественная литургия, возглавляемая Святейшим Патриархом всея Руси Кириллом. В стенах монастыря проводят с 2005 года один из дней работы Свято-Тихоновские образовательные чтения (совместным проектом Липецкого епархиального управления и администрации Липецкой области). С 2014 года – проводятся Рождественские образовательные чтения регионального этапа.

В последние годы в обители ведутся не только ремонтные работы, но и строятся 3-х этажная просфорная, 3-х этажные склады, 5-ти этажная гостиница для паломников, крытый лестничный спуск к «Живоносному источнику».

Основная застроенная часть территории монастыря занимает площадь в 7,5 га. Эти земли находятся в бессрочном безвозмездном пользовании, как территория памятника истории и культуры XIX века, охраняемая государством. За монастырем числится 500 га пахотных земель, а лесные угодья занимают 170 га.

В монастыре развито подсобное хозяйство. В 1995 году монастырю была возвращена территория в пойме реки Дон, где сейчас располагается подворье обители с животноводческой фермой. В обители имеется свой автотранспортный комплекс, пасека, рыбоводческое и животноводческое хозяйство, механическая и кузнечная мастерские, мастерская по скульптурной лепке, вышиванию, швейный и консервный цеха.

Растет число монашествующих. Каждый год совершаются постриги, братья монастыря рождаются для новой духовной жизни. В 2017 году в Задонском мужском монастыре подвизаются и трудятся около 500 насельников. Среди них: 1 митрополит, 1 епископ, 1 архимандрит, 5 игуменов, 40 иеромонахов, 14 иеродиаконов, 5 схимонахов, 36 мантийных монахов, 20 иноков, 40 послушников.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь является самым крупным в Липецкой митрополии. Обитель является духовным ее центром. Здесь проходят многие торжества епархиального значения. В праздничные дни совершаются торжественные архиерейские богослужения, в которых принимают участие многочисленные паломники и гости. В дни престольных праздников в совершаемых богослужениях принимает участие духовенство других епархий.

Торжественные архиерейские богослужения совершаются во Владимирском соборе монастыря в сослужении многочисленного духовенства епархии.

В дни великих и престольных праздников после торжественных богослужений насельники Рождество-Богородицкой обители проходят крестным ходом вокруг Владимирского собора. А 24 августа, встречая крестные ходы из Воронежа, Липецка, Ельца, проходят крестным ходом по главным улицам г. Задонска.

С 1990 года престольные праздники в честь Владимирской иконы Божией Матери особо почитаемы в обители. Богослужения возглавляет наместник монастыря – Липецкий митрополит Никон. В эти дни после литургии совершается крестный ход вокруг Владимирского собора с кратким молебном. Приезжает много гостей, благодетелей. Как обычно, монашеская и паломническая трапезные потчуют гостей бесплатно.

В праздник Крещения Господня освящение воды совершается на святом источнике, в часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Крестный ход к источнику возглавляется духовенством монастыря. После молебна и окропления всех участников, присутствующие с большой радостью погружаются в купель святого источника.

Ежегодно в день памяти преподобного Никона, игумена Киево-Печерского в обители совершаются также торжественные архиерейские богослужения. После Божественной литургии духовенство епархии, гости обители поздравляют митрополита Липецкого и Задонского Никона с Днем Ангела.

Уклад и порядок богослужений Задонского Рождество-Богородицкого монастыря

Задонский монастырь осуществляет свою деятельность по Уставу, утвержденному в соответствии с принятым Священным Синодом единым уставом епархиальных монастырей Русской Православной Церкви. Уставом определяется, что монастырь является православной религиозной организацией, объединяющей на добровольных началах совершеннолетних граждан Российской Федерации для совместного исповедания и распространения христианской Православной веры, а также для духовно-нравственного совершенствования.

С 1991 года Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь возглавляет Митрополит Липецкий и Задонский Никон (Васин). Он является священноархимандритом обители. Наместнику помогают управлять: благочинный и казначей, эконом, духовник, экклесиарх – заведующий ризницей и богослужением; типограф – управляющий типографией; келарь – заведующий продовольственной частью обители.

Задонский монастырь по строю жизни является общежительным: за свой труд на различных послушаниях насельники не получают оплаты и не имеют своей собственности, все необходимое получая от монастыря.

Основу монастырского уклада составляют: храмовое богослужение, монастырские послушания (духовнополезный интеллектуальный и физический труд) и келейная молитва.

Высшей школой благочестия и духовного просвещения служит чин богослужения церковного, так как в Церкви Христовой все освящено и запечатлено Божественной истиной. Слово Божие, изреченное Духом Святым через богодухновенных мужей, святых пророков и апостолов, церковные молитвы и песнопения, является глубоким и чистым источником учения, который способен напаять и укреплять не только ум человека, но и его сердце, и волю.

Богослужение в обители совершается ежедневно. Вечером (в 17 часов — в летний период, и в 16 часов — в зимний) служатся девятый час, вечерня, утреня и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней в это же время совершается положенное уставом всенощное бдение.

После ужина в храме у мощей святителя Тихона Задонского читается вечернее правило, состоящее из молитв «на сон грядущим» и краткого Богородичного правила. Затем братия прикладываются к мощам святителя Тихона и идут крестным ходом вокруг монастыря. По совершению крестного хода часть братии остается в храме для чтения нараспев акафистов святителю Тихону Задонскому и Владимирской иконе Божией Матери.

Утреннее братское правило начинается в 6 часов утра. Оно состоит из утренних молитв, полунощницы и акафиста. С понедельника по четверг читается акафист Матери Божией пред Ее Владимирской иконой, в пятницу – акафист Иисусу Сладчайшему, в субботу – акафист Пресвятой Богородице. Акафисты совершаются посреди храма, возглавляются служащим иеромонахом или одним из старших священнослужителей, кондаки и икосы читаются поочередно всеми членами братии. После акафиста все члены монастырского братства берут благословение у учиненного иеромонаха и расходятся по своим послушаниям.

В воскресенье после утренних молитв и полунощницы служится праздничный молебен с акафистом святителю Тихону у раки с его мощами.

Во время полунощницы совершается проскомидия, братия вычитывают синодики «о здравии» и «о упокоении». После утреннего правила читаются третий и шестой часы и совершается Божественная литургия.

Литургия служится ежедневно, начинается в 7 часов 30 минут по будням и в 8 часов по праздничным дням.

В Задонском монастыре поддерживается традиция, сложившаяся еще до революции, – это обилие заупокойных молитвословий и песнопений. В некоторые дни в обители служится заупокойная Божественная литургия, а накануне, на утрени, к дневным канонам Октоиха и Минеи присоединяется заупокойный канон Октоиха по гласу из богослужения субботы. В этом случае по 6-ой песни канона утрени бывает заупокойная ектения, а после первого часа – заупокойная лития.

За каждой Литургией священнослужители произносят поучение. В праздничные дни: после запричастного стиха проповедь произносит чередной иеромонах или иеродиакон, а после отпуста – один из старших священнослужителей. Иногда после праздничной Литургии (когда дается крест) братский хор исполняет духовные песнопения по типу народных кантов.

В престольные праздники монастыря – 26 августа, в день памяти святителя Тихона, и 3 июня, 6 июля, 8 сентября, в дни празднования Владимирской иконе Божией Матери – после торжественного богослужения обычно совершаются церемонии вручения церковных наград мирянам. В воскресные и праздничные дни по завершении Литургии братия чинно, во главе со старшим священнослужителем, идут в трапезную. Совершается чин Панагии.

Пища готовится и подается на столы с Иисусовой молитвой. Во время трапезы читаются жития святых, творения святых отцов. В будни братская трапеза бывает в 11 часов и возглавляется чередным иеромонахом. Вечерняя трапеза в праздники совершается после вечернего богослужения, а в простые дни – в 19 часов зимой и в 20 часов летом. Кроме того, в будни предусмотрены, не обязательные для всех, — завтрак в 7 часов 30 минут и полдник в 15 часов.

В монастыре круглосуточно читается Псалтирь (Неусыпаемая Псалтирь) о здравии и о упокоении. Ежедневно совершаются сорокоусты, служатся молебны о здравии с акафистами Господу, Божией Матери, святым, а также панихиды по усопшим. На Божественной литургии совершается сугубый помин живых и усопших.

У главной святыни монастыря, честных мощей святителя Тихона Задонского во Владимирском соборе, насельники монастыря несут круглосуточное дежурство.,

Задонская обитель стала крупнейшим духовным центром не только Липецкой митрополии, но и всей страны. За 27 лет возрождения на территории монастыря восстановлено почти полностью 7 храмов, просторная монашеская трапезная на 250 мест, братские корпуса и много других построек. В монастыре имеется 2 гостиницы: для священнослужителей на 30 мест и для паломников на 70 мест. Но этого явно не достаточно. Приходиться размещать гостей в храмах. С 2013 года ведется строительство 5-ти этажной гостиницы для паломников. Выстроен цокольный и первый этаж. Строительство ведется медленно из-за нехватки средств. Поэтому, будем признательны за любую жертву для монастыря. Братия молится за всех благодетелей обители и желает им здравия и спасения

Наши реквизит:

ИНН 4808002172 / КПП 480801001

ОГРН 1024800004492

Православная религиозная организация Задонского Рождество-Богородицкого мужского Епархиального монастыря г. Задонска

Адрес:

399200, Липецкая область, г. Задонск, ул. К. Маркса, д. 121

Банк:

отделение № 8593 Сбербанка России г. Липецк

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *