Лилит

У этого термина существуют и другие значения, см. Лилит (значения).

Лилит

ивр. ‏לילית‏‎


«Адам, Ева и Лилит»

Пол

женский

Имя на других языках

лат. lilith

Местность

Эдем

Упоминания

Ис. 34:14

Отец

не было

Мать

не было

Супруг(а)

Адам

Связанные понятия

Эдемский сад
Самаэль
Дьявол
Первородный грех

Связанные события

Сотворение человека
Грехопадение

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

Лили́т (ивр. ‏לילית‏‎) — женщина-демон в еврейской мифологии. В каббалистической теории — первая жена Адама.

В еврейском тексте книги Исаии, повествующей о запустении Идумеи после Божественного суда, «лилит» традиционно переводится как «ночное привидение». Лилит упоминается в Талмуде; как первая жена Адама, описывается в Алфавите Бен-Сира (700—1000 годы н. э.) и каббалистической Книге Зогар. Упоминается в Свитках Мёртвого моря и в некоторых ранних апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон.

Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носят ночные демоницы, которые убивают детей и издеваются над спящими мужчинами. Имя Лилит, возможно, встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.

Этимология

В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например, ивр. ‏דממה לילית‏‎ дмама лейлит — «ночная тишь»).

Кроме этого в иврите (а возможно, и в других семитских языках) словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов. Скорее всего, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой.

Существует также мнение, что это имя происходит от шумерского лиль («воздух, ветер; дух, призрак»).

Возможно, справедливы все точки зрения.

В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее:

Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает «воздух, ветер; дух, призрак», по-аккадски лилу — «ночь». Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Скорее всего, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)

Рельеф Бёрни («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

В Ветхом Завете

Ни в одной библейской книге Лилит как персонаж не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии говорится о запустении Идумеи после Божьего суда:

И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой.

При создании Септуагинты, перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, учёные-раввины в греческом тексте слово lilith не оставили (имя собственное должно было сохраниться без изменений), а перевели его как Ονοκένταυροι (получеловек-полуосёл). В Славянской Библии оно дано уже без перевода: «ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища».

В английском тексте Библии короля Якова говорится о «screech owl» (сипуха, но существует устаревшее значение — «дурное предзнаменование»). В версии New American Standard Bible говорится о «the night monster» (ночное чудовище). Также обе версии используют женский род.

В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное «ночное» от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное привидение, имея в виду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх. Блэр (2009) показывает, что это птица.

Лилит в еврейской традиции

В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями.

Некоторые мидраши и каббалистические источники говорят о двух Лилит:

  • Старшая Лилит («Бабушка Лилит») — жена Самаэля, царица и мать демонов.
  • Младшая Лилит — супруга Асмодея.

При этом речь идет о двух образах одной дьяволицы.

Самаэль часто отождествляется с Сатаной.

Легенды о происхождении Лилит

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof).

Три ангела настигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказалась возвратиться к мужу.

После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана Богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

Лилит в каббалистической традиции

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

Согласно Трактату о левой эманации, от связи Лилит и Самаэля родился слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге Зоар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов.

Лилит в современном сатанизме

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford).

В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Исключением является Лавеевская традиция. В ней Лилит почти не упоминается. В остальных случаях её упоминают среди высших дьяволов:

  • Мать Жизни и Смерти согласно материалам Templium Lilithi (Храма Лилит).

….Из бездонных глубин предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия.

Ты породила малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного града….

  • Мать Демонов согласно Книге Десяти Воззваний (Codex Decium) Валентина Скавра.

О, Мать Лилит, Мать Демонов,
К Тебе взываю, Тебя приглашаю…
Царица Тьмы и нечистых чар,
Лица Твои — Ночь и Ужас,
Сердце Твое — средоточие Зла. Книга Десяти Воззваний (Codex Decium)

  • Одна из 11 высших дьяволов и супруга Сатаны в Либер Азерате (Liber Azerate), изданной Храмом Чёрного Света (TOTBL).

От Адрамелека, властителя всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой Пентаграммы.

От Лилит, царицы тёмных измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы.

  • Мать Каина и супруга Сатаны в книге Майкла Форда «Люциферианское Ведьмовство» (Luciferian Witchcraft, Michael Ford)

Методология совершения этого великого греха такова — зороастрийские и еврейские жрецы писали, что Ариман-Самаэль не имеет способности к предвидению, так что лишь через соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra, воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI.)

  • Одна из девяти высших дьяволов в «Полной Книге по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry).

Лилит. В еврейском мифе первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать новорождённых младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти.

Лилит — княгиня (принцесса) Ада.

  • Мать племени демонов в Inferion.

Я — матерь племени Демонов.
Как ночь, я являю атрибуты своей власти.
Мое немилосердное присутствие
Обескровливает Вселенную.

Необходимо отметить, что перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на предмет.

В культуре

В этом разделе могут перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы показать влияние объекта статьи на значимые произведения искусства, основываясь на авторитетных источниках, избегайте перечисления незначительных фактов.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июля 2019 года.
  • 1960 — Личная жизнь Адама и Евы (США) — роль Лилит исполнила Фэй Спейн
  • 1972 — Лилит (СССР) — мультипликационный короткометражный фильм. Режиссёр Роберт Саакянц
  • 1995 — Логово змея (США) — роль Лилит исполнила Лиза Барбуша
  • 1995 — Евангелион (Япония) — в Евангелионе Лилит представлена, как гуманоидное существо, от которого произошли «лилин», люди
  • 1996 — Байки из склепа: Кровавый бордель (США) — роль Лилит исполнила Энджи Эверхарт
  • 2007 — Дьявол в женском обличии (США) — роль Лилит исполнила Натали Шперл
  • 2007—2009 Сверхъестественное (США) — Лилит является главным антагонистом третьего и четвёртого сезонов сериала «Сверхъестественное». Роль исполнили Сиерра МакКормик и Рэйчел Патти
  • 2009 — Ангел зла (США) — Лилит вселяется в тела недавно умерших женщин
  • 2009 — Гольфстрим под айсбергом (Россия, Латвия) — киноальманах из 3-х новелл, объединённых мифом о Лилит
  • 2018 — Сумеречные охотники (США) — роль Лилит исполнила Анна Хопкинс{
  • 2018—2019 — Леденящие душу приключения Сабрины (США) — роль Лилит исполнила Мишель Гомес
  • 2019 — Люцифер (США) — в четвёртом сезоне Лилит упоминается как мать демона Мейзикин (Лэсли-Энн Брандт), а также, по рассказам Евы (Инбар Лави), — первая и любимая жена Адама
  • 2019 — Покои (США) — в сериале группа религиозных людей пытается привести дух Лилит в реальный мир

Примечания

  1. Ис. 34:14

    И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой.

  2. Шарль Фоссе. Ассирийская магия (с предисловием В. В. Емельянова)
  3. John M. Riddle. Goddesses, Elixirs, and Witches: Plants and Sexuality throughout Human History. — NY: Palgrave Macmillan, 2010. — P. 14-15.
  4. Крамер С. Н. История начинается в Шумере / Пер. Ф. Л. Мендельсона. — М.: Главная редакция восточной литературы, 1965. — С. 228.
  5. Dietrich Opitz. Ur // Archiv für Orientforschung, 8. Bd. (1932—1933), S. 328—331.
  6. Judit M. Blair De-Demonising the Old Testament — An Investigation of Azazel, Lilith, Deber, Qeteb and Reshef in the Hebrew Bible. Forschungen zum Alten Testament 2 Reihe, Mohr Siebeck. 2009. ISBN 3-16-150131-4.
  7. 1 2 3 4 5 Лилит — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. 1 2
    • Папазян А. А. Лилит // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
    • Папазян А. А. Самаэль, Саммаэль // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  9. Лилит // Большой энциклопедический словарь.
  10. Лилит // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 495 с.
  11. 1 2 3 4 Либер Азерате, Храм Чёрного Пламени (Liber Azerate, TOTBL), офиц. перевод E.T. (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июля 2009. Архивировано 26 октября 2011 года.
  12. 1 2 Люциферианское Ведьмовство, Форд М, Суккубус Паблишинг (Luciferian Witchcraft, Succubus Publishing, Michael Ford), MMV
  13. Официальный сайт Храма Лилит (недоступная ссылка). Дата обращения 17 августа 2009. Архивировано 19 апреля 2009 года.
  14. 1 2 Книга Десяти Воззваний (Codex Decium), на англ. и лат. языках опубликовано в издании «A.M.S.G.», V.Scavr, русская официальная публикация
  15. The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  16. Inferion, Vox Inferni Press, 2008 (недоступная ссылка). Дата обращения 17 августа 2009. Архивировано 29 января 2010 года.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34:13-14). Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври , обретшее себе покоища. В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение, имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» (23а). Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Она относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеет религиозной ценности.

Миф этот абсолютно несовместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи – падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2:13). Мнение, что в книге Бытия содержится два разных рассказа о сотворении прародителей, совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27). Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительства нашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого. Поэтому сказано: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3-5).

analizator_sam

Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
«glittering sons and radiant daughters» («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!
А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)
«Ибо до Евы была Лилит» — гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века — как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, — многое в этой статье покажется удивительным.
Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».
Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова».
Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок — бесполезный копчик — до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.
Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским — сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.
В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха – и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.
У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.
Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.
Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы настигли Лилит в Красном море – в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение – портить детей: мальчиков – на восьмой день после рождения, а девочек – на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».
Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла – ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится – это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.
Несомненно, Лилит — наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь – это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.
Чтобы уберечься от Лилит – как, впрочем, и другой нечистой силы, – в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь.
Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.
Остается добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти, вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power… А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности – рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его».
Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло…
Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту». Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».
Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века – дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб. В их творчестве – как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:
«У Лилит — недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы — и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».
Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери – почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той – окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…
Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «… уже очень рано <…> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <…> — Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).
Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе — и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему — преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества — знать добро и зло. Привилегия божества — именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» — записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.
В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:
«…Как живется вам с стотысячной —
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..»
В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне – Тоска Адама по Лилит, до – первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».
Владимир Набоков, который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:
«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях…»
Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая — он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.
В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит – девочка с лилией – Лолита»? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.
Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени… Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается – и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:
«… Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, «enfant charmante et fourbe» — глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».
Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая — соблазняющая, убегающая, недостижимая, — для Гумберта именно Лолита.
Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать», но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью». И не беда, что бессмертные дочери Лилит – вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые – не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества – старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин:
«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!»
Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.
По материалам Дневника Алексея РУДКО и Журнала Дружественной Водолейки Tags: Демон Лилит, Мифы и Легенды, Мужчина и Женщина, Человек и Природа

По Библии, до Евы у Адама была первая жена — Лилит

Лилит действительно упоминается в Библии, хотя и не названа по имени.

(Быт. 1:27)

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»

Вроде бы здесь говорится о Еве, но суть в том, что событие это описано ещё до её сотворения. В этом стихе речь идёт о шестом дне творения, так что упомянутый библейский персонаж — это первая женщина, созданная Богом. Ева появится позже — из ребра Адама.

«Лилит», художник Джон Кольер

Есть альтернативный взгляд на данный стих. Согласно документальной гипотезе, Пятикнижие Моисея — не оригинальная рукопись, а результат слияния четырёх источников:

  • Яхвист;
  • Элохист;
  • Священнический (жреческий) кодекс;
  • Второзаконие.

Именно наличие нескольких источников способствует тому, что в Библии многие истории рассказаны дважды и по-разному (например, два маршрута исхода или два списка Десяти Заповедей).

Сами тексты до нас не дошли, но филологи и источниковеды умело определяют, какой фрагмент откуда взят.

Две истории сотворения первой женщины происходят из разных источников:

  • По Яхвисту: первая женщина сотворена из ребра Адама, её звали Ева;
  • По Священническому кодексу: первая женщина сотворена вместе с Адамом по образу и подобию Божьему.

То есть в оригинале эти версии не находились вместе, а потому могут быть лишь разным взглядом на одно и то же событие.

По преданию, Лилит повздорила с Адамом и покинула его

Есть несколько вариаций предания о Лилит. Кратко и в общем виде это выглядит так. Бог создал мужчину Адама и женщину Лилит. Но те повздорили. Обычно причиной называют разногласия по поводу интимной жизни: Лилит не желала быть под Адамом, а тот не хотел уступать женщине.

В этом видят отражение древнего противостояния патриархального и матриархального общества. Хотя достоверных сведений о реальных матриархальных культурах почти нет (разве что мифы об амазонках и почитание богини-Матери намекают на такую возможность), всё же патриархальная традиция всегда пыталась воспрепятствовать женскому правлению.

Но вернёмся к Лилит. О дальнейшей её участи рассказывает апокриф Алфавит Бен-Сиры (к нему ещё вернёмся).

Амулет от Лилит из апокрифической книги ангела Разиэля

Лилит покинула Адама. Неверные переводы при этом сообщают, что она произнесла имя Бога и улетела, но в действительности ни о каком полёте речь не идёт. Правильный перевод глагола близок к слову «вырвалась». Относительно роли имени Бога есть немало толкований, углубляться в них излишне.

3 ангела согласно средневековому апокрифу, преследовали сбежавшую Лилит

Лилит преследовали три ангела. Они настигли беглянку (возможно, её прибежищем стала пещера), но та убедила их не вступать в битву. Известно, как звали ангелов:

  • Сеной;
  • Сансеной;
  • Семангалоф.

Эти имена ангелов встречаются на амулетах для защиты от Лилит. И, кстати, более нигде. Этих ангелов называют защитниками здоровья.

Происхождение образа Лилит уходит слишком глубоко в историю

Узнать что-либо об изначальном образе Лилит невозможно. Он настолько древний, что просто не сохранилось никаких источников для успешных исследований. К тому же требуется не просто археологическое изыскание, а основательное междисциплинарное исследование, где будут задействованы специалисты из самых разных сфер:

  • Археология;
  • История;
  • Мифология;
  • Культурология;
  • Эпиграфика;
  • Религиоведение;
  • Эзотерика;
  • Психология;
  • Астрология;
  • Алхимия.

И тут читатель вправе потребовать объяснений. Ладно история, археология, но причём здесь психология и астрология? Всё просто:

Лилит в астрологии отождествляется с чёрной луной, мнимый спутником Земли. Астрономия не подтверждает его существование. Но астрологи утверждают, что светила влияют на характер человека. Если есть в астрологической карте некая планета — это отразится на характере. Некоторые специалисты этой области идут от обратного: обнаруживают у человека влияние

  • некой чёрной луны, из-за чего утверждают о её существовании. Но чаще он принимается за условность;

Символ Чёрной Луны Лилит — мнимой планеты в астрологии

  • Лилит в психологии отождествляется с анимой. Это архетип, женское начало в мужчине. Он — источник чувственного и способен проявляться во снах. Иногда аниму разделяют на положительную и отрицательную, где Лилит выступает в качестве отрицательной части.

В древности существовал культ богини Лилит

Хотя корни образа Лилит невозможно проследить, можно с уверенностью говорить о том, кто такая эта легендарная женщина. Любой культ — это ритуал и миф, лежащий в его основе. Мы ничего не знаем о ритуале Лилит и имеем лишь эхо того, что было обосновывающим его мифом. Но даже этого достаточно, чтобы оценить значимость божества Лилит.

Она явно была богиней-Матерью, одной из первых. Вряд ли это злое божество, но в то же время она — божество пугающее, потустороннее, требующее благоговейного почтения. Есть в ней некоторый хтонический дух, хотя, конечно, такие утверждения близки к спекуляциям, обосновать их нечем.

«Леди Лилит» Джона Кольера — одно из самых известных изображений первой жены Адама

Но мы с уверенностью можем заключить, что Лилит пришла в семитскую культуру из более древней — вавилонской традиции, а туда — из ещё более ранних верований. Разумеется, та Лилит, демон, которого мы имеем в еврейском письменном и устном наследии, мало имеет общего со своим прототипом.

Реставрировать образ подлинной Лилит вряд ли возможно, но подобраться к задокументированной крайней точке мы можем.

Первая ипостась Лилит — вампирша и душительница детей

Как богиня-Мать, Лилит ассоциируется с материнством, но при этом она довольно странная по людским меркам мать. Если читатель знает, то сразу вспомнит греко-римского Кроноса-Сатурна — бога времени, который пожирал своих детей.

Этот образ нам ясен и не вызывает вопросов: время всепоглощающе, оно даёт жизнь и разрушает её. Возможно, этот образ косвенным образом восходит к изначальному культу Лилит — дающей и отбирающей жизни.

Образ богини-Матери, вроде Лилит, порой, сложно интерпретировать извне. Например, иконография богини Кали очень сложна, и мало кто поймёт её правильно

Похожий образ есть в индуизме. Богиня Кали — это Великая Мать, но она же — уничтожительница ложного эго, богиня прекращения материального существования. Но в этом акте смерти нет ничего губительного и окончательного, так как умирание — это переход в духовную сферу, а значит, в образе убивающей Матери нет негативных коннотаций. Бояться её должны лишь демонические сущности, привязанные к ложному эго, погрязшие в материальных грехах, ставшие их рабами, если говорить по-христиански.

Но в случае с Лилит примечательно, что убивает она исключительно детей. Она делает следующее:

  • Душит;
  • Выпивает кровь;
  • Обгладывает кости.

Это сложно интерпретировать однозначно и вряд ли тут есть какие-то положительные толкования. Именно такая, отрицательная ипостась Лилит широко известна в древнем мире:

  • у шумеров;
  • у хеттов;
  • у ассирийцев;
  • у вавилонян.

В письменных источниках вавилонян эта ипостась наиболее известна под именем Ламашту. Миф описывает эту богиню:

«она зловеща, она упряма, она богиня; ужасна она. Она подобна леопарду, дочь Ану. Её ступни как у (птицы) Зу, её руки грязны, у неё морда всесильного льва. Она поднимается из зарослей тростника. Её волосы распущены, её груди обнажены. Её руки перемазаны кровью и плотью. Она без спроса проникает через окно, она ползает как змея. Она пробирается в дом, и снова его покидает».

Ламашту — богиня, чьи черты очень схожи с Лилит

Не стоит путать Ламашту и Ламассу. Ламассу — это добрый дух, лев (или бык) с человеческой головой и крыльями. А Ламашу — это демон-убийца, женщина с головой льва.

Ламашту находится рядом с беременной женщиной, пристально следит, выжидая возможность навредить. Это злое, грязное существо с вредной человеку природой. Ламашту — разрушительница, вампир, людоед. Её стихия — ночь, мрак. Свет же это существо похищает. Она коварна и люто ненавидит род человеческий, особенно — детей с матерями. А к мужчинам она испытывает сексуальное влечение, ибо похотлива по своей природе. И к этому мы ещё вернёмся в следующем разделе.

Дух Ламассу созвучен Лилит и родственной ей Ламашту, но не имеет с ними ничего общего

Нередко исследователи отмечают, что на основе Лилит греки придумали Ламию — прекрасную женщину, которую боги превратили в чудовище и убили её детей. Она мстит чужим детям, пьёт их кровь и может превращаться в красавицу, чтобы соблазнять мужчин. У этого мифа множество вариаций.

Есть немало других богинь, чьи черты и истории перекликаются с известным о Лилит: Ардат Лили, Ламмея, Морну, Эмпуса, Лилиту, Геката и т.д.

Вторая ипостась Лилит — соблазнительница

Скорее всего, образ соблазнительницы стал присущим Лилит позднее, чем образ матери. Вероятно, он восходит к богине Иштар или некому её аналогу.

Иштар — одна из главных богов аккадской мифологии. Она отвечает за плодородие, любовь, сексуальную энергию. У шумеров ей соответствовала богиня Инанна.

Иштар — положительная и особо почитаемая богиня. Для её культа была характерна храмовая проституция: каждая женщина хоть раз в жизни должна была отдаться чужому мужчине в храме. Это было культовое действие с глубоким религиозным подтекстом.

На образ Лилит наложила отпечаток культовая проституция Древнего Востока.

Подходить к культовой проституции с христианской моралью некорректно, так как это происходило на Востоке, за века до Моисея и Священного Писания, так что имелся свой менталитет и своё же отношение к сексу. Если для современного христианина с религиозной точки зрения эти действа дики, то в ту эпоху было постыдно их избегать.

Иштар — аккадская богиня, у которой масса общих черт с Лилит

Женщину, которая отдаётся в храме в ритуальных целях, в Библии называли кедеша. В русском переводе этот смысл утрачен:

(Быт 38:14 –15)

«И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. «

Даже Геродот упомянул в своих трудах священную проституцию. Она шокировала его.

Разумеется, в религиозной конкуренции всё исказилось. Иштар переименовали на греческий манер — Астарта и нарекли демоном Астаротом. Черты богинь слились и перепутались, так что вместо богини-Матери возникла кровожадная блудница, отчего-то ненавидящая человечество.

Сцена влюблённых на стене индийского храма демонстрирует раскрепощённое отношение к интимной жизни на Востоке

Потребовался миф, который мог бы объяснить эту путаницу. Так возникли ранние версии рассказа о Лилит — бессмертном демоне и первой жене Адама. Она якобы искушала мужчин, охотилась за его семенем, чтобы рождать демонов, а женщин с их детьми убивала. Поэтому Лилит проникает по ночам в спальни одиноких мужчин и берёт их против воли.

Эта история разрасталась за счёт религиозной и оккультной литературы, например Талмуда и Каббалы.

В некоторых традициях и по сей день живо верование в мстительную Лилит. Там и поныне над кроватями детей вешают обереги.

Именно эти два аспекта Лилит слились воедино в талмудической традиции, которая значительно расширила и дополнила информацию из Священного Писания, а скорее всего — и создало миф Лилит.

Лилит тесно связана с совами

Образ Лилит тесно связан с совами. Эти ночные животные летают по ночам, а Лилит, как известно, — ночное существо. И пусть она невероятно красива, всё же ей часто приписывают совиные лапы или когти.

Конечно, она не единственная, кто связан с совами. В греческой мифологии известны совы-демоны, которые ночами сосали кровь младенцев. Они точно так же пробираются дома. А иногда — пожирают печень, что отсылает нас к мифу о Прометее.

Любопытно, что отождествление совы с демонической женщиной или кровопийцей характерно для разных традиций, например, Малайзия: Лангсуира — демон, может превращаться в сову или соблазнительную женщину.

Сова неясыть, по верованиям греков, пьёт кровь детей. Это роднит её с Лилит

Мы не знаем значение слова «Лилит» (есть версия, что от шумерского «лиль» — «воздух, ветер; дух, призрак»)., но очевидно, что оно связано с другим — «Стрига» (варианты в мифологии: Астариба, Астрига, Гистера):

  1. Стригой — молдавская и румынская ведьма-вампир, заложный покойник.
  2. Стрига — сова сипуха (рум.).
  3. Стикс — сова неясыть (лат.), по поверьям, пьющая кровь детей.
  4. Штрига — ведьма в карпато-балканской демонологии, пьющая кровь детей
  5. Штрига — в словацких диалектах душа ведьмы, принявшая вид бабочки, вампир.
  6. Стригия — «кричащая сова» (лат.), название демона, нападавшего на людей по ночам.
  7. Стригон — ведьма у южных славян.
  8. Штрига — вид вампира у Албанцев.
  9. Стржига — демон в легендах Силезии, иногда изображался как сова.

У итальянцев стрига — это и злая старуха и ведьма, заключившая союз с дьяволом. У французов некогда было слово «estrie» — тоже обозначавшее существо вроде вампира. В Португалии такое же слово означает ведьму.

Это далеко не полный список.

Исследователь Зигмунд Гурвиц, автор «Книги Лилит», приходит к выводу, что во многих языках «ведьма» и «ночная сова» называются одним и тем же словом. Он приводит такие сведения:

«Интересна сказка, придуманная испаноговорящей еврейкой из Палестины, которая была опубликована Нанауэром , процитирована Томпсоном и, позднее,Джошуа Трахтенбергом . В ней речь идёт о похожей на Лилит фигуре по имени Ла Бруша . Она пробирается в комнату роженицы в виде огромного чёрного кота, и похищает ребёнка. Её имя происходит от испанского “bruja” что по-португальски звучит как “bruxa ” и соответствует провансальскому “bruesche”. Так же как и “Стрига” это слово обозначает “ведьму”, или “ночную сову”».

В связи с этим интересно обратить внимание не Священное Писание. Единственное место, где предположительно Лилит названа по имени:

(Ис. 34:13–14)

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой»

Большинство исследователей видят здесь не имя, а прилагательное «ночное», а некоторые утверждают, что речь идёт о ночной сове. Учитывая тесную связь совы и Лилит, это довольно любопытная версия.

Очень интересна находка — терракотовый рельеф Бёрни, созданный около 1950 года до н.э. Он утратил цвет, но уже выяснено, что раньше окраска была чёрно-красной. На этом изделии изображена красивая обнажённая женщина с крыльями и в окружении двух сов.

Богини Лилит, Иштар, Инанна и др. так похожи, что нельзя сказать, кто из них изображён на рельефе Бёрни. В пользу Лилит — наличие сов

Кто эта богиня — неизвестно. Версий много, предпочесть ту или иную нет причин.

Часто называют Иштар, но противники этой версии сообщают, что она не имела никакого отношения к совам, так что, возможно, речь идёт о Лилит.

Лилит фигурирует в библейских апокрифах

Появление Лилит в иудейской традиции довольно позднее. Это не времена Моисея, не годы жизни Платона или Христа, а уже наша эра. Например, Вторая книга Варуха. Это еврейский апокалипсис. В нём есть такие строки:

(2 Вар. 10:8)

«Я обращусь к морским сиренам. К Лилит, которые выходят из диких мест. И к шеддим и танним, живущих в лесах»

Вариант перевода:

(2 Вар. 10:8)

«Я буду взывать к морским сиренам и вы, лилиты, спешите сюда из пустыни; демоны и драконы, поспешайте из леса, пробудитесь и препояшьтесь вретищем. Воспойте вместе со мною погребальную песнь, стенайте вместе со мною»

Ряд гностических источников упоминает некое существо по имени Элелет, которое тоже отождествляют с Лилит.

Около III или IV века нашей эры впервые упомянут апокриф «Завещание Соломона», который, будучи написан по-гречески, восходит к утраченным еврейским источникам. В этом тексте Соломон встречается с созданием по имени Обизуфь, которое сообщает ему о себе:

«Я называюсь среди людей Обизуфь; и по ночам я не сплю, а брожу своими кругами по всему миру и посещаю женщин при деторождении. И в назначенный час я занимаю своё место, и если мне везет, я удавляю ребенка. Но если нет — я удаляюсь в другое место, потому что я не могу за одну ночь остаться безуспешной. Ибо я – жестокий дух с мириадами имен и множеством образов. И ныне я блуждаю туда-сюда. И я отправляюсь на закате моими кругами. Но ныне, как бы ты не запечатывал меня окрест кольцом Бога, ты ничего не сделаешь. Я не остановлюсь перед тобою, и ты бессилен командовать мною. Ибо я не имею никакой иной работы, кроме как уничтожаю детей, делаю их уши глухими, творю вред их глазам и спутываю их уста узами, и гублю их разум, причиняю боль их телам».

Апокриф описывает внешность демона: тело из тьмы, яркий и радостный взгляд, волосы, растрёпанные как у дракона, а остальное тело невидимо. Голос был отчётливым (чистым) и проникал в Соломона.

К слову, Соломон встречается с Лилит и в других апокрифах. Есть версия, что две блудницы, которые спорили из-за того, чей же ребёнок, это два демона — Лилит и Наама, которая, кстати, тоже часто выступает как персонификация Лилит.

А если здесь же вспомнить, что и гостья Соломона, царица Савская, тоже рассматривается как воплощение Лилит, то выходит, демоница регулярно навещала царя.

Библейские апокрифы рассказывают, что одна за женщин, которых судил Соломон, — Лилит

Средневековые апокрифы — источник большинства сведений о Лилит

Пожалуй, справедливо опираться на самые старые сведения, чтобы увидеть исконный облик Лилит. Чем старше источник, тем он менее надёжный. Однако именно средневековые рукописи сформировали представление о Лилит в массовом сознании.

  • Алфавит Бен-Сиры

Создан в VII–X вв. Пародийный текст на еврейском языке. Он сатирически относится к библейским сюжетам. Именно отсюда и взята история о том, что Лилит сказала Адаму: «Я не лягу под тебя», поскольку тоже была создана из земли, а значит, равна Адаму.

Здесь же приводится история о бегстве Лилит и преследующих её трёх ангелах.

  • Книга ангела Разиэля

Это гримуар XIII века. Его якобы дал ангел Адаму, а по другой версии — Ною, так что сами создатели книги не определились. Есть масса редакций. По сути это — компиляция из разных мистических текстов. Здесь есть текст заклинания против Лилит. Озвучивают мнение, что это восходит к преданию о том, как Лилит пыталась соблазнить святого. Часто речь идёт об Илии. Эта устная легенда, записи которой довольно поздние (XVII век).

Основные сведения о Лилит — выдумка средневековых фальсификаторов

По одной из версий, святой смог удержаться от искушения, а по другой — нет. Всё зависит от того, каких взглядов придерживалась та или иная гностическая традиция.

Лилит проникла в каббалистическую традицию

Позднее Средневековье продолжает развивать миф о Лилит, опираясь на двойственный образ из талмудических комментариев. Набирает популярность мнение, что первый человек, Адам Кадмон, — это андрогинное существо, гермафродит. Ведь Бог — это абсолют, он включает в себя любую природу, а не только мужскую. Значит и Адам, сотворённый по образу и подобию, должен быть таким же.

Когда Адама Кадмона разделили на два существа, Адама и Еву, Лилит покинула его, отправилась на побережье, чтобы соблазнять мужчин и сбивать с праведного пути:

«Когда Адам встал, получив живую душу, его Нуква была помещена ему в бок, а святая душа в нем распространялась в сторону мужского свойства и в сторону женского свойства, и хватало ее и тому, и другому – и мужчине, и женщине, поскольку она сама состояла из мужского и женского свойств. А затем рассек Творец Адама и исправил его Нукву. Сказано об этом: “И выстроил Господь Бог ребро” — т.е. сторону, как сказано: “к стороне скинии” . ”И привел ее к Адаму” — т.е. исправлениями привел ее, как невесту к хупе.

Увидев это, Лилит убежала, и находится она в больших средиземноморских городах. И до сих пор она готова вредить жителям мира. Когда же в будущем Творец разрушит нечестивый Рим, и будет разрушение миру — поднимется эта Лилит из моря, и водворит Он ее в римском разрушении, ибо она – разорение мира. Сказано об этом: ”Там отдохнет Лилит и найдет себе покой”»

Ряд еврейских комментаторов утверждают, что после изгнания из Эдемского сада Адам долгое время вступал в отношения не с Евой, а с Лилит и другими демонами, чем дал жизнь их многочисленному нечистому потомству.

Средневековые тексты превратили Лилит в мстительного демона

Продолжая очернять образ Лилит, Каббала рассказывает о Самаэле (отожествляется с сатаной), спутнике первой женщины. При этом сама Лилит получает два проявления:

  • Первая Лилит — спутница Самаэля;
  • Вторая Лилит — спутница Асмодея (от имени демонического Аэшма-дэва в Авесте).

Причём обе Лилит — единое существо.

Этот тёмный образ Лилит получил развитие в арабских мифах. Там появился женский демон Карина, и мужской — Карин, которые создают разногласия между мужем и женой, а также пытаются навредить детям. Карина приходит к мужчине во снах и всячески пытается вытеснить женщину из его жизни.

Лилит — последствие многовекового развития патриархальных идей

Образ Лилит, безусловно, восходит к архетипам в психике человека. Не зря десятки культур по всему миру в разных формах почитают богиню-Мать. Мы видим в образе Лилит явные отпечатки традиций, которые этот образ смог пережить, например, аккадской мифологии. Лилит переняла сексуальные коннотации, но также впитала и некоторые мистические черты, связывающие её с совой.

Ясно, что при противостоянии культур у Лилит не было ни единого шанса сохранить привлекательность своего образа:

  • Пропаганда иудаизма превращала чужих богов в злых демонов;
  • Раскрепощённая традиция Востока не была приемлема для Запада;
  • Символика образа Лилит забыта, а её внешние проявления внушали не разбирающимся в традиции людям ужас.

Затем Лилит стала жертвой мистических спекуляций гностиков и каббалистов, но главный удар ей нанесли ещё раньше — лидеры патриархальных сообществ. Допустить почитание женского божества среди народа они просто не могли.

Так Лилит превратилась в символ буйной, непокорной, а потому порицаемой женской натуры, образцом слишком самостоятельной, слишком распутной, слишком непонятной обществу личности. Её образ противопоставлялся безропотной Еве, а главное — альтруистичной Есфирь.

Иудеи противопоставляли Есфирь Лилит, как образец праведности

Эти женщины стали образцом праведной спутницы жизни в семитском обществе (хотя Ева ещё и — неправедной, по ситуации).

Важный аргумент в этой борьбе — создание по образу и подобию Божьему Адама, но не Евы. А потому равная ему Лилит преподносилась как ошибка, демон, зло, враг рода человеческого. Нетрудно тут проследить женоборческий мотив: жена, непокорная мужу, — это такое же зло, противопоставленное благодатному человечеству.

И хотя у Лилит сегодня есть свои почитатели, в большинстве своём — это лишь приверженцы модных оккультных учений, где распространена зрелищная сатанинская атрибутика.

Самое печальное в этом — вывернутый наизнанку образ свободной Матери, которое человечество за сорок веков превратило в демона, пьющего кровь младенцев.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *